Что значит предотвратить трудновоспитуемость
Что такое «трудновоспитуемость» и как с ней бороться?
Что такое «трудновоспитуемость» и как с ней бороться?
ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ – сознательное и бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами (отклонения психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей и т. д.).
Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она может быть обусловлена влиянием:
а) внешнего фактора — Сорока-Росинский называл это экзогенным (от греч. ехо — снаружи, вне и genos — происхождение) фактором. Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания;
б) внутреннего фактора — результата какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы ребенка. Такая категория определялась эндогенным (от греч. endos — внутри и genos — происхождение) фактором. Дети этой группы характеризуются внутренними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении. В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное проявление.
Трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя. Практика свидетельствует о том, что можно выделить следующие формы проявления:
• открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания и т. п.);
• скрыто-экстремистское (внешне поддерживая действия воспитателя, особенно в его присутствии, но делая все, чтобы противостоять их реализации);
• открыто-агрессивное в виде бойкота действий воспитателя, своими действиями, открыто активизируя окружающих на противодействие;
• саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспитателю, но и неверии в его цели и способы их достижения;
• скрытое-исподтишка, внешне относясь безразлично или поддерживая воспитателя, его положительные и отрицательные действия, одновременно подстрекая других к противодействию. Одна из самых омерзительных форм проявления позиции личности;
• безразличное, выражающееся в невосприятии и не реагировании на действия воспитателя;
• формальное по отношению кличности и деятельности воспитателя, проявляя недоверие к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый, в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.
Важнейшая задача различных категорий воспитателей — обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков. В этих целях необходимо:
• глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями отличительных особенностей воспитанников;
• умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости;
• умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитательные возможности в работе с ним;
• умение научить ребенка видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;
• умение педагогически грамотно организовывать взаимодействия основных субъектов воспитания.
В качестве примера воспитательной работы можно привести технологию практики по преодолению трудностей в обучении, изложенную Сухомлинским.
1. Укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственной деятельности. Сдвиг этот по существу очень маленький, с первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает новую энергию.
2. От успеха к успеху — в этом заключается умственное (и не только) воспитание трудного ребенка.
3. Поддерживать позитивную деятельность ребенка, стимулировать его познавательную активность. Если ему что-то не удалось сегодня, то не ругать, не оглушать его «двойкой». Не следует оценивать его результаты, согласно инструкции об оценке успеваемости. Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном этапе его результаты следует сравнивать с его прежними достижениями. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе и поддержке.
4. Стараться, чтобы ребенок не оказывался в безысходном положении, в безнадежности.
5. Исключительная внимательность и терпеливость на уроке, где трудный ребенок находится рядом с более способными детьми. Ни одним словом, ни одним жестом нельзя дать ему почувствовать, что учитель перестал верить в его будущее.
6. Стремиться, чтобы на каждом уроке трудный ребенок делал какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, добивался какого-то успеха.
7. Не бояться того, что на протяжении нескольких недель, может быть, и месяцев трудный ребенок выполняет задания не той трудности, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобранные для него задания — оценивайте их результат.
Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости трудного ребенка. В этом случае можно надеяться, что у него наступит то, что можно назвать озарением. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость, знание психики ребенка, терпеливость и настойчивость — все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он перестает быть трудным.
Итак, причины и факторы трудновоспитуемое™ многоаспектны и многоуровневы. Они взаимодействуют и взаимообусловлены. Знание причин, личностный уровень взаимодействия с ребенком — основной путь к успеху по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости.
Понятие трудновоспитуемости и ее причины
«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали» – хотя это высказывание приписывают Аменхотепу III, фараону Древнего Египта, эти слова практически одинаково звучат в любой эпохе, в любом времени. Все дети уникальны и неповторимы, ни один ребенок не бывает легким и беспроблемным в процессе своего становления и воспитания. Это нормально. Но есть дети, которые по самым разным причинам сложнее и труднее, чем другие. Долгое время в нашей педагогике использовался, да и сейчас широко применяется термин «трудные дети», под которым в основном понимались социально и педагогически запущенные дети. В настоящее время более приемлемым является термин «трудновоспитуемость».
Трудновоспитуемость — сознательное или бессознательное сопротивление ребенка и подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.
Трудновоспитуемых детей по степени сопротивляемости и объему затрачиваемых сил и времени на коррекцию возникающих проблем можно разделить на две группы:
1. Трудновоспитуемые, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции. К ним относятся:
дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями;
педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью;
дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем;
дети с акцентуациями характера;
нестандартные дети: неудачники и изгои, застенчивые, левши, «с характером», медлительные.
2. Трудновоспитуемые, коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени:
– дети и подростки с делинквентным поведением;
– одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности;
– виктимные дети, дети и подростки с нервно-психическими отклонениями, ЗПР;
– трудные девочки, дети детских домов, приемные дети в семьях.
Причины трудновоспитуемости:
· биологические: наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы и инвалидность и др.;
· социальные (семья, школа, окружающая среда);
· социально-биологические.
Разберемся в основных понятиях.
Дезадаптация– состояние неспособности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.
Дидактогения– негативные психические процессы в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях.
Основные симптомы,являющиеся критериями дезадаптации,– агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже норм своего возраста, завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (непринципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство всем и вся), фиглярство (шут, кривляка), постоянные побеги из школы или из дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой. Конечно, это перечень, а не совокупность признаков, чтобы считать ребенка дезадаптированным.
Механизм адаптации и дезадаптации формируется и устанавливается в процессе взросления человека и вхождения его в среду общественных отношений. Следовательно, проблема дезадаптации является особенно важной в детском возрасте, когда эти процессы только устанавливаются, они еще довольно динамичны, слабы и легко поддаются перестройке.
В общем подходе к трудновоспитуемым детям надо руководствоваться следующими принципами.
Прогресс, а не идеал!(Любое, даже самое небольшое положительное изменение в поведении трудновоспитуемого ребенка считается уже успехом и самого ребенка, и воспитателей.)
Воспитание – работа на будущее.(Даже если нет видимых результатов, не надо отчаиваться, они обязательно будут, но нужно время и терпение.)
Виды дезадаптации:исходя из природы возникновения, характера и степени проявления дезадаптация может быть патогенной, психической и социальной.
Патогенная дезадаптация вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине может быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т.п.). Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.
Психическая дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требуют индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Может быть устойчивой формы (акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети) и неустойчивой формы (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т.п.).
Социальная дезадаптация– нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной сторон социализации.
Две стадии социальной дезадаптации – педагогическая и социальная запущенность.
Педагогическая запущенностьхарактеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями и сверстниками.
Социальная запущенностьдетей и подростков характеризуется тем, что такие дети не только плохо учатся, имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них нет полезных умений и навыков, не формируется профессиональная направленность.
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении уйти от активной общественной жизни, уклониться от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, попытки суицида. Для них характерна глубокая отчужденность от семьи и школы, формирование и развитие идет под влиянием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентации, идеальных установок, системы внутренней регуляции поведения личности.
Рассмотрим доминирующие направления и условияв работе трудными детьми:
· перевод социальной ситуации в педагогическую;
· воспитание нравственно-правовой убежденности;
· формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
· развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
· создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;
· организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
· предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, попытки суицида, клептомания (склонность к воровству), драмомания (бродяжничество) и др.);
· организация благоприятного социально-психологического климата в семье и образовательных учреждениях;
· ликвидация пробелов в знаниях.
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
· знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
· учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
· учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, социуме;
· уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
· опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
· включение в творческую общественно полезную деятельность;
·выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
· защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.
Одним из факторов, определяющих появление трудновоспитуемых детей, является виктимизация.
Виктимизация – процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации (А.В. Мудрик). Виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей. Себя она рассматривает как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые причиняют ущерб, угрожают жизни. Такая личность уверена, что от человека мало что зависит. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам.
Социальная дезадаптация – процесс обратимый, т.е. при своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться в норму. Ярким подтверждением этого является опыт работы А.С. Макаренко и В.Н. Сороки-Росинского (ШКИД) с трудновоспитуемыми детьми в 1920–1930-е гг.
Выступление «Трудновоспитуемость подростков и пути её преодоления»
Трудновоспитуемость подростков и пути её преодоления
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Де виация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек ватного учета средой особенностей его индивидуальностии про являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
Типичными- проявлени ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль ного характера; попытки суицида.
Классификация видов девиантного поведения
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на 5 основных типов:
на базе гиперспособностей.
Патохарактерологический тип девиантного поведения обусловлен патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания, к ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.
К патохарактерологическим девиациям относятся невротические расстройства и развития личности – патологические формы поведения и реагирования, сформулированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов.
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющимися проявлениями тех
Деликвентный тип девиантного поведения – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние.
Отличие деликвентного от криминального поведения заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.
Аддиктивный тип девиантного поведения – один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Используя “теорию ярлыков” Г. Беккера, предлагается выделить две
Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимоотношений с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы – адаптивность, исходит из приспособления по отношению к чему-то и кому-то, т.е. реальному окружению индивида.
Причины девиантного поведения подростков
Можно выделить основные факторы, обусловливающие деви антное поведение несовершеннолетних.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап тацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных ге нах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
Биологические причины девиантного поведения
Органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
Патология нервной системы;
Наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.
Г енетические, которые передаются по наследству. Это мо гут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
Психофизиологические, связанные с влиянием на орга низм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды ;
Ф изиологические, включающие в себя дефекты речи, вне шнюю непривлекательность, недостатки конституционно-сома тического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений
ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, в которые включаются нали чие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Дети с явно выраженной психопатией, которая яв ляется отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязви мы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с ок ружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболе ваниями выраженного или пограничного характера, отставани ем или задержкой психического развития, разными психичес кими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмо ционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценно стей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преоб ладание развлекательных интересов.
Социально-педагогические факторы выражаются в дефек тах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негатив ного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с раз рывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных моти вов, интересов и школьных навыков. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к шко ле;
школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наря ду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конф ликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда от мечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школь ном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
криминализации среды свободного времяпрепровожде ния.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить оп ределенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к фор мированию асоциального поведения несовершеннолетних:
Семейные причины девиантного поведения
Конфликтные отношения между родителями;
Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
Психические заболевания родителей;
Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;
Хроническая психологическая травматизация;
Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемей ых отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоциро вание ребенка на конфликтные ситуации; или характеризую щийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
Н естабильный, конфликтный стиль воспитательных вли яний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обни щание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безра ботицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряжен ность.
Морально-этические факторы проявляются, с одной сто роны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям де виантного поведения.
В сороковых годах нашего века американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс предложил классификацию мотивов “плохого” поведения учеников. К ней прилагалась несложная диагностика, которую мог сделать даже начинающий педагог причем без использования опросников. Принципиальн ость этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос “ПОЧЕМУ” этот ребенок “плохо” себя ведет, сколько указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и
Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:
1. Дети, наши ученики выбирают поведение. Как правило, они делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Э то означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
Существует всего 4 мотива, по которым дети “плохо” себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи .
Проблемы, препятствия в оказании помощи:
1.Дисфункциональность, ассоциальность семьи.
3.Своевременный контакт с учителями
Т.А Шишковец. Справочник социального педагога.
Т.Н. Поддубная,А.О.Подддубный. Справочник социального педагога.