Что значит причинно следственная связь простыми словами
Причинно-следственная связь
Корреляция или причинно-следственная связь
Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков и людей невысокого социоэкономического статуса чаще обрывается преждевременно). В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни. Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler et al., 1993, 1994). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.
Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).
Причинно-следственная связь
Пример: Уважительная п. Смеяться без причины. По причине того, по той причине что, союз (книжн.) — из-за того что.
2).явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления
Пример: П. пожара. П. спешки в том, что не хватает времени.
Ещё неоплатонический философ Прокл (в своём комментарии к диалогу Платона Тимею) насчитывает у одного Платона 64 различных понятия о причине, а у Аристотеля — 48. Это число можно сократить до двух основных понятий причины у Платона и до четырёх — у Аристотеля.
Содержание
Античная философия
Платон различает νους от ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).
Аристотель в первой книге «Метафизики» дал своё учение о 4-х причинах, или началах, усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. Ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определённом ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету.
Аристотель характеризует бывшие до него в Греции метафизические системы тем, что они объясняли мир с точки зрения одного или двух видов причинности, пренебрегая прочими, в чём и состоял их главный недостаток.
Обращение исключительного или преобладающего внимания на один вид причинности в ущерб прочим может быть указано как основная погрешность и новейших философских систем. Так, германский идеализм, в особенности гегельянство, более, чем платонизм, подлежит упрёку за то, что формальная причинность саморазвивающегося понятия поглотила здесь все другие, не менее законные, точки зрения, а в метафизике Шопенгауэра все высшие требования ума отстранены всевластием слепой Воли, бессодержательно, бесформенно и бесцельно производящей П. С другой стороны, философская мысль не могла бы удовлетвориться и такой системой, которая, исследуя все существующее равномерно по всем четырём видам причинности, оставляла бы эти различные точки зрения без внутренней связи и окончательного единства.
Учение Аристотеля о 4 П., или началах, разработанное в его школе (см. Перипатетики), а также у новоплатоников и перешедшее в патриотическую и схоластическую философию, получило некоторые осложнения. Стали различать первые П. от вторых, или ближайших (causae secundae seu proximae), явились П. посредствующие (causae mediae), П. орудные (causae instrumentales), П. сопутствующие или сопровождающие (causae concomitantes, у Платона συναιτίαι). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей П. (всемогущий Творец), а также П. конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо); П. формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а П. материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным богословское положение о сотворении мира из ничего, хотя это положение не есть какое-нибудь объяснение, а только требование отказаться от всяких объяснений.
Новая философия
Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:
В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, Окказионализм, Спиноза).
Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.
Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра. Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.
Новейшая философия
Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:
Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.
Онтология причинной зависимости
Причинно-следственная связь: понятие и примеры
Всех приветствую! Помню, как в 2015 году выступал А. Безбородов в какой-то новостной передаче по ЕГЭ по истории. И там его какая-то учительница спросила, что такое причинно-следственная связь и как их в эссе по истории формулировать? Сам вопрос от данной молодой учительницы произвел лично на меня неизгладимое впечатление.
Мне всегда думалось, что уж вузе то ты, четыре — пять лет по изучав историю, уж точно должен это знать…. Оказалось, что не все такие образованные. В связи с этим вот и написал этот пост, чтобы ребята, будущие выпускники точно узнали, что такое эти причинно-следственные связи.
Что такое эти связи?
Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Эти связи есть везде: в криминалистике, в административном праве, в истории. Любой человек должен уметь определять: прочему произошли какие-то события и какие последствия они за собой несут.
Эти связи можно представить в виде дерева, корни которого — это причины, ветки — события, а листва — последствия. Если ты посадил дерево — будь готов к последствиям, которые мы, например описывали в случае подачи негаторного иска в суд.
Один мальчик заехал другому по носу. Почему? Потому что второй (которому заехали по носу), должен был денег. А почему получил по носяку именно сейчас? Потому что посмотрел с высока на своего кредитора. Вот, чтобы не зазнавался и знал свое место и отоварился.
Вы можете скачать видео, выложенное выше и презентацию к нему, поставив лайк:
[pwal description=»Чтобы закачать видео с презентацией, поставьте лайк:»] СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>> [/pwal]
Причинно-следственная связь: что это такое? Примеры
Возлежать бы и дальше кусочку кремния невзрачным камешком на берегу реки, если бы не пытливый мозг наделенного разумом существа, исследователя, ищущего невидимые причинно-следственные связи между объектами этой реальности, что позволило обратить этот кусок кремния в процессор.
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога avisi.ru. По какой же формуле формируется судьба человека? Причинно-следственная связь это основа кармы, которая предопределяет будущий жизненный сценарий, то есть, судьбу человека. Давайте разберемся, что это такое, рассмотрим некоторые примеры.
Причинно-следственная связь − что это такое?
Причинно-следственная связь — это связь между поступком, действием и дальнейшим, наступившим событием. Она предопределяет развитие событий будущего. В такой связи, поступок − причина, наступившее событие − следствие. Поступок (причина) может быть не только из этой жизни, но и из прошлых воплощений.
Схематично это выглядит так:
Причинно-следственные связи всегда формируются цепочкой, по строго заданной программе, которая называется карма. Причины (информационные кластеры) складываются в цепочки. Цепочки складываются в линию, линия в судьбу.
Примеры причин и следствий
Приведем некоторые примеры, чтобы понимать, как работает причинно-следственная связь.
Пример причинно-следственной взаимосвязи, между прошлой и настоящей жизнями людей.
Классический, любовный треугольник. В этом треугольнике завязываются души тех людей, которые изменяли, разбивали чужие семьи в своих, прошлых жизнях. Это причина. В теперешней жизни, жизненный сценарий будет похожим, как следствие. Каждая душа уже будет в другой роли. И так может продолжаться до тех пор, пока причинно-следственная связь не будет изменена или разорвана. Разрывать такую, кармическую предопределенность нужно осознанно, то есть понимать, что ты делаешь, приложить к этому процессу максимум усилий.
Как изменить причинно-следственные связи?
Изменить причинно-следственные связи, значит − перепрограммировать свою судьбу. Это возможно, но довольно непросто. Человек должен изменить самого себя, а это сложнее чем например, научиться летать на истребителе.
Чтобы изменить свою программу построения событий, необходимо:
На словах это выглядит просто, а вот на деле, не совсем.
Все еще сложнее с информационными кластерами из прошлых воплощений. Все дело в том, что подсознание очень методично скрывает информацию (воспоминания) о прошлых жизнях человека.
Ментальное тело человека. Если взять в сравнение компьютер, то ментальное тело − это жесткий диск, куда по умолчанию сливается вся накопленная информация, из прошлых и настоящей жизнях человека. Подсознание делает все, чтобы блокировать, закрыть доступ для сознания, к определенным уровням воспоминания. Для осознания, они настолько тяжелы (воспоминания), что подсознание просто боится, чтобы такие переживания не привели к плачевному исходу своего носителя, настолько они могут быть разрушительны.
По этой причине подсознание так яростно скрывает тяжелые (как оно считает), но необходимые воспоминания. Важны эти воспоминания потому, что они тоже участвуют в программе построения будущих событий. Существует два способа получить прошлую, заблокированную информацию.
Игра, под названием − Земля
Зачем Бог отправил частичку самого себя в земное существование?
Потому что у всего сущего, рано или поздно случается кризис. В данном случае, это кризис бытия. Высший разум − это совершенство. В таком вот прекрасном, совершенном состоянии он и пребывал, некоторое время. Эдакая изолированная, совершенная система − настолько совершенна, что даже плюнуть негде.
Возникла необходимость в создании механизма самоанализа, самопознания, проверки самого себя. Так, Высший разум придумал игру, под названием «Земля». Все свое прекрасное естество он поделил не маленькие субстанции (души) и вложил их в человека. Так появились люди − участники игры, под названием «Земля».
Ходы развития любой игры всегда условны и зависят от поведения ее участников. В свойствах этой действительности, появляются понятия − добро и зло, что также обозначает особую фракцию Сил Вселенной.
Таким образом, человек нужен для того, чтобы совершать поступки, делая очевидными причинно-следственные связи, который никак иначе не проявили бы себя, в самостоятельных свойствах. Человек − это методика, с помощью которого Высший разум познает самого себя.
Дэвид Хьюм, как часть его противодействия рационализм, утверждал, что чистый разум сам по себе не может доказать реальность действующей причинности; вместо этого он апеллировал к обычаям и умственным привычкам, отмечая, что все человеческие знания происходят исключительно от опыт.
Тема причинно-следственной связи остается основной в современная философия.
Содержание
Концепция
Метафизика
Природа причины и следствия является предметом беспокойства, известного как метафизика. Кант думал, что время и пространство были понятиями, предшествующими человеческому пониманию прогресса или эволюции мира, и он также признавал приоритет причинности. Но у него не было понимания, которое пришло со знанием Геометрия Минковского и специальная теория относительности, что понятие причинности может быть использовано как предварительное основание для строить понятия времени и пространства. [4] [5] [6]
Онтология
Эпистемология
Геометрическое значение
Таким образом, понятие причинности метафизически предшествует понятиям времени и пространства. С практической точки зрения, это связано с тем, что использование отношения причинности необходимо для интерпретации эмпирических экспериментов. Интерпретация экспериментов необходима для установления физических и геометрических представлений о времени и пространстве.
В детерминированный мировоззрение считает, что история вселенная можно исчерпывающе представить как развитие событий следующее за одной причиной и следствием. [16] В инкомпатибилист версия этого утверждает, что не существует такой вещи, как «свободная воля». Компатибилизмс другой стороны, считает, что детерминизм совместим со свободой воли или даже необходим ей. [20]
Необходимые и достаточные причины
Иногда причины можно разделить на два типа: необходимые и достаточные. [21] Третий тип причинности, который сам по себе не требует ни необходимости, ни достаточности, но способствует следствию, называется «сопутствующей причиной».
Необходимые причины Если Икс является необходимой причиной у, то наличие у обязательно подразумевает предшествующее появление Икс. Наличие Икс, однако, не означает, что у произойдет. [22] Достаточные причины Если Икс является достаточной причиной у, то наличие Икс обязательно предполагает последующее возникновение у. Однако другая причина z альтернативно может вызвать у. Таким образом, наличие у не подразумевает предшествующее возникновение Икс. [22] Дополнительные причины Для определенного эффекта, в единственном случае, фактор, который является сопутствующей причиной, является одной из нескольких сопутствующих причин. Подразумевается, что все они вносят свой вклад. Для конкретного эффекта, как правило, нет никакого смысла в необходимости наличия сопутствующей причины, хотя это может быть так. В общем, фактора, который является сопутствующей причиной, недостаточно, потому что он по определению сопровождается другими причинами, которые не считались бы причинами, если бы этого было достаточно. Для конкретного эффекта фактор, который в некоторых случаях является сопутствующей причиной, в некоторых других случаях может быть достаточным, но в этих других случаях он не будет просто способствовать. [23]
В отличие от условных выражений
Первое верно, поскольку как предшествующий и последующий верны. Второе верно в сентенциальная логика и неопределенна в естественном языке, независимо от последующего утверждения, потому что антецедент ложен.
Обычный ориентировочный условный имеет несколько большую структуру, чем материальный условный. Например, хотя первое является наиболее близким, ни одно из двух предыдущих утверждений не кажется верным при обычном ориентировочном чтении. Но приговор:
интуитивно кажется правдой, хотя в этой гипотетической ситуации нет прямой причинной связи между тем, что Шекспир не пишет «Макбета», и тем, что кто-то на самом деле его пишет.
Другой вид условного контрфактический условный, имеет более сильную связь с причинностью, но даже контрфактические утверждения не все являются примерами причинности. Рассмотрим следующие два утверждения:
Полное понимание концепции условных выражений важно для понимание литература о причинности. В повседневном языке довольно часто используются вольные условные утверждения, которые необходимо тщательно интерпретировать.
Сомнительная причина
Ошибки сомнительной причины, также известные как причинные заблуждения, non-causa pro causa (На латыни «отсутствие причины для причины») или ложная причина неформальные заблуждения если причина установлена неверно.
Теории
Контрфактические теории
Контрфактические теории определяют причинность в терминах контрфактических отношений. Эти теории часто можно рассматривать как «плавающие» их объяснение причинности поверх объяснения логики контрфактические условия. Этот подход восходит к Дэвид Хьюмопределение причинного отношения как того, «где, если бы первого объекта не было, второго никогда не существовало бы». [26] Более полноценный анализ причинно-следственной связи в терминах контрфактических условий появился только в 20 веке после разработки теории возможная мировая семантика для оценки контрфактических условий. В своей статье 1973 г. «Причинность» Дэвид Льюис предложил следующее определение понятия причинная зависимость: [27]
Событие E причинно зависит на C, если и только если: (i) если бы C произошло, то E было бы, и (ii) если бы C не произошло, то E не произошло бы.
Вероятностная причинность
Причинное исчисление
Структурное обучение
В то время как выводы в каузальном исчислении полагаются на структуру причинного графа, части причинной структуры могут, при определенных предположениях, быть изучены из статистических данных. Основная идея восходит к Сьюэлл Райтработа 1921 года [30] на анализ пути. Алгоритм «восстановления» был разработан Ребэйном и Перлом (1987). [31] который основан на различении Райта трех возможных типов причинных субструктур, разрешенных в ориентированный ациклический граф (DAG):
Поиск альтернативных методов структурного обучения через много возможные причинные структуры среди переменных, и удалите те, которые сильно несовместимы с наблюдаемыми корреляции. В целом это оставляет набор возможных причинно-следственных связей, которые затем следует протестировать путем анализа данных временных рядов или, предпочтительно, разработки надлежащим образом контролируемых эксперименты. В отличие от байесовских сетей, анализ пути (и его обобщение, структурное моделирование уравнение), лучше служат для оценки известного причинного эффекта или для проверки причинной модели, чем для создания причинных гипотез.
Для неэкспериментальных данных причинно-следственное направление часто можно вывести, если доступна информация о времени. Это потому, что (согласно многим, хотя и не всем теориям) причины должны во времени предшествовать своим последствиям. Это можно определить статистическими Временные ряды модели, например, или с помощью статистического теста, основанного на идее Причинность Грейнджера, или путем прямых экспериментальных манипуляций. Использование временных данных может позволить провести статистические проверки ранее существовавшей теории причинной связи. Например, наша степень уверенности в направлении и природе причинной связи намного больше, когда она поддерживается взаимные корреляции, ARIMA модели, или кросс-спектральный анализ используя данные векторных временных рядов, чем данные поперечного сечения.
Теории вывода
Теории манипуляции
Некоторые теоретики приравнивают причинность к манипулированию. [36] [37] [38] [39] Согласно этим теориям, Икс причины у только в том случае, если можно изменить Икс чтобы изменить у. Это совпадает с общепринятыми представлениями о причинно-следственных связях, поскольку мы часто задаем причинно-следственные вопросы, чтобы изменить некоторые особенности мира. Например, нам интересно узнать причины преступности, чтобы мы могли найти способы ее уменьшения.
Эти теории подвергались критике по двум основным причинам. Во-первых, теоретики жалуются, что эти описания круговой. Попытка свести причинные претензии к манипуляции требует, чтобы манипуляция была более простой, чем причинное взаимодействие. Но описание манипуляций в непричинных терминах представляет собой существенную трудность.
Теории процессов
Лосось (1984) [41] утверждает, что причинные процессы можно идентифицировать по их способности передавать изменения в пространстве и времени. Изменение мяча (возможно, отметка ручкой) происходит вместе с ним, когда мяч летит по воздуху. С другой стороны, изменение тени (насколько это возможно) не будет передаваться тенью по мере ее движения.
Наука
Для научного исследования действенной причинности причину и следствие лучше всего рассматривать как временные преходящие процессы.
Физика
Причинные понятия важны в общей теории относительности в той мере, в какой существование стрелы времени требует, чтобы полуриманово многообразие Вселенной было ориентируемым, так что «будущее» и «прошлое» являются глобально определяемыми величинами.
Инженерное дело
А причинная система это система с выходными и внутренними состояниями, которые зависят только от текущего и предыдущих входных значений. Система, имеющая немного зависимость от входных значений из будущего (в дополнение к возможным прошлым или текущим входным значениям) называется акаузальный система, и система, которая зависит исключительно на будущих входных значениях антикаузальная система. Акаузальные фильтры, например, могут существовать только как фильтры постобработки, потому что эти фильтры могут извлекать будущие значения из буфера памяти или файла.
Биология, медицина и эпидемиология
Остин Брэдфорд Хилл построенный на работе Юм и Поппер и предложил в своей статье «Окружающая среда и болезнь: связь или причинно-следственная связь?» чтобы такие аспекты ассоциации, как сила, последовательность, специфичность и временность, учитывались при попытке отличить причинные связи от не причинных в эпидемиологической ситуации. (Видеть Критерии Брэдфорда-Хилла.) Однако он не заметил, что временность является единственным необходимым критерием среди этих аспектов. Направленные ациклические графы (DAG) все чаще используются в эпидемиологии для разъяснения причинного мышления. [48]
Психология
Психологи применяют эмпирический подход к причинно-следственной связи, исследуя, как люди и животные, не относящиеся к человеку, обнаруживают или делают выводы на основе сенсорной информации, предшествующего опыта и врожденное знание.
Намерение, стоящее за причиной или следствием, может быть охвачено предметом действие. Смотрите также авария; обвинять; намерение; и ответственность.
В то время как Дэвид Хьюм утверждал, что причины выводятся из не причинных наблюдений, Иммануил Кант утверждал, что у людей есть врожденные представления о причинах. В психологии Патрисия Ченг [9] попытался примирить взгляды Юма и Канта. Согласно ее теории мощного ПК, люди фильтруют наблюдения за событиями с помощью интуиции, которая позволяет причинам генерировать (или предотвращать) их следствия, тем самым выявляя определенные причинно-следственные связи.
Причинность и значимость
Именование и причинно-следственная связь
Дэвид Собел и Элисон Гопник из отдела психологии Калифорнийского университета в Беркли разработали устройство, известное как детектор бликета который включится, когда на него будет помещен объект. Их исследования показывают, что «даже маленькие дети легко и быстро узнают о новой причинной силе объекта и спонтанно используют эту информацию для классификации и наименования объекта». [49]
Восприятие стартовых событий
Некоторые исследователи, такие как Анджан Чаттерджи из Университета Пенсильвании и Джонатан Фугелсанг из Университета Ватерлоо, используют методы нейробиологии для исследования нервных и психологических основ причинно-следственных событий, в которых один объект заставляет другой объект двигаться. Можно управлять как временными, так и пространственными факторами. [50]
Видеть Причинное мышление (психология) для дополнительной информации.
Статистика и экономика
Статистика и экономика обычно используют ранее существовавшие данные или экспериментальные данные, чтобы сделать вывод о причинной связи с помощью методов регрессии. Свод статистических методов предполагает существенное использование регрессивный анализ. Обычно линейные отношения, такие как
Вышеупомянутый способ проверки причинно-следственной связи требует веры в отсутствие обратной причинности, в которой у вызовет Икс j
Регрессионный анализ контролирует другие релевантные переменные, включая их в качестве регрессоров (независимых переменных). Это помогает избежать ложных выводов о причинно-следственной связи из-за наличия третьей, лежащей в основе, переменной, которая влияет как на потенциально причинную переменную, так и на потенциально вызванную переменную: ее влияние на потенциально вызванную переменную фиксируется путем прямого включения ее в регрессию, поэтому этот эффект не будет восприниматься как косвенный эффект через потенциально причинную переменную, представляющую интерес. С учетом описанных выше процедур случайная (в отличие от причинной) корреляция может быть вероятностно отклонена, если выборки данных велики и если результаты регрессии проходят. перекрестная проверка тесты, показывающие, что корреляции сохраняются даже для данных, которые не использовались в регрессии. Утверждать с уверенностью, что общая причина отсутствует, а регрессия представляет собой истинную причинную структуру, является в принципе невозможно. [51]
Помимо построения статистических моделей данных наблюдений и экспериментов, экономисты используют аксиоматические (математические) модели для вывода и представления причинных механизмов. В микроэкономике доминируют высоко абстрактные теоретические модели, которые изолируют и идеализируют один механизм. В макроэкономике экономисты используют широкие математические модели, откалиброванные на исторических данных. Подгруппа калиброванных моделей, динамическое стохастическое общее равновесие (DSGE) модели используются для представления (в упрощенном виде) всей экономики и моделирования изменений в налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике. [52]
Управление
Для контроля качества производства в 1960-х гг. Каору Исикава разработал причинно-следственную диаграмму, известную как Диаграмма Исикавы или диаграмма рыбьей кости. На диаграмме причины делятся на шесть основных категорий, показанных здесь. Эти категории затем подразделяются. Метод Исикавы определяет «причины» в ходе мозговых штурмов, проводимых между различными группами, вовлеченными в производственный процесс. Затем эти группы можно пометить как категории на диаграммах. Использование этих диаграмм вышло за рамки контроля качества, и они используются в других областях управления, а также в проектировании и проектировании. Диаграммы Исикавы подвергались критике за то, что не делали различий между необходимыми условиями и достаточными условиями. Похоже, что Исикава даже не осознавал этого различия. [53]
Гуманитарные науки
История
При обсуждении истории события иногда рассматриваются, как если бы они каким-то образом были агентами, которые затем могут вызвать другие исторические события. Таким образом, сочетание плохих урожаев, лишений крестьян, высоких налогов, недостаточного представительства народа и царственной неспособности являются одними из основных. причины из французская революция. Это несколько Платонический и Гегельянский посмотреть, что овеществляет причины как онтологические сущности. В аристотелевской терминологии это использование приближается к случаю эффективный причина.
Закон
В соответствии с закон и юриспруденция, юридическая причина должны быть продемонстрированы, чтобы держать ответчик несет ответственность за преступление или деликт (то есть гражданское правонарушение, такое как халатность или посягательство). Должно быть доказано, что причинно-следственная связь или «достаточная причинно-следственная связь» связывает действия ответчика с рассматриваемым преступным событием или ущербом. Причинно-следственная связь также является важным юридическим элементом, который должен быть доказан для соответствия мерам правовой защиты в соответствии с право международной торговли. [60]
Теология
Обратите внимание на концепцию универсальности в Авраамический богословие, то есть вера в то, что Бог привел в движение все события на заре времен; он определяет и причина всех вещей. Следовательно, это попытка исправить очевидное несовместимость между детерминизмом и существованием всемогущий бог. [61]
История
Индуистская философия
Бхагавад-гита 18.14 определяет пять причин любого действия (зная, какие из них можно усовершенствовать): тело, индивидуальная душа, чувства, усилия и сверхдуша.
В соответствии с Монье-Вильямс, в Ньяя теория причинности из Сутры I.2.I, 2 в Вайшешика философия, из причинного небытия есть действительное несуществование; но не действительное несуществование из причинного несуществования. Причина предшествует следствию. У метафор нитей и тканей есть три причины:
Монье-Вильямс также предположил, что причинность Аристотеля и Ньяя считается условными совокупностями, необходимыми для производительной работы человека. [64]
Буддийская философия
Карма это принцип причинности, фокусирующийся на 1) причинах, 2) действиях, 3) следствиях, где именно психические феномены направляют действия, выполняемые действующим лицом. Буддизм обучает действия актера постоянным и непреднамеренным добродетельным результатам, направленным на уменьшение страданий. Это следует за Подлежащее – глагол – объект структура. [ нужна цитата ]
Причинная связь в Читтаматрин Буддийский школьный подход, АсангаБуддийская школа (ок. 400 г. н. э.) утверждает, что объекты вызывают сознание в образе ума. Поскольку причины предшествуют следствиям, которые должны быть разными сущностями, субъект и объект различны. Для этой школы не существует объектов, являющихся сущностями, внешними по отношению к воспринимающему сознанию. Читтаматрин и Йогачара Сватантрика школы признают, что не существует объектов, внешних по отношению к причинной связи наблюдателя. Это во многом следует Никаи подход. [65] [66] [67] [68]
В Абхидхармакошакарика подход Васубандхус Абхидхарма текст комментария в Сарвастивада школа (ок. 500 г. н.э.). Он имеет четыре замысловатых причинно-следственных конструкции с: 1) первопричиной, 2) непосредственным предшественником, 3) поддержкой объекта и 4) преобладанием. Итак, шесть причин: 1) инструментальность (kāraahetu), которая считается основным фактором в производстве результата; 2) одновременность или сосуществование, связывающее явления, возникающие одновременно; 3) однородность, объясняющая однородный поток, вызывающий непрерывность явлений; 4) ассоциация, которая действует только между ментальными факторами и объясняет, почему сознание появляется как совокупность ментальных факторов; 5) доминирование, формирующее привычные когнитивные и бихевиористские установки; и 6) плод, относящийся к тому, что является активным благотворным или вредным результатом. Четыре условия и шесть причин взаимодействуют друг с другом при объяснении феноменального опыта: например, каждый сознательный момент действует как однородная причина, так и как непосредственное предшествующее возникновение состояния сознания и его сопутствующие факторы в последующий момент. [ нужна цитата ]
В Вайбхашика (ок. 500 г. н. э.) ранняя буддийская школа который способствует прямому контакту с объектом и допускает одновременное действие причины и следствия. Это основано на примере сознания, в котором говорится, что намерения и чувства являются взаимно дополняющими ментальными факторами, которые поддерживают друг друга, как шесты на треноге. Напротив, те, кто одновременно отвергает причину и следствие, говорят, что, если следствие уже существует, то оно не может действовать таким же образом снова. То, как прошлое, настоящее и будущее принимаются, является основой для точек зрения на причинность различных буддийских школ. [69] [70] [71]
Бахаи
Концепция причинности бахаи стала объединяющей силой для этой молодой религии. [ нужна цитата ] Вера в общее биологическое и идеологическое происхождение дала возможность бахаи узнать Будду, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. К сожалению, это привело к систематическим преследованиям бахаи многими халифатами. [73] [ соответствующий? – обсуждать ]
Западная философия
Аристотелевский
Аристотель определили четыре типа ответов или пояснительный режим на различные «Почему?» вопросов. Он считал, что для любой данной темы важны все четыре вида объяснительных способов, каждый сам по себе. В результате традиционных специализированных философских особенностей языка с переводами между древнегреческим, латинским и английским языком слово «причина» в наши дни в специализированных философских сочинениях используется для обозначения четырех родов Аристотеля. [25] [74] В обычном языке есть разные значения слова причина, наиболее распространенное из которых относится к действующей причине, являющейся темой данной статьи.
Аристотель предполагал, что эффективная причинность относится к базовому факту опыта, который не может быть объяснен или сведен к чему-либо более фундаментальному или базовому.
Слово «эффективный», используемое здесь, также может быть переведено у Аристотеля как «движущийся» или «инициирующий». [25]
Сам Аристотель объяснил:
(б) в другом смысле форма или узор; то есть основная формула и классы, которые ее содержат, например. соотношение 2: 1 и число в целом являются причиной октавы и частей формулы [т.е. формальная причина].
(e) все те средства достижения цели, которые возникают по наущению чего-то еще, например, сжигание жира, очистка, лекарства и инструменты, являются причинами здоровья; поскольку все они имеют цель как цель, хотя они отличаются друг от друга как одни инструменты, другие действия [то есть необходимые условия].
Средний возраст
После Средневековья
Для аристотелевской философии до Аквинского слово причина имело широкое значение. Оно означало «ответ на вопрос« почему »» или «объяснение», и ученые-аристотелисты признали четыре типа таких ответов. С окончанием Средний возраство многих философских употреблениях значение слова «причина» сужается. Он часто терял это широкое значение и ограничивался одним из четырех видов. Для таких авторов как Никколо Макиавелли, в области политического мышления, и Френсис Бэкон, касательно наука в более общем плане их интересовало волнующее дело Аристотеля. Широко используемое современное определение причинности в этом новом суженном смысле было принято Дэвид Хьюм. [78] Он предпринял эпистемологическое и метафизическое исследование понятия движущейся причины. Он отрицал, что мы можем когда-либо воспринимать причину и следствие, кроме как путем развития привычки или обычая ума, когда мы приходим к ассоциации двух типов объектов или событий, всегда смежных и происходящих один за другим. [80] В части III, разделе XV его книги Трактат о человеческой природеЮм расширил это до списка из восьми способов суждения о том, могут ли две вещи быть причиной и следствием. Первые три:
1. «Причина и следствие должны быть непрерывными в пространстве и времени». 2. «Причина должна предшествовать следствию». 3. «Должен быть постоянный союз между причиной и следствием». В основном это качество, которое составляет отношение ».
Кроме того, есть три взаимосвязанных критерия, которые исходят из нашего опыта и являются «источником большинства наших философских рассуждений»:
4. «Одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, и одно и то же следствие никогда не возникает, но из одной и той же причины. Этот принцип мы выводим из опыта, и он является источником большинства наших философских рассуждений». 5. Опираясь на вышесказанное, Юм говорит, что «там, где несколько различных объектов производят один и тот же эффект, это должно быть посредством какого-то качества, которое, как мы обнаруживаем, является общим для них». 6. И «основанный на одной и той же причине»: «Различие в эффектах двух похожих объектов должно происходить из той особенности, в которой они различаются».
В 1949 г. физик Макс Борн отличал детерминацию от причинности. Для него определение означало, что фактические события настолько связаны законами природы, что, безусловно, надежные предсказания и ретроспективы могут быть сделаны на основе достаточного количества имеющихся данных о них. Он описывает два вида причинности: номическую или общую причинность и единственную причинность. Номинальная причинность означает, что причина и следствие связаны более или менее определенными или вероятностными общими законами, охватывающими множество возможных или потенциальных случаев; это можно признать вероятностной версией критерия Юма 3. Поводом к сингулярной причинно-следственной связи является конкретное возникновение определенного комплекса событий, которые физически связаны предшествованием и смежностью, которые могут быть признаны критериями 1 и 2. [15]