Что значит прощальная краса у пушкина
Прощальная краса. Тютчев и Пушкин
Восприятие осени у Пушкина и Тютчева кажется похожим: оба восхищаются красотой осени, хотя оба видят в осеннем увядании угрозы страданий и смерти. Интересно, насколько по-разному они относятся к этим угрозам.
Начнем со стихотворения Тютчева.
****
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
1857 г.
1. Медленное чтение
Вторая строфа.
Глаголы «гулял» и «падал» противопоставляются и высвечивают конфликт второй строфы. Слово «серп» ассоциируется со смертью, также как и слово «падал». Образы «бодрого» серпа и падающего колоса вызывают напряжение, ассоциируются с неизбежными конфликтами и борьбой. Эта борьба противопоставляется «пустоте» и «простору» осени. Но и слово «пустота» уже намекает на недостаток чего-то, вносит новую трагическую ноту. Эпитет «праздный» по отношению к борозде близок по смыслу с «пустой». Поэтическая деталь «Паутины тонкий волос блестит» ассоциируется с сединой, старостью. Ассоциативный ряд второй строфы вводит трагическую интонацию в описание не только предшествующего лета, но и осени. Осень здесь воспринимается уже как метафора переломной поры в жизни, как переход к старости.
Третья строфа.
Строфа начинается с повторения темы пустоты из второй строфы: «пустеет воздух». Строка «Но далеко еще до первых зимних бурь» содержит в себе внутренний конфликт: она и напоминает о неизбежных предстоящих трудностях, страданиях, приближает их к нам, и отодвигает их в будущее, говоря, что до них «далеко». После этого рассказчик может снова перейти к описанию непосредственного восприятия, наслаждения моментом.
«Лазурь», «чистая и теплая» возвращают нас к эпитетам «лучезарная», «первоначальная», «хрустальный» из первой строфы. Можно заметить возвращение повторения звука «л». Образ «отдыхающего поля» противопоставляется эпитетам «пустое», «праздное» второй строфы и возвращает нас к идее покоя и красоты момента.
Стихотворение ведет нас от восхищения началом осени, к противопоставлению осени напряжению летней страды, затем зимним бурям, и, наконец, снова возвращает нас к наслаждению прекрасными, умиротворяющими моментами настоящего. В стихотворении можно заметить две точки зрения, как бы два конфликтующих наблюдателя: один наслаждается покоем в прекрасном настоящем, другой чувствует напряжение, озабоченность из-за прошедших и будущих неизбежных страданий, видит в настоящем угрозу «зимних бурь». Рассказчику ближе первый наблюдатель, ему принадлежит и первое, и последнее слово. Но как, в каждом подлинном поэтическом произведении, конфликт этих двух точек зрения не снимается. Он входит в целостное мироощущение рассказчика.
Можно сказать, что стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, где пейзаж часто используется как метафора внутреннего состояния лирического героя. Стихотворение можно также отнести к философской лирике, потому что в нем выражен целостный взгляд на мир, на отношение между прошлым, будущим и настоящим человека.
3. Тютчев и Буддизм
Осень у Тютчева ассоциируется не только с красотой, но и с увяданием, безвозвратно уходящим временем, смертностью.
Но Тютчев здесь находит уникальный способ противостоять угрозам, связанным с человеческой конечностью, неизбежным страданием.
Можно провести параллель между философией Тютчева и популярным сейчас Буддизмом.
Будде приписывается высказывание: «Надо не оплакивать прошлое, не беспокоиться о будущем или предвидеть неприятности, но жить в настоящем моменте мудро и всерьёз». Как сказал Лао Тцу: «Если вы подавлены, вы живете в прошлом. Если вы озабочены, вы живете в будущем. Если вы чувствуете покой, вы живете в настоящем». Другой буддийский мудрец еще сказал: «Я бы предпочел быть сейчас здесь». Эти слова могли бы быть эпиграфом к этому стихотворению.
Рассказчик нашел покой, красоту в «короткой, но дивной» поре, которая является настоящим моментом.
4. «Осень» Пушкина
Можно сравнить это произведение с стихотворением Пушкина «Осень» 1833 года. Это длинное стихотворение, которое говорит об отношении лирического героя к каждому времени года. Я начну с очень популярной седьмой строфы, которая описывает осень вообще.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Следующая, восьмая, строфа объясняет, почему герой не принимает все эти «угрозы» на свой счет.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Герой здесь сравнивает себя с многолетним растением, которое «расцветает вновь» каждую осень. Каждую осень герой снова «счастлив, молод,
. жизни полн». «Таков мой организм», объясняет герой.
Все-таки, это заявление о необычном организме героя может оставить читателя в недоумении.
Десятая строфа, видимо, является ключом к пониманию ежегодного осеннего расцвета героя.
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Герой испытывает творческий подъем осенью. В этом особенность его ежегодного осеннего расцвета, его способ противостояния угрозам осени. Стихотворение также позволяет предположить, что именно эти угрозы и стимулируют, вдохновляют героя.
Заключение
Для Тютчева осень напоминает о безвозвратно уходящей жизни, приближающейся старости. Герой Тютчева не предвидит весну после осени и зимы. Страданиям прошлого и будущего Тютчев противопоставляет красоту и покой настоящего момента.
А для героя «Осени» Пушкина времена года неизменно повторяются с теми же качествами и с вызывают те же чувства в герое. Для него старости нет вообще: молодость, и счастье, и полнота жизни возвращаются к нему каждую осень.
Видимо, главное отличие осени от всех прочих времен года для этого героя состоит в особенном вдохновении, которое он испытывает каждый год осенью. Вдохновенное творчество позволяет герою «забыть мир», отвлечься не только от его собственного прошлого и будущего, но и от настоящего также.
Говоря о Пушкине, надо упомянуть, что он не всегда говорит о времени как цикличном. Например в следующем, 1834, году поэт пишет:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить…
Но, в отличие от Тютчева, Пушкин не был озабочен приближением старости. Возможно, он предвидел, что не успеет состариться.
Значение выражений прощальная краса, пышное природы увяданье, в их сенях ветра шум, отдалённые седой зимы угрозы?
Значение выражений прощальная краса, пышное природы увяданье, в их сенях ветра шум, отдалённые седой зимы угрозы.
ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ → чем ближе зима, тем больше блекнут пышные краски осени, природа готовится к «зимнему сну».
В ИХ СЕНЯХ (ЛЕСОВ) ВЕТРА ШУМ → всё чаще дует холодный ветер, который шумит, качая деревья.
ОТДАЛЁННЫЕ СЕДОЙ ЗИМЫ УГРОЗЫ → предвестники зимы : заморозки на почве, первые морозы, «холодное» солнце, которое уже не согревает землю.
Значение выражения прощальная краса, пышное природы увяданье, в их сенях ветра шум, отдаленные седой зимы угрозы?
Значение выражения прощальная краса, пышное природы увяданье, в их сенях ветра шум, отдаленные седой зимы угрозы?
Заранее большооое спасибо : ).
Как вы понимаете фразу «пышное природы увяданье»?
Как вы понимаете фразу «пышное природы увяданье».
Помгите?
ДАЮ 50 БАЛЛОВЗА ВСЕ ВЫПОЛНЕНЫЕ ЗАДАНИЯ Унылая пора!
Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
Определите тему и основную мысль текста.
3. Напишите содержание поэтического текста прозаическим языком.
Объясните выражений «в их сенях ветра шум» и «отдаленные седой зимы угрозы»?
Объясните выражений «в их сенях ветра шум» и «отдаленные седой зимы угрозы».
И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы?
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
На каком художественном приёме основонны повторение начало строк?
Объясните значения выражений прощальная краса, пышное природы увядание, отдаленные седой зимы угрозы?
Объясните значения выражений прощальная краса, пышное природы увядание, отдаленные седой зимы угрозы.
Значение выражение отдаленные Седой зимы угрозы?
Значение выражение отдаленные Седой зимы угрозы.
Прочитайте стихотворение «Осень»?
Прочитайте стихотворение «Осень».
Объясни значение выражений : Прощальная краса_________.
Пышное природы увяданье________.
В их сенях ветра шум__________.
Отдалённые седой зимы угрозы________.
Значение выражений прощальная краса, пышное природы увяданье, в их сенях шум, отдалённые седой зимы угрозы?
Значение выражений прощальная краса, пышное природы увяданье, в их сенях шум, отдалённые седой зимы угрозы.
(1) а3 б1 в2 г4 (2) а1 б4 в2 г3 (3) б (4)б (5) г (6) г (7) а2 б4 в1 г3 (8) а3 б4 в1 г2 (11) а (12) б (9) г.
Осевшие и полуразрушенные сараи, куда немцы свозили сено и солому. Атаман Криволоб расстрелял здесь четырёх москалей и одного украинца, поэтому мальчишки боятся здесь играть. Не боится только Димка : он прячет в сарае две обоймы патронов, шомпол от..
Дедуктивность, продымывает все на перед, любит курить трубку, умный и справедливый любит решать только самые зарутанные задачи, за которые не берет денег.
Когда читатель проникает в смысл произведения, переживает чувства героев как свои собственные.
I. Вступление. Илья Муромец – главный герой киевских былин. I. I Основная часть. Чем мне дорог Илья Муромец? 1. Сила и храбрость Ильи. 2. Бескорыстие Ильи, его любовь к Руси. 3. Илья – защитник бедных, слабых, обиженных. 4. Независимость Ильи.
Прошли сотни лет с тех пор, как молодых людей перестали забирать в рекруты. В то время юноша отдавал служению своему государству почти всю жизнь, не имея возможности обзавестись семьей детьми, да и попросту не имея личной жизни. От современных моло..
Эпитеты : осенний туман, ночной соловей, тихая царевна, неяркая Родина, лихая сила, глухая околица, нетленная краса.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 28 августа 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению А. Пушкина «Осень» для 2 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 25.
Александр Пушкин «Осень», читать текст
О любви поэта к осени прямо говорится во второй и третьей строках.
Во второй строке поэт сообщает, что ему приятна прощальная краса осени.
А в третьей строке говорит, что любит увяданье природы.
2. Обрати внимание на слова и выражения, которые поэт подбирает для изображения осени: прощальная краса, пышное природы увяданье. Объясни, как ты их понимаешь.
3. Поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением, создавая в нашем воображении удивительную картину осени. Найди эти слова.
Эти слова Унылая и Очарованье.
Слово Унылая передает грусть, печаль. Но слово Очарованье полно радости и восторга.
Такой приём называется противопоставлением или антитезой.
4. Созвучно ли твоё настроение с настроением поэта? Разделяешь ли ты его радость и восхищение?
Мне созвучна радость поэта, которую он испытывает осенью. Я тоже люблю это время года и радуюсь ему. Но именно тому короткому промежутку, когда ещё светит солнце, леса становятся золотыми, а дожди редки. Я люблю сухую осень.
Знакомый незнакомый Пушкин
Казалось бы, что нового можно сказать о Пушкине? О нём написано огромное количество книг. Впрочем, именно в таких случаях и становится актуальной поговорка: «Новое – это хорошо забытое старое». О Пушкине хочется писать. О Пушкине нужно писать, потому что, как это ни парадоксально, сегодняшним читателям о нём известно очень мало…
«Не мысля гордый свет забавить. »
Пушкина знают все. Его имя звучит везде. Улицы Пушкина, памятники Пушкину, библиотеки имени Пушкина и т.д. И произведения его вроде бы всем известны. Они любимы таким количеством людей, что уже наполовину ушли в фольклор.
Из-за этого Пушкин воспринимается не так, как другие классики. Он изначально кажется знакомым каждому до такой степени, что читатели приписывают ему собственные мысли и верят, что это Пушкин сказал.
Вот, например, вопрос, присланный Борису Гребенщикову на сайт aquarium.ru:
– Как вы думаете, прав ли был Пушкин, говоря об обратной пропорциональности любви к женщине и её любви к нам?
– «. тем легче нравимся мы ей».
Пушкин всегда прав – но нужно внимательнее читать.
Легче – не значит больше, так что обратной пропорциональности нет.
Да, и в самом деле:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.
Тем не менее, вариант с «больше» вместо «легче» очень популярен и то и дело цитируется под видом пушкинского.
А помните, как начинается роман «Евгений Онегин»? В народе ходит миф, будто бы он начинается со знаменитого: «Мой дядя самых честных правил…».
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
«Солнце нашей поэзии»
Общаясь с разными людьми и гуляя по Интернет-форумам, я не раз слышала: «Ну что это за фраза: «солнце русской поэзии»? А Лермонтов тогда кто? «Луна»?»
Да, эту метафору можно встретить, наверное, во всех учебниках литературы, её часто (и неточно) повторяют на уроках по Пушкину. Она давно воспринимается как штамп.
Хотя метафора блестящая. Это слова В.Одоевского из некролога Пушкина, из единственного сообщения о его смерти, появившегося в печати 30 января 1837 г.:
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».
Именно «солнце», тут передано всё – и гениальность Пушкина, и значимость, и радостная лёгкость, сияние его стихов – и потрясение от его смерти…
Кстати, если хотите подробнее узнать об этом, посмотрите фильм «Последняя дорога» (Ленфильм, 1986). Он великолепно воссоздаёт атмосферу тогдашнего Петербурга. Показывает окружение Пушкина, его дом, обстоятельства, связанные с дуэлью, а главное, всю противоречивость отношения к Пушкину – от любви до ненависти и презрения. И то, какую бурю самых разных эмоций вызвал этот короткий некролог в газете и, в частности, формулировка «солнце нашей поэзии».
Мойка, 12
Никогда не забуду свой первый визит на Мойку, 12, в музей-квартиру Пушкина. Прозрачное июльское небо, ручных воробьёв во дворе (да, именно воробьёв, а не голубей) и необычное ощущение времени. В Петербурге время вообще идёт по особым законам, иногда меняется, иногда исчезает. В доме Пушкина я ощутила это отчётливо, как никогда.
Когда я вошла туда, возникло удивительно тёплое чувство, словно этот дом давным-давно мне знаком. Конечно, захотелось побродить здесь в одиночку, без экскурсии, вслушаться в атмосферу. Хотя с экскурсоводом нам повезло.
Я стояла у окна, слушая рассказ, и представляла себе, как выглядел этот дом тогда, в XIX веке. Шелест платьев, голоса, шаги, детская беготня. Представить всё это оказалось нетрудно, потому что из окна не было видно ничего, напоминающего о нашем времени. Ни одного автомобиля, пустая улица, река, стены домов.
Экскурсовод произнесла:
– К дому подъехал экипаж. – и тут в полной тишине раздался цокот лошадиных копыт. Под окнами проехала пролётка и остановилась около дома.
Все замерли. Было полное ощущение, что сейчас сюда войдёт кто-нибудь из друзей Пушкина и скажет, что желает его видеть.
– Это специально организовано? – спросил кто-то.
Экскурсовод развела руками.
– Нет.
Осень
Всем известно, что из времён года Пушкин больше всего любил осень. Любовался ей, много писал о ней, да и осенью ему писалось лучше. Но мне не раз приходилось видеть удивление по этому поводу. Большинству людей не нравится осень, и любовь поэта к этому времени года обычно объясняют странностью гения.
А некоторые полагают, что осенью поэту легче писать стихи, потому что осень грустная, и стихи тоже… но только не стихи Пушкина! Между прочим, в осенние дни, которые на многих наводят уныние, были написаны «Повести Белкина», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне» и многое другое, что никак не назовёшь тоскливым и печальным.
Словно отвечая на это удивление, Пушкин писал:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Но всё-таки причина любви к осени здесь не названа, а только обозначена метафорой. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной»… Но что?
Я очень люблю осень. У меня и осень как таковая, и осень пушкинских стихов всегда ассоциируется с другими его строками, из «Пира во время чумы» (кстати, тоже написанного осенью):
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Посмотрите — они глубоко созвучны его стихам о поздней осени.
Умирание, угасание природы, приближение зимнего холода каждым человеком невольно воспринимается как метафора и собственной жизни, и вообще всего временного.
Это напоминание о том, что всё рано или поздно заканчивается и уходит, каким бы тёплым и прекрасным оно ни было. Отсюда и традиционная осенняя грусть. Но Пушкину осень приносила радость, глубочайшую радость, которой он не находил в других временах года! Почему?
Потому что уйти, исчезнуть, прекратиться может только временное. И только когда уходит временное, когда исчезает всё лишнее, становится возможным высочайший взлёт духа. Именно в эту пору легче всего увидеть и воплотить то, что времени не подвластно.
Если осенью смотреть только на угасающую природу, то не почувствуешь ничего, кроме тоски. А если увидеть за этим свет, который выше времени, то осень вызовет совсем другие чувства и прилив вдохновения. «Бессмертья, может быть, залог», напоминание о нашей истинной сущности, о предназначении, которое мы нередко забываем в потоке времени.
Вот она, эта «мечта своенравная» — мечта о бессмертии. И твёрдая вера в бессмертие — ведь если бы этой веры не было, то осень нагоняла бы беспросветную тоску, как любая несбыточная надежда.
Поэтому стихи Пушкина об осени обладают таким удивительным магнетизмом. В них нет уныния, напротив, в них мерцает глубокая внутренняя радость.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Малоизвестные факты о Пушкине
Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году.
И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Алексанрда I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку – это няня.
А в знаменитый лицей Пушкин, оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик – всего 30 человек, но у Пушкина был дядя – весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским.
Уж не знаю как чувствовал себя дядя впоследствии, но в списке успевающих учеников, который подготовили к выпускному вечеру, Пушкин был вторым с конца.
Зато в лицее Пушкин в первый раз влюбился. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей.
Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащокиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: «Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности».
Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен. Количество побед Пушкина на любовном фронте равно 113!
Первая дуэль Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца – например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.
Еще у Пушкина были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.
Да, а вот что пишут о Пушкине иностранцы. Оказывается, Евгений Онегин – это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в «Британской энциклопедии» редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.
Кстати, в России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин – был псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.
У Пушкина было четверо детей: две дочери и два сына. Никто из них литературой не занимался. Только младший сын Григорий Александрович порой делился воспоминаниями об отце. Правда, в год, когда Пушкина убили, Григорию исполнилось только 2 года.
Н. И. Фризенгоф. Дети А. С. Пушкина. 1839
В настоящее время число потомков Пушкина в мире превышает две сотни человек. Потомки Пушкина живут не только в России, но и во многих других странах мира.
В Санкт-Петербурге есть Пушкинский дом. Это не место, в котором жил поэт, а Институт русской литературы РАН. Изначально он был создан как центр сбора, хранения и изучения рукописей и реликвий, которые относятся к жизни и творчеству А. С. Пушкина и писателей пушкинской эпохи. Кроме этого, в Пушкинский дом стекались материалы по русской литературе и культуре разных исторических периодов, от древности до современности, и в 1930 г. он был преобразован в Институт русской литературы Академии наук СССР, сохранив при этом в качестве второго названия и историческое имя.
В Русском центре в Усть-Каменогорске (Казахстан) готовят серию изданий по следам донжуанского списка А.С.Пушкина. Стоит отметить, что книга на такую тему впервые была выпущена небольшим тиражом еще в 1923 году П. К. Губером. Она представляла собой небольшое издание из семи глав.
Обновленную же версию, которая называется «Пред мощной властью красоты», планируют выпустить в девяти томах. В книгах развенчивается миф о взаимоотношениях А. С. Пушкина с Е. К. Воронцовой; представлена оригинальная концепция отношения А. С. Пушкина к императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I, и императрице Александре Федоровне, жене Николая I, и др.
В «Путешествии в Арзрум» Пушкин зафиксировал свою встречу с грузинами, которые перевозили тело покойного А. С. Грибоедова из Тегерана в Тифлис. Реальная встреча произошла 11 июня 1829 г. по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет.
Пушкин и Грибоедов периодически встречались в 1817 г., когда Пушкин после окончания Лицея жил в Петербурге, а также в 1828 г., когда Грибоедов некоторое время находился в столице в связи с заключением Туркманчайского договора, однако последняя их встреча оказалась трагичной.
Пушкин на протяжении шести лет готовил предисловие к «Борису Годунову» (текст драмы был окончен в 1825, а опубликован только в 1831 году). Причем и после издания трагедии автор добавлял новые комментарии к своей новаторской драме, пытался как можно доступнее разъяснить отдельные моменты, вызывающие нарекания у публики и критиков.
И – напоследок – наверное, самый забавный факт, который, правда, не имеет отношения к, собственно, биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов