Что значит прямая демократия
ПОЛИТИКА. Термины. Прямая и представительная демократия.
Демократия – (от греч. «власть народа» — это политический режим, при котором граждане лично или через своих представителей участвуют в осуществлении власти. Демократия предполагает народовластие, равенство всех перед законом.
Формы демократии.
Прямая (непосредственная)— при ней народ лично принимает основные политические решения, участвуя в выборах, референдумах.
Методы прямой демократии:
Представительная – при ней народ принимает решения через своих представителей, избранных народом, например, в парламент. Представители народа призваны выражать его интересы, от его имени издавать законы и отдавать распоряжения.
Проявления представительной демократии:
В Конституции РФ отражены обе формы демократии.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья № 32.
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Прямая и представительная демократия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формы демократии
Прямая и представительная демократия – это формы политического устройства и организации общества, формы осуществления власти, при которых основные решения могут приниматься соответственно или непосредственно гражданами, или через представительные органы.
Обе формы демократии относятся Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ может осуществлять свою власть прямо (непосредственно) или через соответствующие органы (государственной власти или местного самоуправления). Свободные выборы и референдум являются высшим прямым выражением власти народа (ст. 3 Конституции).
Граждане РФ имеют право быть избранными или избирать в органы местного самоуправления или в органы государственной власти, участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции). В главном законодательном документе страны особо подчеркивается роль прямой демократии для местного самоуправления (ст. 130 Конституции).
Федеральный конституционный закон регулирует порядок проведения референдумов в Российской Федерации.
Прямая демократия
Прямая (непосредственная) демократия – это форма осуществления власти, при которой решения инициируются, принимаются и в дальнейшем исполняются непосредственно гражданами страны. Это совокупность различных форм и способов самостоятельного включения в процесс принятия общеобязательных решений, участия в создании и работе представительной системы, влияния на выработку положений государственной политики отдельно каждым гражданином или коллективом (общественные и хозяйственные объединения, партии и партийные движения и т.д.).
Прямое осуществление власти может носить общий и местный характер.
Готовые работы на аналогичную тему
К недостатку прямой демократии можно отнести сложность ее использования на больших территориях: сложность постановки вопросов; значительные сроки на согласование отдельных вопросов и осуществления голосования) без применения средств мобильной связи и компьютерной техники.
Методы непосредственной демократии:
К прямой демократии также относятся отдельные методы участия в политических процессах, которые не позволяют прямо решать вопросы государственной жизни, но дают возможность влиять на процесс принятия таких решений.
Примером прямой демократии может служить штат Калифорния США, Италия, Лихтенштейн, Швейцария и другие страны, в которых для принятия политических решений применяются референдумы. Народная инициатива и народное голосование присутствуют в большинстве государств, но при этом главные политические вопросы изъяты из рассмотрения на референдуме. Императивный мандат есть в КНР, Народно-Демократической Республике Лаос, Социалистической Республике Вьетнам, КНДР и др.
Представительная демократия
Представительная (репрезентативная) демократия – это форма осуществления власти, при которой главным источником власти является народ, но управление государством осуществляется разными представительными органами, избираемыми гражданами.
В современных государствах представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в управлении государством. Граждане принимают опосредованное участие в принятии решений, в выборах в органы власти, которые призваны принимать законы и выражать их интересы.
Появления репрезентативной демократии:
Принципиальным недостатком репрезентативной демократии является создание властных органов при помощи выборов. Во время выборов избиратели, как правило, должны голосовать за малознакомых или неизвестных им кандидатов, в своем большинстве не представляющих интересы всех слоев населения.
Непосредственная демократия
Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.
Содержание
Характеристика непосредственной демократии
По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:
Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.
Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государсвенного управления).
Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).
Недостатком прямой демократии являются сложность с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования.
Соотношение непосредственной демократии и представительной
Непосредственную демократию отличают от представительной демократии где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.
Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.
В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.
В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в нее институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.
Формы прямой демократии
Наиболее распространенными формами прямой демократии являются:
К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.
Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.
Исторические формы прямой демократии
Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии [2] :
Также народные вече — были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
Непосредственная демократия в современных государствах
Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии, Лихтенштейне, Италии, Венесуэле и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе самого народа — очень сильно ограничены законодательно или на практике.
Россия
Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России [3] к основам конституционного строя:
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
— ст. 3 Конституции РФ
Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
— ст. 32 Конституции РФ
В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:
— Ст. 130 Конституции РФ
Прямая демократия в идеологии
Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент так-же является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.
Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.
Прямая демократия: определение, примеры, плюсы и минусы
Прямая демократия, иногда называемая «чистой демократией», — это форма демократии, в которой все законы и политика, навязываемые правительствами, определяются самими людьми, а не представителями, избранными людей.
В настоящей прямой демократии все законы, законопроекты и даже судебные решения голосуются всеми гражданами.
Прямая демократия против представительной
Прямая демократия — это противоположность более распространенной представительной демократии, при которой люди избирают представителей, которые уполномочены создавать законы и политику. для них. В идеале законы и политика, принятые избранными представителями, должны точно отражать волю большинства людей.
В то время как Соединенные Штаты при защите его федеральная система «сдержек и противовесов», практикует представительную демократию, воплощенную в Конгрессе США и законодательных собраниях штатов, на уровне штата и на местном уровне практикуются две формы ограниченной прямой демократии: инициативы по голосованию и обязательные референдумы, а также отзыв избранных должностных лиц.
Инициативы по избирательным бюллетеням и референдумы позволяют гражданам размещать — посредством петиций — законы или меры расходов, обычно рассматриваемые законодательными органами штата и местными органами власти, в бюллетени для голосования на уровне штата или на местном уровне. Посредством успешных инициатив голосования и референдумов граждане могут создавать, изменять или отменять законы, а также вносить поправки в конституции штатов и местные уставы.
Прямая демократия в Соединенных Штатах. Штаты
В районе Новой Англии в Соединенных Штатах города в некоторых штатах, таких как Вермонт, используют прямую демократию на городских собраниях для решения местных дел. Унаследованный от британской колониальной эпохи Америки, практика возникла более чем на столетие до основания страны и принятия Конституции США.
Создатели Конституции опасались, что прямая демократия может привести к тому, что они называли «тиранией большинства». Например, Джеймс Мэдисон в своей книге «Федералист № 10» конкретно призывает к конституционной республике, в которой будет использоваться представительная демократия, а не прямая демократия, чтобы защитить отдельного гражданина от воли большинства. «У тех, кто владеет, и у тех, кто не имеет собственности, когда-либо формировались различные интересы в обществе», — писал он. «Кредиторы и должники подпадают под подобную дискриминацию. Земельный интерес, производственный интерес, коммерческий интерес, денежный интерес с множеством меньших интересов вырастают по необходимости в цивилизованных странах и делят их на разные классы, движимые разными чувствами и взглядами. Регулирование этих разнообразных и мешающих интересов составляет основную задачу современного законодательства и вовлекает дух партии и фракции в необходимые и обычные операции правительства..
По словам Джона Уизерспуна, подписавшего Декларацию независимости: «Чистая демократия не может существовать долго и не может быть перенесена далеко в государственные департаменты — она очень подчинена. капризам и безумию народного гнева ». Александр Гамильтон согласился, заявив, что «чистая демократия, если бы она была осуществима, была бы наиболее совершенным правительством. Опыт показал, что нет более ложной позиции, чем эта. В древних демократиях, в которых принимали участие сами люди, никогда не было ни одной хорошей черты правительства. Самым их характером была тирания; их фигура, уродство ».
Несмотря на намерения создателей в начале республики, сейчас широко используется прямая демократия в виде бюллетеней и референдумов. на уровне штата и округа.
Примеры прямой демократии: Афины и Швейцария
Возможно, лучший пример прямой демократии существовал в древних Афинах, Греция. Хотя афинская прямая демократия исключала из голосования многие группы, включая женщин, порабощенных людей и иммигрантов, для участия в голосовании по всем основным вопросам правительства требовалось участие мужчин старше 20 лет. Даже приговор по каждому судебному делу принимался всеобщим голосованием.
В наиболее ярком примере современного общества Швейцария применяет модифицированный форма прямой демократии, при которой любой закон, принятый избранной законодательной властью страны, может быть наложен вето на голосование широкой общественности. Кроме того, граждане могут голосовать, требуя от национального законодательного органа рассмотреть поправки к швейцарской конституции.
Плюсы и минусы прямой демократии
Хотя идея о том, что последнее слово в управлении делами правительства может показаться заманчивой, есть как хорошие, так и плохие аспекты прямой демократии, которые необходимо учитывать:
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор
Обязательный референдум подвергает законодательство подготовленного политическими элит к связывающему всенародного голосования. Это наиболее распространенная форма прямого законодательства.
Право отзыва дает общественности право отстранять выборных должностных лиц от должности до истечения установленного ими стандартного срока полномочий.
История
Античность
Одно из направлений мысли считает прямую демократию обычным и широко распространенным явлением в догосударственных обществах.
Современная эра
Современное гражданское законодательство происходит в кантонах Швейцарии с 13 века. В 1847 году швейцарцы добавили в свою национальную конституцию «референдум по статуту». Вскоре они обнаружили, что просто иметь право вето на законы парламента недостаточно. В 1891 году они добавили «инициативу внесения поправок в конституцию». Швейцарская политика с 1891 года дала миру ценный опыт, связанный с инициативой внесения поправок в конституцию на национальном уровне. За последние 120 лет на референдумы вынесено более 240 инициатив. Население зарекомендовало себя консервативным, одобрив лишь около 10% этих инициатив; кроме того, они часто выбирали вариант инициативы, переписанный правительством. (См. «Прямая демократия в Швейцарии» ниже.)
Примеры
Ранние Афины
Швейцария
Список обязательных или необязательных референдумов на каждом политическом уровне в Швейцарии обычно намного длиннее, чем в любой другой стране; например, любая поправка к конституции должна автоматически голосоваться швейцарским электоратом и кантонами, на кантональном / общинном уровне часто любое финансовое решение на определенную значительную сумму, также принимаемое законодательными и / или исполнительными органами.
Швейцарские граждане регулярно голосуют по любому вопросу на каждом политическом уровне, например, по финансовым утверждениям школы или строительства новой улицы, или по изменению политики в отношении сексуальной работы, или по конституционным изменениям, или по внешней политике страны. Швейцария, четыре раза в год. С января 1995 года по июнь 2005 года швейцарские граждане проголосовали 31 раз по 103 федеральным вопросам, помимо многих других кантональных и муниципальных вопросов. За тот же период граждане Франции участвовали только в двух референдумах.
В Швейцарии простого большинства достаточно на муниципальном и кантональном уровне, на федеральном уровне требуется двойное большинство по конституционным вопросам.
Двойное большинство требует одобрения большинства голосующих лиц, а также большинства кантонов. Таким образом, в Швейцарии предложенная гражданами поправка к федеральной конституции (т.е. народная инициатива ) не может быть принята на федеральном уровне, если большинство людей одобряют, а большинство кантонов не одобряют. Для референдумов или предложений в общих чертах (например, принципа общего пересмотра Конституции) достаточно большинства голосов (Конституция Швейцарии, 2005 г.).
Соединенные Штаты
У тех, кто владеет, и у тех, кто не имеет собственности, когда-либо формировались различные интересы в обществе. Как кредиторы, так и должники подпадают под подобную дискриминацию. Земельный интерес, производственный интерес, коммерческий интерес, денежный интерес с множеством меньших интересов вырастают по необходимости в цивилизованных странах и делят их на разные классы, движимые разными чувствами и взглядами. Регулирование этих разнообразных и мешающих интересов составляет основную задачу современного законодательства и вовлекает дух партии и фракции в необходимые и обычные операции правительства.
[A] чистая демократия, под которой я подразумеваю общество, состоящее из небольшого числа граждан, которые собирают и управляют правительством лично, не может допустить лекарства от вреда фракции. Большинство будет ощущать общую страсть или интерес, и нет ничего, что могло бы сдержать побуждения принести в жертву более слабую сторону. Следовательно, когда-либо считалось, что демократии несовместимы с личной безопасностью или правами собственности; и в целом их жизнь была столь же короткой, сколь и жестокой в своей смерти.
В различных штатах референдумы, посредством которых правят люди, включают:
Рожава
Поскольку демократическая автономия зиждется на равном политическом участии членов общины, курдское женское движение стремится изменить историческое исключение женщин из общественной сферы, а также просвещать женщин, создавая пространство, в котором они могут участвовать и принимать собственные решения. Это стремление к освобождению женщин выражается в принципе двойного лидерства и 40-процентной квоты, а также во многих политических пространствах, созданных для образования женщин, а также их политической и экономической эмансипации. Таким образом, женщины полностью включены в проект прямой демократии. Чтобы внести свой вклад в свою политическую эмансипацию, курдские женщины создали новую науку, Jineologî или «женскую науку», чтобы дать женщинам доступ к знаниям, самой основе власти в обществе. Более того, политическая эмансипация не рассматривается как достаточная для обеспечения освобождения женщин, если она не основана на возможности женщин для самообороны. Поэтому курдские женщины создали отряды защиты женщин ( YPJ ), которые вместе с отрядами народной защиты ( YPG ) образуют курдские вооруженные силы.
Ворона нации Монтаны
Генеральный совет вороны, управляющий резервацией индейцев кроу в Монтане, является юридически признанным правительством племени с 1948 года. Генеральный совет формируется из всех членов племени, имеющих право голоса. Члены совета встречаются раз в два года, чтобы назначить членов в различные подсоветы. Генеральный совет также имеет право проводить юридически обязательные референдумы двумя третями голосов. Конституция 2002 года несколько ограничила полномочия Генерального совета за счет создания отдельной законодательной ветви власти. Согласно Конституции 1948 года Генеральный совет создавал и принимал законы. В соответствии с принятой Конституцией 2002 года отдельные избранные законодательные органы создают и принимают законы, хотя Генеральный совет может отменять их или принимать свои собственные законы посредством референдума и инициативы.
Трилемма демократических реформ
Фишкин признает, что можно вообразить систему, выходящую за рамки трилеммы, но для интеграции такой системы в мейнстримную политику потребуются очень радикальные реформы.
Электронная прямая демократия
Отношение к другим движениям
В школах
Демократические школы, созданные по образцу школы Саммерхилл, разрешают конфликты и принимают решения по школьной политике на общих собраниях школы, на которых голоса учащихся и сотрудников имеют равный вес.