Что значит пословица не плюй в колодец
Вы не плюйте в колодец с водой.
Вдохновение: http://www.stihi.ru/2018/12/12/2679 Не сжигайте мосты
Сергей Суворинов
***
Вы не плюйте в колодец с водой:
Вдруг придётся водицы напиться?
Может жизнь обернуться бедой.
Чьей поддержкою нам заручиться,
Сожжены если в жизни мосты?
Кто Вам дружески руку протянет?
Ведь воздвигнуты вами кресты,
Помощь вам по дороге застрянет.
***
Фото из интернета
Спасибо автору
Не плюй в колодец с чистою водой-
Тебе воды захочется, друг мой.
А если осквернишь ты эту воду,-
Расстанемся навеки мы с тобой.
Но не хотят порою люди это понимать.
Жаль, что посев придется свой им пожинать.
Не зря пословица гласит:»Не плюй. «,
долг в нашей жизни красен платежом,
и что в мечтах себе ты не рисуй
не вырежешь беды ты и ножом.
Колодец с чистою водою
Ты сохрани его навек,
Мосты сжигает за собою
Лишь неразумный человек.
Народные приметы
На всё дают ответы.
Но люди продолжают
Творить, не понимая:
Всё вернётся к ним
Деянием другим.
Не плюй в колодец,посему,
Вам пить придётся самому!
Не плюйте в колодец с живою водой,
А вдруг из него придется напиться.
А если окажется он вдруг пустой.
Как птица без крыльев, вы будете биться.
Коль тебе очень хочется плюнуть,
То найди-ка колодец пустой,
Тот, который не нужен уж людям.
Но плеваться, дружок, тон дурной.
Если сжёг ты мосты за собой,
Значит плохо совсем с головой.
И вдобавок воздвиг ты кресты.
Ну и кто после этого ты?!
Что значит пословица не плюй в колодец
Это шуточный ввариант. А на самом деле это слеплены две пословицы: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь».
Это не ко мне. Это к Петросяну.
Вопрос-то ты задала!
Да,я. Но я-то прекрасно знаю.
Вообще-то поговорка такая: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Где Вы эту бредятину услышали?
Это две разные поговорки. «Вылетит не поймаешь» это слово. «Не плюй в колодец», придется воды напиться.
Наверно, вылетит что-то пугающее.
Кроме сантехника что ещё может вылететь?
Ну, например ведро с цепью, если думать о «правильном» колодце.
А вот у Петросяна другая.
Обычно, у нас по другому говорят: » не плюй в колодец, самому пить придется».
А есть ещё и канализационные колодцы. Так пить или не пить?
Но здесь не говорится в какой колодец, именно!
Не уточняется. Поэтому не спешите с ответом.
Ок!
Прежде, чем ответить, нужно выдержать паузу.
Такой поговорки нет!
Я слышала другую:»Не плюй в колодец_пригодится воды напиться. «
«. пригодится воды напиться. » так говорят. так понятнее?
не совсем. А вы пьёте воду из канализационного колодца?
ага агент, это просто- не плюй в колодец, продолжения нет.
Не кто не видел как оно вылетает.Но ого оседает в голове.
Не плюй в колодец,возможно придется из него воду пить.
Нет такой поговорки, две половинки из разных сказок
Правда, я то думал, где мне ещё добрать
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта занятия
1. ФИО: Недвига Ирина Геннадьевна
2. Образовательные области: речевое, физическое, познавательное развитие
3.Тема: « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»
4. Возрастная группа: старшая
5. Цель: Ознакомление с содержанием произведения, выделение мотивов поведения героев через чтение русско-народной сказки «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» в обработке К.Д. Ушинского;
Образовательная – сравнить поступки персонажей сказки и объяснить значения добрых поступков в ходе беседы;
Развивающая – определить подходит ли название « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» к сказке;
правильно расположить хронологию сказки через ИКТ дидактическое упражнение «Путаница»;
Воспитательная – способствовать желанию детей оценивать события в произведении с помощью поговорки, приводить примеры из собственного опыта;
Игровая – поиграть с мышкой и выполнить все игровые упражнения.
Дидактическая – закрепить значения новых слов, умения составлять по образцу простые и сложные предложения, а также правильно составить план содержания сказки;
7. Словарная работа: Активизировать в речи детей слова из текста сказки: землянка, прядёт, телега.
8. Планируемый результат: заинтересовано слушали сказку и эмоционального реагировали, описали обложку книги, выполнили все задания, проявили любознательность и поделились личным опытом.
9. Подготовительная работа: чтение русско-народных сказок, беседы о сказках, рассматривание иллюстраций;
10. Оборудование и материалы: ИКТ, сказка.
Методы, формы, приемы
Предполагаемая деятельность детей
Мотивировать детей на предстоящую деятельность. Организовывать детей.
Мы все сядем по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
— Ребята, какое у вас настроение?
— У меня то же очень хорошее.
Дети приветствуют друг друга.
Зрительная, слуховая сосредоточенность и речевая активность
Этап постановки проблемы перед детьми
Организация самостоятельной умственной деятельности, и выполнение учебных задач.
— Сегодня, к нам пришло необычное письмо. А от кого оно вы узнаете если отгадаете загадку, готовы?
Пи, пи, пи она сказала
Сразу в норку убежала
Что же это за малышка
— Верно, мышка отправила вам письмо вы хотите узнать, что в нём?
-Тогда, посмотрим. Что вы видите? (Обложка книги)
-Она прислала нам русско-народную сказку.
— Как вы думаете, зачем мышка нам её прислала? Мне нравятся ваши предположения.
Мышка пришла к нам из этой сказки и хочет поиграть с вами в игру, но для начала нам нужно прочитать её сказку. Вы готовы?
Игровой приём – отгадывание и загадывание загадок
Игровой метод – появление персонажа
Словесный приём- вопросы
Понимание проблемы, выражение желания участвовать в ее решении
Этап восприятия материала
Закрепление знаний о добрый поступках и их последствиях с помощью чтения сказки
Посмотрите внимательно на обложку, сказка называется « Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Мне читала эту сказку бабушка в детстве, и я поняла, что нельзя делать неприятности кому-либо, иначе в будущем можно лишиться поддержки.
Аннотация: в этой сказке говориться о Машеньке, которая благодаря своей доброте помогает мышке, покормив её вкусной кашей. За это мышка спасает Машу от медведя.
А как мышка помогла Маше мы с вами узнаем из сказки. Слушайте внимательно.
Жили себе дед да баба. У деда была дочь, и у бабы дочь. Баба была злая-презлая, и дочь у нее такая же. Дед был человек смирный, и дочь его Машенька тоже девочка смирная, работящая, красавица.
Невзлюбила мачеха Машеньку и говорит деду:
– Не хочу с Машкой жить! Вези ее в лес, в землянку; пусть там прядет – больше напрядет.
Нечего тому делать: запряг дед телегу, посадил Машу и повез в лес. Ехали, ехали и нашли они в лесу землянку. Жаль старику дочери, да делать нечего! Говорит:
– Огонек, Маша, не переводи, кашку вари, а сама сиди да пряди; завтра я приеду тебя проведать.
Попрощался старик с дочерью и поехал домой.
Осталась Маша одна, весь день пряла; а как пришла ночь, затопила печурку и заварила кашу. Только что каша закипать стала, как вылезла из-под полу мышка и говорит:
– Дай мне, красная девица, ложечку кашки.
Машенька досыта мышку накормила, а мышка поблагодарила ее и спряталась.
Поужинала Маша и села опять прясть. Вдруг, в самую полночь, вломился медведь в избу и говорит Маше:
– А ну-ка, девушка, туши огонь, давай в жмурки играть! Вот тебе серебряный колокольчик: бегай да звони, а я буду тебя ловить.
Испугалась Маша, не знает, что ей делать; а мышка вылезла из-под полу, вбежала девушке на плечо да в ухо и шепчет:
– Не бойся, Маша, туши огонь, полезай сама под печь, а колокольчик мне отдай.
Машенька так и сделала.
Стал медведь в жмурки играть: никак мышки поймать не может; а та бегает да колокольчиком звонит. Ловил медведь, ловил – разозлился, заревел и стал поленьями во все углы швырять: перебил все горшки и миски, а в мышку не попал. Устал наконец медведь и говорит:
– Мастерица ты, девушка, в жмурки играть! – и ушел.
— Ребята, какой была Маша? (доброй, отзывчивой)
— А почему она оказалась в лесу? (Мачеха отправила)
— Мачеха какая добрая или злая? Почему?
— Как Маше удалось спастись от медведя? (мышка помогла)
Верно, мачеха была не рада видеть Машеньку.
— Как вы думаете, почему мышка смогла легко убегать от медведя? (Она быстрая и маленькая)
-Верно, давайте попробуем быть такими же ловкими и быстрыми.
Правой лапкой топнули – Топ-топ-топ, (Топают правой ногой)
Левой лапкой топнули – топ-топ-топ. (Топают левой ногой)
Сыр на полке увидали, лапки вверх к нему подняли (Поднимают руки вверх)
Тянутся-потянутся – сыр им очень нравится (Тянутся вверх)
Кусочек утащили – вниз лапки опустили (Опускают руки вниз)
— Молодцы присаживайтесь. Давайте узнаем, что произошло дальше.
На утро приехал дед за дочкой. А мачеха села у окна и дожидается, что приедет дед и Машуткины косточки в мешке привезет.
Но заскрипели ворота, кони на двор вбежали, а Маша с отцом сидят на возу – полон воз добра! Почернела тут баба от злости и говорит:
– Эка невидаль какая! Вези мою дочку в лес. Моя Наташка не хуже твоей Машки, ещё и два воза серебра привезет.
На другой день отвез дед бабину дочь в землянку и снарядил ее всем, как и свою. Наташа развела огонь и заварила кашу. Мышка выглянула из-под полу и просит:
– Красна девица, дай мне ложечку кашки.
А Наташка как крикнет:
– Ишь ты! Еще каши захотела! – и швырнула в мышку поленом.
Мышка убежала, а Наташа села, всю кашу сама приела и легла спать.
В самую полночь вломился медведь в избу и предлагает в жмурки играть.
Взяла Наташа колокольчик и стала бегать. Да куда! – колени трясутся, рука дрожит, колокольчик без толку звонит; а мышка из-под полу отзывается:
– Злой Наташке избитой быть!
Наутро баба посылает старика в лес.
– Поезжай, – говорит, – гони коней, вези серебро.
Уехал старик, а баба села у ворот и дожидается. Вот затарахтело по дороге из лесу.
– Это серебро в сундуках звенит!
Подъехал старик с Наташкой, и еле-еле ее с пустого воза сняли. Завыла тут злая мачеха, да делать нечего.
Вот мы с вами и прочитали чем закончилась сказка.
— Помогла ли в этот раз мышка второй девочке Наташе? Почему?
-Вам встречались не знакомые слова во время чтения, давайте мы их разберём.
Невзлюбила мачеха Машеньку и говорит деду:
– Не хочу с Машкой жить! Вези ее в лес, в землянку; пусть там прядет – больше напрядет.
Нечего тому делать: запряг дед телегу, посадил Машу и повез в лес. Ехали, ехали и нашли они в лесу землянку.
Ребята, землянка это- углублённое в землю жилище.
Прядёт это значит – накручивает нить
Вы поняли значение этих слов?
— Ребята, Машенька была доброй, а что значит быть добрым? Какой он добрый человек?
— Как вы думаете подходит ли название к этой сказке. «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться»? Почему?
Наглядный метод – демонстрация пособий
Словесный метод – чтение художественной литературы
Значение поговорки — Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
Значение поговорки — Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
«Не плюй в колодец, пригодится воды напиться«
Смысл: не делай неприятностей, не вреди кому-либо, так как этим можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки. Говорится как предостережение от необдуманного, недальновидного поступка. Пример из литературы: (Салтыков) старался никогда не высказывать своего мнения.. Не стоит с детских лет ожесточать горячего Константина и вооружать его против себя, — не плюй в колодец, пригодится воды напиться! (Л. Раковский, «Кутузов»).
«Не по хорошу мил, а по милу хорош«
«По хорошу» (устаревшее слово) — потому что хороший. «По милу» (устаревшее слово) — потому что милый. Смысл: иногда нравится не тот, кто на самом деле хорош, а хорошим считают того, кто нравится. Говорится, когда человек из-за симпатии к кому-то не объективен в его оценке. Примеры из литературы: 1) Красота то, что мы любим. Не по хорошу мил, а по милу хорош (Л. Толстой, «Дневник» 1896); 2) — А хороша была эта Глафира? — спросил я. — Как кому, а для меня лучше не было… Сами изволите знать: не по хорошу мил, а по милу хорош (К. Станюкович, «Глупая причина»).
«Не пойман — не вор«
Смысл: нельзя считать вором того, кого не поймали на месте преступления. Говорится в оправдание подозреваемого в воровстве или в других отрицательных поступках, когда бесспорных доказательств его вины нет; говорится с сожалением, когда не могут доказать чью-либо очевидную вину. Пример из литературы: Были подозрения, что он неравнодушен к хозяйскому добру. Но не пойман — не вор (Е. Фёдоров, «Каменный пояс»).
«Не родись красивым, а родись счастливым«
Говорится, когда кому-нибудь везёт в жизни, сопутствует удача. Пример из литературы: Наш общий друг, военный моряк Лёша Шириков, мог бы служить живым доказательством справедливости поговорки: «Не родись красивым, а родись счастливым». Действительно, красавцем Лёша никогда не был.. И всё-таки Лёша Шириков был счастливчиком. Ему везло от рождения, и везло во всём, за что бы он ни брался (Б. Лавренёв, «Счастье Лёши Ширикова»).
«Не рой яму другому, сам в нее попадешь«
Смысл: неприятность может случиться с тем, кто желает (или делает) её другим. Говорится как предостережение, когда кто-нибудь желает другому зла и старается сделать неприятность; говорится также с упрёком, когда, пожелав зла другому, кто-то испытал его на себе. Пример из литературы: Хотел посмеяться над другими, а сам сказал глупость. Теперь над ним смеются. — Так и надо. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
1. На нет и суда нет 2. Дружба дружбой, а служба службой 3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей 4. И волки сыты, и овцы целы 5. Дыма без огня не бывает
LiveInternetLiveInternet
Четверг, 18 Февраля 2020 г. 08:23 + в цитатник
Вода — это жизнь. Колодец — источник жизни.
«Колодец, колодец, дай воды напиться…» — эти слова популярной песни известны, пожалуй, каждому. А сколько пословиц и поговорок сложено про это уникальное сооружение, без которого и по сей день человек не представляет своего быта!
Однако не все знают, каким почтением пользовался колодец на Руси, сколько мифов, поверий и обрядов складывалось вокруг него. Современному жителю мегаполиса трудно понять роль колодца в жизни своих предков.
Вода — источник жизни, силы, именно поэтому перед началом строительства населенного пункта приступали к поиску воды. А человек, умевший определять местонахождение подземных вод с помощью лозы или на интуитивном уровне, был очень уважаем.
История создания колодцев – материалы, обычаи и поверья
Колодцы сооружали из дерева. Преимущественно использовалась осина, которая, хотя и придавала воде небольшую горечь, была наиболее прочной, а значит, долговечной.
При этом нередко строилось два колодца: один — в поселении, для нужд его жителей, другой — в лесу. Считалось, что мифические существа, обитающие в лесной чаще, будут благосклоннее к людям, если дать им чистой воды. Ходили к нему в случае болезни, поскольку такая вода обладала целебными свойствами.
Существовали и другие обычаи и поверья. Так, например, путники, набрав колодезной воды, непременно оставляли свою вещь. Это должно было помочь благополучно добраться до следующего колодца. Юные девушки приходили к колодцу погадать, в надежде узнать свою судьбу. Чистая, студеная колодезная водица помогала лечить болезни и почиталась чуть ли не наравне со святой водой.
Также в колодцы при набеге врага прятали ценные предметы. Удивительно, но в такой среде вещи способны храниться столетиями, и по сей день колодцы таят немало интереснейших находок, становясь объектами пристального внимания любителей старины.
День Федора Колодезника
Как и всегда, предмет почитания требовал своего, особого праздника. Двадцать первого июня на Руси отмечался день Федора Колодезника, считавшийся в особенности благоприятным для рытья колодцев.
В этот день мастера-колодезники клали на место предполагаемого размещения будущего колодца чугунную сковороду. В зависимости от того, насколько запотеет посуда, принимали решение о целесообразности раскопки земли в данном месте.
Безусловно, сейчас колодец встретишь не на каждом шагу. Мы настолько привыкли к благам цивилизации, что порой это сооружение кажется нам пережитком прошлого. Однако это не так. Существуют местности, где колодцы по-прежнему популярны, более того — являются единственным способом пользоваться чистой водой.
А значит, мы, как и наши далекие предки, можем подойти к колодцу, заглянуть в его таинственную глубину и попросить: «Дай воды напиться…».
Рубрики: | Ностальгия Самые интересные посты Интересно |
Процитировано 3 раз Понравилось: 21 пользователям
Заканчивается август, отмеченный тремя Спасами, подводящими итог урожайному году, в котором особое место занимает вода и колодцы. Первый Спас, Мокрый, связан с чудотворным действием воды, Третий Спас – с временем очищения колодцев.
Ставить и освящать колодцы принято на Первый Спас: август – самый жаркий месяц, когда вода достигает минимума, тогда и ставить, и очищать колодцы – самое время. Во всех религиях колодцы считались сакральным местом. В христианстве святые источники — места паломничества и особого обустройства, от них исходит чудодейственная и целебная сила.
Колодец ассоциируется с человеческой душой, которую следует оберегать и держать в чистоте; с входом в потусторонний мир; с бесконечностью и тайной, с глубиной и раем; с родным домом и единением людей. Наконец, с эротикой, где колодец символизирует женскую вагину, а закрытый колодец – девственность. Про колодцы складывались легенды и сказки, притчи и поговорки, стихи и поэмы. Вот, например, притча от афонских монахов:
«Человек копал колодец. Прокопал десять метров – нет воды. Бросил копать. Начал рыть в другом месте. Копал, копал – снова везде сухо. Бросил это место и совсем ушел. А к его первому колодцу подошел другой человек. Видит – колодец глубокий, а воды нет. Спустился в него. Прокопал три метра – и пошла вода. Очень был рад. Если хочешь войти в глубины сердца, нужно идти до конца, прилагая усилия только к этому, оставив все остальное».
А это — пример легенды: в словацком городе Тренчин есть замок, стоящий на высокой горе. В нем находится колодец, получивший название от бытующей здесь легенды. Однажды хозяин этого замка, одержав победу над турками, привез из похода много пленных и среди них — красавицу Фатиму. Через некоторое время в замок приехал жених красавицы и стал просить хозяина замка освободить пленных и его возлюбленную, за что предлагал большой выкуп и обмен пленными.
Хозяин отдал всех, кроме Фатимы, поставив Омару условие: он отдаст ее, если тот добудет воду. Три года Омар трудился и, наконец, на глубине 79 метров, нашел драгоценную влагу. Так в замке появился колодец, сделавший его неприступным, а Омар получил свою возлюбленную. Так выкопанный источник получил имя «Колодца возлюбленных».
В глубоких колодцах вода холодна, И чем холоднее, тем чище она. Пастух нерадивый напьется из лужи И в луже напоит отару свою, Но добрый опустит в колодец бадью, Веревку к веревке привяжет потуже. Бесценный алмаз, оброненный в ночи, Раб ищет при свете грошовой свечи, Но зорко он смотрит по пыльным дорогам, Он ковшиком держит сухую ладонь, От ветра и тьмы ограждая огонь — И знай: он с алмазом вернется к чертогам. (Иван Бунин, 1915 г. Поэту)
В древней Руси в день зимнего солнцестояния (на Рождество) девушки часто гадали: смотрелись в колодцы, чтобы увидеть жениха или делали из палочек маленькие колодцы, запирали на ключик и со словами:
«Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить», клали его под подушку.
Колодцы несут глубокий метафизический смысл, олицетворяя связь с потусторонними мирами, с миром мертвых, с преисподней, с прошлым, поскольку колодцы – это источники не только жизни, но и смерти. В фольклоре можно найти немало страшилок, где колодец похож на могилу, в котором живут страшные чудовища, забирающие жизнь у решившихся спуститься на дно.
В китайской Книге Перемен колодец — символ союза «Я» с подсознанием, в иудейской традиции — мудрость и сама Тора, в исламе — вся мусульманская цивилизация берет начало от колодца Земзем, находящегося в Мекке. По преданию этот колодец возник волшебным образом от удара ноги Измаила, которого бросила на этом месте Агарь, изгнанная Авраамом и Саррой.
Воду из этого святого колодца все паломники набирают по окончании хаджа, чтобы раздать ее родным и использовать для исцеления от недугов. Точно также и христиане набирают воду из святых источников для исцеления и освящения себя и жилищ. На востоке есть притча: чтобы построить минарет, нужно обязательно вывернуть глубокий колодец наизнанку.
Чудодейственные свойств, приписываемые колодцам, делают их местом судьбоносных встреч. Например, в Библии Елеазар, посланник Авраама в дом отца своего, чтобы найти там невесту сыну Исааку, встречает будущую жену Исаака Ревекку у колодца. Потом у колодца находит свою возлюбленную Рахиль и Иаков. И Иисус беседует с самарянкой о живой воде тоже у колодца,
и Благовещение впервые, согласно преданию, Дева Мария узнает у колодца, и братья Иосифа сбросили его в сухой колодец. Словом, колодец – это многозначный метафизический и сакральный символ: жизни и смерти, подземного мира и подсознания, проникновения в глубину тайны и источник священного знания.
Я думал, как мне быть с душой С моей, не так уж и большой: Закрыть ли душу на замок, Чтоб я потом разумно мог За каплей каплю влагу брать Из темных кладезных глубин И скупо влагу отдавать Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви! И чтоб меня такой секрет Сберег на сотню долгих лет.
Колодец вырыт был давно, Всё камнем выложено дно, Но сруб осыпался и сгнил И дно подёрнул вязкий ил. Крапива выросла вокруг, И самый вход заткал паук. Сломав жилище паука, Трухлявый сруб задев слегка, Я опустил бадью туда, Где тускло брезжила вода. И зачерпнул — и был не рад: Какой-то тлен, какой-то смрад.
У старожила я спросил: — Зачем такой колодец сгнил? — А как не сгнить ему, сынок, Хоть он и к месту, и глубок, Да из него который год Уже не черпает народ. Он доброй влагою налит, Но жив, пока народ поит. — И понял я, что верен он, Великий жизненный закон: Кто доброй влагою налит, Тот жив, пока народ поит.
И если светел твой родник, Пусть он не так уж и велик, Ты у истоков родника Не вешай от людей замка. Душевной влаги не таи, Но глубже черпай и пои! И, сберегая жизни дни, Ты от себя не прогони Ни вдохновенья, ни любви, Но глубже черпай и живи! (В.Солоухин. Колодец. Отрывок)
Апрельской вербы серебро на прутьях красных. Здесь гласных полное ведро, ведро согласных. Распахнуто в подземный хлад окно колодца, И там до слёз мне кто-то рад, — как сладко пьётся.
Как сладко пьётся в глубине, где всхлип отрады, И трепет в каплющей струне, и капель взгляды, Когда целуется ведро с нутром колодца И брёвен каждое ребро поётся, пьётся.
Душа колодца дышит мглой, она слезится, Воды зеркален каждый слой, там льются лица. В подземном царстве нет зеркал, зеркален кладезь, Где бездна черпает вокал, с ведром наладясь… (Юнна Мориц. Колодец)