Что значит разностное сравнение
Математика. 3 класс
Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №17. Задачи на кратное и разностное сравнение чисел.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Чем отличаются задачи на разностное сравнение от задач на кратное сравнение?
— Каким действием решаются задачи на кратное сравнение чисел?
— Каким действием решаются задачи на разностное сравнение?
Задача на кратное сравнение – это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого числа. Задача на кратное сравнение решается делением.
Задача на разностное сравнение – это задача, в которой спрашивают, на сколько одно число больше или меньше другого. Задача на разностное сравнение решается вычитанием.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сколько треугольников лежит внутри круга? – 3
Сколько треугольников лежит вне круга? – 3
Сколько треугольников пересекается с кругом? – 2
Задание помогает сосредоточиться и приступить к изучению нового материала.
В первом ряду 6 стульев, а во втором – 3.
Сравним: в первом ряду больше, чем во втором. На сколько больше стульев в первом ряду?
Сравнивая количество стульев в первом и во втором ряду, можно задать другой вопрос: Во сколько раз больше в первом ряду, чем во втором?
Обе задачи на сравнение, но вопросы разные, значит и задачи эти тоже будут разными.
Первая задача на разностное сравнение.
Вторая задача на кратное сравнение.
Что такое задача на разностное сравнение?
Это задача, в которой спрашивают на сколько одно число меньше или больше другого. Решаются такие задачи вычитанием. Нужно из большего числа вычесть меньшее число.
В одном кувшине восемь стаканов сока, а другом шесть стаканов. На сколько больше сока в первом кувшине? К задаче можно составить краткую запись или схематичный рисунок
Рассуждаем: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, из большего числа отнимем меньше.
8 – 6 = на 2(с.) – больше в первом кувшине;
Ответ: на 2 стакана.
Что такое задача на кратное сравнение?
Это задача, в которой спрашивают, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Такие задачи решаются делением.
Нужно больше число разделить на меньшее число.
На одной клумбе десять кустов роз, а на другой – пять кустов. Во сколько раз больше кустов на первой клумбе, чем на другой клумбе?
К задаче можно выполнить краткую запись или схематичный рисунок.
Рассуждаем: Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее число.
10 : 5 = в 2 (раза) – на первой клумбе кустов больше;
1. Если вопрос задачи начинается словами: на сколько больше или меньше, то это разностное сравнение. Выполняем действие вычитание.
2. Если вопрос задачи начинается словами: во сколько раз больше или меньше, то это кратное сравнение. Выполняем действие деление.
Петя почистил восемнадцать картофелин, а его сестра – девять картофелин. Во сколько раз больше почистил Петя? На сколько меньше почистили сестра, чем Петя?
В задаче два вопроса. Задача составная.
Первый вопрос на кратное сравнение, отвечая на него, выполним действие деление.
Второй вопрос на разностное сравнение, отвечая на него, выполним вычитание.
1) 18 : 9 = в 2(раза) – больше почистил Петя;
2) 18 – 9 = на 9(к.) – меньше почистила сестра;
Ответ: в 2 раза, на 9 картофелин.
Задания тренировочного модуля.
1. Соедините вид задачи с решение задачи.
2. Выберите к задаче правильно составленное выражение.
Конфета стоит 5 р., а шоколадка в 7 раз дороже. На сколько рублей дешевле конфета?
Разностное и кратное сравнение чисел
Разностное сравнение чисел
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. На сколько килограмм арбуз тяжелее дыни?
12-4=8 (кг) — арбуз тяжелее дыни.
Кратное сравнение чисел
Что такое краты? Это разы. Как говорят в сказках? Во сто крат лучше, красивее. Это означает во сто раз лучше, красивее.
Задача
Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?
12:4=3 (раза)— арбуз тяжелее дыни.
Для того, чтобы в голове ребенка закрепились эти два понятия, нужно прорешать определенное количество задач. Начинать следует с простых задач на разностное и кратное сравнение, а потом можно переходить к составным задачам, т.е. к задачам, в условие которых может быть включено и разностное, и кратное сравнение одновременно.
Пример составной задачи на разностное и кратное сравнение:
В магазин привезли 300 кг апельсинов. В первый день продали 46 кг апельсинов. Во второй день в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день на 17 кг больше, чем в первый и второй день вместе. Сколько кг апельсинов было продано за 3 дня?
Ответ: 155 кг апельсинов.
Задачи на разностное сравнение
Задачи на кратное сравнение
Составные задачи на разностное и кратное сравнение
Что тренируется, то развивается. Прорешав хотя бы часть этих задач, ваш ребёнок уже закрепит понятия разностного и кратного сравнения чисел и перестанет путаться.
В качестве игрового момента можно предложить ребенку математические фокусы с загадыванием чисел. Там эти знания ему тоже очень пригодятся.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Презентация «Разностное и кратное сравнение чисел»
«Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел»
Урок в 5 «в» классе коррекционной школы VIII вида
Подготовила: учитель математики
Фомина Ирина Николаевна
Тема урока: «Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел»
Закрепить умение решать задачи на кратное и разностное сравнение;
Учить читать текст задачи, записывать и сравнивать краткие записи условий задачи.
Повторить этапы решения задачи
4. Учить навыкам проектной деятельности
развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.
1. Развивать диалогическое общение
2. Социально адаптировать учащихся через составление и решение практических задач
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение; пользоваться таблицей умножения и деления; придумывать текст задачи по картинкам, составлять план решения задачи; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Этапы работы Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность. Вот и прозвенел звонок,
Книжка, ручка и тетрадка? Отвечают на приветствие учителя
Подготовка учащихся к активной работе на уроке.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Устный счёт
Начнем наш урок с устных упражнений.
Ребята, таблица умножения для нас очень актуальна, значит очень важно знать её.
Сейчас мы проверим, как вы её знаете.
1) 3 ученика у доски решают примеры.
Дополнительное задание сильному ученику:
Заполнить таблицу, найти неизвестный множитель
Развитие логического мышления.
III. Самоопределение к деятельности Решите примеры в столбик. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и прочитайте слово.
35 + 48 (з) 39 + 17 (а) 73 – 28 (а)
Чему будет посвящён наш сегодняшний урок? Решению задач
IV. Рабата по теме урока
Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания. 1). Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи на кратное и разностное сравнение. Давайте вспомним, как можно сравнить два числа? (На парте у вас карточки-подсказки)
Если вопрос начинается со слов «на сколько», то это разностное сравнение и надо…
Если вопрос начинается со слов «во сколько», то это кратное сравнение и надо …
2). Работа по учебнику
Поработаем по учебнику. Откройте стр. 90
Прочитайте задачу №301 про себя.
(Далее ученик читает вслух громко)
Сколько вопросов в задаче?
Прочитайте первый вопрос.
Назовите правило, которое поможет ответить на него.
Прочитай второй вопрос.
Назовите правило, которое поможет нам ответить на этот вопрос
Запишите кратко задачу и решите её.
Обратите внимание : какой предлог есть в вопросе?
Ответ начинается тоже с предлога «на» Вычесть из большего числа меньшее.
Разделить большее число на меньшее.
Вычесть из большего числа меньшее.
Разделить большее число на меньшее.
К данному условию мы поставим другой вопрос.
Подскажите, какой другой вопрос?
II ряд –3 ст. Во? раз >, | 3189,25 Кб
Презентация дидактической игры «Найди лишнее». Сравнение и классификация объектов Дидактическая игра «Найди лишнее» Цель: упражнять в умении сравнивать, находить сходства и различия, классифицировать предложенные объекты.
Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение двух групп предметов. Сравнение двух предметов по величине» (средняя группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа Цель: Формирование.
Конспект НОД в подготовительной группе по математике и логике «В стране чисел» Цель: закрепить состав числа 10, отношение «больше», «меньше» между числами в пределах 10, понятие «соседи чисел»; развивать мышление, речь,.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у Феи чисел» Конспект открытого занятия по математике (ФЭМП) в подготовительной группе «В гостях у Феи чисел» Конспект занятия подготовила: воспитатель.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме «Сравнение двузначных чисел» по программе «Перспективная начальная школа» Тема урока: Сравнение двузначных чисел Задачи урока: учить сравнивать двузначные числа; закреплять знание нумерации двузначных чисел;.
Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение двух множеств по количеству. Счёт до 3. Сравнение предметов по длине и ширине» Конспект занятия по ФЭМП на тему : «Сравнение двух множеств по колличеству. Счёт до трёх. Сравнение предметов по длине и ширине». Программные.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав чисел 3 и 4» в старшей группе Задачи. Познакомить детей с составом чисел 3 и 4. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Обогащать полученные знания детей о числе.
Технологическая карта по ФЭМП «Состав числа 9 из двух меньших чисел» Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы. Образовательная область: «Познание» Раздел.
Конспект урока по математике в 4 классе «Сравнение многозначных чисел» Технологическая карта урока Предмет математика Класс 4 класс Автор учебника УМК под редакцией А. Л. Чекина, УМК «Перспективная начальная.
Урок математики в 1 классе по теме «Состав чисел 7–10. Связь чисел при сложении и вычитании» Урок-игра по теме «Состав чисел 7-10. Связь чисел при сложении и вычитании» Цель: создать условия для закрепления знания состава чисел.
Разностное сравнение чисел. 2-й класс
Класс: 2
Цели:
Оборудование: карточки с заданиями, учебник, тетрадь, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, «звёздочки» для самооценки; для групповой работы: конверты с картинками ракет, письмом, образцами ракет.
Ход урока
I. Организационный момент
Введение в интригу.
СЛАЙД 2 Космическое путешествие
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать,
И о многом узнавать.
СЛАЙД 3 с четверостишием
– Сегодня на уроке вы ещё раз убедитесь, что математика – очень интересный, необходимый современному человеку предмет.
– Вашими бортовыми журналами будут тетради. Во время полета каждый будет аккуратно вести свой бортовой журнал. Вспомните, как правильно сидеть при письме.
– Что же нужно для путешествия в космос?
Чудо-птица – алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
СЛАЙД 4 с загадкой
Для путешествия в космос надо быть сильным и выдержанным, а также готовым прийти на помощь другу. Оценивать свою работу
СЛАЙД 5 с правилами оценки
– Посмотрим, кто будет нашим проводником в путешествии.
СЛАЙД 6 ролик с Алисой Селезнёвой, её папой – профессором Селезнёвым и их другом капитаном Зелёным
II. Основная часть
1. Работа над пройденным
Тренировка и подбор экипажей.
а) Порядок следования чисел при счете. СЛАЙД 7 – разминка
– Запишите числа через клетку в строчку. СЛАЙД 8
– Запишите под числами предыдущего задания СЛАЙД 9
15 19 50 39 57
49 51 54 50 71
– Сравните числа парами из верхней и нижней строки (найти сходства и различия). (Двузначные; первое число меньше второго)
– Как это можно записать?
– Как называют выражения, для записи которых используют знаки « »?
б) Составление и запись 3-х неравенств по вариантам: 1 – со знаком « ».
в) Выполнение дифференцированного задания на сравнение чисел по индивидуальным карточкам.
– В какие группы можно объединить звёзды на слайде? (по цвету и по содержанию)
– Выполните задание из цветной карточки.
Поставь знаки « »? «=»?
– Выражение, с каким знаком, отличается от остальных выражений?
Поднимите свою карточку те, у кого «лишним» оказалось выражение со знаком « »? «=»?
– Эта работа показала, не только как умеете сравнивать, но и разделила вас на экипажи. Чтобы экипаж работал дружно, повторим правила работы в группе.
СЛАЙД 10 правила групповой работы
Вспомните правила групповой работы:
Зарядка для глаз
СЛАЙД 11 с зарядкой для глаз
СЛАЙД 12 с зелеными человечками.
– Кто знает, что обозначает это послание? (сигнал бедствия) Нужно быстро отправляться в путь, свои корабли вам предстоит собрать, собрав корабль, прочитаете его название и выполните задания из письма в конверте.
СЛАЙД 13 звездолеты
2. Актуализация знаний
СЛАЙДЫ 14-15 разные звезды.
– Посмотрите на изображения звезд. На уроках окружающего мира узнали, от чего зависит цвет звезды. Кроме цвета и температуры, еще по каким признакам можно их между собой сравнить?
– Что еще сравнивали на уроке? Как вы думаете, какова тема урока?
3. Знакомство с темой. Постановка цели урока.
СЛАЙД 18– тема урока стр. 67 – уточнение темы.
– Какая часть темы знакома и понятна? (сравнение чисел)
– Значит, о каком сравнении чисел узнаем на уроке?
– Чему должны научиться на уроке?
4. Первичное восприятие нового материала
– Корабль Алисы летит впереди. Послушайте сообщение от проводников.
СЛАЙД 20 – клип об опасном месте
– Начертите столько кружков, сколько КРАСНЫХ звезд. Сколько начертили? 9
– Ниже начертите столько же треугольников, сколько СИНИХ звездочек. Сколько начертили? 7
– Каких меньше? Больше? 7 7
– На сколько 7 7? Как это узнали? 9-7
– Какое действие выполняли для того чтобы найти нужное число?
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
5. Практическое применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
– Справились с главной задачей, выбрались из опасного места
СЛАЙД 23 с зарядкой для глаз
а) Решение логической задачи
Выполнили зарядку для глаз – молодцы, а выполнив зарядку для ума, узнаете, как называется звезда ближе всех расположенная к Солнцу.
– Как называются группы звезд? СЛАЙД 24 с созвездием
СЛАЙД 25 с «зарядкой для ума»
На звездном небе есть созвездия Гончих псов, Большого пса, Малого пса. В одном из них и находится эта звезда.
На первом и втором месте никогда не было Гончих псов. Малый пес не на первом месте. Как распределены места этих созвездий по отношению к Солнцу? (1 – Большой пес; 2 – Малый пес; 3 – Гончие псы)
СЛАЙД 26 с созвездием. – главные опасности мы преодолели. И проводники должны отправляться на помощь к тем, кто подал сигнал опасности.
ДИНАМИЧ. МИНУТКА (тянемся высоко и машем руками)
б) Работа по учебнику
В созвездии Большого пса находится та звезда, к которой мы стремимся. Узнаете ее название, выполнив задание учебника: страница 67 №3. СЛАЙД 28
Выполнять задание будем по вариантам. 1 и 2 столбики – 1 вариант, 3 и 4 столбики – 2 вариант.
в) Взаимопроверка или самопроверка
СЛАЙД 28 с ответами
7-2=5 | 12-10=2 | 8-6=2 | 9-4=5 |
8-1=7 | 5-4=1 | 6-5=1 | 10-3=7 |
7-3=4 | 11-10=1 | 8-2=6 | 9-5=4 |
6. Обобщение усвоенного материала.
– Как выполняли разностное сравнение? Какое правило использовали?
– Сколько пар примеров получилось?
Парами будете выполнять оставшуюся часть задания. Найдите сумму значений соседних выражений. НАПРИМЕР, 1 вариант: 5+7=12, 2 вариант: 2+1=3
Запишите полученные при совместной работе числа в строчку через клетку.
Под числами 12 и 3 запишите букву С,
– Попытайтесь разгадать АНАГРАММУ. Вот и подходит к концу наше путешествие. СИРИУС – нужная нам звезда. Находится примерно на расстоянии 9 световых лет от нас.
Рефлексия деятельности
Это не просто звезда – это двойная звезда. У СИРИУСА есть спутник звезда. (Показ на слайде)
СЛАЙД 30 с посланием от звезды.
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И «пятёрки» тот получит,
Кто сидит и честно учит.
Кто работы не боится,
Кому нравится учиться,
Тот, кто лень прогонит прочь,
Кто готов друзьям помочь,
Тот, кто хочет умным стать
И про всё на свете знать!
Сириус, в переводе с латинского языка, значит собака. В Древнем Риме эту звезду называли собачкой. Звучит это слово как КАНИКУЛА. Значит, урок подходит к концу, а «встреча» со звездой продолжится? Почему?
СЛАЙД 31 КАНИКУЛЫ. С песней из мультфильма ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АЛИСЫ «Каникулы» Выполнение танцевальных движений с «анимашками»
Это замечательное время игр, общения с друзьями. Но будем помнить о том, что услышали от звезды. Будем заниматься.
Домашнее задание СЛАЙД 32
В тетради на странице 30 №2; творческое задание: составить карточку для товарища с пятью заданиями по новой теме.
III. Итог урока
СЛАЙДЫ 35-41 Спасибо за урок!
Посмотрите на звезды, которыми вы давали оценку своей работы.
Выберите одну звезду, чей цвет преобладает. Эту звездочку поместите на мокрую доску(дети каждого экипажа по очереди выходят к доске). Эти звездочки «загорелись» ненадолго, а вот огонек новых знаний пусть горит и не гаснет.
Для создания презентации использовала: Материалы Матюхиной И.Я, а также:
Что значит разностное сравнение
На этом уроке мы познакомимся с задачами на разностное сравнение. Для этого мы научимся определять, какое из двух чисел больше, какое меньше, и на сколько. Полученные знания можно будет в дальнейшем применять как при решении различных математических задач и примеров, так и в повседневной жизни.
Тема: Знакомство с основными понятиями в математике
Урок: Задачи на разностное сравнение
Пример 1.
Необходимо определить количество пчел и цветков на рисунке, сравнить полученные числа и найти большее.
На рисунке изображено 5 пчел и 4 цветка. Так как одной пчеле на рисунке цветка не хватает, значит, пчел больше, чем цветков. И значит:
.
Из этого также следует, что цветков меньше, чем пчел. Тогда можно утверждать, что
Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
То есть для того, чтобы узнать, на сколько 5 больше 4 или на сколько 4 меньше 5, нужно из 5 вычесть 4. Получим:
.
Ответ: 5 больше 4 на 1.
Задача 2
К празднику Миша вырезал 7 флажков, а Маша – 9 флажков. На сколько больше флажков вырезала Маша?
На рисунке мы видим, что Маша, действительно, вырезала больше флажков. Запишем это математическим языком:
.
По условию задачи нам нужно узнать, на сколько больше Маша вырезала флажков, чем Миша. Для этого нужно из 9 вычесть 7.
Значит, 9 больше 7 на 2.
Ответ: Маша вырезала на 2 флажка больше, чем Миша. Или Миша вырезал на 2 флажка меньше, чем Маша.
Итак, задачи на разностное сравнение – это задачи, где сравниваются числа и в которых узнается, на сколько одно число больше или меньше другого. И для того чтобы определить, на сколько одно число больше или меньше другого, необходимо из большего вычесть меньшее.
Список литературы
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Необходимо определить количество синих и желтых треугольников. Сравнить полученные числа и найти, на сколько одно число больше другого.
2. Посчитать количество букв в каждом слове. Найти слово с наибольшим и наименьшим количеством букв.
ТРЕУГОЛЬНИК
ПРЯМОУГОЛЬНИК
КВАДРАТ
ОКРУЖНОСТЬ
А) На сколько букв в слове «ПРЯМОУГОЛЬНИК» больше, чем в слове «КВАДРАТ»;
Б) На сколько букв в слове «ОКРУЖНОСТЬ» меньше, чем в слове «ТРЕУГОЛЬНИК»;
В) На сколько букв в слове «ОКРУЖНОСТЬ» больше, чем в слове «КВАДРАТ»;
Г) На сколько букв в слове «КВАДРАТ» меньше, чем в слове «ТРЕУГОЛЬНИК»;
Д) На сколько букв в слове «ПРЯМОУГОЛЬНИК» больше, чем в слове «ТРЕУГОЛЬНИК»;
Е) На сколько букв в слове «ТРЕУГОЛЬНИК» меньше, чем в слове «ПРЯМОУГОЛЬНИК».
3. Решить примеры. Полученные результаты сравнить и определить, на сколько одно число больше другого.
А)
Б)
В)