Что значит проблематика произведения
Проблематика – это совокупность вопросов или точка зрения?
Интерес к тем или иным явлениям действительности позволяет определить тот круг вопросов и проблем, которые автор освещает в своем произведении. Задача творческого процесса писателя – разрешить проблематику своего произведения, так как выбор определенных проблем будет составлять содержание произведения. Итак, в теме сегодняшней публикации мы рассмотрим, что значит проблематика. Это выбор вопросов или проблем? А может, это точка зрения автора?
Значение слова
«Герой нашего времени», или значение примеров
Михаил Юрьевич Лермонтов в своем бессмертном романе «Герой нашего времени» затрагивает такие вопросы, которые интересовали и будут интересовать людей во все времена: в чем заключается смысл жизни человека, что есть честь и достоинство, какое место занимает любовь и дружба? В этом случаи важны временные рамки, так как многие понятия продиктованы временем, в котором живет герой этого произведения. Всем этим и определяется проблематика романа «Герой нашего времени».
Гениально не только это произведение, гениально даже само название, которое можно приурочить к сегодняшнему дню. Ярким примером может послужить роман современного писателя Сергея Минаева «Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке», на основании которого был снят одноименный фильм. Главный герой романа – герой своего времени, который за свою работу получает большие деньги, ездит на дорогих автомобилях, живет в шикарной квартире и окружен красивыми женщинами. Со временем его образ жизни кажется ему омерзительным, и он старается вырваться из этого порочного круга.
Проблематика двух романов может быть объединена одним общим вопросом: «Зачем я живу?». Этот вопрос задает себе Печорин, он же волнует и Макса Андреева.
Мастер слова
Проблематика рассказа «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна – это проблемы не только долга и совести, но и истинной любви. Тема неразделенной любви близка людям вне зависимости от времени, в котором они проживают. К этой теме обращались многие писатели. Но Куприн оказался мастером пера, мастером своего дела, подача проблематики этого рассказа настолько впечатляет размышлениями самого автора, которые произносит один из героев рассказа – генерал Яков Михайлович Аносов. Любовь, по мнению Куприна, – это не только самоотверженность и честность. Главное – это подвиг, который может сделать далеко не каждый. В произведении разносторонне изображены характеры героев, ситуации, внутренние конфликты. И чем глубже они изображены, тем интересней проблематика этого произведения.
Немного о сказках и детективах
Позиция персонажей предопределена и неизменна на протяжении всего сюжета. Речь идет о сказках. Если персонаж Бабы-Яги отрицательный, ни в одной сказке вы не встретите описаний о ее, скажем, внутренних метаниях между хорошими делами и плохими, не будет внутренних диалогов, действия ее просты и понятны. Проблематика темы сказочных персонажей весьма ограничена жанром произведения. Похожая ситуация наблюдается, к примеру, в детективном романе, где не стоит вопрос проблемы преступности, он, конечно же, существует в самом произведении, но здесь важна в основном сюжетная линия, а уже идейное содержание предмета отступает на второй план. Читатель увлечен описанием линии сюжета произведения, в основе которого лежит раскрытие загадочного преступления. В этом случае читателя не интересует вопрос, каким образом преступник стал на этот скользкий путь. Проблематика произведения в этом случаи не отслеживается. Это произведение обусловлено жанром детектива. Даже мнение самого автора в этом случае предопределено каноном жанра.
Заключение
В заключение, подводя итоги сказанному, отметим, что проблематика – это не только одна из ведущих граней в художественном произведении, но и выбор свободы слова автором произведения, который не ограничен жанровым каноном. Это важный процесс рассуждения, который раскрывает перед читателем художественную осознанность произведения, позволяет ему самостоятельно ответить на многочисленные вопросы. Проблематика должна присутствовать в творении автора. Если ее нет в произведении, то оно в большей степени лишено смысла и не вызывает желания перечитывать его вновь и вновь, не заставляет задуматься над вечными вопросами, а является лишь способом скрасить свой досуг чтением незатейливой и одноразовой писанины. Так, в современной массовой литературе редко содержится глубокая и значительная проблематика.
Что такое проблема в литературном произведении?
Ученик (210), закрыт 8 лет назад
Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.
Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.
Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:
1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.
Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.
Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т. д.
проблематика
Смотреть что такое «проблематика» в других словарях:
ПРОБЛЕМАТИКА — ПРОБЛЕМАТИКА, проблематики, мн. нет, жен. (книжн.). Совокупность, круг проблем. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
проблематика — сущ., кол во синонимов: 2 • совокупность проблем (1) • тема (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
проблематика — (совокупность проблем) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN range of problems … Справочник технического переводчика
ПРОБЛЕМАТИКА — (problematique or problematic) система вопросов и понятий, составляющая какую либо определенную науку (Альтюссер и Балибар, 1968). В творчестве Луи Альтюссера это понятие играет роль, во многом эквивалентную понятию парадигмы у Томаса Куна или… … Большой толковый социологический словарь
ПРОБЛЕМАТИКА — развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например, анализ чувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. Это понятие часто используется в значении «исследования точно поставленной и … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ПРОБЛЕМАТИКА — развертывание проблемы в процессе размышления: например, анализ чувства долга относится к нравственной проблематике. Это понятие часто используется в значении «исследования точно поставленной и развернутой задачи», при этом вначале все решения… … Философский словарь
Проблематика — ж. Совокупность проблем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
проблематика — проблематика, проблематики, проблематики, проблематик, проблематике, проблематикам, проблематику, проблематики, проблематикой, проблематикою, проблематиками, проблематике, проблематиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Проблематика произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблематика произведения – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в его произведении.
Понятие проблематики произведения
Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.
В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.
Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.
Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.
Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.
Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.
Типы проблематики
Литературоведы достаточно давно стали разрабатывать вопросы художественной проблематики. Но системной научной разработке данная проблема подверглась только в 20 веке. Одной из первых попыток дифференцировать типы художественной проблематики была попытка М. М. Бахтина, выделившего романную и нероманную концепцию действительности. В типологии Бахтина они прежде всего различались по тому, как автор подходит к пониманию человека и его изображению. В книге «Проблемы исторического развития литературы» Г. Н. Поспелов выделил четыре типа проблематики:
Однако эта типология имели существенные недостатки, такие как неточность терминологии, неправомерное и произвольное связывание типов проблематики и литературных жанров, излишняя социализация, но при анализе произведении она может служить исходной точкой.
Современный исследователь А. Б. Есин уточнил и дополнил классификацию Поспелова. В результате были выделены следующие типы проблематики:
Выделенные типы проблематики не исчерпывают всего многообразия вопросов, которые ставятся авторами произведений перед читателями. Это отлично понимают и сами литературоведы. В классическом учебнике «Введение в литературоведение» под редакцией Г. Н. Поспелова предлагается уже другой перечень и указывается, что проблематика может отражать разные сферы общественной жизни. Проблематика может быть:
Это зависит от того, на каких противоречиях и на каких сторонах характеров акцентирует внимание автор.
Следует заметить, что проблематика многих произведений зачастую выступает в типологически чистом виде. Это означает, что другие типы проблематики в содержании таких произведений не играют существенной роли. Однако встречаются и такие произведения, где сочетается два, реже больше проблемных типа. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сочетается социокультурная и идейно-нравственная проблематика. Сочетание идейно-нравственной и национальной проблематики характерно для поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. В романах «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова сочетаются три или четыре типа проблематики.
Наличие в содержании произведения разных типов проблематики является одним из моментов художественного своеобразия данного произведения. В общем художественном строении данные аспекты занимают подчиненное положение.
Тема, идея, проблематика художественного произведения
Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.
Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».
Тема | ||
---|---|---|
Главная | Частная | Вечная |
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). | Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») | Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны. |
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения. |
Идея — мысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.
Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).
Проблематика
Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.