Что значит простой лепет у ребенка

Что значит простой лепет у ребенка

Часто речь маленьких детей может понять только тот, кто с ними живет. В таком возрасте речь ребенка носит ситуативный характер. Иногда дети в определенных ситуациях начинают использовать слова из своего «детского словаря».

Есть дети, которые уже в полтора года хорошо говорят, используют десятки слов. Их молчаливые ровесники обычно понимают много слов, а вот в речи используют значительно меньше. Очень часто в это виноваты сами родители. Он стараются сами договорить за ребенка, задают наводящие вопросы, и ребенку ничего не остается, как просто кивнуть в ответ. Поэтому ребенку нет необходимости объяснять, выражать свои желания, его итак понимают. Такой метод диалога подходит для детей до года, но ни в коем случае для двух- или трехлетних детей. Как же поступать, чтобы ваш ребенок заговорил?

В первую очередь, делайте вид, что не понимаете того, о чем говорит ребенок. Переспросите его или сделайте совсем не то, что он имел ввиду. Ребенку будет приятно чувствовать себя более сообразительным, чем мама, и его речь с этого моменты может начать развиваться.

Что значит простой лепет у ребенка

Ребенок, который не говорит нормально, придумывает язык для себя сам. Сначала он начинает говорить на нем в процессе игры, обращаясь к игрушкам, потом может начать планировать свои будущие действия. В такой ситуации важно помочь своему ребенку, задавать ему конкретные наводящие вопросы. Например, «Куда ты хочешь положить эту игрушку?», «Что ты собираешься собрать из кубиков?». Ответы на вопросы не должны быть односложными. Развернутые диалоги между родителем и ребенком помогут последнему научится вести беседы как внутренние, так и внешние на понятном всем языке.

Расширяйте словарный запас ребенка, не делайте скидку на его возраст. При разговоре с ребенком используйте развернутые предложения, говорите с ним нормальным тоном, комментируйте свои действия. Конечно, это не означает, что надо начать читать ему заумные доклады, но и доводить свою речь до «сюсюкания» не следует.

Чем больше слов слышит ребенок, тем больше его словарный запас, пусть даже пока и пассивный. То есть расширяется состав слов и фраз, которые он понимает, хотя пока и не употребляет в своей речи.

Не читайте маленькому ребенку нотаций. Даже если он хорошо говорит, он еще не понимает всего того, что слышит. Маленькие детки с трудом понимают абстрактные рассуждения о том, что нельзя совать пальцы в розетку, или что капризничать нехорошо. Он просто еще не дорос до сложных объяснений, не злитесь на него, если у него не хватает терпения выслушивать до конца ваши наставления.

Что значит простой лепет у ребенка

Маленькие дети начинают говорить с простых слов, сначала с существительных и местоимений, потом начинают проговаривать прилагательные и глаголы. В тот момент, когда устанавливается речь ребенка, очень важно, чтобы родители сами использовали грамотную речь. Нельзя повторять за ребенком его неправильный детский лепет, это, конечно, и забавно, но пользы для ребенка от этого мало.

В год детки уже могут осознанно произносить около десятка слов. К двум годам в словарном запасе ребенка примерно триста слов. А в трехлетнем возрасте количество используемых слов должно быть около полутора тысяч. Ребенок может говорить уже на одном уровне с взрослыми.
Соблюдая вышеизложенные рекомендации, вы поможете своему ребенку правильно и раньше заговорить.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Что значит простой лепет у ребенка

Малыш слушает и запоминает звуки голоса мамы еще до рождения. Родившись, он постепенно переходит от крика и гуления к лепету, появлению интонации, выделению своего языка из всех остальных. Около года появляются первые слова. Так начинается освоение родного языка.

Первый крик младенца при рождении — это его громкое заявление о жажде коммуникации. С самого начала своей жизни, еще неосознанно, не имея понятия о способах и методах обучения, малыш всеми силами стремится овладеть навыками общения с миром.

Этапы развития

Со стороны процесс освоения речи выглядит очень простым… Ребенок родился — он плачет и кричит. Первым звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым появляются вокализации — любые другие звуки, производимые артикуляторными органами. К 2 месяцам младенец начинает гулить и смеяться. В 6 месяцев в его «речи» появляется лепет.

Ближе к году малыш с воодушевлением пытается произносить первые слова, которые могут разобрать только мама и папа, а в 1,5 года происходит настоящий прорыв, и его словарный запас расширяется стремительно. В 2 года ребенок пробует произносить первые фразы, сначала из двух слов, потом из нескольких, правда, пока еще в телеграфном стиле, без предлогов, союзов и частиц, а в 3 года — плюс-минус — начинает говорить. Всё! Кажется, ребенок освоил звуки, научился их сопоставлять и вводить в речь, подражая взрослым, и значит, «научился говорить»!

Очевидно, что такое впечатление обманчиво. Освоение языка — один из самых длительных, сложных и загадочных когнитивных процессов в жизни человека. Самое главное его свойство — спонтанность. Взрослому человеку со стороны кажется, что ребенку это дается легко.

Взгляд из разных наук

Исследователи изучают освоение речи на многих уровнях: фонологическом, морфологическом, семантическом, синтаксическом… Но сегодня этим вопросом занимается не только лингвистика. Нейронауки, когнитивная психология, межъязыковые исследования открывают новые грани проблемы, а кроме того, продолжают давний спор ученых о врожденных и приобретенных факторах. Их также волнует вопрос о соотношении в освоении языка механизмов подражания взрослым (имитации) и обобщения полученной от них информации (генерализации).

Освоение родного языка начинается с восприятия звуков. Причем происходит это еще до появления малыша на свет. Когда у ребенка внутриутробно начинает развиваться слух, он уже хорошо слышит и знает голос мамы. Более того, по данным исследований, еще не рожденный ребенок различает, на каком языке она говорит: если мама заговорит на иностранном языке, он на это отреагирует. На 40-й неделе внутриутробного развития малыш предпочитает последовательности слов (а не только звуков!), которые уже слышал ранее.

Обучение через общение

После рождения младенца живо интересует человеческий голос, и особенно — уже знакомый ему голос матери. Более того, он предпочитает всем прочим звукам речь на родном языке с характерными интонациями.

При этом малыш не просто слушатель, он нацелен на активное общение.

Постепенно ребенок осваивает понятие очередности в речи, смену ролей говорящего и слушающего: он начинает взаимодействовать со взрослыми при помощи «разговора». В 5 месяцев малыш прекрасно имитирует интонацию взрослых и уже может контролировать частоту и продолжительность своих «высказываний».

К полугоду появляется лепет, ребенок учится соединять согласные и гласные звуки и охотно повторяет «ба-ба-ба» или «да-да-да», не обязательно типичные для родного языка.

В 7–8 месяцев происходит большой скачок: малыш начинает понимать первые слова (даже если еще не в состоянии произнести их сам), часто связанные с конкретными ситуациями (например, момент прощания, ритуал «до свидания»). Очень нравится ребенку особый материнский язык, который встречается во всех культурах. Это обращенная к ребенку речь матери, когда она говорит медленно, преувеличенно растягивая слова, громко, с паузами и утрированными интонациями. Чтобы ребенок его лучше понимал и мог за ним следовать, взрослый говорит упрощенно, повторяя многократно одно и то же, утрируя, модулируя, даже пропевая, используя не вполне корректные фразы, иногда называя себя и ребенка по имени, а не при помощи местоимения, используя множество уменьшительно-ласкательных форм, описывая действия ребенка как общие с ним («мы умываемся», «кто у нас такой красивый»).

По словам Патриции Куль, специалиста по раннему обучению детей, ребенок рождается гражданином мира, а затем становится экспертом по одному-двум языкам. К 10–12 месяцам возможности различать любые звуки любого языка и упражняться в их произношении существенно снижаются. Теперь ребенок произносит только те слоги, которые характерны для его родного языка.

Изначально младенцы способны распознавать значимые различия между звуками в разных языках мира. Постепенно они теряют эту универсальную способность. Вот почему с определенного возраста (7–8 лет) мы уже не можем выучить иностранный язык так, чтобы говорить без акцента.

В возрасте одного года начинается следующая фаза развития речи, когда одно слово ребенка несет в себе смысл целого предложения. На этом этапе малыш произносит так много всего, что понимают его, как правило, только родители, да и то не всегда. В этом возрасте ребенок понимает гораздо больше слов, чем может проговорить: где-то около 30, спустя 2 месяца — уже около 60 слов.

Врожденное или приобретенное

У всех нас есть врожденная потребность в коммуникации, но язык как основное средство общения напрямую связан с социальными и культурными обстоятельствами нашей жизни. Освоение речи у каждого ребенка зависит и от его способностей, и от его окружения. Ребенок может выучить язык только во взаимодействии с другим человеком и именно для того, чтобы общаться с другими. Интересно, что если ребенок контактирует с языком только через аудиоканал или видит человека, говорящего на языке, только на мониторе, то он не усваивает этот язык на уровне родного. Чтобы это произошло, необходимо живое общение.

Воздействие факторов среды, всего того, что окружает ребенка, начинается с первых дней. По данным одного известного исследования, только 12% слов, которые дети осваивают в первую очередь («мама», «папа», «дай»…), будут примерно одинаковыми по смыслу у всех малышей независимо от языка. Дальше начинаются различия. У французских младенцев первые словесные опыты — «гедонистические»: они говорят о еде в три раза больше, чем дети из других культур. Первые слова маленьких американцев посвящены людям, близким и знакомым. Шведские малыши активно интересуются домашними предметами, а японские заботятся о вежливости и… экологии!

Надо больше общаться

Некоторые дети начинают говорить раньше других и употребляют больше слов. Разница может быть видна уже в возрасте 3 месяцев. Замечено, что чем чаще ребенок взаимодействует со взрослым, тем больше звуков он пытается воспроизвести. Словарный запас ребенка, богатство его речи, удовольствие от коммуникации во многом зависят от того, как много и насколько вовлеченно с ним общаются взрослые. Поэтому следует общаться с малышом как можно чаще и реагировать на все его попытки взаимодействия. Кроме того, даже если малыш «не болтун» по характеру, застенчивый и робкий, стоит поощрять любые проявления его желания наладить коммуникацию и чаще призывать к «диалогу».

Источник

Что значит простой лепет у ребенка

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию. ) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Источник

Что значит простой лепет у ребенка

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *