Что значит раздвоение личности человека симптомы
Что такое расстройство диссоциативное (конверсионное)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Серегина Д.А., психотерапевта со стажем в 10 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Диссоциативные (конверсионные) расстройства связаны с нарушениями памяти, осознания, идентичности (понимания «кто я такой») или восприятия. Люди с диссоциативными нарушениями используют диссоциацию (восприятие происходящего не от своего лица, а как бы со стороны) как защитный механизм патологически и непроизвольно. Некоторые диссоциативные расстройства вызваны психологической травмой. Однако таким расстройствам, как деперсонализация/дереализация, может предшествовать стресс, психоактивные вещества или неидентифицируемый триггер (автоматическая реакция на раздражитель). [1]
Диссоциативные расстройства характеризуются непроизвольным отходом от реальности (отключение мыслей, идентичности, сознания и памяти). Люди всех возрастных групп, расовой и этнической принадлежности, социально-экономического статуса могут испытывать такие психологические проблемы.
Этиология
Считается, что диссоциативные расстройства имеют корни в травматическом детском опыте, но симптомология у детей и подростков часто диагностируется неправильно. [14] [19] [20] [21] Существует несколько причин, по которым распознавание симптомов раздвоения личности у детей вызывает затруднение:
Возникает множество споров вокруг темы диссоциативных расстройств, которые встречаются как у взрослых, так и у детей. Во-первых, продолжаются дискуссии, связанные с этиологией (происхождением) диссоциативного расстройства идентичности. Суть этой дискуссии заключается в том, что диссоциативное расстройство идентичности является результатом детской травмы и дезорганизованной привязанности. [19] [23] Во-вторых, возникают вопросы о качественном и количественном отличии диссоциации, как защиты, от патологической диссоциации. Опыт и симптомы диссоциации могут варьироваться от более «мирских» до тех, которые связаны с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), острым стрессовым расстройством (ОСР) или с диссоциативными расстройствами. [14]
Симптомы диссоциативного (конверсионного) расстройства
Симптомы диссоциативного расстройства первоначально развиваются как ответ на травматическое событие (насилие или военный конфликт), чтобы держать эти воспоминания под контролем. Стрессовые ситуации могут ухудшить симптомы и вызвать проблемы с социальным функционированием в повседневной деятельности. Однако симптомы, которые испытывает человек, будут зависеть от типа диссоциативного расстройства человека.
Отношение и личные предпочтения (например, в еде, деятельности, одежде) человека при диссоциативном расстройстве личности могут внезапно измениться, а затем вернуться в прежнее состояние. Появление альтернативной личности происходит непроизвольно, без желания и вызывает дискомфорт. Люди с диссоциативным расстройством идентичности могут чувствовать, что они внезапно стали наблюдателями своих слов и действий, или они начинают ощущать своё тело иначе (например, как маленький ребенок, как личность противоположного пола).
Чтобы помочь людям понять причину и справиться с травматическим стрессом и диссоциативными расстройствами, необходимо описывать явление диссоциации и цель, которую он может выполнять, следующим образом:
Во время травматического опыта, такого как несчастный случай, катастрофа или преступление, диссоциация может помочь человеку терпеть то, что в противном случае было бы слишком трудно переносить. В подобных ситуациях человек может отделить память о месте, обстоятельствах или чувствах, связанных с подавляющим событием, мысленно избегая страха, боли и ужаса. Это может затруднить последующее запоминание деталей опыта, о чём сообщают многие пострадавшие и пострадавшие от несчастных случаев.
Диссоциативное расстройство идентичности — один из видов диссациотивных расстройств, при котором у человека кроме его основной личности существует одна или несколько косвенных. Такое расстройство связано с подавляющим опытом, травматическими событиями, которые произошли в детстве. Ранее оно упоминалось как множественное расстройство личности.
Симптомы диссоциативного расстройства идентичности (критерии диагностики) включают:
Симптомы вызывают серьезные проблемы в социальной, профессиональной или других областях функционирования.
Такое вид нарушения не должен быть нормой в общепринятой культурной и религиозной жизни людей. Однако во многих культурах во всем мире «раздвоение личности» является нормальной частью духовной практики и не является диссоциативным расстройством.
Симптомы диссоциации могут проявляться по-разному на разных стадиях развития у детей и подростков. Степень восприимчивости людей к развитию диссоциативных симптомов также будет неодинакова в разном возрасте. Поэтому необходимы дальнейшие исследования проявления диссоциативных симптомов и уязвимости на протяжении всего периода их развития. [14] [19] А также необходимы дополнительные исследования стабильности восстановление молодого пациента на протяжении долгого времени. [22]
Патогенез диссоциативного (конверсионного) расстройства
В исследованиях подтверждается гипотеза о том, что текущая или недавняя травма может повлиять на оценку человеком отдаленного прошлого, изменение опыта пережитого и привести к диссоциативным состояниям. [25] Однако экспериментальные исследования в когнитивной науке продолжают оспаривать утверждения относительно обоснованности конструкции диссоциации, которая по-прежнему основана на фрейдистских представлениях о репрессиях (защитный механизм психики). Даже заявленная этиологическая связь между травмой и диссоциацией была поставлена под сомнение. Альтернативная модель предполагает развитие диссоциации на основе недавно установившейся связи между лабильным (неустойчивым) циклом «сна-бодрствования» и ошибками памяти, когнитивными неудачами, проблемами в контроле внимания и трудностями при отличении фантазии от реальности. [26]
Классификация и стадии развития диссоциативного (конверсионного) расстройства
Диссоциативные расстройства связаны с проблемами памяти, идентичности, эмоций, восприятия, поведения и чувства самого себя. Диссоциативные симптомы могут потенциально разрушить каждую область психического функционирования.
Примеры диссоциативных симптомов включают опыт отчуждения или чувства, как будто человек находится вне тела, и потерю памяти (амнезию). Диссоциативные расстройства часто связаны с предыдущим опытом травмы.
Существует несколько типов диссоциативных расстройств [2] :
Диссоциативная амнезия и диссоциативная фуга
Для этой формы расстройства характерна временная потеря памяти и воспоминаний из-за травматического или стрессового события. Она считается наиболее распространенным диссоциативным расстройством среди документированных. Основным симптомом является трудность запоминания важной информации о себе. Диссоциативная амнезия может распространяться на конкретное событие или же на информацию об идентичности и историю жизни. Начало эпизода амнезии обычно внезапно, может длиться от нескольких минут до нескольких лет (в зависимости от тяжести травмы пациента). [4] [5] Средний возраст людей, подверженных данному типу расстройства, не установлен. Поэтому на протяжении всей жизни человек может испытывать несколько эпизодов подобного расстройства.
Диссоциативная фуга. К диссоциативной амнезии также относят диссоциативную фугу, которая ранее выделялась как отдельный тип диссоциативных расстройств. Это обратимая амнезия для личной идентичности, которая толкает человека на незапланированное путешествие или блуждание. Иногда сопровождается установлением новой идентичности. Это состояние обычно связано со стрессовыми жизненными обстоятельствами. Может быть коротким или продолжительным. [3]
Деперсонализационное расстройство
Для этой формы болезни характерны периоды отчуждения от себя или окружающего мира. Это расстройство связано с постоянными чувствами отрешенности от действий, чувств, мыслей и ощущений, как будто человек смотрит фильм (деперсонализация). Иногда люди могут ощущать, что другие люди и вещи в окружающем их мире нереальны (дереализация). При этом сохраняется осознание того, что это всего лишь чувство, а не реальность. Симптомы могут длиться недолго или возвращаться время от времени на протяжении многих лет. Средний возраст начала такого расстройства — 16 лет, хотя эпизоды деперсонализации могут начинаться с раннего и среднего детства. Менее 20% людей с этим расстройством начинают испытывать эпизоды подобных отчуждений после 20 лет.
Диссоциативное расстройство идентичности
Это заболевание характеризуется чередованием нескольких личностей. Человек может чувствовать, что один или несколько голосов пытаются взять его под свой контроль. Часто эти личности могут иметь уникальные имена, характеристики, манеры и голоса. В крайних случаях личность хозяина не знает о других чередующихся личностях; однако альтернативные личности могут быть осведомлены обо всех существующих идентичностях. [3] Люди с диссоциативным расстройством личности будут испытывать пробелы в памяти о ежедневных событиях, личной информации и травмах. Диссоциативное расстройство идентичности вызвано продолжающейся детской травмой, которая происходит до шести лет. [7] [8] У людей с диссоциативным расстройством личности обычно есть близкие родственники, которые испытывали подобные переживания. [9]
Женщины с подозрениями на расстройство личности диагностируются чаще мужчин, поскольку у них чаще проявляются острые диссоциативные симптомы. Мужчины же склонны отрицать симптомы и историю травм. Это может привести к повышенной вероятности установления ложноотрицательного диагноза.
Транс и одержимость
К таким состояниям относятся расстройства, возникшие на фоне психотравмирующей ситуации, при которых временно теряется чувство личностной идентичности, сужается сознание и меняется восприятие происходящего вокруг. Иногда человек ощущает, что действует под влиянием другой личности, «силы», духа или божества.
В категорию «Транс и одержимость» включаются только непроизвольные и нежелательные трансы, которые затрудняют повседневную деятельность. Состояния, которые возникают и сохраняются в рамках религиозных или других социально-приемлемых ситуаций, к диссоциативному расстройству не относятся.
Из этой группы также исключаются:
Осложнения диссоциативного (конверсионного) расстройства
Среди людей с диссоциативным расстройством личности распространены попытки самоубийства и другие варианты самоповреждающего поведения. Более 70% амбулаторных пациентов с диссоциативным расстройством личности пытались совершить самоубийство.
Диагностика диссоциативного (конверсионного) расстройства
Диагноз может быть поставлен с помощью структурированных интервью:
Некоторые диагностические тесты были разработаны и адаптированы специально для работы с детьми и подростками («Детская версия меры по оценке ответа» (REM-Y-71), «Детское интервью относительно диссоциативных переживаний» (CDC), «Диссоциативный контрольный список поведения детей» (CBCL), «Ребенок» — подсистема диссоциации поведения и контрольный список симптомов травмы для подкласса Dissociation для детей). [14]
Существуют проблемы с классификацией, диагностикой и терапевтическими стратегиями диссоциативных и конверсионных расстройств, которые могут быть истолкованы в историческом контексте истерии. Даже текущие системы, используемые для диагностики диссоциативных расстройств, (DSM-IV и ICD-10), различаются способом определения классификации. [15] В большинстве случаев специалисты в области психического здоровья по-прежнему не решаются диагностировать пациентов с диссоциативным расстройством, поскольку до установления диагноза «диссоциативное расстройство» у этих пациентов, более чем вероятно, диагностируется большая депрессия, тревожное расстройство и посттравматическое расстройство. [16]
Важной проблемой при диагностике диссоциативных расстройств является вероятность того, что пациент симулирует симптомы, чтобы избежать негативных социальных последствий. Молодые преступники, которые должны понести уголовное наказание, сообщают о таком диссоциативном расстройстве как амнезия. В рамках одного исследования было обнаружено, что 1% несовершеннолетних правонарушителей сообщил о полной амнезии во время насильственного преступления, а 19% заявили о частичной амнезии. [17] Были также случаи, когда люди с диссоциативным расстройством личности раскрывали противоречивые свидетельства в суде, в зависимости от присутствующей личности. [18]
Врачи диагностируют диссоциативные расстройства на основе анализа симптомов и личной истории. Врач может проводить тесты, чтобы исключить физические состояния, которые могут вызвать такие симптомы, как потеря памяти и чувство нереальности (например, травма головы, поражения головного мозга или опухоли, лишение сна или опьянение). Если физические причины исключены, специалист по психическому здоровью часто консультируется для проведения оценки состояния пациента.
На многие особенности диссоциативных расстройств может влиять культурный фон человека. В случае диссоциативного расстройства идентичности и диссоциативной амнезии пациенты могут проявлять необъяснимые, неэпилептические припадки, паралич или сенсорную потерю. В условиях, когда «раздвоение личности» является частью культурных убеждений, фрагментированные личности человека могут восприниматься как духи, божества, демоны или животные. Межкультурный контакт может также влиять на характеристики других идентичностей. Например, человек в Индии, подвергшийся воздействию западной культуры, может присутствовать с «изменником», который говорит только по-английски. В культурах с очень строгими социальными условиями амнезия часто вызвана тяжелым психологическим стрессом, таким как конфликт, вызванный угнетением. Наконец, добровольно индуцированные состояния деперсонализации могут быть частью медитативной практики, распространенной во многих религиях и культурах, и не должны быть диагностированы как расстройство.
В дополнение к диагностическим тестам для детей и подростков был разработан ряд подходов для улучшения распознавания и понимания диссоциации у детей. Недавние исследования были направлены на выяснение неврологической основы симптомов, связанных с диссоциацией, путём изучения нейрохимических, функциональных и структурных нарушений мозга, которые могут возникнуть в результате детской травмы. [19] Другие специалисты в этой области утверждали, что выявление дезорганизованной привязанности у детей (проявляется при постоянном подавлении ребёнка) может помочь предупредить врачей о возможности диссоциативных расстройств. [20]
Как определить раздвоение личности самостоятельно
Человек может заподозрить у себя диссоциативное расстройство, однако окончательный диагноз ставит врач-психиатр. Чаще всего пациенты жалуются на следующие состояния:
Лечение диссоциативного (конверсионного) расстройства
Медикаментозное лечение
Антидепрессанты и транквилизаторы являются лечебными средствами, которые не излечивают, но помогают контролировать симптомы диссоциативных расстройств. Общепринятым способом лечения являются атипичные нейролептики (арипипразол, оланзапин, кветиапин). Также эффективны противосудорожные средства нового поколения. Кветиапин начинается с дозировки 25-50 мг и увеличивается на 50 мг до тех пор, пока не будет достигнуто разрешение симптомов. Более высокую дозу необходимо принимать вечером из-за сильного седативного (успокаивающего) эффекта препарата. Другие лекарства, такие как СИОЗС, могут уменьшить беспокойство и опасение диссоциации.
Леветирацетам также может быть эффективен при лечении раздвоения личности. Ещё один вариант лечения — ламотриджин (начинается с 25 мг и увеличивается на 25 мг каждые 2 недели). Считается, что эффекты этих новых противосудорожных препаратов являются вторичными по отношению к модуляции ГАМК. [11]
Лечение обычно связано с психотерапией. Терапия может помочь людям получить контроль над диссоциативным процессом и симптомами. Цель терапии — помочь интегрировать (объединить) различные элементы идентичности. Терапия может быть интенсивной и сложной, поскольку она включает в себя запоминание и преодоление прошлых травматических переживаний. Когнитивная поведенческая терапия и диалектическая поведенческая терапия — это два часто используемых типа терапии. Было также установлено, что при лечении диссоциативного расстройства идентичности полезен гипноз.
Нет никаких лекарств для непосредственного лечения симптомов диссоциативного расстройства личности. Однако лекарство может быть полезным при лечении связанных состояний или симптомов (например, использование антидепрессантов для лечения симптомов депрессии).
Психотерапевтическое лечение
Долгосрочная психотерапия помогает пациенту объединить несколько своих личностей в одну. «Травма прошлого должна быть исследована и разрешена с надлежащим эмоциональным переживанием. Госпитализация может потребоваться, если поведение становится странным или разрушительным». [9] Диссоциативное расстройство идентичности имеет тенденцию повторяться в течение нескольких лет и может стать менее проблемной примерно после 40 лет. [9]
Психотерапия часто включает:
При диссоциативной амнезии состояние пациента может проясниться после его «удаления» из травматической ситуации (при условии, если эпизод связан с травматическим событием).
Психотерапия полезна для человека, у которого есть травматические прошлые события, требующие решения. [9] Когда обнаруживается и лечится диссоциативная фуга, многие люди быстро восстанавливаются. Проблема, возможно, никогда не повторится. [9]
Электросудорожная терапия
Метод применяют при длительном нарушении социальной адаптации и развитии тяжёлых тревожных, аффективных состояний, устойчивых к другим видам лечения.
Как жить с человеком, у которого раздвоение личности
От близкого окружения для пациента, страдающего диссоциативным расстройством, важными будут искренняя поддержка, сопереживание и предложение прибегнуть к помощи специалиста.
Что делать, если человек отказывается от лечения
Даже несмотря на протесты и агрессию больного, нужно помочь ему почувствовать свою важность для близких людей. Заболевшему важно знать, что есть поддержка и опора. Не стоит говорить ему: «Ты пойдёшь лечиться, потому что мы так решили». Нужно проявить терпение и постараться мягко подвести человека к пониманию важности лечения, чтобы решение об этом он принял сам.
Прогноз. Профилактика
При соответствующем лечении многие люди успешно справляются с основными симптомами диссоциативного расстройства личности и улучшают свою способность функционировать и жить продуктивной, полноценной жизнью.
За дополнение статьи благодарим Ольгу Ивановну Чубан — психиатра, психотерапевта, научного редактора портала «ПроБолезни»!
Симптомы и признаки диссоциативного расстройства личности
Диссоциативное расстройство идентичности – сложный термин для «немедицинского» человека. Привычнее воспринимается его бытовое название – раздвоение личности.
Диссоциативные расстройства
Это целая группа заболеваний, объединенных следующими симптомами и признаками:
К диссоциативным относят следующие расстройства:
Понятие «диссоциация» означает отщепление, отделение от целостной личности отдельных идей, ощущений, носящих неблагоприятный характер. В норме она выступает как механизм психологической защиты на негативные обстоятельства.
Всем известно ощущение «как будто это происходит не со мной», когда человек находился в стрессовой, травмирующей ситуации. Создается впечатление, что перенесенные переживания существуют отдельно от сознания. Индивид смотрит на них как посторонний наблюдатель.
Диссоциация для здорового индивида – полезная, необходимая защита психики, которая помогает:
Такая защита включается в особо тяжелых условиях: после перенесенного физического или сексуального насилия, катастроф, потери близкого человека, тяжелой психологической травмы. Сверхвпечатлительные люди обращаются к ней чаще обычного.
Проблема начинается, когда диссоциация становится главным защитным способом переживания негативных эмоций, и защита включается слишком часто. Человек начинает теряться в реальности, уже не понимая, где его переживания, а где – чужие. Так и развивается диссоциативное расстройство идентичности.
Причиной становится детская психическая травма, полученная обычно в возрасте до 9 лет, или систематические тяжелые эмоциональные удары (насилие, стрессы). Однако не каждый человек подвержен развитию заболевания. В зону риска попадают люди с неуравновешенной нервной системой, легко внушаемые, демонстративные, любящие внимание.
Раздвоение личности
Мы воспринимаем личность как целостную систему, с индивидуальным набором качеств, взаимодействующих между собой, помогающих найти собственное место в общественной жизни, сохранить свою неповторимость. С личностью связывают понятие «лицо» как олицетворение целостности.
При диссоциативном расстройстве идентичности больной как будто утрачивает собственное лицо. В нем уживаются сразу несколько личностей, количество которых неограниченно. Субличности отличаются по возрасту, полу, профессии, характеру.
Самым известным человеком с раздвоением идентичности является Билли Миллиган, по мотивам истории которого Дэниелом Кизом написана книга «Множественные умы Билли Миллигана». В мужчине уживалось сразу 24 разных субличности. Данный пример детально объясняет суть патологии.
Ранее заболевание называли одержимостью. Страждущего освобождали от тягостных уз экзорцизмом. Позже болезнь называли истерией.
Каждую из множественных личностных ролей называют Эго-состоянием. Любое из них можно извлечь с помощью гипноза. Изначально считалось, что именно гипноз провоцирует расстройство. Этого мнения придерживался французский психиатр Шарко, принимавший гипноз за патологию. Впоследствии удалось доказать ошибочность данного мнения.
Амнезия при ДРЛ
В структуре множественной идентичности разделяют главную, изначальную личность и Альтер-личности или Эго-состояния. Главная личность является ведущей, и она способна рассказать о прошлом больного, оказываясь в ситуациях, создаваемых субличностями. Но главная личность затрудняется рассказать о событиях, предшествующих такой ситуации. Например, проснувшись на больничной койке, больной не понимает, как здесь оказалась. А причиной госпитализации стало отравление таблетками другой Альтер-персоной.
Повествуя о событиях прошлого, такой человек часто нарушает их хронологию, говорит, что отдельные эпизоды просто не помнит. Пробелы в воспоминаниях объясняет банальной забывчивостью, жалуется на плохую память.
Люди с диссоциативным расстройством идентичности способны намеренно утаивать определенную информацию, преувеличивать имеющиеся знания, чтобы скрыть факт заболевания.
Рассказ больного содержит противоречащие эпизоды. Людям со стороны кажется, что они невнимательно слушают рассказчика или затрудняютсяуловить суть повествования.
Рассказы больного о важных событиях жизни лишены детализированности. Пациент знает, что учился в школе, но подробности школьного периода ему описать сложно. Говорит, что не помнит промежуток, например, с 6 по 9 класс. Затрудняется вспомнить, как проходила свадьба, где отмечали торжество, кто был приглашен.
Порой пациент восстанавливает картину важных событий только со слов близких. Так, женщина с множественной идентичностью рассказывала, что затруднялась вспомнить собственные дни рождения, начиная с детского возраста.
Диссоциативное расстройство идентичности сопровождается обрывочными воспоминаниями. Они проявляются под воздействием сильных эмоций. Больной сомневается в их реальности, заявляя: я не уверен, правда ли это или плод моего воображения. Типичными становятся провалы во времени. Допустим, больной видит, что часы показывают 8 часов утра. Следующее фиксированное время – 5 часов вечера. Но промежуток между этим временем пациент не помнит.
Неопровержимые доказательства
Наличие проблемы подтверждают определенные «улики». Нередко в гардеробе обнаруживается одежда, абсолютно противоречащую стилю главной личности. Невозможно вспомнить, когда и зачем приобреталась эта вещь. Больной, видя ее, находится в недоумении. Шокирует одежда противоположного пола, неподходящего размера. Пациенты отмечают: не мой размер, слишком маленький, даже не могу натянуть на себя. Или, наоборот, обнаруживают наряды излишних габаритов. Удивление вызывают найденные детские вещи, особенно если в доме нет детей.
Люди, страдающие диссоциативным расстройством идентичности, находят у себя незнакомые вещи. Как выясняется впоследствии, украденные. Прохаживаясь по супермаркету, с удивлением замечают в корзине продукты, которые раньше не употребляли и не собирались приобретать. Сидя в кафе, внезапно удивляются, когда успели сделать заказ, почему именно такой.
Типичными являются ситуации по типу фуги: больной оказывается в незнакомом месте и ему непонятно, как он сюда попал. Имеется в виду не переход из комнаты в комнату (в этом случае возникает ощущение «зачем я сюда шел»). Речь идет о преодолении внушительных расстояний. Например, человек внезапно обнаруживает себя в чужом городе. Часто случается, что больной систематически попадает в одно и то же место, удивляясь, почему он здесь. Допустим, каждое утро обнаруживает себя на определенной автобусной остановке, входящим в автобус. Ситуация повторяется ежедневно, как «день сурка».
Подсказки со стороны
Нередко пациент узнает о патологическом «сожительстве» благодаря окружающим. К нему подходят абсолютно незнакомые люди, но ведут себя так, будто знают больного достаточно хорошо, но называют другим именем. Они ведут беседы о совершенно неизвестных фактах. Описывают ситуации, которые, с их слов, проживали вместе с больным.
Окружающие говорят о поступках, совершенных человеком, которые он также не помнит. Например, девушка, устраиваясь на новое место работы и проработав один день, в конце получала отказ о трудоустройстве. Причиной служили агрессивные высказывания и необоснованные вспышки гнева, о которых сама работница не подозревала. О них ей сообщало руководство и сотрудники. Таким образом, субличности способны нанести урон главной личности.
Случается, что близкие или знакомые отворачиваются от «многоликого» человека, проявляют пренебрежение, негатив, игнорируют, по его мнению, совершенно беспочвенно. Впоследствии выясняется, что человек, уже со слов близких, неправильно себя повел, оскорбительно высказался в чей-то адрес. Но объективно оценить ситуацию он не может, поскольку неадекватное поведение проявило одно из Эго-состояний.
Как проявляют себя Альтер-личности
Американский психолог и психиатр, автор многочисленных книг по этим темам, Эрик Берн считал, что в человеке уживается сразу три ипостаси: взрослый, родитель, ребенок. Аналогичное прослеживается в множественных личностях одного пациента. Кто-то из них приходит в образе ребенка, другой – в виде заботливого, поучающего родителя, третья стремится защищать. Причем случается, что защищают не только главную личность, но и субличность, если знают о ее присутствии. Подобное случается при наличии более 2 двух Эго-состояний.
Возвращаясь снова к Билли Миллигану, поскольку это очень «удачный» пример симбиоза множественных образов, возможно проследить взаимодействие Эго-состояний. Одна из его субличностей – Артур Смит. Образованный, тонкий и очень умный. Отлично разбирается в медицине. Самостоятельно освоил арабский, суахили. Логически вычислил присутствие остальных Эго-состояний и взял над ними шефство. Запретил им проявляться, то есть удерживать сознание. Так, одну из них, Адалину – ласковую, трудолюбивую, нуждающуюся в заботе, тепле и внимании лесбиянку причислил к рангу нежелательных личностей. Сделал это Билли потому, что именно Адалина совершала изнасилования, за которые впоследствии Билли пытались привлечь к суду.
Известна история 20-летней девушки Дорис Фишер. В ней уживалось сразу пять Эго-состояний: Дорис Настоящая, Дорис Вялая, Дорис Болеющая, Маргарита, Спящая Маргарита. Последняя была подлой, постоянно творила бесчинства, портила вещи, даже наносила себе увечья. Но страдала от этого только Настоящая Дорис. Предполагалось, что заболевание развилось как результат физического насилия, испытываемого девушкой от отца-алкоголика. Дорис попала на прием к врачу-психиатру, который позднее приютил ее у себя. После этого в его доме стали происходить необъяснимые вещи, принятые врачом за полтергейст. После смерти врача Дорис попала в психиатрическую больницу.
Нередко пациентам сложно понять, кем они являются. Ощущают присутствие внутри себя нескольких человек. Чувствуют зависимость от внешних обстоятельств.
Смену Эго-состояний можно заметить по внешнему виду больного. Опущение и дрожание век, закатывание глаз, частое моргание, подергивание мышц лица, неестественная мимика, гримасничанье знаменуют начало перевоплощения.
Каждая из субличностей индивида способна проявиться в любой момент. Эго-состояния выдают себя несколькими признакам:
Очень заметно, когда взрослый вдруг перевоплощается в ребенка. Его выдает и голос, и поведение: беззаботность, непосредственность. Он или по-детски беспечен, наивен и непринужден, или напуган, прячется по углам. Такой человек, неожиданно сменивший поведение на дурашливое, детское, моментально привлечет внимание.
Не путать с шизофренией
При раздвоении личности, как и при шизофрении, встречаются симптомы первого ранга по Шнайдеру, поэтому существует вероятность ошибиться с диагнозом.
К таким симптомам относят:
Реже упоминается ощущение открытости мыслей: кажется, что посторонние слышат, о чем думает больной.
Джени Хэйнс
В 2019 году суд Австралии вынес приговор 74-летнему Ричарду Хэйнсу: 45 лет лишения свободы. Мужчине предъявили 367 обвинений за развратные действия, изнасилование, содомию, плотские развращения по отношению к ребенку младше 10 лет.
Против него свидетельствовала его дочь – Джени Хэйнс и шесть ее субличностей. Суд официально разрешил давать им показания, ведь каждая смогла рассказать собственные факты перенесенного насилия. Это был единственный случай в мире, когда человек с диссоциативным расстройством идентичности давал показания в суде с периодической сменой Эго-состояний, в результате чего обвиняемому вынесли обвинительный приговор.
Основной личностью была Симфони, принимавшая и переживавшая на себе, по словам Джени, издевательства отца. Всего она свидетельствовала о наличии 2500 Эго-состояний. Так сознание четырехлетней девочки пыталось защититься от испытанного ужаса. Сама Джени утверждала, что расстройство помогло ей выжить.
Джени рассказывала: «Отец завладел моим разумом. Даже в мыслях не чувствовала себя в безопасности. Было сложно адекватно оценивать происходящее». Свои чувства она выражала через песни.
Диссоциативное расстройство идентичности – своеобразная попытка сознания защититься от травматических реалий окружающего мира. Но попытка эта не слишком удачная, поскольку дезориентирует и дезинтегрирует личность, лишая ее целостности и последовательности, «съедает» ее истинное лицо.