Что значит проактивная интерференция

Проактивная интерференция

Смотреть что такое «Проактивная интерференция» в других словарях:

интерференция проактивная — явление деятельности мнемической, состоящее в ухудшении сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала. Увеличивается при возрастании степени заучивания интерферирующего материала и… … Большая психологическая энциклопедия

интерференция — (от лат. inter между, ferens (ferentis) несущий) ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. И. изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в … Большая психологическая энциклопедия

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, ПРОАКТИВНАЯ (ПИ) — Интерференция предварительно усвоенного материала, воздействующая на материал, изучаемый в настоящее время. Она является проективной в том смысле, что воздействие ин формации, усвоенной в прошлом, направлено вперед во времени. Проак тивная… … Толковый словарь по психологии

Интерференция проактивная (ПИ) — (греч. pro за, вперёд, в пользу; лат. activus деятельный) блокирование предварительно усвоенным материалом памяти процесса фиксации новой, особенно сходной по значению информации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти… … Большая психологическая энциклопедия

Кратковременная память (short-term memory) — В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия

забывание — ЗАБЫВАНИЕ понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПИ — См. проактивная интерференция … Толковый словарь по психологии

ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — См. проактивная интерференция … Толковый словарь по психологии

Торможение проактивное — см. Интерференция проактивная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

интерференция проактивная

Смотреть что такое «интерференция проактивная» в других словарях:

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, ПРОАКТИВНАЯ (ПИ) — Интерференция предварительно усвоенного материала, воздействующая на материал, изучаемый в настоящее время. Она является проективной в том смысле, что воздействие ин формации, усвоенной в прошлом, направлено вперед во времени. Проак тивная… … Толковый словарь по психологии

Интерференция проактивная (ПИ) — (греч. pro за, вперёд, в пользу; лат. activus деятельный) блокирование предварительно усвоенным материалом памяти процесса фиксации новой, особенно сходной по значению информации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

интерференция — (от лат. inter между, ferens (ferentis) несущий) ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. И. изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в … Большая психологическая энциклопедия

Проактивная интерференция — Помехи в процессе обучения, вызванные некой информацией, усвоенной в прошлом. Они называются «проактивными», так как эффект усвоенной информации сказывается в будущем. Если мы учились водить автомобиль с ручным переключением передач, то, когда… … Большая психологическая энциклопедия

Торможение проактивное — см. Интерференция проактивная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти… … Большая психологическая энциклопедия

Кратковременная память (short-term memory) — В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия

забывание — ЗАБЫВАНИЕ понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПИ — См. проактивная интерференция … Толковый словарь по психологии

ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ — См. проактивная интерференция … Толковый словарь по психологии

Источник

Расшифровка термина: интерференция

Что значит проактивная интерференцияТермин «интерференция» в быту практически не применяется, так как он является характерным для области психологических, медицинских и научных исследований.

В частности, в психологии данное понятие используется для определения способностей памяти в процессе обучения или усвоения новой информации. Этот термин считается основополагающим для многих существующих на сегодняшний день психологических теорий о забывчивости человека.

Термин

Слово «interferentis» переводится с латинского языка как «взаимо» («inter») и «поражающий» («ferens» (букв. несущий)). Таким образом, можно дать следующее определение интерференции: это явление, при котором у субъекта наблюдается ухудшение сохранения запоминаемой информации в процессе воздействия другой поступающей информации. В качестве вытесняющих сведений может выступать любой материал, которым пользуется человек.

Если говорить более простым языком, то интерференцией называют взаимоподавляемые процессы в сфере познания, происходящие в человеческом сознании одновременно. Причиной этого может являться ограниченный объем внимания, которым способен оперировать субъект.

В психологии социальной данный феномен взаимодействия одновременно происходящих процессов отождествляется с конфликтом между противоречивыми критериями оценки субъектом внешнего мира. Это могут быть не только противоположные чувства и эмоции, но и разные мотивы, принципы и жизненные ценности.

Классификация

Что значит проактивная интерференцияДетальное изучение понятия «интерференция» происходит в рамках исследования человеческой памяти и процессов изменения навыков в ходе обучения. Наиболее популярная версия, которая может объяснить данное явление в психологии, берет начало в теории И.П. Павлова о рефлекторных навыках.

Согласно ей, можно представить классификацию явлений и взаимодействующих процессов, в основе которой лежит последовательность усваивания первоначальной и сохранения получаемой впоследствии информации. Таким образом, выделяют интерференцию:

1. Проактивную, которая представляет собой механизм мнемической активности и заключается в том, что человек начинает хуже запоминать новые данные под влиянием ранее полученных и сохраненных данных, которые являются первоначально заученным материалом. Такое явление становится более выраженным при увеличении степени заучивания предварительно полученных сведений, а также в условиях увеличения объема для их сохранения.

В некоторых ситуациях увеличивается проактивная интерференция с возрастанием степени схожести между заученным и ранее полученным материалом. В рамках эксперимента данный феномен можно обнаружить при сравнении результатов исследований по воспроизведению либо вторичному заучиванию информации у участников экспериментальных и контрольных групп.

Что значит проактивная интерференция2. Ретроактивную. В отличие от проактивной, она характеризуется ухудшением сохранения первоначальной информации на фоне оперирования полученным позже материалом. Этот условный параметр увеличивается с возрастанием числа схожих факторов между сведениями, полученными ранее и заученными позже, а при их полном совпадении способен достигать максимума.

Чем большим будет объем сохраняемой информации, тем будет меньшей интерференция, даже если объем полученных впоследствии субъектом данных будет неизменным. И наоборот, степень взаимодействия будет увеличиваться в условиях неизменного объема запоминаемой информации при росте ее объема, получаемого при вторичном заучивании. Обнаруживается такое явление в ходе эксперимента так же, как и предыдущая (проактивная) форма, по результатам исследований воспроизведения и сохранения полученного материала в контрольной и экспериментальной группах.

Что значит проактивная интерференцияПомимо этого интерференция может быть селективной, рассматривающей процессы взаимодействия полученного и ранее заученного материала, на усваивание которого субъекту требуется больше времени. Существование такой формы относится к мнемической деятельности и проявляется в виде задержки ответа на поставленный вопрос, что обусловлено непроизвольным воздействием значения слова на память субъекта.

То есть в таких случаях человек сталкивается с задачей, решение которой требует от него активации не только памяти, но и внимания. Данное явление изучается в рамках исследования процессов понимания человеком поступающей информации.

В ходе исследования возможностей человеческого сознания по усвоению и сохранению материала было выделено такое понятие, как интерференция навыков. Она представляет собой процесс переноса приобретенных индивидуумом частных навыков на очередное, формируемое вновь действие. Основанием для активации такого эффекта являются сходные признаки навыков (частичные или внешние), которые вызывают осложнения при наложении одного навыка на другой.

Что значит проактивная интерференцияВ то же время Большой словарь психологии (авторы В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков) дает другое определение тому же явлению. Согласно ему, интерференцией навыков принято считать негативные последствия процесса переноса навыков, которые заключаются в затрудненном выполнении действия (усвоения информации) на фоне одновременного применения ранее сформированных действий.

Исследование такого эффекта в рамках изучения сенсомоторной деятельности указывает на то, что во время перехода от одного навыка, ставшего привычным для субъекта, к другому (инвертируемому) элементы умственного познания взаимодействуют между собой так сильно, что это может привести к вытеснению других результатов освоения нового материала. Автор: Елена Суворова

Источник

Интерферирующая деятельность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Интерференция в психологии — это особенность процесса запоминания при обучении, суть которой состоит в ухудшении сохранения заучиваемого материала из-за влияния ранее заученного (интерферирующего) материала.

Понятие интерференции

Интерференция возрастает при росте качества заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема. Также она возрастает при повышении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

Категория «интерференция» не используется в бытовом общении. Это обусловлено тем, что она является специализированным термином в сфере научно-медицинских исследований психологии человеческой памяти. Первоначально понятие было введено при исследовании факторов образования ассоциативных связей, которые воздействуют на процесс запоминания различной информации.

Понятие интерференции в современной психологии используется для того, чтобы описать функции памяти в ходе обучения или получения новых знаний и навыков. Его необходимо определить в качестве основы действующих концепций о факторах, которые влияют на способность запоминать и вызывать забывчивость человека.

Если исходить из имеющихся данных, то психология приводит следующее понятие интерференции и интерферирующей деятельности. Она состоит в явлении, в ходе которого осуществляется вытеснение запоминаемого материала. На этот процесс влияет получение новой информации. Наиболее пристально эффект интерференции был исследован в сфере анализа познавательных функций, включающих память, восприятие, внимание и закрепление фактических навыков.

Особенности интерферирующей деятельности

В общем смысле интерферирующая деятельность представляет собой состояние взаимного подавления процессов, которые происходят параллельно в сознании субъекта. Причина этого явления заключается в ограничении концентрации внимания под влиянием внешних и внутренних факторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная психология рассматривает интерференцию в качестве конфликта, наступающего между оценками людьми событий окружающей действительности. Это могут быть:

Более подробно эффект интерференции был проведен в рамках исследовательских работ в ходе изучения возможностей памяти и способностей приобретать навыки в образовательном процессе.

Одна из базовых концепций, которая объясняет интерферирующую деятельность, представлена трудом И. П. Павлова, посвященным развитию рефлекторных навыков. В соответствии с этим исследованием проводится классификация, в основе которой лежат способности запоминать первичную информацию и сохранять приобретенную позже информацию.

Проактивная интерференция в психологической науке заключается в ухудшении запоминания новых сведений под воздействием уже заученных сведений. Люди испытывают затруднения при усвоении новой информации, так как на процесс сохранения оказывают влияние уже имеющиеся воспоминания.

Усиление состояние происходит при росте объема и осуществлении детализации с целью запоминания первоначально полученных сведений. В некоторых случаях проактивная интерференция будет расти при росте общей или понятийной схожести между материалом, который был прежде знаком или был новым.

Также в психологии выделяют ретроактивную интерференцию. Она представляет собой ослабление сохранности первоначальных данных. Это происходит на фоне получения нового объема сведений. Степень взаимодействия растет при росте объема более поздней информации, которая накладывается на старые воспоминания. При этом происходит искажение или снижение способности к точному воспроизведению.

Объяснение феномена интерферирующей деятельности основано на том допущении, что с течением времени и получением нового материала, старые воспоминания начинают смешиваться с приобретенными. Исследования этого вида деятельности производятся довольно редко.

Кроме рассмотренных видов, психологи рассматривают отдельно селективную интерференцию. Такая деятельность состоит в взаимодействии заученного и нового материала, на усвоение которого должно затрачиваться большее количество времени. Это состояние способно проявляться в качестве задержки с ответом на вопрос. Деятельность здесь обусловлена мнемическими процессами (при влиянии звучания слова на само понятие).

Примером может быть задача по определению цвета букв слова, когда оно представляет собой название некоторого цвета. Проявление селективной интерференции используется при исследовании функций восприятия.

Интерференция навыков

Навык представляет собой последовательность действий, которая выработана обучением или тренировками и доведена до автоматизма. Устойчивость навыка в полной мере зависит от свойств памяти и воспроизведения. Для многих профессиональных сфер деятельности, в которых требуется быстро принимать оптимальное решение, особую роль играет присутствие определенных навыков.

При исследовании и анализе рефлекторной памяти в области усвоения данных ученые выделили отдельно категорию интерференции навыков. Она в большей степени коррелирует с понятием интерферирующей деятельности. В психологии это означает перенос навыков, сохраненных человеком, на новое действие. Базой активации такого действия является сходство признаков навыков, которое вызвано наложением одного умения на другое.

В некоторых ситуациях процесс переключения от привычного навыка к инвертируемому может вызвать трудности в выполнении действий. Это состояние способно указывать на то, происходит ли вытеснение результата под влиянием новых составляющих. Удалось установить, что интерференция навыков в большей степени выражена в случае изменения обычного состояния индивида при:

Источник

Что значит проактивная интерференция

Что значит проактивная интерференцияЧто значит проактивная интерференцияЧто значит проактивная интерференцияЧто значит проактивная интерференцияЧто значит проактивная интерференция

§ 2. Интерференция между заучиваемыми заданиями

А. Ретроактивная интерференция

Что значит проактивная интерференция

Количественную оценку абсолютной ретроактивной интерференции получают, определяя разницу в результатах воспроизведения контрольной и экспериментальной групп, а оценку относительной ретроактивной интерференции определяют как отношение

Ретроактивная интерференция является результатом взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь должны быть изучены переменные, относящиеся к: а) сходству между двумя заданиями; б) соответствующей степени научения; в) объему заучиваемого материала.

а) Значение сходства между первоначальным и последующим заданиями. Общеизвестно, что когда после заучивания материала А заучивается другой, сходный с ним материал Б, то сохранение материала А ухудшается тем сильнее, чем больше степень сходства между двумя видами материала.

Что значит проактивная интерференция
Таблица XXIII. Средние и дисперсия воспроизведения и повторного заучивания

Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что воспроизведение ухудшается, а число проб, необходимых для повторного заучивания, возрастает по мере того, как материал, заучиваемый в период между заучиванием и воспроизведением первоначального материала, становится более сходным с последним. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях этих же авторов (1931), а также Джонсона (1933), в которых использовались различные методические приемы.

Отношения сходства, о которых шла речь в вышеупомянутых исследованиях, касались в основном семантических характеристик материала. Однако выводы этих исследований сохраняют свою силу и применительно к отношениям формального сходства, в основе которого лежит число общих идентичных элементов. Так, например, когда материалом для запоминания являются триграммы согласных, сходство между первым и вторым заданием будет определяться наличием или отсутствием общих согласных в триграммах (Мелтон и фон Лаккум, 1941).

Что значит проактивная интерференция
Рис. 26. Сравнение ретроактивных эффектов при различных (опыт Гибсон) и идентичных (опыт Хэмилтона) ответах двух заданий. Степень сходства стимулов изменялась (по Хэмилтону, 1943, стр. 370)

Работы, в которых систематически варьировалась степень сходства ответов, а стимулы оставались идентичными, немногочисленны. Результаты, полученные Брюсом (1933), Осгудом (1946) и Юнгом (1955), подтверждают в данном случае ослабление действия ретроактивной интерференции при увеличении сходства между ответами на стимулы заданий А и Б ( И только лишь в исследовании Бугельского и Кадвалладера (1956) были получены противоположные результаты. Однако весьма вероятно, что использованный ими метод, не обеспечивший получение сравнимых степеней заучивания двух видов материала, исказил результаты (критика Постмана и Райли, 1959, стр. 287)). Однако возникновение эффектов ретроактивной интерференции или облегчения объясняется не только сходством заучиваемого материала. В интересном исследовании Гибсон и Гибсона (1934) удалось провести различие между сходством запоминаемого материала и сходством операций, необходимых для выполнения задания. Первоначальное задание А (продолжительность заучивания 2 мин.), одинаковое для всех условий эксперимента, состояло в том, чтобы заучить 10 пар согласных. В период, отделявший заучивание материала А от его воспроизведения (продолжительность 3 мин.), испытуемые должны были выполнять одно из следующих заданий: 1) заучить второй ряд согласных (сходные операции и сходный материал); 2) заучить ряд, состоящий из пар цифр (сходные операции, различный материал); 3) вычеркивать расположенные среди других пары согласных (различные операции, сходный материал); 4) вычеркивать пары цифр (различные операции и различный материал); 5) рассматривать фотографии (контрольная группа). Воспроизведение первоначального материала (А) было минимальным (37% материала), когда и операции и материал были сходными, и максимальным в контрольной группе (86%); между этими двумя крайними случаями показатели воспроизведения распределились следующим образом: 62% (сходные операции, различный материал), 63% (различные операции, сходный материал), 76% (различные операции и различный материал). Ретроактивная интерференция достигает своего наивысшего уровня при взаимном сходстве операций и материала.

Что значит проактивная интерференция
Таблица XXIV. Среднее количество правильных ответов при первой пробе повторного заучивания (воспроизведение) и процент ретроактивной интерференции (Р. И.)

В зависимости от степени заучивания материала А эти величины изменяются в соответствии с вышеупомянутым правилом для любого критерия усвоения промежуточного материала Б (исключением является процент ретроактивной интерференции, отмеченный звездочкой).

Что значит проактивная интерференция
Таблица XXV. Зависимость воспроизведения и повторного заучивания от степени усвоения промежуточного материала

Сравнение этих двух эффектов интерференции весьма показательно: оно свидетельствует о том, что если степень усвоения ответов еще недостаточна для того, чтобы их воспроизвести, то при повторном заучивании, напротив, действие тормозных процессов, затрудняющих припоминание этих ответов, быстро ослабевает, так как продолжительное заучивание промежуточного материала позволяет хорошо отдифференцировать его от первичного задания и уменьшает тем самым опасность смешения этих двух заданий.

Если вместо изменения объема второго задания заучивать несколько одинаковых по количеству элементов и по характеру материала заданий, то ретроактивная интерференция быстро увеличивается в зависимости от числа промежуточных заданий (Твининг, 1940; Андервуд, 1945).

г) Ретроактивная интерференция и уровень активации: память и сон. Большинство контрольных ситуаций, используемых для сравнения и проверки возникновения эффектов ретроактивной интерференции и ее интенсивности, лишь условно можно назвать «отдыхом». Фактически речь идет о ситуациях, когда заучивание заменяется какой-либо другой деятельностью, создающей у субъекта новую установку, а часто и предполагающей более низкий уровень активации. Основная задача такой деятельности заключается в том, чтобы «отвлечь» субъекта на определенный период времени (и в этом плане данная деятельность является весьма полезной), по истечении которого он вновь возвращается к выполнению предыдущей деятельности. В подобных ситуациях материал, как правило, лучше сохраняется в памяти, чем в ситуациях интерференции (при которых субъект должен запомнить другой, аналогичный уже заученному материал). Однако в этих условиях не обеспечивается абсолютная точность сохранения, так как с увеличением временного интервала увеличивается и относительное забывание. A priori это забывание можно объяснить как гипотезой спонтанного исчезновения сохранения, так и неоассоцианистской гипотезой интерференции при условии, что эта интерференция распространяется на самую различную по характеру деятельность, осуществляющуюся после заучивания (см. стр. 319). Подход к исследованию этой проблемы заключается, в изменении уровня активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания. В этом плане исследователи сравнивали изменение сохранения в двух противоположных ситуациях: в ситуации естественного сна и в ситуации бодрствования, заполненной выполнением повседневных житейских обязанностей (Хайне, 1914; Дженкинс и Далленбах, 1924; Даль, 1928; Спайт, 1928; Ван Ормер, 1932).

Б. Проактивная интерференция

Под проактивной интерференцией понимается снижение сохранения материала А, вызываемое предварительным заучиванием другого материала Б. Этот феномен был обнаружен Уитли в 1927 году. При изучении проактивной интерференции план эксперимента строится по следующей схеме:

Что значит проактивная интерференция

Изучению проактивной интерференции посвящено гораздо меньше исследований, чем изучению ретроактивной интерференции. И тем не менее можно уже сейчас выделить некоторые общие закономерности, относящиеся к следующим переменным.

Что значит проактивная интерференция
Таблица XXVI. Воспроизведение (средние данкые) через 20 и 75 мин. после заучивания в ситуации проактивной интерференции

Данные исследования Этуотера (1953), где материалом запоминания также являлись пары прилагательных, однако критерии научения были более строгими, дополняют данные Андервуда и показывают, что проактивная интерференция может проявляться в относительной скорости повторного заучивания (повторное заучивание осуществляется тем медленнее, чем более строгим является критерий усвоения материала Б).

Аналогичные результаты получаются и тогда, когда вместо изменения степени заучивания материала Б увеличивают число предварительных заданий. В этом случае, в сущности, проактивная интерференция проявляется тем сильнее, чем больше число предварительных заданий (Андервуд, 1945).

До настоящего времени не проводилось исследований, в которых систематически изменялось бы сходство стимулов при постоянстве ответов [экспериментальная схема: заучивание материала Б (S1-R1); заучивание материала A (S2-R2); повторное заучивание материала A (S2-R1)].

Напротив, в исследовании Моргана и Андервуда (1950) изменялась степень семантического сходства между ответами на стимулы материала А и Б (5 степеней сходства), а сами стимулы оставались неизменными [экспериментальная схема: заучивание материала Б (S1-R1); заучивание материала A (S1-R2); повторное заучивание материала A (S1-R2)]. Для каждого из 5 условий упражнения материалом запоминания (А и Б) служили 12 пар прилагательных, заучиваемых до достижения критерия 7 правильных антиципации из 12. Повторное заучивание материала А осуществлялось через 20 мин. Результаты свидетельствуют о том, что проактивная интерференция уменьшается при увеличении степени сходства между ответами. Рис. 28, на котором представлено изменение числа правильных антиципации при 3 первых пробах повторного заучивания в зависимости от степени сходства между ответами на стимулы материала А и Б, подтверждает эту закономерность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *