Что значит расскажи о себе
Что рассказать о себе на собеседовании: и тайны не раскрывать, и выгодно себя подать
Структурированное, ситуационное, проективное, поведенческое, стрессовое, групповое… Собеседования при приёме на работу бывают разными. Отправляясь на встречу с работодателем, соискатели могут только предполагать, в каком формате будет происходить интервью и какие вопросы будут задавать.
Спросить могут что угодно — о том, как продаётся горячий шоколад во Флориде или как взвесить слона без весов. Единственное, о чём могут знать кандидаты со 100% уверенностью, — их наверняка попросят рассказать о себе. Поэтому к самопрезентации можно и нужно подготовиться заранее, обдумав каждое слово, чтобы не провалить данный этап.
В каком виде
Ещё на этапе приглашения на собеседование следует спросить, в каком виде работодателю преподнести свою биографию. Возможно, такая информация содержится на официальном сайте компании или в объявлении о вакансии. Ведь сделать это можно по-разному, и в учреждениях к этой части интервью требования существенно различаются.
О себе можно рассказать:
Данный вопрос следует выяснить заранее. Часто в последнее время случается так, что соискатель приходит на собеседование, его просят включить презентацию с рассказом о себе, а он даже понятия не имел о таком требовании. Если нет информации, как именно проводится данная часть интервью в компании, желательно подготовиться ко всем возможным вариантам:
Когда просят рассказать о себе, и если у вас есть заранее подготовленная презентация, не стесняйтесь и спрашивайте, нет ли возможности продемонстрировать её. Это покажет вас в выгодном свете: вы умеете пользоваться Microsoft PowerPoint (или другими программами), заранее подготовились, подошли к устройству на работу максимально ответственно.
Как рассказывать
Многие соискатели, проходя собеседование, зацикливаются на вопросе, что рассказать о себе. Составляют яркие, красочные самопрезентации, не забывают об интересных фактах биографии, прорабатывают каждое слово… Но во время интервью теряются, бубнят что-то под нос и не могут себя подать вкусно — так, чтобы работодатель обратил на них внимания. Поэтому важно знать, как именно обыграть эту часть интервью, чтобы она стала очередным уверенным шагом на пути к получению работы мечты.
Что советуют психологи:
Обязательно возьмите на заметку советы психологов, как именно нужно рассказывать о себе на собеседовании. Уверенный тон и хороший слог станут гарантией успешного исхода дела.
Лайфхак. Чтобы повысить уверенность в себе, дома можно не только отрепетировать самопрезентацию для собеседования, но и снять её на видео. Это позволит оценить себя со стороны, исправить такие ошибки, как чрезмерная жестикуляция или неконтролируемая мимика.
Что рассказывать
Чтобы не упустить ничего важного, план рассказа лучше составить заранее. Какие тематические блоки в него должны входить?
Представление
Во-первых, начать рассказывать о себе нужно только после того, как вас об этом попросят.
Во-вторых, во многих источниках даётся совет представляться на собеседовании только по фамилии и имени, если вы устраиваетесь не на руководящую должность. Однако психологи настаивают всем добавлять ещё и отчество, независимо от возраста и вакансии. Если представиться Машей Васиной, всю жизнь можно так и остаться Машей Васиной. Добавляя отчество, вы демонстрируете самоуважение и собственное достоинства. Работодатель поймёт, что перед ним — человек, который ценит себя и требует того же от других.
Разрешается не употреблять отчество людям творческих профессий. При этом, если есть псевдоним, под которым вы известны в своём деле, — обязательно назовите его.
Личные данные
Именно этот блок собеседования нередко таит в себе подводные камни. Работодатель может начать задавать такие провокационные вопросы, как:
Если это стресс-интервью, отвечать следует немного дерзко, с долей юмора. Если это обычное собеседование, вы имеете полное право не раскрывать эти аспекты своей личной жизни. Вежливо, но твёрдо скажите, что подобные вопросы не касаются вашей профессиональной компетенции и вы бы не желали на них отвечать.
Образование
Опыт работы
Дополнительные сведения
В этом блоке можно рассказать о том, что вы, например, с детства мечтали об этой профессии, и это стало целью всей вашей жизни.
Цели формулировать кратко и звучно, в соответствии с той должностью, которую планируете занять. Например, сказать, что хотите работать на процветание компании и расти вместе с ней.
Личные качества
Сначала расскажите о своих общечеловеческих качествах, которые являются вашим стержнем и достоинствами. Это могут быть активность, целеустремлённость, ответственность, пунктуальность.
Затем выделите те качества личности, которые ценятся именно в данной профессии. Например, менеджеру по продажам нужно сообщить о своей коммуникабельности, генеральному директору — о лидерских чертах характера, педагогу — о любви к детям.
В этом тематическом блоке тоже возможны подводные камни. Работодатель может попросить рассказать о своих недостатках. Не нужно тотчас докладывать, что у вас плохо с тайм-менеджментом или нет силы воли. Помните, что вы обязаны показать себя только в выгодном свете. Поэтому ответ на вопрос должен быть с тонким налётом юмора: «Ой, я не могу жить без сладкого — это так усложняет мне жизнь».
Увлечения
Подробно рассказывать о своих увлечениях на собеседовании не стоит. Хорошо, если они работают на ваш профессионализм. Например, журналист или копирайтер могут с гордостью сообщить, что они пишут книгу или сочиняют стихи. Можно просто сказать, что вы любите дайвинг или скрапбукинг. В любом случае увлечённый человек представляет больше интереса, чем тот, у которого нет хобби.
Закончить свой рассказ о себе можно словами благодарности за то, что вас внимательно выслушали. Скажите, что будете рады ответить на любые вопросы.
Пример рассказа о себе
«Меня зовут Васина Мария Владимировна.
Мне 35 лет. На данный момент проживаю в городе Белозёрске, снимаю квартиру на улице Ленина — это всего в паре остановок от вас, так что проблем с опозданием на работу у меня не будет. Семейными узами не связана, в разводе. Есть сын-подросток 15 лет. Имею российское гражданство.
Имею высшее образование, полученное очно. В 2004 году с отличием окончила Белозёрский государственный педагогический университет, факультет педагогики и психологии по специальности «филология». Учитель русского языка и литературы. В 2009 посещала курсы повышения квалификации. Имею I квалификационную категорию. В 2013 году с отличием закончила «Школу копирайтинга THE WORDS».
С 2004 по 2012 год работала учителем русского языка и литературы в Школе № 25 города Белозёрска. С 2008 года — совмещала с должностью завуча. Имею опыт управленческой деятельности. Была Учителем года-2007. Начиная с 2013 года, работала в компании «WIKR Group» редактором, копирайтером и контент-менеджером. С последнего места работы имеется рекомендация.
Имею водительские права категории «B», владею немецким языком на разговорном уровне, продвинутый пользователь компьютера и Интернета (офис, Photoshop, движки).
Хочу раскрыться в творчестве, чтобы хобби (писательство) приносило мне ещё и хороший доход.
Это всё, о чем я хотела бы рассказать. Буду рада услышать ваши вопросы».
Если хотите произвести на работодателя хорошее впечатление на собеседовании, рассказ о себе как раз предоставляет такую возможность. К нему можно приготовиться заранее, сделать его ярким, подчеркнуть в нём свои достоинства. Точные, лаконичные и в то же время подробные факты станут базой для положительного принятия решения о приёме на работу.
Притянуть успех: как самопрезентация помогает в жизни
Термин «самопрезентация» в современном русском языке означает представление человеком самого себя с целью создания нужного впечатления у окружающих. Эксперты разделяет самопрезентацию на профессиональную и личностную. Первую используют в рабочей или учебной среде, вторую — при построении любовных и дружеских отношений. Эффективно презентовать себя можно с помощью короткого устного или письменного рассказа, а также «выкладывая» контент в социальные сети и профессиональные сообщества.
Самопрезентация на собеседовании
Грамотно представлять себя при поиске новой работы — целое искусство. Красивая самопрезентация открывает многие двери. Чтобы выгодно себя подать, нужно продемонстрировать сильные стороны и нивелировать слабые. Тогда человек получит желаемую должность.
При первом контакте впечатление формируется за 3-5 секунд, отмечает российский психолог и психоаналитик Людмила Полянова. Поэтому одинаково неправильно и крадучись входить в комнату для переговоров, и врываться, громко распахивая дверь. У работодателя должно сложиться ощущение, что перед ним адекватный, вежливый, но уверенный в себе человек.
После приветствия обычно начинается рассказ о себе. Здесь Людмила Полянова рекомендует придерживаться правила «краткость — сестра таланта». Идеальная самопрезентация занимает не больше одной-полутора минут. Если человек говорит дольше, это вызывает отторжение. Эксперт напоминает о правиле Elevator pitch: пока лифт поднимается до этажа (это обычно не более 30-40 секунд) надо настолько заинтересовать собеседника, чтобы он захотел продолжить общение. На собеседовании эффективен этот же принцип.
Важно также очень качественно себя оценить, уверен коуч и бизнес-тренер Николай Григорьев. Не лишним будет спросить у друзей, родственников, коллег о своих сильных и слабых сторонах. После этого коуч рекомендует заранее написать текст самопрезентации. На плюсах сделать акцент, а минусы — компенсировать. Например, не «ленивый», а «умеющий соблюдать баланс между трудом и отдыхом».
В начале послание может получиться слишком длинным и нескладным. Это нормально. После первых набросков текст нужно сокращать: Николай Григорьев рекомендует добиться того, чтобы в нем было не более 120-150 слов. Тогда его можно озвучивать на собеседовании.
В самопрезентации стоит делать упор на умения и навыки, важные для должности, на которую человек претендует. Например, глубокие познания в кулинарии для главного бухгалтера не нужны, а вот знание специальных программ приветствуется.
Главное в разговоре — объяснить, какую пользу вы можете принести компании. Например, увеличить продажи или поток клиентов. Желательно привести пример успешного решения похожих задач на предыдущем месте работы. Важно не «перегнуть палку»: слишком расхваливать себя точно не стоит.
«Вести себя достойно и в меру скромно, не «бомбардировать» своими знаниями и качествами. Избегать фраз: «вы должны мне платить столько-то», «вы обязаны мне предоставить ДМС». Если специалист хороший и умеет себя подать, то и так очевидно, что за три копейки он себя не продаст», — отмечает Полянова.
Екатерина Завьялова, эксперт по построению международной карьеры, резюмирует основные правила подготовки к беседе, способной заинтересовать собеседников:
Но презентовать себя специалисту нужно не только на собеседовании, но и в Сети. Даже если человек — отличный профессионал, если он никак не проявляет себя в коммуникативных пространствах, никто об этом никогда не узнает. Николай Григорьев рекомендует работать над «личным брендом». Для этого подойдут социальные сети, профессиональные сообщества.
«Интересный пост на форуме маркетологов может прочитать директор крупной компании и даже вступить в дискуссию. Его имя будет «на слуху», при поиске работы это пригодится», — отметил Николай Григорьев.
Любая карьера не «усыпана розами», продолжает специалист. В биографии любого человека есть спорные моменты — увольнения не по собственному желанию, частая смена работы, крупные штрафы. Скрывать и замалчивать это смысла нет. Григорьев советует идти по другому пути — признать свою ошибку и рассказать, какой вывод вы сделали из ситуации.
«Адекватный работодатель сумеет понять сотрудника и даст ему шанс проявить себя в компании», — резюмирует специалист.
Основные ошибки на собеседовании
Самопрезентация в личном общении
Встретить вторую половинку и завести друзей проще людям с хорошим навыком представления себя. И, наоборот, если человек не умеет общаться, он вряд ли будет восприниматься окружающими адекватно.
Вспомните ваше первое свидание. Скорее всего, оно было наполнено неловкостью, а в некоторые моменты вам обоим было некомфортно. Вы шли на встречу с боязнью, и ваша тревога передалась другому человеку. Умение произвести впечатление — важный и мощный инструмент. Его использование может привести как к расположению, так и отторжению других людей.
Юмор, искренность и адекватность — три кита, на которых держится личная самопрезентация, уверен клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников.
Всех привлекают легкие в общении собеседники, с которыми не надо подбирать слова. В самом начале важно расположить к себе собеседника. Зачастую некоторые уже при первой первой встрече начинают хвастаться — высокими доходами, недвижимостью, положением в обществе, «набивают себе цену». Такая «самопрезентация» скорее отпугнет. По мнению психолога, лучше говорить о себе меньше и больше задавать вопросов собеседнику. Людям нравятся люди, которые интересуются их жизнью. В отличие от профессиональной самопрезентации, в личной скромность будет более уместной.
Хвастовство и излишняя самоуверенность не красят ни мужчину, ни женщину. Когда в каждом слове чувствуется вызов и конкуренция, вряд ли с вами захотят продолжить диалог, уверен эксперт. Не стоит говорить фразы: «я столько в жизни прошел, вам и не снилось», «я всегда оказываюсь прав».
«Дружеские или любовные отношения с конкуренцией не могут быть эффективными. В близких люди ищут поддержку и опору, но никак не конфронтацию», — сообщает Денисов-Мельников.
Одна из основных ошибок при общении — презентация себя как изначально незаинтересованного, недоступного человека. Фразы «сначала добейся», «сейчас не до тебя», «я попробую выкроить время, но не обещаю», хороши, только если хочется избавиться от собеседника.
Основные ошибки при знакомстве и общении
Вести себя естественно и искренне — залог успеха при первом знакомстве и последующем общении. Важно не изображать из себя персону, который вы не являетесь. Даже если взаимной симпатии не случится, хорошо, что люди поймут это в начале общения. Потратить друг на друга много времени, а потом понять, что человек «не тот» — сомнительная затея.
Тренер, автор курса в МИТРО, международный эксперт Ольга Мерц предлагает следовать пяти главным советам для развития самопрезентации:
Как рассказывать о себе на собеседовании
Когда меня спрашивают, что в первую очередь нужно знать о прохождении технического собеседования, я всегда отвечаю одинаково: приготовьтесь говорить.
Собеседование — это стрессовая ситуация, и этот стресс может повлиять на вашу способность к общению. Вы не продумываете всё как следует. Не всегда заканчиваете предложения. Смеётесь совершенно невпопад. Вы настолько далеко уходите от темы, что даже не можете вспомнить, о чём шла речь. А иногда в отчаянии просто бросаете все свои карты на стол.
Подготовка к беседе направлена не на то, чтобы заполнить время, а на то, чтобы определить, что именно следует о себе рассказывать. Взгляните на проблему с другой стороны и представьте, что это вы принимаете кого-то на работу; что бы вы хотели узнать о собеседнике? Вот мой список:
Подготовка
Возьмите пачку листков для заметок и на каждом листке напишите задачу, над которой вы работали, или проект, которым руководили. Ниже одним предложением опишите свою главную цель, а далее составьте список основных инструментов, позволивших вам её достичь. Представьте, что добавляете метки под вопросом на Stack Overflow. Ниже запишите как можно больше решений, которые вы пробовали применить, но потерпели при этом неудачу; в этом списке должно быть как минимум 5 таких решений, если только их и в самом деле не было меньше (что вполне нормально). И наконец внизу запишите то решение, которое в итоге сработало.
Теперь переверните листок. Сверху одной фразой опишите, что самое важное вы узнали из этого проекта. Записывать нужно только наиболее значимую идею, позволившую найти решение проблемы. Если проблема ещё не решена, пусть это будет последняя из возникших идей. Далее одной строкой запишите, откуда эта идея появилась. Повторяйте этот алгоритм, пока листок не будет заполнен.
Люди часто говорят мне, что не знают, о каких задачах или проектах захотят услышать их собеседники. Так вот, они захотят услышать о том, что написано в материалах, которые вы им предоставили. Если вы прислали им резюме, ждите вопросов о том, чем вы занимались на предыдущих местах работы. Если поделились с ними ссылкой на свой профиль на Github, вопросы будут о ваших проектах. Если вы дали им ссылку на свой аккаунт на Stack Overflow, вас будут спрашивать о предоставленных вами ответах.
У вас должен быть по крайней мере один листок на каждый указанный вами проект, а в идеале — по одному на каждый пункт, приведенный по каждому из этих проектов. Заполните листки по всем проектам на Github, над которыми вы работали за последний год. Что касается вопросов на Stack Overflow, просто будьте в курсе своих самых популярных вопросов и ответов (нет нужды заполнять для каждого отдельный листок). Таким образом вы подготовитесь к ответу практически на любой вопрос, который вам могут задать.
Вот пример заполненного листка для одного проекта из моей «Истории разработчика».
Рецепт хорошей истории разработчика
Теперь, когда у вас есть шпаргалки ко всему, о чём может пойти речь на собеседовании, самое время отрепетировать то, что вы будете говорить. Мало иметь под рукой листки со всей нужной информацией, нужно ещё уметь её преподнести в виде увлекательной истории. К счастью, этому тоже можно научиться.
Будьте конкретны
В основе хорошей истории разработчика лежит беседа, в которой один человек сообщает другому знания, которые могут быть тому интересны или полезны в его собственной работе. Разговор, как правило, увядает, когда собеседнику не за что зацепиться, поэтому крайне важно избегать подобных ситуаций. Масштабные идеи хоть и кажутся захватывающими и помогают продемонстрировать ваш недюжинный ум, однако не забывайте, что ваша цель — побудить собеседника постоянно задавать вопросы. А лучший способ это сделать — быть конкретным.
Эта сцена из фильма «Мир Уэйна» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что не нужно говорить общими фразами. Человек не знает, как ответить, потому что ему не за что ухватиться. Если бы он сказал не «я обожаю тебя, чувак», а «я обожаю твою футболку, чувак», тогда Гарт легко сумел бы продолжить разговор, точно зная, о чём говорить дальше. («Да, я купил её на концерте в Рено, где ударник был на таких офигительных. » — в общем, вы поняли мысль.) Сосредоточьтесь на конкретных идеях и избегайте общих. А ещё обязательно расскажите о тех обстоятельствах, которые привели вас к той или иной идее.
Начните с ключевой фразы
Хорошая история разработчика начинается с ключевой фразы. Первое предложение должно заинтересовать другого человека и по возможности заставить его гадать, о чём пойдет речь дальше.
«Я создал веб-интерфейс, при помощи которого разработчики могут сообщать о своих идеях», — это неудачная ключевая фраза. После неё тот, кто проводит с вами собеседование, по сути, может двигаться лишь в двух направлениях: «О какого рода идеях разработчиков идёт речь?» и «Какие технологии вы использовали при создании этого интерфейса?» Ни один из этих вопросов не приведёт к рассказу о тех интересных вещах, которыми вы занимались. Заговорив о разработчиках, вы поведёте речь не о себе, а о совершенно других людях. Да и пользовательский веб-фреймворк, с помощью которого был создан интерфейс, до вас использовала масса людей. Но ведь всё самое интересное в вашем проекте наверняка не связано с тем, какой фреймворк вы использовали?
«Я объединил 7 наборов данных с интерфейсом Google Карт, что позволяет отделу продаж в реальном времени получать отчёты о количестве разработчиков по всему миру». Вот теперь у вас, вероятно, возникло множество вопросов, и все они касаются моей работы над этим проектом. Мы готовы начать беседу, потому что я привёл конкретную информацию, которая четко выделяет 3-4 интересных аспекта моего проекта. В этом и заключается разница между использованием ключевой фразы и любым другим привычным способом рассказать о себе.
Рассказывайте с конца
Как правило, реальные истории рассказываются в обратном хронологическом порядке. Именно поэтому мы начинаем с ключевой фразы. А вот отрепетированные истории, наборот, рассказываются в прямом хронологическом порядке. Если вы ведёте рассказ от прошлого к настоящему, для собеседника это явный признак того, что вы пересказываете что-то заученное и, что весьма вероятно, ваша история не совсем правдива. Опытный наниматель заставит вас вести рассказ от настоящего к прошлому, непрестанно задавая дополнительные вопросы о том, что его особенно заинтересовало. Если вы действительно в курсе того, что и как происходило, для вас это не будет проблемой, поскольку вы хорошо знаете, о чём говорите. Главное, не забывайте, на чем вы закончили свой основной рассказ, чтобы потом могли вернуться к этому месту.
Если же вас просят остановиться на чём-то подробнее, а вы вместо этого пытаетесь продолжить свой рассказ, это с головой выдаёт вашу неискренность. Возможно, вы говорите о решении, принятом кем-то другим, как о своём собственном, или пытаетесь создать впечатление, что знаете больше о том, как работают используемые вами инструменты, чем это есть на самом деле. Это, может, и не совсем ложь, так ведь и недомолвки — тоже не совсем правда. Неискренность на собеседовании — плохая идея, и, если компания хоть что-то смыслит в собеседованиях, вас, скорее всего, уличат во лжи. Однако хочу отметить, что, даже если вы попали в такую ситуацию, это не означает неминуемый провал. Просто впредь постарайтесь более тщательно формулировать свои ответы на вопросы и говорить только о том, к чему вы действительно имели непосредственное отношение. Если вас поймают дважды, на этом собеседование, пожалуй, закончится.
«По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли».
Итак, ключевую фразу вы уже сообщили. О чём говорить дальше? Дальше очередь за вашим собеседником, который должен подвести вас к более подробному рассказу о 2-4 интересных моментах, заключённых в вашей ключевой фразе. Как только вас спросят о чём-то конкретном, вспомните свой листок и расскажите о том, что вы пробовали и что не сработало. По большому счёту, никого не волнует реальное решение; в качестве рабочего навыка гораздо большее значение имеет не знание ответа, а то, как вы к нему пришли. В этом и заключается разница между вашим умением работать над задачей и простым знанием ответа. Если вы и правда знали ответ, лучше расскажите о составляющих вашего решения и о том, как они все сработали вместе. Но в большинстве случаев вас нанимают для решения проблем, и именно поэтому нужно рассказывать о том, что вы пытались сделать и что при этом не сработало.
Есть и ещё одно преимущество в рассказе о предпринятых вами попытках. Как только вы произнесёте ключевую фразу, ваш собеседник начнёт гадать, как вы решили проблему. Возможно, вы выбрали путь, отличный от того, о котором подумал он, и потому, рассказывая о том, как вы пришли к тому или иному решению, вы сообщаете собеседнику важные знания. Расскажите о своих идеях, особенно если вы и правда пробовали их применить. Сделайте упор на ключевых идеях, которые вели вас к каждому последующему шагу. Как человек, проводящий собеседования, и как разработчик, я действительно люблю узнать парочку новых вещей в ходе беседы. И это приводит нас к следующему пункту…
Не гадайте о том, что знает ваш собеседник
В большинстве случаев вы и понятия иметь не будете о том, что знает человек, проводящий с вами собеседование. Вы не будете знать, с какими языками он знаком, какие задачи привык решать или какими инструментами владеет. Вам придётся немного побалансировать, чтобы с толком использовать отведённое время. Вы должны допустить, что некоторые вещи вашему собеседнику известны; скорее всего, он знает, чем зарабатывают на жизнь разработчики, и умеет решать поставленные задачи. Регулярно делайте паузы в своём рассказе, чтобы убедиться, что он не утерял нить повествования. Используйте для этого язык тела, прислушивайтесь к словам согласия вроде «да» или «так», периодически звучащим во время вашего рассказа. Можете даже остановиться и прямо спросить у своего собеседника, всё ли ему понятно, или он хотел бы получить более подробные разъяснения по тому или иному вопросу.
Если вы слишком углубитесь в свой рассказ, не убедившись, что вас по-прежнему понимают, то собеседник может прийти к выводу, что вы просто не умеете объяснять. Активно показывайте свою заинтересованность в том, чтобы слушатели понимали, о чём вы говорите. Таким образом и вам будет намного комфортнее, и они будут чувствовать, что чему-то научились.
Точно так же постарайтесь не делать предположений о том, что интересно вашему собеседнику. Не отзывайтесь плохо ни о чём из того, что вы делали, потому что именно это может быть для него интересным. Даже если вам что-то кажется простым или наивным, об этом всё равно можно поговорить интересно. В наше время у разработчиков есть сотни специализаций, и тот факт, что вы претендуете на должность веб-разработчика, вовсе не означает, что ваш собеседник знает CSS или некоторые функции javascript так же хорошо, как и вы. Если что-то в беседе с вами его увлечёт, постарайтесь всеми способами поддержать этот интерес.
Беседуйте, а не проходите собеседование
Если вы этого ещё не поняли, собеседование должно быть действительно беседой. Правда заключается в том, что вы не знаете, что именно заинтересует слушателей в предоставленных вами материалах или ваших словах. Не знаю этого и я. Сделайте всё возможное, чтобы увлечь их своей работой, и, если они не кусаются, возьмите инициативу в свои руки и сами спросите, о чём бы они хотели услышать. Это ещё один случай, когда помогает конкретика. «О чём вам рассказать?» — это пример неудачного вопроса. «Есть ли что-то в моём резюме, что показалось вам интересным?» — вот это уже намного лучше. Подобный вопрос покажет, насколько хорошо они сами подготовились к собеседованию. И если вам ответят что-то вроде: «Я не увидел там ничего интересного», то за этим должен немедленно последовать ещё один вопрос: «Тогда что я вообще делаю на этом собеседовании?» Постоянно пытаться угадать, что интересно вашим слушателям, — это пустая трата времени; куда лучше просто спросить. Если они не хотят говорить с вами о конкретных вещах, вероятно, они сами не подготовились к собеседованию.
Репетируйте
Репетиция собеседований — это моя любимая часть. Просто пойдите и поговорите с другими разработчиками о своей работе. Начните с ключевой фразы. Будьте конкретны, и когда вам зададут вопросы, расскажите о том, что вы делали, в обратном хронологическом порядке.
Постарайтесь запомнить несколько важных моментов: в разговоре с людьми используйте информацию с 5-10 своих листков; одного недостаточно! В большинстве компаний вам придётся пройти 3-5 собеседований; убедитесь, что вы не повторяете один и тот же материал разным людям, ведь они будут сравнивать свои заметки. Во время своих репетиций запоминайте вопросы, которые вам задают. В ходе реальных собеседований вы услышите практически те же самые вопросы, так что, отвечая на них несколько раз, вы, по сути, учитесь говорить естественно. Отслеживайте также эмоциональные реакции собеседников на свои слова. Приучайте себя говорить то, что людям интересно и о чём они хотят услышать больше.
Интерес к компании, нанимающей вас, прямо пропорционален интересу людей, проводящих собеседование, к тому, что вы говорите. Рассказывать истории — это превосходный способ выстроить увлекательную беседу с людьми, с которыми вы только что познакомились. Надеюсь, мои рекомендации научат вас рассказывать истории и получать больше удовольствия от собеседований.
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 68 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов, перевод технических текстов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.