Что значит поститься перед причастием
Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.
Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.
Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.
Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
Пост перед Причастием
Зачем нужен пост перед Причастием
Пост заключается в духовном (прежде всего) и телесном, физическом воздержании. Пост — обязательный элемент в подготовке к Таинству Святого Причастия, наряду с молитвой и исповедью. Готовясь к Причастию, человек должен понимать, что духовное и телесное воздержание тесно связаны друг с другом и одного только ограничения в еде — недостаточно. Так же и отказ от определенных продуктов тоже играет важную роль. Ведь Господь недаром дал нам не только душу, но и тело для жизни в земном мире, а, значит, отказ от земных наслаждений влияет на наше духовное состояние и пост перед Причастием очень важен.
Постящийся должен соблюдать телесную чистоту, ограничив себя в еде, воздерживаясь от супружеских обязанностей и духовную, посещая церковные службы, читая молитвы и каноны к Причастию, держа свои мысли в чистоте и, примирившись со всеми. Именно так проходит пост перед Причастием по замыслу Бога.
Что касается ограничений в еде, следует знать, что Типиконом прописано шесть степеней.
Сколько дней поститься перед Причастием
Какой степени телесного поста и, как долго придерживаться перед Причастием, решает сам человек, но новоначальным лучше согласовать со своим священником в Церкви. Излишнее усердие, которое приведет к ухудшению состояния здоровья — так же плохо, как послабление из лени или чревоугодия. В этом вопросе также важно учитывать возраст, общее состояние организма. Разобравшись в вашей личной ситуации, священник даст совет и определит количество дней поста, так как в обязательных церковных правилах об этом не говорится.
Можно ли не поститься перед Причастием
Несмотря на это, существуют определенные православные принципы и обычаи, соблюдающиеся в Церкви. Они существуют в течение длительного времени и православные христиане стараются их придерживаться. Человек, соблюдающий все посты — многодневные и однодневные, прописанные в церковном уставе, хорошо подготовлен к Причастию, и ему необязательно длительное время придерживаться воздержания в пище перед этим Таинством.
Если же человек еще ни разу в жизни не постился, ему, как уже было сказано, необходимо поговорить со священником. Самый распространенный срок соблюдения поста перед Причастием — три дня. Он может быть увеличен, но максимального временного предела не существует.
Обязательное каноническое правило, которого придерживаются все православные христиане — это запрет принимать пищу перед Причастием. Строгий пост, то есть полный отказ от пищи и воды, начинается с полуночи. Приступать к Таинству Причастия надо натощак. Тщательно подготовившись к Причастию во время Поста и, исповедовавшись в собственных грехах, человек может приступить к этому Великому Таинству, приближающему человека к Богу.
Читайте также
Пост перед Причастием
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.
Причастие в пост
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Пост – это время, когда верующие стараются отодвинуть все суетные заботы, а освободившееся время посвятить заботам духовным. Кто молится обычно коротко, старается увеличить своё молитвенное правило. Кто не находит возможностей в течение года читать Священное Писание или труды святых отцов, находит их в этот период. И, конечно же, особое внимание верующие уделяют причастию в пост.
Есть ли причастие в пост
Причастие – это Таинство, установленное Самим Христом, через которое современный человек соприкасается с Господом. Это центр жизни Церкви, и потому Причастие есть всегда – и в пост, и в праздники.
Но нужно учитывать, что дни Великого поста – время для покаяния и размышления о своих грехах, а Литургия – это всегда большая радость и награда для христианина, потому в этот период она бывает только по субботам и воскресеньям, а в будние дни либо ее не бывает вовсе, либо совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На ней нет приготовления и Преложения (изменения) хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, но на этой особой службе, совершаемой только в пост, Причастие есть, так как Святые Дары сохраняются в алтаре с предыдущей полной Литургии. Таким образом, Церковь никогда не лишает верующего возможности приступить к Таинству Причастия, а вот подготовка к нему – это уже его личная задача.
Причастие во дни поста
Древние христиане причащались очень часто, так как не мыслили своей жизни в отрыве от Христа. Но со временем традиции менялись, поэтому сейчас можно встретить мнения о том, что причащаться нужно только несколько раз в год по большим праздникам или в посты. Как часто нужно причащаться, христиане обычно решают сами, посоветовавшись со священником. Но в дни поста, когда верующие стараются бороться со своими грехами, обращать взгляд внутрь себя, каяться и молиться, Причастие – это необходимое духовное лекарство. Кроме того, на Страстной неделе большинство верующих стараются причастится в Великий Четверг – день, когда Церковь вспоминает само установление Христом этого Таинства.
Причастие в пост: в какие дни возможно?
Причастие в пост возможно в любой день, когда в храме есть Литургия.
В дни Великого поста богослужебным уставом она предусмотрена не каждый день, а только в среду, пятницу, субботу, воскресенье и значительные праздники (день памяти Сорока Севастийских мучеников – 22 марта, Благовещение – 7 апреля и др.). Литургия в великопостные будние дни сильно отличается от привычной службы – это Литургия Преждеосвященных даров, но причаститься на ней, конечно, тоже можно. Более того, многие верующие стараются хотя бы раз в году посетить это особенное богослужение.
Во время поста, как и в дни подготовки к причастию, христианин воздерживается от скоромной пищи, больше молится, старается не грешить и примириться с теми, с кем в ссоре. Соответственно, если не произошло никаких событий, противоречащих тому, чтобы подойти к Таинству, прочитав накануне положенные молитвы и исповедавшись, верующие могут причащаться на любой Литургии в дни поста.
Подготовка к Причастию в пост
Подготовка к причастию в пост ничем не отличается от подготовки к Таинству в любое другое время. Необходимо соблюдать воздержание (в пище, супружеских отношениях, развлечениях), прочитать накануне положенное молитвенное правило, подготовиться к исповеди и покаяться. Очень желательно посетить вечернее богослужение. Как и всегда, непосредственно перед причастием нужен евхаристический пост: если богослужение утром, то от еды и питья отказываются с 12 часов ночи, если вечером (по древней традиции в некоторых храмах Литургию Преждеосвященных Даров в Великий пост служат во второй половине дня) – полное воздержание должно быть не менее 6 часов.
Но отказ от мяса и всяких лакомств – не гарантия готовности к причастию. В период поста, как и в любое другое время, у нас могут возникать конфликты с окружающими людьми, ссоры и недопонимания. Но нельзя подходить к Таинству, имея злобу и гнев в сердце. В дни поста нужно особенно внимательно относиться к тому, что происходит в душе, и идти к Чаше надо только очистив душу личным покаянием и прощением обид.
Об исповеди и Причастии
Данная статья является откликом настоятеля Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области протоиерея Михаила Редкина на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный и проработанный комиссиями Межсоборного присутствия.
Актуальность проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактированного специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ, после чего изученного в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства и доработанного редакционной комиссией Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом, несомненна. Столь серьезный подход, явленный в таких высоких инстанциях при подготовке этого документа, прежде всего был необходим для понимания некоторыми священниками и мирянами опасности Причащения без исповеди и без поста (в разных вариациях).
Об исповеди
Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам.
Известно святоотеческое изречение: «Первый признак здравия души человеческой – это видение своих грехов как песка морского». Как увидеть то, что сразу не видно? Постоянным умным трезвением, исповеданием тех грехов, которые видит христианин, и причащением Святых Христовых Таин. Чем тщательнее человек этим занимается, тем больше Божественной благодати в его душе, в свете которой он все больше видит те грехи, которые раньше не замечал.
И так по духовной лестнице восходит от силы в силу.
Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией. Апостол Павел предостерегает: «По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Поэтому и священник, выходя с Чашей, говорит слова: «Да не в суд или в осуждениебудет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господи». Например, апостол Иуда причастился, и тут же вошел в него сатана.
Вообще на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима.
Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись исключительно потому, что это праздник: «Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами» (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).
Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».
Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием.Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме /Лествица, слово 4-ое, гл. 53/» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).
Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Cохранивший себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии немного.Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. “Ин суд человеческий и ин суд Божий”, сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55). И еще: «Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).
Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться, и в особенности – кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.
Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг стием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.
В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.
Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин весь мир» (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась «на воздусе».
Поэтому можно и должно поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую.
Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется.
Что касается поста перед Причастием
На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего.
Недоумение некоторых, касающееся 64 апостольского правила, запрещающего поститься в субботу, разрешается известным канонистом епископом Никодимом (Милашем). В толковании на 64-е ап. пр. он пишет: «Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания.
Конечно, Церковь, как чадолюбивая мать, не требует от современных немощных христиан такого строгого поста перед Причастием, как в древности. Как правило, в нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо, молочных продуктов, яиц и рыбы. Немощным же (например, во время болезни) и этот пост ослабляется (для каждого своя степень). Тем же, кто хочет стремиться к исполнению в разумных пределах древних установлений поста, и это не должно возбраняться.
В связи с этим документ, предложенный на обсуждение, очень своевременен и хорош. Я бы только убрал фразу: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить к Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой Седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». Как уже говорилось, сказать на исповеди всегда что-нибудь найдется. Причем много времени это не займет, так как речь идет о постоянно исповедающихся.