Что значит прочитать орфографически
Что такое орфографическое чтение и как оно работает?
В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения.
Впервые этот метод подробно описал московский педагог Петр Семенович Тоцкий. Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что «необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения».
Очень рекомендую почитать об орфографическом чтении этот материал. Он посвящен методам преподавания русского языка в начальной школе, в частности, методам развития орфографической зоркости.
Работа по методу Тоцкого с подростками и взрослыми, тоже дает замечательные результаты.
Как можно работать с ребёнком или группой, применяя метод орфографического чтения.
Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные.
Во-вторых, после орфографического прочтения, специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках.
А. Прочитать текст хором орфографически.
Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.
В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).
Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).
Д. Проверить диктанты самостоятельно.
Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!
Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.
З. Работа проверяется преподавателями.
В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки можно постоянно проговаривать хором и орфографически.
В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.
Метод замечательный, опробован давно, диссертации по нему написаны.
Почему же он не внедряется в школах повсеместно?
Запомни!
Что такое орфографическое чтение и как оно работает
Очень рекомендую почитать об орфографическом чтении этот материал. Он посвящен методам преподавания русского языка в начальной школе, в частности, методам развития орфографической зоркости.
Работа по методу Тоцкого с подростками и взрослыми тоже дает замечательные результаты.
Как можно работать с ребёнком или группой, применяя метод орфографического чтения.
А. Прочитать текст хором орфографически.
Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.
В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).
Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).
Д. Проверить диктанты самостоятельно.
Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!
Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.
З. Работа проверяется преподавателями.
[1] Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г
Вы про [URL=/kurs/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=2195225]Орфоэпический тренажёр[/URL]?
Скорее всего, в разделе, «К уроку» имеет смысл поискать материал.
Если нет, попробуйте воспользоваться поиском по сайту. Я не про всё помню.
О пользе орфографического чтения
Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.
Анализ результатов экзамена показывает, что одним из слабых мест подготовки выпускников является низкая орфографическая грамотность. К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в орфографические навыки грамотного письма: 58% выпускников допускают в небольшом тексте сочинения более четырех орфографических и пунктуационных ошибок.
Грамотность учащихся с каждым годом снижается.
Безусловно, причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка (если раньше в начальных классах уроки русского языка проводились ежедневно, то сейчас – 4 часа в неделю, в 8-м – 3 часа, в 9-м классе – 2 часа в неделю), и перенасыщенность программ. Ученики вплоть до выпускных экзаменов делают ошибки в словах с безударными гласными, а мы изучаем с ними, что такое средства языковой выразительности: оксюморон, парцелляция, метонимия, синекдоха и т.п. На формирование грамотности влияют и ошибки, которые встречаются в современных изданиях, на телевизионных экранах (кованные двери, серебрянный век); безграмотно написанных объявлениях, на вывесках, стендах (песчанный карьер, услуги эксковатора, не приемный день и др.) – все фиксируется в памяти ребенка.
И все же главная причина низкой орфографической грамотности наших учеников (приходится признаться) – несовершенство преподавания русского языка в школе.
В методике разрабатывается идея обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с опорой на правила. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе его современный вариант. К сожалению, на практике мы убеждаемся, что знание правил не всегда ведет к орфографической грамотности.
Учителя русского языка, проработавшие в школе более 20 лет, вероятно, заметили, что в последние годы в 5-й класс приходят дети, не умеющие переносить слова с одной строки на другую, не умеющие делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове умеют – по количеству гласных, а разделить слово на слоги не могут. Такие дети не могут читать по слогам. Это происходит потому, что в начальных классах отказались от слогового чтения. В погоне за скоростью чтения авторы программ и учебников ориентируют учеников на целостное восприятие слова, полагая, что таким образом ребенок быстрее овладеет навыками полноценного чтения. Но, по моим многолетним наблюдениям, многие ученики приходят в 5-й класс, по-прежнему не умея читать. Тогда зачем отказываться от слогового чтения, если совершенствованию техники чтения это не помогает, а вот овладению орфографической грамотностью вредит?
Известный русский ученый-методист Д.И. Тихомиров в книге «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» большое значение придавал слоговому чтению, «так как чтение по слогам есть чтение орфографическое». Орфографическое чтение – это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано. Когда ребенок читает по слогам, он читает так, как написано, то есть орфографически. (К сожалению, учителя в начальных классах требуют от первоклассника, который еле-еле читает по слогам, орфоэпического прочтения, что неправильно.)
Убеждена, что в первом классе необходимо как можно больше внимания и времени уделять слоговому, т.е. орфографическому, чтению. Тем более это очень важно, например, для наших детей, живущих в Самарской области, – здесь распространен среднерусский говор. Если северное наречие характеризуется различением о и а в безударных слогах, то для среднерусских говоров характерно аканье – черта южного наречия. Среднерусским говорам свойственна еще одна южнорусская черта – окончание -е в родительном падеже единственного числа существительных 1-го склонения: был у сестре, у маме. Из северного наречия к нам пришло стяжение гласных в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа: бегат, прыгат, играт.
Эти особенности среднерусского говора затрудняют формирование грамотности. Ребенок, вырастающий в такой языковой среде, с первых дней своей жизни слышит и учится произносить карова, малоко, вада и т.п. В первом классе он впервые видит орфографический облик слова, но его опять же заставляют произносить карова, малоко. А потом на уроках русского языка учитель будет советовать: «Диктуй себе сам». Он и будет диктовать так, как произносит, потому что, увидев однажды напечатанное слово, он его не запомнил, так как его изначально «нацелили» на то, чтобы забыть, как пишется. Читая целыми словами, ребенок не фиксирует в памяти орфографический образ слова, он выуживает из своего еще небогатого лексикона слово, которое привык произносить с детства. Слова варона, рамашка для него привычны и правильны, неестественными и неправильными кажутся ворона, ромашка. Вот почему очень важно сохранить в начальных классах слоговое чтение, то есть чтение орфографическое.
При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Согласитесь, вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое. Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка необходимо применять орфографическое чтение.
Бесспорно, орфографическое чтение надо начинать с первого класса и проводить его систематически на каждом уроке как русского языка, так и чтения. Но не поздно начинать и с пятого класса, и даже в старших классах этот вид работы дает ощутимый результат. «Учителя, практикующие этот вид работы, добиваются хороших результатов в обучении орфографии». (Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. Калуга, 1994.
С. 48.)
Орфографическое чтение я часто использую на уроках русского языка при выполнении любых упражнений. Текст упражнения можно прочитать орфографически перед выполнением задания или после, при проверке. На уроках литературы в 5–6-х классах отвожу от 2 до 5 минут на этот вид работы. Очень эффективны устные диктанты: учитель диктует предложение – ученик проговаривает его орфографически. При этом упражнении, во-первых, увеличивается объем памяти (ученик старается запомнить все предложение, а не одно-два слова, как в обычном диктанте). Во-вторых, тренируется речедвигательная память, работает слуховая. В-третьих, экономится время на уроке. В-четвертых, что самое главное, идет работа по формированию орфографической грамотности.
Еще один прием – орфографический диалог – способствует как формированию грамотности, так и развитию речи. Учитель или ученик задает вопрос «орфографически», собеседник отвечает также «орфографически». Можно составить диалог на определенную тему: «На экскурсии», «В музее» и т.п.
Известный учитель и методист В.П. Шереметевский (1834–1895) считал, что «слух и зрение – это два непримиримых врага в деле письма», орфографическое же чтение примиряет этих врагов – и слух, и зрение работают в этом случае вместе: видим – произносим – слышим.
В.П. Шереметевский считал, что надо учить правописанию, то есть развивать «память зрения», орфографическую зоркость, каллиграфию, орфографическое чутье и общий интеллектуальный уровень. Правила он считал бесполезными: их знание не обеспечивает грамотного письма.
В начале XX века было сформулировано очень важное для методики обучения орфографии положение о взаимодействии теории (правил) и практики (письма). Под пером профессора Е.С. Истриной оно приняло форму своеобразного афоризма: «Правило организует обучение письму, но оно само по себе не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком» (Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. М., 1935. С. 84).
Хороший результат для развития «памяти зрения» дает упражнение «Фотоглаз». На доске столбиком записываются слова (это могут быть словарные слова, слова-синонимы и др.):
красивый прекрасный великолепный изумительный восхитительный бесподобный блистательный поразительный | красный алый багровый багряный бордовый пурпурный пунцовый кумачовый | подлинный истинный талант искусство искусный режиссер директор кабинет президент |
Слова демонстрируются непродолжительное время (20–30 сек., в зависимости от количества слов), затем столбики закрываются. Ученики записывают то, что запомнили, потом проверяют запомнившиеся слова. Другой вариант этого упражнения: не записывая, просто проговорить орфографически.
Вариантом этого упражнения является игра «Молния»: слова с определенными орфограммами отпечатаны на отдельных карточках. Демонстрирую их быстро – 1–2 секунды, ученики записывают или проговаривают запомнившиеся слова. Такие упражнения очень хороши при закреплении изучаемых орфограмм.
В начальных классах для формирования полноценного чтения советую использовать зрительные диктанты Л.П. Федоренко. Принцип следующий: на доске записываются предложения. Каждое последующее предложение на 2–3 знака длиннее предыдущего. Каждое предложение поочередно демонстрируется 8–10 секунд, затем закрывается. Дети должны записать предложение, как запомнили. Следующее предложение длиннее предыдущего, а времени на него отводится столько же. В каждом диктанте по 5–6 предложений. Такие зрительные диктанты хорошо проводить и на уроках русского языка в среднем звене. Вот один из примеров такого диктанта:
2. Ударил мороз. (11 знаков)
3. Хорошо на улице. (13 знаков)
4. Мороз сковал речку. (16 знаков)
5. Детям весело, радостно. (19 знаков)
Такой диктант дается в самом начале этих упражнений. Следующий диктант начинается уже с большего количества знаков и так постепенно усложняется, включая сложные предложения, содержащие большее количество знаков и орфограмм.
1. Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. (41 знак)
2. Все остановились, пораженные яркой красотой леса. (42 знака)
3. Удивительно красивы клены, одетые в багряную листву. (44 знака)
4. На ветках паутина – вся в алмазных капельках утренней росы. (48 знаков)
5. Долго любуемся на тонкое кружево, сотканное мастером-пауком. (51 знак)
Все перечисленные виды упражнений способствуют не только формированию орфографической грамотности, но и совершенствованию скорости чтения.
При формировании грамотности очень важно развивать еще один вид памяти – рукодвигательную. Согласитесь, мы пишем, часто доверяя как раз этому виду памяти – пишем, как рука напишет, то есть механически. Нужен навык, «навык руки», то есть, как говорил Ф.И. Буслаев, «правописание должно находиться на кончике пера». Для тренировки рукодвигательной памяти использую такой вид работы, как списывание. В.П. Шереметевский считал, что орфография – «искусство графическое». А раз зрительные впечатления главные, то основным методом обучения должно быть списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов», поскольку «орфография есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его».
В наших учебниках очень мало упражнений, в которых текст дается без пропущенных букв. И если ребенок не знает, какую букву вставить, то и напишет с ошибкой, то есть рука запоминает неправильное написание слова. С 6-го по 8-й класс я ввожу ежедневное списывание с книги. Дополнительно к упражнению, заданному на дом, ученики в отдельной тетради списывают тексты из сборника изложений Л.М. Рыбченковой, В.Л. Скляровой. В 9–11-х классах этот вид работы заменяется мини-сочинением. При тренировке рукодвигательной памяти рекомендуем не исправлять ошибку, зачеркивая букву. Слово лучше записать целиком в исправленном виде, чтобы запомнили глаз и рука. И обязательно помните правило, подтверждаемое психологами: «Небрежно написанные слова не запоминаются!».
Орфографическое чтение, или Катина тетрадка
Не менее двух десятков лет храню я в своих учительских архивах эту тетрадку. Каждый раз, выбрасывая кучу ненужной учительской макулатуры – тетради, конспекты, черновики, чтобы расчистить место для новых бумажных накоплений, Катину тетрадку бережно откладываю – и опять храню.
«Тетрадь для работ по русскому языку ученицы 5 «Б» класса … Семёновой Екатерины». Так написано на обложке тетрадки. Девочка давным-давно уехала из нашего посёлка и где-то уже давным-давно закончила школу, институт, а я вспоминаю её, и всем новым ученикам рассказываю об орфографическом чтении, которое помогало Кате в пятом классе от первой до последней страницы исписанной тетрадки не сделать ни единой ошибки. Ни одной ошибки нет – ни в домашней, ни в классной работе. Ни разу девочка не споткнулась ни об одно правило, ни об одну букву. Все оценки – только «отлично». Нет, стоп, вру: тройка одна есть. Но не из-за ошибки. Видно, и у Кати случился какой-то вечер с неординарными событиями, когда она, делая уроки, читала, не понимая даже, может быть, что читает. Может, влюбилась девочка первый раз. А что, такое бывает и в пятом классе. Ну вот, прочитала условие упражнения, а задание не выполнила. О чём-нибудь о другом задумалась. Или о ком-нибудь. А может, киска в это время на коленки залезла – и отвлекла от домашнего задания. Мало ли всяких бывает обстоятельств! Но задания к упражнению не было, вот «училка», то есть я, и влепила ей тройку, не попавшую, конечно, в журнал, но засвидетельствовавшую в тетрадке, что «любимчиков быть не должно» ( а как можно не полюбить старательного ученика?) Однако! Ошибок-то орфографических всё равно не было! Никогда, ни одной!
Когда Катя выходила из-за парты и писала мелом на доске (красивым, правильным почерком прописей), никогда ни одной ошибки она тоже не делала. Отличников у меня за многие годы работы было немало. Но всякое и с отличниками происходит – кто не ошибается? Например, такие витиеватые злодеи-наречия могут попасть на зубок, что ой-ой! А Катя, полагаю, и в старших классах, столкнувшись с самыми сложными словами, имела такие же образцово-показательные тетрадки. Потому что она раз и навсегда усвоила себе правило: глазами слово подцепить, языку передать, а язык руке продиктует. Конечно, всё это при участии головы, без неё никак нельзя. Без шуток, правда-правда, голова точно нужна.
Давайте разберёмся. Ученик читает слова: «который», «ненастный». Что у него при беглом чтении получается? «Каторый»? «Нинасный»? Не так ли? Ага, что слышим, то и пишем – вот вам и ОРЗ начинается ( ошибочное рецидивное заболевание). Но если включить в работу орфографическое чтение и зафиксировать глазами и ушами, по слогам, – «ко-то-рый», «не-наст-ный», то ошибок точно не будет.
На уроке литературы я всегда призывала пятиклассников читать быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на уроке русского языка происходило всё наоборот: просила, чтобы читали медленно, почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках, сами себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый… Не все учительницу слышали, а Катя слышала. И потихоньку себе проговаривала все слова, которые писала. И ошибок не делала. Ни одной.
Катя довела орфографическое чтение до автоматизма, не подозревая, что пишет строго по методике П.С. Тоцкого. Но знала это я, поэтому и призывала своих учеников нашёптывать себе по слогам слова, предварительно прочитав эти слова правильно.
Если верить П.С. Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным.
Школьная орфография ( а это основа грамотности любого современного человека) предполагает изучение семи десятков орфограмм. Эти правила подчас мёртвым грузом укладываются в головы учеников: они их заучивают – и… не применяют. А потому что для применения правила нужно ещё знать и кучу всяких подробностей в системе языка: например, различать части речи, части слова, отличать согласные глухие звуки от звонких. Что делать? Как быть?
Оригинальную методику П.С.Тоцкого ( методику обучения грамотности –»Орфография без правил» ) рекомендую пятиклассникам ( и не только им), подтверждая её Катиной тетрадкой из моего учительского архива.
Описана методика во многих пособиях, нет необходимости повторять в рассказе то, что легко найти в Интернете. Популяризировать методику П.С. Тоцкого среди учителей, для применения на уроках русского языка, – дело благое, но несколько безнадёжное, потому что на уроке нужно успевать так много, что едва ли сумеешь с медленным «орфографическим чтением» выполнить необходимый объём работы. Ведь такое чтение работу замедляет, а бедным «училкам» надо успевать с программой. Ну, сколько времени можно уделить такому черепашьему чтению на уроке? Да уж если честно, то совсем немного. На уроках то и дело звучит олимпийский призыв Марьи Ивановны:
– Ребятки, быстрее, быстрее… Не успеем…
Дорогие родители, поймите учителей правильно: у них рабочие программы, у них – не менее двадцати детей в классе: с разным уровнем способностей, с разной скоростью чтения и письма. Поймите…
И дома, помогая сыну или дочери готовить домашнее задание по русскому языку, вспомните об «орфографическом чтении», попросите почитать по слогам. Как в первом классе, именно по слогам! Цепляясь глазами за каждую букву, пасуя слово, как мячик, от глаз к артикуляционному аппарату. Проговорив слово «ко-то-рый» по слогам, ученик уже никогда его не напишет через букву А: «каторый»…
При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком чтении задействованы все три вида памяти – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик видит слово, слышит и произносит его именно так, как требуется его написать. Шансов написать слово грамотно в таком триумвирате становится уже больше.
Конечно, есть проблемы с теми ошибкоопасными местами в словах, которые нельзя «услышать» при орфографическом чтении: ча-ща, чу-щу и др.; наличие или отсутствие «ь» после шипящих; дефисное правописание наречий, правописание предлогов. Существуют ещё и правила пунктуации. Это всё так. И опасность «снижения» техники чтения есть. И опасность для правильного произношения слов тоже имеется. Орфоэпия ( наука о правильном произношении слова) с Орфографией ( правописанием) враждуют, исподтишка друг другу всякие пакости подстраивают. Даже иногда, казалось бы, в самых простейших словах. Подумать только, что обычное наше «патамушта», ежедневно всеми произносимое, пишется совсем по-другому: ПОТОМУ ЧТО! Всё это так. Но если волков бояться, то что будет? В лесу тогда делать нечего, это правда. А если у школьника не получается с русским языком, если безграмотность жуткая и хочется от неё избавиться, то не попробовать ли для начала это «орфографическое чтение»?
Катина тетрадка у меня перед глазами. Нет, опять вру, сейчас, сию минуту, – не перед глазами. Отдала её славному мальчику-пятикласснику, который захотел маме показать эту уникальную тетрадочку: без единой ошибки и помарки. Я забыла сказать, что исправлений в Катюшиной тетрадке тоже нет. Ни одного!
Как сейчас вижу Катю, которая стоит у доски и тихонечко проговаривает слова. Сидящие на передних партах слышат и улыбаются. Вроде смешно. Некоторые даже хихикают ехидно, чтобы учительница не заметила. Только я знаю: в тетрадках этих «пересмешников» найду опять кучу ошибок, страницы снова будут залиты красными чернилами учительских поправок. А у Кати – ни одной ошибки не будет.
«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем», – так учил предшественник Тоцкого – известный в свое время методист Дмитрий Иванович Тихомиров, которому в 1888г. Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.
Катя не изобрела заново велосипед, она только воспользовалась тем, что задолго до её появления на свет открыли учёные-методисты. «Орфография без правил»? Нет, без правил не обойтись в любом деле, но подкрепить эти правила «орфографическим чтением» можно и нужно. Ведь безграмотность для человека – это как неумытое лицо, нечёсаные волосы, грязная рубаха. Нельзя в таком виде к людям, не так ли?