Что значит потенциальные проблемы
Классификация проблем пациента.
Принято выделять психологические, физиологические, социальные и духовные проблемы пациента.
1) Физиологические проблемы:
— нарушение дыхания (из- за болей в грудной клетке);
— нарушение питания (недостаточное или избыточное);
— нарушение двигательной активности (парез нижних конечностей);
— нарушение физиологических отправлений (диарея, понос);
— нарушение формулы сна;
— нарушение терморегуляции (лихорадка, гипотермия);
— дефицит самоухода и пр.
2) Психологические, социальные и духовные проблемы:
— дефицит знаний о заболевании, лечебном питании, рациональной схеме приема лекарственных средств и др.;
— недоверие к медперсоналу, протоколу лечения;
— тревога, страх перед госпитализацией, манипуляциями или в связи со сменой привычного образа жизни и др.;
— дефицит внимания, семейной поддержки, общения, досуга;
— чувство «ложной вины» или стыда;
— социальная дезадаптация в обществе;
— финансовые трудности в связи с невозможностью выполнять привычную работу или ее потеря;
— конфликтная ситуация в семье из- за длительной болезни ребенка;
— стресс на известие о тяжелой, неизлечимой болезни;
— горевание по поводу утраты близких.
Помимо этого, все проблемы принято делить на настоящие, потенциальные и приоритетные.
1. Настоящие проблемы – те, что есть сейчас.
2. Потенциальные проблемы – те, которые можно избежать при организации качественного сестринского ухода.
3. Приоритетные проблемы, то есть первоочередные, самые важные для пациента. Приоритетами могут быть как настоящие, так и потенциальные проблемы, если они грозят существенно осложнить состояние пациента (риск развития легочного кровотечения, риск суицидальной попытки).
4. Установление очерёдности решения проблем пациента.
1. Проанализировать полученные данные.
2. Идентифицировать настоящие и потенциальные проблемы пациента, выделить приоритетные
Критерии выбора приоритетов:
1-Все неотложные состояния.
2- Проблемы, ведущие к осложнениям.
3- Проблемы, первоочередное решение которых приведет к разрешению других.
4- Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента.
Приоритетных проблем не может быть много, их должно быть не более 2- 3-х. Выявление настоящих и потенциальных проблем и выделение приоритетных проблем лежат в основе постановки сестринского диагноза.
Определение целей сестринского вмешательства
Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формируются цели и план ухода.
Постановка целей необходима для:
1) направления индивидуального сестринского вмешательства
2) определения степени эффективности вмешательства
Требования для постановки целей:
1) должны быть реальными, достижимыми
2) должны быть конкретные сроки достижения целей
а) краткосрочные – меньше 1 недели
б) долгосрочные – недели, месяцы, часто после выписки
3) находиться в пределах сестринской компетентности
должны формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.
правильно: | не правильно: |
пациент продемонстрирует умение делать инъекцию на себе | медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина |
Каждая цель включает 3 компонента:
1) действие (глагол, действие)
2) критерии ( дата, время, расстояние)
3) условие( с помощью кого-чего либо)
Пациент пройдет (действие) с помощью костылей (условие) 7 метров на 8-день (критерий).
1. У пациента К. не будет удушья через 20-25 минут.
2. Сознание пациента восстановится в течение 5 минут.
3. У пациента А. будет купирован болевой приступ в течении 30 минут.
1. У пациента К. исчезнет одышка в покое к моменту выписки.
2. Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.
3. У пациента А. стабилизируются показатели АД к десятому дню.
Планирование объема сестринских вмешательств
После формулировки цели по приоритетному диагнозу в сестринском плане ухода проводится планирование объема сестринских вмешательств. План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Определение объёма сестринских вмешательств в соответствии с поставленными целями ухода по рассматриваемой проблеме пациента.
Ø Планирование сестринских вмешательств осуществляется на основе нарушенных потребностей пациента.
Ø Необходимо определить типы сестринских вмешательств.
Источники проблем пациента.
Лекция 4
II, III, IV, V этапы сестринского процесса
План.
1. 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.
2. 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.
3. 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.
4. 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.
1. 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.
II этап сестринского процесса (выявление нарушенных потребностей и определение проблем пациента) – сестринская диагностика.
Проблема – это неудовлетворенная потребность. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание.
Главная задача II этапа сестринского процесса определить: нет ли признаков в состоянии здоровья, угрожающих жизни пациента и оказать экстренную медицинскую помощь.
Если признаков, угрожающих жизни пациента нет, то медицинская сестра, продолжает выполнение II этапа: на основании собранной информации о больном, её анализа проводит определение нарушенных потребностей, распознавание существующих и потенциальных проблем пациента, причин их возникновения.
Распознать проблемы, связанные со здоровьем, причины их появления у конкретного человека, семьи и коллектива входят в задачу современной медицинской сестры.
Виды проблем (А. Б. С)
А. Проблемы, в зависимости от реакции человека, семьи на болезнь классифицируют на:
1.физиологические (например, повышение температуры, потливость, учащение дыхания, удушье, рвота, отсутствие аппетита и др.) Физиологическая проблема чаще всего связана с заболеванием, его осложнениями и несет в себе признаки симптоматической (удушье, отеки, риск кровотечения и др.) и синдромной диагностики. Синдром-сочетание симптомов, которые могут встречаться при разных заболеваниях.
Формулировка физиологических проблем больного (сестринские диагнозы) особенно в экстремальной ситуации строится по принципу симптоматической или синдромной диагностики. Например: Сердечная недостаточность. Запор. Хроническая боль. Избыточное питание-ожирение. Артериальная гипертензия. Гипотония.
2. психологические (страх, депрессия). Психологические проблемы больше связаны с влиянием заболевания на жизнь человека, отношением его и близких, коллег по работе к нему и его болезни. Примерами таких, проблем может быть страх перед болью, беспокойство, чувство отчаяния, безысходности, тревога за свое будущее, депрессия, стадии горя, переживаемые после смерти родного, любимого человека.
3. социальные (приводящие к потере работы, социального положения, друзей, разрушению семьи). Социальные проблемы во многом определяются социальными и бытовыми условиями, не позволяющими в полной мере удовлетворить нарушенные потребности человека, семьи.
Например, проблема социальной изоляции, ушедшего на пенсию человека, инвалида может быть вызвана отсутствием должных условий для реализации его потребности к общению, движению и др. Социальные проблемы возникают при необходимости смены профессии и работы после перенесенной травмы или заболевания. Они становятся большой трагедией для профессионального музыканта после травмы руки и певца после потери голоса.
4. духовные(потеря смысла жизни, разрушение идеалов). Духовные проблемы, связаны с пересмотром человеком, семьей смысла жизни, когда эти люди оказались один на один с болезнью и её последствиями, без поддержки друзей, коллег по работе и государства. Это пересмотр, переоценка жизненных ценностей, смысла жизни, веры в бога, идеологии.
Например, человек, отдавший жизнь служению родине, своей профессии, став старым, больным, вдруг видит, что он никому не нужен, что для таких как он не созданы условия для достойной человека жизни. Духовные проблемы могут возникать у верующего человека: «За что меня наказал бог такой страшной и мучительной болезнью, он же знает, что оставляет мою семью без кормильца».
Б. В зависимости от непосредственной угрозы жизни, возможных осложнений, срочности решения, времени появления и устранения проблемы классифицируют на:
Например, риск развития пролежней, высокий риск нарушений предписанного лечения, высокий риск внезапной смерти.
Зная об этих проблемах, умея их определять и предвидеть, медицинская сестра построит свой план оказания помощи больному, обучение его и семьи таким образом, чтобы предотвратить совсем или снизить риск их развития.
С. У человека, семьи может быть несколько проблем, связанных со здоровьем. Например: высокий риск падений, риск развития пролежней и инфекции, невозможность соблюдения самогигиены, страх смерти, высокий риск удушья.
Среди существующих проблем пациента выделяют:
1. Приоритетные.Приоритетными, а значит первоочередными для их устранения, являются проблемы:
— представляющие угрозу для жизни пациента;
— способствующие ухудшению течения заболевания и развитию осложнений;
— представляющие угрозу для окружающих
Медицинская сестра должна уметь определять, какая из имеющихся проблем, нарушенных потребностей является наиболее главной, приоритетной.
Очередность решения других проблем медицинская сестра должна обязательно обсудить с врачом, больным и его родственниками, что позволит решить какая из имеющихся проблем требует устранения в первую очередь.
Например, больному с колоностомой важнее научиться следить за её состоянием без посторонней помощи. Для больного с хронической болью, приоритетной будет проблема обучения его и родственников программе контроля за болью. У каждого конкретного больного, его семьи при схожести проблем может быть своя первоочередность их решения. Так, больному, ожидающему прихода участковой медицинской сестры, первоочередной проблемой будет научиться самостоятельно открывать дверь, что ему трудно выполнять из-за выраженного тремора кистей рук. Для другого больного с таким же заболеванием, первоочередной проблемой будет услышать, что сестра пришла и можно открыть дверь, так как у него имеется снижение слуха, и он не слышит звонка. Для больного с отсутствием кистей рук после тяжелой производственной травмы первоочередными проблемами будут сложности отправления физиологических потребностей, одевание и снятия одежды, приема пищи, а не проблема общения.
2. Промежуточные,неэкстремальные и неопасные для жизни проблемы больного. 3. Второстепенные.Второстепенные проблемы – это проблемы пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника приоритетная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, второстепенная – чувство беспокойства).
Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.
Внедрение сестринского процесса в практическую работу медицинской сестры, разработка и юридическое утверждение перечня проблем пациента (сестринских диагнозов) одна из задач реформы сестринского дела
Сестринский диагноз— это определение, формулировка нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем, связанных со здоровьем, их причин и проявлений, которые распознала медицинская сестра у конкретного человека, семьи или коллектива.
Существует различие между проблемой пациента (сестринским диагнозом) и медицинским (врачебным) диагнозом.
Для того чтобы медицинская сестра могла определить и сформулировать проблемы больного, источники их возникновения она должна, прежде всего:
1. Знать основные потребности человека, семьи, признаки их нарушений.
2. Знать основные проблемы пациента, семьи, их проявления.
3. Владеть методами выявления признаков нарушения потребностей и проблем больного, семьи.
4. Уметь сформулировать название распознанных проблем.
5. Уметь определять причины нарушения потребностей и возникновения проблем пациента, семьи.
6. Уметь определять приоритетность, выявленных проблем.
7. Учитывать индивидуальные особенности пациента и семьи.
8. Использовать принцип целостного подхода.
Задачи врачебной диагностики— выявление конкретной болезни или патологического синдрома (лечение этой болезни или устранение синдрома).
Задачи сестринской диагностики определить все настоящие и возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния. Установить то, что наиболее тяготит больного, семью в настоящий момент, является для них главным и попытаться, в рамках своей компетенции, скорректировать эти отклонения.
Проблемы и причины проблем в сестринской диагностике, в отличии от врачебной относятся не только к конкретному человеку, но и к семье(не знает как помочь члену семьи, заболевшему сахарным диабетом),коллективу ( который не понимает проблем их больного коллеги),обществу и даже администрации разного уровня
Важной особенностью сестринской диагностики является то, что одна проблема (один сестринский диагноз) может быть при разных врачебных диагнозах.
Например, проблема, которую диагностирует медицинская сестра: «недостаточное питание, не соответствующее потребностям организма» может относится к ребенку из неблагополучной семьи, к больному со злокачественной опухолью, к беременной женщине.
Это не означает, что у всех пациентов план оказания сестринской помощи будет одинаковым. Так как причины возникновения проблем и условия в которых они возникают у всех пациентов разные, то и план их решения будет индивидуальным, применимым к каждой конкретной ситуации.
В случаях экстренной медицинской помощи во многом отмечается частичное совпадение обязанностей врача и медсестры. В таких ситуациях процесс принятия решений у врачей и медицинских сестер проходит одинаково, и они выполняют одинаковые лечебно-диагностические действия. В этих случаях диагнозы медицинской сестры будут соответствовать врачебным (Приступ почечной колики, острый живот, внематочная беременность, алкогольный психоз).
Источники проблем пациента.
Д.Джонсонс Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия
К. Рой. Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особенно в критические периоды, которые оказывают негативное влияние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.
Д.Орэм К потребности в сестринской помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании — неспособность осуществлять заботу о себе.
М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.
В.Хендерсон Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
ВТОРОЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА – СЕСТРИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза
С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются тогда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:
1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры).
2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).
Как правильно сформулировать сестринский диагноз? Для этого необходимо проанализировать данные, собранные сестрой на первом этапе сестринского процесса.
Схема анализа данных, полученных при проведении сестринского обследования:
1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено.Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода и способность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода, т.е. определить наличие проблем.
В зависимости от времени появления проблемы пациента делят на настоящие и потенциальные.
Следует сказать, что с одной стороны, наличие проблемы является основанием для осуществления сестринского ухода, но с другой — не все проблемы требуют сестринской помощи. Также не все пациенты, страдающие одним и тем же заболеванием или нарушением, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Часто пациент так приспосабливается к своему заболеванию или беспомощности (зависимости), что они не ведут к возникновению проблем, а значит, и не требуется сестринского ухода. Так, например, у человека в результате заболевания не действует правая рука, но он научился выполнять все ежедневные функции и может удовлетворять свои некоторые потребности (личную гигиену, одевание и т. п.) левой рукой, поэтому нет проблемы и нет необходимости в сестринском уходе.
В таблице 3 приводится фрагмент листа оценки состояния пациента согласно модели В. Хендерсон и примеры формулировок проблем (действительных и потенциальных).
Действительные и потенциальные проблемы пациента (таблица 3)
3. Следует выявить настоящие и потенциальные возможности пациентав удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это даёт направление для сестринского вмешательства. Сестра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расширяться (к примеру, после несложной операции) или, наоборот, сужаться, становиться все более ограниченными (у стариков, инкурабельных пациентов).
Следует помнить, для того чтобы привлечь пациента к осознанному участию в реализации плана ухода, важно предоставить ему наиболее полную информацию как о действительных, так и о потенциальных проблемах и о вмешательствах, запланированных для их профилактики.
Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов, т.е. в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку.
Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными — пневмония, снижение тонуса мышц. При каждой выявленной проблеме медицинская сестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, так как они могут превратиться в явные.
Первоочередными иногда могут быть и потенциальные проблемы. Например, пожилой пациент истощен, страдает недержанием мочи и/или кала, неподвижен, сознание неясное — потенциальная проблема «высокого риска развития пролежней» становится главной.
Разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (его семьей) первоочередность проблем.
Советы для партнерства:
o При поступлении пациента, или при первом контакте с ним объясните, почему вы добиваетесь его участия в собственном уходе. Узнайте его мнение по этому вопросу.
o Используйте документацию как средство привлечения пациента к этой работе. Позвольте ему записать подробности личного характера, если на то есть желание пациента.
o Используя свои навыки общения, стимулируйте желание пациента выразить его взгляды и опасения. Например, проводите сестринскую оценку в форме беседы или диалога, а не просто заполняйте лист с ответами.
o При работе с сестринской документацией постарайтесь создать атмосферу открытости. Тогда пациент почувствует, что имеет право определить и проверить, что решено и записано в отношении его ухода и оценки.
o Ознакомьте человека с вашей оценкой его состояния и потребности в уходе. Узнайте, не хочет ли он высказать свое мнение, возразить или предложить какие-либо изменения.
o По мере возможности открыто заполняйте письменную документацию, например, записывая некоторые личные подробности, комментируйте эффективность помощи.
o Объясните пациенту, что его документация носит конфиденциальный характер до тех пор, пока сам человек не пожелает ознакомить с ней, скажем, членов семьи.
o Тщательно проверяйте ваши совместные планы, чтобы они не вызвали нежелательного возбуждения, страха или сомнения, что может навредить, чем помочь пациенту, и осложнить ваше сотрудничество.
o Когда человек не имеет возможности или не желает участвовать в этом процессе (например, маленькие дети или пациенты в бессознательном состоянии, или в сильном замешательстве), план ухода составляет сестра, по мере возможности она фиксирует все возражения пациента, мнение его родственников.
Эти правила были выработаны в Великобритании одним из сестринских подразделений.
Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:
• главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и пагубное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;
• проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений. Совершенно очевидно, что в случаях угрозы жизни сестра сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь.
Например, пациенту при постельном режиме трудно дышать из-за сильного насморка, в связи с чем он плохо спит и ест, у него сушит во рту, болит голова, он раздражён. Одновременно сестра выяснила, что пациент иногда «пропускает» инъекции инсулина. Оказание сестринской помощи следует начинать с разрешения проблемы режима введения инсулина как наиболее важной, а затем последовательно перейти к решению других проблем.
Согласно модели В. Хендерсон сестринский диагноз отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, направлен на его замещение и преодоление и, следовательно, сестринский диагнозможно рассматривать как описание настоящего или потенциального дефицита самоухода, вызванного нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека в связи с состоянием его здоровья.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 935 ; Нарушение авторских прав