Что значит предпрофессиональная программа в музыкальной школе
Дополнительное музыкальное образование детей в ДМШ и кружках
Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.
Принципы обучения
Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:
В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.
Предпрофессиональное
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.
Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.
Профили
Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.
Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.
Общеразвивающее (любительское)
Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.
Программы
Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:
Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.
Условия поступления и сроки обучения
Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.
Нормативные сроки обучения по уровням:
Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программы/ Отделение | Возраст (лет) | Срок обучения (лет) |
---|---|---|
Предпрофессиональные | 6,5 | 8 (9) |
8–10 | 5(6) | |
Общеразвивающие | 6–17 | 1–5 |
18–25 | ||
Подготовительное | 3–6 | 1 |
Платное | 3,5–25+ | Зависит от специальности |
В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.
На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.
Программы | Критерии |
---|---|
Общеразвивающие | Слух |
Ритм | |
Память | |
Предпрофессиональные | Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение) |
Ритмическое восприятие | |
Ассоциативное восприятие | |
Зрительная, словесная память | |
Мышление | |
Воображение |
Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.
ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.
Методическая разработка Достоинства и недостатки предпрофессиональных программ в ДШИ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Достоинства и недостатки предпрофессиональных программ ДШИ.
Вот уже пятый год мы работаем по новым предпрофессиональным программам, разработанным на основе федеральных государственных требований. Уже можно сделать начальный анализ этих программ, рассмотреть результаты их внедрения.
Учебный предмет «Специальность (скрипка и виолончель) направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Основные задачи предпрофессиональных программ: 1) повышение общего культурного и образовательного уровня подрастающего поколения; 2) выявление одарённых детей и обучение их будущей профессии; 3) привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формирование заинтересованной аудитории и слушателей.
Выявление одарённых детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программы рассчитаны на формирование у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков самостоятельного контроля, умения давать себе объективную оценку.
— По ФГТ необходимо точное выполнение учебного плана, а это не всегда возможно, порой на ученика приходятся более высокие нагрузки, чем запланировано. К сожалению, по новым предпрофессиональным программам произошло сокращение учебных часов по специальности (было 3часа в неделю в 6-7 классах, а стало по 2,5часа в неделю в 5-8 классах), этого времени не достаточно для профессиональных занятий.
— В ФГТ по санитарным нормам чётко определено количество часов, выделяемых на самостоятельную работу, это примерно по полчаса в день. Самостоятельную работу спланировали с учётом минимальных затрат на подготовку домашних заданий. При выполнении таких норм невозможно подготовиться к конкурсу или к поступлению в профессиональное учебное заведение.
— Зачисление ученика на предпрофессиональное отделение должно проходить на основании результатов вступительного прослушивания, но невозможно определить способности ребёнка только по вступительному прослушиванию. Некоторые ребята имеют хорошие способности, но не умеют трудиться. Желательно переводить учащихся на предпрофессиональные программы со 2 или 3 класса, а вначале обучать всех одинаково, чтобы лучше рассмотреть способности учащегося или начинать обучение с подготовительной группы.
— Учебные планы предпрофессиональных программ делятся на разделы: обязательная часть, вариационная часть, консультации, аттестация. К сожалению, у нас нет вариационной части (оркестр), а на неё можно выделить 20% от объёма времени обязательной части, отведённого на занятия преподавателя с учеником, при желании мы можем самостоятельно разрабатывать эту часть.
— Некоторым ученикам очень большая нагрузка в общеобразовательной школе не позволяет полноценно заниматься в ДШИ по предпрофессиональной программе, так как не хватает времени на самостоятельные занятия, но здесь уже выбор ученика – что для него важнее.
— По федеральным государственным требованиям Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. Поэтому ДШИ становятся центральными учреждениями в подготовке профессиональных кадров.
— Федеральные государственные требования возвращают нас к традициям, целям и задачам, которые успешно решались на протяжении многих прошлых десятилетий. Наша скрипичная и виолончельная школа в советское время была лучшей.
— На ДШИ возложен поиск талантливых и одарённых учеников, которые впоследствии пополнят ряды профессионалов, а менее талантливые ученики станут любителями, подготовленными слушателями и заполнят концертные залы и театры.
— Перед ДШИ стоит задача обеспечения кадрами средние профессиональные учебные заведения. Но это не значит, что все ученики, обучающиеся по предпрофессиональным программам, должны поступать дальше. Только самых способных и усидчивых учеников, осознанно сделавших выбор, педагоги должны мотивировать на будущую профессию.
— В предпрофессиональных программах явно виден разворот к академическому профессиональному образованию, прослеживается преемственность по отношению к типовым учебным программам и учебным планам 1980-1990 годов.
— Срок обучения учеников по предпрофессиональным программам увеличен до 8-9 лет, что очень важно поступающим в профессиональные учебные заведения.
— Предпрофессиональные программы допускают несколько уровней сложности и каждому ученику можно подобрать программу индивидуально по способностям.
— Ученика можно перевести на предпрофессиональную программу по заявлению родителей (в котором указана причина перевода), и по рекомендации педагога. Перевод возможен с потерей года или без потери, но необходимо сдать зачёты за прошлые годы, если они не сданы.
— Интересно: по словам Домогацкой И.Е., возможно поступать в профессиональное учебное заведение, даже не закончив ДШИ. Абитуриент должен сдать положительно вступительные экзамены, а где и как он учился неважно.
— На основании ФГТ педагог должен вести творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная работа, конкурсы, фестивали, воспитание заинтересованного и образованного слушателя – отныне это не внеклассная работа, а обязательная составляющая образовательного процесса.
— В федеральных государственных требованиях написано, что каждый ученик обязан упорно трудиться не только в классе, но и дома. К сожалению, в них прописаны минимальные часы, отведённые на самостоятельную работу по каждому предмету. Эти требования являются обязательными для всех учеников ДШИ России.
— А родитель обязан обеспечить регулярность и эффективность домашних занятий своего ребёнка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы – обязательное условие успешности обучения ребёнка.
— ДШИ имеет право на реализацию программ в сокращённые сроки и по индивидуальным учебным планам, но для этого должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
— На обучение по предпрофессиональным программам принимаются дети на конкурсной основе с соответствующими данными, памятью, вниманием, трудоспособностью. На общеразвивающие программы не может быть отбора. Принимаются дети без конкурса только по заявлению родителей.
— Новые программы чётко ориентированы на результат обучения. На каждом этапе прописаны конкретные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен уметь ученик. Учись, добивайся, играй, занимайся творчеством, выступай! Мы возвращаемся к исконной системе российского музыкального образования. Надеюсь, поднимем её на уровень современного качества, современного материально-технического оснащения, современного видения перспектив.
Описание дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства, реализуемых ГБУДО г. Москвы ДШИ «Юность» с приложением копий
Д ополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства («Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Музыкальный фольклор») разработаны на основании Федеральных государственных требований и определяют содержание и организацию образовательного процесса.
Образовательные программы ставят своей целью: целостное художественно-эстетическое развитие личности учащегося и приобретение в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Срок освоения образовательных программ для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программ «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программ может быть увеличен на один год.
Образовательные программы определяют содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ. Они направлены на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой,), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Учебные программы, разработанная ДШИ на основании ФГТ, содержит следующие разделы:
Что значит предпрофессиональная программа в музыкальной школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 163 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6070; 2010, № 46, ст. 5918; 2011, № 23, ст. 3261; № 25, ст. 3537, 3538; № 27, ст. 3871) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, ввести данные федеральные государственные требования в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиева.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2012 г.
Федеральные государственные требования
к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе
(утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 163)
I. Общие положения
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
1.6. Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Фортепиано», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
III. Требования к минимуму содержания программы «Фортепиано»
3.1. Минимум содержания программы «Фортепиано» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
— знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
— знания музыкальной терминологии;
— умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
— умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
— умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
— навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
— навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
— первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
— навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
— знания музыкальной грамоты;
— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
— умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
— умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
— навыков восприятия элементов музыкального языка;
— сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
— навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
— навыков анализа музыкального произведения;
— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
— навыков записи музыкального текста по слуху;
— первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
3.3. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
— знания основного фортепианного репертуара;
— знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
— умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
— первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
— первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
— умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
— наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
— навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
— навыков восприятия современной музыки.
3.4. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
3.4.1. Специальность и чтение с листа:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
3.4.3. Концертмейстерский класс:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, в том числе:
знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
3.4.6. Слушание музыки:
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
3.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
3.4.8. Элементарная теория музыки:
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
IV. Требования к структуре программы «Фортепиано»
4.1. Программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Программа «Фортепиано», разработанная ОУ на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
график образовательного процесса;
программы учебных предметов;
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Разработанная ОУ программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Фортепиано» в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа «Фортепиано» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.
Учебный план программы «Фортепиано» должен предусматривать следующие предметные области:
музыкальное исполнительство; теория и история музыки и разделы:
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).
V. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано»
5.1. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
5.4. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.7. ОУ должно обеспечивать изучение учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
5.8. Программа «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.11. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Фортепиано» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
— знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
— знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
— достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
— умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
— наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5.12. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Фортепиано» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
5.15. Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащаются роялями или пианино.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Ритмика» учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Музыкальная информатика» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
Справка
к приказу Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе»
В соответствии с пунктом 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009) сообщаем следующие сведения о приказе Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе».
1) Основания издания нормативного правового акта
Основанием издания данного нормативного правового акта является пункт 9.1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (пункт введен Федеральным законом от 17 июня 2011 г. № 145-ФЗ), в соответствии с которым к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
2) Сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом
В связи с тем, что категория дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств является новой для российского законодательства об образовании, какие-либо подзаконные нормативные правовые акты по данному вопросу отсутствуют. Таким образом, отсутствует необходимость в установлении сроков приведения в соответствие с принятым актом каких либо иных нормативных правовых актов.
3) Сведения о согласования приказа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» данный нормативный правовой акт утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с указанным пунктом данный приказ Минкультуры согласован с Минобрнауки России.
4) Сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы
В установленном порядке проект данного нормативного правового акта был размещен на официальном интернет-сайте Минкультуры России, в подразделе «Проекты нормативных документов» раздела «Документы» (http://mkrf.ru/documentations/3974/?PAGEN_1=3) с указанием сроков приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Указанных заключений получено не было.
Директор Юридического департамента Минкультуры России | К.Е. Рыбак |
Обзор документа
Установлены требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Их обязаны соблюдать детские школы искусств и учреждения профобразования.
Содержание программы должно обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
При приеме на обучение проводится отбор детей для выявления их творческих способностей. Это делают в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано.
Установлен срок обучения по программе. Для поступивших в 1-й класс в возрасте от 6,5 до 9 лет он составляет 8 лет. Его могут увеличить на 1 год для тех, кто не получил еще общее образование и планирует поступать в учреждения профобразования в области музыкального искусства.
Программу можно реализовать в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по специальности, сольфеджио и музыкальной литературе.
Требования вводятся в действие со дня вступления в силу данного приказа.