Что значит присказка в сказке царевна лягушка
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Какая присказка в сказке «Царевна-лягушка»?
Какая присказка в сказке «Царевна-лягушка»?
Запоминающаяся, можно сказать, магическая сказка, написанная Афанасьевым А. Н., берет свое начало с определенного зачина:
Дальше идет основное повествование, в котором автор пишет о сыновьях царя и о небезызвестном способе поиска невест с помощью лука и стрелы. 🙂
Концовка у сказки такая:
Есть повторы и эпитеты:
Но присказки в сказке «Царевна-лягушка» нет! Все, что перечислено выше, относится к самому сюжету сказки, а присказка, как мы знаем, является независимой частью, она имеет цель привлечь слушателя или читателя. Это забавный и шутливый рассказик, который обычно ни с чем не спутать.
Одна из самых любимых сказок «Царевна-лягушка», в которой рассказывается волшебная история заколдованной Василисы Премудрой. Злые невестки царя сожгли лягушачью шкурку и пришлось Ивану Царевичу пуститься в долгую дорогу на поиски своей жены. Сказка начинается привычными словами для многих сказок, начало традиционное и ничем не выделяется, но дети младших классов уже умеет определять, что такое присказка, а что такое зачин. В сказке нет присказки. Вот примеры присказок и зачинов. как мы видим, слова «В некотором царстве, в некотором государстве» являются зачином, что подтверждает таблица примеров.
Сказка «Царевна-лягушка», является классической русской народной сказкой и понять все это можно не только по волшебству которое там происходит, но и по тому, какие призказки ее определяют, как в самом начале, так и в конце.
В русской народной сказке «Царевна-лягушка» имеются многие обязательные элементы народных сказок. В ней есть сказочные превращения, есть нарушенный главным героем запрет (сжигание лягушачьей шкуры) и долгое путешествие, есть положительные и отрицательные герои (Кощей Бессмертный), есть волшебные предметы и есть обязательные троекратные повторы: три сына у царя, три задания для жен сыновей от того же царя, три встреченных в дороге Иваном животных. А вот присказки в этой сказке к сожалению нет ни какой. Как начинается «Царевна-лягушка» с зачина:
Так и заканчивается эта сказка счастливой концовкой:
если не ошибаюсь, нету!сразу сказка начинается!
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею.
нет, нету в ней присказки!
Здесь присказки нет, все просто и стандартно завершается:
Во многих сказках присказок нет, просто конец и всё!
Присказки к данной сказке нет.
А еще «Царевна-лягушка» имеет очень распространенную для многих русско-народных сказок концовку:
Присказку найти в сказке «Царевна-лягушка» не получится. Достаточно сразу открыть последнюю страницу этого народного рассказа, как вы увидите стандартное окончание без поучительной части.
Однако, в сказке есть зачин (тоже типичный: «В некотором царстве, в некотором государстве. «).
Объяснение присказок, чтобы вы понимали что это такое:
Сказка «О царевне лягушке» любима многими детками.
В ней описано много приключений, которые случаются с Иваном царевичем и его возлюбленной царевной лягушкой.
Как таковой присказки в этой сказке нет, сказка просто заканчивается стандартными словами для многих сказок:
Но большинство других сказок тоже так заканчиваются, это обычный конец.
Зачин тоже вполне обычный и тоже встречается во многих сказках:
В общем, получается, что присказки в этой сказке нет.
Присказка к сказке представляет собой небольшую смешную прибаутку или рассказик, который используется в качестве предисловия. Обычно присказка никак не связана с сюжетом самой сказки, она может быть в начале или конце повествования.
В сказке же «Царевна-лягушка» присказки нет, там сразу же начинается основное повествование:
Да и заканчивается сказка просто без затей:
Сказка Туве Янссон «Филифьонка, которая верила в катастрофы» рассказывает о существе, скованном условностями и традициями. У Филифьонки не хватает решимости признаться даже самой себе, что она хотела бы жить совсем по другому.
Сказка приводит к мысли, что надо жить, осознавая и изучая свой внутренний мир и не дожидаться, когда, наконец, случится подходящая катастрофа.
Учит тому, что мечта может быть пустая и ложная, но чтобы это понять, нужно пройти путь разочарования до конца.
Кроме всего прочего взрослые не понимают его стремления и насмехаются над его мечтой, но в один прекрасный день он все же находит грабителей.
Основная мысль этого произведения в том что если ты стремишься и делаешь все для своей мечты, то результат точно будет, но стоит быть очень аккуратным и всегда думать перед тем как делать что-то.
«Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует» это вторая книга из трех написанных всеми известной Астрид Линдгрен.
И оно находится, но гораздо опасней и это уже не грабежи и воровство, а самое настоящее убийство, это довольно опасно и страшно, но наш герой решает рискнуть и ввязывается в эту историю.
Но после всех приключений мальчик решил, что эта профессия не так интересна как ему казалась.
В книге поднимаются важные и совсем не детские вопросы, каким бы ты не хотел бы быть знаменитым сыщиком, но рисковать и ловить убийц должна полиция.
Во второй части популярной сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», которая называется «Пеппи собирается в путь» мы снова развлекаемся с энергичной непоседой Пеппи, осуществляющей вместе с друзьями свои очередные выдумки. И было бы здорово пойти с ними на экскурсию в Чудесный лес, покататься на лошади или побывать на соседнем необитаемом острове и потерпеть почти настоящее кораблекрушение. Можно даже попробовать спать «наоборот», сложив на подушку ноги и спрятав голову под одеяло или походить в разноцветных чулках.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Царевна-лягушка (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 25-26)
Волшебная сказка и её герои.
1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:
Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»
Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.
Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.
2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».
3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.
4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки – ритмичное, складное, как стихотворение:
Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят.
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?
Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.
Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».
5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.
Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.
Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.
6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.
Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.
Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.
Литература и изобразительное искусство
Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главного героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).
Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.
Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.
Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)
Сказка «Царевна-лягушка»
1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.
Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.
2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она в чтении?
Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.
3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.
Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.
А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.
Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.
Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.
Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.
Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.
А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.
«Царевна лягушка» почему после прочтения сказки часто вспоминают присказку?
Сказка «лягушка-царевна» начинается с зачина, которая говорит, что у царя было три сына. Сказка начинается как настоящая история, но чудеса, которые происходят в сказке, заставляют удивляться, поэтому сразу вспоминается начало сказки, ведь никакого напоминания, что дело происходит в сказке не было.
Вот какую присказку мы находим в обычном, народном тексте сказки:
А вот какая присказка в сказке Даля:
Сказка «Журавль и цапля» в обработке Даля лишена классического зачина. Она выполнена в стиде авторской сказки и начинается словами:
Традиционное начало сказок зачин, которые начинает сказку с описания героев и места событий. Зачин отличается описание реальных героев и времени действия, после начинается сказочный сюжет. Иногда в сказке нет зачина, зачин заменяет присказка или вступление. Присказка похожа на прибаутку, отношения к сказке не имеет, но показывает на развлекательный характер устного творчества.
Если сказка начинается с описания действия, например «Шел Петух и увидел. «, то в сказке нет ни зачина, ни присказки, ни вступления.
Зачин, который начинается с повтора также может быть, повторы в сказках встречаются следующие
Сама додумалась, раз никто не знает.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
Тем самым сказочник как бы настраивает слушателя на занимательный сюжет. Часто она является внесюжетным элементом и повторяется из сказки в сказку.
После этого этого он обычно произносит:»это присказка, а сказка ещё впереди» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Присказка может быть и заканчивать сказку, например
Добрым молодцам урок,
Когда улитка ползет, ее маленькие рожки скрыты. Но если нам вдруг захочется понаблюдать за рожками улитки, мы должны вежливо попросить ее об этом и сказать такие слова :
Добрая улитка обязательно откликнется и высунет рожки напоказ.