Что значит пуп земли
Пуп земли
Выражение «пуп земли» не нуждается в пояснениях. Одаривая кого-то этим эпитетом, мы имеем в виду, что человек считает себя центром Вселенной и требует к себе соответствующего внимания и отношения. В психологии для такого человека существует не менее «говорящее» понятие — эгоцентрик.
С целью исследования эгоцентризма на практике зову в комнату старшую дочь одиннадцати лет:
— Сашуня, скажи, у тебя есть сестра или брат? — задаю ей вопрос.
— Конечно, есть, — удивляется она.
— А у твоей сестры есть брат или сестра? — следующий мой вопрос.
Взгляд моей дочери был красноречивее любого ответа. Она вышла из комнаты в изумлении — с чего это ей задают такие бестолковые вопросы, когда ответ очевиден.
Продолжая исследование, зову младшую, восьмилетнюю дочь. Вопросы те же.
— Да, мама, у меня есть сестра Саша.
— А у твоей сестры есть сестра?
— Нет, — отвечает Маша на ходу, уже выбегая из комнаты по своим важным делам.
Вот так по-разному выглядит ситуация для двух девочек. Конечно, пройдет ещё год — и Маша так же ответит на вопросы, как сейчас её старшая сестра.
Подобные ситуации создавал известный французский учёный, исследователь возрастной психологии и педагогики Жан Пиаже. Именно его труды во многом позволяют нам сейчас понимать детскую психологию, возрастные кризисы и многое другое. И именно Жану Пиаже мы обязаны наиболее ёмкими исследованиями явления детского эгоцентризма.
Одна из самых ярких иллюстраций на данную тему — пример «ребёнок с куклой». Ребёнка усаживали за детский столик, а напротив него сажали за стол куклу. Затем просили ребёнка рассказать, что он видит со своего места. После того как малыш справлялся с этим заданием, его просили описать, что, по его мнению, видит кукла. Малыш снова начинал описывать всё то, что он сам видит со своего ракурса.
Эгоцентризм — это неспособность встать на место другого, увидеть ситуацию глазами другого человека, с его позиции. Но в исследованиях Пиаже речь шла о детском эгоцентризме. В чём же мы видим необходимость поднимать эту тему здесь?
«Он с ума сошёл, как он так живёт?»; «Будь я на его месте, я бы никогда так не поступил»; «Мне бы твои проблемы!»; «Ну что ты постоянно жалуешься, неужели нельзя просто жить нормально?»; «Его поступки невозможно объяснить, им нет оправдания». Если подобные фразы периодически всплывают в вашей повседневной жизни — значит, не стоит думать, что эгоцентризм — не ваша тема. Именно эгоцентризму мы нередко обязаны такими въедливыми грехами, как осуждение, ревность, зависть, злопамятство. Как видно из приведённых выше высказываний, человек, говорящий или думающий так, убеждён в своей правоте и объективности.
Эгоцентризм в детском возрасте закономерен. С момента, когда малыш узнаёт себя в зеркале, радуясь своему отражению, он, в команде с родителями, учится осознавать себя, своё «я». Кризис трёх лет и неожиданно дерзкое «я сам (сама)!» шокирует психологически непросвещённого родителя, хотя в действительности является абсолютной нормой развития. В этом возрасте ребёнок впервые говорит миру «я есть», и это важнейший этап становления личности. Именно это осознание «я есть» заставляет ребёнка верить в то, что он — центр, причина всего вокруг существующего и происходящего. Этот период многие психологи считают точкой отсчёта в развитии сознания человека. Но если мы говорим о развитии, на смену этому важнейшему периоду должен прийти другой. Наступает возраст, когда ребёнок понимает, что кроме «я есть», другие есть тоже, хотя и находятся в его сознании на периферии мироздания. Ещё позже он будет учиться понимать, что эти «другие» тоже важны. А затем, уже не ребёнком, сделает открытие: я — один из миллионов других людей. Это будет период глубокого личностного переживания абсурдности и бессмысленности жизни, но одновременно новое рождение личности.
Венцом же личностного роста будет момент переживания опыта «я один из всех, но я один такой, как есть». Это время, когда, несмотря на кажущуюся абсурдность существования, человек обретает свой уникальный и неповторимый смысл. Подобный опыт дано пережить не каждому, поскольку за этим стоит серьёзная душевная работа и череда болезненных открытий. Необходимо иметь смелость принимать вызовы жизни и идти к смыслу сквозь тревоги и сомнения. Неважны в этом вопросе и временны`е рамки. Личностный рост, хотя и привязан к определённым годам жизни, всё же больше зависит от внутренней работы. Как свидетельствуют истории жизни великих людей, кризис этот возможно преодолеть лишь через духовный опыт. Об этом мы нередко читаем у святых отцов, у которых, наряду с глубочайшим смирением, присутствует чувство глубокой благодарности Богу за право жить и быть чадом Божиим, душой, вызванной из небытия.
Примеры эгоцентризма мы видим ежедневно. Нередко он может выглядеть как забота о ближнем. В одном из моих любимых житейских анекдотов на эту тему мама зовёт сына с улицы домой:
— Мам, а что, я уже замёрз?
— Нет, ты проголодался!
Заботливая мама будет настойчиво «кутать» всю семью, полагаясь на свои представления. Ей и в голову не придёт, что ощущения других могут отличаться, и она сумеет убедить всех, что им холодно или пора есть. Подобная родительская забота в действительности не позволяет ребёнку пережить тот самый нужный и важный период «я сам», и бывает так, что уже взрослый человек никогда не может точно понять, чего он хочет или не хочет.
Как ещё может проявляться эгоцентризм у взрослого? Как было сказано выше — осуждение другого человека — уже существенный признак. Всем известна шутка: «Есть только два мнения — моё и неправильное». Как часто нам кажется, что, кроме нашей собственной правды по тому или иному поводу, иной правды нет и быть не может.
Взгляд из чужого окна
В борьбе с собственным «пупизмом» может помочь упорная работа над собой и наше желание. Преодолеть эгоцентризм можно с помощью психологии, поскольку само это качество относят к разряду психологических, душевных проблем. Специалисты значительную роль отводят здесь формированию у человека такого качества, как эмпатия. Известный американский психолог Карл Роджерс пишет: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто“».
Замечательную иллюстрацию того, насколько эмпатия необходима, я нашла однажды в книге современного психотерапевта Ирвина Ялома, который имеет большой опыт помощи людям, больным смертельными заболеваниями, и их родным и близким. Вот что он пишет:
«Десятилетия назад я принимал пациентку с раком груди. Во времена своей молодости она находилась в долгой, мучительной борьбе со своим отцом. Стремясь к примирению, к новому свежему началу в их отношениях, она с нетерпением ждала, когда отец повезёт её в колледж на машине — тогда она могла бы побыть с ним наедине в течение нескольких часов. Но столь долго ожидаемая поездка обернулась катастрофой: её отец был в своём репертуаре, долго ворча по поводу отвратительной, заваленной мусором речушки в стороне от дороги. Она же, с другой стороны, не видела никакого мусора в этом прекрасном чистом сельском потоке. Она не нашлась, что ответить, и в конце концов, погрузившись в молчание, они провели остаток пути, не глядя друг на друга.
Позже она ехала той же самой дорогой одна и была поражена, заметив, что там было две реки — по одной на каждой стороне дороги. „На этот раз я вела машину, — сказала она печально, — и река, которую я видела из окна со стороны водителя, была именно такой безобразной и загрязнённой, какой её описал мой отец“. Но к этому времени, когда она научилась видеть мир из окна своего отца, было слишком поздно — он уже скончался».
Эгоист или эгоцентрик?
Нередко эгоизм путают с эгоцентризмом. Точнее, даже не путают, а принимают одно за другое, или же считают, что эгоцентризм является некой стадией развития эгоизма. В действительности это различные вещи, и общий у них лишь корень «эго». Эгоцентрик в силу зацикленности на своей персоне попросту не способен встать на место другого, сочувствовать и сопереживать. Слишком большая концентрация сил и внимания на самом себе не даёт возможности расширить своё сознание и увидеть другого. Если же он и смотрит на другого, то только ради своей выгоды, а не потому, что этот другой его искренне интересует. Эгоист же вполне может быть сочувствующим и склонным к эмпатии. Просто в предпочтениях эгоиста всегда остаётся он сам, его желания, потребности. Работать с клиентом-эгоцентриком, обиженным на весь мир и не способным замечать ничего, кроме своих проблем, бывает непросто. Он склонен во всём винить других, не принимая ответственности на себя. Он осуждает действия других, но оправдывает те же самые поступки, если их совершил он сам. Если указать человеку на такое явное противоречие, возможны две реакции. Или же он искренне удивится и это открытие послужит толчком к тому, чтобы иначе взглянуть на себя и других, или же он уйдёт навсегда, обиженный на психолога, как раньше был обижен на весь мир.
«Всякий пред всеми виноват»
Известные слова Ф. М. Достоевского имеют непосредственное отношение и к нашей теме. На первый взгляд может показаться, что так может думать только эгоцентрик. Не он ли считает себя первопричиной всего происходящего? В действительности эти слова показывают прямо противоположную картину. Как мы видим из примера, приведённого выше, эгоцентрик осуждает другого за то, в чём легко оправдывает себя. Действия, направленные по отношению к нам, мы склонны судить своим частным судом, по своим меркам справедливости, своим законам и принципам. Когда же речь идёт о наших собственных поступках — нам свойственно самооправдание. В этом есть логика. Совершая тот или иной поступок, мы руководствуемся огромным количеством факторов и можем легко и просто объяснить, почему поступили именно так. Имеет значение всё: наше воспитание, образование, наш опыт побед и поражений, опыт наших родителей, наши верования, здоровье, физические и материальные возможности — словом, всё, что составляет нас самих. Когда же мы судим другого человека, то делаем это, имея узкий сегмент знаний о нём (даже если нам кажется, что мы знаем его как самих себя).
Избавление от эгоцентризма невозможно без попытки понять, почувствовать, оправдать другого. Достигнуть этого можно, отказавшись от шанса на самооправдание. Требования к себе станут жёстче, а требования к другим способны постепенно превращаться в помилование, милость.
Однажды на встречу психологической группы пришла одна участница. Она всё время жаловалась на мужа, его отношение к ней, дурной характер и привычки. Нередко жалобы казались совершенно оправданными, и кто-то из участников вторил ей вздохами: «Ну и не повезло же с мужем».
Тогда ей была предложена самостоятельная работа в течение получаса. Ей нужно было написать биографию мужа от его лица, с учётом всех событий из его жизни: где родился, кто родители, как жил в детстве, кто воспитывал, когда пошёл учиться, кто помогал ему в жизни, и так далее до последнего, настоящего дня. Уже через пятнадцать минут женщина стала плакать. По окончании работы она сказала, что прокурор нужен не мужу, а ей самой, и именно её нужно судить. Так, на короткое время отказавшись от своих позиций и вспомнив все обстоятельства жизни мужа, она совершенно иначе посмотрела и на его поступки, и на их отношения. Вместо того чтобы оправдывать его немощи и бороться со своими страстями, она делала всё наоборот — судила его немощи и оправдывала свои страсти.
Искоренение эгоцентризма, как любой страсти, исходящей от гордыни, требует искреннего желания победить её. Одного того, что мы её обнаружим, — мало, важно найти силы восстать на себя. Радует одно: хотя это труд, которому нет конца, но это и труд, в котором каждая маленькая победа больше любой из побед.
Пуп Земли как символический центр мира, где он находится
Что такое Пуп Земли
Чтобы разобраться, кто такой или что такое Пуп Земли, нужно перенестись в раннюю античность к древним мифам и легендам, и даже еще глубже в толщу веков.
Происхождение выражения
Жители острова Пасхи считали себя центром мира, и разбираемое нами выражение в их понимании означало, что именно отсюда берет начало человеческая цивилизация. Существует мнение, что этот участок суши — уцелевший геологический остаток континента Му, который затонул в Тихом океане более 25 тысяч лет назад. До сих пор на территории острова сохранились дороги, ведущие в океан.
Представители других доисторических племен также считали свою землю центром Земли. Но от них, кроме наскальных рисунков, никаких других свидетельств до нас не дошло.
А вот от греков кое-что осталось. Согласно их древним верованиям, вначале всего было не Слово, как гласит Библия, а бог Хаос. А у него было родная сестра, которую звали Гея, то есть Земля.
Гея была вполне живым существом, а значит, у нее присутствовать и пупок, который объявили центром Земли (Геи). Его местом расположения считают Дельфы, гд е наход ился большой куполообразный камень, очень похожий на эту человеческого тела.
Значение понятия
В понимании древних людей этот термин имел не только географическое значение, но и сакральное. Как центр чего-то очень важного, божественного. Пусть это были скала или отдаленный остров, но они непременно ассоциировались в сознании с обителью, домом каких-то высших существ: духов и богов.
Человек всегда нуждался в Высшей силе, которой он поклонялся, и у которой просил помощи и защиты.
История термина
Со временем смысл фразеологизма менялся: от мистического до вполне обыденного. Но для того чтобы произошла подобная трансформация, понадобились целые века.
Древние и библейские толкования
В древн их верованиях практически всех народов существовали подобные мифы. Пуповина считалась очень важным органом, именно она определяла судьбу человека. У древних германцев было поверье, что если ее скормить ребенку, то он станет очень умным.
В индийских пуранах (текстах об истории Вселенной на санскрите) говорится, что центр Земли располагается на Северном полюсе.
А китайцы верили, что земной рай находится в самом центре нашей планеты под небесным дворцом Шан-ди.
Библейские же традиции восходят к божественным откровениям, основываясь на словах псалма:
«Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли».
И спасение это, согласно библейским представлениям, находится в Иерусалимском храме в Палестине. Перед ковчегом завета лежит священный камень, который Господь бросил в море. С этого и началось миротворение.
Эти положения раскрываются и в средневековой религиозной литературе: «Беседа трех святителей», «Хождение в Иерусалим игумена Даниила».
Современное значение
Словарь Брокгауза и Ефрона предлагает свою трактовку понятия «Пуп Земли».
. по средневековым преданиям город Иерусалим; этот взгляд основывается отчасти на словах псалмопевца (LXXIII, ст. 12): «Бог же царь наш прежде века содела спасение по среде земли», а также на 5 ст., гл. V пророка Иезекииля: «Сия глоголете Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положил его и страны яже окрест его». Многие писатели, начиная от Аристея и Иосифа Флавия, развивали мысль о том, что Иерусалим находится среди земли; талмуд говорит, что Мория есть П. земли. Магометане видят настоящий центр земли в своем Haham’e, греки — в круглом отверстии на хорах церкви Св. Гроба. Мысль о Иерусалиме, как о П. земли, выразил и Данте в «Божественной Комедии» (Inf. С. XXXIV) и на ней основал свои астрономические наблюдения.
Сейчас этот фразеологизм, дошедший до нас из глубины времен, приобрел насмешливо-иронический характер. Так теперь называют людей, которые очень высокого о себе мнения, стараются подчеркнуть свою особенность и любят находиться в центре всеобщего внимания.
Современная писательница Наталья Ца ренко в книге «Как мы портим наших детей» собрала целую коллекцию з аблуждений родителей по поводу воспитания своих чад. И самое главное из них заключается как раз в том, что детей ставят именно на это центральное место.
Итог такого подхода, как правило, плачевен — практически ни один ребенок в таких условиях не сможет сохранить адекватное отношение к себе и окружающим и уберечься от звездной болезни.
Даже в научных статьях порой используется эта фраза — центр Земли, когда, например, развенчивается миф о существовании некого ядра внутри планеты со своим альтернативным солнцем посередине.
Где находится Пуп Земли
Мест, которые претендуют быть центром мироздания, очень много. Расскажем только о самых известных из них.
Греция
Одно из популярных мест в Древней Элладе — это возвышение Парнас, куда направляются толпы паломников. Часто Дельфы, как и в старину, греческие монахи называют священными. Здесь располагался храм Аполлона, куда богобоязненные греки приносили жертвы Богу. А потом слушали, что им скажет дельфийский оракул об их злосчастной судьбе.
Без вердиктов жрецов и оракулов не начиналось ни одно дело.
Иерусалим
Здесь еще с эпохи св. царицы Елены объявили святой площадку возле входа в пещеру Гроба Господня.
Это место и сегодня считается символическим центром, откуда начнется спасение не только христиан, но и всех остальных людей, живущих или когда-то проживавших на нашей грешной земле.
Для точного обозначения этого места выставлена чаша, на которой изображен крест с шаром внутри. Установили чашу еще первые христиане в противовес священному камню в Дельфах в храме Аполлона, который у них ассоциировался с язычеством.
Остров Пасхи
Это уникальный остров в Тихом океане, который наиболее удален от суши. От него до берегов Южной Америки — 3703 км. К тому же остров очень высоко поднят над уровнем океана: наивысшая точка составляет 539 м.
А свое название он получил в пасхальное воскресенье 1722 года, когда голландский адмирал Якоб Роггевен на трех кораблях впервые сюда прибыл и открыл миру этот остров, именуя его «Центром земли».
Куско
Это один из удивительнейших административных центров одноименного региона в Перу с населением в 350 тысяч человек. Название города на языке инков означает «Центр Мира».
В древности он являлся столицей Империи инков, которая включала в себя современные территории Перу, Эквадора, Боливии, а также некоторые владения Аргентины, Колумбии и Чили.
Казахстан
В Жамбыльском районе Алмаатинской области в 85 км от областного центра находится селение Унгуртас.
Древняя казахская легенда рассказывает, что Небо соединяется с Землей именно на вершине холма вблизи аула Унгуртас.
И еще одна экзотическая подробность — здесь живет ясновидящая и целительница Бифатима апа, способная предсказывать будущее и лечить любые болезни. Она считает себя потомком суфия Ходжи Ахмеда Яссави — известного на Востоке поэта, который был популярен почти также, как Омар Хайям.
Россия
Прямо посередине старинного купеческого города Кунгур, что в Пермском крае, установлен необычный монумент. Возле него сходятся семь дорог.
Символ купеческого Кунгура в Гостином дворе для местных жителей и туристов имеет то же значение, что и дельфийский камень в храме Аполлона. Каждый старается его потрогать и загадать желание.
Федеральное агентство по туризму РФ включило эту достопримечательность в пятерку самых популярных мест в России.
Другие местоположения
На этом список загадочных мест, связанных с понятием Пуп Земли, не заканчивается.
Сам ые известные из них:
Переместимся снова в Россию. У станицы Трехостровской в Волгоградской области обнаружено древнее зороастрийское захоронение. Местные уфологи считают его местом связи с космосом — центром Земли.
Еще одно подобное место — Окинский район Бурятии, где найдена «Обитель богов». Здесь вблизи села Саяны у скал обнаружен так называемый лик Зеленой Тары. Люди знали о ней давно, но обходили это место стороной, так как ламой был наложен запрет на его посещение. А сейчас оно стало доступно туристам.
Понимание Пупа Земли в религии
Схожие понятия есть практически во всех вероучениях. Трактуют они его тоже по-разному. Хотя в главном сходятся: это нечто высокое, Божественное, какой-то очень важный духовный центр.
В иудаизме
В Талмуде описывается Камень основания или Краеугольный камень, на котором располагался главный храм иудеев в Иерусалиме. Отсюда Всевышний и начал сотворение мира.
Но есть другая версия, она связана с историей об Авимелехе из Книги Судей (9:37). Краеугольный камень мироздания находился в другом месте — возле города Сихема, около священных возвышенностей Геризим.
Такую же функцию у мусульман несет камень Кааба в Мекке.
В христианстве
Маршрут всех православных паломников в Израиле проходит через территорию, на которой располагается храм Гроба Господня в Иерусалиме. Он соединяется с алтарем другого христианского храма — Кафедрального. Именно здесь проводят свои молебны священники из Иерусалимского патриархата. И именно здесь центр всего христианского мира, который символизирует каменная чаша, с начертанным на ней крестом.
В представлении христиан центр мира — это место спасения рода человеческого. Туристы с благоговейным трепетом прикасаются к святой чаше, чтобы обрести здоровье и счастье.
Чаша очень легкая, и чтобы предотвратить хищение, ее приковали цепями.
В других вероисповеданиях
В месопотамской традиции священное место — остров Дильмун. Древние шумеры считали здешнюю землю «чистой» и «сияющей». Здесь всегда светит солнце, на острове не бывает болезней и смерти. Поэтому райский остров выступает в качестве сакрального центра.
Космогонические представления у всех народов имеют одни и те же корни.
Обратимся еще раз к греческой мифологии. Главный бог Зевс был всемогущим, но не вездесущим. Не за всеми событиями, происходящими на планете Земля, он успевал проследить. Но для этого у него были помощники.
Твердо уверенный в том, что Земля — это плоский блин, Зевс решил определить ее середину, и дал задание своим подручным. С запада и востока выпустили лететь двух орлов. Местом их встречи стали Дельфы.
Видео о центре мира в Дельфах
Из этого видео вы узнаете о древних Дельфах и о самом правдивом оракуле.
Пуп земли
Пу́п Земли́ — центр сосредоточения наиболее главного, важного, географическое понятие «центра Земли». Переносное выражение «Пуп Земли» употребляется иронически, как характеристика кого-нибудь, кто неосновательно считает себя центром, основной силой чего-либо.
Еще язычники определяли его в зависимости от того, где по их понятиям располагалось главнейшее жилище верховного божества.
С древности христиане стали называть так Иерусалим, основываясь на словах псалма: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12), а также на словах пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли.» (Иез.5:5). В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены, стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода. По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию, часовню, построенную над Гробом Господним. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри на котором начертан крест.
В Талмуде евреи определяют как Пуп Земли Камень Основания или Краеугольный камень горы Мориа, на которой располагался храм царя Соломона, а сейчас стоит Купол над Скалой. Считается, что с него Господь начал Сотворение мира.
Интересно
В других религиях и мифологиях
Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — Пуп Земли) — на острове Пасхи рапануйцы называют ритуальную площадку с большим круглым камнем в центре и четырьмя меньшего размера по сторонам света, а также это одно из названий самого острова.
Мачу-Пикчу — «потерянный город инков», индейцы кечуа называют это место «Пуп Земли».
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Пуп земли» в других словарях:
Пуп Земли — в православном кафоликоне Хра … Википедия
ПУП ЗЕМЛИ — мифопоэтический символ центра. Как таковой П. з. служит опорой других символов центра (например, мировой оси) или их вершиной (он обозначает вершину мировой горы или место, к которому пристал ковчег, когда стали спадать воды мирового потопа). В… … Энциклопедия мифологии
Пуп земли — В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в центре Иерусалима – храм, в центре храма – святое святых (алтарь), а в центре его – камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в… … Словарь крылатых слов и выражений
пуп земли — центр, главный, на певом месте, номер один Словарь русских синонимов. пуп земли сущ., кол во синонимов: 4 • главный (75) • … Словарь синонимов
Пуп земли — ПУП, а, м. (разг.). То же, что пупок (в 1 знач.). Пупом торчит (о чём н. выпуклом, выпирающем; прост.). Созерцать собственный п. (перен.: быть поглощённым только собой, своими мелкими интересами; ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
пуп земли — Ср. Так трактир Македония вам неизвестен. Это пуп земли фараонской. Каждый день, чем свет, все хоры здесь выручку делят. П. Боборыкин. Из новых. 1, 14. Ср. Царьград, тетенька, это пуп земли. Островский. Праздничный сон до обеда. 3. Юша. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
пуп земли — ироническая характеристика самоуверенного человека, необоснованно считающего себя основой, центром в каком либо деле или свое существование – очень важным для всех окружающих. Пуп земли в представлении древних – место, откуда началось мироздание; … Справочник по фразеологии
Пуп земли — Пупъ земли. Ср. Такъ трактиръ «Македонія» вамъ неизвѣстенъ. Это пупъ земли фараонской. Каждый день, чѣмъ свѣтъ, всѣ хоры здѣсь выручку дѣлятъ. П. Боборыкинъ. Изъ новыхъ. 1, 14. Ср. Царьградъ, тетенька, это пупъ земли. Островскій. Праздничный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Пуп земли — крыл. сл. В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины Иерусалим, в центре Иерусалима храм, в центре храма святое святых (алтарь), а в центре его камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Пуп Земли — Олицетворяет космический центр, из которого питается вселенная, убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место, где сообщаются три мира. Каждое священное место это пуп. Точка, из которой разворачивается не развернувшееся еще… … Словарь символов