Что значит полюдье в истории
Полюдье – что это такое в древней руси, краткое определение
Полюдьем в Древней Руси называли способ сбора дани с покоренных племен княжеской администрацией. Постоянной администрации и органов по сбору налогов в древности не существовало, поэтому князь с дружиной лично объезжал свои владения.
Процесс полюдья
Как явление оно существовало с IX до XII веков. Князь собирал дружину осенью, то есть после сбора урожая крестьянами-общинниками (смердами) и объезжал свои владения. Как правило, полюдье продолжалось с ноября до апреля.
В источниках того времени упоминается, что князь выезжал из Киева и объезжал по часовой стрелке такие племена – древлян, дреговичей, кривичей, северян и, возможно, радимичей. Сбор дани завершался в апреле и князь часто уходил с дружиной в какой-нибудь военный поход, например, на Византию.
Первым источником, в котором упоминается полюдью, является трактат “Об управлении” империей под авторством византийского императора Константина Багрянородного. Он был составлен около 950 года.
Рис. 2. Полюдье на Руси.
Особенности сбора дани
Численность отряда князя, который шел на полюдье, определялся в 100-200 человек. Пока хозяин собирал дань, он жил в гостях у племенного вождя и тот обязан был его содержать.
В 945 году князь Игорь был убит во время полюдья. После похода на Византию он пошел собирать дань с древлян. Ему показалось, что собрал мало и при второй попытке ее взять, он был убит. После этого, его жена – Ольга, отомстила древлянам за убийство мужа и установила порядок сбора дани. Ее стали свозить на погосты, а размер дани стал называться “урок”. Позже дань стали собирать княжеские наместники.
Одно из последних упоминаний полюдья в летописях относится к 1190 году. Его провел князь Всеволод Большое Гнездо. Скорость сбора дани составила 7-8 километров в день.
Рис. 3. Полюдье князя.
Что мы узнали?
Необходимо знать, что такое полюдье для понимания экономики Древней Руси. До появления постоянной княжеской администрации так был организован сбор дани.
ПОЛЮДЬЕ
О полюдье сообщается в рассказах арабских географов X-XI веков, использовавших информацию, восходившую ко 2-й половине IX века. Подробно полюдье описано в главе 9 трактата «Об управлении империей» (середина X века) византийского императора Константина VII Багрянородного. Император употребляет славянский термин в греческой транскрипции (pol9udia), переводит слово как «кружение». Согласно его рассказу, суть полюдья состояла в том, что «архонты» (князья) и «все росы» (военно-дружинная верхушка Древнерусского государства) объезжали земли подчинённых Киеву восточно-славянских союзов племён и «кормились» (то есть, очевидно, собирали и потребляли продовольствие) там с ноября до апреля. Фактически о полюдье (хотя без употребления этого термина) говорится в летописном рассказе о гибели в земле древлян киевского князя Игоря (по условной хронологии «Повести временных лет» событие отнесено к 945 году, однако сам рассказ был написан не ранее начала XI века). Из рассказа следует, что в полюдье «дружина» собирала не только продукты для пропитания, но и дань (налог по определённой ставке) с подчинённого населения. Упоминания полюдья в источниках XII века позволяют предполагать, что во время этих объездов князья решали также судебные, административные и хозяйственные вопросы.
Близкие аналогии полюдья обнаруживаются в соседних регионах: например, польский стан (stan) и скандинавская вейцла (veizla). Распространены также представления о полюдье как о всемирно-историческом явлении (Ю.М. Кобищанов и другие).
Исторические источники:
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. 2-е изд. М., 1991;
Полное собрание русских летописей. М., 1997. Т. 1;
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. М., 2009. Т. 3: Восточные источники.
Полюдье
Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.
История
Полюдье — ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.
Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию [1]
Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века:
Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать [2]
Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:
поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! [3]
Также известно о силах участников полюдья:
Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся [4]
Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.
О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:
Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год [5]
Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.
Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.
Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).
Примечания
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Полюдье» в других словарях:
ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля
полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( … Словарь синонимов
ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь
ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия
полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь
ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история
Полюдье — ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия
Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия
Что такое полюдье в Киевской Руси?
В 882 году в результате похода князя Олега из северо-западной Руси на юг было совершено объединение двух крупных политических центров восточнославянских племен: Новгорода и Киева. В исторической науке это событие считается началом Древнерусского государства. Впоследствии Олег и его преемники продолжали совершать походы на соседние племена, присоединяя их к территориально растущему государству. В ходе этого процесса правители устанавливают определенную систему управления над новыми землями.
Дальнейшее сохранение присоединенных территорий, осуществление на них политического влияния центра обычно происходит с помощью определенных установлений власти. Одной из заметных сфер функционирования государства является сбор денежных средств с земель, входящих в его состав. Это, в свою очередь, связано с административным управлением. Применительно к ранним этапам истории Киевской Руси в летописях говорится о полюдье как заметном установлении центральной власти на территории государства.
Зачем было введено полюдье и как его собирали?
Историческая наука располагает разными источниками об этом обычае. О нем говорится в летописях, подробное описание содержится в работе византийского императора Константина X Багрянородного «Об управлении империей». В источниках полюдье представлено как регулярные ежегодные походы киевского князя по землям, входившим в состав государства. Целью этих объездов был сбор установленной дани с племен, населявших территорию страны. Выплаты в основном состояли из натуральных продуктов, также из ремесленных изделий и денег.
Во время походов князь также производил разбирательство судебных дел. Из этого определения полюдья становится ясно, зачем оно было введено. Это была ранняя форма, в которой выражалась экономическая и административная связь отдельных регионов страны с ее столицей. Во время этих походов племена, входившие в государство, лицом к лицу встречались с великим киевским князем, чувствовали свою связь с центром. Они должны были заранее приготовить полагавшееся количество продуктов, которыми выплачивали полюдье.
Правитель, объезжая земли в определенное время года, забирал их, значительная часть шла в пользу дружины, из собранного многое становилось товаром для внешней торговли, за которой следили киевские князья. В науке она считается одной из существенных статей дохода центральной власти. В договорах Руси с Византией много статей относится к регулированию взаимной торговли, которая со стороны Киева в значительной степени велась продуктами, собранными в полюдье.
История становления и развития полюдья
Восточнославянские племена присоединялись к Древнерусскому государству постепенно. В летописях рассказывается, что князь Олег налагал на население разную дань. Иногда происходили восстания, и приходилось вновь возвращать отложившиеся территории. Система полюдья складывалась постепенно вместе с формированием государства. Она представляется достаточно стройной и сложившейся к середине X века. Примерно этим временем обычно датируется известное описание сбора полюдья в работе Константина Багрянородного.
В наших летописях говорится об этих объездах применительно к этому периоду как об известном установлении. Явление полюдья было ранней формой обозначения наличия центральной государственной власти. Оно отвечало своим задачам в первое время. Обращает внимание факт объезда земель самим великим князем со своей ближайшей дружиной. Представители центральной власти покидали столицу и перемещались по разным областям страны. Обычно в науке такие явления считаются характерными для ранних этапов формирования государства. Постепенно стала ощущаться потребность замены полюдья другим способом сбора дани и административного управления.
Первая налоговая реформа на Руси
В науке считается, что одним из важных поводов к изменению этой системы стало восстание древлян в 945 году во время сбора полюдья князем Игорем. В летописях говорится, что он решил взять сверх уже полученной дани дополнительную. Можно предположить, что существовала неопределенность с точным размером собираемого полюдья. Пример восстания древлян показывал, что это могло приводить к внутренним мятежам. Поэтому необходимо было внести исправления.
После князя Игоря в Киеве стала править его жена княгиня Ольга. По сообщениям летописей, она объезжала территорию страны, устанавливая уроки и погосты. Уроками назывался определенный размер дани, погостами – конкретные места, куда свозились собранные продукты, изделия, деньги. В исторической науке эти меры княгини Ольги обычно характеризуют как первую налоговую реформу, которая внесла больше упорядоченности в данную сферу государственной жизни.
Полюдье
Полюдье (от «хождения по людям») — это установленный в IX веке порядок сбора дани древнерусскими князьями с подвластных им восточнославянских племен. Полюдье осуществлялось в виде ежегодного объезда князем своих владений (как правило, в зимнее время), для сбора дани с населения. Кроме того князь «судил и рядил», собирая мзду и наглядно демонстрируя подданным полноту своей власти. В XII – XIV полюдьем в русских княжествах называли определенный для населения налог. Племенные союзы, покоренные Киевскими князьями, но сохранившие свою систему власти везли дань («повоз») в стольный град сами.
История становления и развития полюдья
Впервые термин полюдье упоминается в рассказах арабских путешественников X – XI веков. Подробное описание полюдья имеется в византийском трактате X века «Об управлении империей» (автор – император Константин VII Багрянородный). Полюдье там представляется «кружением» князя, и его дружины по стране с осени до весны. Объезд земель данников имел целью кормление князя и дружины с ноября по апрель плюс дополнительный сбор провианта (попутно мехов) «про запас», до следующего полюдья. Кроме самого князя в полюдье отправлялись военные отряды во главе с влиятельными воеводами (например, Свенельд).
Фактически про полюдье, не упоминания сам термин говорит «Повесть временных лет» в сказе о погибели князя Игоря Рюриковича (условно 945 г.) в древлянской земле. Из повествования следует, князь Игорь с дружиной не только «кормились», но и собирали дань по всей экспортной номенклатуре: зерно, пушнина, мёд, воск, челядь. Однако предельный размер дани не был установлен, что породило у князя Игоря соблазн поживиться на древлянах сверх взятого. Такое поведение привело к возмущению подданных древлян и убийству князя.
Упорядочение полюдья и его переход в новое качество
Жена убитого князя Ольга жестоко отомстила взбунтовавшимся древлянам. Однако реформировала полюдье и в целом систему взимания дани:
Для сбора и складирования дани устраивались погосты – специальные пункты, находившиеся в некотором отдалении от племенных городов.
Введя «уроки», княгиня Ольга тем самым нормировала размер взимаемой с племени дани.
Взятая таким образом дань сосредотачивалась в руках княжеских наместников, ведающих полноценным учетом всех поступлений.
Собранная и учтенная дань отправлялась в Киев, непосредственно ко двору Великого князя.
Многомесячные «кружения» с «кормлением» князей и дружинников по подвластным территориям прекратились. Подданные избавились от неприятной обязанности кормить осенне-зимний сезон ораву дружинников с хорошим аппетитом. Собранная, по введенным Ольгой правилам дань, почти в полном объеме отправлялась по известным торговым путям на экспорт. Например, в Византию, где эти товары продавались или выменивались на ходовые ромейские товары: золотые монеты, парчу, вино, фрукты и т. п.
Таким образом, полюдье в виде объездных маршрутов, постоев и кормления осталось в прошлом. Новое «полюдье» превратилось в налог, который получил новое название «даровное» или просто «дар». В XII — XIV века он приобрел коммутированную форму собирания (деньгами или мехами). Термин полюдье встречается в источниках, говорящих об истории всех русских княжеств. Аналоги полюдья можно обнаружить в Польше и Скандинавии. По большому счету, есть основания считать полюдье всемирно-историческим явлением.