Что значит проблема произведения
Тема, проблематика, идея и авторская позиция
Определения
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Проблемы художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Под проблемой в художественном произведении понимают вопрос, который необходимо решить. В каждом художественном произведении присутствует проблематика. Под ней понимают мнение писателя относительно тех событий, явлений, характеров которые он описывает в своем произведении. Проблематика — это то, как писатель понимает и осмысливает окружающую действительность, свои мысли он передает другим людям посредством художественного произведения.
Самобытность проблемы
Проблема произведения складывается из нескольких элементов:
Для того чтобы определить проблематику произведения, читателю следует вдумчиво вчитываться в текст произведения. Проблематика заставляет читателя задуматься над серьезными вопросами.
Проблемы, которые поднимаются в художественных произведениях, чаще всего носят субъективный характере, это личное мнение автора относительно определенных вопросов. Бывает так, что два произведения написаны на одну и ту же тему, но проблемы совершенно разные, взгляды авторов отличаются.
Можно сказать, что без проблемы нет художественного произведения. Проблема — это неотъемлемая его часть. В серьезных произведениях классической литературы чаще всего затрагивается не одна, а множество проблем. Пути решения этих проблем далеко не всегда прописаны в произведении, таким образом писатель хочет, чтобы читатель сам порассуждал над серьезными вопросами, сделал определенные выводы.
Типология проблем художественной литературы
Советский литературовед Г. Н. Поспелов перечислял четыре вида проблем:
Готовые работы на аналогичную тему
Данная типология помогает при литературном анализе художественного произведения.
А. Б. Есин дополняет классификация проблематики Н. Г. Поспелова, в результате у него получается следующие типы:
Многие произведения несут в своем содержание какой-то один тип проблем, например, в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» проблематика национальная. Но часто можно встретить произведения в которых присутствует несколько типов проблем, например, «Война и мир» Л. Толстого. Следует отметить что типы проблем не всегда равноправны в произведении, некоторые являются более доминантными.
Проблемы, затрагиваемые в русской художественной литературе
Ниже перечислены основные острые проблемы затрагиваемые русскими писателя в своих произведениях:
Остановится более подробно на каждой из них.
Проблема исторической памяти.
Проблема исторической памяти поднимается в таком произведении как «По праву памяти» А. Т. Твардовского. Главные концепты, которые Твардовский хотел передать в своем произведении – это память и забвение – он призывает не забывать о том, что было и чтить память прошлого. Твардовский хочет сказать, что современные люди стали жить только настоящим, забывая о своем прошлом.
Тема исторической памяти так же поднимается в произведении «Реквием» А. А. Ахматовой. В этой поэме отражены реальные трагические переживания поэтессы, сын, которой был незаконно репрессирован и казнен.
Проблема ложной цели в жизни.
Проблема поиска жизненного пути.
Эта пролома раскрывается Гончарова «Обломов». Илья Обломов вероятно желал достичь высот в жизни, но сил на подвиги у него не нашлось. У Обломова были сомнения какой же путь ему выбрать деятельный или пассивный. В конце он все-таки выбрал пассивную жизнь, стагнацию, в результате чего рано скончался.
Другое произведение затрагивающее эту тему – «На дне» Горького. В этом произведении писатель показывает нам образы людей, у которых закончились силы бороться ради своей же собственной жизни и своего благополучия. В этом произведении у героев тоже стоит вопрос выбора жизненного пути. Но они выбирают остаться там, где сейчас оказались.
Проблема любви к ближнему.
Это проблема достаточно хорошо освящается в рассказе Шолохова «Судьба человека». Солдат, который во время войны потерял всех своих близких, несмотря на тяжелые испытания, которые ему пришлось пройти все равно сохраняет в сердце любовь. Он берет на воспитание мальчика-сироту, который так же, как и он остался один. Эта тема является весьма животрепещущей в нашем обществе. Всегда надо оставаться человеком, независимо от того в каких условиях ты оказался, именно это поможет тебе самому выжить.
Проблема равнодушия.
Эта проблема красной линией проходит в произведении Чехова «Ионыч». После неразделённой любви главный герой произведения Старцев становится весьма равнодушен к миру, все что им управляет это лишь его хладнокровный разум. Равнодушие он проявляет не только к окружающим, но и к самому себе, он никак не развивается, а лишь убивает все свое свободное время игрой в карты.
Проблема дружбы и долга.
Проблема товарищества и долга присутствует практически во всех произведениях, посвященных великой отечественной войне. Проблема дружбы и долга хорошо раскрыта в произведении Васильева «А зори здесь тихие». Именно честь и долг – главные характеристики настоящего солдата на войне. Без взаимовыручки невозможно справиться с врагом.
Проблема будущего России.
Судьба России всегда волновала писателей. Об этой проблеме рассуждает и Гоголь в своем произведении «Мертвые души», и Чернышевский в романе «Что делать», и Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Именно от судьбы государства в дальнейшем зависит и судьба русской литературы.
Проблема патриотического духа.
Благодаря искусному перу русских писателей мы с вами можем стать свидетелями событий военного времени. Множество произведений русской литературы посвящены проблеме войны и патриотизма, например, произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», М. Ю. Лермонтова «Бородино», В. Катаев «Сын полка» и множество других. Защита Родины, любовь к Родине всегда были актуальными вопросами, которые в разное время раскрывались разными писателями в русской литератур. Благодаря эти произведениям, мы может узнать, как ведут себя люди, попавшие в столь суровые условия военной жизни.
Тема, идея, проблематика художественного произведения
Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.
Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».
Тема | ||
Главная | Частная | Вечная |
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). | Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») | Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны. |
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения. |
«Преступление и наказание»
Проблематика романа – философская, нравоописательная, социокультурная. Где находится граница между добром и злом? Существуют ли они? Такие вопросы поставил автор перед читателями. Однако в действиях главного героя, каким бы жестоким ни был его поступок, сложно выявить эти границы.
Еще один важный вопрос в романе «Преступление и наказание» — вопрос о приоритетах. Для Раскольникова в начале произведения на первом месте деньги. Он полагает, что только они приблизят его к цели, что, в свою очередь, станет благом для всей той серой массы, о которой он думает с пренебрежением. Как известно, идеи студента оказываются несостоятельными.
В художественном содержании романа присутствует социально-культурный аспект. Достоевский изобразил Петербург. Но не тот шикарный город, построенный словно напоказ. События происходят в бедных районах, там, где человеку очень сложно сохранить нравственность и веру в Бога.
Идея — мысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.
Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).
Проблема крепостного права
Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.
Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.
Виновником происходящих событий Фонвизин считает не воспитание, а рабство, растлевающее и развращающее помещиков. От нынешних дворян, по его мнению, не осталось ничего человеческого. Для них чужды такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, человечность.
Именно крепостное право превратило помещиков в тиранов и монстров. В финале комедии добро и справедливость восторжествуют. Помещиков лишат права владеть крепостными, а именье будет находиться под опекой государства. Конфликт разрешен.
Проблематика
Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.
Виды проблематики:
Тематика и проблематика художественного произведения
Содержание
Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем — тематика произведения.
В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении», — пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко эти значения разграничены в Литературном энциклопедическом словаре**, что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда тема отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».
Нам необходимо четко разграничить и сами термины «тема», «проблема», «идея», и — главное — стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым и в настоящее время разделяется многими литературоведами. В соответствии с этой традицией под темой мы будем понимать объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуютобъективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному. При этом следует, разумеется, учитывать то обстоятельство, что действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а уже на этом этапе творчески преломляются: писатель выбирает из действительности наиболее, с его точки зрения, характерное, усиливает эту характерность и одновременно воплощает ее в единичном художественном образе. Так создаетсялитературный персонаж — вымышленная писателем личность со своим характером, то есть совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности — социальных и психологических.
Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет проблематике даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. Проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к художественной литературе.
Типы проблематики
Вопросы типологии художественной проблематики стали разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и литературоведов XVIII-XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека*. Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа проблематики : «мифологическую», «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе — «этологическую») и романную (в терминологии Г.Н. Поспелова — «романическую»)**. Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше.
Мифологическая проблематика
Мифологическая проблематика — это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»*; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом появился на земле цветок нарцисс — в него, оказывается, был превращен юноша по имени Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.
Мифологическая проблематика была очень развита на ранних стадиях литературы, а также в долитературном творчестве — фольклоре. Конечно, многие современные писатели просто используют мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего философской) проблематики (например, рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но и собственно мифотворчество актуально для литературы XX в. Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности литература «фэнтези». Как пример научно-фантастического мифотворчества можно привести романы А. Кларка «Космическая одиссея 2001» и К. Саймака «Заповедник гоблинов». В первом из них дается фантастическое объяснение возникновению разумной жизни на Земле: зародиться ей помогли высокоразвитые космические пришельцы; во втором фантастически осмысляются поверья о гоблинах, троллях, феях и т.п.: оказывается, «нечистая сила» — это наиболее древние обитатели Земли, населявшие ее еще миллиарды лет назад и теперь постепенно вымирающие. Примером мифологической проблематики в литературе «фэнтези» с успехом может служить трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец».
Национальная проблематика
Социокультурная проблематика
Романная проблематика
Философская проблематика
Из сказанного легко можно сделать вывод и о втором принципиальном отличии романной и философской проблематики : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной проблематики важен процесс формирования и изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская проблематика занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.
Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.)
Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий).
Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной и той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо и обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна и та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? и т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох и сословий и т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи и помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова и др.).
В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.
Что такое проблема в литературном произведении?
Ученик (210), закрыт 8 лет назад
Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.
Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.
Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:
1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.
Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.
Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т. д.