Что значит политика разрядки
Разрядка международной напряжённости
Политика разрядки – это вынужденное сближение политических позиций по ограничению ракетно-ядерного потенциала СССР и США. Процесс разрядки достиг больших результатов, но остановился на новом витке Холодной войны.
Исторические предпосылки «политики разрядки»
Вышедший из-под контроля Москвы Китай заявил претензии на лидерство в третьем мире. Альянс КНР с США представлял серьёзную угрозу СССР. США же в свою очередь не хотели допустить сближения Западной Европы с Советским Союзом. Обе сверхдержавы пришли к идее ослабления накала противостояния для решения более важных внешнеполитических задач. Эта идея ослабления международной напряжённости реально воплотилась в политике разрядки.
Разрядка, как процесс в международных отношениях
Широко разрекламированная в СМИ разрядка международной напряжённости – это политическое явление, направленное на понижение уровня агрессивного противостояния капиталистического и социалистического лагерей. Термин разрядка во внешнеполитическом контексте используется для определения положений взаимодействия в области сокращения вооружений между СССР и США в 70-ё гг. века.
Первая попытка разрядки отношений (1953-1961 гг.)
После смерти И. В. Сталина новые лидеры СССР (Маленков и позднее Хрущёв) предложили Западу политику мирного сосуществования. Советская дипломатия начала отход от конфронтационности. В 1953-1954 гг., во многом, благодаря усилиям США и СССР закончились войны в Корее и Индокитае. СССР нормализовал отношения с Югославией, ФРГ и Японией.
Предпосылки разрядки
Преодолев кризис, США и СССР не отказались от своих геополитических интересов во всём мире. На политические давили военно-промышленные комплексы обеих стран, уже почувствовавшие вкус в гонке вооружений. Масла в огонь вражды подлила Вьетнамская война с прямым участием США и опосредованно СССР. Новый тупик в международной политике опять назрел, требовалось разрядить ситуацию. США подталкивали к разрядке факторы:
СССР разрядка была нужна из-за:
Осознания опасности нарастания застойных явлений в социально-экономической, политической и духовной жизни в СССР.
Необходимости корректировки дисбаланса промышленности от группы «А» (в основном военно-промышленный комплекс), к группе «Б» (производство товаров народного потребления).
Ухудшения отношений с КНР и рисках оппортунизма в европейских странах социалистического лагеря (Чехословакия, Албания и др.).
Сложившаяся ситуация открыла «окно возможностей» для СССР и США существенно уменьшить опасность третьей Мировой войны.
Развёртывание реальных процессов политики разрядки
Договорная база разрядки напряжённости охватывала краеугольные сферы международного сотрудничества:
Договор между Великобританией, СССР и США.
Переговоры делегаций СССР – США в Хельсинки
17 ноября – 22 декабря 1969 г.
Договор между СССР и ФРГ.
2 августа 1970 года
Признание европейских границ.
Договор между СССР, США, Великобританией и Францией
3 сентября 1971 года
Закрепление статуса Западного Берлина.
Соглашение между СССР и США
30 сентября 1971 года
Уменьшение опасности советско-американской ядерной войны.
Договор между СССР и США
Ограничение советских и американских систем ПРО.
Предварительный договор между СССР и США
ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений).
Бессрочное соглашение между СССР и США
Договор между СССР и США
Ограничение испытаний ЯО под землёй.
ОСВ-2 (контроль за сокращением ядерного оружия).
Введение Советским Союзом войск в Афганистан
Формальный повод для свёртывания политики разрядки международной напряжённости.
Стабилизация системы международных отношений
Разрядка международной напряжённости имела развитие в Хельсинском процессе, стабилизировавшем все прошлые достижения на общей договорной основе. 32 страны (Европы и США) приняли участие в подготовке, проведении Общеевропейского форума. Переговорный процесс в рамках совещания проходил с ноября 1972 года и закончился подписанием всеми участниками процесса, Заключительного Акта совещания 1 августа 1975 года.
Процесс стабилизации системы межблоковых и межгосударственных отношений выражался так же в:
В Венских переговорах между представителями ОВД и НАТО об обоюдном сокращении войск и вооружения в Европе.
Создание 1 июля 1973 г. и эффективная работа Трёхсторонней комиссии по диалогу Западной Европы, США и Японии.
Впервые в XX веке принцип «статус-кво» признан на международном уровне.
Таким образом, в мире сложилась цельная система стабильности, сочетавшая внутри себя элементы, как сотрудничества, так и регулируемой конфронтации.
Противоречия и кризис разрядки международной напряжённости
После договорённостей по Европе в советско-американских отношениях особую остроту стали приобретать проблемы остального мира. СССР и США столкнулись в зонах, где их интересы пересекались:
Ближний Восток, «Африканский рог» (Сомали, Эфиопия) и Южный Йемен;
СССР обозначил своё присутствие в южной Африке (Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик);
Помощь властям в Никарагуа и просоветским группировкам в других странах.
Налаживание отношений Японии и Китая под эгидой США (американо-китайская дружба против СССР);
Помощь СССР афганской революционной власти.
Советско-американское сотрудничество застопорилось с приходом в 1977 г. Д. Картера к власти. Белый дом решил дозировать процесс разрядки. Подписание ОСВ-2 затягивалось, а потом ещё и не ратифицировалось. Чрезмерно раздувался вопрос о правах человека, оправдывавший вмешательство во внутренние дела СССР. Москва была раздражена и после введения ограниченного контингента советских войск в Афганистан политика разрядки закончилась, продолжилась Холодная война.
Итоги, последствия и историческое значение «политики разрядки»
Карибский кризис 1962 года – это верхняя точка противостояния СССР и США во второй половине XX века. Он показал всем сложность и взаимозависимость мира в ядерную эпоху. Силовое решение международных проблем создаёт опасность глобальной ядерной катастрофы.
Основные события политики разрядки приходятся на 70-ё годы XX века. Всему миру было продемонстрированы возможности партнёрских отношений СССР – США. Достижения были велики, но плодотворное сотрудничество привели к кризису:
Полная политическая, экономическая и особенно идеологическая несовместимость социализм и капитализма;
Отсутствие всестороннего систематического диалога между сверхдержавами;
Постоянная периферийная конфронтация, региональные конфликты и локальные войны;
Отсутствие постоянного контроля за исполнением уже подписанных договоров.
Тем не менее, значение политики разрядки трудно переоценить: во-первых, она уменьшила риск третьей Мировой ядерной войны на уничтожение человечества. Во-вторых, снизила темпы гонки вооружений и, в-третьих, создала благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений между Западом и Востоком. Однако разум недолго торжествовал, в конце 1970-х годов снова возобладали стереотипы Холодной войны.
РАЗРЯДКА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Политика сверхдержав (США и СССР) и их союзников в 1970-е гг., направленная на нормализацию отношений между ними.
Предпосылки разрядки
В середине – второй половине 1960-х гг. существовавшая на тот момент биполярная система мира стала претерпевать существенные изменения. Карибский кризис 1962 г., поставивший мир на грань ядерной войны, заставил обе сверхдержавы стремиться к недопущению таких ситуаций в дальнейшем. Кроме того, между СССР и США к этому времени складывался паритет в области ракетно-ядерных вооружений. В мире стали возникать новые центры силы. Китайская Народная Республика стала проводить собственный внешнеполитический курс без оглядки на СССР. Безусловно, в интересах Москвы было не допустить формирования альянса Вашингтона и Пекина. С другой стороны, Соединенным Штатам было важно пресечь наблюдавшуюся в странах Западной Европы тенденцию, направленную на улучшение отношений с СССР без контроля со стороны Вашингтона. СССР стремился оставить в неприкосновенности (а по возможности и расширить) сферу своего влияния, Вашингтон же с помощью политики разрядки рассчитывал на ослабление связей стран социалистического содружества с СССР. Все эти факторы привели в начале 1970-х гг. к ослаблению международной напряженности.
Улучшение советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Договоры по ПРО и ОСВ-1
Активизация контактов советского и американского руководства началась в 1971 г. Помимо предотвращения ядерной войны и ограничения стратегических вооружений, на повестке дня стояли такие вопросы, как региональные конфликты, включая положение на Ближнем Востоке, и проведение общеевропейского совещания по безопасности. В 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Москву. Итогом этого визита стало подписание документа под названием «Основы взаимоотношений между СССР и США».
В нем была подтверждена общая позиция сторон, согласно которой единственной альтернативой ядерной войне является мирное сосуществование. Отношения между двумя сверхдержавами, подчеркивалось в документе, должны быть основаны на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Руководители СССР и США взяли на себя обязательства прилагать совместные усилия не только в сфере предотвращения военной конфронтации, но развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры.
Первым конкретным шагом в области ограничения гонки вооружений стало подписание Р. Никсоном и Л. Брежневым 26 мая 1972 г. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Согласно Договору по ПРО, обе сверхдержавы взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось прикрыть системами ПРО по два района (столицу и одну базу мобильно-наземного базирования) с радиусом размещения противоракет не более 150 км и с их количеством в каждом районе не более 100. Договор носил бессрочный характер, однако в 2002 г. США вышли из него в одностороннем порядке.
Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и пусковые установки ракет, размещенных на подводных лодках. На тот момент по количеству боезарядов на стратегических носителях США превосходили СССР более чем в два раза (5700 против 2500), поэтому Вашингтон пошел Москве на уступки, согласившись на превосходство СССР по межконтинентальным баллистическим ракетам и по баллистическим ракетам подводных лодок. СССР и США создали постоянную консультативную комиссию для содействия осуществлению целей соглашений об ограничении стратегических вооружений.
Дальнейшее укрепление советско-американских отношений
После подписания договоров по ПРО и ОСВ-1 позитивные изменения в отношениях между Москвой и Вашингтоном продолжили нарастать. В июне 1973 г. Л. Брежнев нанес визит в США. Там было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны, согласно которому обе сверхдержавы обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны или ее союзников. В 1974 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО, согласно которому только один район в каждой из держав мог быть защищен противоракетной обороной. СССР выбрал в качестве такого района г. Москву, а США базу для запуска своих межконтинентальных баллистических ракет в штате Северная Дакота.
Одним из важных вопросов, который предстояло решить Москве и Вашингтону, стало заключение постоянного договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Общие принципы будущего соглашения были определены на очередной встрече Л. Брежнева с президентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. Новый договор должен был установить одинаковые пределы для общего числа носителей стратегических вооружений (2400 единиц с каждой стороны). Переговоры по этому вопросу продолжались до конца 1970-х гг. СССР и США достигли прогресса и в рамках сотрудничества в политической сфере: в частности, это касалось проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Позитивным итогом развития торгово-экономических связей двух стран стало советско-американское соглашение о торговле, заключенное в 1972 г. Но реализовать это соглашение не удалось, поскольку члены конгресса США потребовали взамен упростить режим выезда советских граждан за рубеж. Благодаря т.н. «поправке Джексона-Вэника» торговое соглашение между США и СССР так и не было реализовано на практике.
Тем не менее, советско-американское сотрудничество развивалось и в других сферах, в частности, в сфере культуры и науки. Благодаря политике разрядки удалось воплотить в жизнь советско-американский космический эксперимент – стыковку советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон» на орбите в июле 1975 г. Происходило расширение культурных связей между двумя странами: обмен художественными выставками, организация гастролей театральных коллективов.
Политика разрядки в Европе. Двустороннее сотрудничество европейских стран. Хельсинкский процесс
На европейском континенте к концу 1960-х гг. одной из основных являлась проблема безопасности. Во-первых, противостояние между двумя военно-политическими блоками – Организацией Варшавского договора (ОВД) и Североатлантическим альянсом (НАТО) – не способствовало укреплению стабильности на континенте. Еще одной проблемой было отсутствие мирного договора с Германией по итогам Второй мировой войны, что означало отсутствие международно признанных границ между европейскими государствами. Существование ФРГ и ГДР, двух германских государств с различным политическим строем, также являлось поводом для противоречий. Власти ФРГ претендовали на роль объединительного центра для всех немцев и отказывались поддерживать дипломатические отношения со странами, признавшими ГДР. Кроме того, в Бонне считали Западный Берлин частью своей территории, с чем были не согласны в СССР.
В этих условиях началу разрядки на европейском континенте способствовали отдельные европейские страны по обе стороны «железного занавеса». В 1966 г. появилась т.н. Бухарестская инициатива. В Декларации, принятой Политическим консультативным комитетом ОВД в Бухаресте содержался призыв к организации общеевропейского совещания, посвященного вопросам безопасности. С другой стороны, многие страны Западной Европы стремились к большей независимости от США и укреплению своих позиций как независимых игроков на мировой арене.
Одной из таких стран была Франция во главе с президентом Ш. де Голлем. В 1966 г. Франция объявила о выходе из военной организации НАТО, и в том же году Ш. де Голль посетил с официальным визитом СССР, в ходе которого речь шла о снятии напряженности в двухсторонних отношениях. В те же годы меняется и политика ФРГ. В 1969 г. к власти в Западной Германии приходит коалиция социал-демократической партии и партии свободных демократов. Новый канцлер ФРГ В. Брандт считал необходимым ослабление конфронтации между восточным и западным блоками.
Разрядка в Европе проходила в нескольких форматах. Одним из них был формат двусторонних отношений. Во время упоминавшегося визита Ш. де Голля в СССР в 1966 г. было подписано несколько двусторонних документов, в том числе Протокол о политических консультациях, в которых конкретизировались области сотрудничества двух стран в международных вопросах. В 1972 г. аналогичный протокол с СССР подписала Италия, в 1975 г. Великобритания, а в 1976 г. Дания. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор, согласно которому признавались нерушимыми границы между ФРГ и ГДР. Аналогичные договоры ФРГ заключила с ГДР,
Польшей и Чехословакией, а также установила дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией. Таким образом, послевоенные границы в Европе получили частичное правовое оформление.
Предпосылки кризиса разрядки. Договор ОСВ-2.
На вторую половину 1970-х гг. приходится активизация советской внешнеполитической активности. СССР оказывал активную поддержку режимам в некоторых странах третьего мира, оказывал им военную и экономическую помощь (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Афганистан). Кроме того, СССР произвел оснащение советских стратегических ракетных сил боеголовками с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, а с 1977 г. в западных районах СССР были размещены ракеты средней дальности РСД-10 (SS-20). Производилось дальнейшая переброска в места расположения советских войск в Европе новейшей бронетанковой и авиационной техники. Все эти меры формально не нарушали подписанные СССР международные соглашения, но воспринимались странами западного блока как желание Москвы изменить в свою пользу существующее равновесие сил. В свою очередь США также осуществляли шаги, направленные на ослабление позиций СССР в мире, начиная от поддержки антиправительственных сил в странах, лояльных Москве (к примеру, в Анголе) и заканчивая сближением с Китаем, главным соперником СССР на Дальнем Востоке. Мирный договор между Израилем и Египтом был заключен в 1979 г. под эгидой США без участия СССР, что было нарушением двусторонних договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Недружественным по отношению к СССР шагом стало принятие в 1978 г. решения Совета НАТО о ежегодном увеличении на 3% военных расходов всех стран-участниц блока.
Одним из последних положительных изменений в рамках политики разрядки стала встреча Л. И. Брежнева и президента США Дж. Картера в июне 1979 г. в Вене, в ходе которой был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Договор предусматривал равенство Советского Союза и США по сумме всех компонентов стратегических вооружений. Согласно договору, количество стратегических носителей было ограничено до 2400 единиц, а к 1981 г. планировалось сократить их до 2250 единиц. Вводились ограничения на количество ядерных зарядов, устанавливаемых на баллистических ракетах. Обе стороны обменивались данными о своих ядерных силах.
Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. американская администрация отложила рассмотрение договора ОСВ-2 в сенате США. В 1980 г. новый президент США Р. Рейган сделал ставку на ужесточение противостояния с СССР и провозгласил целью победу в «холодной войне». Период разрядки был завершен.
Политика разрядки. СССР и страны Запада
РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕННОСТИ МЕЖДУ СССР И США
1. ПРИЧИНЫ РАЗРЯДКИ И ЦЕЛИ СТОРОН
Во второй половине 60-х годов обе сверхдержавы нуждались в некоторой передышке и перегруппировке сил. СССР и США стремились сохранить свое преобладание в биполярной системе международных отношений. В то же время они пытались выработать какие-то «правила игры», не допустить втягивания в новый серьезный международный кризис типа Карибского, избежать угрозы возникновения ядерной войны. Сложившееся соотношение сил делало невозможной победу одной из сверхдержав в вооруженном конфликте. Каждая из сторон стремилась «переиграть» другую, получить в процессе разрядки политические преимущества. Желательно было ограничить разорительную гонку стратегических вооружений. При этом советское руководство добивалось установления подлинного стратегического паритета и его признания Вашингтоном, а американское — сохранения своего технологического отрыва от СССР. Его демонстрацией стала первая в истории человечества экспедиция американских астронавтов на Луну в июле 1969 года.
После отстранения от власти Н. Хрущева в октябре 1964 г. Кремль стал проводить более осторожный и реалистичный курс на международной арене. Разрядка призвана была содействовать закреплению сложившегося территориально-политического устройства в Европе и признания Западом господства СССР в его сфере влияния. В начале 70-х годов важным стимулом к разрядке стало наметившееся сближение США с Китаем. В сложившейся ситуации Москва была заинтересована в установлении стабильных советско-американских отношений.
В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду (30 марта 1971 г.) подчеркивалось: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная (с.194) линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними». Правда, при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой борьбы.
Что касается Соединенных Штатов Америки, то они также стремились сохранить роль «балансира» в системе международных отношений при некотором свертывании своих военных обязательств. Отсюда их готовность договориться с Москвой о контроле над вооружениями — выработать новые «правила игры». Необходимо было уменьшить угрозу ядерной войны между США и СССР, создать политический механизм «взаимного сдерживания».
Вашингтон хотел бы получить передышку в жестком противостоянии с Советским Союзом для борьбы за сохранение социально-политического статус-кво. При этом американское руководство рассчитывало использовать разрядку в отношениях с СССР, чтобы найти достойный выход из вьетнамской войны и решить другие региональные проблемы на приемлемых для Вашингтона условиях. Тем самым можно было бы улучшить внутриполитическую ситуацию в стране.
Осуществляя разрядку международной напряженности, руководство США стремилось не допустить расшатывания системы союзов Запада, не дать американским союзникам в Европе обойти заатлантического партнера в налаживании сотрудничества с Москвой. При этом Вашингтон рассчитывал на «размягчение» социалистического содружества, на ослабление солидарности социалистических стран с Советским Союзом и на постепенную либерализацию их внутренних порядков.
Новый курс американской администрации в международных делах отразился во внешнеполитических посланиях президента Ричарда Никсона конгрессу. В первом таком послами (18 февраля 1970 г.) отмечалось, что «существующий баланс ядерной мощи диктует необходимость делать главный упор на переговоры, а не на конфронтацию». В четвертом послании Никсона (3 мая 1973 г.) также говорилось, что, хотя США и СССР «продолжают вести соревнование, тем не менее, конфликт между ними уже не может быть разрешен с помощью достижения победы в классическом смысле этого (с.195) слова. Мы вынуждены сосуществовать. Понимание этой реальности является краеугольным камнем американской политики, начиная с 1969 года».
Осознание необходимости полнокровного сосуществования и привело к разрядке напряженности между СССР и США.
3. ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРЯДКИ
Срыв реализации советско-американского торгового соглашения стал одним из показателей трудностей разрядки. Каждая из сторон стремилась в ходе разрядки укрепить свои собственные позиции, добиться для себя некоторых преимуществ. При этом США не готовы были воспринимать Советский Союз как равного партнера. В обмен на признание паритета в области стратегических вооружений между двумя сверхдержавами Вашингтон добивался от Москвы согласия на сохранение социально-политического статус-кво, включая «третий мир». Советское руководство трактовало разрядку совершенно по-другому — как наращивание преимуществ СССР и укрепление позиций социализма. Отсюда возможность конфликтов, и в первую очередь в зоне развивающихся стран, вступивших в новый этап освободительной борьбы. Укрепление влияния Советского Союза в Анголе, Мозамбике, Сомали, затем в Эфиопии болезненно воспринималось в Соединенных Штатах. В связи с событиями в Анголе (вмешательством Кубы и СССР в гражданскую войну в этой стране с участием ЮАР) Г. Киссинджер выдвинул тезис о том, что «советская способность проецировать силу» достигла качественно нового уровня, и призвал конгресс поддержать новые военные ассигнования для отражения советской угрозы.
Разрядка не отменила соперничества двух стран в наращивании ракетно-ядерных потенциалов. При этом США делали ставку на сохранение своего технологического преимущества, на создание новых более совершенных компонентов стратегической триады, на качественное улучшение систем управления войсками. СССР преодолел отставание в производстве ракет с РГЧ ИН и стремился обойти США, разрабатывая новые усовершенствованные ракеты среднего радиуса действия. Завершение подготовки нового договора ОСВ-2 становилось еще более трудным делом.
Разрядка напряженности сопровождалась серьезными сдвигами в международно-политическом положении. С признанием де-факто Китайской Народной Республики в 1972 г. Соединенные Штаты получили возможность разыгрывать против Советского Союза «китайскую карту», что существенно изменило расстановку сил в АТР и на международной арене в целом.
В период разрядки США закончили войну во Вьетнаме, пойдя на заключение Парижских соглашений 1973 года. Тем самым одна из тактических задач Вашингтона была выполнена. (с.202) Соединенные Штаты могли активизировать свою внешнеполитическую активность по другим направлениям. Совершенно другие выводы сделало советское руководство. Оно сочло фактическое поражение американцев во Вьетнаме свидетельством серьезного ослабления мощи Соединенных Штатов. К этому прибавился Уотергейтский скандал и вынужденный уход Никсона с поста президента в августе 1974 года. США выглядели ослабленными и растерянными. Тем самым Советский Союз, по мнению Кремля, получал возможности успешно конкурировать с Соединенными Штатами в глобальном масштабе. К этому прибавлялись возросшие финансово-экономические возможности Советского Союза в результате нефтяного кризиса 1973 г. и резкого роста мировых цен на энергоресурсы.
Углубление разрядки встречало в Вашингтоне и Москве возраставшее сопротивление ее противников. В обеих странах политика разрядки наталкивалась на противодействие влиятельных группировок: военно-промышленного комплекса, военных, ортодоксальных идеологов. Характерно, что Л. Брежнев с большим трудом уговорил членов Политбюро ЦК КПСС принять его договоренности с президентом Дж. Фордом по принципам договора ОСВ-2, достигнутые во Владивостоке в ноябре 1974 года.
Результатом давления сторонников жесткой линии стало решение Форда в 1975 г. заменить в своей риторике термин «разрядка» лозунгом «мир с позиции силы». Дальнейшие переговоры по разработке договора ОСВ-2 фактически были прерваны. С началом в Соединенных Штатах подготовки к президентским выборам 1976 г. разрядка стала объектом все более резких нападок. Так, Дж. Уоллес, добивавшийся выдвижения своей кандидатуры от демократической партии, на одном из предвыборных митингов заявил: «Когда я был боксером, я твердо усвоил: как только устроишь себе разрядку, сразу же оказываешься в нокауте. Пока мы тут с русскими «разряжаемся», они захватывают весь мир». К концу 1975 г. появлялось все больше признаков того, что разрядка в отношениях между СССР и США в том виде, как она осуществлялась, себя исчерпала.
Правда, разрядка не сводилась только к отношениям между двумя сверхдержавами. Она повлияла на ситуацию в ряде регионов, в частности, в Европе. (с.203)
СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗРЯДКИ
1. РАЗРЯДКА В ЕВРОПЕ
Одной из приоритетных целей советского руководства в процессе разрядки являлось закрепление сложившегося территориально-политического положения в Европе. При этом имелось в виду международно-правовое оформление нерушимости сложившихся в Европе границ, признание факта существования двух германских государств. Стабильность в Европе приобретала для Москвы особое значение в связи с ухудшением советско-китайских отношений и ростом напряженности на дальневосточных рубежах СССР. Советский Союз готов был договориться о мерах по уменьшению опасности военного столкновения в Европе, но лишь при сохранении сложившегося в Старом Свете соотношения вооруженных сил, которое характеризовалось заметным преимуществом СССР в области обычных вооружений. Москва стремилась также в процессе разрядки сделать менее прочными связи Западной Европы с Соединенными Штатами Америки, ослабить атлантическую солидарность.
Отношение руководителей ведущих стран Западной Европы к разрядке напряженности было двойственным. С одной стороны, им импонировала идея сделать общую военно-политическую ситуацию в Старом Свете более стабильной и предсказуемой, уменьшить потенциальную угрозу вооруженного конфликта в Европе. При этом хорошо было бы расшатать социалистическое содружество, «размягчить» режимы в странах социализма. С другой стороны, среди европейцев были распространены опасения того, что разрядка выльется в соглашение между СССР и США за их счет, что Европа станет жертвой «новой Ялты». Поэтому лидеры государств Западной Европы выступали за разрядку, но только с их участием, с полным учетом их интересов. (с.206)
Разрядка напряженности в Европе фактически основываюсь на взаимном признании раздела континента на Восток и Запад, принятии господства СССР в его сфере влияния. Обе стороны сознавали невозможность изменения силой сложившегося положения. Отсюда определенная стабилизация ситуации в Старом Свете, смещение конфликтов и кризисов холодной войны в другие регионы. Конечно, оставалось стремление «переиграть» соперника, добиться политических преимуществ. Тем не менее, появились реальные возможности для укрепления европейской безопасности и налаживания общеевропейского сотрудничества.
В отчетном докладе генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева XXV съезду партии в феврале 1976 г. отмечалось: «Прежде всего о Европе. Здесь изменения в направлении разрядки напряженности и укрепления мира, пожалуй, особенно ощутимы». Особо остановившись на развитии отношений с Францией и ФРГ, докладчик продолжал: «В целом наши отношения с западноевропейскими странами можно оценить положительно. Это касается и отношений с Англией и Италией. Мы ценим и стремимся развивать и обогащать также традиционно добрососедские отношения с Финляндией, связи со скандинавскими странами, Австрией, Бельгией и другими государствами Западной Европы».
Разрядка в отношениях между СССР и США создавала необходимые предпосылки для решения ряда европейских проблем, западноевропейские союзники Соединенных Штатов получали больше возможностей для внешнеполитического маневра. Первой из стран Западной Европы по пути разрядки пошла Франция.