Что значит прочитать по слогам
Зачем учить детей читать по слогам и как это правильно делать
Обучение грамоте – это та необходимая база, которую должен освоить школьник перед тем, как приступить к изучению других, более сложных предметов. Именно поэтому многие родители стремятся заранее подготовить ребенка к школе и научить его читать еще до первого класса. Когда малыш приходит учиться уже подготовленным, ему легче удается справляться с образовательной нагрузкой. Так как же обучить дошкольника чтению по буквам и по слогам в домашних условиях? Рассмотрим основные принципы занятий с ребенком на дому.
Чтение по слогам
С самых ранних лет человека повсюду окружают буквы. Тексты книг, вывески на магазинах, сообщения в мобильном телефоне – трудно представить себе хотя бы один день, когда нет необходимости что-то прочитать. Для школьников навыки работы с текстом важны не меньше, чем для взрослых. От того, насколько хорошо ученик воспринимает информацию из учебников и различных пособий, напрямую зависит его успеваемость в школе. Именно поэтому так важно готовить малышей к учебе в младших классах заранее.
Изучить буквы и звуки обычно не сложно, если каждый день уделять время занятиям. А вот для детей, начинающих читать слова по слогам, бывает не просто освоить этот этап обучения. Во многом это связано с отсутствием четкого плана тренировок, который бы позволял получать новые навыки и правильно закреплять их. Так и получается, что сколько бы родители не пытались читать для детей слова по слогам, малышам не всегда удается самим освоить это умение.
Безусловно, стоит разграничивать требования к знаниям для ребят разного возраста. В зависимости от того, пошел ли малыш в школу или еще посещает детский сад, нужно по-разному относиться к занятиям с ним. Подробно рассмотрим основные рекомендации для родителей дошкольников и учеников младших классов.
Как правильно читать по слогам в 5-6 лет
Приступать к изучению грамоты можно еще до школы. В возрасте пяти лет мозг ребенка уже достаточно сформирован для того, чтобы постепенно начинать учить буквы и соответствующие им звуки. Сегодня у родителей есть масса помощников, благодаря которым удастся достаточно быстро привить малышу умение различать и произносить буквы. Учиться можно с помощью кубиков, азбуки, различных карточек с картинками. Использование наглядных учебных пособий позволяет быстрее освоить и закрепить новые знания.
Когда буквы и звуки изучены, начинается новый сложный этап – послоговое чтение. Многие взрослые не уделяют достаточно времени обучению детей чтению по слогам, и совершенно зря, ведь оно является основой для быстрого знакомства с текстом в дальнейшем. К тому же, именно умение читать по слогам в дальнейшем даст ребенку возможность научиться правильно переносить слова на следующую строчку. Все это делает слоговое чтение тем этапом, изучению которого необходимо уделять особое внимание.
Если речь идет о дошкольниках пяти-шести лет, то нужно подбирать для них такую программу занятий, которая не будет их утомлять. Тренировки не должны занимать много времени, ведь уже после 30-40 минут беспрерывных занятий можно заметить снижение интереса ребенка. Чтобы удерживать внимание малыша, лучше периодически переключаться с одного типа заданий на другой. Рассмотрим основные примеры упражнений, которые учат читать по слогам, начиная от простых и заканчивая более сложными.
Данные упражнения хорошо помогают в освоении слогового чтения для малышей дошкольного возраста. При должном внимании со стороны родителей удастся подготовить ребенка к поступлению в первый класс самостоятельно. Но что делать, если он уже пошел в школу, но все еще плохо умеет читать?
Если ребенок читает по слогам в 7-8 лет
В первом классе ученики изучают алфавит, учатся читать слова по буквам и по слогам, а затем и целиком. Те ребята, которые освоили чтение до школы, еще раз повторяют и закрепляют эти знания, постепенно переходя к более сложным этапам обучения. Независимо от того, насколько хорошо каждый из учеников понимает тему урока, педагог вынужден переходить к новой теме в соответствии с учебным планом. Это выливается в серьезные проблемы для тех, кто отстает по тому или иному предмету, ведь им приходится прилагать больше усилий, чтобы догнать своих преуспевающих в учебе одноклассников.
Несмотря на то, что в первом классе оценки не ставятся, ученики сами замечают различия между уровнем навыков одноклассников. Когда речь идет об умении читать, педагог может оценить степень подготовки каждого школьника с помощью проверки техники чтения. Хоть она и не оценивается в журнале на первом году обучения, но хорошо дает понять, кто хорошо освоил грамоту, а кому предстоит больше заниматься. К концу первого класса дети должны уже достаточно бегло знакомиться с текстом, читать слова целиком. Если этого не удалось добиться, то нужно уделить больше внимания развитию способностей своего ребенка.
Как научиться правильно читать – послоговое и пословное чтение
Умение хорошо читать – это основа обучения в школе, на которой строится получение знаний в дальнейшем. Именно поэтому так важно уделять ему достаточно внимания. Но и у дошкольников, и у учеников младших классов нередко возникают проблемы с освоением грамоты. В подобных случаях родителям не всегда удается помочь своему ребенку в домашних условиях, и тогда они отдают его на специальные курсы в детских центрах дополнительного развития.
Там проходит обучение по различным направлениям, в том числе и по обучению чтению. На таких занятиях дети работают по специальным методикам, изучают буквы и звуки, слоговое и пословное чтение. Но нужно выбирать такие курсы, которые уже доказали свою эффективность на примере многих своих учеников.
Методики Букварика и Читарика от Академии развития интеллекта AMAKids идеально подходят для обучения ребенка чтению. В зависимости от того, на каком этапе изучения грамоты находится малыш, можно будет выбрать ту программу, которая больше всего ему подойдет. Благодаря этому удастся быстро и качественно освоить чтение и повысить свою успеваемость в школе.
Ребенок читает по слогам. Как научить читать словами?
Сначала родители умиляются: «Ой, надо же, уже читает! Какой умничка!» Но время идет – а ребенок все еще читает по слогам. Как научить читать целыми словами?
Слоговое чтение – естественный этап в обучении. Однако у некоторых детей этот этап неоправданно затягивается. Можно ли как-то помочь ребенку перейти к более плавному чтению? Или не стоит «форсировать» события – сам научится?
Почему читать по слогам – плохо?
Когда ребенок только осваивает чтение, читать по слогам – вполне нормально. Однако чрезмерная задержка на этом этапе переходит в привычку.
Чтение по слогам – медленное. А это вызывает сразу несколько проблем:
Пока ребенок только учится читать, чтение по слогам полностью «поглощает» его ресурсы. Ведь это тяжкий интеллектуальный труд – узнать буквы, соединить их в слоги. И ребенок полностью поглощен процессом.
Но вот навык чтения развивается: читать слоги становится легко. И если на этом этапе не перейти к чтению целым словом, происходит одна весьма неприятная вещь – ребенок читает, но ничего не понимает.
Очень сложно воспринять смысл слов, прочитанных по слогам – в них практически отсутствует ударение. А если читается предложение, то слоги часто сливаются в общую массу – паузы между словами практически такие же, как между слогами. И что же здесь можно разобрать?
А родители удивляются: прочитал текст раз, два, три… А рассказать ничего не может. Наверно, память плохая! А вот и нет! Прочитайте такой же текст вслух выразительно – и ребенок отлично поймет и на вопросы ответит. Значит, дело не в памяти. Надо тренировать именно технику чтения.
Здесь важно отметить, что чтение – не самоцель. И не стоит чрезмерно акцентировать внимание именно на скорости чтения. Намного важнее, что чтение дает доступ к огромному массиву информации. И чем лучше, быстрее, осмысленнее чтение – тем лучше и быстрее эта информация усваивается.
Что нужно, чтобы научиться читать целыми словами?
Скорость чтения зависит от нескольких факторов:
Отсюда следует, что переходить к плавному чтению следует, когда ребенок научится читать слоги достаточно быстро – порядка 45-50 за минуту.
Это важно еще и потому, что ударный слог мы произносим достаточно громко и он имеет большую длительность. А вот безударный – быстро. И если ребенок не умеет читать слог достаточно быстро – он начинает и безударный слог растягивать. От этого слово становится «размазанным», ударение не слышно. И сам ребенок плохо понимает, что же он прочитал.
Упражнения для отработки плавного чтения
Когда ребенок научился быстро читать слоги, ему предлагают двухсложные слова типа ПА-РА, МО-РЕ – с ударением на первом слоге. Эти слова ему проще всего прочитать целиком.
Объясняют, что первый слог читаем громко, а второй – тише и быстрее. Каждое слово прочитывается несколько раз, пока не получится нужный результат. Потом эти же слова даются группами по 4-5-6 штук. И ребенок должен их все прочитать целиком.
Кто-то может сказать, что ребенок просто запомнит. Но это и хорошо. Ведь так формируется в мозгу облик слово, которое впоследствии ребенок так и будет узнавать и читать все сразу, а не по слогам.
Дальше вводятся слова тоже из двух слогов, только с ударением на втором – ЗИ-МА, КИ-НО. И снова прорабатываются, пока не получится беглое уверенное чтение.
Дальше можно переходить к словам с закрытыми слогами, к трехсложным и к чтению слов с предлогами (их тоже, по правилу, читают слитно, как одно слово).
Игры для отработки чтения словами
Есть множество интересных игр, которые приучают ребенка читать целым словом.
Например, «Читай-хватай» от «Банды умников» нравится практически всем. И читать приходится, действительно, очень быстро. Тем более, что в игре есть несколько вариантов разного уровня сложности.
А можно просто играть в слова с самодельными пособиями.
«Добавлялки-чепуха». Мы читаем слог. Потом добавляем к нему еще один, потом – еще один. Так можно дойти до чтения 5-6 сложных слов. «Чепуха» — потому что слова эти – тарабарские. Мы просто берем карточки со слогами и складываем в произвольном порядке. Главное – договориться, на какой слог будет падать ударение. А чтобы было смешнее, можно еще и придумывать, что это может быть. Например, прочитали слово «МО-КА-ТИ-ЗА» — что это может быть? Я, например, при этом слове представляю злющую старуху с клюкой:)
«Быстрее паровоза». Маленький паровозик едет – и закрывает слова. Надо успеть их прочесть, пока он не «наехал».
«Догадки». Читаем предложение, в котором части слов (конец) закрыты или стерты. Надо догадаться, что там написано. Например, «Мама и Коля пошли в мага…» ребенок легко догадается, что должно быть дальше. Такой навык тоже здорово помогает ускорить чтение.
Таким образом, слоговое чтение отлично «лечится» дома, без помощи специалистов.
Только запомните: если ребенок перешел к чтению текстов, бессмысленно заставлять его перечитывать много раз, надеясь, что знакомый рассказ он будет читать лучше. Читая 5-10 раз по слогам, он, скорее, закрепит неправильное чтение. Так что сразу исправляйте, добиваясь пусть медленного, но плавного чтения. И только когда все слова будут прочитаны идеально, можно пытаться увеличить скорость!
Урок 5. Чтение по слогам
После того как ребенок освоил алфавит, и вы уверены в том, что отныне в его голове прочно укрепилась информация о буквах русского языка, самое время переходить к изучению слогов. Конкретно этой теме и посвящен представленный урок.
Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут вам научить своего малыша читать по слогам, а также несколько уроков для домашних занятий, направленных на улучшение сопутствующих чтению навыков и способностей. Начнем с рекомендаций.
Содержание:
Рекомендации для обучения чтению по слогам
Сразу скажем, что учитывая специфику самого процесса обучения детей чтению, так или иначе вопроса чтения по слогам мы уже касались, поэтому вполне вероятно, что в уроке вы встретите что-то, что вам уже знакомо.
Выбор методики
Вопрос выбора методики, по которой вы будете обучать своего ребенка, очень важен. Вы уже знаете, что лучше всего использовать комплексный подход, чтобы понять, что наиболее эффективно именно в вашем случае. Но мы советуем все-таки начать с букваря авторства Надежды Жуковой или Елены Бахтиной. Обе эти книги станут прекрасными помощниками для вашего любимца, знакомящегося со сложением букв в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. К тому же в этих пособиях есть картинки (но их немного, что очень хорошо), благодаря чему заниматься будет интереснее.
Повторение
В начале каждого нового занятия всегда повторяйте с ребенком то, что уже проходили. Вместе с малышом вспоминайте знакомые буквы и звуки, а также их сочетания. Следуя этому простому правилу, вы будете способствовать выработке детским мозгом грамотного и структурированного механизма чтения.
Простейшие слоги
Начинать осваивать слоги нужно с самых простых. Листая странички букваря, в шутливой форме показывайте, как одна буковка спешит к другой, например, как М торопится к А, чтобы скорее позвать маму. Воображение малыша будет рисовать красочные картины, отчего слоги будут запоминаться очень хорошо. Ваша задача также состоит в том, чтобы донести до ребенка, что буквы нужно проговаривать вместе, а не по отдельности.
Несложные слоги
Освоив простейшие слоги, переходите к слогам чуть сложнее. К таким относятся уже не только МА, ПА или БА, но и ЛА, РА, РО, ДО и т.п. Многообразие слогов позволит ребенку закрепить механизм их образования буквами и освоить начальную технику чтения. В дальнейшем ему будет легче знакомиться с более сложными слогами, где присутствуют глухие и шипящие согласные, к примеру, ВО, ШИ, ЩА и т.д.
Сложные слоги
После освоения начальных слогов, вам может показаться, что ребенка уже можно учить читать слова и предложения, но, поверьте – время еще не пришло. Закрепляйте механизм слогового чтения, усложняя занятия. Приступите к изучению слогов, начинающихся на гласные буквы, таких как ОП, УП, ОН, АВ, АМ, ОР, ОС, ЕН, ЕЛ и т.д.
Простейшие слова
Продолжать обучение чтению по слогам нужно чтением тривиальных слов, состоящих из двух слогов: «мама», «папа», «баба», «деда», «няня», «нюня», «каша», «маша» и т.д.
Произношение
В процессе обучения слоговому чтению особое внимание требуется уделять правильному произношению. Это станет залогом успешного обучения чтению в целом.
Имейте в виду, что очень эффективен такой способ, когда для лучшего усвоения дети пропевают слоги. Это эффективно, полезно и весело. Но есть один нюанс: многие малыши очень к этому привыкают и начинают петь слоги на одном дыхании, не делая между словами пауз. Как следствие, абзацы так же пропеваются полностью, не соблюдаются никакие знаки препинания, интонации и т.д.
Поэтому, если вы и для своего ребенка выбрали подобный метод, следуйте ему надлежащим образом. Это значит, что не стоит позволять ребенку все подряд, а также нужно обращать его внимание на паузы между словами и предложениями.
А приучать малыша можно к следующему порядку: пусть он споет одно слово, затем сделает паузу, потом пусть споет второе слово, а затем снова сделает паузу и т.д.. Вскоре он сам поймет, где делаются паузы, и процесс пойдет, как по маслу.
Возраст
Освежим в памяти, что не нужно опережать события. Если в 3-4 года малыш совершенно равнодушен к вашей инициативе научить его читать, сделайте паузу на несколько месяцев, полгода или год. Если же он сам проявляет интерес к буквам и книгам, это показатель того, что нужно приступать к занятиям.
В 5-6 лет заниматься с ребенком уже необходимо, даже если ребенок не заинтересован. Это нужно, чтобы к первому классу будущий ученик уже мог читать и писать слова хотя бы печатными буквами.
Даже если ваше чадо ходит в детский сад, и там с ним занимаются воспитатели, вам все равно следует заниматься с ним дома. Если есть возможность, частично воспитательную функцию можно передать бабушке или дедушке или же нанять репетитора, обладающего хорошими педагогическими навыками. Помимо того, что ребенок должен прийти в школу уже более-менее подготовленным, все это важно и с психологической точки зрения – умея читать и немного писать в первом классе, ребенок будет испытывать на себе меньше стрессового воздействия.
Учеба – это игра
Если вы действительно хотите научить малыша правильно и грамотно читать по слогам (и вообще), вам нужно сделать из процесса обучения увлекательную игру. Вовсе не нужно утруждать ребенка выразительным или беглым чтением – намного важнее, чтобы он овладел навыком самостоятельного складывания букв в слоги, распознавания и чтения букв в букваре, составления слов, фраз и предложений. Основная задача – усвоить технику чтения.
Если сначала что-то не получается (а это непременно будет происходить), нужно оставаться спокойным и терпеливым, методично разъясняя малышу, что он делает неправильно. Учеба должна быть похожа на игру, а это значит, что всегда должна иметься возможность для удовольствия, отдыха и расслабления. Исключите из обучения любой стресс для ребенка, тогда он будет легко и охотно уяснять то, чему вы его учите.
Представленных выше рекомендаций вполне хватит, чтобы ребенок научился читать по слогам. Но чтобы процесс проходил более эффективно, мы советуем взять на вооружение несколько приемов, которые помогут развить сопутствующие чтению навыки и способности. Мы назвали их уроками, и предлагаем вам выстраивать свои занятия с их учетом.
Уроки для развития сопутствующих навыков и способностей
Заниматься этими уроками можно с детьми от 5 лет. Лучше всего делать это дважды в день по 15-20 минут. Выполнять задания можно в любой последовательности. Не следует выполнять более 3-4 заданий в день.
Урок для развития у ребенка зоркости
Помочь развить малышу зоркость помогут два простых упражнения:
Урок для развития артикуляции
Предложенная гимнастика способствует улучшению произношения и четкости речи и постановке правильно дыхания:
Урок для тренировки внимания
Суть этого урока такова: напишите на альбомном листе много простых слов из двух слогов. По вашей команде малыш начинает чтение, а когда вы говорите «Стоп!», сразу закрывает глаза и немного отдыхает. Затем вы даете команду «Старт!», а ребенок должен продолжить чтение с того места, на котором остановился.
Урок для развития дедукции
Задание построено на смысловых догадках, и выполняется следующим образом: на альбомном листе напишите несколько слов, где пропущен какой-то слог или буква. Задача малыша – читать слова и догадываться, каких букв или слогов в них не хватает.
Урок для развития слуха на ударения
Напишите на альбомном листе несколько слов с 3-4 слогами. Читайте вместе с малышом, ставя ударение на каждом из слогов. Малыш должен определить, какое ударение является верным (имейте в виду, что слова должны быть ему уже немного знакомы).
Урок для развития техники чтения
Смысл занятия предельно прост: найдите несколько видео- или диафильмов, обучающих чтению, и смотрите их вместе со своим ребенком.
Кроме того, можно применять и другой метод: дайте малышу прочитать несложный текст, например, детский стишок:
«Козлик-козлик:
— Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?
— Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
— Ме-ме-ме – бегу учиться»
Читать ребенок должен про себя, не размыкая букв и как можно быстрее. После прочтения пусть малыш перескажет то, что узнал. На следующем этапе дайте ему задание прочитать то же самое вслух.
Урок для развития поля зрения
Здесь можно выделить два задания:
Урок для развития правильного дыхания
Напишите на альбомном листе ряд согласных букв или ряд простейших слогов. Пусть ребенок читает написанное, делая по вашему указанию вдох через каждые 4, 6 или 8 букв. В будущем ваш малыш будет правильно дышать во время чтения.
Применяя все вышеизложенное на практике, вы научите свое чадо отлично читать по слогам уже через 1,5-2 месяца занятий, а заодно подготовите к более серьезному чтению. В итоге, даже еще не начав ходить в школу, ребенок сможет осиливать простейшие детские книжки.
Но, естественно, на освоении слогов останавливаться не нужно, а потому в следующем уроке речь пойдет о чтении слов и упражнениях, посредством которых этому можно научить любого ребенка.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Когда и как учить ребёнка читать по слогам?
Перед каждым родителем рано или поздно встаёт вопрос: стоит ли своими силами учить ребёнка читать в домашних условиях? Большинство мам и пап принимают правильное решение и сами учат ребёнка читать. Так будущему первокласснику не придётся спешно осваивать чтение в школе, нагоняя уже знакомых с буквами одноклассников.
Осваивать навык чтения, конечно, нужно ещё до школы, начиная с этапа чтения по слогам — сразу слитно дети читают крайне редко. Другой вопрос, когда и как научить ребёнка читать по слогам, чтобы учителям не пришлось его переучивать, а у самого ребёнка сформировалась любовь к чтению?
Содержание:
Чтение по слогам: как понять, что ребёнок готов учиться?
Стремление развивать малыша в самом раннем возрасте часто приводит родителей к желанию приучать сына или дочь к буквам чуть ли не с пелёнок. Усиленно тренируя ребёнка, можно добиться определённых результатов: некоторые дети уже и в два года бойко рассказывают алфавит. Но для освоения чтения по слогам такое раннее обучение скорее минус — буквы и звуки в русском языке звучат по-разному, и ребёнку будет сложно понять, почему, например, складывая букву «эм» и «а» получается слог «ма» а не «эма».
Большинство детей готовы осваивать чтение не раньше, чем в пять лет. В этом возрасте детский мозг уже способен понять разницу между буквами и звуками и усвоить принцип складывания звуков в слоги. Если вы замечаете, что ваш пятилетний малыш сам хочет поскорее познакомиться с книжками, если ребёнок хорошо говорит, не коверкая звуки, то можно начинать учиться читать.
Но если пятилетка разговаривает ещё не очень хорошо и в целом не интересуется книгами, лучше отложить освоение навыка чтения до периода, когда до поступления в первый класс останется один год.
Чтобы процесс обучения чтению прошел легко и правильно, ребёнок должен владеть следующими навыками:
Если ваш малыш уже владеет этими навыками, можно приступать к учёбе независимо от его возраста. Хорошо развитый дошкольник точно справится с новой информацией, а задача родителей — определиться, как научить ребёнка читать по слогам, и получится ли это сделать в домашних условиях.
Плюсы и минусы обучения чтению дома
Иногда родители сомневаются, что смогут сами привить ребёнку новый навык, не имея специального образования. Но в случае с чтением по слогам можно не бояться ошибиться — используя проверенные педагогические методики, вы точно всё сделаете правильно.
Обычно у детей возникают сложности с обучением чтению в домашних условиях в двух случаях: когда ребёнка учат по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольника сразу приучают к буквам, минуя знакомство со звуками. Если не допускать эти ошибки, ребёнок наверняка научится довольно быстро читать по слогам: на освоение навыка чтения в домашних условиях в среднем уходит от двух до шести месяцев.
Возможно, если вы решите отправить сына или дочь на специальные курсы для дошкольников, ваш малыш начнёт складывать слоги в слова ещё быстрее. Но у обучения чтению по слогам дома есть несомненные плюсы:
К условным минусам домашних уроков можно отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей и отсутствие контактов со сверстниками для ребёнка. Первый минус легко устраняется использованием в учёбе надёжных методик, второй не играет большой роли, если малыш посещает детский сад или общается со сверстниками в другом дошкольном учреждении.
Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы
Чтобы малыш быстро и без проблем научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая понравится ребёнку и его родителям больше остальных.
Подготовительный этап
Ребёнок быстрее научится читать, если его заранее подготовить. Многие родители дают такую подготовку детям, даже не задумываясь об этом: разрешают малышу играть с детскими музыкальными инструментами, вместе разучивают песенки и играют в развивающие игры со словами. Этими действиями мамы и папы развивают фонематический слух своих детей.
Развитый фонематический слух — это обязательное условие для успешного овладения навыком чтения. В понятие фонематического слуха входит умение человека распознавать отдельные слоги и слова в общем речевом потоке и правильно их воспроизводить.
Занятия для подготовительного этапа, которые помогут развить фонематический слух ребёнка:
Учимся читать по слогам
Чтобы занятия проходили успешно и плодотворно, выбирайте правильный момент: когда у ребёнка хорошее, не капризное настроение. Длительность занятия ограничьте 15–20 минутами. Так у сына или дочери не пропадёт интерес к процессу и не возникнет чувство утомляемости:
После этого можно переходить к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок»).
Помочь в освоении слогового чтения могут разнообразные методики от признанных экспертов и педагогов. Кроме того, существует множество простых игровых упражнений. О них расскажем далее.
Методики обучения чтению по слогам
Современные дети хорошо учатся складывать слоги в слова по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Жуковой, Чаплыгина. Даже если ни одна из этих методик вам не понравится, всегда можно обучить ребёнка чтению по букварю, подобному тому, что использовали ещё в советских школах. Пробуйте разные методики и выбирайте самую подходящую для вашего малыша!
Метод Зайцева (чтение по складам)
Петербургский педагог Николай Зайцев заметил, что детям сложно даётся чтение по слогам. Чтобы облегчить учебный процесс, педагог разработал собственную методику, заключающуюся в чтении по складам, а не по слогам.
Согласно методике Зайцева, один склад может состоять как из одной буквы, так и из нескольких в зависимости от того, как слышится слово. Так, слово «двор» по складам будет выглядеть так: «д-во-р».
Дети, обучающиеся по методике Зайцева, действительно быстро начинают читать — в среднем за 5–10 часовых уроков. Чтобы начать обучение, понадобится купить кубики Зайцева. Помимо самих кубиков в комплект входят таблицы со складами, диск с аудиозаписями и инструкция для родителей.
Благодаря разнообразию учебных материалов у ребёнка подключаются сразу три вида восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, и это помогает запоминать новую информацию быстро и надолго.
Методика Домана
Обучение чтению по методике Домана предназначено для совсем маленьких детей: начинать можно, как только малышу исполнится один год. Нейрофизиолог из США Глен Доман разработал свою методику специально для раннего развития детей, и если вы решили научить ребёнка читать как можно раньше, методика Домана подойдёт идеально.
Методика Домана заключается в запоминании понятий и умении их соотнести: взрослый показывает малышу карточки с написанными на них словами и подходящими к словам иллюстрациями, прочитывает эти слова и быстро меняет одну карточку на другую. В результате ребёнок запоминает звучание и написание слова и понятие, которое это слово обозначает.
Занятия по методике Домана дают хорошие результаты: дети, освоившие эту методику, легко адаптируются к школьным условиям и имеют богатый словарный запас. Если вы решили учить ребёнка читать по Доману, возможно, чтение по слогам придётся осваивать уже в школе: метод не уделяет отдельного внимания разделению слова на слоги.
Чтение по Монтессори
Главный педагогический принцип Марии Монтессори, заключающийся в девизе «Помогите ребёнку сделать это самому», соблюден и в методике чтения. По методу Монтессори дети учатся читать в игровой форме, словно погружаясь в языковую среду, — в обучении используются карточки со словами и картинками и множество вспомогательных материалов: для подготовки руки к письму, для развития фонематического слуха, для изучения письменных букв.
Готовые наборы Монтессори сопровождаются инструкцией с упражнениями. Там нет уроков в привычном понимании, зато предлагаются занятия, которые помогут ребёнку научиться читать играючи: рисование с элементами штриховки, обучение через тактильное восприятие, чтение по слогам или сразу слитное чтение с помощью подвижного шрифта.
Занятия по методике Марии Монтессори не только помогают научиться читать, но и отлично развивают мелкую моторику и общий кругозор ребёнка.
Букварь Жуковой
Надежда Жукова, автор школьного букваря, по которому учились школьники двадцать лет назад, составила букварь и для современных детей. Методика Надежды Сергеевны оптимальна для освоения дошкольником слогов: ребёнок сначала знакомится со звуками, потом учится складывать звуки в слоги, в конце обучения малыш уже готов перейти от чтения к письму.
Ребята, обучающиеся по букварю Жуковой, начинают самостоятельно складывать звуки в слоги уже после первых трёх занятий. Каждый урок в букваре сопровождается полезными комментариями автора, которые помогут родителям разобраться.
Кубики Чаплыгина
В кубиках российского педагога Евгения Чаплыгина сочетаются две эффективные методики: чтение по складам и некоторые принципы методики Монтессори. Принцип обучения по кубикам Чаплыгина так же, как и у Монтессори, построен на подаче информации в игровой форме. На кубиках изображены лёгкие для детского восприятия склады и слоги, из которых можно составить множество разных слов.
Занимаясь с кубиками Чаплыгина, ребёнок постепенно переходит от простого к сложному: сначала запоминает склады и слоги, а к концу обучения может самостоятельно составить из кубиков небольшой текст. Автор отмечает, что дети, учащиеся по его методике, начинают сами читать по слогам не позже, чем на третьем занятии.
Традиционные буквари
По букварям, составленным аналогично советским, тоже можно научить ребёнка читать по слогам. Конечно, в процессе обучения будет отсутствовать элемент игры, зато если у малыша и его родителей хватит терпения пройти букварь до конца, ребёнок будет знать то, чему не обучат игровые методики.
Так, дети, научившиеся читать по букварю, хорошо знают алфавит, понимают отличия между буквами и звуками, умеют ставить ударение в словах. Подготовленные по букварю дошкольники перед поступлением в первый класс могут осознанно читать довольно длинные тексты.
Какую методику обучения чтению выбрать?
У каждой обучающей методики есть свои особенности — можно выбрать самую подходящую или пробовать сочетать разные подходы.
Название методики | Плюсы | Минусы |
Метод Зайцева | Игровая форма занятий, дополнительные обучающие материалы в комплекте, быстрое обучение. | В школе придется отвыкать от складов и привыкать к слогам. |
Методика Домана | Подходит для детей с года, быстро пополняется словарный запас ребёнка, дети не устают от коротких занятий. | Не уделяется внимание разделению слов на слоги, метод базируется больше на запоминании, чем на понимании принципов чтения. |
Чтение по Монтессори | Игровые занятия, погружение в языковую среду, разнообразие занятий. | Потребуется покупать или делать самостоятельно разные вспомогательные материалы. |
Букварь Жуковой | Переход от звуков к слогам и буквам, подготовка к письму, понятные пояснения к каждому заданию. | В процессе обучения нет игровых моментов. |
Кубики Чаплыгина | Уроки в игровой форме, переход от простого к сложному, быстрый результат. | Со временем придётся отучаться от использования складов и слогов, привыкая делить слова только на слоги. |
Традиционные буквари | Проверенная на нескольких поколениях методика, хорошая подготовка к школе, приобретение нужных для первоклассника умений. | Потребует терпения и усидчивости. |
Слоговая таблица
Слоговая таблица — вспомогательный материал для совершенствования техники чтения. Если регулярно использовать в занятиях слоговую таблицу, ребёнок начнёт читать бегло без потери осознанности, разовьётся автоматическая грамотность.
Как пользоваться таблицей:
Изучать согласные звуки можно в алфавитном порядке или начать со звонких звуков, изучение которых дошкольникам даётся легче, чем запоминание глухих звуков.
Игры, которые помогут дошкольнику быстрее научиться читать:
Упражнения
Упражнения для легкого обучения чтению по слогам:
Дополнительные материалы
Материалы, которые можно использовать дополнительно, чтобы ускорить и облегчить процесс обучения:
Советы родителям
Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их малыш освоил навык чтения без особых сложностей:
Не каждому ребёнку дано начать читать на первом же занятии. И если вашему малышу не очень хорошо даётся чтение по слогам, не расстраивайтесь, на самом деле большинство детей испытывают трудности с обучением чтению. Пробуйте разные методики, ищите свою, и всё непременно получится!