Основные этапы любого успешного проекта: от начальной идеи до завершения
Независимо от размера проекта движение по этапам одинаково. Он инициируется или начинается с устава, который определяет управляющего и описывает важность всей предстоящей деятельности.
Что же происходит на самом деле при разработке любого бизнес-проекта? Разберемся подробнее.
Основные этапы
Как только проект был инициирован, переходят к этапу планирования. Здесь основные и рабочие группы определяют необходимую работу, которая должна быть выполнена для достижения масштаба деятельности, и разрабатывают сметы и оценки времени, затрат, ресурсов и рисков.
После фазы планирования работа начинается и происходит в определенном порядке, необходимом для перехода от предшествующей деятельности к последующей. Зависимости проекта играют важную роль на этом этапе.
В то время как выполнение продолжается, менеджер и члены команды следят, отчитываются и контролируют весь проект с акцентом на критических действиях пути. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будет завершена фаза выполнения и проект не будет доставлен заказчику.
Заключительный этап, закрытие проекта, включает в себя завершение работы, оценку извлеченных уроков и перерыв команды, чтобы участники могли перейти к своей следующей инициативе.
Для гибких или итеративных проектов планирование и выполнение осуществляются в короткие периоды времени или с ускорением, причем этапы повторяются до тех пор, пока проект не будет завершен, а клиент удовлетворен.
Инициирование проекта
Надежная инициация проекта не только подготовит его к успеху, но и заложит основу для всех будущих этапов. Во время инициации вы получите назначение членов проектной команды, ознакомите их с общими целями проекта и зададите клиенту или владельцу как можно больше вопросов, чтобы вы могли эффективно планировать дальнейшую деятельность. Это также прекрасное время для создания командного энтузиазма по поводу проекта и сбора любых последних подробностей, которые могут повлиять на планирование. Дополнительные шаги включают в себя:
Планирование
Начав проект и собрав всю необходимую информацию, вы приступите к планированию. Этот этап зависит от размера вашего проекта, объема информации, которую вы должны организовать, и размера вашей команды. Результатом планирования должен быть четкий план или график, из которого каждый будет следовать своим назначенным задачам. Использование специальной программы, такой как Microsoft Project или Basecamp, чрезвычайно полезно. Если у вас нет доступа к одной из этих программ, выполните общий поиск в Интернете бесплатного программного обеспечения.
Хотя это не всегда необходимо. Использование Excel и Word для создания плана и передачи его команде одинаково эффективно.
Конкретные задачи на этапе планирования включают в себя:
Выполнение проекта
Теперь, когда у вас есть четкий план проекта, команда может приступить к выполнению в соответствии со своими задачами. Это этап, когда все начинают делать свою работу. Вы захотите официально начать этап исполнения с личных встреч, чтобы у каждого было то, что ему нужно, чтобы начать выполнять свою часть проекта. Начало работы команды в правильном направлении является неотъемлемой частью успеха, поэтому четко сформулируйте график и план коммуникаций.
Мониторинг и контроль
Пока проект находится в стадии выполнения, вы начнете контролировать его, чтобы обеспечить его движение в соответствии с планом. Существует множество способов мониторинга и управления проектом. Эффективны случайные проверки с руководителями групп, организованные ежедневные собрания или более официальные еженедельные статусные совещания. Информация, которая поступает с этих встреч или каналов связи, расскажет об обратной связи и в конечном итоге о любом перепланировании и корректировках, которые необходимы для проекта.
Дополнительные важные действия на этом этапе включают в себя:
Закрытие проекта
После того как все детали и задачи вашего проекта будут завершены и утверждены клиентом или владельцем, вы можете, наконец, закрыть свой проект. Это так же важно, как и инициация, планирование и выполнение. Вы захотите документировать всю информацию из проекта и аккуратно организовать ее, чтобы вы могли вернуться к ней при необходимости. Это также хорошее время для проведения анализа, чтобы все члены команды могли подумать о том, что было сделано правильно или неправильно.
— что такое проект; — какие типы проектов существуют; — основные этапы разработки проекта и их назначение; — что такое структурная декомпозиция — и как она используется при работе над проектом.
Что такое проект?
Использование слова «проект» наряду с такими словами и словосочетаниями, как «алгоритм», «система», «информационные технологии» и т. п., стало приметой современной жизни. Это слово постоянно звучит по радио и в телевизионном эфире, не сходит со страниц газет и журналов.
Например, вы могли слышать слово «проект» в таком контексте:
♦ проект строительства скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург; ♦ проект социальной поддержки малоимущих граждан; ♦ президентский проект реорганизации вертикали власти; ♦ телевизионный проект («Последний герой», «Народный артист»); ♦ проект бюджета.
Из перечисленных примеров можно сделать вывод, что существуют различные типы проектов. Определение типа зависит от основания, по которому производится классификация проектов. Таким основанием может быть сфера деятельности людей, продолжительность проекта, сложность, масштаб (значимость и количество занятых трудовых ресурсов) и т. д.
По сфере деятельности проекты подразделяются на организационные, технические, социальные, экономические и т. п. (рис. 6.1). Чаще всего проект представляет собой смешанный тип. Например, проект строительства магистрали является не только техническим, но и экономическим, так как решает проблемы экономического развития целых регионов. Телевизионный проект может быть социальным по содержанию и одновременно экономическим, так как решает экономические задачи канала.
Рис. 6.1. Типы проектов по сферам деятельности
По продолжительности периода реализации проекты могут быть краткосрочными — до одного года, среднесрочными — от одного года до двух лет, и долгосрочными — более двух лет (рис. 6.2). Например, международный проект исследования Марса — долгосрочный, он продлится десятилетия, а проект «Фабрика звезд» краткосрочен, так как рассчитан всего на три месяца.
Рис. 6.2. Типы проектов по продолжительности
По сложности и масштабу различают простые, средние и сложные проекты (рис. 6.3). Например, сложность и масштаб учебно-образовательного проекта, который разрабатывается школьниками, даже международный, подобный проекту «Европа в школе», несоизмерим с масштабом международного проекта исследования Марса.
Рис. 6.3. Типы проектов по сложности и масштабу
Что же означает слово «проект»?
В самом общем смысле проект — это некая новая идея, которая в результате определенной деятельности воплощается в жизнь в виде реального продукта (объекта), материального или интеллектуального. В качестве продукта могут выступать разного рода услуги, например услуги по оформлению и дизайну помещений, информационно-аналитические услуги, образовательные услуги. Для того чтобы появился какой-либо продукт, необходимо выполнить определенные действия, а также обеспечить весь процесс его создания необходимыми ресурсами: денежными, материальными, трудовыми.
Важно отметить, что для успешного выполнения проекта необходима четкая цель.
Проект — это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.
Системный подход к проектной деятельности позволяет:
♦ ставить цели и обеспечивать их выполнение; ♦ принимать правильные решения для эффективного управления любым процессом; ♦ правильно организовывать деятельность; ♦ прогнозировать результаты работы.
Основные этапы разработки проекта
Замысел проекта
Первым этапом на пути создания нового продукта всегда является зарождение и осмысление некоторой идеи. От того, насколько тщательно продумана идея проекта, будет зависеть успех ее воплощения в жизнь. Замысел проекта может возникнуть как у одного человека, так и у группы людей, деятельность которых протекает в определенной социальной среде. Проект, как и его идея, тоже возникает и существует в соответствующей среде, в определенном окружении.
При разработке проекта надо учитывать особенности конкретной социальной среды: политику, экономику, законы, экологию и другие факторы, оказывающие на него влияние.
Поэтому, принимая решение о начале проекта, необходимо понять, возможна ли реализация замысла в данной конкретной среде. Если ответ на этот вопрос будет положительным, то можно приступать к разработке проекта. На этом пути существует два важных этапа:
♦ планирование деятельности; ♦ контроль и анализ результатов.
Планирование
Любую работу, какой бы сложной она ни казалась, можно завершить успешно и в срок, если предварительно разработать план ее выполнения. Это утверждение справедливо и для проекта, который является совокупностью работ различной сложности. На этом этапе нужно хорошо продумать, какие работы будут выполняться и какие для этого необходимо ресурсы: трудовые, финансовые, материальные.
При планировании деятельности по проекту необходимо продумать его структуру: из каких элементов он состоит и как они связаны между собой.
Структура проекта — это совокупность составляющих его информационных объектов, связанных между собой определенными отношениями.
Таким образом, структура есть не что иное, как информационная модель, так как она отображает специально отобранную и сгруппированную информацию. Отбор и представление информации производится в соответствии с поставленной целью. Рассматривая проект с разных точек зрения, можно получить разные информационные модели (структуры).
Рассмотрим некоторые цели, которые должны отображать соответствующие структуры.
1. В результате выполнения проекта должна быть достигнута его главная цель — создание нового продукта, например новой модели компьютера. Для того чтобы эта цель воплотилась в жизнь, надо понимать, какие промежуточные цели должны быть достигнуты. Соответствующая структура проекта должна отображать все выявленные промежуточные цели, их отношения друг с другом и с главной целью. Значит, целью создания такой информационной модели является отображение структуры целей проекта.
2. В результате выполнения проекта должен быть создан продукт (материальный, информационный, интеллектуальный) или услуга, например новая модель компьютера, новая технология, отремонтированная школа и т. д. Для того чтобы правильно организовать деятельность людей, участвующих в проекте, надо понимать, из каких частей (объектов) состоит этот продукт. С этой точки зрения структура проекта должна отображать информацию о составляющих элементах этого продукта, с той степенью детализации, которая требуется для успешного завершения проекта. Например, надо хорошо представлять, из каких блоков состоит компьютер, что входит в состав новой технологии, что подлежит ремонту в школе и т. д. Следовательно, целью построения такой информационной модели является отображение структуры продукта.
Важно отметить, что структуры проекта — это различные информационные модели проекта. Структур может быть множество, и зависит это от того, какие точки зрения на проект (цель) вы хотите этими структурами отобразить.
Для более наглядного представления структуры проекта во многих случаях используют графическое изображение. Большинство структур могут быть представлены в виде иерархической схемы, или дерева (рис. 6.4).
Степень детализации структуры зависит от заданной точности проработки проекта.
Создание иерархических структур проекта производится сверху вниз. Сначала определяется главный объект той или иной структуры, а затем начинается процесс выявления составляющих его объектов. Такой способ разбиения главного объекта на составляющие называют структурной декомпозицией (от отрицания de и лат. copposition — составление). Так поступают при разработке большинства структур проекта: для выявления промежуточных целей и состава продукта, определения содержания работ проекта, организации контроля за выполнением проекта.
Рис. 6.4. Общий вид иерархической структуры
Конечной целью разработки информационных моделей в виде структур является стремление получить ответы на вопросы, необходимые для успешной реализации проекта:
♦ Зачем? — определяется цель проекта; ♦ Что? — определяется объект, продукт или услуга, создаваемые в проекте; ♦ Кто? — определяются участники проекта и степень их ответственности; ♦ Каким образом и когда? — определяется состав и продолжительность работ по проекту; ♦ Как проконтролировать? — определяются способы оценки степени выполнения работ.
Следует понимать, что создание структур проекта — итерационный процесс (от лат. iteratio — повторение). Сначала разрабатываются приближенные структуры. Затем по мере уточнения целей и задач проекта эти структуры постепенно корректируются. Даже если решение о начале выполнения проекта уже принято, допустима текущая корректировка любой структуры в зависимости от сложившейся ситуации. Таким образом, структурные схемы могут многократно изменяться и совершенствоваться по ходу выполнения проекта.
Далее вы познакомитесь с несколькими основными структурами проекта.
Контроль и анализ
Основной целью этапа контроля и анализа деятельности по проекту является обеспечение выполнения плана.
Контроль выполнения проекта состоит в том, что на выделенных этапах определяются результаты, которые затем сравниваются с планом. Если в результате сравнения выявлены расхождения, то намечаются меры по их ликвидации. В качестве таких мер может быть предложено, например, привлечение дополнительных ресурсов или изменение сроков окончания некоторых работ.
Контроль проекта должен производиться периодически. Важно вовремя принять решение об устранении возникших расхождений между фактическими и плановыми показателями. Кроме того, при периодическом контроле можно более точно прогнозировать реальные сроки выполнения проекта.
Результаты проведенного контроля и анализа должны быть доведены до сведения лиц, ответственных за проект.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Приведите несколько словосочетаний из современной жизни, содержащих слово «проект».
2. Приведите примеры проектов следующих типов: технического, социального, экологического, образовательного, экономического.
3. Приведите примеры простых и сложных проектов.
4. Приведите примеры краткосрочных и долгосрочных проектов.
5. Приведите примеры разных замыслов, которые могли бы воплотиться в проект.
Контрольные вопросы
1. Что такое проект?
2. Что является главным в любом проекте?
3. Какие основания для классификации проектов вам известны?
4. Какие типы проектов вы знаете?
5. К какому типу можно отнести проект превращения Санкт-Петербурга в туристический центр Северо-Запада?
6. К какому типу (по сфере деятельности человека) можно отнести проект строительства моста через реку, связывающего два района?
7. К какому типу можно отнести проект повышения жизненного уровня россиян?
8. К какому типу можно отнести проект изучения экологического состояния малых рек вашего региона?
9. Назовите основные этапы разработки проекта.
10. В чем смысл этапа планирования проекта?
11. Что такое структура проекта и для чего она используется?
12. Что означает слово «декомпозиция»?
13. Почему каждая структура проекта является его информационной моделью?
Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.
Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.
Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).
Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.
Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:
Цели проектной деятельности
Особенности проектной деятельности
Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.
В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы
От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:
Этапы выполнения проекта
Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.
Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!
Как выбрать тему школьного проекта
Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.
Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:
Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель. Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету. Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.
Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:
Тема проекта
Продукт/результат проекта
Компьютерные игры: польза или вред
Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером.
Что означают наши имена?
Буклет с именами одноклассников и их значениями.
История футбола
Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные.
Таблица умножения на пальцах
Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах. Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах.
Поэты писатели о моём родном городе
Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com).
Звонкие и глухие согласные
Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных.
Вегетарианство
Брошюра с рецептами вегетарианских блюд. Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com.
Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта
Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.
Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.
Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:
Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.
Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.
Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.
Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.
Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.
Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.
Определение этапов проекта и выполнение проекта
О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.
Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.
Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.
Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:
Оформление проекта
Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.
В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.
В какой программе оформить проект?
Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.
Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.
Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:
Требования к оформлению
Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.
Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.
Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:
Создание презентации и защита проекта
Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.
В какой программе сделать презентацию?
Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.
Какие должны быть слайды в презентации
Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс
Как написать речь защиты проекта
О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.