Что значит православным человеком
Что значит быть православным человеком?
Каждый по-своему понимает этот вопрос. Многие считают, если человек принял крещение, он уже православный. Однако зачастую человек, крещенный в православной церкви, ничего не знает о рождении и жизни Христа на земле, об обязанностях христианина. Он изредка посещает церковь, молится и ставит свечи, но душа его пуста.
Большинство людей вспоминают о Всевышнем в трудный момент, когда никто, кроме Бога, им не может помочь. Это совсем неправильно. Сегодня вера воспринимается совсем не так, как она заложена в Библии. Посещение церкви проходит, как обязательный воскресный ритуал, а ежедневные молитвы и соблюдения поста не всегда присутствуют в жизни человека. Даже таинства венчания и крещения ребенка носят более потребительский характер – чтобы наладилась семейная жизнь и ребенок не болел. Молодые родители зачастую просто не понимают, что, окрестив своего малыша, они берут на себя обязательства воспитать его, как истинного христианина.
Сегодня можно увидеть много молодежи, посещающей церковь. Это радует. Радует и тот факт, что многие родители отдают своих деток в воскресные школы, где они как раз и постигают основы православия, знакомятся с главными заповедями жизни православного христианина.
Отец Серафим писал, что православного человека отличает не только его религиозные взгляды, а его поступки, все, что он говорит и делает. Православие – это большой, каждодневный труд. Выходя из церкви и получив благословение Божие, человек быстро окунается в обыденную мирскую жизнь и забывает о заповедях Божиих. Человек же, имеющий истинно православное мировоззрение, остается православным и вне церкви, в любой житейской ситуации.
Людям необходимо возрождать великодушие, любовь к ближнему, сострадание. Именно эти христианские качества русского народа позволили преодолевать трудности в создании нашей могучей державы, пережить ужасы войн и набегов. Люди в самых трудных ситуациях жертвовали собой, оказывая помощь и проявляя заботу о чужих людях.
Нам нужно научиться воспринимать чужую боль как свою, не проходить мимо беды другого человека, если человек оступился – оказать ему поддержку и подать руку помощи. Это совсем ничего не стоит, а может спасти чью-то жизнь.
Мы должны научиться сами и научить своих детей любить Бога, быть ему верными и следовать всем его заповедям. Главное, никогда не забывать, что Господь даровал нам жизнь, чтобы мы дарили добро и научили этому других.
Что значит быть православным человеком?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря
г. Киров (Вятка)
Что значит быть православным? А черный цвет куполов, а месяц у основания православного креста и надпись «N I K A» на нем — что означают? Слова «Аминь» и «воцерковлённый» — такие непонятные… На распространенные вопросы наших постоянных читателей коротко и доходчиво ответил протоиерей Георгий Городенцев.
Чем отличается православный от христианина?
Наименование христианин весьма почетно для человека. Ибо означает, что последний не только является последователем ИисусаХриста, но и находится в мистическом, таинственном соединении с Ним. Поэтому Священное Писание особо и подчеркивает то, когда, после проповеди апостолов, так впервые начали называться верующие:
«И ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11: 26), — выделяя последнее слово даже с большой буквы!
Вот насколько велико это наименование! Но кто же в наше время носит это имя?! Ведь существует масса христианских конфессий:
Есть и заблудившиеся во взглядах, сектанты:
Но, заметим… никто из них в собственном наименовании не именует себя христианином.
Никто? Нет, это не совсем так. Если мы внимательно всмотримся в эти названия разных конфессий, то, зная законы русского языка, заметим, что все они, кроме одного, — это имена существительные. И только одно из них – прилагательное – слово «православные». И если существительное существует само по себе, то прилагательное надо к чему-то, к какому-то другому слову прилагать.
Мы же не говорим просто «зеленый», но уточняем: «зеленый лес; зеленый забор; зеленый карандаш» и т.д. Так точно и прилагательное «православный» обязательно предполагает уточнение – «христианин». Мы обычно не употребляем полностью это словосочетание – русский язык имеет особенность: сокращать слово, когда речь идет о предметах само собой разумеющихся. Но слово Христос — самое драгоценное для нас.
Отсюда со всей лингвистической необходимостью следует, что, во-первых, имя православный само собой подразумевает и почетное наименование христианин. И, во-вторых, получается, что православные именуют себя христианами, в отличие от других конфессий, кои носят наименования, в которых не заложено это почетное имя.
Но кто же с самого начала хранит правую веру во Христа, как не православные, те, кто право исповедуют славу Божию?
Было бы прекрасно, если бы православные по имени, и по сути были христианами! Так устремим же к этому все свои силы.
Крещеный русский – значит православный?
Крещение в Православной Церкви действительно делает человека православным христианином. Но…дальнейшее зависит о него самого, от его свободы и воли – захочет ли он остаться в спасительном христианстве, или, подобно блудному сыну уйдет «на сторону далече», чаще всего в губительные дебри атеизма или в другую религию.
Что касается утверждения: «Русский – значит православный» — оно ошибочно.
Но во Христе «нет ни эллина, ни иудея». Об этом заявляет Апостол Павел в своем послание к Галатам и эту же мысль повторяет, обращаясь позднее к гражданам Колосс:
Что значит быть православным?
Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. К нам пришло письмо, к сожалению, без подписи, с мнением по этому вопросу. Мы сочли нужным включить его в нашу дискуссию.
Что значит быть православным?
К сожалению, на этот вопрос не находится ответа у большинства современных людей живущих в нашей стране, хотя многие из них отождествляют себя с верой отцов, а если же и дается ответ на поставленный вопрос, то зачастую он не соответствует учению и опыту Церкви. Красота и глубина православной веры остается невидимой для большинства. Многие люди предпочитают плавать на поверхности вокруг внешней обрядовой стороны, суеверий и мифов, связанных с православием.
В Святом Евангелии Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7:21,23).
Святые отцы дают нам разъяснение Евангельских слов. Так, святитель Григорий Палама говорит: «То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленно на основании наших дел и соблюдении заповедей Божиих. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждено, благочестиво мыслим о Нем; явим тем, что мы единодушны с богоносными Отцами нашими».
Бывает, что человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Таковой рано или поздно отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды.
О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:
1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)
2.Кто говорит: ‹я познал Его›, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).
3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)
4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).
Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых «православных странах», широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого “титула”. Например, в России, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?
В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: « Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения».
ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.
Также можно с уверенностью сказать, что человек, который выносит свое «Я» на периферию и ставит в центре своей жизни Бога, может называться человеком мужественным, ибо и из примеров жизни мы называем лучшими тех людей, которые жертвуют собой ради других. Такие люди, свое самодовлеющее «Я» стараются обуздать и свои интересы в соответствии с законом любви положить на жертвенник за ближних. Подобное поведение полностью отражает заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, значит и православное понимание проблемы. Тем мужественнее поступают те, которые жертвуют своими привычками, наслаждениями ради Бога.
И последнее, очень важное – Православный человек, это тот, который понимает, что помимо того, что Бог его слышит, нужно и ему научиться слышать Бога. Христос на Тайной Вечере поведал своим ученикам сакральное, в молитве обращаясь к Своему Отцу: «И все Мое Твое, и все Твое Мое» (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: «Все мое – Твое». Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, вручить себя Богу, в руки Божии.
Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.
Часть первая. Основы Православной веры
Два пути
На нашей затерянной в просторах Вселенной планете живут миллиарды странных разумных существ. Созданные из праха и подчиненные законам материи, они не могут найти себе покоя на тленной земле. Жизнь их уникальна, однако при всей уникальности находится в определенной устойчивости, идет по наезженной колее. Свои поступки совершают они как бы по инстинкту, автоматически, погрузившись в обыденность. Все бесчисленные колеи их оказываются тропинками, вливающимися в две основные дороги, два пути. Для этих существ, называемых людьми, и написана наша книга, дабы они могли, узнав истинный путь, идти по нему и найти свое вечное Отечество мира.
Каковы же эти пути?
Первый из них зол и исполнен проклятия. Им идут те, кто творит грех, кто нарушает волю Бога, повелителя Вселенной. Это делатели всех видов зла: неверные, безбожники, еретики, идолопоклонники, колдуны, убийцы, прелюбодеи, блудники, гомосексуалисты, воры, обидчики, злословники, делающие аборты, лжецы, трусы, пьяницы, наркоманы, лицемеры и все, кто делает всякую неправду. Этот путь погибнет вместе со всеми, кто идет по нему. Так обещает Всемогущий Судья ( Пс. 1, 6 ), и так обязательно будет!
По сути своей этот путь Божественен, потому что Сам Христос сказал, что Он – Путь к Отцу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14, 6 ). Но до тех пор, пока не начнет подниматься заря вечного солнца, идущие по нему должны иметь Закон Бога – как светильник на пути. Слово Божие, Библия, говорит, что у праведника «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс. 1, 2 ). И это неудивительно, ибо сказано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс. 118, 105 ).
Эта книга – краткий путеводитель по второму пути, и предназначена она для тех, кто, вступая на этот путь, желает узнать основы Православной веры и жизни, а также Священную историю. Ведь, не зная прошлых дел Бога, как узнать Его дела сейчас?
О вере
Первое дело Божие, которое нам необходимо сделать, – это стяжать веру, без которой мы не можем не только прийти к Богу, но и узнать, кто Он. Ведь сказано: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11, 6 ).
Что же такое вера? Библия говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ), то есть, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений».
Таким образом, истинная вера не только не противоречит разуму, но, напротив, открывает ему невиданные горизонты. Что может познать знание, основанное на опыте? Только тоненькую пленочку с поверхности вещества или какую-то одну сторону явления в ограниченный отрезок времени, а вера выводит человека за пределы пространства и времени и открывает ему тайны Божии. Знание вырастает из ума, хотя и действует на сердце, а вера влагается в сердце, хотя и переменяет мысли. Так что утверждение, будто вера и разум противоречат друг другу, – это ложь. Противоречие возникает только тогда, когда или вера ложная, или разум болеет гордостью и невежеством.
Часто говорят, что вера – это слепота ума, отказ от мысли и признак примитивного мышления. Абсурдность этого утверждения очевидна. Давайте вспомним, что глубоко верующими были величайшие умы человечества – Достоевский, Ньютон, Менделеев, Платон, Аристотель, Паскаль, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Максвелл, и многие другие. Так неужели все они не могли понять своей «очевидной ошибки»? Нет, конечно, дело в другом. Человек, жизненные колеи которого ушли в сторону от путей Заповедей Творца, начинает отыскивать для себя повод, чтобы «на законных основаниях» отвергнуть Слово Божие. Как сказал Христос, «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Ин. 3, 20 ).
Вера имеет два вида. Мы назовем первую из них верой в Бога, а вторую – верой Богу. Первая ограничивается признанием существования Творца, но совсем не обязательно, что влияет на жизнь. По словам Библии, такую веру имеют и бесы: «И бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2, 19 ). Она не является совершенной, и человек не может угодить Богу, имея только такую веру. Второй тип веры предполагает доверие к словам Создателя и отказ от самонадеянности, активный рост в любви. Именно такая вера спасительна.
Тот, кто, желая жить праведно, хранит Православную веру, может все. Господь сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “«перейди отсюда туда”», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17, 20 ). Главное, чтобы желание это не противоречило воле Бога. И это не выдумка!
Однажды к преподобному Марку Фраческому пришел авва Серапион, и преподобный Марк, расспрашивая его о состоянии Церкви, спросил: «Есть ли среди христиан те, кто имеет такую веру, что могут и горе сказать: “Перейди отсюда туда”?» И при этих словах гора, на которой они сидели, сдвинулась в сторону моря на два с половиной километра. Увидев это, преподобный Марк сказал горе: «Это я не тебе сказал, но беседую с братом. Стань на место!» И она немедленно вернулась обратно.
Так что вера может творить чудеса, но не сама по себе, как думают некоторые заблуждающиеся, а Божией силой, потому что она привлекает к верующему благодать Всемогущего Бога, но при условии, что вера эта – Православная. А Православной вера является тогда, когда точно следует Откровению Бога, ничего не прибавляя к нему и ничего не убавляя.
О Боге
Теперь надлежит сказать несколько слов о том, кто такой Бог, в Которого веруют христиане. Сейчас мы введем только общие понятия, которые будем раскрывать дальше.
Итак, Бог – это Дух единый, вечный, бестелесный, невидимый, непостижимый, неизменяемый, всеблагой, святой, всеправедный, вездесущий, всемогущий, всеведущий, любящий, премудрый, вседовольный, ни в чем не нуждающийся. Он – источник благости и правды, свет неприступный, сила, никакою мерою не определяемая и только собственною волею измеряемая – ибо все, что захочет, может. Он – Творец всех тварей видимых и невидимых, всеобъемлющий, ничем не объемлемый, но все сохраняющий, обо всем промышляющий. Он – Вседержитель, над всем начальствующий и царствующий царствием нескончаемым и бессмертным, не имеющий никакого соперника. Сила Его проникает все сущности, сама оставаясь чистою, пребывает вне пределов всего и изъята из ряда всех существ как сверхсущностная и превыше всего сущая, которая устанавливает все начальства и чины, а сама выше всякого начальства и чина, выше сущности, жизни, слова и разумения. Бог есть сам Свет, сама Благость, сама Жизнь, сама Любовь, сама Сущность, так как не имеет от другого ни бытия, ни чего-либо из того, что есть, но сам есть источник бытия для всего существующего, жизни – для всего живущего, разума – для всего разумного, причина всех благ для всех существ, Он знает все всё прежде бытия всего. Он – Спаситель погибающих, Исцелитель страдающих и праведный Судья всего творения.
Бог триедин – Отец, Сын и Дух Святой, однако Он – не три Бога, а один Бог. Три Личности (Ипостаси), но одна Сущность, одна слава, одно могущество и Царство, одна воля. Отец вечно рождает Сына и изводит из Своей сущности Святого Духа.
Для того чтобы яснее для нас стала тайна, сравним Бога с солнцем. Оно едино, однако можно различить в нем диск, луч и тепло. Все три явления – одно целое, хотя и не тождественны между собой. Так и Отец вечно рождает Сына, как луч, и изводит Святого Духа, как тепло. Неточность сравнения в том, что луч и тепло не равны солнечному диску, а Сын и Дух равны Отцу.
Иначе похожи на Бога мы. Наша умная душа обладает словесной способностью и силой оживлять тело. Но здесь опять не точное сходство, а лишь слабое подобие. Ведь ум, слово и жизнь – не отдельные личности, а свойства одного сознания, а в Боге Ум, Слово, Дух – три Личности, три «Я». Поэтому мудрее всего будет смиренно склониться перед этой Тайной тайн, скрытой даже от пылающих небесных Серафимов. Узнать Троицу можно лишь любовью чистого сердца к Богу. Как говорит апостол Иоанн Богослов, «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4, 16 ).
Как-то Блаженный Августин гулял по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы. И вдруг он увидел маленького мальчика, вырывшего небольшую ямку в песке и переливающего в нее воды моря ложкой.
– Что ты делаешь? – удивился Августин.
– Хочу перелить море вот в эту ямку, – отвечал мальчик.
– Но это же невозможно, ведь ямка такая маленькая. Как море может в ней поместиться?
– А как же ты пытаешься своим маленьким умом узнать тайну бесконечной Троицы? – ответил мальчик и стал невидимым.
Так Ангел показал и святому, и нам непостижимость Божества, перед Которым должен склониться наш слабый разум.
Божественное Откровение
Бог, хотя и непостижимый, не оставил Свое творение без знания о Себе и Своих делах. Святым Духом Он открыл Свою волю праведным людям с чистыми сердцами. Они называются пророками и апостолами. По словам святителя Иоанна Златоуста, нужно было бы, чтобы всякий человек стал слышать Слово Божие, но, так как мы погрязли в грехах и плотоугодии, Бог, по милости Своей, оставил нам Откровение, переданное через людей.
Различают естественное и сверхъестественное Откровение. Преподобный Антоний Великий так отвечал философам, удивлявшимся его мудрости:
– Я читаю две книги – Природы и Писания, – и через них узнаю́ Бога Творца.
Первая из этих книг ясно учит созерцать могущество, мудрость, искусность Господа и Его заботу о мире, а Писание, сверхъестественное Откровение, раскрывает и Его свойства, и Его замыслы о мире и человеке. Даже не знающие Писания язычники не остаются без знания о Боге, которое вложено в их сердца, передано им по Преданию от предков и черпается от созерцания природы. Потому они и будут безответны в день Суда, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассма тривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1, 20 ).
Но без сверхъестественного Откровения Бог остался бы для нас некоей далекой Силой, могучей, но непонятной. И лишь прямое вмешательство Бога открывает нам Его Самого. Как же происходило это Откровение? Святитель Василий Великий так описывает состояние пророчества: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Сделавшись как бы зеркалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, не потемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную Свою силу обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души (то есть ум – прим. авт.) омрачено греховными нечистотами… когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить…»
«Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным (вышедшим из ума – прим. авт.), так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ве́дения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а, напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а, напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного». Так получается нами непогрешимое и безошибочное знание о Боге, мире и человеке. Но, будучи по сути единым, распространяется оно силой Святого Духа двумя способами – Писанием и Преданием.
Священное Предание
Древнейшей формой передачи Божественного Откровения является Священное Предание, а устный способ был единственным до времен пророка Моисея (XVI век до Р.Х.). Преданием называется передача верующими людьми под руководством Господним полученных от Бога учений, законов и правил жизни. От пророков и апостолов истинная жизнь передавалась следующим поколениям верующих, а источником ее является вечный Дух, благодаря Которому Откровение не искажалось, проходя сквозь века, и не возникал принцип «испорченного телефона». Так, верным хранилищем Предания является, по мысли апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3, 15 ).
Если бы не было Предания, тогда сама Библия стала бы совершенно недоступной как способ передачи Откровения Бога. Разве мертвая буква может точно описать живое слово Творца, если и в обычной речи огромную роль играют интонации, мимика? Так и в Церкви Писание истолковывается через святых людей Тем же Духом, Который и дал Его. Да и само Писание показывает, что без толкования правильное его понимание затруднено или даже невозможно. Евнух на вопрос Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?» – отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» ( Деян. 8, 30–31 ).
Преподобный Викентий Лиринский так определяет принципы отличия истинного Предания от простых обычаев, существующих между христианами, но не являющихся Откровением Бога: «…когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности – тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию – тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или, по крайней мере, большинства священников и вместе учителей».
Священное Писание
самой Самой важной частью Предания является Священное Писание, благодаря которому сохраняется большая точность передачи Откровения. Писанием называются книги, написанные Святым Духом через пророков и апостолов, а собрание этих книг называется Библией (в переводе с греческого – «книги»).
Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово Завет означает союз между Богом и людьми.
Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей.
К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными:
Бытие (сокращение при цитировании – Быт.).
Далее следуют исторические книги:
6. Иисуса Навина (Нав.).
7. Судей Израилевых (Суд.).
8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь).
9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.).
13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.).
16. Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.).
18. Иова (древнейшая книга Библии, написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов).
19. Псалтирь святого царя Давида (Пс.).
20. Притчи Соломона (Притчи).
21. Екклесиаст Соломона (Еккл.).
22. Песнь песней Соломона (Песн.).
Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги:
25. Плач Иеремии (Плач).
Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги:
1. Пророка Варуха (Вар.).
2. Послание Иеремии (Посл. Иер.).
3. Премудрости Соломона (Прем.).
4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.).
9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3Мак.).
Авторитет последних книг высок, и, хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога.
Новый Завет говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.
1. Евангелие от Матфея (Мф.).
2. Евангелие от Марка (Мк.).
3. Евангелие от Луки (Лк.).
4. Евангелие от Иоанна (Ин.).
5. Деяния апостолов (Деян.).
Учительные книги – это Послания апостолов.
Соборные, обращенные ко всем Церквам:
7–8. 1-е и 2-е Петра (1, 2Петр).
9–11. 1-е, 2-е, 3-е Иоанна, (1, 2, 3Ин.)
Послания апостола Павла:
14–15. 1-е и 2-е к Коринфянам (1, 2Кор.).
18. К Филиппийцам (Фил.).
19. К Колоссянам (Кол.).
20–21. 1-е и 2-е к Фессалоникийцам (1, 2Фес.).
22–23. 1-е и 2-е к Тимофею (1, 2Тим.).
25. К Филимону (Филим.).
И наконец, пророческая книга –
27. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.).
В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью, мы можем узнать волю Бога.
Однажды «некто спросил преподобного Антония: “Что мне делать, чтобы угодить Богу?” – “Что велю тебе, – отвечал старец, – то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай эти три Заповеди – и спасешься”».
Символ Веры
Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры. Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему.
Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством Крещения, он поется на Литургии, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ Веры, по церковным правилам то же требуется от желающих вступить в церковный брак.
Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в существующем виде он принят отцами Вселенских Соборов – I Никейского (325 год по Р.Х.) и II Константинопольского (381 год по Р.Х.).
Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской, которыми, мы верим, руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. А наиболее точным изложением христианского учения как раз и является Символ Веры, который мы будем изучать.
Само греческое слово «символ» имеет множество значений, оттенков, его можно перевести 29 различными способами, что показывает особые грани смыслов этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они узнавали друг друга, сложив символ воедино. Так же наш Вечный Друг и Жених Христос оставил нам эту веру – как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку, или хотя бы испортим ее так, что изменится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» ( Мф. 7, 23 ).
В другом переводе символ – это «присяга». Мы, христиане, верим, что Иисус Христос – это наш Единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу, как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после Крещения мы откажемся от присяги, то будем клятвопреступниками и дезертирами, подпадающими под Божий Суд.
«Символ» переводится и как «пароль», по которому нас пропустят в возвращенный Рай. Этот пароль мы должны спрашивать у любого, кто захочет войти к нам в сердце, – а охранять наше сердце должен ум, стоять на посту, как часовой, чтобы никто нас не ограбил.
Священный Символ Веры надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем Символ Веры в Церкви на церковнославянском языке, который в России используется для богослужения, поэтому и учить его надо на этом языке.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых…
12. …и жизни будущаго века. Аминь.
Толкование Символа Веры
Символ Веры состоит из двенадцати частей (членов), и мы будем их комментировать по пунктам.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Вера здесь вовсе не слепой акт отказа от разума, как думают атеисты, а, напротив, высшее его цветение. Человек умом и сердцем находит Творца и затем уже доверяет Ему. Итак, уверовав, человек, во-первых, признает существование невидимых реальностей, и через это его разуму открываются новые горизонты, а во-вторых, он начинает доверять Богу, и таким образом жизнь его становится надежной.
Главный предмет веры христиан – это Бог. Под этим словом мы подразумеваем бесконечную Духовную Сущность, непознаваемую до конца в Своем безмерном могуществе, мудрости и славе. Бог вездесущ и вечен (вне времени), всемогущ и все знает. Он – совершенная Правда и Любовь, Он не нуждается ни в чем и Сам щедро дает все. Бог не есть ничто из существующего во вселенной. Он не материя, не энергия, не космос, не высший разум, не высшая часть души. Напротив, все, что существует, получает от Него бытие: все живущее – жизнь, разумное – разум, сильное – силу.
Бог называется единым вовсе не потому, что кому бы люди ни кланялись, они кланяются Ему, а потому, что только Он один истинно Сущий, а все другие, мнимые боги (Зевс, Кришна, Перун) – это ложь, которая не имеет существования, но за которой скрываются злые падшие ангелы. Итак, кроме Бога Творца, в Которого верят христиане, нет никакого другого.
Единый Бог называется Отцом, потому что Он Личность, извечно порождающая Сына. Но Он становится также Отцом для каждого, кто, уверовав в Его Сына, принимает Крещение. Бог Отец ни от кого не появлялся и потому называется еще нерожденным и безначальным.
Вседержителем Он называется потому, что весь мир до сих пор существует благодаря тому, что Его сила держит вселенную. Весь мир также управляется Его всемогущей волей, всякому добру помогающей, а всякое зло, возникающее из-за отказа свободных существ от добра, пресекающей и обращающей к благим последствиям.
Бог Отец называется далее Творцом неба и земли, ибо Он по своей свободной воле и без чьей-либо поддержки из ничего за шесть дней создал вселенную. И целью этого творения было вхождение всех свободных разумных существ в Его вечное блаженство.
Видимый и невидимый миры – это материальная вселенная и духовный мир.
Материальная вселенная была возглавлена человеком, созданным по образу Бога и предназначенным стать Господним подобием. К невидимому миру относятся Ангелы и наши бессмертные души. Ангелами (в переводе с греческого – «вестники») называются сотворенные разумные и могучие духи, не имеющие материального тела. Часть их по причине гордости отпала от Бога и стала бесами, породившими все зло во вселенной. Глава их, сатана, соблазнил первых людей. После своего мятежа бесы навсегда определились в своей ненависти к Богу, и им приготовлен мрак вечной тьмы.
Но все существующее, как видимое, так и невидимое, создано из небытия свободной волей Отца.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Как уже говорилось выше, Бог называется Отцом, потому что родил Сына, и здесь мы видим, как Церковь подробно описывает свою веру во Христа.
Итак, для нас Иисус Христос – это не великий посвященный и не учитель нравственности, не простой пророк и не первый революционер, а Вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Он называется единым, так как является единой Личностью, хотя и существующей в двух природах. Господом Он называется, ибо по природе является Владыкой творения. Царство Его – царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Но в особом смысле Он наш Господь – как наш Искупитель и Глава Церкви.
Имя Иисус Он получил после того, как стал человеком. Это имя означает «Сущий, Который пришел спасти» или просто «Спаситель». А слово Христос – не имя, а обозначение Его служения после Воплощения. В переводе оно означает «Помазанник», потому что Он, как человек, был помазан Своим Божеством, «ибо Сам Он помазал Себя: помазывая Свое тело Своим божеством, как Бог; будучи же помазываем – как человек; ибо Сам Он есть это и то. Помазание же человечества – божество». Помазание было дано Ему как Царю, Пророку и Священнику – в древности, во времена Ветхого Завета, царей, пророков и священников возводили на служение через помазание освященным маслом, потому они и назывались помазанниками.
Иисус называется Единородным, так как только Он один рожден из сущности Бога Отца, в отличие от других детей Божиих (людей и Ангелов), имеющих иную сущность, чем Отец.
Далее словами «от Отца рожденного прежде всех век» подчеркивается, что Сын рожден из сущности Отца до начала времени (а оно появилось вместе с миром). Вселенной могло еще и не быть, но Сын вечно рожден от Отца, и Его рождение подобно тому, как свеча зажигается от свечи, и первый огонь не уменьшается, а второй свет равен первому. Сын вечно связан с Отцом, как солнце с лучом, Он сияние Его славы и образ Его Личности, Он вечное самовыражение Отца, Его Слово, Премудрость, Сила.
Сын, как и Отец, есть истинный Бог, в отличие от фальшивых божков язычников и иноверцев. Но при этом нельзя считать, что есть два или три Бога. Все три Лица Троицы – Один Бог, так как один исток Божества – Отец. У всех трех Личностей одна сущность (природа), воля, царство, слава и сила, и Они все друг в друге вечно пребывают, отличаясь лишь тем, что Отец не рожден, Сын рожден, а Дух исходит.
Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа, Символ Веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу. В отличие от всех других существ, Христос не творение, а порождение сущности Отца.
Имже вся быша – то есть Сыном Отец сотворил мир (Кол. (1, 16), Ин. (1–3), Евр. (1, 3), свщмч. Ириней Лионский «Против ересей», глава 2, прав. Иоанн Кронштадтский «О сотворении мира»). Но не как орудие имел Отец Сына, а как совершителя своей воли, так что вся вселенная – своя для Господа Иисуса. Все Им и для Него создано, и все Его силой существует. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Как уже мы говорили, само имя «Иисус» значит «Спаситель». И, начиная с этого члена (части), Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти.
И вот по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них – пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33, 20 ).
Как слабому творению устоять перед могуществом Истока всех сил? Не сгорит ли он, как мотылек в пламени? Но с другой стороны, где человек найдет жизнь, если не соединится с первой Жизнью?
Вторая преграда – грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь праведный Творец не может оставить преступление без наказания. Но с другой стороны, нет человека, который жил бы и не согрешил, а значит, все должны быть наказаны.
И вот, Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати. Вечный Сын сходит с Небес, не перемещаясь в пространстве, ибо Он Бог и все наполняет. Но как на Небесах Его видят и Ему полностью покорны Ангелы, так в Своем Рождении Он становится видимым и на земле. Христос принимает плоть от Девы Марии, которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа.
Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла, и не нашлось лжи в устах Его.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Христос как человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи, и этим священнодействием освящает нас, изгоняя грех из нашего сердца, ума, из всей природы человека.
Словами «при Понтийстем Пилате» Церковь подчеркивает, что произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя ( Быт. 49, 10 ) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом. И исполнились ожидания народов, некогда бывших чужими для Господа из-за беззаконного идолопоклонства и поклонения злым духам, а теперь ставших своими Ему через обращение к Распятому, через веру в Иисуса Христа.
Мы верим, что Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтобы нас избавить от смерти. Хотя, конечно, страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может).
Он поистине умер и был погребен. Его Душа отделилась от Тела и сошла во ад. И ад был разрушен явлением Божественного сияния. Поверившие во Христа праведники взошли в Рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. А древний наш враг, диавол, был скован и лишен силы, как несправедливо поднявший руку на Творца. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми – стена греха, и так исчезла причина вековечной смерти, не отпускавшей от себя человека.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
И в третий день, то есть в воскресную ночь, когда Бог создал из небытия мир, Христос силой Своего Божества воскрес из мертвых. Его душа вновь и навсегда соединилась с Его же Телом, так что оно стало навсегда неподвластным гибели.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
На сороковой день после Своего Воскресения Христос плотью вознесся на Небеса, прокладывая нам путь в вечное Отечество. Отныне человеческая природа пребывает в нетварном океане Божества, выше ангельских пламенных духов – такова слава искупленного человечества. Отныне в вознесшемся Христе сокрыто пребывает наша жизнь, и мы ожидаем Его возвращения, потому что только в Нем наша новая жизнь откроется в полной мере.
Господь Иисус восседает по правую сторону – (одесную) Отца и как человек участвует в управлении миром. Он до сих пор является вечным Первосвященником, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, быть единственным Посредником между Богом и людьми и уничтожать грехи христиан Своей Кровью. И Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных. Когда эта миссия будет завершена, Христос вновь вернется на землю, и враги Его будут брошены под ноги Его.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, егоже Царствию не будет конца.
Второе Пришествие Господа Иисуса будет не таким, как первое. Господь придет на землю уже не как Спаситель, а как праведный Судья. Сначала над миром воссияет Крест – знак Его победы над смертью и грехом. Перед Лицом Иисуса пойдет пламень, который изменит вселенную. Небеса совьются, как свиток, и земля растает в огне. И явятся новые небо и земля, где обитает правда. Христос придет во славе Своего Отца, и все Ангелы Его с Ним. По Его слову, при пении трубы Архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что все человечество, с первого человека и до последнего, соберется перед Его троном.
Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат Вечную Жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. Так будет восстановлена полная справедливость. Всякое добро будет вознаграждено, а зло наказано. И не помогут нечестивым ни взятки, ни лжесвидетели.
И после Суда наступит вечное Царство Славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только всё возрастающая радость.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Далее Символ Веры учит нас верить и в Третью Личность Бога – в Святого Духа. Он Истинный Бог, Личность, а не просто энергия, как думают некоторые. Святым Он называется как освящающая Сила, делающая святых свободными от мира и пронизывающая их мощью Бога. Ведь само слово «святой» означает «отделенный от этого мира, запредельный», а также «нравственно чистый».
Он Господин творения, давший жизнь всему живому, и сейчас сохраняющий ее и приводящий к совершенству. И главное, Святой Дух дает нам вечную жизнь, потому Он и называется Животворящим.
Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому в Символе Веры и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он и Творец, и всегда пребывает в Сыне, и открывает нам Христа, и приводит нас к Отцу через Сына. Дух Святой усваивает нам спасение, которое совершил Господь Иисус. Он руководит Церковью, которую Он же и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы.
Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Он называется Утешителем, ибо утешает нас в скорбях и защищает нас от всякой беды.
Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков. Он – автор и Библии, и Священного Предания Церкви.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
Церковь, в которую мы верим, – это таинственный Организм, Тело Христа, дом Божий, новый народ Отца, искупленный Кровью Господа. Главой Церкви является Господь Иисус Христос. А входят в нее и живые люди, и умершие в вере, и Ангелы – все объединенные любовью Святого Духа. Только тем, кто является членами Церкви, обещано спасение.
На земле Церковь – это собрание христиан, объединенных Православной верой, богослужебным общением, подчинением иерархии и следованием Закону Бога. Все еретики (те, кто искажает Откровение Божие) и раскольники (отпавшие от Церкви по причинам, не связанным с верой, например по обрядовым или иным причинам) находятся вне ее и не имеют спасения, пока не покаются.
Церковь называется единой (то есть единственной), так как Она одна и нет других. Одно Тело Христово, как один ее Глава, и один Дух Святой. Ведь Бог – один, и путь к Нему – один. И хотя есть разные местные Церкви (Русская, Греческая, Иерусалимская и другие), но они не отдельные общества, а только части Единой Церкви.
Она святая, так как освящает, делает подобным Богу всякого христианина, какую бы жизнь ни вел он прежде. Источником святости Церкви является Святой Дух, живущий в Ней со дня Пятидесятницы ( Деян. 2, 1–4 ). А упорно делающие зло отсекаются от Церкви или явно, через отлучение (как, например, Л.Н. Толстой или ушедшие в ислам и различные секты), или невидимым судом Бога.
Церковь называется соборной, или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и для всех без исключения народов несет свет спасения. В ней нет ни национальностей, ни социальных различий, и сила Бога спасает в ней всех от всех грехов, учит всем добродетелям, содержит всю полноту Истины.
Апостольской называется она потому, что основана через апостолов (людей, посланных на проповедь Христом). И дар Духа Святого передается в ней непрерывно через рукоположение епископов и священников непосредственно от апостолов, учеников Христа. Кроме того, Церковь и доныне исполняет апостольский долг проповеди Евангелия всем народам земли, и когда эта миссия закончится, настанет конец мира.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Главный источник сил для членов Церкви – это Таинства, первое из которых – Крещение. Таинства – это особые, установленные Самим Богом священнодействия, в которых при помощи внешнего обряда верующему подается преображающая нас благодать Святого Духа. Начинается благодатная жизнь христианина через новое рождение от воды и Святого Духа, через Крещение для прощения всех грехов. Совершается оно через троекратное погружение в воду с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек омывается от первородного греха и от всех личных грехов, возрождается к новой жизни, исходящей от Самого Бога, и входит в Православную Церковь.
Совершается Крещение только раз в жизни, так как и родиться мы можем только один раз. Чтобы принять Крещение, необходимо иметь веру и покаяние. Но наша Церковь крестит и младенцев по вере их родителей и восприемников (крестных), которые обещают воспитать в Православии новокрещеного. Затем человеку дается личный дар Святого Духа для творения добрых дел. Это второе Таинство – Миропомазание, совершающееся сразу после Крещения.
Вершиной всех Таинств является Причастие, когда под видом хлеба и вина православный христианин принимает Тело и Кровь Воскресшего Иисуса Христа для уничтожения греха и причастия к Жизни Вечной. Служба, на которой совершается это Таинство, называется Литургией (общим делом) и Евхаристией (благодарением).
Если человек согрешит после Крещения, то грех прощается ему через священника в Таинстве Покаяния (или Исповеди).
В случае телесной болезни христианин прибегает к Таинству Елеосвящения (или Соборования) для исцеления души и тела или для дарования безболезненной кончины.
Брак освящается в Таинстве венчания, когда муж становится образом Христа, жена – образом Церкви. И им дается сила к вечной любви и христианскому воспитанию детей.
И наконец, в Таинстве священства христианину через возложение рук епископа дается благодать на служение в Церкви. Если рукополагается диакон, то он получает право помогать священнику в богослужении. Священник может совершать все Таинства, кроме рукоположения, а епископ совершает Таинства и рукополагает, а также управляет местной Церковью, следя за чистотой веры и нравственностью ее членов.
11. Чаю воскресения мертвых…
Мы с надеждой ожидаем воскресения наших тел, мы знаем, что душа у всех людей бессмертна. После смерти праведники идут в Рай, где пребывают в некотором (пока неполном) блаженстве и молятся за еще живых христиан. Поэтому мы и прибегаем к молитвенной помощи святых, как наших заступников перед Богом. И практика показывает, что часто мы получаем от них реальную, действенную помощь.
Грешники же и некрещеные идут в ад, где находятся в страшном ожидании наказания. В это время крещеные могут еще получить облегчение по молитвам Церкви.
Но полное воздаяние совершится в День Суда, когда силой всемогущества Бога по дару Воскресшего Спасителя все умершие оживут, все воскреснут в возрасте Христа. Тела умерших людей вновь соединятся с душами, и тела будут точно отражать состояние души: праведники будут сиять, как солнце, а грешники будут мрачны, как ночь. И наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.
12. …и жизни будущаго века. Аминь.
Грешники, как уже говорилось выше, будут прокляты Богом и брошены в вечный огонь вместе с диаволом и его ангелами. Там их ожидает неугасимый пламень, кромешная тьма и неумирающий червь, и мучения их не прекратятся никогда.
А праведники получат Вечную Жизнь, они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной, станут друзьями Ангелов, получат небесные сокровища. Они будут жить в Новом Иерусалиме и станут богами по благодати, Святая Троица поселится в них. И блаженство их будет продолжаться всю бесконечную вечность, все всё возрастая и усиливаясь через общение с Бесконечным Отцом.
Таково краткое толкование Символа Веры. Так верит Православная Церковь.
Кто такие православные христиане
Мы, будучи членами Церкви, под руководством Святого Духа правильно сохраняя веру, данную нам Иисусом Христом, называемся православными христианами. По определению преподобного Иоанна Лествичника, «христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».
Те люди, которые хотя и веруют в Иисуса Христа, но не придерживаются изначального Откровения Божия и не находятся в единстве с Православной Церковью, называются еретиками, или раскольниками. Это римо-католики, протестанты, монофизиты (армяно-григориане), староверы, баптисты, «свидетели Иеговы» и другие.