Что значит рациональность простыми словами
Рациональность – что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы часто говорим, что кто-то поступил рационально, что задача решена рациональным способом и т.д.
Сегодня разберем в деталях, что же обозначает данная характеристика.
Рационально — это как?
Смысл слова становится понятным сразу, если знать, что оно произошло от латинского «рацио» (ratio), что в переводе обозначает «разум».
Следовательно, рациональный – значит, разумный. Говоря: «Рациональное решение», мы подразумеваем что оно является разумным, оптимальным.
Ученые-философы трактуют понятие рациональности с точки зрения объективности и субъективности логики и знаний. В этой статье я попробую не влезать в дебри философских умозаключений, а рассказать простыми словами.
Рассмотрим совсем простой пример. Допустим, вам нужно перенести кучу кирпичей из точки А в точку Б. Логично было бы взять по кирпичу в каждую руку и бодрым шагом проделать этот путь столько раз, пока вся куча не будет перенесена.
Логично, но не рационально. А вот взять садовую тачку, сложить туда весь объем стройматериала и за один рейс перевезти кирпичики на новое место – «самое оно».
Таким образом, можно сделать важный вывод: логичное решение не всегда рационально, но рациональное – всегда логично.
Теперь проанализируем применение данной характеристики по отношению к человеческому мышлению.
Рациональное мышление
Рациональное мышление – это умение мыслить, следуя принципам логики, оптимальности и здравомыслия. Присуще многим представителям человечества, при этом не обязательно имеющим склонность и способность к точным наукам.
Как определить, что у человека рациональный склад мышления? Это можно сделать, проанализировав его поведение в обыденной жизни и умение решать поставленные задачи (в том числе – бытовые). Такой индивидуум:
На картинке – схематичное изображение иррационального (слева) и рационального мышления:
Рационально мыслящий человек все свои действия просчитывает заранее, а затем следует разработанному алгоритму. Иррациональный тип подвержен чрезмерному воздействию эмоций, совершает поступки под воздействием импульса, сиюминутного настроения.
Очевидно, что такая четкая поляризация мышления на рациональное и иррациональное встречается довольно редко. Как правило, мыслительный процесс обычного человека основан на коктейле из логики и эмоций в той или иной пропорции. Чем больше рациональной составляющей, тем более адекватное мышление присуще конкретному индивидууму.
Алгоритм мыслительного процесса, основанного на принципе рационализма:
Рациональные выводы можно сделать только при полном абстрагировании от эмоций.
Об этом стоит помнить не только при решении математической задачки (хотя там эмоций в принципе нет, кроме «опять не получается!»). Особенно важно подобное абстрагирование при разрешении какой-либо жизненной проблемы. В подобной ситуации откинуть субъективное очень сложно, но без этого верного ответа не найти.
К примеру, вам нужно принять решение о целесообразности смены места работы. Откиньте эмоции, проанализируйте сложившуюся ситуацию. Выпишите на листок в два столбца все «за» и «против», не забудьте про мелочи вроде времени, затрачиваемого на дорогу, и т.д.
По итогу определите, какой столбец получился длиннее. Скорее всего, верный выбор после такого анализа вы сделаете быстро. Вот также и наш мозг использует принцип рационального мышления при решении поставленной задачи: откинув эмоции, детально проанализировав ситуацию.
Кому-то, чтобы мыслить рационально, необходимо прикладывать немалые усилия, а кому-то это дано от природы. Психологи установили, что данное умение можно развить, применяя специальные техники.
Например, используя метод, описанный в предыдущем абзаце: ставите цель, формулируете доводы «за» и «против», выполняете оценку.
Еще несколько методик:
Это не полный перечень практик, помогающих научить мозг мыслить рационально. Найти те, которые более всего подходят для вас, можно в интернете по запросу «психологические практики для развития рационального мышления».
Пробуйте, и у вас все обязательно получится.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
На мой взгляд, рациональность — очень ценное качество, если подходить ко всему рационально, то бишь разумно, успех не заставит себя долго ждать.
То что вы описываете с кирпичами это не рациональность, а эффективность — соотношение результата к потраченным ресурсам. Используйте другие термины в корне отличающиеся — оптимально, разумно, трезво. Их не раскрываете а отождествляете все к одному.
Рациональность — это соотношение самих действий к причинам этого процесса (действия). Поэтому она пластична. Она меняется и зависит от причин процесса
Значение слова «рациональность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существуют различные модели философского рассмотрения рациональности. Так, Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение. В других моделях рациональности в качестве её основы рассматривались согласованность, эмпирическая адекватность, способность к росту содержательного знания.
В плюралистических трактовках подчёркивается, что рациональность представляет собой конструкт, выполняющий роль методологического обоснования знания, но не имеющий универсального объективного референта. Применительно к разным культурам и эпохам выделяют свои виды рациональности: рациональность Нового времени, классическая рациональность, неклассическая рациональность и т. п. Каждой из таких рациональностей свойственен свой стиль мышления, свои проблемы и методы их решения, свой особый тип разума, порождающий такое знание, которое для данной эпохи и культуры считается рациональным. Предпринимаются и попытки выделить общие для всех видов рациональности черты.
В философии науки проблема рациональности связана с проблемой научности и выделением рациональных методов науки. Эта проблема известна как проблема демаркации и успешного решения не имеет.
РАЦИОНА’ЛЬНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к рациональный. Р. этого мероприятия не подлежит сомнению.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Что такое рациональность?
Причины рациональности
«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений» Рене Декарт
Чтобы дать определение рациональности в «пространстве вещей», я начну с аналогии. Данную аналогию я ввёл чуть выше по циклу. Так что, если что-то выглядит странно, возможно так и должно быть.
До этого мы говорили о картах и о территориях. Теперь мы наконец поговорим о путешественниках. А ещё о двух главных свойствах любого из них: любопытстве и прагматизме.
Любопытство путешественника проявляется в желании иметь как можно больше информации о территории. Эта информация хранится в виде карт. При этом под любопытством понимается интерес именно к ТОЧНЫМ картам (а не к любым).
Прагматизм путешественника проявляется в желании ДОСТИГАТЬ вполне конкретные точки маршрута. Именно в желании достигать, а не в желании идти к ним. Здесь акцент на конце пути, а не на самом пути.
Давайте посмотрим, какими бывают путешественники по отношению к этим качествам.
Есть любопытство, а прагматизма нет. Эти путешественники собирают максимальное количество карт. Их жизнь посвящена постоянной оптимизации и составлению суперточной карты. Кажется, как будто они знают всё о каждом кусочке территории. Но есть одно «но». Они никогда не выходили из своей палатки. Они могли бы стать великими путешественниками, но отказались от этого в пользу изучения деталей территории.
Нет ни любопытства, ни прагматизма. Эти путешественники отрицают ценность точных карт. Да и к какой-то конкретной точке маршрута они не стремятся. Больше всего их деятельность напоминает прогулку. Сегодня захотелось пойти туда, завтра сюда. Мир таких путешественников полон удивления. Каждый день, что-то новое – полная непредсказуемость. Увидели красивую опушку, остановились, полюбовались. Попали под лавину, расстроились. Они не управляют своим путешествием. Часть из них получает неплохую экскурсию, часть выживание на грани. Но не те, ни другие не выбирают свой маршрут.
Есть и любопытство и прагматизм. Эти путешественники понимают ценность точных карт, и постоянно обновляют информацию о территории. Более детальную о ближайших окрестностях, и хотя бы поверхностную обо всём остальном мире. Эти путешественники ставят себе цели. Но их информация о том, куда и как они могут попасть, постоянно возрастает. Это открывает широкие возможности к оптимизации маршрутов или даже выборе новых целей. Расплатой за любопытство становится то, что иногда они собирают карты совсем уж далёких от них территорий. Что ж, зато им есть, что обсудить с другими путешественниками.
То есть любопытство неизбежно требует хорошего навыка утончения карт. А прагматизм требует навыков передвижения по территории и оптимизации маршрутов. Путешественников, которые обладают такими навыками в разумном балансе, и стремятся к их улучшению, я и называю рациональными. Причём одни могли приобрести эти навыки по своему желанию, а другие получить в следствии сложившихся обстоятельств. Нет смысла их разделять, ведь в голове у них очень похожая прошивка.
Как это работает?
Существует немалое число людей, которые потратили достаточное количество адекватности на то, чтобы понять, как выработать такие навыки. Я назову только некоторых (возможно, вы захотите дополнить этот список):
Что же полезного этим людям удалось выяснить о «картографии»?
Карты предсказывают картинку, которую мы должны увидеть на территории. При этом карты влияют только на прогноз картинки, но никак не на территорию. Каждый раз, когда прогнозы карт сбываются, мы называем это свидетельством «За» карту. Каждый раз, когда прогноз не сбывается, мы называем это свидетельством «Против» карты. Теория вероятностей говорит нам о том, как баланс свидетельств «За» и «Против» должен влиять на нашу уверенность в картах. Теория принятия решений говорит нам о том, как на основе имеющихся карт выбирать маршруты близкие к оптимальным.
И всё? Так нужно взять эти формулы и захватить мир прямо сегодня! Ну или хотя бы начать строить точные карты и принимать оптимальные решения. Эта идея с разгона влетает в две вещи:
Сложность вычислений непригодную для практической реализации (или для краткости Хаос).
Не самую удачную архитектуру нашего основного инструмента вычислений, который систематически выдаёт одни и те же ошибки. Эволюция «проектировала» наш мозг под совершенно иные задачи (но об этом в другой раз).
Значит это так не работает? Это работает почти так. И в нюансах, которые составляют это почти, кроется вся работа. Методы рационального мышления позволяют рассеивать часть Хаоса у нас в голове вопреки несовершенству нашего мозга. Что в сущности уже весьма неплохо.
Именно о таких методах, и их практическом применении я планирую писать сюда. Но сначала нужно развеять немного Хаоса вокруг самой рациональности.
Джентельменский набор стереотипов о рациональности.
«Рациональность – это про идеальный интеллект и отрицание интуиции»
Как раз наоборот. Для анализа и вычислений не всегда есть время. И в таких случаях решение принимается быстро и в особом порядке. Это можно назвать интуицией. Даниэль Каннеман, Амос Тверски и ещё ряд исследователей подробно изучили этот особый порядок. И если вы хотите лучше принимать решения в мире, где большинство решений принимаются быстро, вам придётся оптимизировать этот процесс. Я вернусь к этому в отдельном цикле статей (примерно в таком стиле).
«Рациональность – это про эгоизм и получить всё здесь и сейчас»
Рациональное мышление не подразумевает эгоизм и недальновидность. Скорее напротив. Рациональный путешественник более склонен к взаимовыгодной кооперации. Ведь многие маршруты оптимальнее преодолевать вместе. А стремление построить точные карты всегда ведёт к честному обмену информацией. И в обоих случаях репутация – это стратегический ресурс. Желание «кинуть» или «хапнуть» не возникает потому, что оно не выгодно стратегически.
«Рациональность – это про обладание истиной»
Нет, это не про хитрый способ доказать, что мы всегда правы. Это про хитрый способ понять когда мы неправы, несмотря на то, что изнутри кажется, что мы всегда правы. Поэтому рациональность, это скорее про призыв обменяться свидетельствами и сделать выводы по общим правилам. И призыв ни в коем случае не подкреплённый силой.
Нет такого набора действий, которые сделают вас пожизненно рациональным. Нет такой кнопки, которая переключает вас в режим идеального Байесовского агента до конца времени. Рациональным нельзя стать, но можно быть. То есть рациональность – это про постоянное стремление к улучшению.
«Рациональность – это про отсутствие эмоций»
«Рациональность – это про критику других людей»
Рациональность это про критику себя и своих убеждений. Рациональность начинается (и продолжается) с признания того факта, что лично мои убеждения неидеальны. Лично мои прогнозы сбываются реже, чем хотелось бы. Рациональность это не про то, что в интернете кто-то неправ. А про то, что в интернете не прав я.
«Рациональность – это про высмеивание штук вроде гомеопатии, астрологии и плоской земли»
Рациональность это инструмент, чтобы отличать точные карты от ещё более точных. А совместное высмеивание неточных карт хоть и укрепляет командный дух, но не тренирует необходимые навыки. И прежде чем объявить какую то карту неточной, очень полезно бывает преодолеть кое-какую ограду. Я бы даже сказал забор, который назвали в честь одного дядьки (подробнее про это в отдельной статье).
Это важные инструменты. Но они работают симметрично для любой позиции. Снять крутой фильм, который все объяснит? Возможно для любого убеждения. Привести ряд фактов, которые кажутся убедительными? Тем легче, чем сложнее тема. Написать книгу? Ох, о чём только не пишут книги. Получается все можно использовать одинаково, вне зависимости от точности убеждений? Нет не всё! Но об этом в отдельной статье.
Любой новообращенный всегда фанатик, и многие чувствуют свой долг в том, чтобы стать воинами правды. В большинстве случаев это быстро проходит. А долину плохой рациональности (остальные случаи) предлагаю обсудить в другой раз.
Очень рассчитываю на ваши дружеские пинки. Нет, я серьёзно. Надеюсь на вашу обратную связь, которая позволит мне обновлять баланс свидетельств чуть быстрее.
Если тема заинтересовала, думаю, вам интересно было бы ознакомиться с тем, что успели написать о рациональности вот эти ребята (или что успели перевести на русский вот эти).
Рациональность — что это такое, суть и понятие рациональности.
Рациональность – это качество или состояние согласия с умом; обладание разумом; разумность.
Что такое РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Рациональность – это разумность. Она требует обоснованных убеждений и разумных целей, а также разумных решений.
Понимание того, как человек должен вести свою жизнь, требует глубокого понимания рациональности. Рациональность человека заключается в том, чтобы быть достаточно разумным в различных аспектах своей жизни. Общие принципы рациональности относятся к убеждениям и желаниям, а также к решениям, которым они подчиняются. Принципы рациональности знания распространяются от индивидов к группам. Ученые по-разному изучают рациональность и придерживаются различных взглядов на нее.
Теории рациональности
Некоторые теоретики принимают техническое определение рациональности, согласно которому это просто максимизация полезности. Это определение слишком узкое. Оно рассматривает только использование средств для достижения цели, то есть инструментальную рациональность. Традиционная теория рациональности рассматривает разум как умственную способность. Она характеризует людей как рациональных животных, потому что у них есть способность рассуждать, тогда как у других животных эта способность отсутствует. Согласно этой традиции, любое поведение, возникающее в результате рассуждений, является рациональным. Но большинство авторов считают, что продукты рассуждения должны соответствовать определенным стандартам, прежде чем они будут квалифицированы как рациональные. Например, вывод должен соответствовать доказательствам, чтобы быть рациональным. Это не рационально просто потому, что является следствием умозаключения. Рассуждения должны быть хорошими, чтобы надежно приводить к рациональным убеждениям.
Концепция рациональности Куна
Концепция рациональности Куна напрямую связана с концепцией ценности. Для него рациональный выбор – это просто выбор, основанный на ценностях, характеризующих определенную деятельность.
Принципы рациональности
Рациональность является набором социальных действий, управляемых разумом или рассуждениями, расчетами, а также рациональным преследованием своих интересов. Есть несколько характеристик, которые Вебер рассматривает как аспекты, или принципы рациональности. Действия в экономической сфере или в официальных организациях, таких как университеты, обладают большинством этих характеристик, и многие из них можно рассматривать как примеры рациональности.
Результаты могут быть рассчитаны или оценены путем принятия допущений и рассмотрения методов, с помощью которых они будут достигнуты. Это особенно актуально в официальных учреждениях или на предприятиях.
Люди преследуют разные цели и пытаются найти наилучшие средства для достижения этих целей.
В организациях есть правила и положения, а субъекты подчиняются структурам и полномочиям. Это, наряду с установленными процедурами и целями, означает, что результаты социальных действий часто можно предсказать.
Такие технологии, как инструменты, оборудование и информационные технологии, повышают предсказуемость. То есть эти технологии созданы для определенных целей, и пока они помогают в достижении желаемых целей, результаты, как правило, предсказуемы.
Он никогда не может быть полным, но приняты правила и методы, учитывающие множество возможных непредвиденных обстоятельств. Правила устанавливаются не столько для работы с конкретными людьми или личностями, сколько пытаются быть общими, имея дело с множеством возможностей. Это позволяет ограничивать результаты в определенных рамках, тем самым снижая неопределенность результатов.
Эти принципы рациональности могут быть применены ко многим видам деятельности и действиям в экономической сфере, и они стали там широко развиты и заметны. В современном обществе аналогичные принципы проявляются в большинстве сфер социального мира, включая религию, политику, управление, спорт и музыку. Организации и действия, управляемые рациональностью, могут создать общую рациональность для системы в целом, но это не является необходимым результатом. Например, исследования экономики показывают, сколько производителей, каждый из которых действует рационально, чтобы максимизировать свою прибыль, могут производить слишком много продукции. В результате последствия для людей, вовлеченных в формально рациональные системы, не всегда могут быть желательными. Вебер считал, что рациональность необходима организациям для эффективной работы, и считал, что тенденция заключается в том, что рациональность может захватить все больше и больше сфер общества. В то же время Вебер опасался, что это может привести к усилению контроля над индивидуальными действиями, подавлению харизмы и традиций и предоставлению немногих альтернатив творческим человеческим действиям.
Формы рациональности по Веберу
Научная рациональность
Научная рациональность – это качества разума и логики, которые характеризуют или должны характеризовать научное исследование. Для многих наука является воплощением рациональности из-за ее приверженности правилам логики и свидетельств, отказа от сверхъестественных объяснений, приверженности объективности и тщательной публичной проверки гипотез. Приверженность стандартам и процедурам такого рода обычно рассматривается как критерий, по которому дисциплина может быть оценена как наука. В более узком смысле научную рациональность иногда отождествляют с позитивизмом, то есть с философской позицией, считающей, что все значимые предложения должны быть сведены к сенсорному опыту и наблюдениям и, таким образом, что все подлинное знание должно быть построено на строгом соблюдении эмпирических методов проверки.
Исторические типы рациональности
Конкретные типы рациональности различаются по своему концептуальному, логическому, методологическому, ценностному оснащению. Они отличаются своим пониманием отношений между человеческим разумом, волей и эмоциями.
Исторически первый тип рациональности возник в результате трансформации мифа в логос и образования системы «философия и наука». Иногда его также называют «аристотелевским» типом рациональности, поскольку Аристотель считается его наиболее систематическим представителем.
Способ видения мира в рамках этого типа рациональности проявляется через сеть философских категорий, сосредоточенных вокруг категории качества (вещь, качество, отношение подчинения). Внутри этой парадигмы сформировались зародыши более развитого типа рациональности сформировались (архимедова физика, евклидова геометрия, стоическая логика).
Второй тип рациональности развился на основе двух фундаментальных научных революций: коперниканской и дарвиновской.
Способ видения мира в рамках этого типа рациональности проявляется через более развитую сеть философских и научных категорий, сосредоточенных вокруг категории количества (количество, отношение функций, причинность). Современная формальная логика (исчисление предикатов, теория демонстрации, теория рекурсивных функций и теория множеств) является средством систематизации словаря знаний.
Понимание человеческого разума в рамках этой рациональности характеризуется процессами дифференциации, автономизации и разделения когнитивной, этической и эстетической сфер культуры. Выражение этих процессов было найдено в спорах между рационализмом Просвещения и романтизмом, между немецким классическим рационализмом и иррационализмом второй половины XIX века, между позитивистским рационализмом и иррационализмом первой половины XX века, между философским модернизмом и постмодернизмом и в дихотомиях, таких как субъект / объект, факт / ценность, рациональность / мораль.
Формирование рациональности неклассического типа включает в себя новое, неклассическое понимание объекта (как сущности с его социальным и человеческим значением), а также субъекта (как человека, который саморефлексивен, естественно и социально объективен и ценен, творческий). Это позволяет преодолеть классическую дихотомию между знанием и ценностью, рациональностью и моралью. Социальные аспекты человеческой деятельности (включая отношения между человеком и природой и между самими людьми) становятся более понятными, что создает условия для лучшего признания эпистемологической роли концепции человеческого действия (позволяя нам, например, решить вопрос о том, как доказать тот факт, что в наших знаниях есть содержание, не зависящее от познающего субъекта).
С появлением неклассической парадигмы был принят новый тип теоретического объекта – объект «двойственной природы», соответствующий принципу неопределенности. Это приводит к описанию когнитивной, этической и эстетической сфер культуры как единства различий.
Культура и рациональность
При каких условиях мы можем считать практики или верования другой культуры рационально совершенными / несовершенными? Возможно ли, что культуры могут различаться настолько радикально, что воплощают различные и даже несоизмеримые способы мышления? Относительны ли нормы рациональности в культурном отношении или существуют независимые от культуры нормы рациональности, которые можно использовать для оценки верований и обычаев всех человеческих культур?
Чтобы иметь возможность судить о рациональности другой культуры, мы должны сначала понять ее. Само понимание совершенно иной культуры вызывает философские трудности. Мы не можем использовать наши категории, чтобы понять социальные практики другой культуры, например, наши категории науки, магии и религии. Сопоставление наших категорий с практиками культурно далеких обществ даст искаженную картину того, как они конструируют социальные практики и институты и рациональны ли они.