Что значит прикладная психология
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.
В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией – это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.
Практическая психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, практическая психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т.Леонардом и Д.Уитмором).
Прикладная психология — Основные понятия и отрасли прикладной психологии
Современная научная психология представляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционно все отрасли психологии делятся на две основные группы: фундаментальную и прикладную. Универсальная классификация отраслей психологии в рамках этих двух групп еще не выработана.
Цель прикладной психологии — помочь людям в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские или супружеские проблемы, или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в мире бизнеса. В то же время возможности оказания психологической помощи и поддержки населению получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад благодаря созданию в нашей стране психологических служб. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой — помочь человеку адаптироваться к сложным условиям социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути решения проблем и способы изменений.
Прикладная психология — это внедрение достижений психологической науки в реальную практику.
Несомненно, оказание психологической поддержки личности является одной из важнейших задач прикладной психологии. Сегодня, в век коллизий и быстрых социальных изменений, прикладная психология помогает людям адаптироваться в обществе, находить возможные пути и способы сохранения личных ресурсов жизнедеятельности и сохранения психического здоровья.
Основные понятия и отрасли прикладной психологии
Прикладная психология — это отрасль психологии, которая занимается конкретными психологическими проблемами (вопросами), возникающими в практике жизни (в профессиональной, образовательной, медицинской и личной жизни). Из проблем вытекают как направление, так и характер исследований. Прикладная психология основана на применении теории к практике, и хотя она генерирует новые теоретические идеи, она все же является сверхзадачей как следствие практического применения теории. Эта наука очень нужна в школах, детских садах и медицине.
Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессий людей.
Отрасли прикладной психологии включают:
Список отраслей прикладной психологии постоянно растет. Ее основными компонентами являются образовательная, клиническая, юридическая, межкультурная, политическая, экономическая, военная психология; а также психология труда, спорта, религии, старости (геронтопсихология), семьи и т.д..
Сравнительная психология занимается изучением сходств и различий в психической деятельности человека и животных, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.
Промышленная психология — это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Индустриальная психология начала формироваться на рубеже XIX-XX веков в связи с ростом промышленной сферы, появлением новых видов труда и массовых профессий, а также усложнением требований к человеку.
Важной областью психологии труда является изучение изменчивости работоспособности с точки зрения утомляемости, циркадного ритма, обоснование оптимального режима работы, при котором производительность и качество труда подвергались бы наименьшим изменениям в течение рабочего дня, рабочей недели и так далее. Современная психология труда разрабатывает специальные методы измерения утомления и степени снижения трудоспособности. В этой области он тесно связан с физиологией труда. Индустриальная психология накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния условий труда на человека, характера труда, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий труда, мотивации труда, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и так далее. Одна из задач промышленной психологии — рационально перестроить профессии, выяснить психологически оптимальное сочетание их частичных видов деятельности, научно обосновать их целесообразную автоматизацию, что важно для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами по механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения чрезвычайных ситуаций привело к разработке специальных инструментов для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью специальных практик и тренингов.
Области применения прикладной психологии
Сегодня прикладная психология охватывает широкий спектр областей применения. Широкое применение психологии в практике естественным образом привело к развитию таких областей, как:
Психологические службы в школах;
Психологические службы в школах. Эта услуга давно и успешно развивается во многих странах.
Его исторические корни уходят в начало 20 века, когда впервые была поставлена задача диагностики степени умственной отсталости, школьной успешности, а также разграничения нормальных детей и взрослых по степени интеллектуального развития. К.М. Гуревич считает, что с созданием так называемой шкалы Стэнфорда-Бинета началось изучение школьной успешности на основе коэффициента интеллектуального развития. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и широко использовался в армии, на производстве, при отборе специалистов в различных областях. Настоящая психологическая служба начинается не с сегрегации и классификации учеников, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации их результатов и непосредственной психологической помощи ученикам и персоналу школы в области психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет долгую историю и основана на том, что психолог имеет возможность активно влиять на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и подростков и обеспечивать их когнитивное, аффективное и социальное развитие.
Перед психологической службой в школе стоит задача не только диагностировать уровень психического развития учащихся, но и разработать рекомендации по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностической и коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые эта процедура была предложена в нашей стране Л.С. Выготским в виде схемы педологического обследования применительно к трудновоспитуемому и аномальному ребенку. Такое тщательное, пошаговое описание диагностической работы психолога можно считать основой для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако в советский период ее деятельность оценивалась крайне негативно, а однобокое постановление о педологии 1936 года затормозило развитие школьной психологии. Только в конце 1960-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школ и образовательных учреждений.
Политическая юридическая школа семейная психология
Внедрение практической психологии в систему образования помогло в постановке и решении проблем перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития, в переориентации сознания учителя со школоцентризма на детскоцентризм, в формировании культуры обращения к психологам как к междисциплинарным специалистам в образовательных учреждениях, в разработке лечебных и компенсаторных программ дошкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования.
Практическая психологическая служба доказала свою эффективность в решении широкого круга проблем: Проектирование соответствующего развитию образа жизни человека, создание психологического портрета личности, психологическая помощь в работе с семьей ребенка, психологическая поддержка в выборе жизненной и профессиональной карьеры, включая процесс профессиональной адаптации, а также в выявлении причин отклонений в развитии личности, в профилактике и устранении таких отклонений. Практический психолог способствует гармонизации социально-психологического климата в учебных заведениях.
Период психологии
Вторая половина 19 века стала временем, когда психология оторвалась от философии и естественных наук, встала на самостоятельный путь развития, и психология сформировалась как экспериментальная наука. Превращение психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину выразилось в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в разных странах мира, учреждении национальных психологических обществ, создании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментального оборудования. Как отмечает историк науки, характерное изменение общего мировоззрения, произошедшее в XIX веке, постоянно продолжается и сейчас представляется принципиально полным отделение психологии от философии.
Психология — очень молодая наука. Не будем забывать, что психология, как фундаментальная наука, должна внести свой решающий вклад в знания о мире.
Без психологии невозможно построить научную картину мира. Юнг заметил: «Мир психических явлений — это только часть мира в целом, и кому-то может показаться, что он более узнаваем, чем весь мир, именно в силу своей особенности.
Но при этом упускается из виду, что душа — единственное непосредственное явление мира, а потому необходимое условие всякого опыта мира.»
Из них лишь некоторые находят немедленное применение, другие же остаются в тени или вовсе забываются, в зависимости от моды или потребностей общества.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и характеристики человека — от элементарных ощущений, через психические качества личности, до борьбы личных мотивов.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Прикладная психология
Вопреки распространенному мнению, прикладная психология не тождественна практической психологии. Первая использует строгий язык академической и фундаментальной науки и предназначена для профессиональных психологов. Фактически она представляет собой внедрение достижений научной психологии в различные сферы человеческой деятельности. В то время как вторая направлена на широкие слои населения и в своей работе балансирует между научными и бытовыми (ненаучными, а порой и антинаучными) подходами и воззрениями.
В психологии с начала ее развития как экспериментальной дисциплины во второй половине XIX века всегда были определенные проблемы между исследованиями и прикладными аспектами их применения. В свое время Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории, очень потешался с некоторых своих учеников, когда они взялись за проведение первых тестов. Но со временем развитие науки и практики привело к совершенствованию прикладных методов.
Сегодня прикладная психология во всем мире является основной составляющей образования дипломированных психологов (в западной традиции ее как правило изучают во втором периоде обучения, после получения степени бакалавра).
Развитие прикладной психологии
Задачи прикладной психологической практики определили три основных направления ее развития: тестовую диагностику, психологию труда и клиническую психологию.
В 1884 г. Фр. Гальтон, известный кузен Ч. Дарвина, на Лондонской выставке по охране здоровья устроил первую антропометрическую лабораторию, в которой проводились телесные и физиологические измерения у всех желающих для определения их индивидуальных способностей. Гальтон назвал эти измерения тестами и стал, таким образом, не только автором термина, но и родоначальником тестовой психодиагностики, из которой впоследствии выделились другие направления.
Ученики Вундта, Э. Крепелин и Л. Витмер, на рубеже XIX-XX веков обосновали в своих трудах клиническую психологию. При этом Витмер в Филадельфии достиг больших успехов, чем Крепелин в Мюнхене. С этих основ и развилась сегодняшняя крупнейшая отрасль практического применения психологии сначала в США, а затем в Европе.
Формы и задачи прикладного применения психологии
Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:
Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.
Интерпретацию следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.
Вмешательство охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.
Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.
Области прикладной психологии
Прикладная психология охватывает три основные области: клиническую психологию, прикладную организационную психологию и прикладную социальную психологию.
В клинической психологии выделяют:
Прикладная организационная психология охватывает психологию труда, производства, инженерную и профессиональную психологию, а также психологию общения, судебно-медицинскую (в т.ч. и криминальную) и разделы военной психологии.
Прикладная социальная психология включает экономическую психологию (в т.ч. изучения рынка), психологию рекламы, средств массовой информации, экологическую психологию, психологию досуга, общностей (в т. ч. психологию полиции), культуры (в т. ч. психологии мировоззрения), а также, наряду с несколькими менее значительными отраслями, психологию спорта (в т.ч. псих. тренировок).
Современное распределение областей профессиональной деятельности психологов показывает, что клиническая психология занимает лидирующие позиции. В США по стоянию на начало 2000-х годов ею занимаются 41,2% специалистов. Затем следуют частные психологи разных направлений, которые зачастую консультируют не только частных лиц, но и предприятия, предпринимателей, — 18,8%. В правовой системе (в т.ч. в тюрьмах) занято только 1,8% дипломированных психологов.
Активное участие психологов в жизни социума — это отчасти политическое решение власти, которое свидетельствует о том, насколько важной задачей общество считает психологическое благополучие своих членов.
Прикладная психология
Прикладная психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, музыка (музыкальная психология), спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.
Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».
См. также
Психология
Полезное
Смотреть что такое «Прикладная психология» в других словарях:
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — применение результатов исследования теоретической и экспериментальной психологии в различных областях практической жизни, при проведении испытаний по проверке умственных способностей и способности восприятия в экспериментальной педагогике,… … Философская энциклопедия
Прикладная психология — ветвь психологии, областью исследования которой являются конкретные психологические проблемы (задачи), возникающие в практике жизнедеятельности людей (в профессиональной, образовательной, медицинской области, в личной жизни). Проблемы рождают и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — применение результатов исследования теоретической и экспериментальной психологии в различных областях практической жизни, при проведении испытаний по проверке умственных способностей и способности восприятия в экспериментальной педагогике,… … Профессиональное образование. Словарь
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся: (а) применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких образование, промышленность, маркетинг, опрос общественного… … Толковый словарь по психологии
Психология труда — Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия
Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия
Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества… … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Развитие и особенности прикладной психологии
Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.
Особенности прикладной психологии
В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:
Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:
К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.
Разделы науки
Определение научной сферы включает три смежных области:
Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.
Прикладная организация
Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:
В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.
Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.
Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.
В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.
Развитие науки
Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.
Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.
Полезное видео
Ниже представлена запись выступления клинического психолога Беломестновой Нины Васильевны на заседании научной секции «Психология», посвященная проблематике направлений прикладной и практической психологии.