Что значит полная сложная семья
Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики
Что такое семья? Функции семьи
Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки
По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.
Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).
Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него
Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство
Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки
Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.
Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)
Равные возможности супругов
Экономическая самостоятельность и независимость супругов
Отношения основаны на уважении и доверии
Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща
Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей
Уважение к частной жизни членов семьи
Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки
Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.
Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.
Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.
Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156
Задание 2. В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нуклеарная
2) партнерская
3) традиционная
4) многопоколенная
5) демократическая
6) моногамная
Правильный ответ: 34
Задание 3. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
Правильный ответ: 1345
Задание 4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жесткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156
Сложная семья. Взрослые дети и их родители
Сложная семья — это социологический термин, обозначающий расширенную семью, включающую несколько поколений родственников. Как взрослому человеку общаться с родителями, чтобы всем было хорошо? Поговорим о трудностях психологической сепарации, без которой невозможно достижение зрелости.
Вся наша жизнь с момента рождения — путь от слияния с родителями к самостоятельности. С момента перерезания пуповины маленький человек начинает осваивать этот сложный мир. С каждым годом он отвоевывает себе, через известные возрастные кризисы, все больше собственного пространства: с первого шага, с момента, когда он сам держит ложку, идет в детский сад, а потом в школу и заводит своих друзей и секреты. Наконец, наш человек начинает работать и обеспечивать свои насущные потребности без помощи родителей, женится или выходит замуж — заводит собственную семью. С этого момента начинается отдельная жизнь, но так случается не всегда. Жилищные проблемы, отсутствие работы, страх или нежелание идти своим путем могут отсрочить наступление зрелости на неопределенный срок, иногда — навсегда.
Отсутствие психологической сепарации от родителей во взрослом возрасте разрушило не одну молодую семью. Всеобщая проблема свекровей и тещ воспета в анекдотах и комических куплетах. Это не только проблема двух хозяек на кухне, это борьба за главное место в душе внуков или соперничество родителя с супругом своего ребенка. Рассмотрим проблему на примере характерного письма.
«Моя мама постоянно критикует меня и мужа, постоянно на негативе. Ей все не нравится, за все она пытается навязать мне чувство вины. Не хочу ссориться с ней, ее не переделать. Но сейчас она сидит с моим ребенком, и я переживаю — учит ее так же мрачно смотреть на жизнь. Норма ли это, что в 60 лет человек полностью разочаровывается в жизни? Что делать?»
Человек в 60 лет таков, каким его сделала жизнь. Он может быть и депрессивным, и критикующим, и вы правы в том, что его не переделать. Примем как данность — человека нельзя переделать без его на то доброй воли. Мы можем переделать только себя — и то в каких-то скромных рамках. Моральное состояние человека — область его личной ответственности. Ответ очевиден: если что-то и делать, то только с собой. Если общение с родителем вызывает сильный дискомфорт, ограничьте это общение. Чтобы не переживать, что бабушка негативно влияет на внуков, не используйте ее как няню. Это очевидный и логичный выход из ситуации, после которого остается всего «ничего» — разобраться с собственной виной, возникающей в общении с родителем. Вина в отношениях с собственными родителями — признак несостоявшейся психологической сепарации.
Читайте также:
Мы не виноваты в сложной жизни наших родителей. Но они способны влиять на нас как никто в жизни, внушая мысль о том, что их благополучие зависит от нашего «хорошего поведения». Уже не зависит. Вложение в детей — это всегда дар, начиная с того, что нам дарят жизнь. Этот дар односторонний — от родителей к детям. Мы передаем этот дар своим детям, а те своим. С тех пор, как мы уходим в самостоятельное плавание и начинаем сами себя обеспечивать, наше общение с родителями из неравного покровительственного должно перейти в партнерское. В равных партнерских отношениях каждая сторона существует в своих границах. На практике это означает, что мы не должны, например, терпеть некомфортное или манипулятивное общение. Для этого учимся прислушиваться к своим чувствам и говорить вежливое «нет» в ситуациях, когда вам не хочется делать того, о чем просят. В партнерском общении главная валюта — уважение. Уважение к своим чувствам в первую очередь, забота о личном комфорте.
Мы не можем повлиять на внутреннее устройство условной критикующей мамы, но мы можем выращивать и пестовать свою независимость — независимость от ее мнения в том числе. Независимость меряется внешними и внутренними факторами. Внешние факторы — это экономическая независимость, позволяющая платить по счетам. Даже если внутренне вы способны быть отдельным человеком со своим мнением, если это не подкреплено материально, то скорее речь идет о бунтующем подростке.
Внутренняя независимость — это способность к проживанию личной неповторимой судьбы, с опорой на собственные чувства и мысли. Если самостоятельно не выходит разобраться в собственных чувствах, найти и отделить их от родительских интроектов, то разобраться в этом поможет психотерапевт.
Доля «сложных» семей за последний век неуклонно снижается. Основные причины этого: урбанизация, развитие рыночной экономики, индустриализация и эмансипация женщин. Переезд из деревень в города, возможность купить жилье в ипотеку и хорошо зарабатывать как мужчине, так и женщине позволяет молодым людям быстро встать на ноги. Однако проживание на собственной территории еще не означает успешной психологической сепарации. Внутренний критик с голосом родителя не умолкает.
«Мне 24 года, а я по-прежнему морально завишу от мнения мамы. Мне важно ее одобрение во всем, но то, к чему бы мне хотелось стремиться, она не поддержит, и я, как хорошая и послушная дочь, не могу оторваться и пытаться жить так, как вижу это я… мои родители постоянно осуждают меня… я живу отдельно, сама себя обеспечиваю».
Одна из важнейших задач человека во взрослом возрасте — перестать опираться на критикующий голос родителя и вырастить внутри свой собственный поддерживающий голос. Основной критерий психологической зрелости — переход от внешнего локуса контроля к внутреннему и опора на личную независимую мораль. В детстве моральным регулятором служит избегание родительского наказания и получение одобрения, во взрослом возрасте мы можем и должны опираться на собственную совесть. Неспособность вырастить собственный внутренний голос и опора на внешний (родительский, начальственный, общественный) приводит во взрослом возрасте к неврозам. Это неспособность получать блага для себя, жертвенная психология, приводящая ко всяким видам личного ущерба типа неспособности получать хорошую оплату за свой труд и многого другого.
Взрослость и зрелость — не одно и то же, иногда возраст приходит один. Понятие зрелости тождественно психологической сепарации от различных внешних мнений, включая мнение наших родителей. Рецепт всем известен, но лекарство горькое. Во‑первых, надо позволить нашим родителям жить их собственную жизнь: без критики, с уважением и принятием. Во‑вторых, надо позволить себе то же самое: опираться на собственные силы и собственный голос совести. Уважение к собственному пути, признание своих ошибок и несовершенства постепенно научит считаться с инаковостью других людей. Позвольте родителям быть такими, какие они есть. Не воюйте, не пытайтесь переделать — это сизифов труд. Позвольте своей жизненной энергии течь в русле созидания собственной, отдельной, временами сложной, но такой интересной жизни.
Чем отличается полная семья от неполной
Содержание статьи
Официальный статус
Официально полной признается семья, в которой совместно проживают и занимаются воспитанием детей оба родителя или лица, их заменяющие. Это значит, что полной семьей смело можно назвать следующие типы семей:
— семьи, где биологические родители детей состоят в официальном браке, проживают совместно и совместно занимаются воспитанием детей;
— семьи, где родители детей состоят в официальном браке, но практикуют «альтернативные» формы семейных отношений, такие как гостевой брак, открытый брак и т.п.;
— семьи, в которых родители не состоят в официально зарегистрированных отношениях, но проживают совместно и вместе занимаются воспитанием общих детей;
— семьи, в которых супруг не является биологическим отцом одного или нескольких детей, но проживает совместно с их матерью и занимается их воспитанием.
— семьи с усыновленными или опекаемыми детьми, в которых статус законного представителя имеют оба супруга.
Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.
Психологические различия
Несмотря на то, что неполные семьи стали теперь совершенно обычным явлением, психологи не считают такую семью семьей полноценной.
Для нормального гармоничного развития личности ребенку необходимо, чтобы его воспитанием занимались как мать, так и отец. Причем, вопреки расхожему мнению, это важно не только для мальчиков, но и для девочек. Видя, как мать и отец строят отношения, как взаимодействуют друг с другом в разных жизненных ситуациях, ребенок получает матрицу взаимоотношений мужчины и женщины, супругов, родителей и детей.
Получая тепло и внимание от отца и матери, ребенок воспринимает всю полноту родительской любви. Известно, что мать любит свое дитя безусловно, просто за то, что оно появилось на свет, а любовь отца – оценочная и требовательная. Он готов радоваться успехам ребенка, гордиться ими, но своими требованиями, советами, наставлениями стимулирует дальнейший рост личности своего чада.
Если воспитанием занимается только мать, ей невольно приходится брать на себя как мужские, так и женские семейные функции, в том числе по отношению к ребенку, а это искажает его формирующееся представление о социальных ролях матери и отца, хозяйки дома и добытчика.
Конечно, если условия в полной семье были неприемлемы, если на мать и ребенка оказывалось психологическое давление, если они подвергались физическому насилию, такой семейный микроклимат можно скорее назвать разрушительным для психики ребенка. И, разумеется, в этом случае ему лучше воспитываться в неполной семье.
Но женщине важно понимать, что для успешного воспитания ребенка, правильного формирования его психики и социальных представлений ей придется приложить гораздо больше усилий, нежели в условиях полной гармоничной и благополучной семьи.
Типы семей: их особенности и характеристики
Типы семей: их особенности и характеристики
Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.
Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.
Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.
I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей:
— моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);
— полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров,при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);
— групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.
Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.
Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.
В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.
II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.
— Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.
— Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.
— Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:
— семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;
— семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;
— семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;
— семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.
III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.
IV. Виды семей по критерию власти
Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).
Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.
В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.
Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.
В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.
В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).
Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.
Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.
V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:
— Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.
— Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.
— Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей
VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:
Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.
Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.
Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.
Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.
VII. Типология семьи по семейному стажу:
— Молодая семья.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.
— Семья среднего супружеского возраста. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.
— Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.
VIII.Типология семьи по составу:
1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья», в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.
2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.
3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:
женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;
мужчина с детьми женится на женщине без детей;
оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.
XI.Под семьей альтернативного типа следует принимать:
— Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.
— Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.
— Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.
— Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.
— Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.
Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.
Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Фотоотчёт о первом этапе фестиваля среди семей «Мы вместе» Фотоотчёт о спортивном фестивале среди семей «Мы вместе» 13 февраля 2018г. в спортивном зале МБДОУ ДС «Радуга» прошел муниципальный этап.
Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.
Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.
Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.