Что значит привлечение фоновых знаний
Фоновые знания представляют собой информацию об определенном культурном пространстве, выступающем в качестве контекста общения, или «разделенного знания».
Поскольку в ходе МК осуществляется взаимодействие объемов культурной грамотности участников общения, различия между их фоновыми знаниями могут становиться причиной коммуникативных сбоев. Например, американцы не знают, что русские при простуде пьют молоко с медом, поскольку в США в таких случаях принято предлагать больному куриный бульон. Горчичники и банки не знакомы американцам и вызывают у них страх. Садясь в автомобиль, американец ищет ключ зажигания справа, в то время как в русских автомобилях он расположен слева. Американцев удивляет то, что русские в гостях снимают обувь и надевают тапочки и т. д.
Поэтому овладение фоновыми знаниями способствует эффективному межкультурному общению.
Расхождения в интерпретациях не означают, что между коммуникантами не может быть достигнуто взаимопонимание. Значения поддаются переговорному процессу. Умение устанавливать такой смысловой контакт является важным звеном компетенции, необходимой для успешного межкультурного общения. Следующий пример показывает не только, как функционируют механизмы коммуникации, но и как проявляется расхождение информации на «входе» и «выходе»:
Журналист пытался сфотографировать кинозвезду Н., но Н. был возмущён и забрал фотоаппарат у него и отдал в милицию.
– ТЕЛЕРЕПОРТЁР: «Известный киноактёр Н. избил фотографа, разбил фотоаппарат, обругал его и не признаёт обвинения».
– ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ рассказывает своему соседу: «Ты знаешь, известный киноактер Н. оказывается жестокий человек. Разбил фотоаппарат у фотографа, кидается на всех подряд. Наверное, и дома он такой!»
– СОСЕД другому соседу: «Ты знаешь, известный киноактер Н. на всех бросается, фотоаппараты бьет, да и дома – настоящий тиран, жену бьёт, детей. Как его еще приглашают сниматься в кино!»
Таким образом, как видно из приведенного примера все вместе взятые факторы и механизмы МК существенно влияют на понимание сообщения в МК и эффективность общения, в целом.
Структура и содержание фоновых знаний
Непременным условием общения является не только владение языком, но и наличие определенных накопленных до него знаний. Для общения необходимо, чтобы его участники имели определенную общность социальной истории, которая находит свое отражение в знаниях об окружающем мире. Эти знания, присутствующие в сознании участников коммуникативного акта, получили название фоновых знаний. Необходимость учета в коммуникации фоновых знаний является сегодня общепризнанной. Выделяют три вида фоновых знаний:
– общечеловеческие (например, всем без исключения людям известны солнце, ветер, луна, время, рождение и проч.);
– региональные (не все жители тропиков, например, знают, что такое снег);
– страноведческие – это те сведения, которыми располагают все члены определенной этнической и языковой общности и которые связаны со знанием национальной культуры. Такие фоновые знания, свойственные определенной языковой общности и отсутствующие у иностранцев, и получили название страноведческих.
Страноведческие фоновые знания включают систему мировоззрения, взглядов, господствующих в данном обществе, этнических оценок, эстетических вкусов, нормы речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все члены данного общества.
Страноведческие фоновые знания очень важны для «расшифровки» и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования. Ведь многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, обусловили возникновение тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве. Поэтому любой иностранный язык нужно изучать на фоне истории и культуры страны, так как во многих языковых единицах находят отражение национальное своеобразие образа жизни того или иного народа, факты истории страны, природно-географические особенности, культура.
Фоновые знания присутствуют как эксплицитно, так и имплицитно в семантической структуре слова, текстах разных жанров, а также выступают в форме нормативно-поведенческих правил речевого и неречевого поведения. Иными словами, фоновые знания – это импли-цитные смыслы-знания, узуально закреплённые за языковыми выражениями в системе языка и репродуцируемые в сфере коммуникации. Структура фоновых знаний включает следующие компоненты: а) вербальный; б) вербально-этикетный; в) ритуально-этикетный. В первом случае носителем культуроведческой информации является слово или словесный комплекс, во втором – дискурс, высказывание; в третьем – стереотипы поведения.
Вербальный компонент.Единицами, несущими фоновые знания, обладают средства национально-культурной номинации, к которым относятся прежде всего реалии, раскрывающие специфику жизни народа, общественных и культурных явлений. Считают, что к реалиям относится всякий предмет материальной культуры. Основными указателями реалий являются безэквивалентность и национальная маркированность слов.
Выделяют три типа реалий:
Культурно-исторические реалии обозначают исторические и культурные явления и процессы. Примером отражения в языке исторических реалий является Round Table (Круглый стол короля Артура и его рыцарей), Magna Carta (грамота, подписанная в 1215 году королём Иоанном Безземельным под давлением восставших баронов; она ограничивала королевскую власть и предоставляла более широкие права крупным феодалам).
К общественно-политическим явлениям относятся средства национально-культурной номинации, обозначающие: а) единицы административного деления: shire (графство), state (штат в США) и проч.; б) политические и социальные институты: Congress (конгресс), Senate (сенат) и т. д.; в) политические партии: Republican (республиканская), Democrat (демократическая), Tory (тори); организации; общественные движения и т. д.
Этнографические реалии связаны с культурными особенностями этноса. К ним относятся: а) жилища и строения: bungalow, hut, abode и т. д.; б) специфика труда и его организация: part-time job, flexitime; discharge,to be fired, to get the sack; в) национальная одежда; г) праздники, обычаи и ритуалы; д) реалии, связанные с фольклором; е) танцы: square dance, round dance и т. д. Особое место занимают топонимы, антропонимы и фразеологизмы, содержащие этнические сведения. Топонимы отражают внеязыковую действительность и тесно связаны с образом жизни и психологией носителей языка.
Вербально-этикетный компонент.Фоновые знания не только фиксируют обобщённое отражение действительности на уровне национально-культурной семантики, но и воссоздают обобщённый «образ действия» и норму поведения. В данном случае имеются в виду знания, которые являются фактором аутентичности речевого поведения в естественных условиях.
Ситуация общения характеризуется набором экстралингвистических факторов, обеспечивающих нужный уровень коммуникативной компетенции, поэтому для полноценного общения необходимо помнить, что любой дискурс помимо семантического содержания имеет также социальные индикаторы, отражающие принадлежность говорящего к той или иной социальной либо этнической группе. Таким образом, вербально-этикетный компонент включает семантические корреляты выска-зываний и социальные индикаторы, детерминирующие стереотипы речевого поведения. К последним относятся социальный статус коммуникантов, их возраст, пол, степень знакомства, характер отношений. Все они определяют вариативность высказываний. Например, от статусной роли (политический деятель, менеджер, профессор, студент) зависит характер общения и выбор языковых средств. Социальная маркированность таких выражений благодарности, как Thanks, Thank you, Thank you ever so much очевидна. В первом случае это общеупотребительная языковая формула, во втором – языковая формула элитарной части общества, выражающей уважение и большую степень благодарности. Речевой контакт между незнакомыми людьми носит скорее всего ритуальный характер и сводится к поверхностному использованию соответствующих средств. Коммуникативный акт между людьми, знакомыми на формальной основе, определяет круг стереотипных тем, установленных внутриязыковыми нормами. Это касается контактов в магазине, у врача и т. д. Что касается речевого общения между близкими людьми, то оно носит экспрессивный характер.
Вербально-этикетный компонент соотносится с речевым этикетом, под которым понимается «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения и желаемой тональности соответственно речевого поведения. Фактором аутентичности речевого поведения в естественных условиях общения является «речевой узус» – «коммуникативный стандарт», который представляет собой показатель и регулятор не только правильности речи, но и её уместности в конкретной ситуации. Так, в ситуациях приветствия, знакомства, благодарности, извинения, прощания применяются соответствующие речевые формулы.
Вербально-этикетный компонент включает также паралингвистические средства. Национальная специфика их использования англи-чанами и амриканцами заключается в умеренной жестикуляции.
Анализируя культуру общения, обычно выделяют семь разновидностей «социальной техники» поведения: 1) прикосновение; 2) физи-ческую дистанцию; 3) жесты; 4) выражение лица; 5) движение глаз; 6) нелингвистические аспекты речи (темп, ритм, интонация); 7) собственно речь.
Культура общения рассматривается как часть культуры поведения, которая представляет собой совокупность норм и форм повседневного поведения человека в различных сферах, включающую внешнюю и внутреннюю культуру человека, этикет, правила обхождения с людьми.
Ритуально-этикетный компонент.Одним из компонентов фонового знания выступает осведомлённость о ритуале общения как форме поведения и этикете, позволяющих каждому знающему их приблизить к себе человека или держать на желаемой дистанции. Иногда общение прерывается из-за нетерпеливости, отсутствия такта или незнания правил поведения, принятых в том или ином обществе. Взаимопонимание достижимо лишь при условии владения правилами общения, конвенциально установленными в иноязычной культуре.
В зарубежной психологии, в частности, «гуманистической», дано обоснование одного из самых значимых принципов общения – принцип принятия другого человека. Дж. Лич предложил шесть правил «максима»: 1) такта – «Своди до минимума усилия других», «Старайся увеличить выгоду для других»; 2) великодушия – «Своди до минимума выгоду для себя», «Бери на себя всё»; 3) одобрения – «Не хули других»; 4) согласия – «Избегай разногласий», «Стремись к согласию»»; 5) скромности – «Своди до минимума похвалу в свой адрес»; 6) симпатии – «Будь благодарен». Эти правила имеют общечеловеческую ценность.
Формы контактов, установленные в том или ином обществе, являются неотъемлемой частью культуры. Этикетные модели различаются, как правило, символическим содержанием; например, рукопожатие означает доверие к человеку и отсутствие недоброжелательного отношения. Знание правил этикета облегчает общение, поскольку партнёрам по коммуникации известно, кто первым подаёт руку, кого кому представляют и т. д. Ритуал помогает поддерживать взаимоотношения на должном уровне и избегать ситуаций, вызывающих психическое напряжение. Этого можно достигнуть, например, разговаривая вполголоса, действуя так, чтобы создать как можно меньше беспокойства окружающим.
Эффективность процесса коммуникации зависит от таких факторов, как психические свойства субъектов, черты характера, установки личности. Поэтому главная задача сводится к тому, чтобы сконструировать определённую модель поведения, соответствующую этикетным нормам изучаемой культуры, на основе сравнения с собственной. Считают, что если модели поведения являются выражением неких общезначимых идей и ценностей данной культуры, то, следовательно, они выступают регулятором общения. За ними стоит попытка найти оптимальный способ воздействия партнёра.
Используя описание этикета речи, Фурмановой В. П. были сформулированы некоторые правила:
Для говорящего:
1) ориентация на возраст, пол, социальную роль и соотнесение их с собственными показателями;
2) выбор темы разговора, уместной в данной ситуации;
3) логичное построение высказывания;
4) отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью;
5) установка на контакт.
Для слушающего:
1) терпеливое, доброжелательное отношение и уважение говорящего;
2) умение не перебивать, не сбивать с мысли, не вставлять замечания;
3) заинтересованность в разговоре (мимика, жесты);
4) оценка речи собеседника (согласие или несогласие);
5) реакция на речь, саморефлексия.
Ритуально-этикетный компонент неодинаково проявляется в разных культурах. Например, при приветствии у немцев вначале это делает мужчина, у англичан – дама. У первых данный ритуал таков, что мужчина приветствует даму, молодой человек – старшего по возрасту; один человек – группу; дама подаёт руку мужчине, она решает, следует ли ей подавать руку; пожилой человек – молодому, начальник – сослуживцу.
Содержание фоновых знаний складывается из следующих составляющих: историко-культурного фона, социокультурного фона, этнокультурного и семиотического фонов.
Историко-культурный фон – это сведения о культуре общества, процессе его исторического развития, отражающихся через средства национально-культурной номинации, присутствующие в сознании носителей языка. Созданию этого фона способствует информация не только эксплицитно или имплицитно представленная в семантической структуре слова, главным образом в национально-маркирован-ной лексике и словесных комплексах, но и содержащаяся в текстах разных жанров: художественных, публицистических, справочно-энциклопедических и др.
Историко-культурный фон отражает связь языка, выступающего в качестве продукта человеческой деятельности, с конкретными условиями, в которых он складывался. Язык, по существу, является летописью жизни и многогранной деятельности людей в определённых исторических условиях. Именно знание этих условий и специфических особен-ностей культуры народа помогает по-настоящему понять и изучить язык.
Главную роль в создании данного фона играют культурно-исторические реалии, которые классифицируются следующим образом: 1) исторические события, явления и процессы: the Revolutionary War, Civil War, the Articles of Confederation, the Republicans, the Democrats, the Civil Rights Movement, etc.; 2) направления и течения в национальной культуре: the «Melting Pot» (a place where immigrants of different cultures or races are mixed or integrated); «the Salad Bowl» (Americans who maintained much of their ethnic identities); 3) имена выдающихся исторических личностей Franklin D. Roosevelt, Abraham Lincoln, Henry Ford, John F. Kennedy, Walt Disney, etc; 4) исторические памятники и достопримечательности the Statue of Liberty, the Brooklyn Museum, the Metropolitan Museum of Art, etc.
Социокультурный фон. Фоновые знания не только отражают совокупность всех ценностей духовной культуры общества (историко-культурный фон), но им присуще также свойство социальности, которое сигнализирует о принадлежности индивида к определённому социоэтническому коллективу. Лингвистические показатели являются средством определения принадлежности личности к той или иной социальной сфере. Типичные качества голоса, фонетические свойства речи, интонация, способ построения предложения, специфика и объём лексики – всё это характеризует личность и даёт представление о её социокультурной детерминации.
Социальные индикаторы влияют на вариативность языка – стратификационную, отражающую статус субъекта и его принадлежность к конкретной социальной группе, с одной стороны, и ситуативную, характеризующую позицию субъекта в ролевой структуре общения – с другой. Таким образом, социокультурный фон представляет собой совокупность сведений о социальных параметрах коммуникантов, детерминирующих стереотипы речевого поведения. Исходя из структурного разнообразия общества считают, что именно его социальная стратификация является основой субкультур различных социальных групп. Культура, например, делового человека включает корректность, вежливость, точные и лаконичные формы речевого общения, соответствующий внешний облик. Для молодёжи характерно деление на различные группы в соответствии с их интересами, например, «панки», «роккеры», «эмо», которые создают свою субкультуру, проявляющуюся в манерах, образе жизни, речевом / неречевом поведении.
Этнокультурный фон. Для глубокого усвоения иноязычной культуры недостаточно знаний культуры на уровне системы национально-культурных понятий и культуры поведения. Необходимо усвоение специфических особенностей условий жизни народа, его быта, культурных традиций, национального характера и психического склада носителей языка, т. е. факторов, определяющих нацию как исторически сложившуюся общность, которая находит своё выражение как в самоназвании, так и самосознании. Если социокультурный фон репрезентирует правила поведения носителей языка как представителей различных социальных страт, этнокультурный – несёт знания об особенностях культуры как некой системной целостности. Выявление этнокультурного фона возможно на основе экспликации понятий этнографических реалий (например, понятие megapolis помогает понять уклад и образ жизни американцев). Народные праздники, обычаи и обряды также дают представление об этнокультурном фоне. Среди праздников самым значительным в американской культуре является Рождество Христово. Особое значение и специфику имеет праздник День Благодарения в США – праздник, который является официальным праздником во всех штатах и выражает благодарность американцев за щедрость земли.
Специфику этнического уклада в странах англоязычного ареала можно проиллюстрировать и на примере национальной кухни. Самыми распространёнными традиционными блюдами являются блюда из говядины (steak or beef roast), индейка, омары (lobster), блюда из морепродуктов (seafood); из овощей – цуккини (zucchini), салат (lettuce), брокколи (broccoli), спаржа (asparagus), сладкий картофель и др. Многие напитки употребляются охлаждёнными или со льдом (даже чай).
Национальная одежда тоже является признаком этноса. В США национальной одеждой можно считать джинсы и кроссовки, летом – шорты, особенно в южных штатах.
Семиотический фон. Попадая в иноязычную среду и культуру, многие испытывают затруднения, связанные с ориентацией в символике и обозначениях, с которыми приходится встречаться. Семиотический фон это не только знаки и символика, это культурное пространство в широком смысле слова, особенности иноязычного окружения, доставляющие иногда значительные трудности тем, кто попадает в страну изучаемого языка. Так, например, на автовокзале можно увидеть следующую информацию «Passes for next month Now available», «Bus Shop on the 2 nd Floor», на улицах возле частных домов – «No Trespassing» и др. Таким образом, трудности, возникающие при ориентации в иноязычной среде, могут быть преодолены в результате постепенного накопления культурных фоновых знаний, касающихся повседневной жизни и культуры носителей языка.
Источниками фоновых знаний могут быть:
– тексты художественной литературы, сказки, народные песни и другие фольклорные материалы («Taking a Shakespearean tragedy, like «Othello», and setting it in the milieu of high school basketball is, at first glance, a really silly notion») ;
– прецедентные ситуации, связанные с текущим моментом («The fashion police called Bush «more Mamie Eisenhower» than modern woman»);
– пословицы и поговорки. «Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise», выражающая значение прилежания и трудовой этики в жизни человека. Ср. в русск. языке: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт»), в которых отражены культурные ценности народа;
– кино- и мультипликационные фильмы, теле- и радиопередачи («How could Bond possibly be faithful to just one»).
ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ КОГНИТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛИМЫМ КОМПОНЕНТ КОГНИТИВНОЙ СИСТЕМЫ
(студентка 5 курса факультета филологии)
(научный руководитель – доцент, к.ф.н. Е.В. Коваленко)
Аннотация. В статье рассматривается понятие «фоновая лексика» и его содержание, а также применение фоновой лексики на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.
Ключевые слова : фоновая лексика, фоновые знания.
Человеческий язык, представляя собой социальное явление, являясь важнейшим средством человеческого общения, вполне закономерно несет на себе отпечаток духовной и материальной культуры определенной нации. Поэтому для каждого языка характерны национально-культурные особенности, обусловленные жизнью и развитием конкретного общества, то есть то, что составляет его национально-культурное содержание.
При изучении иностранного языка, выполняя различного вида упражнения, необходимо обращать внимание на их содержание, так как они несут определенные «фоновые знания».
Понятие «фоновые знания» является одним из основных терминов, в частности, когнитивной лингвистики, которым оперируют при обсуждении экстралингвистических аспектов коммуникации. Существуют разнообразные определения понятия «фоновые знания», хотя основополагающим до сих пор остается определение, данное О.С. Ахмановой, согласно которому, фоновые знания представляются как: «обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой общения».
Фоновыми знаниями, также, являются знания, характерные для говорящих на данном языке, обеспечивающие речевое общение, в процессе которого эти знания проявляются в виде смысловых ассоциаций и коннотаций, соблюдения норм речевого поведения носителей языка. Фоновые знания можно разделить на знания о предметах и явлениях национальной культуры (реалии) и на знания об общепринятых в стране изучаемого языка нормах поведения (этикет). На основе фоновых знаний формируются социолингвистическая и социокультурная компетенции. Фоновые знания рассматриваются именно как совокупность знаний о мире и культуре, создающих условия для успешного взаимопонимания, как «социально-культурный фон, характеризующий воспринимаемую речь» [Ахманова, 1977, 54]. Согласно этой точке зрения, фоновые знания принимаются как экстралингвистическое явление, неотъемлемо сопровождающее коммуникацию, как «невербальный компонент речевого общения» [Влахов, 1986, 76].
Отбор фоновых знаний проводится на основании изучения и анализа «взвешенных» фоновых знаний, то есть тех, которые обладают свойствами всеобщей распространенности [Верещагин, 1990, 129].
Немаловажную роль в формировании фоновых знаний в современном обществе являются опосредованные знания. Однако, если некоторое время назад одним из основных источников национально-специфических фоновых знаний той или иной культуры была литература (персонажи, названия, цитаты, сюжеты, авторы), а также устное творчество (куда можно отнести пословицы, поговорки, анекдоты, сказки, песни), то в последние десятилетия ведущими «поставщиками» национально-специфических фоновых знаний стали радио, телевидение и кино. С другой стороны, компьютерные технологии и другие средства массовой коммуникации способствуют универсализации фоновых знаний человечества, также как глобализация, в частности, киноиндустрии и телевидения.
Очень непростым является вопрос отбора информации из категории исторических, географических и социально-политических фоновых знаний. Крайне сложно оценить, что именно известно среднему представителю данного общества (даты, имена, названия, события, их причины и последствия и так далее), в каком объеме и насколько эта информация релевантна для межкультурного взаимопонимания [Комлев, 1969, 98].
Школьные знания включают в себя, прежде всего, языковые знания и знания национальной культуры. По мнению Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова все уровни языка культуроносны, то есть имеют страноведческий план. Наиболее целенаправленным представляется обращение именно к фоновой лексике с «культурным компонентом».
Фоновая лексика является основным средством передачи фоновых знаний. Фоновой лексикой называются слова, совпадающие по лексическому значению, но разные по лексическому фону, то есть содержащие дополнительные знания о мире, стилистические и семантические оттенки, накладывающиеся на основное значение, известное говорящим на данном языке [Верещагин, 1990, 132]. Усваивая то или иное слово, мы одновременно расширяем свои знания о мире. Хранителем этих знаний, прежде всего, выступает лексическое значение слова, а также его лексический фон, то есть совокупность всех тех сведений, которые связаны с предметом, обозначаемым данным словом. Такие слова, как «школа», «книга», «дом», совпадающие по лексическому значению и поэтому легко переводимые на другие языки, различаются своими лексическими фонами. Полностью по значению совпадать могут только термины, устойчивые обороты речи и так далее [Воробьев, 2006, 105].
Восприятие слов на старшей и средней ступенях обучения должно быть более углубленным, основанным на знании их словообразования, поэтому всякий раз, когда характер самого слова позволяет пояснить его с помощью словообразования, объяснение слова должно начинаться с объяснения его составных частей [Рогова, 2008, 153].
Умелое сочетание всех способов объяснения слов позволит учащимся осмысленно воспринимать новый лексический материал и прочно усвоить его, опираясь, с одной стороны на известные факты изучаемого языка, а с другой – на знания, приобретенные в родном языке [Варежкина, 2008, 58].
Таким образом, несмотря на различные точки зрения, относительно лингвистической или экстралингвистической природы фоновых знаний, можно говорить о сложной, динамической, многоуровневой системе фоновых знаний, представляющей универсальные или специфические (в частности, национально-специфические) фоновые знания, приобретенные эмпирическим и опосредованным путем и относящиеся к различным областям человеческой жизнедеятельности.