Что значит ползать по пластунски
Пластуны: Откуда пошло выражение «ползать по-пластунски»?
«Мы пол-Европы по-пластунски пропахали…»
Что такое «ползти по-пластунски», мы прекрасно себе представляем — ползти на локтях, не отрывая тело от земли. Но почему «по-пластунски»? И означает ли это, что были какие-то «пластуны», от которых и осталось в современном языке одно лишь наречие? Как есть, например, «рыбак», а от него наречие «по-рыбацки», «рыцарь» — «по-рыцарски», «солдат» — «по-солдатски»…
Да, «пластун» был, и это слово по смыслу довольно близко к «солдату». Пластун — военная специальность, которая действительно существовала и сейчас больше всего напоминает отряды специального назначения!
«На улице встречаете вы и обгоняете команды солдат, пластунов, офицеров«, — находим у Л. Толстого в «Севастопольских рассказах». Как видите, упоминание «пластунов» в этом тексте совершенно будничное, слово «пластун» тогда, в XIX веке, не казалось необычным. Хотя профессия-то была героическая…
В 1842 году пластунские команды были учреждены при пеших и конных частях Черноморского войска (затем Кубанского), а в 1870 году пешие батальоны того же войска были даже и названы «пластунскими», некоторые из них участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Если говорить современным языком, пластунские подразделения — это аналог частей спецназа, которые занимаются разведкой и глубокими рейдами по тылам противника.
Как уточнял Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «пластунами» называли казаков, которые высылались вперед от сторожевой линии и составляли в камышах и плавнях Кубани линию засад. Сутками они следили за действиями противника — в воде, среди насекомых, под дождем или в снегу. За эту способность долгое время «лежать пластом» их так, видимо, и назвали. Отбирали для этих целей лучших стрелков, ходоков, людей выносливых и крепких, но, по понятным причинам, малозаметных.
Лучшие пластуны получаются из коренных охотников, поскольку их не нужно специально учить беззвучному перемещению, способности пройти незамеченным, запоминать каждую тропинку, три дня неподвижно выслеживать цель, а потом так же внезапно ее нейтрализовать: всё это, с одной стороны, навыки, а с другой — природный дар, часть человеческой натуры.
Пластунов в современных армиях нет, но осталось выражение «ползти по-пластунски». Как говорит языковед В. Мокиенко, — «живой памятник одной из героических профессий наших прадедов».
Текст: Марина Королева (журналист, кандидат филологических наук)
Российская газета — Неделя №7355 (189)
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Пластун – это вполне официальное название военных разведчиков казацкого войска Новой Запорожской (Кубанской) Сечи. Во время военных действий пластуны, притаившись, могли часами следить за действиями противника. За эту довольно полезную способность лежать пластом в течение длительного времени их и назвали пластунами. (На фото Николай II)
Во второй половине 19 века, незадолго до окончания Кавказской войны, это название было закреплено Русским Царем Александром Вторым за пешими батальонами отличившегося в ходе войны Кубанского казачьего войска.
Главная задача пластунов заключалась в том, чтобы уберечь станицы от внезапного нападения кавказских горцев. С этой целью им предписывалось вести непрерывное наблюдение за кордонной линией из потайных мест-секретов, залегать своеобразным живым капканом на путях возможного проникновения врага в глубь казачьих земель.
Боевые традиции и тактика пластунов складывались веками. В походе они находились в передовом разведывательном дозоре, на привале — в засаде в боевом охранении. В полевом укреплении — в постоянном поиске по окрестным лесам и ущельям. При этом пластуны ночью группами от 3 до 10 человек проникали глубоко в расположение неприятеля, наблюдали за ним, подслушивали разговоры. Многие из них знали местные наречия, нравы и обычаи. В некоторых аулах у пластунов были приятели — кунаки, сообщавшие им замыслы противника. Однако сведения, полученные даже от самых закадычных друзей-кунаков, всегда подлежали тщательной проверке
Давайте еще углубимся в историю:
Боевое применение сил спецназа в современных конфликтах стало обычной практикой. Это вызвано тем, что современные боевые действия очень часто требуют нанесения хирургически точных и в то же самое время быстрых и незаметных ударов, что и является задачей отрядов специального назначения. На первый взгляд, спецназ – понятие относительно новое, свойственное характеру современных боевых действий. Однако это далеко не так: история отечественного спецназа уходит своими корнями в далёкое прошлое, если быть точнее — в эпоху зарождения казачества в южнорусских степях.
Слово «пластун» происходит от глагола «пластувати» — ползать, особ. прижимаясь к земле. Таким образом, это слово отражает не только способ незаметного передвижения, но и сам принцип ведения операций: незаметно для противника, сливаясь с окружающей обстановкой. По словам исследователя казачества Д. Кошкарева, ещё запорожцы залегали пластом в днепровских камышах, высматривая неприятеля и совершая небольшие разведовательно-диверсионные операции. В числе 40 запорожских куреней значился так называемый Пластунский, казаки которого исполняли эту службу.
В случае обнаружения противником в ходе разведки пластуны практически никогда не сдавались. Считалось за правило, что пластун лучше погибнет, чем потеряет свободу. Грамотно выбрав позицию и заблаговременно наметив пути отступления в случае погони, пластуны либо отстреливались, либо сливались с местностью, умело используя её особенности. Неприятель предпочитал избегать прямого столкновения с отрядом разведчиков и не преследовать его, поскольку в этом случае он легко мог попасть в засаду и понести бессмысленные потери от меткого огня пластунов.
Важной стороной выучки пластуна была психологическая подготовка. Молодых пластунов учили, что в случае встречи лицом к лицу с противником «даже самый храбрый из горцев непременно немного струсит, если рядом не будет свидетелей». Поэтому в подобной ситуации, горец едва ли по собственному желанию решится на схватку с вооруженным казаком.
Особенный упор делался на терпение и хладнокровие, что объясняется спецификой работы пластуна. Ведь в засаде им приходилось часами лежать или сидеть в камышах, колючем кустарнике, а порой и в ледяной воде или зарывшись в снег, ни в коем случае не обнаруживая своего присутствия случайным движением.
Манеру действия пластунов их современники характеризуют выражением «волчья пасть и лисий хвост», что обозначает хитрость, незаметный тихий подход и внезапное грозное нападение. К главным достоинствам пластуна относилось умение скрыть собственные передвижения, первым выявить местонахождение неприятеля и заманить его в засаду. Особым уважением пользовались казаки, умевшие читать «сакму» (след врага), по нему определявшие число противников и траекторию их движения.
Свои собственные следы, если не было возможности скрыть их вовсе, пластуны тщательно запутывали, используя для этого разные приемы: двигались задом наперед, скакали на одной ноге, всячески скрывая направление своего движения и число человек в отряде.
Участие пластунов в боевых операциях разных лет
Пластуны принимали участие не только в боевых операциях на Кавказе, их выдающиеся качества приносили пользу Отечеству и на других неспокойных рубежах. Во время Крымской войны пластунские подразделения успешно участвовали в боях под Балаклавой и в легендарной обороне Севастополя. Пластуны предпринимали вылазки в окопы неприятеля, и с присущей им аккуратностью бесшумно снимали часовых, уничтожали вражеские орудия, а однажды даже захватили и донесли к своим три мортиры противника.
Пластунские подразделения были задействованы во всех русско-турецких войнах, в Русско-персидской и Русско-польской войнах, а на фронтах Первой мировой сражалось 24 пластунских батальона. Для организации знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году было привлечено 22 батальона пластунов.
В Великой Отечественной войне пластунскими назывались несколько казачьих батальонов, полков, а также одна дивизия. За свои боевые качества и бесстрашие фашисты называли пластунов «сталинскими головорезами». Высокую оценку боеспособности бойцов-пластунов давало не только командование Советской армии, но и западные военные специалисты, в числе которых были и эмигрировавшие офицеры-пластуны служили в качестве консультантов при подготовке морской пехоты США, а также некоторых специальных частей французской армии, например, Иностранного легиона.
Напрашивается вопрос, возможно, теперь с целью сохранения традиций нашему военному руководству стоило бы задуматься о присвоении особо отличившимся подразделениям сил спецназа почетного наименования «пластунские».
Казаки в Великой Отечественной войне
В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:
Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины … Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину…
В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й) 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов [3]) или имеющие родство с репрессированными и неблагонадежными лицам. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы[10]. Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов, И. А. Плиев, С. И. Горшков, М. Ф. Малеев, И. В. Тутаринов, Я. С. Шарабурко, П. Я. Стрепухов, В. С. Головской, Ф. В. Камков, М. И. Суржиков и другие военачальники как казачьего, так и неказачьего происхождения.
2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.
На Дону казачья сотня из станицы Березовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.
С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же было сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.
При боевом столкновении в ходе разведывательного рейда пластуны почти никогда не давались в руки врагам. Считалось правилом, что пластун скорее потеряет жизнь, чем свободу. Умело выбрав позицию и заранее наметив пути отхода, пластуны в случае преследования отстреливались или молча укрывались на местности. В обоих случаях противник опасался немедленно открыто атаковать небольшой отряд разведчиков, зная меткость пластунского выстрела и опасность засады. Сбив таким образом «кураж» у преследователей, пластуны отходили. Раненых в беде не бросали, погибших — хоронили на месте или по возможности уносили с собой.
Oпытные пластуны были отличными психологами. В пластунские команды казаки не назначались, а выбирались «стариками» из среды надежных и проверенных в деле воинов. Стремились брать молодое пополнение из проверенных и надежных пластунских династий, в которых секреты боевого и охотничьего ремесла передавались по наследству от дедов и отцов. Пройти придирчивый отбор могли только казаки, способные на трудную пластунскую службу и кроме природной удали и отваги имеющие верный глаз и твердую руку для стрельбы без промаха.
Ползать по-пластунски
(значение фразеологизма) — на локтях, прижимаясь к земле.
Пластуны — это военные разведчики казацкого войска Новой Запорожской (Кубанской) Сечи. Пластуны передвигались незаметно и бесшумно, подкрадываясь к врагу способом, который мы и называем ползать по-пластунски.
Пластуны под Севастополем. Перов В.Г., 1874 г. (Киевский музей русского искусства)
В словарях
— 1. Пеший казак в кубанском (ранее черноморском) войске из особой команды, несшей сторожевую и разведочную службу на Кубани (ист.). Пластуны покрыли себя славой в Севастопольскую кампанию. «На улице встречаете вы и обгоняете команды солдат, пластунов, офицеров.» Л.Толстой («Севастополь в декабре 1854 г.»). «Там увидите пластунов черноморских батальонов.» Л.Толстой. 2. Казак пеших частей казачьих войск. ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) )
Примеры
«Левее маршрута 80-й дивизии передвигались 283-й Павлоградский и 284-й Венгровский полки 71-й дивизии. По пятам за ними шел полк уральских казаков и 44-й пластунский.»
«Из переулка взводными рядами выходила сотня пластунов.»
«Повесть о жизни» «Бросок на юг» (1959-1960 гг.):
«На вторую ночь шакалы подползли к нам «по-пластунски» и пытались вытащить из-под головы у Самойлина мешок с продуктами.»
«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть III, V:
«Это наш пластун. Я его посылал языка взять»
Что значит ползать по пластунски
После сформировавшихся навыков удержания головы в вертикальном положении, умения длительно лежать на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, переворотов со спины на живот, необходимо способствовать развитию активной деятельности в положении на животе, а именно: разворотам на животе по и против часовой стрелки и ползанию по-пластунски. Мышечный корсет, сформированный вокруг позвоночника ползающего ребёнка, предотвратит формирование так называемой «круглой спины», возникающей при преждевременном начале сидения, заложит основы правильной осанки и здоровья спины в будущем.
1. Приучайте малыша чаще лежать на животе на твёрдых поверхностях. Тёплый пол – идеальный вариант, но необходимо позаботиться о его чистоте и отсутствии сквозняков.
2. Загрузите малыша «работой»: возня с игрушками и другими предметами продлит время нахождения на животе.
Стимулируйте развороты ребенка с помощью интересных предметов, размещая их сбоку, в 10-20 сантиметрах от вытянутой руки. Малыш сначала поворачивает в их сторону голову, тянется к ним ручкой, затем совершает движения руками, способствующие развороту.
Ребёнок начнёт разворачиваться быстрее, если его периодически оставлять в комнате одного, скрытно за ним наблюдая, и позаботившись о безопасности – отсутствии рядом острых углов и мелких предметов. Постепенно ребёнок учится разворачиваться на 180 и 360 градусов, увеличивая скорость.
4. Стимуляция ползания.
Медленно, через сторону, подтягиваем одну ногу к животу так, чтобы голени оставались параллельными, после чего приставляем к стопе ребёнка своё колено, играющее роль опоры. Другую ногу после этого отпускаем.
Ребёнок отталкивается ногой и выползает вперёд. Повторяем те же действия с другой стороны.
Если по прошествии 10 секунд ребёнок не выползает вперёд, используем второй вариант: выползание с двух ног. Для этого сгибаем вторую ногу в коленном суставе и выводим второе бедро к животу, после чего подставляем своё колено в качестве опоры. В большинстве случаев ребёнок выползает вперёд, и тогда продолжаем упражнение, начиная с другой ноги. Освоив движение вперёд с опорой на две ноги, малыш постепенно начинает выползать с одной. Дистанция зависит от настроения и возможностей малыша и составляет от 2 до 5-7 метров.
Во время ползания принципиально важно не помогать ребёнку вынимать вперёд руки, застревающие под корпусом или сбоку. Периодическое касание лицом пола должно стимулировать ребёнка делать это самостоятельно, что является дополнительной тренировкой владения руками.
1. Упражнение «Змейка», 1 фаза.
Исходное положение: ребёнок на руках лицом вперёд.
Левой рукой подтягиваем левую ногу ребёнка вверх к животу, правой сгибаем правую ногу назад.
Сажаем ребёнка на поверхность. Поддерживая корпус правой рукой, левой рукой выдвигаем левую ногу в вперёд, пока левая голень не станет параллельной правому бедру. Выдвижение вперёд левой ноги должно происходить не столько за счёт её выпрямления в коленном суставе, сколько за счёт отведения бедра в сторону.
Формируем опору на широко расставленные прямые руки так, чтобы левая стопа оказалась между руками. Разворачиваем стопу правой ноги под ягодицу.
В случае варусной установки стоп (врождённой косолапости), разворачиваем стопу наружу.
Придерживая спину и таз, развлекая ребёнка, отвлекая его от возможных «тянущих» ощущений в ногах, даём возможность некоторое время сохранять данное положение.
На начальной стадии выполнения упражнения задача состоит в том, чтобы после кратковременного пребывания в положении опоры на прямые руки научить ребёнка выбираться из данной позиции, переползая переднюю ногу и ложась на живот, после чего самостоятельно вытаскивая из-под себя ногу.
Движение вперёд через ногу можно упростить, предварительно уперев левую стопу в правое бедро. Устав опираться на ручки, ребёнок ляжет на живот. Если после этого малыш в течение 10-20 секунд не выползает вперёд, а точнее, не вытаскивает из-под себя ногу, можно с небольшим усилием потянуть его за руки вперёд.
При повышенном тонусе в ножках, малыш плохо разводит бёдра и пытается выпрямить переднюю ногу. Противодействуем этому, отводя кистью бедро, а предплечьем не давая отклоняться спине назад и в сторону;
или, разводя бёдра, большими пальцами фиксируя поясницу.
Задача: увеличить время сидения в позиции «змейка» с опорой на прямые руки, начать играть, манипулируя предметами, одной рукой, опираясь на другую. Ребёнок будет время от времени опускаться на переднюю ногу и тут же возвращаться обратно, поднимая корпус и отжимаясь на руках. Доводим время такого сидения до 2-3 минут, после чего кладём перед ребёнком интересный предмет, стимулируя игру одной рукой с опорой на другую. При появлении признаков утомления позволяем выползти вперёд.
Поднимая интересный предмет на уровень головы, и немного помогая ребёнку, удерживая его за бёдра, стимулируем игру двумя руками. Попытки вынести вперёд заднюю ногу пресекаем её удержанием.
Во всех фазах выполнения упражнений позиции с правой и левой ногой вперёд чередуем (5-7 раз в день), уделяя им равное внимание.
Постепенно малыш начинает сидеть в «змейке» самостоятельно, без опоры на руки, что говорит о готовности ребёнка сидеть с двумя ногами вперёд и прямой спиной.
Таким образом, подводя итог, скажем: помогать ребенку в освоении сидения, нужно не сажая его в подушки, а тренируя мышцы, участвующие в этом процессе, чего можно добиться, обучая малыша ползанию по – пластунски.
Полезные советы родителям о том, когда ребенок начинает ползать и как его этому лучше научить
Когда на свет появляется долгожданный ребенок, хочется все и сразу: чтобы он подольше был маленьким, но при этом скорее научился говорить.
Поскорее обсудить с ним новости из школы, но и подольше наблюдать, как он лежит в детской кроватке.
Родители очень тонко чувствуют каждый этап развития ребенка и начинают беспокоиться, если появляется, как им кажется, задержка.
В каком возрасте малыши начинают ползать, как поспособствовать этому и какие советы дают опытные педиатры?
Во сколько месяцев дети приступают к ползанию
Ползание — это процесс, который связан не только с физической и двигательной активностью. Ползая, ребенок познает окружающий мир, у него развиваются органы чувств, мышление, логика, воображение.
Когда ребенок должен самостоятельно встать на четвереньки и поползти в сторону интересного предмета, вопрос довольно сложный. Очень важно понять, что возрастной диапазон широк, хотя бы потому, что вес и рост детей в одном возрасте разнится.
В целом же, нормой называют период от 5 до 9 месяцев, когда ребенок начинает переворачиваться и видеть отдаленные предметы.
Обратите внимание! Это совершенно не означает, что как только с момента выписки из роддома прошло 5 месяцев, надо бить тревогу.
Некоторые дети «созревают» к ползанию не раньше восьмимесячного возраста, и это совершенно нормально. К тому же, существует прямая взаимосвязь между «габаритами» младенца и сроком тяги к ползанию: чем крупнее ребенок, тем позже он начинает двигаться.
Возраст, когда дети начинают ползать, зависит еще и от типа передвижения.
По-пластунски
Это самый забавный вид ползания, который вызывает у родителей лишь смех и умиление. Тем не менее, ползание по-пластунски — это первые шаги ребенка к самостоятельному передвижению.
Суть его в том, что становиться на четвереньки ребенок не пытается, а ползет прямо на животе, опираясь на локоть и сгибая одну ножку. Происходит это обычно в 5-7 месяцев. Ползание по-пластунски называют промежуточным этапом между лежанием на животе, переворачиванием и ползанием на четвереньках.
На четвереньках
Ползание на четвереньках педиатры называют самым удобным, полезным и полноценным способом передвижения. Иногда малыши минуют этот этап, переходя от лежания на животе сразу к ходьбе: это не критично, но не желательно.
На четвереньках дети пытаются ползать, в основном, с полугода.
Мальчик
Развитие мальчиков чуть медленнее, чем девочек. Их интерес к ползанию может не проявляться вплоть до 10 месяцев, и страшного в этом ничего нет.
Девочка
Всем известно, что девочки опережают мальчиков в развитии, особенно на первом году жизни. Примерно в 3-4-месячном возрасте девочки начинают переворачиваться на животик, смотреть по сторонам, изучать окружающие предметы. Самые активные девочки могут начать ползать уже в 5 месяцев.
Как новорожденный начинает ползать поэтапно
Первые месяцы жизни малыш обычно проводит в закрытом пространстве: кроватке, например.
Когда родители начинают выпускать ребенка на коврик, на диван, да и вообще из кроватки, только тогда он обнаруживает, что есть еще что-то за ее пределами.
Он начинает разглядывать окружающий мир, предметы. Когда любопытство достигает пика, у ребенка возникает желание не только посмотреть, но и пощупать.
Примерно в 3-месячном возрасте малыш пытается перевернуться со спинки на животик. Так ему легче глазеть по сторонам.
После этого ребенок пытается двигаться к интересным штукам на животике, шевеля при этом ручками и ножками. Это может продолжаться целый месяц. Таким образом ребенок может перемещаться вперед, назад, влево и вправо.
Затем малыш пытается найти опору в локтях или коленках, пытается встать на четвереньки. Иногда перед этим он ползает на одной ножке, ручке, только на ручках — как ему удобно. Это может произойти и сразу после переворота на животик, и через несколько месяцев.
Иногда, если ребенка редко выпускают из кроватки, и он не знает, что там его ждет, он вообще не проявляет активности. Такое возможно и если опорно-двигательный и мышечный аппарат развиваются медленно.
После этого ребенок пытается встать и двигаться на четвереньках в разные стороны очень поздно, в 10-12-месячном возрасте, а иногда и вовсе сразу пытается встать на ноги сразу после переворота на живот.
Как быстро научить ползать
Обучать ребенку ползанию не обязательно, но некоторые родители нетерпеливы, и приступают к обучению рано.
В 3-4 месяца
В 3 месяца ребенок еще не способен к обучению, потому что плечевой пояс совсем не окреп.
В 4-месячном возрасте некоторые любопытные малыши уже пытаются встать на ручки.
Чтобы ребенок научился ползать, можно поспособствовать этому следующим образом:
Теоретически, в 4 месяца ребенок еще не может ползать, но первый интерес к этому и попытки появиться могут.
В 5-6 месяцев
Залогом успеха в этом возрасте будет побуждение ребенка к ползанию и укрепление всех мышц. Для этого хорошо подходят упражнения:
В 6-месячном возрасте многие детки совершают первые ползания.
Важно! Хорошо, если среди ваших знакомых есть малыш, который уже умеет ползать. Вы можете пригласить его в гости, и тогда ваш ребенок, следуя примеру гостя, может научиться этому навыку.
В 7-8 месяцев
В этом возрасте многие детки уже умеют ползать, но отсутствие стремления и попыток не говорит о задержке развития. Чтобы ваш малыш пополз в этом возрасте, можно помогать ему массажем, гимнастикой, новыми яркими игрушками и «живым» примером.
В 9 месяцев
Важно! Если в 9 месяцев ребенок еще не умеет ползать, следует показать его ортопеду. Если осмотр показал, что все в норме, значит, нужно придерживаться тех же правил: проводить упражнения, делать массаж.
Упражнения, помогающие освоить навык
1. Стойка на выпрямленных руках.
Малыша нужно уложить на пол и помочь опереться на ручки.
2. Работа руками.
Разложите любимые игрушки ребенка на полу. Сформируйте из одеяльца или полотенца валик, положите его недалеко от игрушек под грудь ребенка. Руки малыша будут свободны, и он будет пытаться дотянуться до игрушек.
3. Поза на четвереньках.
Для этого упражнения может понадобиться мягкий валик или надувной мячик. Опору помещают под животик малыша, чтобы ручки и ножки свободно свисали с обеих сторон.
4. Достать погремушку.
Ребенок укладывается на животик, а над ним вешают погремушку достаточно близко к лицу. Малыш будет пробовать достать ее ручками.
5. Стойка на коленях.
Иногда дети минуют стойку на коленях и предпринимают попытки сразу встать на стопу. Чтобы помочь им встать на четвереньки, нужно крепко ухватить его одной рукой в области подмышек, а второй согнуть колени и аккуратно опускать на мягкую поверхность (например, диван).
6. Упражнение с матрасом.
Уложите небольшой матрас на пол так, чтобы ребенок локтями опирался на него, а нижняя часть тела была за его пределами. Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за край матраса и медленно двигайте его на себя. Ребенок, чтобы не упасть, начнет передвигать ноги, опираясь на колени.
Массаж
Массаж иногда играет ключевую роль в обучении ползанию, помогает стимулировать мышечный и опорно-двигательный аппарат, приводит в тонус.
Существуют некоторые правила проведения массажа:
Сама процедура массажа должна быть направлена на нормализацию кровотока. Ребенка нужно уложить на мягкую поверхность (плед или одеяло). Первые движения должны быть мягкие, аккуратные, плавные, а сам процесс в первое время должен не превышать 7-10 минут. Со временем длительность массажа можно повышать на 1-2 минуты.
Советы доктора Комаровского
Известный по всей стране доктор Евгений Комаровский дает один большой совет: не обращайте внимание на соседских карапузов и не торопитесь диагностировать у своего крохи отставание в развитии.
Каждый ребенок — уникален, и если он пропускает какую-то ступень развития или запаздывает, ничего страшного в этом нет, если врач не обнаружит патологии.
В целом же, это не очень хорошо, но поощрять такое поведение не стоит.
Комаровский говорит, что порой родители сами подгоняют ребенка, чтоб он быстрее встал и пошел, и заставляют тем самым пропустить стадию ползания.
«Ползание полезно, если безопасно» — говорит врач. По мнению доктора, ползание отлично влияет на состояние спины, и эти позывы ребенка нужно всячески поощрять.
Один из действенных способов научить и приучить ребенка ползать — ползать вместе с ним, а не пытаться взять его за руку и поставить на ножки, чтобы он быстрее пошел. Особенно важен этап ползания для детей с лишним весом.
Комаровский уверяет, что в норме ребенок должен начать проявлять интерес к ползанию в 5-6 или 7-8 месяцев, а после этого возраста его следует показать врачу, если он не торопится с этим навыком. Важно стимулировать желание ползти — мотивировать яркой игрушкой, к примеру, обязательно делать массаж.
Важно! Заставлять и насильно ставить ребенка на четвереньки нельзя — это лишь вызовет страх, протест и нежелание делать то, что от него требуют.
Родителям кажется, что они лучше знают, когда ребенок должен ползать, в какой позе ему будет лучше и удобнее, но это совсем не так. Малышу известно, когда и где ползать охотнее. Советы родителям от доктора Комаровского:
Дети — это маленькие личности, и все их характеристики, в том числе — физиологические, индивидуальны. Не обращайте внимания на соседских малышей, которые вовсю ползают и ходят, не требуйте от ребенка того, чего хотите вы.
Если врач-ортопед после осмотра сделал заключение, что с развитием все в порядке, продолжайте стимулировать ребенка, поощрять и помогать ему, но не принуждайте и не заставляйте.