Что значит полюдье в истории

Полюдье – что это такое в древней руси, краткое определение

Полюдьем в Древней Руси называли способ сбора дани с покоренных племен княжеской администрацией. Постоянной администрации и органов по сбору налогов в древности не существовало, поэтому князь с дружиной лично объезжал свои владения.

Что значит полюдье в истории

Процесс полюдья

Как явление оно существовало с IX до XII веков. Князь собирал дружину осенью, то есть после сбора урожая крестьянами-общинниками (смердами) и объезжал свои владения. Как правило, полюдье продолжалось с ноября до апреля.

Что значит полюдье в истории

В источниках того времени упоминается, что князь выезжал из Киева и объезжал по часовой стрелке такие племена – древлян, дреговичей, кривичей, северян и, возможно, радимичей. Сбор дани завершался в апреле и князь часто уходил с дружиной в какой-нибудь военный поход, например, на Византию.

Первым источником, в котором упоминается полюдью, является трактат “Об управлении” империей под авторством византийского императора Константина Багрянородного. Он был составлен около 950 года.

Что значит полюдье в истории

Рис. 2. Полюдье на Руси.

Особенности сбора дани

Численность отряда князя, который шел на полюдье, определялся в 100-200 человек. Пока хозяин собирал дань, он жил в гостях у племенного вождя и тот обязан был его содержать.

В 945 году князь Игорь был убит во время полюдья. После похода на Византию он пошел собирать дань с древлян. Ему показалось, что собрал мало и при второй попытке ее взять, он был убит. После этого, его жена – Ольга, отомстила древлянам за убийство мужа и установила порядок сбора дани. Ее стали свозить на погосты, а размер дани стал называться “урок”. Позже дань стали собирать княжеские наместники.

Одно из последних упоминаний полюдья в летописях относится к 1190 году. Его провел князь Всеволод Большое Гнездо. Скорость сбора дани составила 7-8 километров в день.

Что значит полюдье в истории

Рис. 3. Полюдье князя.

Что мы узнали?

Необходимо знать, что такое полюдье для понимания экономики Древней Руси. До появления постоянной княжеской администрации так был организован сбор дани.

Источник

ПОЛЮДЬЕ

О полюдье со­об­ща­ет­ся в рас­ска­зах арабских гео­гра­фов X-XI веков, ис­поль­зо­вавших ин­фор­ма­цию, вос­хо­див­шую ко 2-й половине IX века. Под­роб­но полюдье опи­са­но в главе 9 трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (середина X века) ви­зантийского императора Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го. Им­пе­ра­тор упот­реб­ля­ет славянский тер­мин в греческой транс­крип­ции (pol9udia), пе­ре­во­дит сло­во как «кру­же­ние». Со­глас­но его рас­ска­зу, суть полюдья со­стоя­ла в том, что «ар­хон­ты» (кня­зья) и «все ро­сы» (во­ен­но-дру­жин­ная вер­хуш­ка Древнерусского государства) объ­ез­жа­ли зем­ли под­чи­нён­ных Кие­ву восточно-славянских сою­зов пле­мён и «кор­ми­лись» (то есть, оче­вид­но, со­би­ра­ли и по­треб­ля­ли про­до­воль­ст­вие) там с но­яб­ря до ап­ре­ля. Фак­ти­че­ски о полюдье (хо­тя без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) го­во­рит­ся в ле­то­пис­ном рас­ска­зе о ги­бе­ли в зем­ле древ­лян ки­ев­ско­го князя Иго­ря (по ус­лов­ной хро­но­ло­гии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­бы­тие от­не­се­но к 945 году, од­на­ко сам рас­сказ был на­пи­сан не ра­нее начала XI века). Из рас­ска­за сле­ду­ет, что в полюдье «дру­жи­на» со­би­ра­ла не толь­ко про­дук­ты для про­пи­та­ния, но и дань (на­лог по оп­ре­де­лён­ной став­ке) с под­чи­нён­но­го на­се­ле­ния. Упо­ми­на­ния полюдья в ис­точ­ни­ках XII века по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что во вре­мя этих объ­ез­дов кня­зья ре­ша­ли так­же су­деб­ные, административные и хо­зяйственные во­про­сы.

Близ­кие ана­ло­гии полюдья об­на­ру­жи­ва­ют­ся в со­сед­них ре­гио­нах: например, поль­ский стан (stan) и скандинавская вейц­ла (veizla). Рас­про­стра­не­ны так­же пред­став­ле­ния о полюдье как о все­мир­но-ис­то­рическом яв­ле­нии (Ю.М. Ко­би­ща­нов и другие).

Исторические ис­точники:

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей: Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. 2-е изд. М., 1991;

Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 1997. Т. 1;

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков: Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки.

Источник

Полюдье

Что значит полюдье в истории

Что значит полюдье в истории

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию [1]

Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать [2]

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! [3]

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся [4]

Что значит полюдье в истории

Что значит полюдье в истории

Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год [5]

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).

Примечания

Источники

Полезное

Смотреть что такое «Полюдье» в других словарях:

ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( … Словарь синонимов

ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Источник

Что такое полюдье в Киевской Руси?

В 882 году в результате похода князя Олега из северо-западной Руси на юг было совершено объединение двух крупных политических центров восточнославянских племен: Новгорода и Киева. В исторической науке это событие считается началом Древнерусского государства. Впоследствии Олег и его преемники продолжали совершать походы на соседние племена, присоединяя их к территориально растущему государству. В ходе этого процесса правители устанавливают определенную систему управления над новыми землями.

Дальнейшее сохранение присоединенных территорий, осуществление на них политического влияния центра обычно происходит с помощью определенных установлений власти. Одной из заметных сфер функционирования государства является сбор денежных средств с земель, входящих в его состав. Это, в свою очередь, связано с административным управлением. Применительно к ранним этапам истории Киевской Руси в летописях говорится о полюдье как заметном установлении центральной власти на территории государства.

Зачем было введено полюдье и как его собирали?

Что значит полюдье в истории

Историческая наука располагает разными источниками об этом обычае. О нем говорится в летописях, подробное описание содержится в работе византийского императора Константина X Багрянородного «Об управлении империей». В источниках полюдье представлено как регулярные ежегодные походы киевского князя по землям, входившим в состав государства. Целью этих объездов был сбор установленной дани с племен, населявших территорию страны. Выплаты в основном состояли из натуральных продуктов, также из ремесленных изделий и денег.

Во время походов князь также производил разбирательство судебных дел. Из этого определения полюдья становится ясно, зачем оно было введено. Это была ранняя форма, в которой выражалась экономическая и административная связь отдельных регионов страны с ее столицей. Во время этих походов племена, входившие в государство, лицом к лицу встречались с великим киевским князем, чувствовали свою связь с центром. Они должны были заранее приготовить полагавшееся количество продуктов, которыми выплачивали полюдье.

Правитель, объезжая земли в определенное время года, забирал их, значительная часть шла в пользу дружины, из собранного многое становилось товаром для внешней торговли, за которой следили киевские князья. В науке она считается одной из существенных статей дохода центральной власти. В договорах Руси с Византией много статей относится к регулированию взаимной торговли, которая со стороны Киева в значительной степени велась продуктами, собранными в полюдье.

История становления и развития полюдья

Восточнославянские племена присоединялись к Древнерусскому государству постепенно. В летописях рассказывается, что князь Олег налагал на население разную дань. Иногда происходили восстания, и приходилось вновь возвращать отложившиеся территории. Система полюдья складывалась постепенно вместе с формированием государства. Она представляется достаточно стройной и сложившейся к середине X века. Примерно этим временем обычно датируется известное описание сбора полюдья в работе Константина Багрянородного.

В наших летописях говорится об этих объездах применительно к этому периоду как об известном установлении. Явление полюдья было ранней формой обозначения наличия центральной государственной власти. Оно отвечало своим задачам в первое время. Обращает внимание факт объезда земель самим великим князем со своей ближайшей дружиной. Представители центральной власти покидали столицу и перемещались по разным областям страны. Обычно в науке такие явления считаются характерными для ранних этапов формирования государства. Постепенно стала ощущаться потребность замены полюдья другим способом сбора дани и административного управления.

Первая налоговая реформа на Руси

Что значит полюдье в истории

В науке считается, что одним из важных поводов к изменению этой системы стало восстание древлян в 945 году во время сбора полюдья князем Игорем. В летописях говорится, что он решил взять сверх уже полученной дани дополнительную. Можно предположить, что существовала неопределенность с точным размером собираемого полюдья. Пример восстания древлян показывал, что это могло приводить к внутренним мятежам. Поэтому необходимо было внести исправления.

После князя Игоря в Киеве стала править его жена княгиня Ольга. По сообщениям летописей, она объезжала территорию страны, устанавливая уроки и погосты. Уроками назывался определенный размер дани, погостами – конкретные места, куда свозились собранные продукты, изделия, деньги. В исторической науке эти меры княгини Ольги обычно характеризуют как первую налоговую реформу, которая внесла больше упорядоченности в данную сферу государственной жизни.

Источник

Полюдье

Полюдье (от «хождения по людям») — это установленный в IX веке порядок сбора дани древнерусскими князьями с подвластных им восточнославянских племен. Полюдье осуществлялось в виде ежегодного объезда князем своих владений (как правило, в зимнее время), для сбора дани с населения. Кроме того князь «судил и рядил», собирая мзду и наглядно демонстрируя подданным полноту своей власти. В XII – XIV полюдьем в русских княжествах называли определенный для населения налог. Племенные союзы, покоренные Киевскими князьями, но сохранившие свою систему власти везли дань («повоз») в стольный град сами.

История становления и развития полюдья

Впервые термин полюдье упоминается в рассказах арабских путешественников X – XI веков. Подробное описание полюдья имеется в византийском трактате X века «Об управлении империей» (автор – император Константин VII Багрянородный). Полюдье там представляется «кружением» князя, и его дружины по стране с осени до весны. Объезд земель данников имел целью кормление князя и дружины с ноября по апрель плюс дополнительный сбор провианта (попутно мехов) «про запас», до следующего полюдья. Кроме самого князя в полюдье отправлялись военные отряды во главе с влиятельными воеводами (например, Свенельд).

Фактически про полюдье, не упоминания сам термин говорит «Повесть временных лет» в сказе о погибели князя Игоря Рюриковича (условно 945 г.) в древлянской земле. Из повествования следует, князь Игорь с дружиной не только «кормились», но и собирали дань по всей экспортной номенклатуре: зерно, пушнина, мёд, воск, челядь. Однако предельный размер дани не был установлен, что породило у князя Игоря соблазн поживиться на древлянах сверх взятого. Такое поведение привело к возмущению подданных древлян и убийству князя.

Упорядочение полюдья и его переход в новое качество

Жена убитого князя Ольга жестоко отомстила взбунтовавшимся древлянам. Однако реформировала полюдье и в целом систему взимания дани:

Для сбора и складирования дани устраивались погосты – специальные пункты, находившиеся в некотором отдалении от племенных городов.

Введя «уроки», княгиня Ольга тем самым нормировала размер взимаемой с племени дани.

Взятая таким образом дань сосредотачивалась в руках княжеских наместников, ведающих полноценным учетом всех поступлений.

Собранная и учтенная дань отправлялась в Киев, непосредственно ко двору Великого князя.

Многомесячные «кружения» с «кормлением» князей и дружинников по подвластным территориям прекратились. Подданные избавились от неприятной обязанности кормить осенне-зимний сезон ораву дружинников с хорошим аппетитом. Собранная, по введенным Ольгой правилам дань, почти в полном объеме отправлялась по известным торговым путям на экспорт. Например, в Византию, где эти товары продавались или выменивались на ходовые ромейские товары: золотые монеты, парчу, вино, фрукты и т. п.

Таким образом, полюдье в виде объездных маршрутов, постоев и кормления осталось в прошлом. Новое «полюдье» превратилось в налог, который получил новое название «даровное» или просто «дар». В XII — XIV века он приобрел коммутированную форму собирания (деньгами или мехами). Термин полюдье встречается в источниках, говорящих об истории всех русских княжеств. Аналоги полюдья можно обнаружить в Польше и Скандинавии. По большому счету, есть основания считать полюдье всемирно-историческим явлением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *