Что значит произвольное хватание
Развитие моторных навыков в первый год жизни
Развитие моторных навыков в первый год жизни.
Здоровые дети развиваются правильно, но если ребенок ослабленный, или у него нарушение мышечного тонуса, то развитие моторных навыков происходит с задержкой. Таким детям нужно помогать.
Младенец от 0 до 3 месяцев.
Самое большое достижение в этом возрасте – приобретение навыка держать голову. Как мы можем помочь ему в этом?
Только после того, как у новорожденного заживет пупочная рана, его можно начинать ненадолго, но часто выкладывать на животик. Руки при этом должны быть перед грудью, а не вытянуты вдоль тела. Рефлекторно он повернет голову в сторону.
Перед тем, как брать новорожденного из кроватки, переверните его на животик и из такого положения поднимите его. Это дает возможность грудничку удерживать голову самостоятельно, тренируя мышцы шеи.
Держание головки — один из первых важных моторных навыков, от которого во многом зависит последующее развитие ребенка, его координация.
Очень полезно использовать для занятий фитбол – гимнастический мяч. Для этого положите грудничка на мяч ( на мяч следует положить пеленку), который надо слегка покачивать вперед-назад и влево-вправо. Если в комнате тепло, то во время занятий с малышом физкультурой можно раздевать его до гола или оставлять в тоненькой распашонке. Это способствует закаливанию.
Спать новорожденным следует на боку, так как они частенько срыгивают и могут захлебнуться. Но для профилактики кривошеи каждый раз кладите ребенка на другой бок.
Трехмесячный ребенок становится уже более активным. Сначала он учится переворачиваться на бочок, затем со спины на животик.
Помочь ребенку в развитии этих моторных навыков Вы можете следующим образом. Скрестите ножки крохи и, держа за лодыжки, поворачивайте именно их. Ребенок при этом будет стараться отталкиваться ручками, чтобы перевернуться.
Когда ребенок научится самостоятельно переворачиваться с живота на спину и наоборот, приподнимать туловище, опираясь на ручки, его можно начинать высаживать. Обычно это происходит в четыре – пять месяцев.
Можно ненадолго посадить кроху на фитбол. Придерживая его, покачивайте мяч из стороны в сторону. Это развивает чувство равновесия и укрепляет мышцы спины и косые мышцы живота.
В коляске также можно регулировать спинку и высаживать ребенка в положении полулежа.
Когда ребенок научится без поддержки сидеть сам хотя бы несколько минут, его уже можно учить садиться самостоятельно из положения лежа на боку. Для этого, положите кроху на бочок и аккуратненько потяните его к себе за ту ручку, которая оказалась снизу до положения сидя. Если малыш сам не участвует в этом процессе, значит он еще не готов к этому. Не спешите.
Как научить малыша ползать и ходить. Об этом я уже писала ранее, поэтому сейчас не буду повторяться.
Больше о развитии моторных навыков детей первого года жизни Вы можете узнать из этого видео.
Хватательный рефлекс у детей
Хватательный рефлекс, который также известен как ладонный, является примитивной реакцией, которая присутствует не только у человеческих младенцев, но и у других приматов. Его лучше всего можно проверить, погладив ладонь малыша или вложив в нее какой-либо предмет.
Помимо того, что этот рефлекс помогает новорожденному контактировать с окружающими, он также является одним из важных параметров, определяющих правильное функционирование и развитие нервной системы.
Эти виды непроизвольных рефлексов исчезают сами по себе примерно в шестимесячном возрасте; однако, если ребенок не перерастает их, это может указывать на некоторые задержки в развитии или повреждение нервной системы.
Когда возникает хватательный рефлекс у детей?
Хватательный рефлекс присутствует у всех новорожденных. Он начинает развиваться еще в утробе матери и может возникнуть где-то после 16 недель беременности.
Как хватательный рефлекс развивается с возрастом?
0-2 месяца
Малыш рождается с хватательным рефлексом, и проверить это легко. Погладьте ладошку ребенка, и он тут же сомкнет маленькие пальчики вокруг ваших.
Эти непроизвольные и инстинктивные движения присутствуют до восьми недель после рождения. В течение этого времени вы можете заметить, что ребенок может начать раскрывать и закрывать кулачки. Малыш может начать хвататься за более мягкие предметы.
3 месяца
В трехмесячном возрасте ребенок все еще может изо всех сил пытаться схватить или удержать предметы. Не стоит беспокоиться, так как это вполне нормальное явление.
В этом возрасте ребенок развивает лучшую координацию рук и глаз: он будет пытаться дотянуться до различных предметов, которые могут быть помещены или находятся в пределах его досягаемости.
Отличным способом поупражнять ребенка в хватательном рефлексе может стать развивающий коврик. Лежа на плоской поверхности, малыш будет пытаться поймать различные висячие предметы.
4-8 месяцев
На этом этапе ребенок лучше держит большие предметы, такие как строительные блоки. Однако к мелким предметам ему еще надо приноровиться. А когда у него появится первый зуб, малыш начнет тянуть все что ни попадя в рот.
9-12 месяцев
В этом возрасте ребенок уже умеет поднимать предметы с наименьшим количеством усилий. Его хватка постоянно улучшается, а это значит, что он сможет поднимать и более мелкие предметы.
Благодаря улучшенной координации рук и глаз ребенок учится держать ложку в руках. Правда, он все еще может предпочесть пальцы, чтобы положить еду в рот.
Когда исчезает хватательный рефленнойкс?
Хватательный рефлекс начинает исчезать к тому времени, когда ребенок достигает 2-3 месяцев.
Этот рефлекс у новорожденных способствует развитию произвольных рефлексов, и если он отсутствует, то это может указывать на определенный вид повреждения двигательного нерва или травмы или неврологического дефекта, такого как детский церебральный паралич.
Как можно стимулировать хватательный рефлекс у ребенка?
Вот некоторые вещи, которые помогут развить хватательный рефлекс у ребенка:
Когда следует беспокоиться?
Предметом для беспокойства могут быть следующие ситуации:
Однако, если малыш родился раньше срока, его развитие может немного отставать от сверстников.
Хватательный рефлекс является одним из многих рефлексов, таких как сосательный, Моро, шаговый, асимметричный тонический рефлекс шеи и т. д. Все они важны для здорового развития ребенка. Однако если такие рефлексы отсутствуют или проявляются поздно или слабо, то это может быть связано с определенными заболеваниями, лекарствами или травмой во время родов.
Что значит произвольное хватание
Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулирование, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.
Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.
Период новорожденности
Безусловные рефлексы новорожденных детей
Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.
Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном положении), в которых данные рефлексы исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.
Рефлексы в положении на спине
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.
В норме угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого пар черепных нервов.
После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраняется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.
Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.
В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.
Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.
Рефлексы в вертикальном положении
В норме рефлекс сохраняется до 1,5–2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.
Рефлексы в положении ребенка на животе
В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удерживать голову. У детей с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).
В норме рефлекс сохраняется до 3-4-х месяцев. Его снижение отмечают у детей, родившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.
В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.
Оценка нервно-психического развития ребенка в каждый месяц его жизни
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в 6 месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
Но мы считаем, что в отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу
10 дней жизни малыша
18-20 дней жизни
1 месяц жизни
2 месяца
3 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев
для получения «Электронного сертификата будущих (или настоящих) родителей»
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы | Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз | Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок |
2 месяца | Поднимает грудь |
3 месяца | Тянется за предметом, но, как правило, промахивается |
4 месяца | Сидит с поддержкой |
5—6 месяцев | Хватает рукой предметы |
7 месяцев | Сидит без поддержки |
8 месяцев | Садится без посторонней помощи |
9 месяцев | Стоит с поддержкой; ползает на животе |
10 месяцев | Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками |
11 месяцев | Стоит без поддержки |
12 месяцев | Ходит, держась одной рукой |
Восприятие
После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия
Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.