Что значит пурпурная краска
Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам: само название страны «Финикия» восходит к греческому — красный, багряный.
Применение отмечено уже за 1600 лет до н. э.; о его использовании упоминают древнеегипетские папирусы, Плиний Старший и др. Пурпур извлекали из различных видов иглянок — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший багряные цвета, однако в античной литературе упоминаются и окраски фиолетовых оттенков — вероятно, такой пурпур извлекался из моллюсков Hexaplex trunculus, пурпур которого представляет собой смесь пурпурного 6,6′-диброминдиго и синего индиго. В Древнем Риме одежда, окрашенная пурпуром, служила отличительным знаком высших должностей. Чтобы изготовить 1 грамм красителя пурпура, нужно переработать 10 000 моллюсков, это давало возможность покрасить одну мантию.
Bolinus brandaris
Болинус брандарис (Bolinus brandaris) вначале по Карлу Линнею назывался Murex brandaris, это моллюск из семейства Мурексов. Обитает в Средиземном море, у берегов Португалии и побережья Западной Африки, был найден на отдельных коралловых пляжах атоллов в Индийском океане и Южно-Китайского моря. Высота раковины от 60 до 90 мм. Раковина обычно золотисто-коричневого цвета. Внутренняя губа устья сильно отвернута наружу. У некоторых раковин длинные и острые шипы, а у других раковин на месте шипов имеют лишь тупые выступы. Обитает на мелководье на скалистых и каменистых грунтах. Этот моллюск использовался для получения пурпура огненно-красного оттенка (тирский пурпур).
Крашенная моллюском ткань из развалин дворца Ирода в Масаде
Но вернемся к финикийцам. Любознательный римлянин Плиний Старший так описывал технологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. Прежде всего, надо было выловить моллюсков нужного вида – достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Раковину разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или моллюсков целиком давили каменными прессами и три для выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого материал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще беловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнечных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет – сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей – от ярко-красного до темно-фиолетового.
Финикийский корабль под пурпурными парусами
Краски Древнего мира: пурпур
На фото — фрагмент шерстяной ткани из иудейской крепости Масада (Израиль, I век до н. э. — I век н. э.), окрашенной пурпуром — его также называют тирским (см. Tyrian purple), финикийским или королевским пурпуром.
Пурпур — самый известный, самый дорогой и самый недоступный из древних красных пигментов. Его получали из моллюсков, преимущественно из иглянок (Muricidae), но точный секрет производства до конца прошлого века считался утраченным. За насыщенный красно-фиолетовый цвет пурпура в основном отвечает вещество 6,6′-диброминдиготин, которое получалось в процессе переработки секрета гипобранхиальных желез (см. Hypobranchial gland) моллюсков. По свидетельству Плиния Старшего, для окраски тысячи фунтов ткани требовалось 200 фунтов желез моллюсков Stramonita haemastoma и 111 фунтов желез мурексов (скорее всего, речь идет о Bolinus brandaris). Так как сами моллюски небольшие (5–10 см), то из каждого удавалось извлечь примерно 1 мг красителя, которого хватало примерно на грамм шерсти. Лучше всего для окраски в пурпурный цвет подходили шерстяные ткани, позднее к ним добавились шелковые.
Три основных вида моллюсков, использовавшихся для производства пурпура, и получаемые из них оттенки. Сверху вниз: морские брюхоногие моллюски Bolinus brandaris, обрубленный мурекс (Hexaplex trunculus) и Stramonita haemastoma (Thais haemastoma). Из коллекции Венского музея естествознания. Фото с сайта en.wikipedia.org
Тирский пурпур получил свое название в честь финикийского города Тира (ныне Сур), который был центром производства этого красителя начиная примерно с XV века до н. э. Распространенное мнение о том, что пурпур впервые начали производить финикийцы, берет начало еще с античности. Римский автор Юлий Поллукс во II веке до н. э. записал замечательную легенду об открытии пурпура. За семь поколений до Троянской войны Геркулес гулял со своей собакой по берегу Средиземного моря, неподалеку от Тира. Собака укусила одну из валявшихся на берегу раковин и внезапно ее пасть окрасилась в фиолетовый цвет. Удивленный Геркулес немедленно рассказал об этом правителю Тира Фениксу, отцу Европы, и тот начал в Тире производство пурпура. Забавно, что Юлий Поллукс имел в виду не совсем того знаменитого Геркулеса-Геракла, чем ввел в заблуждение многих художников, включая Рубенса и его учеников, которые запечатлели этот миф в своих картинах. Тирским Геркулесом греки и римляне называли финикийского бога Мелькарта, бывшего покровителем Тира, который ассоциировался с общеизвестной фигурой, но всё же был отдельной личностью.
Картина Теодора ван Тюльдена «Открытие пурпура» (между 1636 и 1638 гг.), хранящаяся в музее Прадо. Это полноцветная копия более ранней незаконченной картины Рубенса «Собака Геркулеса обнаруживает пурпурный краситель» (Hercules’s Dog Discovers Purple Dye, около 1636 года), учеником которого был ван Тюльден. Примечательно, что ни один из них не знал, из каких конкретно моллюсков получают пурпур, и нарисовал абстрактного моллюска, больше всего напоминающего ископаемую наутилоидею. Изображение с сайта commons.wikimedia.org
Однако, по археологическим свидетельствам, финикийцы не изобретали, а переняли эту технологию у представителей крито-минойской цивилизации. В 1969 году при раскопках Акротири (остров Санторини, Греция) был обнаружен сосуд, содержащий порошок фиолетового цвета. Последующие анализы выявили в нем высокое содержание брома, но более точных данных о составе не удалось получить из-за недостаточного развития технологии, и его посчитали очередным косметическим средством, предположительно животного происхождения. А вот более современные анализы с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии обнаружили в порошке тот самый диброминдиготин, тем самым подтвердив, что это не что иное как пурпурный краситель.
Слева — пурпурный краситель, обнаруженный в Акротири. Справа — фрагмент текстиля (2 × 4 мм) из Масады, I век до н. э. Фото из статьи C. Cooksey, 2013. Tyrian purple: the first four thousand years
В 1995 году во время раскопок древнего порта Коммос (Kommos) на Крите была обнаружена очень любопытная постройка — площадка, мощеная каменными плитами, с дренажными каналами между ними. Она была покрыта большим количеством дробленых раковин мурексов и датировалась XIX веком до н. э. Часть раковин была раздроблена, а на другой части археологи обнаружили высверленные дырочки, служившие для осторожного вскрытия раковин. Учитывая многочисленные изображения их на гончарных изделиях, можно предположить и более раннее начало производства пурпура, где-то около XXV века до н. э. Впрочем, не надо забывать, что эти моллюски были также весьма популярным деликатесом у жителей Средиземноморья.
Слева — основные соединения, отвечающие за цвет пурпура. Справа — прекурсоры красящих соединений, исходно содержащиеся в гипобранхиальных железах моллюсков. Рисунки из статьи C. Cooksey, 2013. Tyrian purple: the first four thousand years
Высокая цена пурпура обуславливалась крайне малым выходом этого красителя и высокой сложностью производства. Краситель извлекали из слизи гипобранхиальных желез живых моллюсков, поэтому крайне важно было быстро транспортировать их до фабрики в сосудах с соленой водой. Расположенные рядом с берегом фабрики, вроде той, что нашли в Коммосе, имели специальные мелкие бассейны для содержания и быстрой разделки свежедобытых моллюсков. Подробно последующий процесс синтеза пурпурного красителя был описан Плинием Старшим в его «Естественной истории». В нем можно выделить пять основных шагов: 1) удаление желез из моллюсков; 2) отваривание их в соленой воде в течение трех дней; 3) кипячение в оловянном сосуде; 4) прогревание на медленном огне в течение десяти дней; 5) финальная окраска тканей в течение пяти часов и последующая просушка. Фиолетовый краситель синтезировался уже на втором этапе, к четвертому переводился в водорастворимую форму (имеющую светло-желтую, а не фиолетовую окраску) за счет восстановления бактериями, а потом обратно окислялся уже в тканях под действием света и кислорода воздуха. Так как многие прекурсоры дающих цвет соединений содержат в своем составе серу, при окислении на финальном этапе выделялись серные летучие соединения меркаптаны (см. картинку дня Тиолы), из-за чего вокруг красилен распространялся характерный запах «тухлых яиц».
В редких случаях пурпур применяли даже для окраски керамики. Так, до нас дошел кувшин со следами пурпурной краски, на котором на четырех языках написано имя царя Дария I. Надпись египетскими иероглифами гласит «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Господин Двух Земель, Дарий, живущий вечно, год 36». Это позволяет датировать предмет 486 годом до н. э. Сосуд из обожженной глины был загрунтован белой краской на основе каолинита и затем расписан пурпуром. Судя по похожим находкам, это были своеобразные награды, которые вручались как знак царской благодарности за особые заслуги.
Наградной пурпурный кувшин Дария I. Фото из статьи Z. Koren, 2018. Royal Purple Painted Jar of King Darius the Great
Пурпур упоминается и в Библии, под именем аргаман. Часто вместе с ним упоминается и синий цвет тхелет, который использовался для окраски фрагментов одеяний иудейских первосвященников. Технология его получения не дошла до нашего времени, и дискуссия о том, что же это был за краситель, продолжалась до начала XXI века. В качестве возможного источника краски рассматривались каракатицы, вайда красильная и, конечно же, морские моллюски. Раскопки дворца Ирода I Великого в Масаде (I век до н. э.) позволили окончательно ответить на этот вопрос. На территории синагоги был обнаружен фрагмент ткани с синей полоской, принадлежавшей представителю духовенства. Анализ с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии принес неожиданные результаты: за синий цвет отвечал индиго, но в значительных количествах присутствовал и 6,6-диброминдиго. Последний однозначно указывает на иглянок как на источник краски. А то, что эти два вещества встречены вместе, позволило установить и вид — обрубленный мурекс. В отличие от своих собратьев, из него получаются красители, содержащие оба соединения в значительных количествах, что позволяло получать синие цвета, используя определенный размер и подвид этих моллюсков.
Фрагмент одеяния священника из Масады, первое столетие до н.э., синий краситель получен из обрубленного мурекса. Фото из статьи Z. Koren, 2018. Dyeing with Sea Snails for the Production of Tekhelet and Argaman in Antiquity
До начала второго тысячелетия нашей эры основными покупателями пурпурных тканей были королевские дворы и духовенство, а главной страной-производителем — Византийская империя. Пурпурная индустрия начала сокращаться с упадком Византии, особенно после 1204 года, когда Константинополь был взят во время Четвертого крестового похода. Считается, что секрет изготовления пурпура был окончательно утрачен после взятия Константинополя турками в 1453 году. Папа Павел II, испытывая недостаток средств для закупки пурпурных тканей у Османской империи, в 1464 году издал указ, по которому вместо пурпура для одеяний духовенства надлежало использовать более дешевую дубовую кошениль (см. картинку дня Кошениль). Для ее производства требовались квасцы, основные месторождения которых контролировались папой, так что этим указом он отлично пополнил свою казну, но закончил эпоху господства пурпура. Даже несмотря на широкую известность «Естественной истории», воспользоваться рецептом Плиния с тех пор никому не удавалось вплоть до современности. А в 2010 году ученые описали более дешевый и простой способ синтеза 6,6′-диброминдиготина.
Значение слова «пурпур»
1. Ценная краска темно-багрового цвета, употреблявшаяся в древности для окрашивания тканей.
2. Темно-красный или ярко-красный цвет. Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром. Короленко, Мгновение.
3. Устар. Дорогая одежда или ткань темно-красного цвета. Венец и пурпур триумвира Ты променял на поцелуй. Брюсов, Антоний.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПУ’РПУР, а, мн. нет, м. [латин. purpura]. 1. Очень дорогое красящее вещество темнобагрового цвета, употр. в древности для окрашивания тканей (истор.). 2. Темнокрасный или яркокрасный, алый, багряный цвет (книжн.). 3. Одежда из ткани, окрашенной этим веществом, или вообще богатая одежда красного цвета, как признак роскоши или величия (поэт. устар.). Всегда и в пурпуре и в злате, в красе негаснущих страстей. Баратынский. Венец и пурпур триумвира ты променял на поцелуй. Брюсов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пу́рпур
1. истор. ценный краситель от тёмно-багрового до пурпурно-фиолетового цвета, употреблявшийся в древности для окрашивания тканей ◆ Я научился красить ткани в пурпур у финикиян и делал это у лучших мастеров в Тире, Косе, Тизенте. В. В. Иванов, «Сизиф, сын Эола», 1945–1950 гг. г. (цитата из НКРЯ)
2. тёмно-красный или ярко-красный цвет ◆ Другой раз она вдруг влетела ко мне, тоже не в урочный час, после обеда; чёрные локоны её были словно вихрем размётаны, щёчки горели как пурпур, глаза сверкали; значит, что она уже бегала и прыгала час или два. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г. ◆ Огненный край солнца поднимался из-за тучки, и вся она, пышная, как дым, была расцвечена в пурпур и золото. Горький, «Колокол», 1896 г. (цитата из НКРЯ)
3. устар. дорогая ткань или одежда, окрашенная пурпуром [1] ◆ Первый любимец её, с которым сочеталась она браком и облекла его в пурпур, был Никифор Фока, грубый, безобразный, но могучий и смелый воин. Вельтман, «Райна, королева болгарская», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Лавровый венок оказался из жести, и вместо пурпура — жалкое рубище, прикрывающее дрожащую наготу. «Декларация люминистов», 1921 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приноситься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова пурпур
Словарь Ушакова
п у рпур, пурпура, мн. нет, муж. (лат. purpura).
1. Очень дорогое красящее вещество темнобагрового цвета, употр. в древности для окрашивания тканей (ист.).
2. Темнокрасный или яркокрасный, алый, багряный цвет (книж.).
Энциклопедия моды и одежды
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПУРПУР, а, м.
1. Тёмно- или ярко-красный цвет [ первонач. ценное красящее вещество].
2. Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия (устар.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— драгоценная в древности краска, добывавшаяся из выделения особых желез некоторых переднежаберных моллюсков из рода Murex (именно M. brandaris и М. trunculus — см. ст. Murex). Железы, выделяющие П., свойственны и некоторым др. моллюскам, например обыкновенной на морских берегах Purpura. В настоящее время П. совершенно утратил значение и добывание его давно уже прекратилось, так как он с успехом заменен более дешевыми и удобными минеральными красками.
А. П. Л. Δ .
Цвет настроения пурпурный. Или, история с античности до наших дней.
Виды моллюсков, из которых получали фиолетовый цвет
• Место пурпурного цвета в колометрии
• Появление фиолетового цвета
• Использование фиолетого цвета в наше время
Место пурпурного цвета в колометрии.
Данный заголовок я взял, из перефразированной песни Филиппа Киркорова «Цвет настроенья синий…». Поговорить я хочу в этот раз, о фиолетовом, или пурпурном цвете. Почему именно его я взял темой для новой публикации, всё станет ясно из текста.
Итак, фиолетовый или пурпурный цвет необычный, с которым многое связано в истории человечества. Чтобы не строить интриги, хочу обратить внимание на то, что в государственной символике ни одного государства нет такого цвета, а если есть, то в незначительном количестве.
В колориметрии к пурпурным относят гамму цветов, полученных при смешивании красного цвета с синим или фиолетовым. В системе CMYK пурпурным называют цвет, который более точно определяют именем маджента (так и по-английски, англ. magenta, а точнее — одним из стандартизованных оттенков из группы «оттенки цвета маджента»). Пурпурному соответствует оттенок 200 в системе цветов MS Windows. В системе красный-зелёный-синий пурпурный — цвет 2-го порядка (между красным и синим). В цветовом круге красный-жёлтый-синий насыщенный пурпурный вообще отсутствует, так как это неспектральный цвет, хотя могут быть его ненасыщеные оттенки, получаемые смешением красного, синего и фиолетового. На цветовом треугольнике или цветовом круге пурпурные оттенки занимают место между красным и фиолетовым. Нижняя, прямолинейная граница хроматической диаграммы определяет область пурпурных цветов, более узкая группа из которых — маджента. Иногда пурпурный определяют как цвет дополнительный к зеленому и рассматривают как красный (тёмно-красный или ярко-красный) цвет с фиолетовым оттенком.
Появление фиолетового цвета.
Применение цвета отмечено уже за 1600 лет до нашей эры и о его использовании упоминают древнеегипетские папирусы, Плиний Старший и другие. «Да, это цвет триумфа, поэтому люди так сходят по нему с ума. Но вот стоит ли он этих денег, учитывая отвратительный запах. » — говорит о пурпуре римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории» (I век нашей эры). В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший багряные цвета, однако в античной литературе упоминаются и окраски фиолетовых оттенков — вероятно, такой пурпур извлекался из моллюсков Hexaplex trunculus, пурпур которого представляет собой смесь пурпурного 6,6′-диброминдиго и синего индиго.
Изготовление пурпура являлось самым прибыльным промыслом Финикии и велось с большим размахом, о чём свидетельствуют сохранившиеся отходы производства. Так, в окрестностях Сайды (один из 25 районов Ливана, входит в состав провинции Южный Ливан) в 1864 году была найдена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров в длину, а в высоту достигала 8 метров. По подсчётам исследователей, здесь содержалось свыше 200 тысяч кубометров раковин. Главными центрами пурпурной промышленности стали древние города Тир и Сидон, но самыми красивыми считались ткани из Тира. Они же были и самыми качественными — их можно было стирать и подолгу носить, краска не линяла и не выгорала на солнце.
Финикийский корабль под фиолетовыми парусами.
Тирский пурпур ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости и дефицита красителя. Из 1 килограмма красителя-сырца, после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось, примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть, более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков! Поэтому, пурпурная краска была самой дорогой, в античности. Вот почему, пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши.
Так, в Риме, во времена правления императора Августа, килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2 тысячи денариев, а при императоре Диоклетиане в 301 году н. э. его цена поднялась до 50 тысяч денариев. Пурпурный шёлк стоил ещё дороже — 150 тысяч денариев за 1 фунт, или, в пересчёте на современную валюту, 28 тысяч долларов.
А вот императору было дозволено всё. Например, известно, что паруса судна властителя Египта Птоломея Филопатра были орнаментированы тонким пурпурным рисунком. Пурпурные паруса несло судно Антония и Клеопатры в битве при Акциуме. А византийские императоры даже писали пурпурными чернилами.
Использование фиолетого цвета в наше время.
По состоянию на 2020 год в мире насчитывается 197 независимых государств. Удивительно, но на государственных флагах этих стран невозможно заметить фиолетовый цвет. На флаге государства Содружество Доминика небольшое изображение попугая, у которого грудка и голова с хохолком, имеют фиолетовый цвет. Едва заметный фиолетовый оттенок добавлен в радугу на флаге Никарагуа.
Флаг Содружества Доминики
Очень яркий флаг, включающий все цвета радуги, есть у Боливии. Столица Японии Токио не является отдельным государством, однако флаг префектуры представляет собой белое солнце на фиолетовом полотнище. Оказывается ввиду высокой стоимости фиолетового цвета, государства не включали его в свои флаги, так как не в состоянии были заменять полотнища с фиолетовым цветом.
Флаг префектуры Токио
В подтверждение элитности фиолетового цвета, обратимся к цвету одежды, которую носила принцесса Диана. Посмотрим также, какие тона предпочитает британская королева Елизавета II.