Что значит проиллюстрировать сказку
Конспект занятия «Иллюстрируем сказки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
ТЕМА: « Иллюстрируем сказки»
Разработала и провела педагог
ТЕМА : « Иллюстрируем сказки».
Цель : познакомить обучающихся с видом книжной графики – иллюстрацией на творческом примере художников Б.А. Дехтерева и В.М. Конашевича и организовать деятельность по созданию эскиза образов героев сказки на основе эмоционального «проживания» произведения.
-научить технике создания эскиза в пространственном расположении основной сюжетной группы в тематическом рисунке;
-научить навыком рисования фигуры человека на примере иллюстраций художников Б.А.Дехтерева и В.М. Конашевича к сказке «Дюймовочка».
— создать условия для развития эмоциональной сферы;
— развивать творческую фантазию и воображение;
— способствовать развитию интереса к работе над иллюстрацией
— воспитывать интерес и любовь к искусству иллюстрации;
— воспитать практические навыки рисования фигуры человека на примере иллюстраций художников Б.А.Дехтерева и В.М.Конашевича к сказке «Дюймовочка».
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: занятие — презентация.
Методы: наглядные, словесные, объяснительно — иллюстративные.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, игровые,
-образцы иллюстраций по сказке;
-таблица: «Пропорции человека».
1. Организационный момент:
— проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и цели занятия:
— «Страна сказок и красок»;
— рассказ о художниках-сказочниках
— знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Б. А. Дехтеревым и В. М. Конашевичем;
— составление ленты времени сказки;
— объяснение выполнения работы;
— повторение основных правил работы;
— повторение правил безопасности при работе с предметами для рисования;
— самостоятельная работа учащихся;
— проверка первичного усвоения.
4. Подведение итогов занятия:
-выставка и анализ работ учащихся;
5. Организационное завершение занятия.
-уборка рабочих мест.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга и, взявшись за руки, громко скажем: «Добрый день!» ( Создание чувства группового единства ).
Вы всегда должны быть готовы к занятию, как и сейчас. Я не ошиблась, все приготовились? Молодцы! Итак, пора начинать.
2. Сообщение темы и целей занятия. (Слайды 1, 2 )
— Как называется страна чудес, которая нас сегодня ждёт? Отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Ответы детей: книга)
Ребята, кто из вас скажет героев какой сказки мы будем сегодня иллюстрировать? Вам поможет эта загадка.
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
(Ответ: Дюймовочка. Будем иллюстрировать сказку «Дюймовочка»)
А сейчас, физкультминутка. ( Здоровье сберегающий компонент ).
Спал цветок и вдруг проснулся (Движение корпусом вправо, влево)
Больше спать не захотел. (Движение корпусом вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)
— Итак, художник — Борис Александрович Дехтерев ( Слайд 5).
Составление ленты времени сказки. (Слайд 13)
Чтобы выбрать фрагмент иллюстрации надо вспомнить основные события сказки. Как появилась Дюймовочка? Какие невзгоды ей пришлось преодолеть? Как она попала в страну эльфов?
Для этого надо составить ленту главных событий сказки:
1) Колдунья и бедная женщина. (Слайд 14)
2) Появление девочки в цветке. (Слайд 15)
3) Похищение лягушками Дюймовочки из дома. (Слайд 16)
4) Дюймовочка и майский жук. (Слайд 17)
5) Дюймовочка и полевая мышь. (Слайд 18)
6) Крот и Дюймовочка. (Слайд 19)
7) Дюймовочка и ласточка. (Слайд 20)
8) Эльф и Дюймовочка. (Слайд 21)
Кто из героев или героинь нравится вам больше всего и почему? ( Ответы детей ). Гимнастика для глаз. ( Здоровье сберегающий компонент ).
Распускают лепестки (смотреть вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит (быстро моргать).
Закрывают лепестки (закрыть глаза)
Головой качают (смотреть по сторонам).
Объяснение выполнения работы.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
Ваше задание: выполнить эскиз полюбившихся героев простым карандашом, которые вам больше всего понравились.
Повторение основных правил работы.
Для правильного изображения повторим основные правила работы . (Слайд 22)
1) Выбрать расположение листа.
2) Тонкими линиями провести линию горизонта.
3) Определить расположение главных героев рисунка.
4) Отметить места, где будут располагаться остальные предметы.
5) Тонкими линиями прорисовать детали предметов, соразмеряя их пропорции. 6) Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане.
Повторение правил безопасности при работе с предметами для рисования.
Ребята, как надо правильно работать на занятии по изобразительному творчеству? Ответы детей: сидеть при рисовании надо свободно и прямо. Нельзя горбиться, рисунок надо держать на расстоянии. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Нельзя размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа. Нельзя краски пробовать на вкус. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Самостоятельная работа учащихся (под музыкальное сопровождение).
Проверка первичного усвоения.
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
А теперь посмотрим ваши работы (учащиеся вешают свои работы на доску)
Молодцы! Все помогли Дюймовочке попасть в страну эльфов!
Что нового вы узнали на занятии? С творчеством каких художников познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников?
Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? Как вы можете использовать полученные знания?
А сейчас, если вы справились с работой, и занятие вам понравилось, прикрепите к рисунку цветочки, если занятие не понравилось и вы не довольны своей работой, прикрепите тучки.
Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте цветовое решение иллюстрации.
5. Организационное завершение занятия.
Наше занятие подошло к концу. Все сегодня хорошо работали, были маленькими иллюстраторами. Словом, все молодцы, справились с поставленной целью. Большое всем спасибо! До свидания!
1. Ростовцев Н.П. Методика преподавания художественного искусства,2000
Что значит проиллюстрировать сказку
– Евгений, как давно вы занимаетесь книжной иллюстрацией?
– Думаю, это началось с 1987-88 годов, уже четверть века.
– Какую книгу вы проиллюстрировали первой?
– На самом деле я не собирался детские книжки рисовать. Это получилось случайно. Я учился в Полиграфическом институте, на третьем курсе работал в издательстве «Прогресс» художественным редактором. Однажды в издательстве «Русский язык» кто-то из художников заболел, и знакомый, работающий там, сказал, что надо срочно спасать книгу. Это как в театре: заболевает ведущая актриса, ее роль играет девочка с улицы и так становится известной. В общем, я сделал книжку, это был Давид Самойлов, «Слоненок, который пошел учиться». Это была первая детская книжка, которую я проиллюстрировал. И как-то мне понравилось рисовать картинки для детей.
– Как взрослый, серьезный человек начинает заниматься детской книжкой? Что-то в голове должно перестроиться?
– Если человек не понимает ребенка, не чувствует его, то он рисует все правильно, все хорошо: и текст знает, и правила детской книжки. Но помимо всего набора профессионального нужно иметь. какой-то особый внутренний склад, мне так кажется.
– Как определяется, можно ли вообще книжку проиллюстрировать как детскую?
– Во-первых, мне кажется, это должно идти от издателя. И еще зависит от возраста того, для кого ты делаешь. Детские книжки – они и для трехлетних, и для 12-летних, но это совершенно разные вселенные. У меня невольно так сложилось, что примерный возраст моего читателя – от трех до десяти лет. Сейчас я работаю над сказками Пушкина, но он, мне кажется, для детей чуть постарше.
Я всегда иду от текста, следую за автором. У иллюстраторов бывают разные подходы. Есть иллюстраторы, которые совершенно отрываются от текста, им просто нужен повод для того, чтобы продемонстрировать себя. А автор в общем даже не обязателен, это только толчок для самовыражения. Есть другая категория иллюстраторов, они следят за каждой строчкой, рисуют все, как в книжке, буквально главу за главой. Думаю, что это тоже не очень интересно и больше подходит для иллюстрирования какого-то исторического романа, этакие костюмированные батальные сцены. Я сторонник иного подхода. Прелесть иллюстрирования в том, что все авторы разные. И нельзя иллюстрировать, например, Юнну Мориц так же как Пушкина или как Чуковского. Там сама стилистика текста другая. Сейчас рисую «Золотого петушка» Пушкина. Это мистическая вещь. У Пушкина нет ни одной строчки «просто так». Например, там у него есть цикличность: каждое новое событие происходит через 8 дней. Я стал рыться в документах, и выяснилось, что от столицы, в которой жил предполагаемый прототип царя Дадона, до места, где могла находиться Шамаханская царица, ровно 7 дней пути… Конечно, «Золотой петушок» позиционируется как детская книжка. И сам текст завораживает, даже трехлетнего ребенка. Но трехлетний видит в нем одно, только внешнее. Вот царь, вот царица… А чем старше человек, тем больше ему открывается. Мне кажется, эта сказка – одна из самых загадочных пушкинских произведений.
– В «Золотом петушке», как и во многих других сказках, есть страшные моменты. Как вы думаете, это хорошо для детских сказок? Вот, например, сказки братьев Гримм – детские?
– Дети же видят не то, что видят взрослые. Ну, оторвал кто-то кому-то голову, ничего. Хотя я сейчас вспомнил сказку, которую я жутко боялся. Это была «Сказка про Васю Васильчикова» Корнея Ивановича Чуковского. А мой младший сын, когда ему было года три, не мог открыть книжку из-за одной картинки. Там была нарисована страшная Баба-яга. Она была прорисована очень подробно, с выпученными глазами, жуть. Она художнику удалась, он старался, нарисовал убедительно, но сказочного героя не получилось, а получилась злая страшная тетка. Но где проходит граница возможных ужасов. Не знаю.
– У вас есть внучка. С какого возраста вы бы ей давали «страшное»?
– Она живет с родителями, так что им виднее. А когда ты дедушка – видишь внучку, таешь и уже не способен на воспитание.
– Мнение внучки влияет на вашу работу?
– Да, конечно. Если она несколько раз просит показать картинки, значит, получилось. А если ей неинтересно, значит, не зацепило, что-то не вышло.
– Как вы определяете, что именно проиллюстрировать в книжке?
– Для иллюстратора главная проблема в том, что он связан с определенным объемом, кратным 8 или 16. В книжке художнику нельзя остановиться и в любом месте поставить точку, в отличие от писателя. Сначала делаешь макет, раскидываешь текст по объему, а для освободившихся мест, что кажутся наиболее яркими и выразительными, начинаешь сочинять картинки. Что касается придумывания самого сюжета, то у меня никогда с этим проблем не было.
Как ведет себя художник, который получил первый заказ? Он думает, что сядет за рабочий стол, возьмет бумагу, начнет рисовать, и у него сразу все получится. Я через это прошел. В этом главная ошибка. Когда сейчас делаю макет, передо мною текст на чистом листе. И я могу, например, час смотреть на этот лист. Мне представляются какие-то картинки, меняются, превращаются одна в другую. И потом какая-то вдруг выстреливает, самая выразительная. Может быть, она и отличается от той, которая в конечном итоге будет, но тем не менее процесс образорождения примерно такой. Хотя на самом деле, думаю, у всех свои способы. Например, есть художники, которые начинают рисовать с первой картинки. Я никогда так не делал: как только берусь за книжку, ищу самый невыразительный сюжет, где-нибудь в середине. Потому что когда ты начинаешь делать что-то новое, еще не понимаешь, во что это выльется. И только к концу книжки разрисовываешься. Но только начинаешь входить во вкус, а уже книжка заканчивается.
– Вы делите свое творчество на какие-то периоды?
– Года два прошло как я стал работать за городом. До этого техники менялись, но стилистически были похожи, менялись чисто внешне. Во всем, что я делал, – любовь к деталям. Дети любят их рассматривать Теккерея, например, я рисовал пером, это довольно тонкая работа, подробное рисование, с мелочевкой. Точно так же в моих иллюстрациях к «Винни-Пуху».. А новый период начался с «Ежика» (Сергей Козлов «Про Ежика и Медвежонка». – Ред.).
– Я не смогла купить книгу с вашими иллюстрациями к нему после того, как увидела оригиналы, с которых это было отпечатано.
– Они отличаются слишком сильно. Именно на «Ежике» это видно.
– Качественно напечатать книгу в России – это проблема. Я, правда, уже привык. Сначала просто умирал – делаешь книгу полгода, сдаешь в издательство. А потом ее так напечатают – там ничего похожего нет на то, что делал. И стоит твоя фамилия.
С «Ежиком» почему перелом существенный произошел… Я же от «Ежика» два раза отказывался.
Прочитал – там иллюстрировать нечего, ничего не происходит. Стоит Ежик, сидит Медвежонок. И Ежик долго-долго говорит про свое отношение к жизни, как ему нравятся звезды, поле и все остальное. А мне нужно что-то рисовать, ведь текст идет. Хорошо в кино, там совсем другая история. Там музыка, там бабочка может летать, там все что угодно можно. Но потом я понял, как можно передать эту атмосферу в книге.
Есть два вида рисования: линейное и эмоционально-чувственное. При линейном человек должен следовать видимой информации. Вот на тарелке лежит ветчина, минипатиссончики, салат. И нужно нарисовать все это, все прожилочки, веточки, т.е. передать свои знания об объекте зрителю. А чувственное – это импрессионистический подход. Просто некое ощущение, впечатление от этого яства, т.е. передать зрителю свои чувства. И я понял, что «Ежика» нужно делать как-то так. Рисовать не просто то, что находится вокруг Ежика, а свои ощущения от этой среды. Например, я никогда не работал акрилом, всю жизнь – только акварелью. Говорил: «Я выкину весь ваш акрил, он меня раздражает». А на следующий день рисовал Ежика, картинку, как он идет по поляне. И мне нужно было нарисовать утреннее поле, фактурное, чтоб от него словно пар шел. Я работал акварелью, но все было не то. Что же такое! Я ведь чувствовал, что поле должно быть другое.
Решил попробовать акрилом ‒ и получилось! На этой картинке я вкусил всю прелесть этой техники.
– Вы рисуете всегда от руки? Не на компьютере?
– Я всю жизнь рисовал эскизы руками, пока не освоил компьютер. На сегодняшний день я эскизы делаю на компьютере, а все остальное руками.
– С чего вы начинаете, как делаете эскизы?
– Очень важно все придумать в голове, а главное – определиться с типажами. Вот с Пушкиным было непросто, я же никогда не брался за такую работу серьезную, всегда были эти зверюшки бесконечные. Началось это несколько лет назад, когда я понял: кроме жизни нет ничего лучше жизни. Я люблю наблюдать за людьми, например, в метро. Там такие типажи потрясающие! Я все это запоминаю, а когда прихожу домой, зарисовываю то, что я видел и то, что мне подходит. Вот я царя Додона искал долго. И вдруг недавно вижу – он идет. Какой-то чуть ли не бомж, с синяком под глазом, но настоящий Додон. Такая же вытянутая голова, нос длинный и с бородой – просто один в один. Это непростой процесс, как для режиссера – найти подходящего актера.
– На технику вашей работы влияют другие художники?
– Конечно. Некоторые люди говорят, что они сами выросли и сами всего добились, но это не так.
Вся мировая культура изобразительного искусства как пирог. Художники следующего поколения смотрят на то, что делали до них, и каждый берет то, что ему ближе. Когда я рисовал Гоголя, моим кумиром был Рембрандт. Потом им стал Дюрер. В этом пересечении разных вкусов и интересов формируется свой индивидуальный неповторимый стиль. В свое время на меня также значительно повлияла чешская школа иллюстрации. На Тверской был магазин «Дружба», там продавали книжки иностранные. Тогда книг было мало, и я помню, что покупал этих чехов, и сердце мое таяло от счастья.
– Чем так примечательны чехи?
– Во-первых, они все похожи и не похожи друг на друга, чувствуется одна школа. Много белого цвета, и почти всегда там какая-то сюрреалистическая вязь из рисунков, которые вплавляются друг в друга. В основном это были иллюстрации к детским стихам. У нас в это время иллюстрировали, например, «Маша мыла раму» – рисовали раму и Машу. А у них Маша могла выглядывать из рамы или рама могла быть с ногами, куда-то идти, лететь с ведром. Это был совершенно неожиданный композиционный подход, сплошной полет фантазии. И все было очень грамотно, убедительно расположено на разворотах. Это, конечно, меня подкупало. Может быть, в моих иллюстрациях к Юнне Мориц есть что-то похожее.
– Считается, что у вас с Юнной Петровной творческий тандем.
– Как случилось, что вы стали рисовать для ее книг?
– Забавно получилось. Я работал в издательстве «РОСМЭН». Сидел в своем кабинете, занимался администрированием. Никаких книжек не рисовал. И однажды ко мне приходит мой любимый художественный редактор Анна Борисовна Сапрыгина и говорит: «Приходила Юнна Петровна Мориц. Хочет, чтобы ты иллюстрировал ее стихи». Я говорю: «Анна Борисовна, да я бы с удовольствием. Но вы видите, что творится? У меня тут такая стопка, здесь такая стопка, народ входит, выходит». У нас в то время еще параллельно редакции преобразовывались, сумасшедший дом. Так что не получилось, я отказался от книжки.
Мне уже потом Анна Борисовна рассказывала, что Юнна Петровна видела мои работы и хотела, чтоб именно я ее иллюстрировал. Но она почему-то думала, что я живу и работаю на Урале. А я сидел через стенку от нее в это время.
Примерно через месяц – звонок. Звонил Юрий Григорьевич, муж Юнны Петровны. Он подъехал ко мне, обменялись с ним дежурными фразами, а потом он передал мне конверт: «Вам письмо от Юнны Петровны, почитайте на досуге, как освободитесь». Я, конечно, открыл письмо сразу же, как только он ушел. Юнна писала мне из больницы, в двух словах: если вы заняты сейчас, я готова подождать, пока вы не освободитесь. Все было так выразительно написано, что я сказал худреду – давайте попробуем. Подписали договор. Я должен был через полгода сдать книжку. Сдал я ее только через год. Рисовал у себя на работе. Ненадолго закрывал кабинет, чтобы никто не бегал, и рисовал какие-то набросочки, почеркушечки. А стихи были у меня перед глазами на компьютере. Так что я всю эту книжку придумывал и делал «на коленке». Вставал в 6 часов утра, рисовал до 9, до отъезда на работу. После работы в издательстве, дома до глубокой ночи продолжал работу над книгой. На это ушел год. Такая вот история.
– Вы сотрудничали не только с российскими издательствами. Есть отличия?
– Да. Есть положительные стороны и не очень. Положительный момент – гонорар отличается в большую сторону, а неприятный – все регламентировано. Свою первую работу для зарубежного издательства я должен был делать к сказкам Андерсена. В указаниях издателя было написано, что художник рисует в левом углу это, в правом углу – то. Так расписан весь макет, и нужно следовать за чьей-то указкой. Начал работать над книгой, но потом отказался. Потому что привык работать по-другому и делать так, как я вижу.
Еще работал для Японии, Кореи. В Японии захотели, чтобы художник сам придумал и проиллюстрировал историю. На Западе, Востоке принято сейчас так делать. У нас этого почти нет, к сожалению, но там это обычное явление. И я придумал историю про ослика, который хотел летать. Сначала хотел придумать сказку про какое-нибудь другое животное, мне сказали – не надо этого делать. Лучше всего продаются медвежата, котята. Но на ослика согласились. Ослик симпатичное существо. Он там ходит по полю, нюхает одуванчики, смотрит на бабочек…
Интересная история была с «Репкой», ее я рисовал для Америки. Сначала у меня ничего не получалось: сколько бы эскизов я ни делал, все равно получалось не то, что нужно. И однажды вдруг что-то перещелкнулось, и я понял, что нужно нарисовать абстрактную страну, ее жителей вне времени. До этого я рисовал леса, перспективу. А тут сделал плоский фон. И стал просто развлекаться. Одевал героев, крутил формы в свое удовольствие Я делал ее лет 10-12 назад и рассчитывал только на американский рынок, тогда у нас еще ничего подобного не было, и я не предполагал, что ее вообще когда-нибудь издадут в России.
– Почему вы уехали из Москвы? Меньше отвлекающих факторов?
– И поэтому тоже, естественно. Там, за городом, качество рисунков меняется, качество творчества в целом. Возникает совершенно другое отношение к работе. Там я стал делать большие акварели, и много всего другого. И это косвенным образом влияет на то, что я иллюстрирую по-другому, развиваю новую для себя технику. Конечно, для художника важна атмосфера. Уходит суетность, которая мне была свойственна, потому что чем меньше пространства, тем больше начинаешь заниматься самокопанием. А теперь как-то не хочется виньетки рисовать. Когда перед глазами огромное небо и звезды, то ты и на свои вещи смотришь по-другому.
Статья на тему иллюстрирование народных сказок
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Е.П.Ильина (магистрант второго курса ФГБОУ ВПО «Оренбургский Государственный Педагогический Университет», Оренбург)
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали; это важнейшая сторона воспитания ребенка, которая способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников[1,65].
В современном мире на ребёнка воздействуют самые разные факторы, как позитивные, так и негативные, которые способны оказывать влияние на интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, а также на формирующуюся сферу нравственности [2,13]. Соответственно очень важно знакомить старших дошкольников с нравственными нормами, принятыми в современном обществе, поскольку, зная правила поведения, ребенок понимает, какие последствия повлечет за собой нарушение норм и каковы будут последствия данного поступка для окружающих людей.
Иллюстрируя сказки, дети могут передавать характеристику действующих лиц, обстановку, изобразить действия животных и людей, используя характерные для народа традиционные декоративные украшения в виде орнаментального узора предметов быта, домашней утвари, одежды, орудий труда и охоты. Воспитатель предлагает выбрать один момент из сказки и изобразить его. В процессе исполнительской деятельности педагог решает задачи изобразительной деятельности, но уже с учетом специфики литературного материала (выполнение выразительного образа персонажа, передача сюжетного содержания, связи, взаимосвязи, отношений).
Занятие по иллюстрированию сказок традиционно состоит из двух частей, примерно равных по времени.
В первой части занятия – литературно – игровой, необходимо в интересной форме «оживить» впечатление, вспомнить, о чем сказка (про что), главных персонажей, их характеристику (зачитать или вспомнить выразительные строчки из произведения, ярко характеризующие образ), припомнить яркие ситуации. Можно предложить детям разыграть сказку по ролям или поставить спектакль кукольного театра.
Процесс иллюстрирования детьми народных сказок будет проходить ярче и интереснее, если ввести в структуру занятий художественно-дидактические игры и отдельные игровые элементы. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.
Так же необходимо организовывать выставки детских работ как в группе, в кабинете изобразительного искусства, где они послужат наглядными пособиями для других групп.
1.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: М., Мозайка-Синтез, 2008.118 с.
2. Халикова Э.А., Колебошина Н.В. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4 – 7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Волгоград: Учитель, 2013. 95 с.