Что значит работать по скриптам
Что такое скрипт
Общее понимание скрипта
С английского языка слово «скрипт» переводится как сценарий, из чего уже можно сделать определенные выводы. Это набор команд, то есть строк кода, которые вкупе выполняют конкретную задачу. Для ее выполнения и создаются скрипты. Они могут быть как очень маленькими по объему и отвечать за запуск каких-то простых служб операционной системы, так и объемными, сравнивая переменные и выводя результат на сайте.
Скрипт хранится в текстовом файле, поэтому при желании его содержимое можно легко просмотреть и даже изменить. Этот текстовый файл запускает цепочку выполнения задачи, которая и запрограммирована в скрипте. Если все строки написаны правильно и целевые объекты удается найти, задача выполняется успешно и скрипт срабатывает.
Скрипты сейчас активно интегрируются на сайтах, в качестве примера можно привести популярный скриптовый язык – JavaScript. Однако изначально они работали в операционных системах и выполнялись при помощи внутреннего синтаксиса командной оболочки.
История появления скриптов
Для общего развития предлагаю немного окунуться в историю появления скриптов и взглянуть на то, какими они были раньше. Начали применять их под управлением семейства операционных систем Unix еще 50 лет назад. Одной из первых командных оболочек была sh, в ней использовались shell scripts, которые позволяли выполнять самые разнообразные задачи на компьютере.
Ниже вы видите небольшой код, предназначенный для конвертирования изображения из JPG в PNG:
Обозначения после знаков # являются комментариями и не относятся к скрипту, они только описывают для пользователя действия. Этот пример был взят из открытой библиотеки и отлично показывает, что всего несколько строк кода позволяют обработать изображение, сменив его формат на другой. Сейчас скрипты могут быть более массивными и выполнять задачи на уровень сложнее.
Сферы использования скриптов
Скрипты часто используются на веб-сайтах. Чаще всего они пишутся на языках PHP и JavaScript. Первый используется для написания той части сайта, которую не видит посетитель, то есть бэкенда, а второй в большинстве случаев отвечает за визуал, то есть разные анимации, плавные переходы и другие действия (фронтэнд).
Если с визуальными скриптами все понятно, то невидимые для глаза посетителя скрипты собирают информацию в базы данных, проверяют правильность заполнения форм и выполняют другие сложные задачи.
Соответственно, в операционной системе скрипты тоже выполняют серьезные операции. Скрипты, запущенные через консоль (командную строку), могут влиять на открытие служб и приложений, вносить изменения в системные файлы или даже устанавливать другие программы (вирусы так и попадают в систему).
Если говорить о Windows, то в ней вы можете найти встроенный инструмент CMD (PowerShell), который и предназначен для запуска скриптов, хранящихся в формате BAT.
Самостоятельное написание и применение скриптов
Разберем самостоятельное написание и применение скриптов на примере Windows. Допустим, у вас стоит задача проверить стабильность соединения с конкретным сайтом без запуска браузера. Для этого есть одна полезная команда, запускаемая через Командную строку. А если нужно еще сформировать и отчет о результатах проверки, не совсем удобно будет вводить несколько разных команд по очереди, особенно в тех случаях, когда задача выполняется раз в несколько дней или чаще. Тогда создается BAT-файл с таким содержимым:
Приведенные выше примеры должны помочь разобраться с тем, что представляют собой скрипты и где они используются. При желании можно даже самому попробовать создать текстовый файл с кодом и запустить его на компьютере, но для использования скриптов в профессиональных целях понадобится выучить один из скриптовых языков программирования.
Что такое скрипт простыми словами
Скрипт хранится в виде текстового файла на хостинге и доступен для запуска пользователями.
Рейтинг лучших виртуальных хостингов вы можете увидеть вот тут
На виртуальном хостинге автоматический запуск скрипта настраивается один раз (самим пользователем, либо системным администратором, либо техподдержкой по запросу пользователя), а затем скрипт срабатывает автоматически в нужный момент. Никаких манипуляций со скриптом вам вручную больше совершать не нужно, возможно лишь взаимодействие, в зависимости от задач скрипта.
Часто скрипты отвечают за различные динамические элементы сайта:
Скриптовые языки
Все сценарные языки программирования имеют разный синтаксис и области применения.
Что делают скрипты и где применяются
Скрипт может выполняться:
Например, в случае работы в консоли Linux-сервера скрипты используются для:
2. В браузере пользователя сайта применяются скрипты на языке JavaScript.
Если вы решите подключить на свой ресурс сервис чата онлайн-консультанта, например, JivoSite, то вы должны будете разместить на сайте скрипт на языке JavaScript, обеспечивающий работу этого инструмента.
Являются ли WEB-страницы скриптами?
В случае страницы на языке PHP с формой для ввода данных пользователя, можно сказать, что отрабатываются сразу два сценария:
Отправка формы
В форме обратной связи, которую применяет пользователь для контакта с владельцами сайта, человек указывает:
В HTML такая простая форма, в которой содержится три поля и кнопка “отправить”, выглядит так:
Обратите внимание, на атрибут action, содержащий адрес PHP-скрипта, который после отправки должен обработать эту форму.
Обработка формы
После того, как пользователь нажимает на кнопку “Отправить”, управление формой передается PHP-скрипту, который после получения данных, сохраняет их в базе данных и показывает вам сообщение об успешном выполнении задачи. Например, скрипт может показать вам сообщение “Отправлено” или “Ваши данные успешно отправлены”.
В WEB-страницу могут быть встроены сразу несколько скриптов JavaScript, каждый из которых несет свою конкретную функцию.
Сложно ли писать скрипты самостоятельно?
Системные администраторы постоянно пишут для себя разнообразные скрипты для автоматизации повседневных рутинных задач.
Написание скриптов требует знания конкретного языка программирования и общих принципов:
Обычному пользователю хостинга не обязательно учиться писать скрипты самостоятельно. Этот навык может понадобиться в случае, если человек решит заняться программированием профессионально.
Если же вам просто нужно добавить интерактивности на свой сайт, то можно воспользоваться готовыми скриптами на JavaScript. Наиболее полная библиотека скриптов находится здесь.
Пользователям виртуального хостинга также нужно изучить инструкции по применению скриптов, например, чтобы правильно настроить их выполнение по расписанию. В инструкции будет указано, в каком месте конкретного файла нужно разместить текст скрипта.
Например, простейший скрипт можно создать и запустить прямо из командной строки в консоли.
Достаточно просто набрать строку:
А после завершить набор команд нажатием Enter.
Данная строка содержит две команды, разделенные точкой с запятой.
Интерпретатор языка Shell выполнит команды одну за другой, и на экране появится результат их работы.
Как написать скрипты продаж и внедрить их в компании
В этой статье расскажем о том, какие задачи решают скрипты продаж, опишем плюсы и минусы внедрения скриптов в компании и посоветуем, как разработать и оформить скрипты для менеджеров по продажам.
Что такое скрипт продаж
Скрипты продаж — это наперед разработанные фразы, которые продавец использует в разговоре с клиентом. Это своего рода сценарий, алгоритм, следуя которому менеджер ведет клиента по всем стадиям продажи и успешно закрывает сделку.
Условно скрипты продаж можно разделить на два типа. Первый — скрипт продаж как инструкция. В нем дословно прописываются реплики и даже интонации. Такие скрипты используются обычно для новичков или в call центрах.
Второй тип — сценарии продаж. Они дают продавцу каркас разговора и подсказки, например, по обработке возражений. Такие скрипты разрабатывают для опытных менеджеров, чтобы повысить эффективность работы.
Зачем нужны скрипты продаж
Можно выделить две основные задачи, которые решаются с помощью скриптов.
Первая — повышение результативности отдела продаж. Обычно в скрипте собирается лучший опыт продающих диалогов в компании. А также используются техники продаж: обход препятствия, обработка возражений, закрытие сделки и другие. Работая с эффективным сценарием, менеджеры продают лучше.
Вторая — быстрая адаптация новых сотрудников. Обычно лучшие техники продавцы находят в процессе работы, собирают их для себя и со временем становятся более эффективными. На это уходит около шести месяцев. Со скриптами продаж продавец получает набор лучших техник сразу и может эффективно продавать с первых дней.
Плюсы и минусы использования скриптов продаж
Основные плюсы — повышение результативности и быстрое обучение сотрудников — вытекают из задач. Кроме этого, можно выделить следующие плюсы использования скриптов продаж.
+ Минимизируют влияние человеческого фактора
Если продавец устал или расстроен, он чаще делает ошибки. Скрипт продаж помогает минимизировать влияние настроения сотрудников на ход разговора. Придерживаясь сценария, продавец не забудет о важном — это повышает шансы на успешное закрытие сделки.
Еще одна проблема — когда продавец забывает или стесняется предлагать более дорогие или дополнительные товары. Как написала недавно в Telegram владелица кофейни: «Я могу придумать классные идеи, но все будет впустую, если сотрудник не скажет “А хотите попробовать наш авторский латте с шалфеем”?».
Пост в Telegram о важности следования инструкциям в продажах
Если сотрудник работает по скрипту, он не сможет забыть о дополнительных вопросах клиенту.
+ Помогают улучшить качество сервиса
Стандартизация разговора — один из способов улучшить качество сервиса в компании. Со скриптами продаж менеджер с меньшей вероятностью забудет представить себя или компанию, попрощаться или правильно аргументировать цену.
У работы со скриптами есть и обратная сторона. Среди минусов можно назвать следующие.
— Клиенты различают заученную речь
Когда продавец говорит по сценарию, это может быть заметно — у человека появляется ощущение, что он говорит с роботом.
Такое допустимо, если клиент обращается с шаблонными заявками, такими как оформление заказа, отправка товара. Но недопустимо в продажах, где важно повлиять на эмоции, показать экспертность. Поэтому чем больше гибкости нужно от менеджера, тем менее строгими должны быть скрипты продаж.
— Продавцы меньше импровизируют
Когда сотрудники работают по сценарию, у них нет возможности импровизировать. А когда нет импровизации — нет удачных находок, которые могли бы повысить продажи. Кроме того, талантливые продавцы выгорают, если у них нет возможности привносить в продажи свои идеи.
Поэтому жесткие скрипты по работе с клиентами применяются там, где четкость важнее импровизации. А талантливых профессиональных продажников, способных удачно импровизировать, нанимают для сложных продаж. Таких, где работают по гибким скриптам или без скриптов.
Готовые скрипты продаж VS написанные с нуля
В интернете можно найти готовые скрипты продаж бесплатно. Безусловно, это экономит время — можно немного подкорректировать скрипт, раздать продавцам и начать работу. Но есть несколько минусов такого подхода.
Во-первых, вы не знаете, кто разрабатывал этот скрипт. Хороший скрипт может написать только практик или специалист с привлечением практика. Бесплатные скрипты, скорее всего, написал человек, далекий от продаж.
Во-вторых, даже если в сеть попал чей-то рабочий скрипт, не факт, что он подойдет вам. У каждой компании свои особенности, и то, что сработало в одной организации, может не сработать в другой.
Поэтому эффективнее разработать скрипт продаж для своей компании. Конечно, создание текстов с нуля — небыстрый процесс, а потом скрипты нужно в будущем дорабатывать, чтобы они работали так, как нужно. Зато вы сможете учесть особенности своей целевой аудитории, этапы продажи, tone of voice компании.
Кому поручить написание скриптов продаж
Разработать скрипты продаж можно своими силами, с привлечением фрилансера или агентства. Расскажем коротко о каждом варианте.
Разработка скрипта своими силами
Разрабатывать скрипт продаж в идеале должен практик — менеджер по продажам или команда, которую возглавляет опытный продавец. Если в компании есть продажник высокого уровня, который не только умеет общаться с клиентами, но и может научить других, разработку скрипта можно поручить ему.
Фрилансер
Поручить разработку скрипта можно фрилансеру. В идеале это должен быть человек с опытом работы в продажах, а не просто копирайтер. Услуги фрилансера будут стоить дешевле, чем услуги агентства. Но и рисков больше. Во-первых, человек со стороны не знает процессы компании, поэтому может пропустить важные нюансы. Во-вторых, частая проблема в работе с фрилансерами — это затягивание сроков, проблемы с коммуникацией.
Агентство
Разработка скриптов продаж в агентстве стоит в разы дороже. Но тут вам сделают работу «под ключ»: разработают скрипт продаж под вашу компанию, оформят сценарии в документе или программе, научат продавцов работать со скриптами, отредактируют скрипты в течение оговоренного срока.
Как написать скрипт продаж: основные этапы
Процесс разработки скриптов продаж в компании можно разделить на такие этапы.
1. Подготовка. Изучить записи разговоров продавцов и провести конкурентную разведку
На первом этапе изучаем, как разговаривают продавцы с клиентами. Анализируем записи разговоров лучших менеджеров, выписываем удачные ходы.
Параллельно изучаем конкурентов. Просим сотрудников позвонить или пойти к конкурентам и описать их разговор с продавцами: сильные и слабые стороны в диалогах, что взять себе на заметку, а что исправить.
2. Проанализировать этапы продажи
Под определенные задачи разрабатываются свои скрипты. Поэтому нужно описать этапы продаж и цели, которые нужно достигнуть на каждом этапе.
Вот какой может быть последовательность шагов при холодном продаже:
Для каждого этапа разрабатывается отдельный скрипт.
3. Проанализировать ЦА и выделить типы клиентов
При составлении скриптов важно выделить основные сегменты клиентов и подготовить портреты клиента. Для каждого типа клиента нужно адаптировать тон реплик, аргументы и возражения. Например, если вы продаете программное обеспечение, среди ваших клиентов могут быть небольшие SEO студии и корпорации. Они по-разному реагируют на предложение и принимают решения. Значит и скрипты разговора с клиентами должны быть адаптированы для каждого из этих клиентов.
3. Составить скрипты для каждого этапа продаж
Для написания скриптов понадобится описание преимуществ компании и ее продуктов, список частых возражений и ответы на них. Теперь можно начинать работу над сценариями разговора.
При составлении скриптов используется набор блоков. Например, для холодного звонка таких блоков будет пять:
Для входящих звонков структура будет немного другой, например:
Такую структуру нужно разработать для каждого скрипта. Потом наполнить все блоки информацией.
4. Протестировать скрипты внутри компании
Когда готовы черновики скриптов, нужно прочесть их вслух, чтобы проверить естественность речи. Обычно, при чтении становятся заметны слишком длинные предложения, штучные формулировки. Если их убрать, текст станет короче и будет звучать человечнее.
5. Тестировать и улучшать скрипты в работе с клиентами
Даже лучший скриптолог не может предусмотреть все вопросы и реакции клиентов. Поэтому готовые сценарии важно тестировать не только перед запуском, но и после него.
Во-первых, важно фиксировать, на каком этапе чаще всего обрывается звонок, чтобы повысить конверсию сделки. Во-вторых, записывать вопросы и возражения клиентов, чтобы потом проанализировать их и дополнить скрипт.
Обычно на активные правки отводится два месяца. Но скрипт разговора менеджера по продажам — это рабочий инструмент. Чтобы он был эффективным и помогал продавать, его нужно улучшать и дополнять все время. Только так можно создать лучшие скрипты продаж для своей компании.
Как оформить скрипты продаж
Готовые скрипты продаж нужно оформить так, чтобы продавцам легко было его изучить, запомнить. Это можно сделать в Word, Excel, специальной программе, в CRM. Расскажем коротко о каждом варианте.
Word или Excel
Суть метода в том, что вы описываете реплики продавца слева, а справа пишете возможные ответы клиента. Возможные ответы оформляете анкорами, которые ведут на разделы документа с текстами для продолжения разговора для каждого варианта ответа.
Это простой, удобный и бесплатный способ оформления скрипта. Минус в том, что нет интеграции с CRM и телефонией. Нужно вручную вносить информацию и отслеживать статистику по работе со скриптом.
Вариант оформления скрипта в Excel
Специальные программы
Для оформления скриптов также используются конструкторы скриптов продаж: Scriptdesigner, ScriptOn, HyperScript, SalesScriptPro, Scriptogenerator и другие.
В конструкторе вы добавляете реплики и ответы через веб-интерфейс. Для продавца скрипт выглядит как пошаговый алгоритм. Он задает вопросы по шаблону и выбирает варианты ответов из предложенных. Вот, например, как выглядит скрипт продаж, разработанный в конструкторе Script Designer:
Пример оформления скрипта продаж в конструкторе Script Designer. Источник
Конструкторы скриптов дают несколько преимуществ: их просто использовать, особенно новичкам, есть подробная аналитика по звонкам, интеграция с CRM и телефонией. Но за использование сервисов нужно платить ежемесячную абонплату или за каждого сотрудника.
Конструкторы используют для работы с большими и сложными скриптами. А также там, где важно следовать скрипту очень точно.
Модули для работы со скриптами в CRM
В некоторых CRM есть встроенные модули для оформления скриптов продаж, например, в «Мегаплане». В других CRM есть возможность подключить модуль для скриптов, который интегрируется с системой. Так, например, работают AmoCRM и сервис CallHelper.
Оформление скрипта продаж в CRM «Мегаплан». Источник
Благодаря интеграции данные из карточек клиентов в CRM отображаются прямо в текстах скриптов. Авторизация и вся работа происходит в CRM. Это удобно, так как не нужно переключаться между двумя программами.
Подведем итог
Скрипты помогают увеличить результативность отдела и повысить продажи. Есть скрипты-инструкции, которым нужно следовать точно, и скрипты-сценарии, которые служат подсказками и разрешают импровизировать. Жесткие скрипты нужны для новичков, а также там, где важно стандартизировать разговор, например, в call центрах. Гибкие скрипты помогают более опытным менеджерам использовать наиболее эффективные практики продаж.
Минусы скриптов в том, что речь продавцов может звучать неестественно. Чтобы этого избежать, продающие скрипты нужно запоминать и использовать как подсказку. Более опытных менеджеров, которые могут найти новые удачные ходы, и которых ограничивают жесткие скрипты, переводить на работу с гибкими сценариями.
Разработка скриптов стоит недешево и требует времени. Но готовые скрипты продаж из интернета все равно скачивать не стоит: вы не уверены, что их разрабатывал профессионал, и они не учитывают специфику компании.
Внедряйте скрипты продаж, чтобы повысить эффективность работы менеджеров, и подключайте SendPulse, чтобы товары продавали себя сами с помощью email рассылки.
Маркетолог и копирайтер. Люблю работать с инструментами, эффективность которых легко измерять. Поэтому люблю email рассылки:) Лучшими практиками делюсь с вами.
Скрипты в прямых продажах. Как правильно выстроить диалог с клиентом
Скрипты продаж используют большинство современных компаний из разных сфер бизнеса. Сетевой маркетинг, основанный на личном общении, не стал исключением. Заранее подготовленные сценарии переговоров позволяют быстро установить контакт с собеседником, правильно выстроить диалог и подвести к принятию нужного решения.
Правила МЛМ просты и понятны большинству людей. Несмотря на это, далеко не всем удается добиться успеха. Результат зависит от многих аспектов, среди которых приоритетное место занимает умение продавать. При этом дистрибьютор должен легко находить точки соприкосновения с потенциальным клиентом или партнером и устанавливать доверительные отношения, уметь убедительно презентовать продукт/услугу, сохранять уверенность во время переговоров, грамотно реагировать на возражения, вопросы и отказы.
Используя скрипты и проверенные техники продаж, вы всегда сможете держать контроль над ситуацией, будете знать, как вести себя в ключевых моментах диалога, что и когда говорить потенциальному клиенту, чтобы он стал реальным.
Для начала разберемся с емким понятием “продажи”. Это не навязывание и впаривание продукта, как считают некоторые, а цепь последовательных действий, направленных на постепенное системное изменение мнения клиента. Проще говоря, человек, который согласился вас выслушать, сначала должен просто допустить мысль, что товар или услуга могут быть ему полезны, затем согласиться попробовать и в конечном итоге принять решение о покупке.
В случае с сетевым маркетингом под продажами подразумевается не только непосредственная реализация товара/услуги. Чаще речь идет о привлечении новых партнеров для расширения структуры.
Поскольку современные МЛМ предприниматели активно осваивают интернет-пространство, скрипты становятся таким же обычным явлением, как и в традиционной торговле. Помимо осуществления холодных звонков, отработки входящих заявок с лендинга и получения обратной связи, готовые сценарии используются:
при проведении личных встреч, вебинаров, семинаров, презентаций и массовых выступлений;
для общения с “теплыми” контактами, взаимодействия с постоянными клиентами и оживления давно не совершавших покупки;
Для каждого вида продаж важно использовать уникальные, отдельно подготовленные алгоритмы, которые будут учитывать специфику бизнеса, характеристики и психологию целевой аудитории, предусматривать десятки вариантов исхода событий. Правильный скрипт должен легко проговариваться, не вызывать раздражения или напрягать собеседника, в то же время давать возможность персонализировать общение.
С другой стороны, имея под рукой заранее подготовленный план действий, меньше шансов наговорить глупостей, растерятся от неожиданных вопросов, возражений или грубости. Кроме того, скрипты продаж выполняют множество важных задач:
Снижают влияние человеческого фактора, как в работе дистрибьютора, так и в бизнесе в целом. Иначе говоря, результат продаж не зависит от настроения, способностей, опыта, мотивации или памяти.
Если вы хотите стать великим продажником, лучше начать с изучения базовых принципов, освоения простейших шагов на основе готовых сценариев. В дальнейшем вы сможете добавлять собственные “фишки” и подобрать индивидуальный подход к каждому клиенту или кандидату в бизнес.
В первую очередь нужно хорошо изучить свою целевую аудиторию. И здесь не столько важно, какого пола или возраста ваш кандидат, где работает, сколько зарабатывает и как часто сидит в соцсетях (хотя это тоже имеет большое значение). Вам нужно понять, чем может действительно зацепить ваше предложение, какие боли и проблемы поможет решить, с помощью каких аргументов вы сможете вызвать необходимые эмоции и подтолкнуть собеседника к выполнению целевого действия.
В идеале для разных сегментов целевой аудитории пишутся отдельные скрипты, состоящие из нескольких последовательных шагов:
В идеале скрипт должен быть составлен так, чтобы снять основную часть сомнений и страхов еще во время презентации.
Чтобы общение проходило максимально продуктивно и привело к успешному завершению сделки, необходимо предусмотреть не менее 3 вариантов ответов на каждую отговорку. Вы должны их знать наизусть и свободно ориентироваться, чтобы мгновенно реагировать. Не спорьте и не навязывайте собственное мнение. Лучше задавайте уточняющие вопросы, воздействуйте на эмоции, используйте в качестве аргументов правдивые факты и цифры.
Чтобы ваш скрипт выстрелил, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Определите конечную цель и место в автоворонке для каждого скрипта. Не стоит сразу пытаться закрывать на покупку. Больший эффект принесет постепенное прогревание кандидата. В зависимости от вашего продукта выберите целевое действие, реакцию, которую вы хотите добиться от лида. Это может быть приглашение на личную встречу или консультацию, секретный вебинар или чат, регистрация или заявка на сайте, подписка на рассылку и т.д.
Выучите скрипт наизусть. Это не значит, что вы должны повторять его дословно. Напротив, чем естественней и уверенней будет ваша речь, тем быстрей вы сможете расположить к себе собеседника. В то же время характеристики и преимущества товара, маркетинг-план, а также ответы на типовые вопросы и возражения должны отскакивать от зубов. Запинки в ключевых моментах диалога или подглядывание в шпаргалку (особенно на личной встрече) могут свести все ваши старания на нет.
Используйте триггеры для мотивации кандидата выполнить нужное вам действие. В этом плане отлично работают следующие методы:
Ограничение по количеству или времени.
Распродажа, действующая 24 часа или приглашение на вебинар, где вы расскажете, как подключать в структуру минимум одного партнера в день, повысит ценность вашего предложения.
Не забывайте об эмоциях. Человек должен ощущать ваше настроение и отношение к нему. Даже если вы ведете переговоры по телефону, улыбайтесь, используйте приветливые слова: “Я очень рад вас слышать”, “Вы абсолютно правы”, “Мне кажется, что вам нравится мое предложение”. Это поможет повысить лояльность собеседника и значительно упростит общение.
Анализируйте скрипты. Записывайте все свои разговоры, включая собственные слова, аргументы, вопросы и доводы собеседника. Фиксируйте фразы, которые привели вас к успеху и провалу. Анализируя ошибки и удачи в переговорах, вы сможете постепенно вносить изменения и улучшать свои скрипты, пока не добьетесь максимальной конверсии.