Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Образовательный сайт

Классические произведения литературы, собранные в учебнике для 5 класса — это сборник лучших рассказов, стихов, сказок и басен, которые «учат и наставляют».

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Знакомимся с учебником

1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?

Пушкин говорит о том, что книга — это лучший учитель. Ведь она всегда может быть рядом, и она всегда готова «учить». Ее всегда можно открыть и получать знания, вспоминать, что забылось и открывать для себя что-нибудь новое. Классические произведения литературы помогают открыть для себя новый мир интересных героев и захватывающих событий.

2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду каких профессий рождается книга?

Книжное слово стало доступно на Руси благодаря Ивану Федорову. Он был основателем книгопечатания. Его первой печатной книгой стал «Апостол».

Книги создаются благодаря людям таких профессий, как:

автор (писатель), который предлагает идею, основную мысль книги;

художник, благодаря которому на страницах появляются привлекательные иллюстрации;

редакторы — люди, устраняющие ошибки текста;

служащие типографии, следящие за работой книгопечатных машин.

Благодаря этим людям классические произведения литературы интересно читать в любом возрасте.

3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»?

Уметь читать — это значит уметь понять, что написано в книге — что хотел сказать автор. «Доверительный разговор» происходит, когда читатель берет в руки книгу. Он знакомится с героями, как с реальными людьми.

Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением, и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?

Бывали, когда я читал «Маленького принца» Антенуана де Сент-Экзюпери. Я как будто сам был пилотом, который разговаривал с маленьким принцем.

Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать?

Шалунья-сестричка, Вари горшочек вари, Три толстяка, сказки А ндерсена, Гарри Поттер, Таня Гроттер.

Многие классические произведения литературы после перечитывания становятся только интереснее.

4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план.

что такое доверительный разговор;

как правильно выбирать и читать книги.

Пересказ:
«Чтение — лучше учение» — сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он был прав, ведь произведения классической литературы учат духовности и нравственности, освещают исторические события и открывают новые знания.

Когда человек начинает читать книгу, он заводит с автором «доверительный разговор». Это значит, что он узнает героев, которых придумал писатель, и они становятся для него реальными людьми. Он будто говорит о них с автором.

Чтобы правильно выбирать книги, нужна большая подготовка. Нужно знать «проверенных» авторов. Правильно читать — значит перечитывать. Только так можно понять все, что хотел сказать автор.

Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развернутый ответ.

Нравится, что учебник удобный, в нем легко можно разобраться. В содержании очень хорошо видно, какие произведения будут изучаться. Они напечатаны большим размером букв. Легко разобраться и в авторах, произведения которых предстоит прочитать.

Оформление радует отличными рисунками, понятными блоками заданий и вопросов.

Роль каждого из тех, кто создавал учебник, очень велика. Автор смог выбрать лучшие произведения, которые необходимы для изучения в 5 классе, художник — отразить образ главных героев, а редакторы — подправить и улучшить то, что не заметил автор.

Без рабочих типографии учебник бы просто не вышел.

5. Покажите родителям свой учебник по литературе. Попросите их вспомн ить и рассказать вам про учебник, по которому они учились в школе. Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

К примеру, в 1991 году школьники учились по учебнику — «Родная литература». Это советский учебник. К ак и в современных учебниках, там очень хорошо представлены классические произведения литературы.

Обогащаем свою речь

В прошлые годы по программе литературного чтения можно было познакомиться с Пушкиным, Фетом, Некрасовым, Лермонтовым. Они встречаются и на страницах этого учебника.

Впервые в этом учебнике можно встретиться с Никитиным, Суриковым, Чеховым.

Переплет — жесткая, часто обтянутая мягким материалом обложка, в которую помещается книга (словарь Ожегова).

Обложка — верхние плотные листы, которые оборачивают книгу с двух сторон (словарь Ожегова).

Титульный лист — элемент книги, на котором размещаются авторы и заглавие издания, выходные данные (Большой энциклопедический словарь).

Выходные данные — год и место издания, издательство. Они располагаются в нижней части титульного листа (издательский словарь-справочник Мильчина).

2. Как назвал В. Набоков хорошего читателя? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?

Набоков называет хорошего читателя перечитывателем — активным и творческим читателем. Мне бы хотелось снова и снова перечитывать Гарри Поттера.

3. Найдите изображения старинных книг в интернете. Опишите их устно.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Старинные книги создавались вручную. Их обложка была очень прочной, потому что их приходилось носить с собой, иногда — в одежде или сумке. Обычно старинные книги были иллюстрированы рисунками от руки. На полях были заметки, а в страницах — закладки.

Источник

«Чтение– вот лучшее учение!»

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Эти слова А. С. Пушкина в наши дни постепенно становятся неактуальными. Чтение для многих уже не является жизненной необходимостью, книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем… Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения.

В старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.

А сегодня книга утрачивает свое значение – в результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию.

Председатель партии «Справедливая Россия», руководитель парламентской фракции «СР» Сергей Миронов призвал усилить государственную поддержку библиотечной системы и особенно школьных библиотек, а также малого и среднего предпринимательства в области книгопечатания и книжной торговли.

«То, что в современном мире появляются всё новые носители информации, эволюция которых идёт семимильными шагами, – это факт, и эти технологии стали неотъемлемой и естественной частью жизни наших детей с самого раннего возраста, – сказал С. Миронов. – Но роль чтения как источника развития личности и фактора её социализации, безусловно, никуда не исчезнет, она признаётся во всём мире».

В возрождении интереса к чтению особенно велика роль школьных библиотек. Именно школьная библиотека может и должна способствовать развитию интереса к чтению. В библиотеках сейчас проблемы с пополнением новыми книгами, и в школьных особенно.

Необходима более активная информационная поддержка воспитания привычки к чтению. Нужна социальная реклама, формирующая моду на чтение и адресованной детям, подросткам и юношеству. Нужна господдержка малого и среднего предпринимательства в области книгопечатания и книготорговли, введение льготной аренды для книжной торговли в учреждениях культуры и субсидирование книготорговых компаний. Возможно, стоит приравнять торговлю книгами к субъектам социального предпринимательства, субсидирование книжного бизнеса особенно поможет книжным магазинам в малых городах.

В 90-е годы прошлого века казалось, что все рухнуло, на помойки выносили целые семейные библиотеки. Тем не менее, интерес к чтению опять растет, в возрождении интереса к чтению велика заслуга библиотекарей и библиотек. И это правильно. Именно школьная библиотека может и должна способствовать развитию интереса к чтению. К сожалению, в библиотеках сейчас проблемы с пополнением новыми книгами, и в школьных особенно. И этому вопросу нужно уделять особое внимание.

В стране есть библиотеки, которые стали очагами культуры, они используют IT-возможности для привлечения читателей, что позитивно сказывается на популяризации чтения. В современном мире появляются все новые носители информации, эволюция которых идет семимильными шагами, – это факт, и эти технологии стали неотъемлемой и естественной частью жизни. Но роль чтения как источника развития личности и фактора ее социализации никуда не исчезнет, она признается во всем мире.

Чтение книги воспитывает у детей гуманность, формирует ум, память, воображение и речь, учит творчеству. Если ребенок постоянно видит родителей с книгой, он потянется к чтению сам. Задача семьи – внимательно относиться к интересам и увлечениям ребенка, своевременно подбирая ему соответствующие книги. Сейчас чтение ассоциируется с уроком литературы, в к нему должны призывать и учителя истории, географии, физики, химии. Потому что всегда есть что почитать по любому предмету, в том числе и художественную литературу.

Источник

Чтение — вот лучшее учение

Чтение — вот лучшее учение
Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина (1799—1837) к брату. Льву Сергеевичу. Оно было частично опубликовано в 1855 г., полностью — в 1858 г.
В оригинале: «. Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи — учение не пропадет. Чтение — вот лучшее учение — знаю, что теперь не то у тебя на уме, но всё к лучшему».

Смотреть что такое «Чтение — вот лучшее учение» в других словарях:

Чтение – вот лучшее учение — Цитат из письма А.С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью – в 1858 г. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

Чтение — вот лучшее учение — крыл. сл. Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью в 1858 г … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Александр Сергеевич Пушкин — (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

Кавелин, Константин Дмитриевич — русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель, род. 4 ноября 1818 г. в С. Петербурге, ум. там же 3 мая 1885 г. Происходя из старинного русского дворянского рода, началом своим восходящего к ХVII в., К. Д. Кавелин принадлежал… … Большая биографическая энциклопедия

Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Значение и смысл пословицы «Чтение — вот лучшее учение»

О пословице «Чтение – вот лучшее учение» многие из нас слышали с детства. Но задумывался ли кто-то об истинном значении фразы и том, как она возникла?

Что означает пословица (ее смысл)

Основной смысл фразы лежит на поверхности. В ней говорится, что человек, который умеет читать, учится лучше всего. Действительно, это имеет место – тот, кто хорошо и бегло читает, быстрее усваивает информацию, что значит, что он имеет преимущество перед теми, кто более медлительный.

Особенное значение имеет эта пословица для детей – вспомните, при обучении в первых классах на уроках русского языка или литературы вам, скорее всего, измеряли скорость чтения на отрывке из книги. Этот параметр имеет значение для оценки готовности детей к обучению. Чем быстрее читает ребёнок, тем больше шансов на то, что он полностью готов к обучению и может правильно воспринимать не только то, что говорит ему учитель, но и то, что написано в книге, так как это может быть важно для успешного выполнения классной работы и домашнего задания.

Кроме того, можно воспринимать пословицу как указание на важность чтения в жизни. Чтение важно не только для понимания наук и обучения чему-то новому, но и для восприятия того, что написано другими людьми, знакомыми с вами.

Еще одно значение, которое может вкладываться в пословицу – духовное обогащение через книги. Человек, читающий литературу, в особенности – классическую, духовно обогащается, учится сопереживать героям и впоследствии может перенести обретенные таким образом чувства на реальных людей. Кроме того, читающий человек имеет более высокий уровень интеллектуального развития.

Где может применяться пословица

Она часто используется в обучении детей русскому языку и литературе. Её можно встретить в названии уроков, названии информационных поводов, связанных с чтением книг, конкурсами, связанными со чтением.

Достаточно часто ее можно встретить в учебниках русского языка – там могут просить расшифровать пословицу или рассказать, как ее понимает сам ребенок. В результате при выполнении такого задания пословица ложится в основу небольшого сочинения.

В современной речи данная фраза практически не встречается, однако вы можете встретить ее в разговорах старшего поколения (дедушек, бабушек). На письме может использоваться, как уже было сказано, в заданиях по русскому языку и литературе – встречается не только написание сочинения, но и подбор пословиц, связанных со чтением. Кроме того, допустимо использование в прозе в речи возрастного, мудрого персонажа, на плакатах в кабинетах русского языка и литературы.

Что известно о происхождении пословицы (исторический аспект)

Точное время возникновения пословицы неизвестно. Вероятно, ее появление связано с распространением в России грамотности (как минимум среди дворянского слоя общества). Привязка к дворянам связана с тем, что значительное количество времени свободный доступ к литературе (как научной, так и художественной) имели представители дворянского сословия.

Массовое распространение чтения среди всего населения началось после 1917 года, когда была проведена перепись населения и исследован общий уровень его грамотности. Тогда же началось активное применение фразы – сначала в избах-читальнях, затем в школах, хотя и до советского периода можно встретить упоминание этой пословицы.

Источник

Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?

Задания по литературе для 5 класса Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Его надо понимать буквально. Наиболее эффективная методика получения знаний это 75% самообразования. Хороший учитель (преподаватель) не должен учить, он должен направлять и показывать путь, рекомендовать книги. А дальше читать-читать-читать. Если что-то не понял, пошёл спросить у преподавателя.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Знаменитое выражение Пушкина: «чтение вот лучшее учение» призывает нас к чтению, утверждая, что это лучшее учение. И ведь действительно, в книгах вся мудрасть, которая передается из поколения в поколение. В книгах давно уже описаны все ситуации из жизни, которые повторяются во все времена, там же и описаны действия, как делать хорошо а как плохо. В книгах, описываются образы людей их поведение и характер, это тоже очень пригождаетсЯ в повседневной жизни. Поэтому читая книги можно многому научиться и приобрести огромный багаж знаний.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Пушкин был не только гениальным поэтом и сказочником, но и очень мудрым человеком своего времени.

Если прочесть книгу, то можно узнать мудрость того человека, с которым происходило соответствующее событие и попробовать сделать также.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.

Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.

Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Объяснение слов по толковому словар ю Ожегова:

Переплет

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Обложка

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

Титульный лист

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Компьютерный толковый словарь

Входные данные

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Родители братьев, старик и старуха были пахарями или хлеборобами, в тексте мы находим слова о том, что они вместе с сыновьями пахали землю и сеяли хлеб.

Но случилась беда. Собралось на это царство войной злое Чудо-Юдо, которое хотело не просто пограбить или захватить царство, а уничтожить всех его жителей.

Вот и пришлось собираться братьям в путь-дорогу, чтобы спасти родную землю от чудища.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

Что значит пушкинское определение чтение вот лучшее учение

Пересказ сказки «Царевна-лягушка» от лица Иван можно выполнить по плану:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *