Что значит публичное общество
Что значит публичное общество
(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам ПАО, признаются таковыми независимо от указания на это в их наименовании. Об исключениях из этого правила и об отказе от публичного статуса см. ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Публичная компания
Публичная компания — акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.
Как правило, национальное законодательство по регулированию фондового рынка накладывает определённые требования по раскрытию информации на компании, акции которых могут предлагаться к приобретению неограниченному кругу лиц и/или обращаться на фондовом рынке.
Компании, выполняющие эти требования, называются публичными компаниями.
К публичным компаниям предъявляются требования обязательного раскрытия информации о собственниках и аффилированных лицах, а также о существенных фактах, способных повлиять на деятельность эмитента.
Это необходимо в интересах потенциальных акционеров для повышения прозрачности процесса инвестирования в ценные бумаги фирмы.
Согласно Гражданскому кодексу РФ:
Такая форма юридических лиц, как ЗАО, отныне упразднена.
Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные компании.
Публичные и непубличные акционерные общества
Публичное акционерное общество считается публичным, если его акции и ценные бумаги публично размещаются или обращаются на рынке ценных бумаг. Акционерное общество считается также публичным, если устав и фирменное наименование указывают на то, что общество является публичным.
Все остальные акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются непубличными.
Признаки публичных компаний
Публичные общества характеризуются следующими признаками:
-акции компании могут приобретаться и свободно продаваться неограниченным кругом лиц;
-информация о структуре собственности и результатах хозяйственной деятельности акционерного общества находится в открытых источниках;
-ценные бумаги публичной компании размещаются на фондовой бирже или реализуются по открытой подписке, в том числе, с использованием рекламы;
-данные о совершённых сделках с акциями фирмы (их количестве и цене) доступны всем участникам рынка и могут быть использованы для анализа динамики стоимости бумаг.
Условия отнесения общества к публичным компаниям
Акционерное общество признается публичным в 2 случаях:
1.Компания выпускает свои акции в свободное обращение путём открытой подписки или размещения на бирже, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг».
2.В наименовании и уставе указывается, что организация является публичной.
Если уже действующая фирма имеет признаки открытого АО, она получает публичный статус, независимо от того, упоминается ли это в названии компании.
ЗАО и другие организации, не имеющие указанных признаков, признаются непубличными.
Последствия приобретения публичного статуса
Публичность общества предполагает повышенную ответственность и более строгое регулирование его функционирования, поскольку оно затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров.
1. Открытые акционерные общества должны зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения своего фирменного названия, включив в него указание на публичность. Одновременно вносить корректировки в правоустанавливающие документы, если они не противоречат нормам ГК, нет необходимости – это можно сделать при первом изменении учредительных документов АО.
2. С момента фиксации в ЕГРЮЛ статуса публичности в наименовании организации, она приобретает право размещать свои акции на рынке ценных бумаг
3. Публичная компания обязана иметь коллегиальный орган управления, состоящий не менее чем из 5 членов.
5. Организация не вправе вмешиваться в свободное хождение своих акций: накладывать ограничения по величине и стоимости пакета в руках одного инвестора, наделять отдельных лиц преимущественным правом на покупку ценных бумаг, препятствовать каким-либо образом отчуждению акций по желанию акционера.
6. Эмитент обязан в открытом доступе размещать информацию о своей деятельности:
годовую бухгалтерскую отчётность;
список аффилированных лиц;
решение об эмиссии акций;
сообщение о проведении собрания акционеров;
другие данные, предусмотренные законодательством.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Публичные и непубличные общества: понятия и признаки
Главная » Новости и статьи » Публичные и непубличные общества: понятия и признаки
Несмотря на то, что нормы о публичных и непубличных компаниях действуют уже более трёх лет, наши читатели часто спрашивают о том, какие общества являются публичными, а какие нет, и в чём заключаются основные различия между ними. Наша новая статья ответит на данные вопросы и позволит более полно разобраться в этой проблеме.
Определение понятий. Главные отличительные признаки
Понятия как публичного, так и непубличного общества даны в ГК РФ и в законе об акционерных обществах. Если проанализировать статьи вышеуказанных нормативных актов, то можно сделать следующие выводы.
Публичное акционерное общество (далее — ПАО) — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, имеющее в Уставе указание на свою публичность, с капиталом не менее 100 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций (и ценных бумаг, конвертируемых в акции), размещаемых с помощью открытой подписки и свободно обращающихся на рынке ценных бумаг.
В отличие от него, непубличное общество — это юрлицо, созданное для извлечения прибыли, с уставным капиталом не менее 10 000 рублей, состоящим из номинальной стоимости акций или долей, не подлежащих свободному размещению и обращению на рынке.
Многие юристы утверждают, что основное различие между двумя формами заключается в возможности свободного обращения на рынке акций (и долей) юрлица. Все остальные признаки являются вторичными. Действительно, государство может хоть завтра увеличить размер уставного капитала непубличного общества до 500 000 рублей, а публичной компании до 1 000 000. Однако оно никогда не изменит порядок обращения акций или долей. Поэтому именно он (то есть порядок) и является тем водоразделом, по которому проходит основное отличие публичного общества от непубличного.
В то же время, судебная практика говорит нам еще об одной немаловажной детали. Закон и арбитраж считают, что если компания не обладает всеми признаками публичности, но при этом она изменила Устав и указала в нем на этот факт, то она все равно является ПАО. Так, одна дальневосточная фирма зарегистрировала новый Устав и стала публичной компанией. При этом она не регистрировала проспект эмиссии и даже не начинала готовить акции для рынка. Тем не менее, ЦБ РФ тут же привлек организацию к ответственности за нарушение правил раскрытия информации. Компания обжаловала данное постановление в суде, однако арбитраж оставил в силе решение регулятора. Вынося судебный акт, арбитраж пояснил, что, несмотря на отсутствие признаков публичности, юрлицо все-равно стало ПАО с момента указания на данный факт в Уставе. Пусть даже оно и не выпустило бумаги. (Решение Арбитражного суда Сахалинской области по делу № А59-3538/2017 от 09.11.2017 года). Таким образом, главным признаком публичности юрлица является все-таки прямое указание на него в Уставе.
Характеристики непубличного общества
Существенным признаком подобной формы организации компании считается отсутствие свободного обращения акций или долей на рынке, а также ссылки в Уставе на публичность. Владелец бумаг или долей не может продать их когда захочет и кому захочет. О подобной операции он должен сначала известить компаньонов (и само общество) и предложить им свой пакет или долю. Соответственно, эти бумаги и доли нельзя разместить на бирже. Несоблюдение данного принципа приведет к оспариванию сделки в арбитраже.
Так, владелец акций непубличного акционерного общества, являющегося рыболовецким предприятием, решил расстаться со своими бумагами. По закону и Уставу он был должен известить свою компанию о желании продать акции. Однако субъект поступил по-другому. Он разместил на местном телеканале объявление о продаже своих бумаг в количестве 158 штук. Это объявление увидели другие совладельцы АО и тут же обратились к руководству компании с вопросом: почему нарушается преимущественное право при покупке акций? Руководство юрлица, в свою очередь, только развело руками — за последнее время никто из собственников не обращался в АО с целью реализации своих акций. Тогда совладельцы обратились к регистратору и выяснили, что действительно один из их партнеров тайно продал пакет третьему лицу. Естественно возмущенные акционеры обратились в суд, который признал сделку незаконной и перевел на совладельцев права и обязанности приобретателей. (Решение Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24- 5773/2017 от 18.12.2017 года).
Далее, организация подобного типа может функционировать вообще без Совета Директоров (СД). Более того, после 2015 года, когда многие АО перешли в эту категорию, они с удовольствием ликвидировали СД ввиду «их полной неэффективности и высокой затратности», а функции этих структур перераспределили между другими органами юрлица. (Решение Арбитражного Суда Новосибирской области по делу № А45- 18943/2015 от 23.10.2015 года). Ну, насчет неэффективности, конечно, можно поспорить, а вот затраты на содержание Советов действительно очень большие.
Следующий важный момент заключается в том, что когда число владельцев бумаг не превышает 50 человек, то фирма вправе не полностью раскрывать информацию о себе. С другой стороны, если численность акционеров превысит эту цифру, то организация просто обязана публиковать для всеобщего сведения свою бухгалтерскую и годовую отчетность. Несоблюдение данного требования приводит к тому, что управление ЦБ РФ тут же выносит предписание нарушителю и требует соблюдение закона. (Решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43- 40794/2017 от 24.01.2018 года).
Учитывая закрытый характер компании, ее размеры, а также отсутствие свободного обращения акций на рынке, законодатель разрешил непубличным компаниям привлекать в качестве счетной комиссии не только регистратора, но и нотариуса. Подобная «вольность» в ПАО категорически запрещена.
Далее, определенная «закрытость» НАО влияет и на порядок покупки ценных бумаг. Так, если в отношении ПАО действуют требования, касающиеся соблюдения процедуры обязательных и добровольных предложений совладельцам при покупке крупных пакетов акций (более 30%), то в отношении непубличной фирмы такие нормы не действуют. Покупатели ее активов не ограничены подобными дополнительными процедурами. В то же время законодатель установил, что общее собрание и Устав НАО могут в принципе ограничить число акций, принадлежащих одному собственнику. В свою очередь (как мы увидим ниже), данная норма не применима уже к ПАО.
Основные характеристики ПАО
Как мы уже сказали выше, главной чертой ПАО является ссылка на данную форму в Уставе и свободное обращение акций на рынке. Однако кроме этих признаков есть и другие.
Например, подсчет голосов и вообще обязанности счетной комиссии в ПАО выполняет только регистратор с лицензией. Никаким нотариусом его заменить нельзя. Для этого он выделяет своего представителя, который присутствует на собрании, подсчитывает голоса и удостоверяет решения. (Решение Арбитражного Суда Воронежской области по делу № А14- 16556/2017 от 22.11.2017 года). Отсутствие регистратора автоматически ведет к недействительности собрания.
Далее субъект, купивший более 30% голосующих акций, должен направить совладельцам обязательное предложение о приобретении у них подобных бумаг. При неисполнении этого требования, Территориальное управление ЦБ РФ выносит предписание устранить нарушение закона. (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга по делу № А56- 37000/2016 от 01.11.2016 года). Для непубличного общества подобное требование отсутствует.
Следующей характерной чертой публичной компании является обязательность наличия Совета Директоров. Причем в него должны входить не менее 5 человек. Как мы уже говорили выше, непубличное юрлицо вправе отказаться от этой структуры. Закон не препятствует этому.
Кроме того, в отличие от НАО, законодатель категорически запрещает ограничивать число акций, принадлежащих собственнику в ПАО. Так, в одной из московских публичных компаний общее собрание ограничило количество акций, которое может находится в руках одного владельца. Это было сделано для того, чтобы воспрепятствовать муниципальному органу сосредоточить у себя контрольный пакет бумаг. Однако арбитраж признал ничтожным положение Устава, закрепляющее данное требование и признал незаконным подобное решение собрания. (Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40- 156079/16-57-890 от 14.06.2017 года).
Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм
Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.
Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.
Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.
Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.
Общие особенности
Наряду с различиями между НАО и ПАО имеется ряд общих признаков. Так, права субъектов на получение дивидендов, участия в управлении и на имущество после ликвидации фирмы подтверждаются их акциями. Кроме того, у обществ может быть несколько директоров, действующих совместно, либо независимо друг от друга. В последнем случае сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Далее, участники как публичных, так и непубличных обществ вправе заключить корпоративный договор или акционерное соглашение. В соответствии с указанным документом, владельцы общества договариваются осуществлять определенным образом свои права, либо отказываться от их использования. Впрочем, условия подобного соглашения не должны противоречить закону.
Следующий признак, который объединяет ПАО и НАО — это обязанность использовать услуги реестродержателя. Кстати, именно это требование и заставило многих собственников в 2015-2018 годах отказаться от ведения бизнеса в виде АО и перерегистрировать его в ООО.
Кроме того, ПАО и непубличное общество могут обратиться в ЦБ РФ с просьбой вообще освободить их от обязанности публично раскрывать информацию (ст.92.1 закона об АО).
ООО — непубличная компания
Если внимательно прочитать статьи различных экспертов по поводу публичных и непубличных обществ, то можно прийти к выводу, что почти все они говорят только об НАО и ПАО. То есть об акционерных обществах. При этом авторы старательно обходят вопрос об ООО, хотя законодатель и отнес эту организационно- правовую форму к непубличным обществам. Ответ кроется на поверхности. Акция — это все-таки ценная бумага, а доля — это своеобразный симбиоз имущественных и неимущественных прав, а также обязанностей участника ООО, выраженный в денежном и процентном эквиваленте. Соответственно их правовые характеристики и оборот существенно различаются. И в этом случае исследователь останавливается в растерянности, потому что многие признаки, свойственные НАО, вообще не применимы к ООО. Например, у него нет обязанности заключать договор с регистратором и передавать ему реестр собственников для ведения, и уже тем более к нему не относятся все нормы, регулирующие правовой статус акций.
Далее, ООО может указать в Уставе, что его решения подтверждаются простыми подписями участников. А вот НАО в любом случае должно приглашать на собрание регистратора или нотариуса. Так что изучение правового статуса ООО, как непубличного общества, заслуживает отдельной статьи.
Краткие выводы
Подведем теперь некоторые итоги. Прежде всего, законодатель довольно подробно перечислил нам признаки публичных и непубличных обществ. Однако при этом он «раскидал» нормы по ГК РФ и закону об АО, чем серьезно затруднил их комплексный анализ. Впрочем, он и не мог поступить по-другому. Новеллы вводились все-таки не для исследователей-теоретиков, а для практического применения. С другой стороны, корпоративные юристы теперь должны обладать недюжинными познаниями в этой сфере, чтобы умело применять новые статьи и случайно не допустить нарушений закона.
Далее, давая характеристику публичным и непубличным обществам, авторы законопроекта внесли определенную сумятицу в теорию юрлиц. Так, не упомянув о такой функции юрлица, как «извлечение прибыли», и отнеся к непубличным компаниям ООО, они позволили выдвинуть предположения, что к этой категории могут относиться даже некоммерческие организации.
Кроме того, введя термин «публичное», законодатель фактически создал новую организационно-правовую форму — ПАО. С другой стороны, его антоним — «непубличное» привел к возникновению АО (даже не НАО!) вместо ЗАО, но нисколько не изменил организационно-правовую форму ООО. Оно как было ООО, так и осталось. Данное противоречие уже привело к спорам среди ученых-юристов касательно правовой сущности данных терминов.
В целом же еще раз подчеркнем: корпоративное и акционерное законодательство усложняется с каждым годом. А потому, мы настоятельно советуем нашим читателям, при возникновении вопросов в данной сфере, использовать помощь только квалифицированных специалистов, специализирующихся в данном направлении. Это позволит, в конечном итоге, избежать многих проблем.
Что значит публичное общество
ГК РФ Статья 97. Публичное акционерное общество
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
Созданные до 01.09.2014 АО и отвечающие признакам ПАО, признаются таковыми независимо от указания на это в их наименовании. Об исключениях из этого правила и об отказе от публичного статуса см. ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.
4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.
Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.
7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.