Что значит прима балерина

Прима-балерина

При́ма-балери́на (лат. prima — первая, ballerina — балерина) — ведущая солистка балета в театре.

Прима-балерина — это самый высокий профессиональный статус солиста балета в балетных труппах мира. Однако контракт позволяет артисту исполнять как ведущие роли, например партии Одетты и Одиллии и Китри, так и pas de deux и pas de trois в тех же балетах или в концертном исполнении.

Термин Прима-балерина отражает статус солиста балета в труппах классического, нео-классического репертуара, а также в современных постановках балета модерн.

В традициях итальянского балета с 1805 года к термину «прима» (итал. prima ballerina ) иногда добавлялось «балерина абсолюта» (итал. Prima ballerina assoluta ) — такого статуса добивались многие балерины, например Пьерина Леньяни (итал. Pierina Legnani ; 1863—1923).

Французский балет называет некоторых Прим — «этуаль» (фр. étoile ), — «звезда».

Во Франции термин «Солист-звезда» (фр. sujet étoile ) появился в 1895 году, и обозначал он главным образом наивысшее признание публики, таким образом дирекция театра в начале XX века, выделяло премьера или приму за их творческие заслуги.

Солисты балета Гранд Опера, пройдя путь от кордебалета до солиста (sujet) через экзамены (audition) получают должность первой танцовщицы (фр. Premier danseur ), и лишь единицы получают статус звезды балета — (фр. Étoile ), например Сильви Гиллем.

В Английском Королевском балете (англ. The Royal Ballet ) балерины могут занять положение примы, окончив школу при Ковен-Гардене (англ. Royal Ballet School ), например Лорен Кутберсон или другие школы мира.

Источник

Значение слова «прима-балерина»

Что значит прима балерина

ПРИ́МА-БАЛЕРИ́НА, при́мы-балери́ны, ж. Балерина, исполняющая главные партии в балете.

[Итал. prima ballerina]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРИ’МА-БАЛЕРИ’НА, ы, ж. [ит. prima ballerina — первая балерина] (театр.). Балерина, исполняющая первые роли.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

при́ма-балери́на

1. театр. балерина, исполняющая первые роли

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит прима балеринаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: избиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «прима-балерина&raquo

Предложения со словом «прима-балерина&raquo

Цитаты из русской классики со словом «прима-балерина»

Понятия, связанные со словом «прима-балерина»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «прима-балерина&raquo

Волны шелестели вдоль гладкого берега, попугаи кричали в апельсинных деревьях и сейбах, пальмы склоняли свои гибкие кроны, как неуклюжий кордебалет перед самым выходом прима-балерины.

Было немало первых и вторых танцовщиц, но отсутствие прима-балерины сказывалось на общем уровне труппы.

Тоже мне, прима-балерина нашлась!

Синонимы к слову «прима-балерина&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Прима, балерина, солистка: кто есть кто в балете?

Видим пуанты — говорим «балерина». На самом деле, в профессиональной среде артисток балета есть четкая иерархия. Чтобы называться балериной, выйти на сцену в образе недостаточно. А что же тогда нужно?

Структура балетной труппы

В целом всех участников постановки, выходящих на сцену не в качестве «живых декораций», а с поставленными движениями, называют танцовщиками. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Дальше начинаются отличия: структура балетной труппы иерархична, и положение в ней каждого артиста зависит от нескольких факторов.

Балеринами — солистками и примами — в балете становятся. Этот путь может начинаться из кордебалета, где часто работают недавние выпускники хореографических училищ. Дальнейшая карьера артистки балета во многом зависит от ее природных и технических данных, мастерства и трудолюбия. Чтобы перейти на следующую ступень иерархии в труппе, нужно показать свое мастерство на просмотре. Выученная и мастерски исполненная партия — это экзамен для артиста балета.

Сочетание техники, артистизма и пластичности позволяет танцовщице выдвигаться на положение солистки. Название немного обманчиво: такая артистка не всегда «солирует» в смысле исполнения ведущей партии. Солистки исполняют следующие после главных роли, но могут сыграть в спектакле и «первую скрипку», например, подменяя отсутствующую в день постановки прима-балерину.

По сравнению с артистками кордебалета, график солисток более напряженный. Больше репетиций, гастролей — в конце концов, ответственности за исполняемые партии.

Следующий шаг — из солистки в примы. Позицию «первой балерины» может занять танцовщица, в чьем профессиональном портфолио несколько ведущих партий, а также сольный репертуар. В балетных постановках есть роли, которые исторически исполняют примы — среди них, например, Одетта/ Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Профессиональный уровень такой артистки балета можно определить как высшую квалификационную категорию. Их график еще плотнее: больше репетиций, выступлений в разных странах, ведь примы часто выступают в качестве приглашенных звезд за пределами «родного» театра. Такой образ жизни ориентирован на постоянное оттачивание и без того безупречного, индивидуального стиля.

Прима-балерина — это еще и особая харизма, высочайший уровень мастерства, собственный стиль и почерк в балете. Примы — настоящие звезды балетного искусства. И еще, как однажды призналась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, этот профессиональный статус дарит определенную творческую свободу. Прима-балерина с мировым признанием может выбирать партии и постановки, определяя, что, как и с кем танцевать.

Различия в терминах мировых балетных школ

Внутри, казалось бы, простого иерархического движения «балерина — солистка — прима-балерина» есть вариации. Разница в терминах характерна не только для мировых балетных школ: структура труппы отличается в Большом и Мариинском театрах.

Прежде чем разбираться с терминами, интересно уточнить, что понятие «кордебалет» во всех балетных школах мира одинаково и означает участника массовых танцев.

Выше по иерархической лестнице располагаются солистки: эта категория артистов балета включает две группы.

Солистки балета

В Большом театре эту группу балерин образуют ведущие и первые солистки. В Мариинском им соответствуют первые и вторые солистки. В Парижской опере — первые танцовщики (premier danseur) и танцовщики-сюже (sujet). А вот в Американской школе балета внутренней иерархии в этой группе артистов нет: просто солисты и солистки. Еще одна интересная особенность петербургской Мариинки состоит в том, что солисты характерного танца образуют отдельную подгруппу. В остальных театрах такого понятия нет.

Прима-балерины

Эта группа артисток, достигших наивысшего мастерства в классическом танце, в Большом и Мариинском театрах называется одинаково. А во Франции и США для них есть синонимичные термины. Примы в Парижской опере — этуали, в Американском балете — ведущие танцовщики (principals).

Прима-балерины и балерины — в чем разница?

О различиях между балеринами и примами написала гениальная Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях». В главе «Мое мнение о балетных артистах» она с удивлением рассуждает:

«Как ловко танцовщицы присваивают себе звание «балерины» и даже «прима-балерины», не имея на то никакого права».

В начале XX века существовала ощутимая разница между этими ступенями иерархии. Балерин могло быть не более пяти-шести, а прима-балерина — одна. По словам Матильды Кшесинской, после того, как она уже несколько лет была «балериной», она получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». А «прима-балериной» — или первой среди балерин — стала уже потом.

Даже великой Кшесинской статус примы дался спустя годы балетной практики и работы над самыми громкими постановками. И если метафорически представить путь балетной танцовщицы, то отрезок от балерины до примы подобен самому гористому, сложному и порой опасному подъему.

Источник

Прима (балет)

Прима-балерина

Прима-балерина

Прима-балерина или Премьер — это самый высокий профессиональный статус солиста балета в балетных труппах мира. Однако контракт позволяет артисту исполнять как ведущие роли, например партии Зигфрида, Китри или Конрада, так и pas de deux и pas de trois в тех же балетах или в концертном исполнении.

Термин Прима-балерина, Премьер отражает статус солиста балета в труппах классического, нео-классического репертуара, а также в современных постановках балета модерн.

В традициях итальянского балета с 1805 года к термину «прима» (итал. prima ballerina ) иногда добавлялось «балерина абсолюта» (итал. Prima ballerina assoluta ) — такого статуса добивались многие балерины, например Пьерина Леньяни (итал. Pierina Legnani ; 1863—1923).

Во Франции термин «Солист-звезда» (фр. sujet étoile ) появился в 1895 году, и обозначал он главным образом наивысшее признание публики, таким образом дирекция театра в начале XX века, выделяло премьера или приму за их творческие заслуги.

Солисты балета Гранд Опера, пройдя путь от кордебалета до солиста (sujet) через экзамены получают должность первой танцовщицы или первого танцовщика (фр. Premier danseur ), и лишь единицы получают статус звезды балета — (фр. Étoile ), например Сильви Гиллем.

статус артистов
Что значит прима балерина
Марго Фонтейн (1919–1991) Prima ballerina assoluta, балерина Королевского балета
Происхождение
Премьер

Премьер

В балете «ABT» (англ. American Ballet Theatre ) есть положение «первый танцовщик» (англ. principal dancers ), например: Максим Белоцерковский. Но как и в любой труппе солисты, не имеющие статуса премьера, также исполняют первые партии в балетах, например Данила Симкин [4] и Стелла Абрера.

В Английском Королевском балете (англ. The Royal Ballet ) балерины и танцовщики могут занять положение примы и премьера, окончив школу при Ковен-Гардене (англ. Royal Ballet School ), например Лорен Кутберсон или другие школы мира, например первый танцовщик Карлос Акоста окончил всемирно известную кубинскую академию и работает по контрактам в других труппах мира. Также как и всемирно известный артист Игорь Зеленский.

Рудольф Нуреев был самым почитаемым среди танцовщиков Гранд Опера и звёзд мировой сцены. До своего ухода со сцены, он приезжал в Мариинский театр танцевать «Сильфиду», а в начале девяностых годов XX века выступал в качестве дирижера.

Источник

Елизавета Таранда – о театральной иерархии и том, как из артистки балета стать прима-балериной

Обычный человек всех, кто танцует на пуантах, называет балеринами. Но это ошибка. В театральной табели о рангах балерина – это должность, которую артистки кордебалета и солистки стараются заслужить.

Примы-балерины исполняют главные партии, например, Жизели в одноименном балете или Одетты/Одиллии в «Лебедином озере», солисткам достаются и главные, и второстепенные партии, а артистки балета танцуют только в кордебалете.

Конечно, театр – непредсказуемый организм. В нем частенько бывают внезапные замены, вводы новых исполнителей в спектакль. Амбициозная артистка кордебалета должна заявить, что знает хореографический текст, и готова выручить театр, выйдя без репетиций на сцену в форс-мажорных обстоятельствах.

«Лебединое озеро». Большой театр

Артистки балета

Любая артистка кордебалета отличается стройной фигурой, пропорциональной длиной ног и рук, имеет образование, полученное в государственном хореографическом училище, а также обладает академическим исполнением движений, артистизмом.

Все они занимаются в общем классе, ждут массовых сцен, которые репетируются после солистов, ведут профессиональную жизнь в театре с ненормированным и абсолютно непредсказуемым графиком. К сожалению, даже в крупных театрах существует неразбериха с занятостью артистов. Одни еле успевают с одной репетиции на другую, а некоторые могут весь день провести в театре и только пару раз пригодиться.

Разумеется, у артистов кордебалета ответственность и нагрузка совершенно иные, чем у солистов, поэтому у большинства из них к середине карьеры устроена личная жизнь, есть семья и дети.

Кристина Кретова, «Ромео и Джульетта». Фото: Наталья Воронова

Солистки

Солистки театра выделяются из артисток кордебалета стабильностью и индивидуальной красотой исполнения движений. Жизнь солистов имеет свои привилегии и более широкие творческие возможности, а значит, и груз ответственности за создаваемую на сцене роль. При этом ненормированный график такой же, как и у кордебалета.

Они много репетируют, нередко выезжают на гастроли, чтобы станцевать с местными артистами. Туризм солистов всегда ограничен театром, отелем и близлежащими заведениями – в отличие от артистов кордебалета, которые на гастролях всегда имеют больше возможностей увидеть страну и достопримечательности.

Примы-балерины

Балерины – высший класс танцовщиц. Они могут обладать нестандартной фигурой, физическими данными, могут быть невысокими или, наоборот, высокими, у некоторых могут быть не идеальной формы ноги, но их владение техникой или мастерство (читайте – магия танца) завораживает публику и профессионалов, возносит их над другими танцовщицами.

Настоящую приму видно в толпе – даже если это толпа танцовщиц, стройных, длинноногих сильфид с идеальными телами. Как бы ни был человек далек от искусства, он интуитивно покажет пальцем на шедевр в музее и инстинктивно начнет аплодировать стóящему внимания зрелищу.

Все будут танцевать синхронно и в ногу сообразно сценическому моменту, но истинная прима всегда привлечет взоры своим отношением к жесту, взглядом, даже дыханием. Это сочетание каких-то хромосом, которые отличают одаренных людей от других. И оно необъяснимо, ведь, если копаться в каждой звезде, можно найти массу противоречий.

Светлана Захарова и Александр Волчков, «Лебединое озеро», Большой театр

Балеринская стать

Уже выходя на точку, с которой начнется ее танец, балерина несет в себе образ героини: по-особенному держит спину и руки, определенным образом делает шаги по сцене и встает в позу, с которой начинается танец.

Критики всегда отмечают у звездных исполнителей присущее именно им чувство позы. Как выдающиеся актеры читают знакомый всем текст пьесы, но в одном им ведомом месте делают паузу или вздох, с особым ритмом и даже тембром голоса произносят знаменитое шекспировское «Быть или не быть?», так и балерины могут постоять в позе дольше, выбрать лейтмотивом своего танца переплетение плавных движений со стремительными вращениями или длительными паузами, балансируя на одной ноге.

Всё это делается в угоду образу, характеру персонажа, усилия не очевидны зрителю, танцовщики на подсознательном уровне рассказывают языком тела свою историю. В этом и проявляется балеринская стать, особая подача себя на сцене, излучение изнутри.

Танец – это жизнь

У прим-балерин такой плотный график, что только в периоды вынужденных простоев – во время восстановления после травм, в месяцы беременности – их режим немного ослабляется. Светлана Захарова смогла увидеть Милан только в период беременности, сопровождая своего мужа, скрипача Вадима Репина, на гастролях, хотя несколько лет была приглашенной звездой театра «Ла Скала». До этого ни минуты покоя, сплошные репетиции и перелеты.

Личная жизнь балерины нередко не складывается: выбирая артистку в спутницы жизни, приходится принимать ее стиль и образ жизни, ее правила, переживания и поводы для радости. Не всегда далекие от театра люди готовы к такой нагрузке, понятной только настоящим фанатикам танца. Поэтому отношения звезды обычно завязывают с коллегами по театру: балетный балетного поймет быстрее.

Большинство балерин заводят детей после 30 лет, когда работа уже стабильная, а поставленные профессиональные цели достигнуты. Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнёва, Евгения Образцова сыграли свою главную женскую роль – матери, будучи уже состоявшимися звездами. До этого на первом месте у них был только танец – то, без чего жизнь не может быть полноценной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

статус артистов
Что значит прима балерина
Рудольф Нуриев (1938—1993) мировая звезда балета
Происхождение