Что значит профильное обучение в школе
Профильное образование в школе: недостатки и преимущества
Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.
Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа«, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…
Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.
Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.
Что такое профильное образование?
Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.
Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.
Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:
Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.
Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.
Особенности профильного обучения в школе
Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:
Преимущества профильного обучения в школе
Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:
Недостатки профильного обучения в школе
К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Плюсы и минусы профильного образования
Ваше чадо мечтает о карьере юриста или врача. Сможет ли ему помочь поступить в желаемое высшее учебное заведение профильное образование? Какой профиль ему выбрать, если он сам еще не знает, кем хочет стать? И что делать, если профильное образование будет выбрано неправильно?
Вопрос о профильном обучении в школах на сегодня является одним из ключевых в системе образования. Это спорная тема для учеников, учителей и родителей. Как помочь школьникам определиться с направлением? Как донести до них материал, если предмет не является профильным, а количество часов минимальное? Среди учителей такое новшество приобрело сторонников и противников.
Для чего необходимо профильное образование?
Выбрать для себя дальнейшее направление учебы волнует лишь учеников старших классов. Большинство школ занимается делением с 10 класса, некоторые – с восьмого. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет определенные интересы и определился с профессией. Профильное образование лишь поможет ему усовершенствовать знания, чтобы поступить в нужный ВУЗ. Система профильного образования решает следующие задачи:
Когда у выпускника нет достаточных знаний по предметам, которые сдаются при поступлении в институт, они вынуждены воспользоваться услугами репетитора или записаться на подготовительные курсы. Стоит это недешево, да и гарантий нет. В этот момент и поможет профильное образование. Количество часов, отведенных нужной дисциплине, увеличивается, и ребенок полностью освоит нужный материал.
Переходя в класс с углубленным изучением конкретного предмета, школьник не только больше узнает о выбранной профессии, но и примет окончательное решение. Например, ребенок решил изучать естественные науки. Он не только будет углубленно изучать химию, биологию, но и познакомится с профессиями этой направленности.
Школьник любит один предмет, а остальные не любит? При выборе профиля он отдаст предпочтение тем дисциплинам, которые ему нравятся, и с которыми он свяжет жизнь в дальнейшем. Уделяя больше времени конкретному предмету, у него разовьется самостоятельность и возрастет стремление к учебе. Цель профильного обучения – помочь каждому выпускнику найти то, что ему по душе.
Ребенок хочет связать жизнь с финансами и поступает на факультет экономики? Или он хочет стать врачом и идет в медицинский институт? Хорошие высшие учебные заведения требуют от поступающих высокого уровня подготовки. Обычные общеобразовательные программы не дают достаточных знаний. На помощь придет профильная система: усовершенствует знания, уделит больше внимания нужному предмету, облегчит поступление в ВУЗ.
Типы профильного обучения
Профильное обучение набирает популярность: из года в год оно практикуется в большинстве учебных заведений. Но не нужно забывать, что типы обучения отличаются. Современные школы предлагают следующие группы:
Более продуктивная – первая система, поскольку среднее учебное заведение сотрудничает с высшим. Это не только усовершенствует знания детей, но и повысит шансы поступления на бюджет.
Преимущества и недостатки профильного обучения
Система обучения в школах по профилю неоднозначна и вызывает споры, ведь подойдет она не каждому. Например, дети, которые с детства определились с будущей профессией, освоят нужные дисциплины в полном объеме. А тем школьникам, которые сомневаются и никак не определятся с профессией, такое обучение покажется неудачным.
Преимущества профильной системы обучения:
Что приведет к раннему освоению дальнейшей профессии. Если ученик с раннего детства мечтает о профессии ветеринара, то углубленное изучение биологии поможет получить необходимые знания и навыки для работы в этой сфере. Будущие юристы, адвокаты усовершенствуют знания по истории, праву и пр.
Что может больше доставить удовольствия, чем обучение в компании единомышленников? В такой системе дух соперничества будет выше, а это послужит для выпускников дополнительной мотивацией. Также ребенок будет подготовлен к возможным профессиональным трудностям.
Когда количество любимых предметов преобладает над нелюбимыми, ребенок будет учиться с большим удовольствием. Например, будущий программист будет с желанием посещать школу, если информатики будет больше. Ученики, выбирая профиль, заинтересованы в успехе.
Профильное образование, в котором читают лекции, проводят практические занятия, схоже с системой преподавания в высших учебных заведениях. Школьникам, обучающимся по профилю, учеба в институте не покажется другой, и адаптация у них пройдет быстрее и легче.
Совершенствуя знания по конкретным предметам, шансы поступления в ВУЗ повышаются. Особенно это касается школ, обучающихся по системе «школа-ВУЗ».
Недостатки:
Часто для поступления в такие классы от учеников требуют сдачи вступительных экзаменов, что посильно не каждому. Требования могут быть и другими, важно быть морально к ним подготовленными.
Выбрав одно направление, ученик будет отдален от других. Если он в процессе обучения сменит решение, сдать экзамены для поступления в ВУЗ будет сложнее. Придется нанимать репетитора.
Полностью погрузившись в изучение профильного предмета ученик недополучает базовых знаний по другим дисциплинам, изучаемым в школах. Тяжелым это окажется для тех, кто любит изучать предметы разной направленности, к примеру, художественную литературу и химию.
Как практикуется профильное обучение заграницей
Многие развитые страны уже давно внедрили профильное образование. В Соединенных Штатах, Германии, Франции и пр. такое обучение считается действенным, благодаря чему количество учеников в этой системе увеличивается с каждым годом. Заграницей на профили делят за несколько лет до окончания среднего учебного заведения, то есть, в старших классах. Организация самого обучения может отличаться. Во Франции и Германии школьникам преподают предметы по утвержденной программе. В США, Великобритании ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят углубленно изучать. Однако, есть и дисциплины, которые обязательны к посещению. Одна из них – физическая культура.
На каких принципах строится профильное обучение
На профили делят с учетом особенностей дисциплин и направления будущей профессии. Отличается лишь количество часов, отведенных под профильные предметы. Но в некоторых программах школьникам предлагают изучать дополнительные дисциплины. Вначале существовало 4 базовых профиля: естественнонаучный, гуманитарный, математический и социально-экономический.
Например, ребенок увлекается информатикой и математикой – предпочтение стоит отдать математическому профилю с соответствующим количеством уроков, если иностранными языками и историей – то гуманитарному. В настоящее время количество направлений увеличилось. Ребенок хочет стать стоматологом – необходимо поступать в класс медицинского уклона, переводчиком – в лингвистический класс.
Как быть, если ребенок до сих пор не определился со специальностью? Как ему помочь сделать выбор, чтобы не ошибиться? Немало есть таких школьников, которые не знают, с какой профессией связать жизнь. Много учеников, которым сегодня интересна одна специальность, завтра – другая, а послезавтра – третья. За период обучения в школе интересы детей меняются по несколько раз, поэтому выбрать профильный класс им нелегко.
Еще одна проблема, волнующая старшеклассников – сложность выбора одного из нескольких интересующих направлений. Как быть, когда ученик изъявляет желание углубленно изучать сразу биологию и литературу, или географию и информатику? По направленности предметы разные, в один профиль их не объединишь, поэтому приходится выбирать один из них.
Как не ошибиться с выбором направления?
При выборе подходящего направления обучения необходимо учитывать талант, желание и ожидания школьника. Чтобы помочь старшекласснику выбрать один из профилей, в учебном заведении можно провести одно из мероприятий:
Проведение тестирований, анкетирований поможет определить, к какому направлению у школьника имеются большие наклонности, и какое из них необходимо развивать. Отличный вариант – проведение теста на профориентацию.
Встречи с психологами, педагогами и работниками различных сфер покажут, к чему у школьника есть способность, и к чему ему нужно стремиться. В ходе бесед удастся отделить непригодные варианты и набросать многообещающие пути развития.
Один из способов определения подходящего профиля – составление портфолио. В нем отмечаются имеющиеся грамоты, заслуги, интересы ученика, его участие во внешкольной деятельности и в дополнительном образовании. Собрав всю информацию, будет проще определить направление, к которому у старшеклассника имеются способности. Ученик стал призером шахматного турнира или дома занимается сборкой компьютеров – предпочтение нужно отдать математическому профилю. Школьник любит выращивать цветы на подоконнике или ухаживать за питомцами – выбор стоит остановить на естественнонаучном профиле.
Мероприятия, посвященные выбору профессии, помогут понять, какое направление больше подходит школьнику. На стенде размещается необходимая информация о каждой профессии, а приглашенные профессионалы дадут ответы на интересующие вопросы.
Упростить выбор специальности поможет экскурсия на работу, куда выпускник хочет трудоустроиться после окончания высшего учебного заведения. С ребенком можно сходить в больницу, учреждения государственного типа, офисы и пр. Школьник собственными глазами увидит, как люди работают в каждой сфере. Это поможет ему найти себя. Может быть, кто-либо из детей, побывав в музее, осознает, что ему нравится история, и нужно развиваться в этом направлении. Другие, увидев работу рекламного агента, поймут, что им это нравится.
Стоит учесть, что для поступления в класс с углубленным изучением отдельных предметов придется сдавать сложные экзамены.
Подводные камни профильного образования
Профильная система не так проста, как кажется. Организация обучения по такой системе часто вызывает трудности, разногласия. Большая их часть была рассмотрена выше. Родители хотят, чтобы их ребенок не покидал стен любимой школы, но и не чувствовал себя некомфортно. Впадать в отчаяние в такой ситуации не нужно – любая проблема имеет свое решение. И мы поможем в этом. Рассмотрим основные проблемы, с которыми могут столкнуться старшеклассники:
К школам часто выдвигают следующее требование: для открытия профильного класса необходимо набрать конкретное количество учеников, выбравших это направление. Приведем пример: ваш ребенок решил связать жизнь с фармацевтикой, а ее одноклассники и ученики из параллельных классов остановили свой выбор на ВУЗах технической или экономической направленности. Что делать, если естественнонаучное направление выбрали мало учеников? Некоторые родители решают проблему тем, что переводят ребенка в другую школу с подходящим профилем. Необходимо помнить, что подобные переводы могут послужить причиной дополнительных стрессов – новая школа, незнакомые люди, необходимо заново вливаться в коллектив. В этом случае лучшим вариантом станет посещение индивидуальных занятий или приход репетитора на дом, открытие элективных курсов для всех желающих.
Ваш ребенок планирует поступать учиться на психолога. Для освоения этой профессии требуется углубленно изучать биологию и обществознание. В то же время усиленно биологию изучают те школьники, которые выбрали естественнонаучный профиль. Обществознание входит в гуманитарный и социально-экономический профиль. В такой ситуации отдать предпочтение необходимо тому направлению, в котором у ученика меньше знаний, и которое дается ему сложнее. Освоение второй дисциплины можно оставить на самостоятельное изучение, в качестве самообразования. Актуальными в профильном образовании остаются услуги репетитора.
Часто бывает, что в последний год обучения выпускник меняет свое мнение по поводу профессии, с которой хотел связать свою жизнь. Он выбирает другую специальность – не ту, которой отдал предпочтение в самом начале обучения. Например, выпускник учился в классе с углубленным изучением физики и математики, но в 11 классе решил, что станет экономистом. Перевестись в выпускном классе в класс с другим профилем не всегда возможно. Проблема решается просто – необходимо ввести в среднем учебном заведении дополнительные занятия для школьников-непрофильников. К примеру, ввести такую дисциплину, как обществознание в классе с уклоном на математику и естественные науки.
При нехватке в школе квалифицированных учителей, которые смогут дать ученикам глубокие знания по профильному предмету, выход один – пригласить педагогов из высших учебных заведений. Например, в классе с углубленным изучением гуманитарных наук основной упор делается на русский язык, английский и литературу. В то время как остальные предметы изучаются второстепенно. Пригласив педагогов из ВУЗов или записавшись на специализированные курсы, удастся полностью устранить проблему.
Профильное образование – новаторская модель обучения, позволяющая решить множество вопросов, волнующих учеников выпускных классов. Главное его преимущество в том, что оно дает возможность школьникам сосредоточиться на предметах, которые необходимы им в будущем в первую очередь. При этом ученики получают достаточный объем знаний для поступления в ВУЗ. Профильное образование направлено на развитие у детей самостоятельности и на стимуляцию желания учиться. Разделение в школах на профили становится актуальным и популярным не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.
Профильное обучение в школе. Это что такое?
Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги
Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое «профильное обучение». Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.
Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:
- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:
- Профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз». Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.
Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:
- отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.
Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.