Что значит пунктуационный разбор в русском языке
Пунктуационный анализ текста
Пунктуационный анализ позволяет определить и откорректировать правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания. Он является важным инструментом синтаксического анализа текста.
Порядок пунктуационного анализа текста:
1. Разделить текст на предложения.
2. В каждом предложении расставить цифры над имеющимися знаками препинания.
3. Выполнить пунктуационный разбор каждого предложения.
► Примеры использования пунктуационного анализа письменной речи:
I. Слова «язык» и » речь» для человека, 1 не занимающегося лингвистикой, 2 обычно обозначают одно и то же. 3
1. В конце предложения стоит точка, т.к. предложение повествовательное по цели высказывания и невосклицательное по интонации.
3. Запятые (1) и (2) выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова (человека).
1. В конце предложения стоит точка, т.к. предложение повествовательное по цели высказывания и невосклицательное по интонации.
2. Предложение сложное. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной.Запятые (3) и (4) разделяют однородные члены предложения.
3. Запятая (1) используется для выделения вводного слова.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Пунктуационный разбор
Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 5)
Схема пунктуационного разбора предложения
Образцы пунктуационного разбора предложения
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 1 [который, 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение
Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное
Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.
Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
Я слышал – главное предложение
Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное
За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.
2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом
Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)
Грамматические основы:
пари заключается – грамматическая основа главного предложения
вы должны исполнить
Объяснение знаков препинания
Пари заключается в том – главное предложение
Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/
При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное
При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное
Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное
Исполнить что? То, /что я вам скажу/ — четвертое придаточное
Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное
Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ — в обоих случаях смысл теряется)
3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного
В составе сложного предложения нет осложненных простых.
Примечание:
Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
— если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
— если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:
Он ушёл и не сказал куда.
Образцы анализа:
1. Чтобы быть хорошим преподавателем, 1
1 2 нужно любить то, 2 2 3 что преподаёшь, 3 3 2 и любить тех, 4 2 4 кому преподаёшь (В. Ключевский).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предло-
жение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения;
это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 – запятая выделяет 1-е придаточное П (первой запятой нет,
так как совпадает с началом предложения);
2 и 3 – запятые выделяют 2-е придаточное П;
4 – запятая выделяет 3-е придаточное П (второй запятой нет,
так как совпадает с концом предложения);
2. В любви, 1 /как и в грамматике/, 2 смысл зависит от окончания (Г. Ландау).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 — запятая выделяет обособленное обстоятельство,
выраженное сравнительным оборотом.
3. Французский символизм, 1 /родоначальник всего символизма как школы/, 2 выдвинул на передний план чисто литературные задачи, 3 свободный стих, 4 более своеобразный и зыбкий слог, 5 метафору, 6 /вознесенную превыше всего/, 7 и пресловутую «теорию относительности» (Н. Гумилев).
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. 1 и 2 – запятые выделяют обособленное определение – приложение, стоящее после определяемого слова.
3, 4, 5 – запятые разделяют однородные дополнения, связанные без союзов.
6 и 7 – запятые выделяют обособленное опреде ление, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
какой? что за? какую?
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Знаки в соответствии с интонацией
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации
Тест на тему Пунктуация в сложносочиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях
Тест на тему Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
Тест на тему Запятая на стыке союзов
Тест на тему Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Тест на тему Сложные предложения с разными видами связи
Тест на тему Употребление знаков препинания
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом как.
Тест на тему Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом и.
Диктант по пунктуации
Тест на тему СПП без запятой
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Перечень пунктограмм«, «Пунктуация в таблицах«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Что такое пунктуационный разбор и как его делать, поверьте очень срочно!?
Образец пунктуационного разбора предложения
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова
ТОЧКУ ОБЪЯСНЯТЬ НЕ НАДО.
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и» ;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пунктуационный разбор
Всего получено оценок: 307.
Всего получено оценок: 307.
Раздел пунктуации требует собственного разбора. Данная статья покажет, что такое пунктуационный разбор, в чем его отличительная особенность, как выполнять этот разбор, а также продемонстрирует образец выполнения. Материал поможет при подготовке к уроку русского языка в 7 классе.
Определение
Пунктуационный разбор – языковой разбор, при котором анализируются знаки препинания в предложении, их правила постановки и функции.
Как правило, разбор такого вида является устным. Он делается для того, чтобы увидеть знаки препинания в предложении, понять, с какой целью они употреблены.
Пунктуационный разбор имеет определенный порядок, который может меняться в зависимости от учебной цели.
Необходимо рассматривать не только знаки, которые стоят в предложении, но и те, которые можно было поставить при ошибке.
Схематичное изображение
В некоторых случаях пунктуационный разбор требует сделать схему, которая демонстрирует знаки препинания на конце предложения, а также знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного. Такие схемы имеют общее с синтаксическим разбором предложения.
Примеры
Люди осторожно наблюдали за человеком, (1) стоявшим в черном плаще, (2) и обсуждали между собой то, (3) что он странен, (4) что он некрасив. (5)
1, 2 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
3, 4 – запятые разделяют части сложного предложения: два придаточных предложения от главного.
5 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Данный образец показывает, что 1 и 2 запятые выполняют функцию выделения, а 3 и 4 – функцию разделения.
Схема все же является только часть пунктуационного разбора, так как она показывает только отношения частей сложного предложения.
Что мы узнали?
Пунктуационным является такой разбор, при котором происходит анализ знаков препинания. В данном случае определяются правила постановки знаков препинания, их функции в конкретном предложении. Все знаки препинания нумеруются и группируются по функции постановки или непостановки, а затем аргументируются причины, по которым они были поставлены или не поставлены.
Пунктуационный анализ предложения
теория по русскому 🐻 пунктуация
Главная функция пунктуации заключается в том, чтобы сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
В основе пунктуации русского языка лежит три принципа:
В русском языке десять основных знаков препинания: точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки (круглые).
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:
Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.
Знаки препинания внутри и в конце предложения
В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.
Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).
Пунктуационный анализ предложения
Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.
Пример со вставленными знаками
Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).
В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)
1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.
2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.
Самостоятельная расстановка знаков препинания Сделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).
Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложносочиненное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложносочиненного;
Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения
Все вокруг наполнилось весенним ароматом,(2) и вся природа пробудилась ото сна.(1)
Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).
Между первым простым предложением «Все вокруг наполнилось весенним ароматом» и вторым «вся природа пробудилась ото сна» перед союзом «и» ставится знак разделения – запятая (2).
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложноподчиненное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложноподчиненного;
Образец пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения
Анна знала,(2) что больше никогда не вернется в это шумное,(3) беспокойное место.(1)
Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – точка (1).
Между первым простым предложением «Анна знала» и вторым «больше никогда не вернется в это шумное, беспокойное место» перед союзом «что» ставится знак разделения – запятая (2).
Еще одна запятая (3) стоит между однородными членами предложения «шумное» и «беспокойное».
Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
В конце бессоюзного предложения в зависимости от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности могут стоять следующие знаки завершения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.
В середине бессоюзного предложения стоят знаки разделения, зависящие от отношений между частями бессоюзных предложений. К ним относятся: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
План
1. Знаки завершения; 2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное бессоюзное предложение; 3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного бессоюзного предложения;
Образец пунктуационного разбора сложносочиненного предложения
Мы знали: (2) впереди нас ждут приключения! (1)
Предложение повествовательное, восклицательное, поэтому в конце ставится знак завершения – восклицательный знак (1).
Между первым простым предложением «Мы знали» и вторым «впереди нас ждут приключения» ставится знак разделения – двоеточие (2), так как вторая часть дополняет значение первой.
Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
План
1. Знаки завершения;
2. Знаки разделения между простыми предложениями, из которых состоит сложное предложение;
3. Знаки препинания в простых предложениях, входящих в состав сложного предложения;
Образец пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи
Восход солнца осветил край неба на горизонте, (2) и вскоре стало светло (3), хотя солнце ещё так и не показалось (1).
В конце сложного предложения с различными видами связи ставится знак завершения – точка (1), так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между первым простым предложением «Восход солнца осветил край неба на горинзонте» и вторым « вскоре стало светло» ставится знак разделения – запятая перед сочинительным союзом «и» (2). Между вторым простым предложением и третьим «хотя солнце еще так и не показалось» — тоже ставится знак разделения – запятая перед подчинительным союзом «хотя».
Прямая речь
На схеме пунктуационного разбора прямая речь изображается буквой «П» (если она находится в начале предложения или является самостоятельным предложением) и буквой «п» (если она находится в конце предложения). Слова автора соответственно обозначаются «А» и «а» в зависимости от их местонахождения в предложении.
Таким образом, при пунктуационном разборе возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
1. Прямая речь находится перед словами автора:
2. Прямая речь находится после слов автора:
3. Прямая речь прерывается словами автора:
Примеры:
Учитель сказал: «Запишите домашнее задание» (А: «П»).
Учитель сказал: «Не забудьте записать домашнее задание!» (А: «П!»).
Учитель спросил: «Записали домашнее задание?» (А: «П?»).
«Пишем контрольную работу», — предупредил учитель. («П», — а).
Когда учитель спросил: «Готовы к контрольной работе?» — все промолчали. (А: «П?» — а).