Что значит понять текст 3 класс
Урок развития речи в 3-м классе по теме «Общее понятие о тексте»
а) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков (смысловое единство, определенность границ предложений и их места в тексте);
б) познакомить с темой текста: учить определять тему, конструировать текст;
в) обучить коллективным формам работы;
г) развивать речь учащихся путём использования элементов “критического мышления”.
Ход урока
1. Речевая разминка:
Наш Полкан попал в капкан.
Нужно помочь Полкану
Освободить лапу из капкана.
– Прочитайте скороговорку. Какие звуки повторяются?
– Прочитаем тихо, громко, очень громко.
– Прочитаем, выделяя голосом выделенное слово.
– Прочитаем так, чтобы все поняли, что вам жалко Полкана.
2. Работа в группах.
Задание: Восстановить перепутанную логическую цепочку.
На карточках предложены слова: звуки, слова, буквы, слоги, текст, предложения.
3. Индивидуальная работа по текстам с предварительным высказыванием мнений о том, что такое текст.
4. Целевая установка.
Учитель ставит перед детьми задачи данного урока.
5. Работа в группах.
Каждой группе предложено восстановить деформированное предложение:
а) Две, несла, горсти, гороху, обезьяна, полные.
б) Купались, реке, в, медвежата, забавные.
в) Книгу, Саше, интересную, очень, подарили.
г) Цветами, весь, яркими, луг, зарос.
Что получилось у вас?
Что позволяет судить об этом?
По ходу работы ребята выясняют значение слова “горсть” и словосочетание “две горсти”.
6. Работа с текстом (текст записан на доске).
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала. /Л. Н. Толстой/.
– Все ли слова понятны?
Сравните составленные предложения (см. п. 5.) и то, что вы сейчас прочитали.
Что будет являться текстом? Почему?
Прочитайте вновь составленные предложения.
О ком говорится в первом предложении? Во 2-м, 3-м, 4-м?
Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям?
Кто (или что) изображен на рисунке?
Составленные предложения связаны по смыслу или они о разном?
Вернёмся к предложениям, записанным на доске. Сколько предложений?
О ком говориться в каждом из них?
Сколько рисунков можно нарисовать к ним?
Кто будет изображен на них?
Связаны ли они по смыслу между собой?
Вывод: Предложения, записанные на доске, объединяются тем, что рассказывают об одном (связаны по смыслу) или говорят, что предложения объединяются темой, значит это текст.
Какова тема этого текста?
Можно ли придумать заголовок к тексту?
А к составленным предложениям? Почему?
В чем же отличие предложений от текста?
Далее идёт уточнение полученных сведений о тексте и проверка работы учащихся по тексту.
7. Определение тем текстов. Работа в группах.
— О ком это стихотворение? Назовите кратко тему.
б) У Наташи папа слесарь-
Он Наташе из железа
Сделал трактор заводной. /Г. Люшнин/.
– О ком этот текст? Что о нем говорится? Назовите тему одним словом.
г) Ах, опять ты, шар воздушный,
Улетаешь непослушный!
Вот, моя ладошка –
Отдохни немножко. /Н. Френкель/.
д) Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе. /А.С. Пушкин/.
Вывод: Что такое тема? Как определить тему? Определяя тему, отвечаем на вопрос, о ком или о чем этот текст.
8. Работа с текстом (Текст распечатан на каждого ученика).
Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
– Легко ли было читать текст? Почему?
(Дается лексическое значение слова граница).
Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений?
Как еще можно показать, что одно предложение кончилось, а другое началось?
Найдите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите, где нужно заглавные буквы.
Проверка работы в парах и на доске.
Прочитайте текст выразительно. Докажите, что прочитали текст.
Что еще узнали о тексте?
9. Работа над деформированным текстом в группах.
Дом белый, а крыша у него розовая.
Вот наш дом.
Он большой.
Они как мачты на сказочном корабле.
На крыше антенны.
Такой корабль я видел на картинке. /По Г. Цыферову/.
– Прочитайте. Можно ли называть это текстом? Почему?
Что еще узнали о тексте?
Вывод: Предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
10. Уточнение представлений учащихся об оформлении текста при письме.
Даются сведения из истории о том, что когда-то и откуда-то пришло название “красная строка”; вниманию учащихся предлагаются для рассмотрения иллюстрированные книги, в которых в старинном стиле оформлена красная строка.
11. Самостоятельная работа.
а) Опиши./Учащимся первой группы предлагают описать, что такое текст./
б) Сравни./Учащимся второй группы предлагается текст и набор предложений./
в) Приведи “за” и “против”./Учащимся третьей группы предлагается прокомментировать ответы членов первой и второй групп./
г) Скрипичный ключ./Музыкальная пауза. Звучит запись песни Никитиных на слова Ю. Мориц “Резиновый ежик”./
д) А песню можно назвать текстом?
12. Выводы по уроку.
Что знали о тексте?
Что ещё узнаем? /Материал следующего урока: части текста, типы текстов./
Тест по русскому языку Текст 3 класс
Тест по русскому языку Текст 3 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.
Вариант 1
1. Тема текста — это:
1) то, о чём или о ком говорится в тексте
2) часть текста
3) то главное, о чём хотел сказать автор
4) концовка текста
2. Какой заголовок наиболее подходит к данному тексту?
У корней деревьев проворно бегают муравьи и густо растут ландыши. Мы очень любим ландыши. Их белые, чистые цветки похожи на крошечные колокольчики. Они так хорошо пахнут!
1) Муравьи
2) Ландыши
3) Белые цветы
4) Хороший запах
3. Укажи вариант, где записан связный текст.
1) Оля осталась дома одна. Цветы стоят на подоконнике. Уже восемь часов. Мальчик быстро уснул. Надо ставить на плиту чайник. Из леса несут целые корзины грибов.
2) Моет, стоит, морская, одежду, машина, жара, караван, прекрасный, ненастье, принёс, мелькают.
3) У Вари жил очаровательный чижик. Чиж жил в клетке и никогда не пел. Варя с грустью подошла к чижу. «Пора тебе, чиж, петь». — «Пусти меня на волю, там я буду весь день петь».
4) Часто бывает, что ребята срывают на лугах. И ты поймёшь, как важно красоту луга. К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся.
4. Что значит — понять текст?
1) прочитать его
2) найти в нём опорные слова
З) найти его в учебнике
4) понять его основную мысль
5. Как называется тип текста, к которому можно поставить вопрос что произошло?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) рассказ
6. Как называется тип текста, к которому можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
1) рассуждение
2) картина
3) описание
4) повествование
7. Как называется тип текста, к которому можно поставить вопрос почему?
1) доказательство
2) рассуждение
З) повествование
4) описание
8. Определи тип текста.
— Рифма — это когда два слова оканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. — Например, утка — шутка, коржик — моржик. Понял?
— Понял.
— Ну, скажи рифму на слово «палка».
— Селёдка, — ответил Незнайка.
— Какая же это рифма: палка — селёдка? Никакой рифмы нет в этих слова.
— Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
9. Определи и запиши цифрой количество предложений в тексте. (Знаки препинания не расставлены.)
Журавль подрос за лето он стал стройный и красивый пришла осень птицы улетают в жаркие страны журавль улетает вместе со всеми в последний раз шагает он по родному болоту вот все журавли собрались в стаю пора лететь!
10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Запиши цифрами через запятую.
1) Они редко выходят на берег.
2) Большой пруд зимой не замерзает.
3) На пруду живут дикие утки.
4) Сюда вливается тёплая вода из труб.
Вариант 2
1. Тема текста — это:
1) концовка и начало текста
2) то, о ком или о чём говорится в тексте
3) то, о чём хотел сказать автор
4) главная мысль текста
2. Какой заголовок наиболее подходит к данному тексту?
Бурундуки — это лесные зверьки. Они едят почки разных деревьев. Бурундуки любят ягоды и плоды шиповника. Эти зверьки могут разорить гнездо. Зимой они крепко спят в норе.
1) Крепкий сон
2) Разорители гнёзд
3) Лесные зверьки
4) Бурундуки
3. Укажи вариант, где записан связный текст.
1) Сильный, говорить, смельчак, тетрадь, работа, кофта, медведь, холодный, поляна, топольки.
2) Карась — рыба толстая и ленивая. Живёт карась в озёрах и прудах. Вода там тихая. На дне лежит мягкий ил. Карась с утра до вечера достаёт из ила червяков. Зимой караси уйдут в глубокие ямы. Там они пролежат до весны.
3) Хорошо после грозы. Много подарков получил Серёжа в день своего рождения. Кролики дают вкусное мясо и мех. На полу лежал большой ковёр. В корзине красные помидоры.
4) Воет, гудит вьюга в лесу. Тропинки и дороги снегом. Волк к деревня стоит крадётся. Почуяли, но завыли серого к деревне.
4. Что значит — понять текст?
1) понять его тему
2) найти в нём главные слова
3) понять его основную мысль
4) прочитать его в учебнике
5. Как называется тип текста, в котором о чем-то рассказывается, сообщается?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) рассказ
6. Как называется тип текста, в котором описывается предмет, явление, событие?
1) картина
2) описание
3) повествование
4) рассуждение
7. Как называется тип текста, в котором что-либо доказывается?
1) статья
2) рассуждение
3) повествование
4) описание
8. Определи тип текста.
Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, и слышно, как гремят семечки.
9. Определи и запиши цифрой количество предложений в тексте. (Знаки препинания не расставлены.)
Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки и покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг.
10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Запиши цифрами через запятую.
1) Однажды зимой они поехали в тайгу.
2) Звали их Чук и Гек.
3) Там, далеко от дома, работал их папа.
4) В одном большом городе жили два мальчика.
Ответы на тест по русскому языку Текст 3 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-3
4-4
5-1
6-3
7-2
8. Рассуждение
9. 8
10. 2431
Вариант 2
1-2
2-4
3-2
4-3
5-3
6-2
7-2
8. Описание
9. 8
10. 4213
Что значит понять текст?
Проблема «понимание – непонимание» является, пожалуй, одной из центральных во многих философских течениях. Естественно, что каждое учение, излагая свои постулаты, стремится сделать их доступными широким читательским массам. Видимо, этим и можно объяснить то большое значение, которое придается в документах древности пониманию текстов. Стремление выделить эту проблему в отдельное направление привело к возникновению нового толкования науки герменевтики. Согласно античным мифам, одним из «прислужников богов» и вестником их воли в отношении людей был легендарный Гермес. От имени этого мифологического «переводчика» и происходит наименование герменевтики как искусства толковать непонятное и даже искаженное, объяснять смысл чужого языка или знака.
Вот как определяет современная герменевтика процесс понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны для понимания. С информационной точки зрения они представляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием его смысла или значения. Чтобы раскрыть этот смысл и, следовательно, понять текст, необходимо выполнить определенные действия.
Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.
Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы. Чаще всего читатели используют два основных приема:
выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию.
Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п. Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы. С помощью этого приема нами разработан дифференциальный алгоритм чтения, который будет подробно рассмотрен ниже.
Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.
Как показали исследования, в результате специальной тренировки можно развить у читателя способность мгновенно предугадывать по неопределенным косвенным смысловым признакам текста «наступающие события». Неопределенный сам по себе сигнал благодаря реакции антиципации превращается в субъективно определенный, значащий признак вполне конкретной ситуации развития сюжета (темы) повествования. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Игорь Северянин в стихотворении «Отличная от других» так определил способности своей героини:
Ты способна и в сахаре выискать «соль»,
Фразу – в только намекнутом слове.
Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Явление антиципации закономерно и в значительной степени объясняется избыточностью текста, составляющей, как мы уже знаем, 75 %.
Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов – одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.
Текст в русском языке
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Что такое текст в русском языке?
Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.
Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.
Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.
Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом: ни по смыслу, ни грамматически. Каждое предложение несет свою сугубо индивидуальную информацию. Можно сделать вывод, что это разрозненные предложения.
Во втором примере описывается картина наступления летнего вечера в городе. Каждое последующее предложение, как художник, пишущий красками пейзаж, добавляет новый смысловой мазок в это описание. Предложения связаны по смыслу (описание летнего вечера), логически (постепенность разворачивания действия) и грамматически. У этого отрывка есть общая тема, которую можно обозначить заголовком «Вечер в городе».
По отношению к языку лингвистический термин «текст» представляет собой единство значимых единиц речи — предложений. Наша речь состоит не только из слов как минимальных значимых единиц, а из предложений, которые объединяются в высказывание и образуют более крупную единицу речи — текст. Единство предложений в тексте оформляется общим содержанием и грамматически. С этой точки зрения дадим следующее определение, что такое текст.
Пример текста
С утра начал накрапывать неспешный дождик. Дед Трофим, покормив скотину, вышел во двор и свистнул Жуку. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Ведь еще на прошлой неделе Трофим приметил в дереве дупло, в которое беспрестанно сновали дикие пчелы. Как раз в дождливую погоду, когда пчелы не так активны, можно разведать, есть ли там мёд.
Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
По функции и строению различают три типа текста:
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!
Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк.
Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички.
Кот безмятежно дремал, свернувшись клубком. Внезапно он услышал визг и возню под крыльцом. Навострив уши, кот тихонько спустился со ступеньки, а затем стрелой бросился под крыльцо. Вскоре он вышел оттуда и принес мне пойманную мышь. «Вот, смотри, я недаром ем свой хлеб!»
Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной.
А. Куинджи написал немало пейзажей моря. И эти картины до сих пор привлекают взоры любителей живописи. Да и березы очень любил рисовать этот русский художник. Несколько его картин называются «Березовая роща».
Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом.
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.