Что значит пустынь в православии
Таинство пустыни
Читая житие преподобной Марии Египетской
Житие преподобной Марии Египетской – одно из аскетических сокровищ Православной Церкви, помогающее понять замысел Божий о спасении. Как и все вневременное, житие египетской пустынницы в подлинном смысле современно: всякая живая душа опознает в опыте Марии свой опыт, житием преподобной обличается и житием преподобной врачуется.
Пустыня – место доверия, а не уверенности. Здесь нет гарантий. Сколько израильтян, последовавших за Моисеем, увидели земной рай?
Вера – это неуют, боль, свет и радость. Верить – означает ходить по воде.
Почему Господь таким неожиданным образом призвал Марию к покаянию? Означает ли это, что на земле есть особые избранники неба, которым уготованы пути спасения и освящения, и если ты не принадлежишь к их числу, то и не стоит бежать из рабства?
Самое простое оправдание грешника: «Я не был избран для спасения»
Допуская, что Творец изначально разделил Своих детей (не просто творения, но детей) на любимых и нелюбимых, человек превращает себя в марионетку, а Евангелием обещанный Страшный суд отменяется. Самое простое оправдание грешника – «я не был избран для спасения, Ты не дал мне возможности подняться с колен, как же теперь я смогу беседовать с ангелами?»
Фатализм утверждает: Господь дал Марии силы, поэтому блудница превратилась в ангела. Вначале благодать. Затем труды. Мы думаем иначе. На земле время движется от прошлого к будущему, но на небе нет ни прошлого, ни будущего. Поэтому Господь дает особую благодать тому, о ком Он по Своему предвидению знает как о труженике духа. Вначале труды, затем благодать. Парадокс обратного времени.
Так прозорливый учитель музыки, знающий о том, как будут использовать его уроки ученики, уделял бы больше внимания тому, кто по-настоящему посвятил себя любимому делу и в будущем не откажется от «служения музам».
Вначале (если так можно говорить) Господь видел Марию, которая 17 лет ангелотворилась в пустыне, и только потом блудницу.
Вначале Господь видел мученичество Марии в пустыне, ее абсолютную преданность открывшейся Истине. И только поэтому ей дана такая благодать.
Если человек готов, как Мария, изнывать от жары, умирать от холода, морить тело голодом, сражаться в полном окружении со своими страстями, Господь откроет ему Свою любовь, силу и славу.
Слово «грех» в переводе с греческого означает «попадание мимо цели», «промах». Человек грешный – это существо, направляющее Богом дарованные силы души не по назначению. Так рассудительность, не попавшая в цель, становится осуждением, чувство собственного достоинства – гордыней, эмоциональность – гневом.
Преподобная Мария получила от Господа дар пламенной, неутолимой любви и вместо того, чтобы отдать сердце Своему Творцу и Его творениям, направила всю силу Божественного эроса на себя. Но талант, обращенный исключительно на свое Я, не просто обедняет человека – он лишает ума.
«Весь вне себя быв», – говорит церковное песнопение еще об одном одаренном эгоисте – блудном сыне.
Когда Мария находит себя в Иерусалиме, любовь возвращается в естественное русло. Ради любви ко Господу пустынница, нечеловечески грешившая, принимает подвиг нечеловеческой аскезы и целых 17 лет борется с холодом и зноем, голодом и демоническими помыслами.
Житие подчеркивает: покаяние есть событие онтологии, а не этики. Кающийся искуплен, теперь он нуждается в исцелении природы и освящении.
Как часто новообращенный сектант доволен тем, что бросил блудить или пить. Для православного это только начало, первая ступень. Далее благодать позволяет увидеть собственное несовершенство. Человек вступает в смертный бой с самим собой, обнаруживая все новые и новые страсти.
Так, в полутемной комнате все кажется чистым, но появление света меняет картину: теперь хозяйка замечает каждую пылинку. Если бы сектанты знали Бога и имели подлинный опыт благодати, то никогда не останавливались бы на пути покаяния.
Еще одна аналогия: собственное несовершенство отчетливо видно при приближении к центру. Первый музыкант Донецка занимает третье место в Киеве, пятое в Москве и седьмое в Париже. Почему женщина, имеющая столь многочисленные свидетельства своего прощения Богом (она ходит по воде, наделена даром прозорливости и т.д.), искренне считает себя последней грешницей? Потому что она приблизилась к Центру, озарилась неизреченным светом.
Преподобная уходит из мира и там, в пустыне, вдали от шумных городов и уединенных монастырей, впервые обретает связь с другими людьми. «Что происходит с империей?» – спрашивает пустынница у аввы Зосимы. Еще 17 лет назад ее не интересовало ничего, кроме своего тела. Теперь Мария знает, что есть другие.
Покаяние есть событие онтологии, а не этики. Поэтому в таинстве прощения греха преображается не только душа, но и тело.
«Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия, как однажды она исповедовалась в келье старца: “В келье его горели лампадки и маленькая восковая свечка на столике. Читать мне по записке было темно и некогда. Я сказала, что припомнила, и то спеша, а затем прибавила: ‘Батюшка, что сказать вам еще? В чем каяться? Забыла’. Старец упрекнул меня в этом. Но вдруг он встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине своей кельи. Я невольно на коленях повернулась за ним. Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: ‘Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай’. Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своем неразумии и нерадении. Утром нам подали лошадей, и мы уехали. При жизни старца я никому не могла рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозой: ‘А то лишишься моей помощи и благодати’”» (из Жития преподобного Амвросия Оптинского).
Кающаяся грешница не только обретает дар прозорливости, но и ходит по воде.
Верить – означает ходить по воде.
Значение слова «пустынь»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В настоящее время входит в состав названия некоторых монастырей на территории бывшей Российской империи.
ПУ’СТЫНЬ, и (обл.) ПУ’СТЫНЯ, и, ж. Первонач. — уединенное место, где живет отшельник, позже — монастырь, возникший в безлюдной местности. Удалиться в п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пу́стынь
1. одинокое жильё отшельника ◆ Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтоб быть совершенно одному. Там из древесных ветвей выстроил он себе келью, питался одними сырыми кореньями, таскал на себе камни с места на место, стоял от восхода до заката солнечного на одном и том же месте с поднятыми к небу руками, читая беспрерывно молитвы. Н. В. Гоголь, «Портрет», 1835 г.
2. разг. уединённое, тихое жилище ◆ Ну так вот, прошлого лета, в Петровки, зашёл я опять в ту пустынь — привёл господь — и вижу, в келии его стоит эта самая вещь — микроскоп, — за большие деньги из-за границы выписал. Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г.
3. небольшой монастырь, возникший в пустынной, незасёленной местности ◆ Там необходимо мне будет съездить к одному помещику, Соковнину, знающему всю подноготную о пошехонских лесах, в пошехонский Андрианов монастырь и в какую-то пустынь, вёрст 40 за Пошехонью. И. С. Аксаков, «Письма к родным (1849–1856)», 1849–1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Игумен Пафнутий, четырнадцатого столетия, — начал князь, — он правил пустынью на Волге, в нынешней нашей Костромской губернии. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. ◆ Или, может быть, в Оптину пустынь отправишься, так как она по соседству? Тургенев, «Степной король Лир», 1870 г. ◆ С этой целью графиня возила его в пустынь св. Сергия за Петербургом, и к чудотворцам Великого Новгорода, и даже на Валаам… Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова паломница (существительное):
Что такое пустынь в православии?
Пустынь как удалённое, пустынное место, где обосновались монахи-христиане, возникла в глубокой древности.
От III века, как христианство стало быстро распространяться, а строгое соблюдение христианских законов — ослабевать, особо ревностные христиане уходили в пустыни — далёкие от мирского житья и соблазна места, в горы, пустыни, леса. Они и заложили основы монашества. Само же движение пустынничества (монашества) родилось в Египте, с подвигом отцов-пустынников египетских в IV – V веках.
Основателем первого монастыря как обособленной от мира общины христиан стал Пахомий Великий. Он основал общежительный монастырь-киновию (с общим имуществом и доходом-расходом), под его руководством община выстроила стены, был создан устав (318 год) и режим дня монахов, где равномерно чередовались труды и молитвы.
В западной, европейской традиции монастыри возникают после 340 года, когда Рим посетил Афанасий Великий. Но не всякий монастырь был пустынью: если община жила в непосредственной близости обычных людей и даже в черте поселений, то пустынью она не считалась.
Большего уединения, чем в пустыне, монах мог достигнуть только в ските — уединённом жилище отшельника, в котором тот спасается от соблазна и мира.
Пустыни в России
Оптина Пустынь
Оптина Пустынь (Калужская область, рядом с Козельском) стала в России местом знаковым, паломническим. Случилось это в XIX веке, а причина — традиция старчества.
Некоторые монахи Оптиной Пустыни — старцы — воспитывали учеников как среди братства, так и «из мира», то есть принимали для советов, наставничества самых обычных людей. Ещё сохранились дома, в которых жили, посещая Пустынь, Константин Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь.
Историки церкви считают, что наплыв людей к старцам Оптиной Пустыни стал свидетельством общественного кризиса и кризиса церковного. В поисках опоры, мудрости люди не шли к обычным священникам своих приходов, часто справедливо не доверяя им — слишком вовлечённой в мирскую жизнь оказалась церковь к концу XIX века. Духовный кризис стал одной из основных причин, по которым происходят революции в России в начале века ХХ-го.
Предание гласит, что пустынь основал раскаявшийся разбойник Опта, в монашестве принявший имя Макарий. Далее история пустыни трудная: в петровские времена она обложена непосильным налогом для строительства Петербурга, потом и вовсе упразднена, в XVIII веке указом Екатерины I восстановлена, и только к концу века положение её начинает изменяться в лучшую сторону.
В 1821 году в Оптиной Пустыни устраивают скит для отшельников, а духовной жизнью монастыря начинает управлять старец. После этого в пустынь и потянулись паломники.
Саровская пустынь
Саровская пустынь возникла в XVII веке, в глухих саратовских лесах, где сливаются Саровка и Сатис.
Ещё во времена ига в этом месте татары выстроили крепость Сараклыч — «золотая сабля». И вот в Старое городище, как называли в ту пору заброшенную крепость и местность, приходит первый пустынник — Феодосий. Редким собеседникам из окрестных сёл Феодосий рассказывает о наблюдаемых чудесах — подземных колокольных звонах, сиянии, исходившем от горы.
Только через несколько десятилетий туда пришёл уже основатель пустыни — иеросхимонах (монах в сане священника) Иоанн. Он основывает монашеское поселение, под его главенством возводят монастырь и одновременно строят подземный город — роют в горе пещеры для уединённых келий. «Город» под землёю так разросся, что в 1711 году даже была освящена подземная церковь во имя чудотворцев Киево-Печёрских.
Иоанн составил очень строгий монастырский устав — «по древним образцам», а образ жизни саровцев был столь целомудрен и отдалён от мирского, что пустынь прославилась как «академия монашества». Туда, как и в Оптину Пустынь, потянулись люди — за мудростью, помощью, за чудом.
… В России было ещё немало пустыней. Их погибелью стала и революция, и слава. Так, в дела оптинские приходилось вмешиваться судебным властям и высшим церковным: монахи писали доносы на старцев, завидуя их славе. Были и те, кто обратил старчество в доходную статью.
История показала, что пустынь остаётся пустынью, когда лишена славы, подарков, паломников из обычного мира. Иначе она обращается в базар, в рынок — хуже, чем в миру.
Пустынь, пустыня
Пу́стынь – в широком смысле пустынное, труднодоступное, незаселенное место, синоним понятия «пустошь». В православной традиции келья, скит или целый монастырь располагающийся в пустынной, незаселенной области и/или значительно удаленный от основного монастырского поселения. В православной традиции насельник пустыни называется «пустынником».
История явления
Пример пустынножительства для православных монахов/аскетов подает Сам Господь Иисус Христос, когда перед своей проповедью и сразу после Крещения удаляется в пустыню, где испытывает искушения со стороны дьявола. Данный эпизод описывается у евангелистов-синоптиков ( Мф.4:1-11 ; Мк.1:12-13 ; Лк.4:1-13 ), в Евангелие от Иоанна мы не находим упоминания об этом событии.
Сама же традиция создания монашеских поселений в труднодоступных и пустынных местах восходит к первым монашеским общинам Фиваидской и Нитрийской пустынь в Египте в III–IV веках (уже в древности относительно этих мест понятие «пустыня» использовалось в качестве обозначения их незначительной заселённости, а не только их природного состояния).
В дальнейшем понятия «пустыни» приобретает исключительно это значение – незаселенная или малонаселенная область, как правило, труднодоступная географически и обладающая суровыми природными условиями. Тем не менее понятие «пустыни» синонимично ассоциировано и понятию «скит». При этом понятие «скит» (греч. σκήτη от копт. ⲓϩⲏⲧ) обозначает тип конкретного монашеского поселения, в то время как «пустыня» это характеристика места, в котором монашеское поселение располагается.
Пустынь в традиции Поместных Церквей
На данный момент понятие «пустынь» в Русской Православной Церкви используется как имя собственное конкретных монастырей (Оптина пустынь, Глинская пустынь, Коренная пустынь и пр.).
В Сербской Православной Церкви понятие «испосница» синонимично русскому понятию пустынь.
В греческой традиции понятие «метох» (метохий, греч. μετόχιον или μετόχι) антонимично понятию «скит» и, как следствие, русскому понятию пустынь. Метох, наоборот, нередко являлся монашеским поселением в городе или в пределах сельского поселения, исполнявшим конкретные хозяйственные цели (вообще этим словом может обозначаться небольшой монастырь, приписанный к другому).
Пустынь, то есть малонаселенное и незаселенное, труднодоступное географически место всегда являлось местом для христианского аскетического подвига.
Пустынь в отечественной культуре
В отечественной культуре понятие «пустыни» приобрело коннотации не свойственные изначальному значению. В частности, пустыня как место сугубого общения с Богом в русской традиции — это дикий лес, остров на озере или море, болото. Это богатое ресурсами пространство, которые полезны для жизни отшельника, но не заселено и тем самым пригодно для тихой уединенной молитвы Богу. Другим характерным для русской православной культуры восприятием пустыни является восприятие ее как девственного места, места приближенного по своим параметрам Эдемскому саду. В этом контексте наиболее характерным является сюжет единения отшельника с дикими зверями, которые приходят к нему за кормом или помогают обживать пустыню.
Почему некоторые богомольцы предпочитали городу пустыню?
Традиция удаляться для общения с Богом в пустыню имеет давнее происхождение. Так, Бог призвал Авраама удалиться из земли отца и перейти в землю, на которой он до конца своих земных дней оставался пришельцем и странником ( Быт.12:1 ) (см.: Земля обетованная). Правда, он имел семью и рабов, но при этом его жизнь разительно отличалась от жизни прочих обеспеченных людей, он не строил дворцов, не купался в роскоши, не услаждался негой.
Моисей встретился с Богом и принял от Него поручение возглавить еврейский народ не тогда, когда жил при дворе фараона, а тогда, когда смиренно пас в пустыне овец ( Исх.3:2 ). При получении скрижалей он тоже уединялся, на горе, как и требовалось по условиям Божьего Промысла ( Исх.24:12 ).
Духовная крепость и вера еврейского народа опять же формировалась в пустыне. Давид, прежде чем сделаться властелином, скрываясь от Саула, долгое время скитался по безлюдным местам. Будучи лишен множества мирских удовольствий, он находил утешение в Боге. И Бог хранил своего избранника, а впоследствии возвёл его на царский престол.
В дальнейшем многие Божьи пророки осуществляли в пустынных местах молитвенные подвиги, например, Илия. Предтеча Господень, Иоанн Креститель, выбрал пустыню местом своего постоянного жительства ( Лк.1:80 ). Господь постился в пустыне сорок дней ( Мф.4:1-2 ).
Во времена Нового Завета пустынное уединение, отшельничество способствовало христианским святым отстраняться не столько от сограждан, людей (ведь бывало, что и в пустынях организовывались общежительные монастыри), сколько от привязанности к миру, мирских соблазнов и забот, греховных радостей мира. Там, под палящим солнцем, в тиши песков и холмов (а на Руси, нередко, в непроходимых чащах, топях болот, под морозными ветрами, на заснеженных полях) формировались характеры, крепла вера, очищались и наполнялись благодатью сердца.
Всем ли полезно уединение?
Как известно, уединение уединению — рознь. Подвизаться в отшельничестве и жить в одиночестве — не одно и то же. Тогда как в одиночестве может жить и обыватель-холостяк, подвиги аскетического уединения поднимает не каждый.
История Церкви включает в себя множество случаев, когда тот или иной новоначальный монах самочинно и даже помпезно брал на себя бремя уединенного подвига и увы, не справлялся. Одни из них возвращались в общежительные монастыри, горько раскаивались, старались утишить, искоренить чрезмерное, горделивое рвение, другие, не выдерживая трудностей отшельнического подвига, вовсе сворачивали с избранного было монашеского пути.
С другой стороны, истории Церкви известно немало примеров спасения праведников в миру. Кому-то, может быть, уместнее стать миссионером, кому-то — просто хорошим семьянином, кому-то — учителем, кому-то врачом и т. д.
Таинство пустыни. Несколько слов о преподобной Марии Египетской
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В пятое воскресение Великого Поста мы вспоминаем одну из самых чтимых православных святых — Марию Египетскую. Ее жизнь удивительна тем, что эта раскаявшаяся грешница лишь однажды побывала в храме. Все же остальное время провела вдали от людей, в пустыне.
Самое удивительное в жизни святых подвижников, пустынников и затворников то, что на самом деле мы ничего о них не знаем: несколько подробностей из жития, скупые, часто необъективные свидетельства современников, дошедшие до нас — и все. Их сердце, душу, мысли и подвиги знает только Христос. А мы уже через Него и Его Церковь имеем свидетельство о святости, не нуждающееся в других подробностях.
Человеку с чутким сердцем это таинство доступно не только в Иудейской пустыне, Сахаре или Каракумах. Живущим в миру, нужно стараться искать уединения время от времени, хотя бы для того, чтобы не сойти с ума от круговорота страстей этого мира. Об этом говорит нам Евангелие: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,6).
В суете городов, среди бурных событий нашей жизни, важных и неважных, добрых и недобрых, праведных и греховных мы бываем очень поверхностны – часто даже в важных делах не доходим до глубины самоотдачи, выплескиваемся эмоциями на близких и на посторонних людей, на себя глядим только в зеркало во время утренних и вечерних гигиенических процедур. Но Богу очень важно, чтобы мы хотя бы иногда остановились и заглянули внутрь самих себя, посмотрели бы на свое сердце духовным взглядом, дали бы Христу заглянуть в нашу неглубокую глубину, осветить ее холодные пространства Своим светом.
Пустыня дает духовно трезвому человеку ясное осознание божественного присутствия в мире, без видений и привидений. Осознание это идет из понимания величия и красоты творения, из понимания того — насколько сильно надломилось мироздание за преступление Адама и какой ценой Христос восстановил этот вековечный разлом, проходящий через сердце каждого человека.
Представьте себе, что у вас есть хороший телескоп и вы хотели бы наблюдать планеты и звезды, объекты дальнего космоса, но вы не можете этого сделать в большом городе. Даже самой темной ночью небо над городами засорено паразитной засветкой, которая не даст вам увидеть ничего, кроме Луны и нескольких самых ярких планет и звезд… Прекрасный оптический инструмент будет совершенно бесполезен в таких условиях. А в лесу, в деревне, в пустыне небо такое, что звезды хоть горстями зачерпывай и многое видно даже без телескопа.
Сердца святых, таких как преподобная Мария Египетская, в духовном смысле зорче самого зоркого телескопа. Пустыня дала им возможность рассмотреть самих себя без посторонней засветки, и, пройдя многолетний путь покаяния и смирения, приобрести настоящую молитву, как простое, неложное и прямое общение с Богом, стать причастниками Божественного света не образно говоря, а в самой настоящей и крайней реальности бытия.
На анонсе монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне