Что значит полумесяц под крестом
Православная Жизнь
«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.
Христианство и ислам
У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама. Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».
Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.
Понимание символики «полумесяца»
Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:
1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.
Рассмотрим каждое из них.
Мессианское толкование
Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.
Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.
Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.
Сотериологическое толкование
С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.
В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.
Царское толкование
На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:
Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).
Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.
Выводы
Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.
Протоиерей Владимир Долгих
Полумесяц в основании Креста?
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.
Что означает полумесяц на православном кресте?
Если внимательно посмотреть на православные кресты, то можно заметить, что в их основании присутствует полумесяц, который находится там неслучайно. Полумесяц на кресте или же цата – символ Иисуса Христа, как Царя, а также Первосвященника, но мало кто об этом знает. Этот символ должен напоминать прихожанам храмов, что их Царем и Господом является Иисус Христос, именно в поисках его все приходят до церкви, а значит, стоит отбросить посторонние мысли и посвятить время Господу. Именно полумесяц символизирует Царство, а также первосвященство, поэтому он и есть на православных крестах.
Значения символа полумесяца на православном кресте
Некоторые люди глубоко заблуждаются, думая, что полумесяц на православном кресте имеет какое-то отношение к исламу, этого точно нет. Также не говорит этот символ и о победе над мусульманами, как многие думали до сих пор.
Кресты с полумесяцами стояли еще на древних храмах, которые начали строить после утверждения христианства на Руси. Полумесяц был государственным знаком Византии, символизируя царскую власть православной церкви.
Цата на полумесяце является не только символом царствования Христа в православии, но еще имеет и следующие значения:
Официальной эмблемой Османской империи этот символ стал после 1453 года, когда турки завоевали Константинополь.
На самом деле, изображение полумесяца можно встретить на древних православных иконах, а еще цата была изображена на святительском облачении Николая Чудотворца. Тот факт, что цата встречается на иконах и православных крестах очень часто говорит, что благодаря символу Господь напоминает о своем существовании, а также призывает всех стремиться к Его Царству, которое можно постичь через жизнь доброго христианина и находясь в полной гармонии с церковью.
Также, полумесяц на кресте – это словно якорь, который Господь бросил своим людям, чтобы они могли добраться до Его Царства и спастись от всех ужасов греховного мира.
На каких известных православных храмах можно наблюдать крест с полумесяцем?
Как уже упоминалось ранее, кресты с полумесяцем можно было наблюдать еще в 12 веке. Они были установлены на следующих известных храмах:
Полумесяц в основании креста есть и на других православных храмах, поскольку этот символ напоминает, что Господь является Царем всех царей, все для Него возможно, все Ему подвластно и спастись можно только через живую веру в Него.
Другие трактовки символа
Также, данный символ считают символом Церкви-Жены, в которой говорится в Откровении Иоанна. Также, некоторые трактуют полумесяц, как символ дракона, побежденного Господом и упавшего без сил возле Его ног. Это еще раз напоминает православному человеку о том, что Господь всегда побеждает зло, а значит, нужно стремиться вести благочестивую христианскую жизнь, не обращая внимания на все соблазны этого мира.
Да, этот путь не простой, но награда в конце большая – возможность счастливо пребывать с Господом в вечности. Полумесяц на кресте – это символ, который удачно напоминает о всемогуществе Бога, Его справедливости, милосердии, любви к человеку и жертве, которая была принесена с целью победы над грехом и возврата человеку права на вечную жизнь.
Полумесяц в нижней части крестов православных церквей. Что это — знак уважения к исламу или демонстрация превосходства христианства?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Перекладина в форме полумесяца в нижней части накупольного креста называется цата. В Византийской империи цата символизировала царскую власть, была знаком принадлежности к царской фамилии. Как символ царского достоинства цата с давних пор использовалась в православной культуре не только для украшения накупольных крестов, но и в окладах икон Святой Троицы и Господа Иисуса Христа — Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим 6:16). Цату можно увидеть также в некоторых окладах икон Богоматери и святых. Цатами украшены кресты на куполах известных древних храмов Северо-Восточной Руси — Покрова на Нерли и Димитриевского собора во Владимире.
У полумесяца в основании накупольного креста есть и другие символические значения. Это прежде всего якорь — как знак твердости в вере. Он восходит к словам из Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. В богословской и искусствоведческой литературе можно найти и другие образы, в которых цата символизирует крещальную купель, ясли, в которых родился Иисус, евхаристическую чашу, парус и т. д.
Иногда люди считают, что этот полумесяц символизирует победу православия над исламом — это не так, никакого отношения к исламу полумесяц в основании креста не имеет. Как уже говорилось, этот символ имеет древнее происхождение и употреблялся христианами еще до столкновения с исламской цивилизацией. Это может показаться парадоксальным, но полумесяц перекочевал в ислам как раз из христианской культуры в результате побед, одержанных мусульманами. Так, в официальную символику Османской империи полумесяц вошел после взятия Константинополя в 1453 году, когда православная империя пала под ударами турок, а знаменитый собор Святой Софии был превращен в мечеть.
Взаимопроникновение культур нередко проявляется именно в храмовом зодчестве. Одним из таких примеров могут служить традиционные для русских храмов купола-луковки. Конечно, луковичная форма куполов имеет практическое значение — с таких куполов легче скатывается снег и на них не образуется лед. Однако ряд специалистов в области храмового строительства видят здесь влияние иных культур: такие главки-луковки широко распространены в культовой архитектуре на мусульманском и индуистском Востоке, где снега не бывает.
Полумесяц — многогранный символ, история которого уходит в христианскую древность. Переплетение и взаимовлияние культур в мировой истории еще больше расширили символическое значение этого образа, породив вместе с тем и ряд заблуждений, не имеющих ничего общего с его реальным смысловым содержанием.
Что означает полумесяц на христианском кресте?
Если вы присматривались к куполам православных храмов, то могли увидеть, что их кресты неодинаковы. Есть простые — с косой перекладиной внизу, есть те, из центра которых как будто исходят лучи, символизирующие свет солнца, есть кресты, будто обвитые виноградной лозой — знаком Иисуса. А есть кресты с небольшим полумесяцем внизу.
Последний часто вызывает вопросы, потому что полумесяц сегодня известен, прежде всего, как символ ислама.
Фактрум предлагает узнать, какой смысл заключён в сочетании креста и полумесяца.
Христианству уже более двух тысяч лет. За это время появилось множество разных течений, которые обросли своими знаками и символами, подчас скрывающими в себе несколько значений. Что-то забывалось, что-то менялось, что-то появлялось — и теперь даже истово верующие могут не знать о каких-то тонкостях собственной религии.
Для начала следует сказать, что полумесяц, расположенный внизу креста на куполе православного храма, не имеет никакого отношения к исламу. Если углубляться в историю, то серп луны люди использовали в своих поверьях задолго до возникновения как ислама, так и христианства. Так, например, в представлении древних греков его носила в качестве короны богиня Артемида.
Но если рассматривать времена более приближенные к нам по времени, то можно увидеть хорошо знакомый нам символ в Восточной Римской империи. Основное объяснение полумесяца на кресте гласит, что в Византии, откуда, собственно, православие и пришло на Русь, полумесяц был знаком царской власти. Его стали помещать на кресты для того, чтобы напомнить верующим о двух вещах. Во-первых, о том, что власть земная по определению ниже власти небесной, и все люди, даже самые высокопоставленные, прежде всего, рабы божьи, а во-вторых, это было напоминание о том, что в церкви правит Царь Царей.
Но есть и другие объяснения этого символа, не менее важные и интересные.
Например, есть мнение, что это вообще не полумесяц, а рога жертвенного быка, отголосок одной из древнейших языческих религий. Было время, когда крест ещё не утвердился в качестве официального символа христианства, и использовались разные знаки, включая ихтис (знак в форме рыбы, отсылка к одному из чудес — когда Христос накормил голодающих хлебом и рыбой), лилию, хризму и как раз то, о чём мы говорим, — рога.
Ещё одно из значений — чаша. А точнее — чаша для причастия с кровью Спасителя. Оно схоже по смыслу с ещё одним, гласящим, что полумесяц — это крещальная купель.
Также на полумесяц похожи ясли — те самые, в которых младенца Иисуса положили сразу после рождения в Вифлееме. Посыл прост: христианская вера выросла из колыбели Спасителя. К этому толкованию близко по духу другое, согласно которому полумесяц в широком смысле является женским символом, а в более узком — знаком Богородицы.
Ещё одна любопытная расшифровка гласит, что полумесяц — это корабль, ведомый Христом в Царствие Небесное, а крест — его парус.
Для того, чтобы разобраться в следующем толковании, понадобится небольшой экскурс в историю. Моряки в древнем мире постоянно подвергались опасности, встречаясь со стихией, и были очень суеверны. Одной из вещей, которой они практически поклонялись, был якорь — последняя надежда выжить среди бушующего моря. На древних кораблях они были настоящими произведениями искусства, на них красовались украшения, вырезанные лица богов, и тексты молитв, призывающие их к милости. Однако, помимо кораблей, якоря встречались ещё и в храмах, где использовались в религиозных ритуалах. Так христианство, перенимавшее некоторые языческие символы, позаимствовало и этот.
В православной традиции якорь обозначает надежду на воскрешение после смерти и опору, которую вера даёт человеку.