Что значит продленка для начальных классов
Как продленка сказывается на развитии ребенка: плюсы и минусы
Для работающих мам и пап продленка — спасение. Ребенок под присмотром взрослых, с ним делают уроки, да еще и чадо вместо планшета общается со сверстниками. Но так ли хороша продленка, как кажется на первый взгляд, разбираемся вместе с экспертом.
Александра Кондрахина
Нейропсихолог, коррекционный педагог
Прежде чем говорить о плюсах и минусах «продленки» или ГПД (группа продленного дня), хотелось бы дать четкое представление о том, что это вообще такое. По самому названию несложно догадаться, что «продленка» — это возможность оставаться в школе после уроков, то есть, не только во время учебного процесса, но и после него. Однако в правовых документах, в частности в законодательстве Российской Федерации, не существует термина, который мог бы описать понятие «группа продленного дня». Разве что в 2014-м продленку стали именовать «группой социально-педагогического развития».
Создавать ли продленку, решает руководство учебного заведения, а потому она есть не во всех школах.
Какие бывают продленки
Существует два типа групп.
Первый — продленка с дополнительным образованием. В этом случае с вашим чадом сделают домашние задания, придумают игры на сообразительность и смекалку, предложат почитать книжку, проследят, чтобы ребенок не пропустил кружки в стенах школы.
И второй тип — продленка, которую организуют как веселое времяпрепровождение для детей. Преподаватели лишь приглядывают за ребенком, контролируют дисциплину в группе и не имеют права указывать ему, что делать. Ну а дети играют друг с другом, бесятся с игрушками или носятся по школьным коридорам.
Читайте также
Плюсы продленки…
Как у медали есть две стороны, так и у продленки присутствуют свои «плюсы» и «минусы». Начнем с хорошего!
Возможность оставить ребенка под присмотром до вечера. Изначально «ГПД» и создавались для детей работающих родителей. На сегодняшний момент немногое изменилось в этом отношении. Возможно, сюда стоит добавить и категорию многодетных родителей.
Оптимизация семейного бюджета. Определяя ребенка в продленку, можно исключить траты на нянь и, возможно, даже репетиторов. Ребенка окружают опытные педагоги, которые помогут разобраться со сложной темой на уроке, предложат развивающие игры по возрасту.
Экономия времени на дорогу — при условии, что интересующий вашего ребенка кружок или секция находятся в стенах вашего учебного учреждения.
Общение со сверстниками. В школе у детей не всегда есть время на общение. Перемены короткие, а на уроках за болтовню можно и двойку схватить. На продленке же для знакомств с ровесниками созданы все условия. Для детей придумывают игры по командам, создание школьной стенгазеты. Предлагают общие проекты, как например, помощь приюту бездомных животных.
Продленка в школе: палочка-выручалочка или обязанность?
Нужна ли продленка в школе? Рассказ бабушки первоклассника
Внук ходит в первый класс, продленка — до 4 часов. Когда все работают, это — выход. Но разве это должно быть проблемой, если ребенка забирают раньше?
Родители тех, у кого дети до 16 часов на продленке, жалуются на усталость, утомляемость, плаксивость детей.
Мы платим за продленку, но забираем ребенка раньше — в Учительница сказала, что если все не будут посещать продленку, то ее закроют. Таким образом, внук должен ее посещать, чтобы не нанести вред тем, кому она действительно нужна. Но тогда мы должны отказаться от музыкальной школы, потому что там занятия для первоклассников проходят именно в это время. После школы мы успеваем прогуляться, поесть, сделать уроки и сходить на вечерние занятия — либо плавание, либо английский (разговорный).
Учительница считает, что внук слишком много занимается помимо школы, и нужно от чего-либо отказаться. Пыталась выяснить у внука, от чего он мог бы отказаться. Ему жалко все. От плавания получает огоромное удовольствие, особенно от плавания под водой и ныряния, музыка (играет на фортепиано) дается ему очень легко, нравится и даже чего-то пытается сочинять, да и собеседование в музшколу сам прошел (до этого он ходил на самбо, танцы и без сожаления бросил — не его это оказалось), на разговорный английский ходит несколько лет, они там говорят только на английском с юмором и играми — тоже не собирается отказываться.
Пробовали оставлять внука до 15 часов на продленке в понедельник (свободный день) и в пятницу. Но он приходил такой уставший и вымученный, что решили забирать его в эти дни в 14. Он меньше устает при смене деятельности. И даже при такой большой нагрузке, как считает учительница, он заболел только один раз перед Новым годом. К тому же после продленки все равно нужно делать уроки. Все делают их вечером, а мы — днем при дневном свете. Неужели это — не аргумент?
И вот перед 8 Марта нам дали понять в довольно некрасивой форме, что будет чувствовать ребенок, если не будет посещать продленку. Когда я в записи на видео смотрела этот «праздник», обратила внимание на много мелочей, которые меня покоробили.
Ведь по-доброму можно было даже в последний день дать мальчишкам доделать подарок на первых уроках или переменах, чтобы не огорчить мам.
Может я в чем-то ошибаюсь, но мне кажется, что педагог и психолог (по образованию) мог бы найти другие методы убеждения.
Продлёнка в школе: плюсы и минусы.
Тамара Голушко
Продлёнка в школе: плюсы и минусы.
МОУ «Ртищевская сош Ртищевского района Саратовской области»
На общешкольном родительском собрании
Тема: Продленка в школе: плюсы и минусы
Воспитатель группы продлённого дня
Продленка в школе: плюсы и минусы
«Ребёнок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо…сделать ребёнка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться».
У продленного дня есть достаточно долгая история. Исторические корни этой системы в «мировом масштабе» лежат в работах Платона (IV век до н. э.).
Не принимая школы-интерната в качестве эталонной модели школы будущего, В. А. Сухомлинский рисует свой образ гармоничной школы, реализуемый им в практике Павлышской средней школы. «Школа будущего представляется нам так. Школьное здание позволяет проводить занятия в одну смену. Кроме классных комнат, в школе есть комнаты для проведения внеклассной работы, мастерские, хороший учебно-опытный участок, спортивный зал, столовая, кабинет лечебной гимнастики, читальный зал, кабинет врача, комната для игр. Дети учатся в школе 4 часа, остальное время дня по желанию родителей и по договоренности школы с ними дети проводят тоже в школе – учат уроки, работают в кружках, занимаются спортом. Чем старше дети, тем меньшее число их входит в эти группы продленного дня. Младшие же школьники, особенно первоклассники, выполняют все домашние задания, как правило, только в школе, под руководством учителей.
. Следует обратить внимание на то, что В. А. Сухомлинский описывает новую форму работы с детьми в школе – группу продленного дня. На Украине они официально стали организовываться с марта 1956 года по приказу Министерства просвещения УССР. Появились же они впервые в России, а точнее, почти одновременно в Москве и Ленинграде, в начале 1950-х годов. Это был живой опыт учителей начальной школы, который
В феврале 1960 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ с продленным днем». Школы этого типа стали развиваться быстрыми темпами. Но еще более массовый масштаб приобрело развитие групп продленного дня. К концу 1980-х годов более 40% учащихся младших классов занимались в режиме продленного дня. Официальные документы партии и правительства считали его «перспективной и оправдывающей себя формой общественного воспитания детей».
• Ослаблена воспитательная функция семьи.
• Растет детская беспризорность.
• Современная школа строится как развивающая, личностно – ориентированная школа. А это значит, что она не может обойтись без режима продлённого дня.
• Группа продлённого дня организуется в целях социальной защиты воспитанников и обеспечивает условия для проведения внеурочной деятельности вместе с ними.
• Группа продлённого дня (далее ГПД) школы создаётся в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся.
•Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьёй и школой всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что школа – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Надо изменить отношение к группе продлённого дня. Без помощи родителей мы не сможем работать в группе и дать должное воспитание. Изучить, все работы педагогов и психологов по разделу – воспитание школьников.
Плюсы продленки в школе
Начнем с положительных моментов, которые несет в себе группа продленного дня.
Во-первых, продленка в школе обеспечивает должный присмотр за детьми, осуществляемый опытными педагогами. Такая обстановка дисциплинирует ребенка и гарантирует его занятость после уроков. Отправляя своего ребенка на продленку, родители могут быть уверены, что малыш не будет скитаться по улицам и подвергаться растлевающему влиянию сомнительных компаний.
Услуги няни далеко не всем по карману – поэтому в таких случаях продленка в школе становится настоящим спасением.
Во-вторых, все дети, находящиеся в группе продленного дня, получают горячее питание, поэтому родители, оставляющие своих детей на продленке в школе, могут быть уверены, что малыш будет накормлен. Конечно, обычно за школьное питание приходится платить, но это не такие большие деньги. Тем более, что для льготных категорий учеников в группе продленного дня предусмотрено бесплатное питание.
В-третьих, продленка в школе обеспечивает детям интересный и полезный досуг. Обычно на продленке ученики выполняют домашние задания (причем учитель всегда может прийти на помощь и разъяснить непонятный материал, а иногда даже посещают экскурсии, ходят в походы и на другие интересные мероприятия.
В-четвертых, продленка в школе лишает ребенка только отрицательного общения. Положительное общение со сверстниками в группе продленного дня всегда можно получить в избытке. Кстати, такие выводы подтверждены исследованиями. Оказывается, младшеклассники, посещающие продленку в школе, показывают более развитые навыки общения, чем дети, которые отправлялись после уроков домой. Психологи не исключают и того, что разделение класса на популярных и непопулярных детей происходит во многом из-за продленки. На переменах детям может не хватать времени на общение – и ученики, посещающие группу продленного дня, наверстывают упущенное именно там.
В-пятых, ребенок, оставшийся на продленке, всегда может обратиться за помощью к педагогу или специалисту, работающему в школе. Психологическая помощь, общение с логопедом, занятия спортом или танцами – все то, на что не хватает времени на переменах, можно получить, посещая группу продленного дня. Более того – именно в таких условиях обеспечивается настоящий индивидуальный подход к ребенку со стороны специалистов.
В-шестых, пребывание ребенка в группе продленного дня полностью безопасно. Новостные сводки современности поражают количеством преступлений против детей. Пребывание на продленке в школе в этом плане намного безопаснее, чем возвращение домой после уроков в одиночестве.
Минусы продленки в школе
Теперь поговорим о минусах пребывания ребенка в группе продленного дня.
1. Продленка в школе не обеспечивает необходимого любому человеку личного пространства. Ежедневно человеку нужно проводить хотя бы небольшое количество времени наедине с собой. Группы продленного дня лишают ребенка такого рода уединения.
2. Домашние задания, выполняемые в группе продленного дня, могут выполняться некачественно. Причин этому может быть множество – кому-то мешает сосредоточиться шум и скученность, кто-то, являясь экстравертом, постоянно отвлекается на общение, а у кого-то есть третья причина некачественного выполнения домашних заданий.
3. Дети, посещающие продленку в школе, часто жалуются на нехватку внимания со стороны родителей. Интересно, что дети, остающиеся с бабушкой или няней, жалуются на нехватку внимания от родителей значительно реже.
4. Однообразная обстановка, которой сопровождаются занятия в группе продленного дня, постепенно надоедает детям – и их энтузиазм по поводу продленки в школе угасает. Зачастую усталость ребенка от однообразной обстановки выражается в раздражительности, рассеянности и повышенной конфликтности.
Конечно же, выделенные плюсы и минусы достаточно условны, так как для каждого ребенка какие-то достоинства и недостатки могут быть неважны, а какие-то даже становиться критичными. Поэтому решая вопрос о продленке в школе для своего ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности.
Решать, конечно, родителям, оставлять ребенка в группе продленного дня или нет, но, как всегда, во всем есть как положительные моменты, так и отрицательные!
Информация для родителей
Нередко перед родителями учеников стоит вопрос, оставлять ли ребёнка на группу продлённого дня. Большинство родителей работают и не могут забирать детей после школы. А в группе продлённого дня ребёнок может находиться до пяти часов вечера.
После уроков дети ходят в столовую обедают, затем, если хорошая погода, то идут на прогулку. потом делают уроки с помощью учителя. В идеале, ребёнок должен приходить после группы продлённого дня со сделанными и проверенными воспитателем уроками.
Для того, чтобы ребёнок мог ходить в группу продлённого дня, от родителей требуется только написать заявление о том, чтобы его приняли и, если ребёнок будет уходить домой сам, то это тоже следует указать в заявлении и уточнить время.
Несмотря на то, что в группе продлённого дня ваш ребёнок будет находиться под присмотром учителя, не забудьте дома проверить у него уроки. Пообщайтесь с ребёнком, узнайте, как прошёл день в школе, в группе продлённого дня, что делали, что учили.
Группа продлённого дня это хорошая альтернатива сидению дома, ребёнок находится в кругу сверстников, общается с ними, делает уроки. У нас есть разнообразные кружки, ребёнок может посещать их фактически, не выходя со школы. В любом случае, как бы вы не решили вопрос, где ребёнок будет находиться после школы, самое главное тут безопасность ребёнка и спокойствие родителей.
Мнение о различных методиках раннего развития Уважаемые родители и педагоги, очень хотелось бы узнать Ваше мнения по поводу различных развивающих занятий, методик раннего развития. Подскажите.
Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.
Продленка и дополнительные занятия
Когда ребенок был маленьким, родители могли спокойно отдавать его в детский сад с утра, идти на работу и забирать вечером, зная, что малыш будет весь день под присмотром. Но ребенок вырос и пошел в школу, где уроки заканчиваются в 12:00-13:00. Или, напротив, в эти часы только начинаются. Остальное время он оказывается предоставлен самому себе. Тогда встает вопрос, чем же занять ребенка в свободное от школы время? На помощь приходит продленка и дополнительные занятия, кружки, секции для школьников. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, социализации, а также занимают его до прихода родителей. Так, малыш всегда оказывается под присмотром, его день насыщен событиями.
Что такое продленка
Школьная продленка организуется для малышей начальных классов. За детьми присматривают педагоги, водят их гулять, кормят в школьной столовой, помогают с домашней работой, учат рисовать, творить, лепить. Обычно стоимость в школах продленки составляет от 1000 рублей до 6500 рублей в месяц. В эту сумму не включается питание, за которое родителям приходится платить отдельно. Для некоторых категорий граждан предоставляются льготы, например, для многодетных и малоимущих семей продленка бесплатная. Но это зависит исключительно от решения директора. Многие школы также предоставляют специальные кружки для дополнительных занятий. Это могут быть танцы, спортивные игры, творческие секции.
В идеале, для учеников младших классов создаются условия для дневного сна и отдыха. Но, к сожалению, в школах это реализуется редко из-за нехватки свободных помещений.
В обычное расписание продленки обязательно должны быть включены две прогулки на свежем воздухе, обед, полдник и время для самоподготовки. Типичный день группы продленного дня выглядит примерно так:
Обычно продленка закрывается в 18:00, но если родители не успевают забрать первоклассника с работы, то можно попробовать договориться с учителем продлить занятия за отдельную плату.
Плюсы
Минусы
Обратите внимание, что продленку организуют не только школы, но и частные компании. В отличие от школы, частные организации стремятся угодить всем потребностям родителей и ребенка. Разумеется, услуги будут стоить гораздо дороже, чем школьная продленка, но и разнообразие занятий отвечает высокой стоимости. Ребенка заберут из школы, доставят в образовательный центр, накормят и предоставят огромный выбор развлечений и занятий. Каждый родитель выбирает, куда отдать ребенка, исходя из бюджета и желаний.
Дополнительные занятия, секции, кружки
Существует множество дополнительных секций вне школы, которые ребенок может посещать в свободное время. Выбирать кружок нужно в соответствии с интересами и способностями малыша. Внеклассные занятия – это прекрасный способ проведения досуга, получения новых знаний и навыков, которые не включены в школьную программу. Так, малыш будет развиваться всесторонне, и ему не наскучит школа, ведь она будет занимать лишь половину дня. Главное – правильно выбрать занятие для школьника, которым ему действительно будет интересно заниматься. Не стоит настаивать на выборе, который интересен вам, а не ребенку.
Если ребенок любит рисовать, отдайте его в художественную школу. Там он в полной мере реализует творческие способности. Если у него хорошая память и заинтересованность в учебе, то подойдут курсы иностранных языков, кружки юных интеллектуалов. Уроки английского очень полезны для малыша: он будет налету схватывать информацию, перед ним откроется интереснейший мир. В будущем ребенок скажет вам спасибо, что с детства отдали его учить языки: к совершеннолетию он будет спокойно разговаривать на английском. Тем более изучение языков тренирует мышление и память.
Если у малыша хорошо развит аналитический склад ума и логическое мышление, можно попробовать силы в компьютерном кружке, где его научат базовой информатике, в интеллектуальных играх.
Для творческих деток подойдет музыкальная школа. Игра на гитаре, синтезаторе, барабанах привлекает малышей. Это занятие не наскучит, и в будущем может определить направление в карьере.
Подвижных и активных детей можно отдать в спортивную секцию: легкая атлетика, гимнастика, борьба, футбол, бадминтон, плаванье. Это полезно для здоровья, поддержания хорошей формы. Малыш сможет выплеснуть накопившуюся за школьные будни энергию.
Дополнительные секции стоят дороже, чем продленка, и обычно занимают меньше времени. Зато ребенок не проводит в школе целый день с утра до вечера.
Итак, для родителей, работающих полную смену, продленка и кружки становятся спасением. Малыш весь день под присмотром, занимается полезной и увлекательной деятельностью, развивается и общается. Прежде чем отдать ребенка в секцию или на продленку, посоветуйтесь с ним, заинтересуйте и дайте понять, что не бросаете его на весь день. Маме с папой нужно работать, а школьнику – учиться и тренировать навыки.
На выходных рекомендуется отменить кружки, чтобы у малыша была возможность провести время с семьей и отдохнуть.
«Умная продленка» для младших школьников: плюсы и минусы
Какие проблемы возникают при выполнении домашних заданий и нужна ли «умная продленка»?
Домашние задания стали настоящим «бичом» родителей современных младших школьников. Интернет пестрит шутками и картинками по этому поводу. Большинство родителей считает домашние задания ребенка своими собственными и соревнуется с другими родителями в оригинальности, правильности и качестве. При этом родители почему-то забывают, что домашние задания существуют для самостоятельного закрепления материала, пройденного в классе.
Проблемы домашних заданий
Если вы задумались об «умной продленке», то значит столкнулись с проблемами выполнения домашних заданий.
Проблема 1. Ребенок боится делать домашние задания сам, откладывая этот процесс на неопределенный срок. Его приходится уговаривать или заставлять.
Такое поведение может быть вызвано одной из двух причин:
1. Ребенок действительно не понимает и не усваивает учебную дисциплину. Это происходит по причине пробелов в знаниях или низких способностей ребенка. В этом случае ребенку нужна помощь.
2. Ребенок боится реакции родителей: крики, оскорбления, угрозы и пытается отдалить во времени неизбежное поведение.
Проблема 2. Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Родителям приходится связываться с другими детьми и их родителями или ждать рассылки от учителя.
Хроническая забывчивость характеризует крайнюю безответственность. Учитель в классе не просто диктует задание на дом, но и записывает на доске и объясняет особенности выполнения. Иногда он дозирует задания в упражнениях или дает творческие усложнения. Незнание заданий говорит о том, что ребенок не следил за мыслью учителя, а, скорее всего, был занят другими делами или отвлекся.
Другой причиной забывчивости является то же самое банальное желание отложить выполнение домашних заданий. Пока мама все выяснит – пройдет время.
Проблема 3. Ребенок не понимает заданий.
Возможно, что учитель плохо объяснил, в этом случае можно попытаться самим разобраться или спросить у других родителей или педагога.
Если же другие дети из класса спокойно выполняют задания, значит дело именно в вашем ребенке: он просто не умеет систематизировать информацию и действовать по инструкции. В этом случае ребенка нужно учить. Читаем задания, разбираем, что и в какой последовательности нужно делать. Выполняем поэтапно.
Проблема 4. Ребенок просит вас помочь, не вникая в суть вопросов.
Часто можно слышать фразы: «я не понял», «у меня не получается». При этом ребенок даже не пытается понять и не пробует делать сам. Не спешите помогать. Спросите, что именно он не понял. Попросите показать, где и как он пытался что-то писать и решать. Если ребенок не прилагает усилий, то он не ждет помощи, он ждет, что вы все сделаете за него.
Проблема 5. Ребенок не старается при выполнении домашнего задания.
Очевидно, что решение большинства проблем под силу родителям. Но, к сожалению, на собственных детей часто не хватает времени и сил.
«Умная продленка»: за и против
Продленка – явление не новое. Большинство нас, взрослых, выросли из продленки, где мы играли, дружили, делали уроки. Однако качество выполнения домашней работы в школьных продленках оставляет желать лучшего. Но что мы хотим, если этот процесс никто не контролирует так, как дома. Воспитатель группы продленного дня не обязан следить за выполнением домашней работы.
Проблему качества успешно можно решить, если за выполнением домашних заданий следит профессионал. Вполне объяснимо желание родителей переложить ответственность на чужие плечи, заплатив определенную сумму. Можно нанять репетитора, а можно воспользоваться новым форматом современных детских центров развития – «Умная продленка». Тем более, что реклама рисует радужные перспективы пятерок и прочных знаний.
Продленка – действенная помощь родителям. В детских центрах «умная продленка» объединяет в себе качественный досуг, включающий творческие мероприятия, занятия в кружках и клубах и выполнение домашних заданий под руководством опытных педагогов.
Парадокс: продленками в школах руководят молодые педагоги или наставники, а опытные школьные учителя во второй половине дня ищут дополнительный заработок за привычную им работу в детских центрах развития. Они могли бы это успешно делать в своей школе со своими учениками, но предпочитают маленькие группы чужих детей.
Оставим в стороне экономические составляющие и рассмотрим особенности «Умных продленок».