Что значит причинно следственные отношения

Причинно-следственная связь в отношениях

Вспомните, что такое причинно-следственная связь — это когда есть связь между причиной и следствием. То есть происходит какое-то событие (вы посадили семечку апельсина), которое является следствием причины (хотите, чтобы дома росло апельсиновое дерево), и это следствие снова становится причиной (зерно дало росток), которая порождает новые следствие (дерево продолжает рост), и так далее — это и есть причинно-следственная связь. В отношениях между мужчиной и женщиной происходит ровно то же самое. Если женщина очень груба с мужчиной, у него со временем появится к ней отвращение и презрение, чувства пройдут, и он может уйти от неё. Если женщина постоянно плачет при мужчине и недовольна, то он начнёт чувствовать себя неуспешным рядом с такой женщиной, потому что всё, чтобы он не делал — её не устраивает, она не довольна. Всё также скорее всего закончится охлаждением чувств мужчины к женщине. Также мужчина всегда ведёт себя таким образом, как вы позволяете ему вести себя рядом с собой.

Если женщина позволяет себя оскорблять, рядом с ней материться, хамить или вести себя любым другим неподобающим образом, то мужчина будет это делать. Если женщина изначально ставит себя в позицию, при которой мужчина будет её ценить, любить и заботиться, то мужчина будет ценить, любить и заботиться.

Перенос ответственности

Великая ошибка происходит, когда женщина начинает переносить ответственность за поведение мужчины только на мужчину. Отсюда и рождены фразы — «Все мужики козлы», «Все мужики одинаковые», «Всем мужчинам только одно и нужно». Но женщина забывает о том, почему так произошло. Ведь не со всеми женщинами мужчины поступают именно так.

Реальная история

Однажды, мой знакомый рассказал историю, как его приятельница встречалась с мужчиной, который не хотел дарить ей подарки, водить в рестораны, постоянно жадничал, не любил её и встречался только для того, чтобы заняться с ней сексом. Она жаловалась на него и не была счастлива с ним. Обвиняла его в том, что он жадный и ничего ей не покупал, в рестораны не водил, не заботился и в отношениях у них всегда возникали проблемы. Но после того, как они расстались, этот мужчина встретил новую девушку и всего лишь через месяц встреч с ней он купил ей машину.

Тот же самый мужчина, ничего с ним не случилось, ничего в его жизни не изменилось, он не стал зарабатывать больше, он остался таким же. Но с ним рядом появилась другая женщина, которая вела себя по-другому, и он дал другую реакцию. Из эгоистичного жадины он превратился в щедрого любящего мужчину, о котором многие мечтают. Для бывшей он остался козлом, а для новой девушки — самым щедрым и добрым мужчиной.

Источник

Причинно-следственные связи

Реферат, посвященный вопросам причинности

код для вставки на форум:

Введение

Философский принцип всеобщей связи

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое, цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной отношений и связей жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их и все рассыплется в неупорядоченный хаос.

Принцип отношения, связи является адекватным отражением организованности мира и образующих его систем, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических принципов, на котором строится все категориальное здание философии. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, то есть этого принципа поставлено материальное единство мира. Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Иными словами, понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение же определяют чаще всего как одну из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. В самом деле, все бытийствует как бы в двух ипостасях: как существующее «само по себе» и как существующее «для других», в отношении к другим. Существующие отношения весьма многообразны: это отношения равенства и неравенства, субординации и координации, целого и части и т. д. Перечисленные виды отношений носят универсальный характер, как бы скрывая под собой глубинную, сущностную связь явлений, например, отношение части и целого является выражением функциональной связи. Среди всех видов отношений наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости, потому что даже то, что на первый взгляд кажется независимым от окружающего, в конечном счете все-таки от него зависит. И само это окружающее, будучи «безразличным» к, казалось бы, существующему независимо, так или иначе ходом своего развития или изменения оказывает непосредственное или опосредствованное влияние на него, выступая непосредственной или, напротив, опосредствованной причиной изменения его состояния.

Понятие взаимодействия

Причинно-следственные связи. Принцип причинности. Причинно-следственные связи

Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С другой стороны, уже с точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Особо следует подчеркнуть, что причинные отношения (их еще называют каузальными, от лат. causa причина) присутствуют не только в процессе развития, но и при деградации и распаде и вообще при любых изменениях, при любых как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми преобразованиях окружающего мира. Практический опыт, наблюдения, а позднее научные исследования подсказывали, что во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе следствием. Сказанное можно выразить графически схемой:

В схеме показано, что причинно-следственная связь направлена от причины к порожденному ею следствию. Значит, причина и следствие асимметричны, и отношение между ними необратимо. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из семени чертополоха чертополох. Эта схема назовем ее простой схемой причинности служит основой более сложных схем причинных отношений, охватывающих множество практически одновременно действующих причин. Графическая модель такого соотношения выглядит следующим образом:

Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Связи взаимодействия широко используются в кибернетике (принцип ), в системах регулирования технологических процессов. Не может быть жизнеспособной социальная система, не изменяющаяся в зависимости от деятельности. И в этом случае органы государственной власти взаимодействуют с управляемым объектом обществом, принимают решения, становящиеся следствием реакции общества на ранее проведенные в жизнь управленческие воздействия. Осмысление природы взаимодействия существенно обогатило представления о причинно-следственных отношениях между явлениями. Общая картина мира приобрела гораздо более сложный, динамичный характер, но стала и более адекватной действительности. Стало, в частности, понятным, что графическая модель, в которой были бы учтены все современные знания о причинных связях явлений, оказалась бы бесконечномерной универсальной сетью всеобщих связей, где все явления причины и следствия так или иначе, прямо или опосредствованно, многократно соотнесены друг с другом, где все связано со всем.

К обогащению простой схемы причинности вел и еще один путь путь уяснения сложного, неоднородного состава комплекса причин или причинного основания, разграничения в нем причинных факторов разного и типа. По мере развития причинного анализа стали различать причины главные и второстепенные, прямые и косвенные. Кроме того, в анализ вводится учет условий, поводов, а для процессов, протекающих с участием людей, также интересов, мотивов, целей, идеалов, волевых факторов.

Условия это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинных явлений и связей. Взятые отдельно от более существенных причинных факторов, сами по себе, они не могут породить следствие. Но ими обусловлено превращение заключенной в причине потенциальной возможности в действительность, что и определяет их включение в состав причинного основания. Так, в 1933 году в Германии сложились политические условия, в которых созрела возможность коренного изменения государственного строя. Эта возможность стала действительностью в результате политического переворота, совершенного национал-социалистами под руководством Гитлера. При анализе обстоятельств прихода фашистов к государственной власти историки рассматривают в качестве основных причин глубинные социально-экономические процессы, приведшие общество к кризисной политической ситуации. Но кроме того, они обязательно учитывают и конкретные условия, в которых возможность переворота превратилась в действительность. Одним из таких условий стали, как известно, ошибки просталинского руководства III Интернационала, препятствовавшего укреплению союза коммунистов и социал-демократов. Изменение данного условия, установление в те годы взамен соперничества отношений тесного сотрудничества между этими двумя партиями рабочего класса могло бы преградить путь к приходу фашистов к власти, способствовало бы реализации в историческом процессе другой реально существовавшей тогда возможности политического развития Германии.

Причинное основание совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Оно включает в себя явления различного детерминирующего уровня: собственно причины, условия, поводы, стимулы. Открытие многообразных причинных факторов и все более сложных форм причинных связей привело к уяснению комплексного характера причинных воздействий. Наиболее сложный характер носит причинная детерминация самоорганизующихся систем. Существенную роль в них играет самодетерминация обусловленность состояния системы не только воздействиями среды, но и ее собственными предшествующими состояниями. Связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но и случайный, вероятностный характер. Познание вероятностных причинно-следственных связей потребовало включения в причинный анализ новых диалектических категорий: случайность и необходимость, возможность и действительность, закономерность и др.

Случайность и необходимость. Возможность и действительность

Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность — понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. В истории философии широко представлена точка зрения, согласно которой случайного реально нет, оно следствие неизвестных наблюдателю необходимых причин. Но, как впервые показал Гегель, случайное событие в принципе не может быть вызвано одними только внутренними, необходимо тому или иному процессу присущими закономерностями. Случайное событие, как писал Гегель, не может быть объяснено из самого себя. Непредсказуемость случайностей кажется противоречащей принципу причинности. Но это не так, потому что случайные события и причинные связи следствия хотя и неизвестных заранее и досконально, но все же реально существующих и достаточно определенных условий и причин. Возникают они не хаотично и не из «ничего»: возможность их появления хотя и не жестко, не однозначно, но закономерно связана с причинными основаниями. Эти связи и законы обнаруживаются в результате изучения большого числа (потока) однородных случайных событий, описываемого с помощью аппарата математической статистики, и потому называются статистическими. Статистические закономерности имеют объективный характер, но существенно отличаются от закономерностей единичных явлений. Применение количественных методов анализа и исчисления характеристик, подчиняющихся статистическим законам случайных явлений и процессов, сделало их предметом особого раздела математики теории вероятностей. Вероятность мера возможности наступления случайного события. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события единице. Вероятностно-статистическая интерпретация сложных причинно-следственных отношений позволила разработать и применить в научных исследованиях принципиально новые и весьма эффективные методы познания структуры и законов развития мира. Современные успехи квантовой механики и химии, генетики были бы невозможны без понимания неоднозначности отношений между причинами и следствиями изучаемых явлений, без признания того, что последующие состояния развивающегося предмета далеко не всегда можно полностью вывести из предыдущего. В технике статистический подход и основанный на нем математический аппарат обеспечили развитие теории надежности, теории массового обслуживания, квалиметрии и ряда других научно-технических дисциплин. Благодаря этому стал возможным совершенный во второй половине XX века переход к созданию и применению многофункциональных технических систем высокой сложности, надежность которых описывается вероятностными характеристиками. Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило, достаточно сложными по составу причинными основаниями, включающими в себя как внутренние (необходимые), так и внешние (случайные) причины. Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает возможность реализации различных вариантов следствия. Характер реальных следствий зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим в каждом конкретном случае. Познание соотношения необходимого и случайного в социальных взаимодействиях является условием практического применения знаний об объективных закономерностях жизни общества. Это объясняется тем, что общественно-исторические законы реализуются как объективная тенденция социального развития через сознательную деятельность преследующих свои цели отдельных личностей и социальных групп. Потому общественная жизнь представляет собой в целом чрезвычайно сложную систему причинно-следственных отношений, необходимых и случайных действий, поступков и процессов. Законы данного типа могут не обнаруживаться во многих частных случаях, однако верно описывать динамику социальной жизни как целостный обобщенный процесс. Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность. Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Причинность и время

Одной из фундаментальных характеристик причинности является ее органическая связь с категорией времени. Время это та форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. Поэтому усложнение наших представлений о времени, связанное с более углубленным познанием принципов строения материального мира, не может не отразиться и на понимании причинности. Однако до сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени, понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию: существует определенный интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействие двух систем) и началом появления следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, следствие же в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются друг на друга. Существует точка зрения, согласно которой причина и следствие всегда строго одновременны. Сторонники третьей концепции рассуждают так: бессмысленно говорить о причине, которая уже существует и, значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть «недействующая причина»? Но понятия «причина» и «следствие» равно используются для характеристики как одновременно протекающих событий, так и явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в «недрах» причины. Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, которые разделены временным интервалом и связаны между собою через посредство нескольких промежуточных звеньев. Так, вспышка на Солнце есть причина магнитных бурь на Земле и следующего за нею временного нарушения радиосвязи. Опосредствованную связь причины и следствия можно выразить формулой: если А причина В, а В причина С, то А также можно расценивать как причину С. Причина явления, изменяясь, сохраняется в своем результате. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, а другие случайными. Существенной чертой причинности является непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца. И нельзя сказать, где началась эта цепь и где она кончится. Она бесконечна как сам мир. Не может быть ни первой (то есть беспричинной) причины, ни последнего (то есть беспоследственного) следствия. Допустить первопричину значило бы нарушить закон сохранения материи и движения. И всякого рода попытки найти «абсолютно первую» или столь же «абсолютно последнюю» причину бесплодная затея, имеющая своей психологической предпосылкой веру в чудо. Однако при всех модификациях в структурной организации мира, всем типам временных отношений свойственна длительность, означающая либо прямую последовательность событий, либо рядоположенность сменяющих друг друга моментов или состояний. Время длительно, необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно-следственные отношения. Идея неоднородности временных циклов не меняет сути дела: в любой материальной системе, существующей и развивающейся по своему собственному времени, все равно осуществляются ее особые, специфические, но все же причинные отношения.

Причинность и взаимодействие

Помимо приведенных классификаций причинно-следственных связей существуют также разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредствованные; всеобщие, особенные и единичные. Классификации, производятся также и по числу вступающих в причинную связь явлений: простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, несистемные и др.

Концепция детерминизма

Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.

Детерминизм и индетерминизм

Философский детерминизм (от лат. deter-minare определять) это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания. Длительное время умами философов и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей (Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерминизма характерны очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во внимание вероятностной, статистической формы детерминизма. Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями). Так, в системе физической причинности, воссозданной в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими действие извне. Далее, поскольку детерминация рассматривалась как однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или ретросказания) состояний материальных систем и даже Вселенной в целом в будущем (или прошлом). Обосновывалось это следующим образом. Состояние Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их производные по времени, то может быть вычислено значение этих самых параметров в предыдущее и последующее время. Такое понимание иногда еще называют лапласовским детерминизмом по имени французского ученого Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерминизма. Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором. Развитие познания, особенно в XIXXX веках, убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма отрицания закономерностей и причинной обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX и XX столетий (вывод: ) включал в себя и кризис механистического, или метафизического, детерминизма. Уже не в области философии, а на почве самой науки диалектически переосмысливались жесткие представления ученых о причинных связях и законах. Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль условий: при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и результатов не бывает. Поэтому происходит следующее уточнение: подобные причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия. Наконец, слово заменяется более точным : подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят подобные следствия. Большинство случаев это максимальная частота случаев. Тем самым от ньютоновской детерминации (в причине одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не означает, однако, отсутствия детерминации, произвольного характера переходов.

Объективная целесообразность

Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и различным формам телеологии (от греч. telos — цель) учению (либо в противовес детерминизму, либо «в дополнение» к нему) об особом, целевом виде причинности. Наблюдая удивительно приспособленную к условиям своего существования «разумную» организацию растений и животных, «гармонию небесных сфер», люди еще в глубокой древности задавали себе вопрос: откуда произошла эта стройная организация всего сущего? Отвечая на него, мыслители исходили из разных принципов объяснения данного явления. Представители телеологии полагали, что разумность и совершенство существующего определяются изначальным целевым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит будто бы ожидания, намерения и полна скрытого смысла. Идея телеологии возникает тогда, когда стихийно действующая причина рассматривается как некая сознательно действующая причина, и притом действующая в преднамеренно избранном направлении, то есть как целевая причина, или цель. Учение о том, что Вселенная в целом осуществляет некоторый план, не может быть доказано эмпирически. Ведь наличие цели предполагает того, кто ее ставит: телеология ведет, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется изначальным замыслом творца. Наиболее наивной формой выражения телеологии является утверждение, что природа создает одни живые существа для других, например, кошки созданы для того, чтобы пожирать мышей, а мыши чтобы служить пищей для кошек. По словам Гейне, однажды «упитанный обыватель» с «дурацки-умным» лицом начал развивать ему принципы такой телеологии. Он обратил «мое внимание на целесообразность и полезность всего в природе. Деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Я согласился с ним и добавил, что бог сотворил рогатый скот потому, что говяжий бульон подкрепляет человека; что ослов он сотворил затем, чтобы они служили людям для сравнений, а самого человека он сотворил, чтобы он питался говяжьим бульоном и не был ослом. Спутник мой пришел в восхищение, найдя во мне единомышленника, лицо его расцвело еще радостнее, и, прощаясь со мной, он растрогался» ‘. Здесь на стороне Гейне остроумие, а научное объяснение несостоятельности телеологии применительно к живой природе на стороне Дарвина. Телеологи питаются верой в то, что все вертится вокруг нас и все имеет в виду только нас. Причинному объяснению, отвечающему на вопрос, почему произошло то или иное явление природы, телеология противопоставляет домыслы о том, зачем оно возникло. Еще Спиноза, давший великолепную для своего времени критику телеологии, не отрицая целесообразности в строении человеческого тела, призывал не удивляться ей подобно глупцу, а искать истинные причины чудес и смотреть на естественные вещи глазами ученого. Так и поступил Дарвин, раскрывший естественный механизм возникновения удивительной приспособляемости организмов к условиям их существования. Своим учением о естественном отборе он показал, что прекрасные цветы существуют совсем не для услаждения нашего эстетического чувства и не для доказательства изящества вкуса всевышнего, а как форма приспособленности к окружающему, обеспечивающая нормальное протекание процесса опыления.

Причинность и развитие

Особый круг проблем возникает при рассмотрении соотношения детерминизма и принципа развития. Механистический детерминизм из-за своих исходных установок не мог раскрыть причинного характера процесса развития, так как однозначная и жесткая детерминация предполагает наличие следствия уже в самой причине, а, значит, развитие как появление новых форм в таком случае либо выходит за пределы детерминизма, либо вообще отрицается. Так, Бергсон утверждал, будто то, что предопределено, уже потенциально и совершено. Появление новых форм, по Бергсону, возможно не в силу объективных причинных отношений, но в силу волевого импульса со стороны творческого начала, обособленного по отношению к причинно существующей природе. В этом отрицании внутренней связи между детерминацией и развитием и в определении развития как результата волевого импульса явно прослеживается и телеологическая тенденция, то есть приписывание волевому импульсу как источнику развития определенного целевого намерения. Неспособность механистического детерминизма совместить свои установки с принципом развития проявляется также и в свойственной ему концепции «круга причинности», согласно которой время и длительность суть формы вечного возвращения всего сущего на «круги своя» (буддизм, Ф. Ницше). В таком понимании, сознательно отвергающем развитие как процесс появления нового, разомкнутость причинной цепи событий заменяется ее круговой замкнутостью, и время теряет свои главные атрибуты необратимость и направленность. С позиций диалектического материализма, детерминация в цепи временных событий есть процесс, предполагающий качественное развитие; движение материи отнюдь не означает однообразного повторения раз и навсегда данных форм это было бы равнозначно отрицанию принципа развития. Следствие по своей форме и содержанию не может быть абсолютно тождественным своей причине. Причинение есть порождение и, следовательно, момент процесса развития, участвующий в появлении нового. Наиболее отчетливо эта сложная взаимосвязь проявляется в общественном развитии: с одной стороны, прогрессивная тенденция общественного развития имеет форму необходимости и причинно обусловлена, с другой на каждом этапе его мы имеем дело с появлением качественно новых форм, причем в этом процессе немалую роль играет целенаправленная творческая деятельность человека. «Творческий потенциал» причинно-следственной связи расширяет и вероятностно-статистический способ ее проявления, где с наибольшей очевидностью выступает генетический аспект причинения аспект порождения. Таким образом, принципы всеобщей связи и развития получают свою конкретизацию в понятии причинности и в учении о детерминизме.

Заключение

Ограничения на применение категории причинности накладываются не принципом развития (ибо любое развитие причинно обусловлено), но принципом всеобщей связи (не все связи являются причинными). К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношение симметрии и т. п. Однако это не значит, что существует хотя бы одно явление, которое не имело бы своей причины и своего следствия; то, что находится с одним явлением в отношениях, например, функциональной зависимости или симметрии, обязательно находится в причинно-следственной связи с каким-либо другим явлением. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями. Образно говоря, в мире существуют лишь «родители» и «дети». Причем причина может быть как внешним явлению обстоятельством, так и его внутренним противоречием. Когда наша мысль начинает двигаться по ступенькам «причинения» и стремится отыскать самую первую причину, то она растворяется в бесконечной дали универсального взаимодействия.

похожие статьи

О жестоком обращении с детьми в Болгарии / Колев Я.Г., Радойнова Д.Д. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 4-10.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *