Что значит разрешение в музыке

Разрешение (музыка)

Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение невозможно.

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Разрешение аккордов

Что значит разрешение в музыке

Что значит разрешение в музыке

Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Разрешение (музыка)» в других словарях:

Разрешение — Разрешение: Разрешение сделать что то антоним к слову «запрет». Позволение сделать что то запрашиваемое, в том числе документ, это подтверждающий; Разрешение на работу; Разрешение на временное проживание; Разрешение на поселение; Разрешение … Википедия

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

Музыка (значения) — В Викисловаре есть статья «музыка» Музыка: Музыка вид искусства. Музыка старейшее музыкальное издательство России. Музыка вокально инструментальный ансамбль СССР 60 80х годов (худ. рук. Н. Воробьев) … Википедия

Музыка в Третьем рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный… … Энциклопедия Третьего рейха

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Пётр I и музыка — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Содержание … Википедия

Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی‎) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия

Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия

Блатная музыка — Блатной жаргон (музыка) Блатная песня … Википедия

Источник

Что значит разрешение в музыке

Разрешение

Разрешение – это соединение голосов в интервалах или аккордах, при котором как минимум один голос в первом многозвучии должен приходить в строго определенный голос второго многозвучия, и никак иначе. Как правило, это вводные тона и хроматические тона в ладу или септима септаккорда. Сама суть разрешения сводится к движению неустойчивых тонов в устойчивые. Степень устойчивости устанавливается ладом (сами по себе звуки не могут быть неустойчивыми, аккорды могут, но любой неустойчивый=напряженный аккорд с разной степенью напряженности тяготеет ко всем возможным тональностям). Только лад определяет меру устоя (неустоя).

Подробно с разрешением следующих интервалов вы можете ознакомиться здесь:

Несколько примеров разрешения вводных и хроматических ступеней в ладу До мажор (Ля минор):

Что значит разрешение в музыке

Примеры разрешения хроматических ступеней:

Что значит разрешение в музыке

Разрешение в интервалах

Насчет диатонических интервалов в ладу вне рамок цифровки (аккордовой последовательности) нет строгих предписаний к разрешению, здесь будут варианты соединения. Исключение составляет диатонический тритон, который должен быть разрешен. А вот с интервалами, содержащими хроматические ступени, в силу вступают строгие правила разрешения, причем энгармонизм в записи (диез или бемоль) качественно влияет на исполнение правила разрешения.

Хроматические интервалы разрешаются по общему правилу: увеличенные в сторону увеличения (в более широкие), а уменьшенные в сторону уменьшения. Повышающий ступень диез (реже бекар или дубль диез) определяет направление тяготения хроматического звука и задает движение ступени (голоса) вверх, а понижающий знак альтерации бемоль (реже бекар или дубль бемоль) задает движение голоса вниз.

увеличенная секунда (ув.2) разрешается:

Источник

Разрешение интервалов

Что значит разрешение в музыке

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.

Вообще интервалы важная и полезная вещь. На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.

Это может звучать очень красиво. Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее.

Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.

Вообще интервалы вещь достаточно «магическая» и в ней кроется много чего интересного. Например, увеличенный интервал как мы знаем при разрешении увеличивается (яркий пример того как это мы рассматривали здесь: http://gorstorehov.com/page/umenshennaya-kvinta-i-uvelichennaya-kvarta).

Много интересного таят в себе и обращения интервалов. Например малый интервал при обращении превращается в большой и наоборот.

Кроме того не всегда расстояние между звуками в полтора тона, к примеру означает интервал м3. Иногда одно и то же созвучие можно назвать по-разному.

Сегодня же давайте поподробнее поговорим на тему разрешения.

Когда речь заходит про разрешение, то сразу же вспоминается доминантсептаккорд. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.

Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.

На практике это будет звучать хорошо.

Значит фа у нас надо перевести в ми, а вторую ми оставить на месте.

Что значит разрешение в музыкерис. 1

Что значит разрешение в музыкерис. 2

А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.

Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.

Что значит разрешение в музыкерис. 3

То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.

Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.

Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.

Дополнение: косвенное разрешение

Правда в отношении диссонансных интервалов вроде секунд и септим существует такое понятие как косвенное разрешение.

Суть его в том, чтобы сначала перевести диссонансный интервал в консонансный, а потом уже разрешить по правилу ладового тяготения.

Итак, в нашем случае правильное разрешение м2 будет выглядеть так:

Что значит разрешение в музыкерис. 4

Разрешение характерных интервалов

Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?

Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.

Как мы знаем чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень. Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).

В гармоническом мажоре это следующие созвучия:

Что значит разрешение в музыкерис. 5

Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.

Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.

А вот характерные интервалы в гармоническом миноре (о нём мы писали здесь: http://gorstorehov.com/page/kak-postroit-minornie-gammi):

Что значит разрешение в музыкерис. 6

Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).

Источник

Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

Что значит разрешение в музыкеНе каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

Разрешение уменьшённых трезвучий

Что значит разрешение в музыкеУменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

Что значит разрешение в музыке

В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

Что значит разрешение в музыкеПоэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

Что значит разрешение в музыкеГармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

Разрешение увеличенных трезвучий

Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

Что значит разрешение в музыке

Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

Что значит разрешение в музыке

Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

Разрешение трезвучий – подведём итоги

Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

Что значит разрешение в музыке

На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

Источник

Разрешение (музыка)

Ладовое разрешение интервалов

Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.

При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке

Вообще, что же такое интервалы в музыке и сольфеджио?

Чистая прима(ч.1) количество ступеней 1, количество полутонов 0, количество тонов 0Малая секунда(м.2) количество ступеней 2, количество полутонов 1, количество тонов 0,5Большая секунда(б.2) количество ступеней 2, количество полутонов 2, количество тонов 1Малая терция(м.3) количество ступеней 3, количество полутонов 3,количество тонов 1,5Большая терция(б.3) количество ступеней 3, количество полутонов 4, количество тонов 2Чистая кварта(ч.4) количество ступеней 4, количество полутонов 5, количество тонов 2,5Увеличенная кварта(ув.4) количество ступеней 4, количество полутонов 6, количество тонов 3Уменьшённая квинта(ум.5) количество ступеней 5, количество полутонов 6, количество тонов 3Чистая квинта(ч.5) количество ступеней 5, количество полутонов 7, количество тонов 3,5Малая секста(м.6) количество ступеней 6, количество полутонов 8, количество тонов 4Большая секста(б.6) количество ступеней 6, количество полутонов 9, количество тонов 4,5Малая септима(м.7) количество ступеней 7, количество полутонов 10, количество тонов 5Большая септима(б.7) количество ступеней 7, количество полутонов 11, количество тонов 5,5Чистая октава(ч.8) количество ступеней 8, количество полутонов 12, количество тонов 6

Виды интервалов в музыке

Название интервала всегда читается от основания (нижний звук) к вершине (верхний звук), за исключением мелодических нисходящих, которые читаются от вершины к основанию с указанием направления движения.

У каждого интервала есть качественная и количественная величина. Количество ступеней, из которых состоит интервал, является его количественной (ступенной) величиной. Количество тонов и полутонов, из которых состоит интервал, является его качественной (тоновой) величиной. Название интервала зависит от количества составляющих его ступеней и тонов.

Простыми называют интервалы, образующиеся в рамках октавы, всего их 8. В названии интервалов используются количественные числительные на латинском языке, которые показывают, какой по счету ступенью является верхний звук по отношению к нижнему. Также используется сокращенное обозначение цифрами.

Поскольку между двумя соседними ступенями может быть от полутона до тона, для описания качественной величины интервала прибегают к словам: малая, большая, увеличенная, уменьшенная, чистая. Между основными ступенями в пределах октавы чистыми получаются прима (0 тонов), кварта (2,5 тона), квинта (3,5 тона) и октава (6 тонов), малыми и большими — секунда (0,5 тона и 1 тон), терция (1,5 тона и 2 тона), секста (4 тона и 4,5 тона), септима (5 тонов и 5,5 тона), увеличенной — кварта (3 тона), уменьшенной — квинта (3 тона). Эти интервалы называются основными или диатоническими. Понизив или повысив на хроматический полутон одну из нот, составляющих диатонический интервал, можно этот интервал уменьшить или увеличить. Исключением является чистая прима — ее можно только увеличить. Из чистых и больших интервалов получаются увеличенные, из чистых и малых — уменьшенные интервалы.

Составные интервалы в музыке — это интервалы, которые шире октавы. Они образуются с помощью прибавления к простому интервалу нужного количества дополнительных октав.

Консонирующие интервалы — чистые прима, октава, кварта, квинта, малые терция и секста, большие терция и секста — по характеру звучания созвучные, согласные, сливающиеся. Считающиеся диссонирующими — малая и большая секунды, «тритон», малая и большая септима — звучат резко, разнозвучно.

Интервалы в музыке

В музыкальной теории интервалом называют расстояние между двумя звуками, которое, в свою очередь, измеряется тонами и полутонами. Полутоном является самое близкое расстояние между звуками, то есть это соседние клавиши. Один тон равен 2 полутонам.

Что значит разрешение в музыке

Любой интервал имеет тоновую и ступеневую величину, которые и определяют само понятие. Величина ступеневая определяет то, сколько ступеней находится между двумя звуками, а тоновая величина, в свою очередь, определяет количество тонов. Например, интервал ми-ля бемоль является уменьшенной квартой хотя по звучанию похож на большую терцию и энгармонически равен ей. Однако ступеней всего 4, а значит, это всё-таки кварта.

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Чем отличаются форматы цифрового звука

Цифровой звук — очень длинная последовательность цифр.
Однако эти цифры можно закодировать по-разному. Например, на компакт-диске
музыкальные файлы хранятся в формате с расширением WAV. Его главная проблема —
он занимает слишком много места, так как вся информация оцифровывается без
применения алгоритмов сжатия.

Чтобы уменьшить объем занимаемого пространства, были
придуманы математические алгоритмы — аудиокодеки, которые сжимают цифровые
звуковые данные в соответствии с определенными психоакустическими моделями. При
этом есть две основные разновидности компрессии: сжатие без потерь и сжатие с потерями.

Наиболее известный формат сжатия с потерями — MP3. Его
разработчики сделали ставку на то, что человеческое ухо несовершенно и в
несжатом звуке передается много избыточной информации. Алгоритм разбивает весь
частотный спектр на небольшие части, а затем удаляет звуки, которые практически
не воспринимаются человеком.

Качество MP3-файлы безвозвратно ухудшается по сравнению с
оригиналом, однако сам файл может весить в 10 раз «легче» исходника. При этом
пользователь может выбирать степень сжатия файла. Для этого существует
показатель битрейта — фактически, это пространство, необходимое для хранения секунды
музыки. Удлинитель или сетевой фильтр: что выбрать для дома

Чем выше битрейт, тем выше качество звука. Например, при битрейте
128 килобит в секунду для пяти минут музыки потребуется всего лишь около пяти
мегабайт на жестком диске или флешке. Считается, что оптимальным битрейтом для
хранения музыкальных файлов в формате MP3 являются показатели 256 или 320 килобит
в секунду.

Другим популярным форматом сжатия с потерями является OGG
Vorbis. В отличие от MP3, он был изначально бесплатным с открытым кодом,
поэтому быстро снискал популярность среди независимых разработчиков. По
качеству он ничем не уступает MP3, хотя использует собственную
психоакустическую модель для компрессии файла.

WMA — формат сжатия звука с потерями, который разработала
корпорация Microsoft. Его можно отыскать в любой операционной системе Windows,
однако среди пользователей он не особо популярен. Еще одним относительно
распространенным аудиокодеком сжатия с
потерями является AAC, который отличается от MP3 чуть меньшей потерей качества
при равном битрейте.

Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке

Таблица характерных интервалов

в мажоре и миноре тональностей до 7-и знаков при ключе

знаковпри ключеХарактерные интервалыв мажореХарактерные интервалыв миноре
0 знаковпри ключеДо мажор:Что значит разрешение в музыкеЛя минор:Что значит разрешение в музыке
1 знакпри ключеСоль мажор:Что значит разрешение в музыкеМи минор:Что значит разрешение в музыке
Фа мажор:Что значит разрешение в музыкеРе минор:Что значит разрешение в музыке
2 знакапри ключеРе мажор:Что значит разрешение в музыкеСи минор:Что значит разрешение в музыке
Си-бемоль мажор:Что значит разрешение в музыкеСоль минор:Что значит разрешение в музыке
3 знакапри ключеЛя мажор:Что значит разрешение в музыкеФа-диез минор:Что значит разрешение в музыке
Ми-бемоль мажор:Что значит разрешение в музыкеДо минор:Что значит разрешение в музыке
4 знакапри ключеМи мажор:Что значит разрешение в музыкеДо-диез минор:Что значит разрешение в музыке
Ля-бемоль мажор:Что значит разрешение в музыкеФа минор:Что значит разрешение в музыке
5 знаковпри ключеСи мажор:Что значит разрешение в музыкеСоль-диез минор:Что значит разрешение в музыке
Ре-бемоль мажор:Что значит разрешение в музыкеСи-бемоль минор:Что значит разрешение в музыке
6 знаковпри ключеФа-диез мажор:Что значит разрешение в музыкеРе-диез минор:Что значит разрешение в музыке
Соль-бемоль мажор:Что значит разрешение в музыкеМи-бемоль минор:Что значит разрешение в музыке
7 знаковпри ключеДо-диез мажор:Что значит разрешение в музыкеЛя-диез минор:Что значит разрешение в музыке
До-бемоль мажор:Что значит разрешение в музыкеЛя-бемоль минор:Что значит разрешение в музыке

Таблица всех характерных интервалов во всех тональностях дана учащимся для проверки знаний. Ее невозможно вызубрить. Для того, чтобы разобраться с построением и разрешением характерных интервалов, — изучайте материалы, представленные непосредственно до самой таблицы.

Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?

Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).

Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:

Что значит разрешение в музыке

Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:

Что значит разрешение в музыке

Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

Что значит разрешение в музыке

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:

Что значит разрешение в музыке

Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.

Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх

Что значит разрешение в музыке

Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх

Что значит разрешение в музыке

Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх

Что значит разрешение в музыке

Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх

Что значит разрешение в музыке

Разрешение

Разрешение – это соединение голосов в интервалах или аккордах, при котором как минимум один голос в первом многозвучии должен приходить в строго определенный голос второго многозвучия, и никак иначе. Как правило, это вводные тона и хроматические тона в ладу или септима септаккорда. Сама суть разрешения сводится к движению неустойчивых тонов в устойчивые. Степень устойчивости устанавливается ладом (сами по себе звуки не могут быть неустойчивыми, аккорды могут, но любой неустойчивый=напряженный аккорд с разной степенью напряженности тяготеет ко всем возможным тональностям). Только лад определяет меру устоя (неустоя).

Подробно с разрешением следующих интервалов вы можете ознакомиться здесь:

увеличенная секунда (ув.2)уменьшенная терция (ум.3) и увеличенная терция (ув.3)уменьшенная кварта (ум.4), увеличенная кварта (ув.4 — тритон) и дважды увеличенная кварта (ув.ув.4)уменьшенная квинта (ум.5 — тритон), увеличенная квинта (ув.5)уменьшенная секста (ум.6) и увеличенная секста (ув.6)уменьшенная септима (ум.7)

Несколько примеров разрешения вводных и хроматических ступеней в ладу До мажор (Ля минор):

Примеры разрешения хроматических ступеней:

Что значит разрешение в музыке

Разрешение в интервалах

Насчет диатонических интервалов в ладу вне рамок цифровки (аккордовой последовательности) нет строгих предписаний к разрешению, здесь будут варианты соединения. Исключение составляет диатонический тритон, который должен быть разрешен. А вот с интервалами, содержащими хроматические ступени, в силу вступают строгие правила разрешения, причем энгармонизм в записи (диез или бемоль) качественно влияет на исполнение правила разрешения.

Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке

Хроматические интервалы разрешаются по общему правилу: увеличенные в сторону увеличения (в более широкие), а уменьшенные в сторону уменьшения. Повышающий ступень диез (реже бекар или дубль диез) определяет направление тяготения хроматического звука и задает движение ступени (голоса) вверх, а понижающий знак альтерации бемоль (реже бекар или дубль бемоль) задает движение голоса вниз.

увеличенная секунда (ув.2) разрешается:

уменьшенная терция (ум.3) разрешается в чистую приму (унисон):

увеличенная терция (ув.3) разрешается в чистую квинту (ч.5):

увеличенная кварта (ув.4) разрешается:

в большую или малую сексту (б.6, м.6)

уменьшённая квинта (ум.5) разрешается:

в большую или малую терцию (б.3, м.3)

в чистую кварту (ч.4)

уменьшенная секста (ум.6) разрешается в кварту (ч.4):

увеличенная секста (ув.6) разрешается в октаву (ч.8):

уменьшённая септима (ум. 7) разрешается:

Разрешение в аккордах

Разрешение потребуется в уменьшенных и увеличенных трезвучиях, в доминантсептаккорде (см. разрешение доминанты), в аккордах с задержанием, и в аккордах, построенных на хроматических ступенях лада. Почти все они будут разрешаться в аккорд трезвучия (доминантсептаккорд – в утроенный основной тон с терцией).

Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке

Помимо соблюдения правил разрешения не допускается параллельное движение квинт в голосоведении, если за этим не стоит особый замысел произведения.

Разрешения в джазе

В джазе приветствуется параллелизм, в джазе более насыщенная диссонансами вертикаль, в джазе доминанта по другому разрешается в тонику (Разрешение доминанты в тонику). Однако, септима доминантсептаккорда чаще всего движется на секунду вниз. Септима других септаккордов ведет себя свободно. В джазе имеются нонаккорды, квартосодержащие аккорды и политональные аккорды, к тому же, джазовая фактура сильно отличается от классической, которая легла в основу базового курса гармонии. В блокаккордовой фактуре разрешения не употребляются, акустически при таком плотном и насыщенном голосоведении не прослеживаются.

Что значит разрешение в музыке

Мажорные интервалы

Первая пара характерных интервалов является общей и для мажорного, и для минорного лада. В гармоническом ладу увеличенная секунда и её обращение, уменьшённая септима, строятся на следующих ступенях:

На слух их обнаружить немного легче, чем тритоны. Характерные интервалы в мажоре создают довольно специфические созвучия, которые ни с чем не перепутаешь. К примеру, увеличенная секунда, то есть 6 и 7 ступени в гармоническом ладу, при постепенном гаммообразном движении создают некий восточный колорит, благодаря которому интервал легко узнаваем.

Что касается 2 пары, ув.5 и ум.4, её распознать и построить несколько сложнее, так как в мажоре и миноре она строится на разных ступенях. В этом и заключается сложность, которой пугают учащихся характерные интервалы. Сольфеджио требует максимальной концентрации внимания, дабы не упустить такую важную мелочь, как правильная ступень построения. Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:

Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.

Что значит разрешение в музыке

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Логический поиск характерных интервалов

Для студентов с развитым логическим мышлением, не привыкшим к зубрежке, а склонным к пониманию:Характерные интервалы не относятся к группе хроматических интервалов, которая намного шире по количеству самих входящих в нее интервалов. Они отечественной теоретической школой, скорее, отнесены к разряду интервалов диатонических, хотя, об этом не так часто упоминается. Это надо помнить, чтобы не запутаться и не начать изыскивать здесь какие-либо противоречия. По теории утверждение ступени лада в статус альтерированной ступени не может использоваться для диатонической ступени. А гармонические мажор и минор признаются теоретической школой как лады диатонические. В гармоническом же ладу гармоническая ступень – только условно альтерирована, по сути она ладовая и других ее вариантов не предполагается. Вот и вся разница. Противоречий нет, и все логически раскладывается по полочкам.

Для тех, кто очутился на экзамене с билетом в руках, не помнит материала, но имеет время на подготовку и карандаш с листком бумаги. Этого минимума достаточно, чтобы восстановить все, что забыто о характерных интервалах и выстроить самостоятельно то, что написано по этому поводу в учебниках по теории:

1) Характерные интервалы – это интервалы, строящиеся исключительно в гармоническом мажоре и миноре. Это единственное, что нужно запомнить, чтобы найти эти интервалы логическим путем.2) Гармоническая ступень просто обязана присутствовать в интервале. Иначе речь будет идти об интервалах, присутствовавших в натуральных мажоре или миноре, а нам нужен характерный интервал.3) Все диатонические интервалы в натуральных мажоре и миноре уже есть и есть тритон. Можете проверить, лучше поверить (м.2, б.3, м.3, б.3, ч.4, ув.4, ум.5, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7; приму с октавой рассматривать нецелесообразно).4) Если все диатонические интервалы в натуральных ладах есть и есть тритоны, то для гармонических ладов нужны другие интервалы, чтобы их можно было зачислить в разряд «необычных». Эти интервалы из разряда необычных и есть характерные интервалы. Они будут как раз увеличенные или уменьшенные, но без тритонов (ув.4 и ум.5), т.к. тритоны уже есть в диатонических мажоре и миноре.5) Включаем метод отбора для мажора. Берем шестую пониженную (гармоническую) и начинаем строить от нее секунду, терцию, кварту, квинту, сексту и септиму, еще не зная, где будет необычный интервал. Музыкантам нужно примерять каждый из этих интервалов к клавиатуре инструмента, за которым он лучше мыслит и может сопоставить для себя любой интервал от любой ноты в пределах октавы (90% привязаны к фортепиано). Все эти интервалы от этого звука (VI пониженной ступени) можно на листочке выписать подряд. Даем выписку сразу в 3-х тональностях:

6) Первая же секунда от VI гармонической ступени оказывается энгармонической (при измерении на клавиатуре) терцией (конечно же, это ув.2) – сразу нам подходит. Обводим ее и подписываем ув.2, а сами помним, что строится она на VI гармонической ступени (можно подписать сбоку).

Обратимая пара ее ум.7 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх. Смотрим, что строится она на VII ступени (можно подписать рядом).

7) Проверяем далее. Терция от VI ступени – оказывается б.3, кварта – ув.4 (нам не подходит, см. пункт 4.), квинта – оказывается энгармонической секстой (при измерении на клавиатуре) м.6 (по факту, ув.5) – это также нам подходит (обводим ее и подписываем ув.5, с указанием, что строится она на VI гармонической ступени).

Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке Что значит разрешение в музыке

Ее обратимая пара ум.4 – это вытекает из логики переноса нижнего голоса на октаву вверх (смотрим, что строится она на III ступени, что и помечаем карандашиком).

8) Секста – оказывается б.6, а септима – б.7, т.е. поиск завершен.

Все четыре характерных интервала для мажора мы нашли.

9) Для самых умных: поиск можно производить, подбирая интервалы вниз, а не вверх, как мы делали, тогда придем к тем же результатам, но от обратного.Для минора поиск характерных интервалов производится таким же методом. Предупреждаем результаты будут иными, подсказываем – получится 2 пары интервалов.

Вторая пара характерных интервалов

А вот вторая взаимно обратимая пара характерных интервалов для мажора и для минора будет строиться уже от разных ступеней.Потому что:Для мажора — в характерном интервале должна присутствовать VI гармоническая ступень, Для минора – в характерном интервале должна присутствовать VII гармоническая ступень.Разнящаяся для мажора и минора обращаемая пара характерных интерваловувеличенная квинта (ув.5) и уменьшенная кварта (ум.4)Для мажора:1) на VI ступени строится ув.5 соответственно (при обращении голосов)2) на III ступени строится ум.4

Для минора:1) на VII ступени строится ум.4соответственно (при обращении голосов)2) на III ступени строится ув.5

Краткая характеристика

О «разрешении» говорят преимущественно по отношению к интервалам и аккордам в мажорно-минорной тональности, от её истоков (конец XV века) до её распада (конец XIX — начало XX веков). Реже термин также используется в анализах старомодальной гармонии — в музыке, где мажорно-минорная тональность ещё не сформировалась, но присутствуют её элементы. Например, в готической каденции, характерной для многоголосия Ars antiqua и Ars nova, конкорд терцсексты «разрешается» в конкорд квинтоктавы. По отношению к авангардным техникам в музыке XX века, где нельзя говорить о линейных неустоях (неаккордовых звуках) и нет понятия тоники и соотнесённой с ней периферии (например, в додекафонных сочинениях А. Веберна), переход от диссонанса к консонансу «разрешением» не называется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *