Что значит предикативное наречие
Категория состояния
Категория состояния — это группа неизменяемых слов, сходных с наречиями, которые обозначают состояние и отвечают на вопросы как? каково?
Слова категории состояния делятся на группы, в зависимости от состояния, которое они обозначают:
Группа | Примеры |
---|---|
физическое состояние живых существ | тяжело, тошно, плохо, холодно, больно, видно, слышно, душно |
психическое состояние | печально, стыдно, грустно, весело, жаль, лень, охота, неохота, совестно, радостно |
состояние природы и окружающей среды | уютно, просторно, чисто, пыльно, людно, грязно, ветрено, дождливо, тихо, темно, морозно, сухо, влажно, жарко |
временные и пространственные характеристики | узко, широко, поздно, рано, далеко, близко, высоко, низко, пора |
безысходное состояние | крышка, капут, конец, каюк |
состояние оценки действий | можно, нельзя, нужно, надо, невозможно |
близкий → близк о – ближе, более близко;
душный → душн о – душнее, менее душно.
Слова категории состояния выступают в роли сказуемого в безличных предложениях ( в предложениях без подлежащего):
Слова категории состояния часто употребляются с глаголом-связкой (было, будет, стало, станет, становится, делается), что не характерно для наречий, например:
От них также могут зависеть глаголы в неопределённой форме (в форме инфинитива):
Предикативные наречия
В некоторых учебных пособиях (учебниках и справочниках) слова категории состояния относят к предикативным наречиям.
Предикативные наречия — это наречия, которые употребляются в роли сказуемого в безличных предложениях. Название предикативный образовано от слова предикат, которое в грамматике обозначает сказуемое.
Как и любое сказуемое предикативные наречия имеют форму времени. Для выражения времени предикативные наречия употребляются в связке с глаголом быть (было, будет):
Вчера было холодно. Мне было весело.
Сейчас холодно. Мне весело.
Завтра будет холодно. Мне будет весело.
Вместо глагола быть могут употребляться глаголы: стать, становиться, казаться и др.:
стало плохо, становится грязно, покажется жарко.
Наречие
Наречие — часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака.
Примеры наречий: хорошо, быстро, смело, вдруг, очень, по-английски, дома, навстречу, так, когда
Наречия не изменяются (у наречий, образованных от качественных прилагательных, есть степени сравнения).
Отметьте все словосочетания и предложения, содержащие наречия.
тревожно прислушиваться к шорохам
его сообщение тревожно
идти, глядя по сторонам
В предложении наречие выполняет функции
Предикативные наречия
Предикативные наречия — это наречия, употребляющиеся в составе сказуемого в безличном предложении.
Предикативные наречия обозначают не признак действия, предмета или другого признака, а называют состояние или выражают возможность, невозможность, долженствование и т.п.
В это невозможно поверить.
Невозможно поверить — составное глагольное сказуемое. Невозможно — предикативное наречие.
Некоторые наречия могут употребляться как в качестве сказуемых (в односоставных безличных предложениях), так и в качестве обстоятельств (обычно в двусоставных предложениях).
Мне страшно прыгать с парашютом.
Классификация наречий
Классификация наречий по значению
Группа | Вопросы | Примеры |
Образа действия | как? каким образом? | прекрасно, умело, тихо, пешком, по-хорошему |
Меры и степени | насколько? в какой мере? до какой степени? сколько? во сколько раз? в каком количестве? | очень, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды, вдвоём, пополам |
Времени | когда? как долго? с каких пор? до каких пор? | завтра, вечером, летом, надолго, накануне, теперь, сейчас, всегда, иногда, раньше, прежде |
Места | где? куда? откуда? | вперёд, вверх, вверху, налево, дома, всюду, здесь, около (не путать с предлогом) |
Причины | почему? отчего? по какой причине? | сдуру, сгоряча |
Цели | зачем? | нарочно, назло, в шутку |
Существуют и другие подходы к классификации наречий по значению. Иногда наречия делят на определительные (к ним условно можно отнести наречия первых двух групп — образа действия и меры и степени) и обстоятельственные (к ним условно можно отнести наречия последних четырех групп — времени, места, причины, цели).
Знаменательные и местоименные наречия
Наречия делятся на знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия называют признак, а местоименные — только указывают на него.
Местоименные наречия, в свою очередь, делятся на несколько групп. Эти группы похожи на разряды местоимений.
Наречия и другие части речи
Иногда бывает сложно отличить наречия от других частей речи, особенно предлогов и частиц. Это связано с тем, что некоторые производные предлоги и частицы были образованы от наречий.
Если похожее на наречие слово выражает зависимость существительного, числительного или местоимения от других слов в предложении, то это не наречие, а предлог.
Хозяин сел на скамейку, а пёс прохаживался около.
К какой части речи относится слово около в этом предложении?
Предикатив
Предикатив (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия) — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».
К предикативам относятся слова (или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особая часть речи.
Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом) имеет глагольную часть и именную (то есть предикатив).
Содержание
Предикатив в русском языке
В русском языке предикативы можно разделить на две группы: личные и безличные.
Примеры личных форм предикативов:
Безлично-предикативные слова (слова состояния) употребляются в безличных предложениях. В русском языке следующие части речи могут служить безличными предикативами:
Категория состояния
Категория состояния — это класс слов, которые обозначают независимый признак, состояние (душевное, физическое или эмоциональное состояние человека, окружающей среды и природы) и не имеют форм словоизменения (склонения и спряжения), но могут с помощью глагола-связки выражать значение времени. Они обычно отвечают на вопрос каково́? и используются, как правило, в качестве главного члена односоставных предложений (предикативного члена составного именного сказуемого).
Выделение слов состояния в тексте связано с двумя типами трудностей:
Слова состояния нередко имеют сохранившиеся омонимы и в составе наречий, и в составе имён существительных, и в составе имён прилагательных. Пример омонимии:
Ядро категории состояния составляют слова на -о, которые обозначают:
Кроме слов на -о, в категории состояния есть такие модальные слова, как нельзя, жаль и т. п. Многие слова категории состояния являются бывшими существительными: грех, стыд и другие (Неохота уходить).
Слова cостояния не изменяются. Они употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого, часто в сочетании с глаголами быть, стать, оказаться и другими: Одному всегда плохо, Больному было душно. Когда слова состояния выражают состояния лиц и живых существ, то обозначение этих лиц выражается дательным падежом; когда сообщается о состояниях в природной среде, то нередко употребительны обозначения среды в предложном падеже.
История понятия
Предикатив в эсперанто
Основное отличие предикатива в эсперанто от русского предикатива состоит в том, что в эсперанто именная часть сказуемого всегда имеет форму простого именительного падежа, например: Mi fariĝis kuracisto (Я стал врачом).
Тема «Предикативные наречия»
Тема «Предикативные наречия»
доцент кафедры филологического образования
ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», к. ф.н.
Среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями.
Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень).
Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий. При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя).
В учебниках русского языка 7 класс (авторы: Т и др.) слова категории до 2000 года вообще не выделялись. Только упоминалось, что наречия могут выступать в роли сказуемых.
В учебнике Бабайцевой (6 кл.) слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий. В образце морфологического разбора приводится следующая запись. (На душе радостно). “Радостно” – наречие, слово состояния.
В учебнике же под ред. подобные слова относятся к предикативным наречиям.
· показать отличия предикативных наречий от краткого прилагательного;
· выявить морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
· выражать с помощью предикативных наречий различные обстоятельственные значения;
· употреблять в речи предикативные наречия.
1. Словообразовательная разминка.
2. Изучение новой темы начинается с приема “Отсроченная загадка”: ребятам предлагается стихотворение-загадка.
Я никому не подчиняюсь никогда,
И в предложении я слово главное всегда.
Я то явление природы называю,
То состояние души обозначаю.
Контрольно-подготовительный этап проводится в форме диалога учащихся.
Сопоставляются 3 положения, взятые из произведений :
1. Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка.
2. И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь
3. – Эй, пошёл, ямщик! – Нет мочи:
Коням, барин, тяжело.
Установим синтаксическую роль слова “тяжело”: (задаём вопрос; отмечаем, от какого слова задаём вопрос; что обозначает данное слово, какой частью речи является), на доске запишем кратко в виде вопросов, что нас будет интересовать.
3. Изменяется или нет?
5. Чем является в предложении?
Выяснили, что в первом предложении слово “тяжело” отвечает на вопрос “каково?”, является сказуемым; обозначает признак предмета, является кратким прилагательным.
Во втором предложении – отвечает на вопрос “как?” или “каким образом?”; обозначает признак действия; является обстоятельством образа действия; выражено наречием.
— А можно его домыслить? Подобрать? (нет).
— А что вы знаете о предложении, в котором нет подлежащего? (безличное предложение).
Учитель перечисляет признаки и называет часть речи.
И все выводы о предикативных наречиях записывают в виде небольшой таблички.
1. Вопросы? – Как? Каково?
2. Что обозначает? Состояние физическое и душевное человека, животных, природы.
3. Изменяется или нет? Не изменяется.
4. От чего зависит? Не зависит ни от какого слова.
5. Чем является в предложении? Сказуемое
Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об этом лингвисте. Другой ученик кратко сообщает о спорах языковедов по поводу этой части речи.
Наречия чаще всего выступают в роли второстепенных членов предложения (например, слишком горячий чай, ехал верхом). Однако они могут играть и роль сказуемого при помощи связки (например, Там было холодно. Там будет весело).
Есть небольшая группа наречий, которые употребляются только в роли сказуемого: надо, нужно, можно, нельзя, жаль, жалко, стыдно, совестно, невдомек и некоторые другие. Их называют предикативными наречиями (предикат – сказуемое). Например: Надо, надо умываться по утрам и вечерам. (К. Чуковский.)
Причем частица не с предикативными наречиями, так же как и с глаголами, пишется раздельно.
1) На доске выполняется упражнение 422.
Спишите предложения. Выделите наречия в составе сказуемых.
1. В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось; было как-то особенно пустынно и мягко. (Л. Толстой.)
2. Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо утром выйти из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух. (Ю. Казаков.)
2) Устное задание — упражнение 420.
Придумайте и запишите предложения с отрицанием при предикативных наречиях.
3) В тетрадях самостоятельно выполняется упражнение 421, затем – взаимопроверка и отчет перед учителем.
Найдите наречия в составе сказуемых следующих предложений. Попробуйте употребить их в другой синтаксической роли. Выделите предикативные наречия.
1. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.
2. Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по крепкой дороге.
3. Надо было вернуться домой.
4. Не стыдно ли, из пустяков поднять тревогу?
5. И было сердцу моему легко, не знаю почему. (М. Лермонтов.)
6. Мне его нисколько не жалко.
7. Оставаться нам здесь нельзя.
8. Летом в нем (в домике) знойно и душно, зимою – жарко, как в бане, угарно и скучно, скучно… (А. Чехов.)
5. Домашнее задание.
Найдите в следующих предложениях наречия и краткие прилагательные в роли сказуемого. Укажите существительное, с которым согласовано краткое прилагательное.
1. Всем стало весело. Его лицо было весело.
2. На улицах было еще пусто. Соседнее помещение было пусто.
Придумайте сами предложения со следующими формами наречий и кратких прилагательных: шумно, известно, грустно, ясно.
§ 68. Предикативные наречия (категория состояния)
В особый разряд выделяются предикативные наречия, т. е. наречия, употребленные как сказуемое. Эта функция для наречий является вто- ричной. Предикативные наречия называются также предикативами и категорией состояния.
Существует мнение, что предикативное употребление несовместимо с наречием как таковьм. Именно это и побуждает исследователей свя- зывать предикативное употребление наречий с особой частью речи «ка- тегорией состояния».
Основное возражение против такой оценки соответствующих фак- тов связано с тем, что употребление при связке не изменяет частеречно- го статуса словоформ. Возможность же употребления наречия при связ- ке очевидна: ср. ехать вдвоем и быть вдвоем, разделить пополам и У нас всё пополам: сделать по-твоему и Все — по-твоему. Наречия места и времени свободно соединяются с глаголом быть, образуя такие ком- поненты предложения, которые в последнее время многими синтакси- стами подводятся под именное составное сказуемое (в «Русской грамма- тике-80» к предложениям с некоординированными главными членами отнесены такие, в которых в сказуемом представлена падежная форма имени с предлогом, выражающая характеристику по месту, простран- ственной соотнесенности, временной протяженности, временному при- знаку. Среди примеров приводятся Днепр — за спиной, Клуб — через до- рогу. Поворот — в двадцати шагах. Друзья были рядом. Его раскаяние — на час) б4.
Предикативные наречия представлены двумя группами.
В одной группе объединяются неизменяемые слова (их немного), которые всегда употребляются предикативно: жаль, нельзя, можно, на- до, стыдно, совестно, тошно, замужем, наготове, впору (в признаковом значении: туфли впору). Одни из них употребляются в предложениях с инфинитивом в роли главного члена (нельзя проехать, можно уйти, надо собираться), другие, кроме этого, могут быть главным членом без- личного предложения (ему совестно, детям стыдно за свои поступки. мне тошно от всего случившегося), третьи бывают сказуемьм в двусос- тавном предложении (женщина замужем, пушки наготове, туфли впору).
64 Русская грамматика-80. Т. 2. С. 300-302.
ность словоформы определяется условно (однозначно не может быть определена — наблюдается своего рода частеречная нейтрализация). Существует традиция относить их к наречиям
Галкина-Федорук Е. М. Наречия в предложении // Русский язык в школе 1941,
Пешковский А М Русский синтаксис в научном освещении С 95-96, 156-157 Русская грамматика-80 Т 1 С 703-705 Шанский Н М, Тихонов А Н. Современный русский язык Ч 2 М, 1981