Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?

Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Понятие и структура анализа художественной литературы

Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.

Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:

Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:

Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Особенности анализа разных типов художественных трудов

Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:

Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:

Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.

Источник

Пример, как сделать целостный анализ текста по литературе по образцу

Как сделать целостный анализ текста по литературе учат в школе с начальных классов. Этот навык укрепляется и оттачивается с годами. В выпускном классе школьник должен показать свое мастерство на экзамене. Качественный и полный разбор текста требуется и раньше: анализ проводят в работах олимпиадного характера, в контрольных заданиях по литературе, поэтому навык необходим современному школьнику.

Последовательность выполнения

Провести полный анализ прозаического текста — значит, исследовать всю структуру произведения. Начиная с фонетического уровня и заканчивая синтаксическим. Но это возможно сделать не с любым текстом. Например, в прозе интереснее разбирать детали, которые использует автор, что хочет ими сказать. Иногда это намного важнее, чем звукопись, которая чаще используется в лирических произведениях, или синтаксические конструкции. Не существует единого плана, по которому следует выполнить анализ стихотворения или рассказа. Рекомендации, которые можно использовать при подготовке к олимпиаде:

Единого плана анализа прозаического произведения, как и стихотворений, не существует. Каждый учитель в классе вправе предложить свой образец разбора произведения.

Нужно понимать — что важно для одного отрывка, может оказаться незначительным для другого. Например, в одном эпизоде в основе лежит оппозиция героев, тогда, делая анализ, нужно отталкиваться от этого утверждения. В другом — может не быть противопоставлений, или быть, но антитеза настолько незначительная, что о ней можно даже не упоминать.

Шаблоны для анализа произведения

Образец, как проанализировать текст по литературе, должен предоставить учитель. Он должен полностью отражать правильный разбор художественного произведения. Для упрощения задачи можно использовать шаблоны:

Кроме таких заготовок, важно использовать и свои размышления, мысли, которые навеяны прочтением произведения.

План для разбора стихотворного текста

Стихотворения анализировать сложнее, потому что нужно тонко чувствовать, что хочет донести автор. Целостный анализ стихотворения включает в себя следующие элементы:

В заключение нужно написать 1−2 предложения, подвести итог всему сказанному.

Стоит помнить, что анализ должен быть связным текстом, как сочинение. Нельзя использовать нумерацию предложений, абзацев и проч.

Источник

Анализ текста

Анализ тек­ста — это все­сто­рон­нее иссле­до­ва­ние связ­но­го смыс­ло­во­го отрез­ка речи, выяс­не­ние его темы и идеи, сти­ля и типа речи, ком­по­зи­ции, средств свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, ука­за­ние худо­же­ствен­ных тропов.

Прежде чем ана­ли­зи­ро­вать текст, необ­хо­ди­мо выявить его харак­тер­ные при­зна­ки, на кото­рые в первую оче­редь сле­ду­ет обра­тить внимание.

Что такое текст?

Наша речь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков, кото­рые, соче­та­ясь меж­ду собой в опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти, фоне­ти­че­ски оформ­ля­ют сло­ва. Слова при­ни­ма­ют соот­вет­ству­ю­щую грам­ма­ти­че­скую фор­му и по смыс­лу выска­зы­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние. Предложение — это мини­маль­ная еди­ни­ца тек­ста. Чтобы отдель­ные пред­ло­же­ния мож­но было назвать тер­ми­ном «текст», они долж­ны быть посвя­ще­ны общей теме и выра­жать глав­ный замы­сел авто­ра — идею.

С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее определение:

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Тема и идея текста

У каж­до­го тек­ста суще­ству­ет тема, кото­рой он посвящается.

Тема может быть самой раз­ной: при­ход зимы в город, путе­ше­ствие в горы, друж­ба котен­ка с соба­кой, поход в лес и пр. Часто тема выра­жа­ет­ся в виде заго­лов­ка: «Ночное про­ис­ше­ствие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры кос­мо­са».

Чтобы рас­крыть тему, автор вопло­ща­ет идею — глав­ный вопрос, кото­рый ста­вит перед чита­те­ля­ми или слу­ша­те­ля­ми. Автор стре­мит­ся дока­зать свою точ­ку зре­ния на постав­лен­ную про­бле­му, то, ради чего напи­сан текст. Рассмотрим тему и идею сле­ду­ю­ще­го неболь­шо­го текста.

Пример

Грачи при­ле­те­ли сего­дня рано утром. Мы сна­ча­ла их не заме­ти­ли. Черные пти­цы бес­по­ря­доч­но рас­се­лись на поле. На тем­ной пахо­те их нелег­ко было заме­тить. А затем гра­чи взле­те­ли на бело­стволь­ные бере­зы, и нача­лась шум­ная пти­чья кон­фе­рен­ция об устрой­стве гнезд. И тут все уви­де­ли, что при­ле­те­ли гра­чи — гон­цы насту­пив­шей весны.

Это связ­ный текст. Он посвя­щен при­ле­ту гра­чей. Это его тема. Дадим тек­сту заго­ло­вок «Грачи при­ле­те­ли». Автор выра­жа­ет основ­ную мысль, идею, кото­рую сфор­му­ли­ру­ем в виде выска­зы­ва­ния, — «гра­чи — гон­цы вес­ны».

Признаки текста

Чтобы содер­жа­тель­ный отре­зок речи назвать тек­стом, выявим в нем сле­ду­ю­щие харак­тер­ные признаки:

Выявление этих при­зна­ков — это важ­ный шаг для все­сто­рон­не­го ана­ли­за тек­ста. Тематическое един­ство пред­по­ла­га­ет общую тему, кото­рую рас­кры­ва­ет все пред­ло­же­ния. Разные по смыс­лу пред­ло­же­ния, в кото­рых не про­сле­жи­ва­ет­ся общая тема, не соста­вят текст, а явля­ют­ся про­стым набором.

В тек­сте ряд пред­ло­же­ний рас­по­ло­же­ны в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Каждое сле­ду­ю­щее пред­ло­же­ние опи­ра­ет­ся на уже извест­ное чита­те­лю и сооб­ща­ет что-то новое. Предложения свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и с помо­щью раз­ных язы­ко­вых средств (лек­си­че­ские повто­ры, место­име­ния, сою­зы, пред­ло­ги, сино­ни­мы, син­так­си­че­ские кон­струк­ции и др.).

Каждый текст мож­но раз­де­лить на смыс­ло­вые отрез­ки, абза­цы, главы.

Законченность тек­ста выра­жа­ет­ся в соблю­де­нии ком­по­зи­ци­он­ной струк­ту­ры (завяз­ка, сере­ди­на, концовка).

Важным при­зна­ком тек­ста явля­ет­ся его сти­ли­сти­че­ское един­ство, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет исполь­зо­ва­ние язы­ко­вых средств одно­го и того же сти­ля речи (науч­но­го, пуб­ли­ци­сти­че­ско­го, худо­же­ствен­но­го и др.).

Как выполнить анализ текста?

Анализ тек­ста заклю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии его глав­ных пара­мет­ров. Его мож­но выпол­нить с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма:

Алгоритм анализа текста

Примеры

Как-то нас заста­ла лет­няя ночь в тай­ге. Ночь уку­та­ла бар­хат­ным покры­ва­лом все вокруг. Не колы­шет­ся ни один лист, не слыш­но птиц. Только неуго­мон­ный ручей нару­ша­ет тиши­ну ночи. Мы рас­по­ло­жи­лись на бере­гу ручья и раз­ве­ли костёр. Скоро на ноч­ном небе пока­за­лись любо­пыт­ные звез­ды. Они смот­ре­ли на нас свер­ху и как бы спра­ши­ва­ли, кто вы такие.

Федор стал рас­ска­зы­вать о сво­ем похо­де на Урал. Неожиданно вда­ле­ке послы­шал­ся гром­кий хруст сучьев. Мы насто­ро­жи­лись. Явно кто-то шел к нам, при­вле­чен­ный запа­хом каши, кипя­щей в котел­ке. Тут быва­лый путе­ше­ствен­ник Фёдор ско­ман­до­вал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне запо­лы­хал яркий костёр. А затем Федор под­бро­сил в него све­жих сос­но­вых веток, и от кост­ра пова­лил густой удуш­ли­вый дым. Треск сучьев стал уда­лять­ся в про­ти­во­по­лож­ную сторону.

«Ушёл!» — обра­до­вал­ся Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тай­ги — медведь!»

Анализ тек­ста

Что такое мен­таль­ная арифметика?

— Это осо­бая про­грам­ма раз­ви­тия интел­лек­та при помо­щи ариф­ме­ти­че­ских вычис­ле­ний, — рас­ска­зы­ва­ет «АиФ» руко­во­ди­тель шко­лы мен­таль­ной ариф­ме­ти­ки Яна Чеканова. — Главная цель — гар­мо­нич­ное раз­ви­тие умствен­ных спо­соб­но­стей для мак­си­маль­ной ско­ро­сти вос­при­я­тия и обра­бот­ки боль­шо­го объ­ё­ма инфор­ма­ции без осо­бых уси­лий. То есть бла­го­да­ря мен­таль­ной ариф­ме­ти­ке ребен­ку лег­че будет изу­чать любые школь­ные предметы.

Особенность мен­таль­ной ариф­ме­ти­ки в том, что ребя­та учат­ся счи­тать на спе­ци­аль­ных япон­ских счё­тах, а затем пред­став­ля­ют косточ­ки этих счё­тов в сво­ем вооб­ра­же­нии. Дети не реша­ют при­ме­ры в стол­бик, как на уро­ке мате­ма­ти­ки, а выпол­ня­ют ариф­ме­ти­че­ские вычис­ле­ния при помо­щи обра­зов и сво­е­го вооб­ра­же­ния. Благодаря тако­му под­хо­ду уве­ли­чи­ва­ет­ся ско­рость уст­но­го счё­та, а так­же про­ис­хо­дит интел­лек­ту­аль­ное развитие.

Анализ тек­ста

Видео «Текст. Анализ текста»

Источник

Целостный анализ текста по литературе

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору). Мы остановимся на прозаическом тексте. Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе. Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст. Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.

План выполнения

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста. Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.

Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе. Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Текст

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Анализ

Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность. Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы.

Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия. Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней». Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина». Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред? Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает. В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.

Источник

Как делать анализ текста — алгоритмы и примеры разбора

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Обзор по литературе

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать
на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Значение произведения и отличие его от других

В заключении следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

В конце расскажите какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного. Так же следует рассказать об общественном значении произведения. Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Принципы и элементы композиции

В этом пункте следует отобразить какой ведущий принцип композиции присутствует в произведении:

Необходимо так же сказать о дополнительных средствах композиции:

Следует упомянуть и о композиционных приемах, например, внутренние монологи, дневники.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

План для разбора прозы:

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

Исторический аспект

В общеобразовательной школе на уроке литературы школьники достаточно часто получают задание выполнить анализ художественного произведения, например, романа, поэмы, повести и так далее.
Приступая к анализу, следует подробно познакомиться с историческим контекстом произведения. Для нас является важным в каком году было написано произведение, какие исторические события могли повлиять на его идею и проблематику. Немаловажным будет указать, как долго автор находился в процессе написания этого произведения, и в какой период своей жизни он его сотворил.

Здесь стоит отметить, что существует значительная разница межу исторической обстановкой и исторически-литературной обстановкой. Под исторически-литературной обстановкой обычно понимают типичные литературные направления, которые доминировали в момент написания произведения, место произведения среди произведений других писателей, написанных в это время, критику произведения, его оценку современниками.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению: Время (место) написания, история создания; Жанровое своеобразие; Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); — Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: Композиционные решения; Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения (схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); — определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная); — определить организацию (композицию) лирического произведения; — определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое); определить лексический рисунок (просторечие, книжно — литературная лексика…); — определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение); — определить звуковой рисунок; — определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; — выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; — определить своеобразие и активность использования тропов.

ЭПИТЕТ — художественное определение; СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ — скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА — художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

— риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; — повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; — антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — Аллитерация – повторение согласных звуков; — Ассонанс – повторение гласных звуков; — Анафора — единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция: — основной конфликт, этапы его развития; — характер развязки /комический, трагический, драматический

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах: — внешность героя, — поведение, — речевая характеристика — содержание речи /о чем?/ — манера /как?/ — стиль, словарь — само характеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; — роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Для того чтобы закрепить материал и запомнить, как делают анализ произведения, напишем анализ стихотворения Жуковского по плану, приведенному выше.

Что значит проанализировать текст по литературе 6 класс

Анализ стихотворения «Море» по плану данного анализа поможет легко и быстро разобрать художественное произведение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *