Что значит пойти на паперть
Значение слова «паперть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПА’ПЕРТЬ, и, ж. [от греч. parapetros]. Церковное крыльцо, площадка перед входом в церковь. Плелись нищие, калеки, уроды садиться на паперти. А. Н. Толстой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
па́перть
1. церк. площадка перед входом в православную церковь ◆ Вышел правитель из церкви, остановился на паперти, дал знак рукой, и вся толпа стихла. Гаршин, «Сказание о гордом Аггее»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: солнцестояние — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «паперть»
Синонимы к слову «паперть»
Предложения со словом «паперть»
Цитаты из русской классики со словом «паперть»
Сочетаемость слова «паперть»
Какой бывает «паперть»
Понятия со словом «паперть»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «паперть»
На церковной паперти стоял незнакомец, бургундский священник, и передавал народу вести, заставлявшие слушателей то плакать, то гневаться, то роптать, то проклинать.
К ясному небу взлетели дикие голуби, заржала испуганная лошадь, нищенки на папертях церквей начали истово креститься, шепча молитвы сухими старческими губами.
Гнусавили на папертях соборов нищие, истошно выкрикивали юродивые.
Просить милостыню на паперти – это признак крайней нищеты. А что такое паперть?
Как часто мы используем в повседневной речи устойчивые выражения, не до конца понимая их значение. И выражение «просить милостыню на паперти» – не исключение. Вот скажите, на паперти — это где? Если вы не знаете точного ответа, то найти его можно, прочитав статью. Узнайте, откуда произошло слово, что означает с точки зрения религии и мирского.
Определения
Идя на службу в церковь, мы так привыкли видеть перед входом большое количество нищих, больных, с детьми и пожилых, которые просят милостыню, иногда излишне настойчиво. И ведь подаем, считая благим делом. Хотя священнослужители такое деяние не одобряют. Прежде чем дать деньги, поговорите, какие беды привели человека на паперть, и обязательно помолитесь за нуждающегося.
Если рассматривать с точки зрения архитектуры, что означает слово паперть, большинство словарей дают следующее определение: «Крыльцо или пространство без укрытия перед церковным зданием.» Можно встретить и такое — «открытая площадка перед притвором». Все понятно, перед храмом размещается пространство или крыльцо, к которому ведут несколько ступенек. Перед тем, как зайти в храм, мы обязательно должны пройти через них.
Раньше грешники не имели права зайти в церковь, поэтому подолгу стояли на первом возвышении, замаливая грехи, чтобы позволено им было в здание зайти, под крышу Господа как можно быстрее. Папертью это место и называлось.
Каково же будет удивление, если посмотреть на картину Василия Верещагина под названием «Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди». Изображенное на ней совсем не вяжется с рассмотренным значением слова «паперть».
Большая Советская Энциклопедия расставила все точки. Оказывается, что папертью раньше называли крытое помещение, которое обязательно примыкает к любому фасаду, кроме восточного, внешне похожее на галерею.
Происхождение слова
Существует несколько теорий происхождения слова. И одно из них говорит, что паперть — это переделанное латинское «паупер» (pauper) — бедный. По другой, которая не менее правдоподобна, корни слова взяты от старославянского «пьрть» — вход, дверка. Третьи лингвисты высказывают предположение, что слово взяло начало оно от латинского porta — «ворота».
Какое из них правильное, сказать сложно, так как все три теории правдоподобны и могут оказаться правильными, решайте сами, что вам больше подходит.
Как понимает значение церковь?
На вопрос о значении слова один из служителей церкви ответил: «Паперть — это символичное возвышение над мирским». Если посмотреть на церковь, то можно заметить, что любая церковь имеет ступенчатое построение, и самой узкой и высокой частью являются пространства под куполами, символизирующие просветление. А узость — символ, что дойдут до него не все.
По канонам христианской религии паперть — это то место, куда ступают люди перед постригом, отрекаясь от мирского. Поэтому вход в храм всегда расположен на западе. Заходя, вы удаляетесь от тьмы в сторону восхода — света.
Напоследок хочется рассказать, что на паперти монастыря в Москве была написана молитва Архангелу Михаилу. И христиане веруют: прочти ее на паперти искренне и с верой в сердце – и Михаил непременно придет на помощь.
ПАПЕРТЬ
Найдено 9 изображений:
паперть ж. Крыльцо, площадка перед входом в православную церковь.
паперть
ж.
church-porch, parvis
ПАПЕРТЬ, помещение, обычно имеющее характер галереи н примыкающее к одному или нескольким (кроме восточного) фасадам церк. здания. Особое распространение получила в рус. кам. и дерев. архитектуре, являясь почти необходимым атрибутом приходского храма.
Паперть или внешний притвор (άτριον, atrium, impl uvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором, на которой в первые века христианства стояли плачущие (см. Покаяние). В средине П. устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, нежели входили в церковь. В настоящее время, как и в древности, на П. являются нищие, просящие подаяния. Само слово П. могло произойти от латинского pauper — бедный.
паперть
па́перть
ж., блр. па́перць, др.-русск. папьрть «преддверие: церковный притвор, паперть» (Устав ХII в., Устюжск. кормч. и др.; см. Срезн. II, 878), ст.-слав. папръть νάρθηξ, «vestibulum» (Супр.), болг. папрът. Из ра- + *рьrtь, т. е. «передняя»; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 142; RS 5, 120; Буга у Преобр. II, 14 и сл.; Маценауэр, LF 12, 189; Мi. ЕW 231; Ильинский, РФВ 70, 265; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 4, стр. 52 и сл.; Перссон 474 и сл. Нередко сближают далее с пере́ть, пру. Неприемлемо произведение из греч. παραπόρτιον (Христ. Чтение, 1891, вып. 4, стр. 148 и сл.) или из *παραπετάζω παραπετάννυμι «свешиваюсь спереди» (Христ. Чтение, 1891, вып. 1, стр. 202 и сл.; AfslPh 16, 560); см. Павлов, ЖМНП, 1890, окт., стр. 11; AfslPh, там же. Неприемлемо также объяснение из ра- + лат. роrtа, вопреки Мурко (WuS 2, 128). Ср. при́пер(е)ток «предбанник» и перть.
Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.
История изучения [править | править вики-текст]
Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам XV-XVII веках, могло появиться в России не ранее начала XVIII века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца XVII века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили церковь Вознесения в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле Залесском и все остальные. В своей монографии А. Л. Баталов [1] оставил этот вопрос без достаточного внимания. Для него уже этого вопроса не было: паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Н. В. Султанова в 1897 году в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле, об этой реплике забыли до начала 1960-х годов, когда архитектор Н. Н. Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х годов Новоспасского монастыря. Работавшая с Н. Н. Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, и после публикации Каталога памятников архитектуры Московской области в 1975 году она о своей датировке не вспоминала.
Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева [2]. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны [3]. В 1970-х годах к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском [4]. В 1974 году В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля [5]. Но в 1975 году вышел Каталог памятников Московской области [6], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.
В 1976 году комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах. В 1976 году установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове [7]. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском [8], в начале 1980-х годов паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы [9].
Инициатором исследования папертей с середины 1970-х годов и в последующие годы был архитектор В. В. Кавельмахер. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском. В 1998 году под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове [10]. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений [11].
Символическое значение [править | править вики-текст]
В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан. Само слово «паперть» могло произойти от лат. pauper — бедный.
Что такое «на паперти»?
Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.
История изучения [править | править вики-текст]
Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам XV-XVII веках, могло появиться в России не ранее начала XVIII века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца XVII века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили церковь Вознесения в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле Залесском и все остальные. В своей монографии А. Л. Баталов [1] оставил этот вопрос без достаточного внимания. Для него уже этого вопроса не было: паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Н. В. Султанова в 1897 году в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле, об этой реплике забыли до начала 1960-х годов, когда архитектор Н. Н. Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х годов Новоспасского монастыря. Работавшая с Н. Н. Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, и после публикации Каталога памятников архитектуры Московской области в 1975 году она о своей датировке не вспоминала.
Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева [2]. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны [3]. В 1970-х годах к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском [4]. В 1974 году В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля [5]. Но в 1975 году вышел Каталог памятников Московской области [6], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.
В 1976 году комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах. В 1976 году установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове [7]. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском [8], в начале 1980-х годов паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы [9].
Инициатором исследования папертей с середины 1970-х годов и в последующие годы был архитектор В. В. Кавельмахер. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском. В 1998 году под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове [10]. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений [11].
Символическое значение [править | править вики-текст]
В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан. Само слово «паперть» могло произойти от лат. pauper — бедный.