Что значит посредничество через социальные институты

Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальное посредничество

Социальное посредничество – это содействие достижению согласия между социальным объектом и субъектом с целью решения социальных проблем и оказания необходимой помощи.

В роли объекта может выступать как отдельный клиент и семья, так и трудовой коллектив. Субъектом являются общественные организации, социальные учреждения, коммерческие структуры и др.

Задача посредников заключается в том, чтобы объяснять одной стороне взгляды и интересы другой стороны, оказать помощь в устранении морально-психологических препятствий, объединить участников конфликта для решений важных проблем.

В роли посредника между государством и клиентом, нуждающимся в социальной помощи, в силу своей деятельности, выступает социальный работник.

Когда клиенты в течение длительного времени находятся в трудной ситуации, и она не разрешается, тогда социальный работник координирует усилия представителей разных профессий, что и предполагает посредничество.

Посреднические услуги могут быть направлены между:

В том случае, когда социальный работник самостоятельно не может предложить средства разрешения проблем, тогда клиенту рекомендуется соответствующая организация, где есть необходимый специалист, компетентный в данном вопросе.

Посредничество выполняет целый ряд функций:

Коммуникативная функция предполагает умение социального работника владеть вербальными и невербальными формами межличностной коммуникации и является средством достижения цели.

Мотивационная функция помогает реализовать потребности в процессе поиска, а социальному работнику важно уметь мотивировать клиента к деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается регулятивной функции, то она помогает регулировать процесс посредничества, а координационная функция – координирует этапы общения для достижения оптимального результата.

Самой сложной функцией является организационная, поскольку она требует опыта и навыка при организации посредничества, от которого зависит успех соглашения или неуспех.

Посреднику могут быть высказаны упреки в предвзятости, но, несмотря на это, он должен продолжать посредническую деятельность, для чего важно соблюдать некоторые принципы:

Посредник решает задачи, зависящие друг от друга, поэтому решение одной задачи оказывает помощь в решении другой.

Поскольку функции посредничества осуществляются в последовательности, то можно выделить его этапы – поиск согласия между сторонами, переговорный процесс, наблюдение за выполнением соглашений. Закончиться посредничество может на любом из этих этапов.

Виды посредничества

Благодаря многообразию видов посредничества, его механизм достаточно гибкий.

Выделяются наиболее распространенные его виды:

Инициатива при предлагаемом посредничестве исходит от посредника, а испрашиваемое посредничество предполагает, что инициатива исходит от конфликтующих сторон, которые сами обращаются за помощью для разрешения проблемы.

Перед тем, как предложить посреднические услуги или запросить эти услуги, участники спора проводят предварительные консультации.

Договорное и фактическое посредничество зависит от формы его осуществления – договорное предусматривает специальное соглашение, а при фактическом посредничестве такое соглашение отсутствует.

Что касается формального и неформального посредничества, то за формальным посредничеством закрепляется статус посредника, который отсутствует при неформальном посредничестве.

Неформальными посредниками могут выступать также отдельные лица.

Надо сказать, что неформальное посредничество получает распространение, потому что развивается практика многосторонних переговоров и, во-вторых, неформальное посредничество довольно гибкое и не связывает стороны обязательствами. Однако возможности влияния на ту или иную ситуацию ограничиваются при отсутствии статуса посредника.

Официальное и неофициальное посредничество имеют свои отличия. В роли посредника при официальном посредничестве выступает государство или межправительственные организации, в то время как при неофициальном посредничестве функции выполняют либо общественные организации, либо частные лица.

Неофициальное посредничество тоже имеет широкое распространение, что связано с ростом количества неправительственных организаций и их влиянием, а с другой стороны – в значительной мере рассчитывается на общественное сознание.

Постоянное и временное посредничество различаются тем, что свои функциональные обязанности постоянный посредник осуществляет в течение всего урегулирования конфликта, а временный выполняет свою задачу только на каком-то этапе.

Временных посредников может быть несколько, каждый из них, решив свою задачу, передает процесс урегулирования другому временному посреднику, каждый из которых компетентен в решении той или иной задачи.

В этом случае посредничество имеет характер поочередного, которое на практике применяется редко, потому что большое количество лиц имеет доступ к конфиденциальной информации.

Многостороннее и одностороннее посредничество тоже говорит само за себя – одностороннее посредничество осуществляется одним лицом, а многостороннее – группой лиц. Многостороннее посредничество тоже является распространенным явлением, потому что конфликтующие стороны могут выбрать любого из них, а также взять 2-х и более посредников.

Организация посредничества в социальной сфере

Осуществление посредничества происходит на протяжении нескольких этапов.

На первом этапе происходит уточнение проблем, стоящих перед клиентом, а на втором этапе социальный работник вместе с клиентом оценивает, выбранные из возможных вариантов с обращением клиента в разные учреждения.

На третьем этапе происходит установление контакта клиента с избранной им организацией. Имеющиеся данные говорят о том, что до избранных организаций доходит только 2/3 клиентов и только половине из них оказываются услуги, в которых они нуждаются.

По мнению ряда специалистов, направление клиента в избранную им организацию, решает проблему предоставления помощи, однако – это просто иллюзия.

Причины этого могут быть разные, например, большая перегруженность работой, недостаток кадров, или то и другое вместе.

В новых клиентах социальные службы не очень нуждаются, да и попасть к ним является проблемой. Правда, и клиент может быть недостаточно напористым, да и информацией не всегда владеет.

Основная задача специалиста на данном этапе посредничества заключается в том, чтобы довести клиента до выбранной им организации.

Посредническая помощь будет закончена тогда, когда социальный работник будет убежден, что необходимую помощь клиент начал получать и контакт клиента с избранной им организацией работает на его благо.

Рисунок 1. Принципы социального посредничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основе посредничества должно лежать доверие и уважение к человеку, ищущему помощь, а выбор источников помощи остается за клиентом.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21 02 2021

Что значит посредничество через социальные институты

Валентина Николаевна Норина

Источник

Социальное посредничество

Что значит посредничество через социальные институты Что значит посредничество через социальные институты Что значит посредничество через социальные институты Что значит посредничество через социальные институты

Что значит посредничество через социальные институты

Что значит посредничество через социальные институты

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника.

Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным объектом и субъектом для решения социальных проблем и оказанию помощи.

В роли социального объекта могут выступать трудовой коллектив, отдельный клиент, семья и т.д. В роли субъекта – государственные социальные учреждения, общественные организации, коммерческие структуры и т.д.

Быть посредником – значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой стороне.

Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.

Посредничество предполагает, что большинство клиентов обращается за помощью лишь после того, как в течение длительного времени они находились в трудной ситуации и не могли ее разрешить. И тогда социальный работник часто просто координирует усилия представителей разных профессий.

Направления посреднических услуг:

— посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

— между организациями и учреждениями;

— между специалистами разной ведомственной подчиненности;

— между клиентами социальных групп и институтов;

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем уч­реждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиен­та в соответствующем учреждении, организации или специа­листом, который может их разрешить.

1. Коммуникативная – является необходимым средством процесса достижения цели при сохранении индивидуальности каждого клиента. Социальный работник должен уметь пользоваться различными вербальными и невербальными формами межличностной коммуникации.

3. Регулятивная – умение регулировать процесс посредничества между сторонами.

4. Координационная – способность координировать этапы общения для достижения оптимального результата.

5. Организационная – одна из самых сложных функций, для организации посредничества требуются все навыки и опыт СР-ка, от правильной организации зависит успех или неуспех соглашения.

Посреднику следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.

Для этого необходимо соблюдать ряд принципов:

1. Принцип приоритетности интересов клиента – СР-к должен учитывать интересы и права обеих сторон, несмотря на свое субъективное мнение;

2. принцип нахождения разумных компромиссов – в процессе посредничества, СР-к должен такие решения, которые бы устраивали обе позиции;

3. Принцип психологической и социальной открытости – СР-к как посредник должен убедить стороны открыто и ясно излагать свои претензии друг к другу;

4. Принцип универсальной подготовки – СР-к должен обладать набором знаний в различных областях: психологии, социлогии, менеджмента, права и т.д.

В посреднической деятельности социаль­ного работника можно выделить три этапа:

1. Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения. Если СР-к не может предложить средство решения проблемы сам, он обязан найти другое подходящее учреждение, которое может это сделать.

2. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим об­разом решить проблему. СР-к обязан дать четкую рекомендацию, основанную на своей профессиональной оценке проблемы клиента и всех имеющихся возможностей ее решения.

3. Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением, а также последующий контроль за процессом взаимодействий, если он прошел неудачно, то СР-к обязан подыскать другое учреждение.

Посредничество реализуется в следующих формах:

1.Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиента. Часто применяется в работе с пожилыми людьми, инвалидами, а также при оформлении опекунства и попечительства. СР-к выступает как посредник при оформлении пенсии, отстаивает интересы клиента в суде и т.д.

3. Посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.

4. Одной из важных форм социального посредничества является посредничество в решении трудовых конфликтов. В соответствии с ТК РФ 2001 г. предусматривается рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника, который должен быть профессионалом по проблеме спора, пользоваться доверием обеих сторон. Эта работа возлагается на специальные территориальные службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется социальным посредником по соглашению с конфликтующими сторонами. Посредник имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения.

Службы по урегулированию коллективных трудовых споров функционируют при Министерстве здравоохранения и социального развития.

5. Посредничество при разрешении семейных конфликтов. Семейных конфликт – это форма отношений поводу разрешения острых противоречий, возникающих в процессе их взаимодействия. СР-ку необходимо установить готовы ли супруги к разрешению конфликта, или хотят ли они опробовать возможности профессионального посредничества. Главным этапом посреднических усилий является подготовка конфликтующих сторон к выработке альтернативных вариантов решений семейной проблемы. Усилия СР-ка должны быть направлены не только на выявление и разрешение семейных конфликтов, но и на их профилактику.

Таким образом, посреднические усилия, осуществленные профессионально, позволяют помочь людям остановить конфликты и содействовать социальному партнерству.

Источник

Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами. Кейс-задание 1.

Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами. Кейс-задание 1.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами. Кейс-задание 1.»

Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальное взаимодействие», «Социальная защита», «Социальная поддержка» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

1. Я проанализировала приведенные выше определения понятий, дополнила их определениями других авторов.

Если мы обратимся к анализу первого понятия, то сразу увидим, что автор пытается донести до нас суть. А именно, автор говорит о том, что существуют некие формы социального взаимодействия, из которых можно выделить контакты между людьми, и формы, которые предполагают связующие механизмы и соединения. К таким соединениям и механизмам автор относит: символы, предметы, язык, ценности и тд.

Обращаясь к анализу последнего определения нашего задания, мы понимаем, что «посредничество», это, когда есть третья сторона, например, специалист, который решает проблемы между двумя другими сторонами.

Далее, я попыталась дополнить понятия определениями других авторов.

Социальное взаимодействие – это некие социальные действия, связанные взаимной причинной зависимостью, при которой действие и поведение одного субъекта является одновременно причиной и следствием, стимулом, и реакцией, а также действием на поведение остальных субъектов.

Социальная поддержка- все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни. Она также включает и социальную защиту, и страхование и обеспечение.

2. Используя метод глоссирования, я составила схемы данных понятий.

Что значит посредничество через социальные институты

Выполнил(а): Сердюк А.Н.

— ученик у доски не знает урока.

Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, Выберите лучший вариант. 2. В чем заключается острота ситуации или конфликта?

1. В первом случае, когда учитель читает рассказ, а дети мяукают, думаю, что учителю необходимо сделать паузу, тем самым давая понять детям, что он ждет, когда они перестанут мяукать, а затем продолжить читать рассказ. Если после этого дети продолжат мяукать, учитель может обратиться к детям, с предложением почитать рассказ всем классом по очереди с оценкой.

Педагогическая ситуация: ученик у доски не знает урока. Выход: учитель может предложить помочь ученику всем классом, либо, вызвать к доске ученика, потенциального отличника, который практически всегда знает урок, и предложить ему помочь однокласснику решить такую непростую задачу вместе. Тем самым, учитель поспособствует формированию дружеской и доброжелательной атмосферы среди учеников, подаст пример взаимопомощи и поддержки. Я считаю, что профессиональный педагог должен способствовать дружеской атмосфере в классе среди учеников (одноклассников, одногруппников). Я также считаю, что изначально в человеке заложено больше плохого, нежели хорошего, и именно по этой причине, на мой взгляд, мы имеем дело с тем, что дети являются самыми жестокими и эгоистичными существами на свете. Считаю, что очень важно прививать им с детства такие качества как доброта, отзывчивость, сочувствие, гуманность, толерантность, умение не быть жадными, и помогать друг другу, и в первую очередь слабым. Подкреплять все это собственным примером. Это же относится и к учителям, и к родителям в первую очередь. Думаю, что учителю, нужно помнить о том, что к слабым ученикам, он должен относиться также как ко всем другим детям, ни в коем случае не выделяя этих детей из числа других. Со временем эти дети адаптируются, и уже ничто не напомнит им о том, что когда- то они отличались от остальных. В этом случае в группе не будет никаких разногласий среди учеников. Проверено мной на практике.

В ситуации, когда дети курят в туалете школы несмотря на запреты учителей, можно поступить следующим образом: входит учитель, и спрашивает учеников: «Дома вы тоже курите в туалете?». Дети удивляются, и отвечают, что дома, конечно, они этого не делают. Тогда учитель продолжает беседу:

«Вот видите. А чем школа отличается от дома? Школа и есть ваш второй дом. Ведь именно здесь вы проводите почти все свое время. Давайте будем относиться бережно к нашему общему дому!».

2. Острота ситуации или конфликта заключается в высокой интенсивности столкновений индивидуумов в социуме, в открытом характере данных проявлений. Результат: потраченные нервы и деньги. Острота конфликта подразумевает борьбу двух индивидов, в процессе которой они проявляют жестокость по отношению друг к другу, а также по отношению к другим индивидам, и т.д. Участники такого конфликта действуют незамедлительно, и расходуют колоссальное колличество энергии.

Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью? 2. Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель? 3. Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.

1. Я согласна с предложенной моделью автора Воронцовой, но считаю, что ее следует дополнить.

2. Я прочитала второй пункт задания и попыталась дополнить данную в задании кейса модель ценностными ориентациями. Вот что получилось.

1. В первом случае я бы дополнила данную в задании модель следующими ценностными ориентациями:

2. Во втором пункте, считаю целесообразным добавить:

— уважение к личности собеседника независимо от его состояния здоровья

— сотрудничество и диалог с детьми, и родителями

— стремление к истине

3. Третий пункт модели хотелось бы разбавить такими ценностными ориентациями, как:

— развитие силы духа, умение справляться с жизненными трудностями

— формирование характера в процессе адаптации

— возможности для личностного роста, для самореализации

— способность быть счастливым

— создание условий для развития творчества

3. Используя материал задачи, построила схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.

Схематическая модель ценностных ориентаций современного педагога

Источник

Что такое социальный институт: примеры, виды, функции

Что значит посредничество через социальные институты

Приветствую Вас, друзья!

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

Классификация по сложности:

Классификация по сфере деятельности:

Классификация по наличию нормативной базы:

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *