Что значит политические причины

§ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Вместе с тем изменился характер государственных расходов.

Изменения в избирательной системе и направлении расходов дополняются изменениями в технике взимания налогов. В течение длительного времени налоги были пропорциональными, налоговая ставка была стабильной и размеры налога можно было изменить только так, что затрагивались интепесы всех категорий налогоплательщиков. Начиная с XX века налоговая техника постепенно развивалась, и сейчас налоговое бремя можно возложить на небольшое меньшинство богатых граждан, чье влияние на выборы в связи с их незначительной численностью весьма ограниченно. Несомненно, налоговое бремя не ложится только на это меньшинство граждан. Вся нация несет бремя повышения налогов, связанных с ростом расходов. Но это делается посредством косвенных налогов.

Современная налоговая техника широко использует косвенные налоги, то есть то, что называют «налоговой анестезией». Налогоплательщики уплачивают эти налоги незаметно для себя и поэтому без особого огорчения, так как налог включается в стоимость товаров и услуг. Граждан не жалуются на дороговизну жизни, чаще всего не замечая, что это связано с налоговым бременем. В этих условиях депутаты не колеблются, принимая решения о расходах, которые с точки зрения их избирательной политики будут для них выгодны, зная, что эти расходы будут покрываться за счет налогов на незначительное меньшинство избирателей либо за счет косвенных налогов, которые масса граждан не чувствует благодаря «налоговой анестезии».

до того, как его начинают использовать. Все это требует постоянных усилий по его обновлению.

Необходимо отметить, что политика перераспределения национального дохода по каналам бюджета также влечет за собой рост государственных расходов. Когда распределение национального дохода предоставлялось действию естественных экономических законов независимо от справедливости этого распределения, не было надобности во вмешательстве бюджета. Б настоящее время всевозрастающая часть национального дохода проходит через бюджет, играющий роль фильтра и обеспечивающий перераспределение средств в соответствии с принципами, которые считаются более справедливыми. Эти расходы по перераспределению доходов, неизвестные ранее, значительно увеличивают общую сумму государственных расходов. Они представляют собой сегодня треть всех расходов по закону о финансах. Наконец, стремление государства и государственных организаций финансировать наибольшую часть капиталовложений дополняет обычные расходы все более отягощающими бюджет капитальными затратами.

В заключение можно сказать, что причины роста государственных расходов настолько многочисленны и настолько серьезны, что закон Вагнера ни в коей мере не отменяется. Необходимо также с известной мерой скептицизма принимать любые официальные заверения и обещания по сокращению государственных расходов.

Недостаточно, однако, лишь установить причины роста государственных расходов. Нужно также рассмотреть, какими могут быть последствия этого явления.

Источник

политические причины

Смотреть что такое «политические причины» в других словарях:

Причины австро-прусско-итальянской войны — Содержание 1 Попытки объединения Германии 1.1 Рейнский союз 1.2 Германский союз … Википедия

Политические заключенные современной России — Политический заключённый лицо, задержанное, находящееся в следственных изоляторах или в тюремном заключении, а также направленное на принудительное лечение, в деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция… … Википедия

Политические узники — Политический заключённый лицо, задержанное, находящееся в следственных изоляторах или в тюремном заключении, а также направленное на принудительное лечение, в деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция… … Википедия

Причины Австро-прусско-итальянской войны — Основная статья: Австро прусско итальянская война Содержание 1 Попытки объединения Германии 1.1 Рейнский союз 1.2 … Википедия

Политические протесты на Олимпиадах — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… … Википедия

Причины Первой мировой войны — Объявление Первой мировой войны. «Мы, Вильгельм, милостью Божьей, император Германии, ко … Википедия

причины заимствования экстралингвистические — 1) экономические (банк, брокер, клиринг); 2) политические (спикер, парламент); 3) культурные (битник, кино, шоу мен); 4) технологические (ноу хау, компьютер); 5) бытовые (джинсы, джемпер) и т.п … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

причины заимствования экстралингвистические — 1) экономические (банк, брокер, клиринг); 2) политические (спикер, парламент); 3) культурные (битник, кино, шоу мен); 4) технологические (ноу хау, компьютер); 5) бытовые (джинсы, джемпер) и т.п … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Партии политические — (лат. pars часть) институт государственного, именно конституционного права. Этим именем обозначаются более или менее значительные группы людей, имеющих общие политические идеалы, стремящихся к одним и тем же политическим реформам и организованных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Центр политические партии — название политической партии, иногда нескольких политических партий в парламенте, которые занимают место между правой (см.), обыкновенно консервативной, и левой (см.), обыкновенно либеральной, радикальной, социалистической. Название партии… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чешские политические партии — Единая Ч. национальная партия, отстаивавшая права Ч. народности в венском рейхсрате и в ландтагах Богемии, Моравии и Силезии с самого начала конституционной жизни Австрии, в конце 1870 х гг. распалась на более консервативных старочехов (см.) и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Политическая причина

Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, то есть обеспечения своего функционирования, а еще и как инструмент социальной или экономической полити-ки. [1]

Политические причины сопротивления изменениям связаны с перераспределением власти при структурных и культурологических изменениях в организации. В случае значительных структурных изменений перед руководителями различных уровней всегда стоит вопрос: кто и в какой степени будет привлечен к принятию управленческих решений в новой ситуации. [2]

Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит социальную и экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, уклонением от уплаты налогов оказывают определенное противодействие намерениям государства. [3]

К политическим причинам победы оппортунизма следует прибавить поощрение правительствами оппортунистов для борьбы против революционных настроений и действий. В ряде стран, часто по инициативе властей ( вроде зубатовщины в России), создавались особые союзы, противопоставляемые рабочим организациям, как, например, желтые профсоюзы в Германии. [4]

Хотя по политическим причинам большая часть этих документов не получила официального одобрения законодателей, их появление очень важно, поскольку закладывало основы решения самых острых и сложных проблем реформирования социально-экономической системы России в дальнейшем. То есть исполнительная власть теперь имеет достаточно ясное представление о конкретных направлениях своих действий в соответствующих областях. [6]

Хотя по политическим причинам большая часть этих документов не получила официального одобрения законодателей, их появление очень важно, поскольку закладывало основы решения самых острых и сложных проблем реформирования социально-экономической системы России в дальнейшем. То есть исполнительная власть теперь имела достаточно ясное представление о конкретных направлениях своих действий в соответствующих областях. [7]

Но наряду с политическими причинами проблема неплатежей имеет и чисто экономические причины, связанные с проблемами ценообразования и налогообложения газовой промышленности. Если цены газа, экспортируемого в дальнее зарубежье, формируются в основном рыночными силами, то уже для ближнего зарубежья они ( как и обьемы неплатежей) устанавливаются под сильным влиянием политических факторов, а назначаемые государством внутренние цены на газ являются одним из немногих средств проведения той или иной экономической политики. [10]

Приостановление ( обычно по политическим причинам ) торговых операций между государствами. Термином обозначают также правительственный эдикт, запрещающий заход в свои порты либо выход из них судов, плавающих под флагом определенной страны. [11]

Однако после революции общепризнанная теория налогов ввиду политических причин была подвергнута такому искажению, что впоследствии отбросило развитие науки в этом направлении на много лет назад. И только недавно стали возрождаться дискуссии о построении налоговой системы. Они идут по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, места и роли налогов в государственном регулировании экономики, взаимодействия налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое моделирование налоговых систем. [13]

Толкование неосуществимости в смысле трудной осуществимости по политическим причинам он определенно отклоняет. Он отвечает на вопрос прямо в смысле экономической невозможности. [14]

Источник

Политические причины

4.2. Политические причины

Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем уклонения от уплаты налога оказывают определенное противодействие господствующей группе, классу.

Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. для обеспечения своей функции, но и как инструмент социальной или экономической политики.

Примером использования налогов, как инструмента социальной политики может быть такой пример: класс, стоящий у власти, использует налоги для подавления другого класса – не властвующего. Уклонение от налогов выступает как форма сопротивления такому подавлению.

Как инструмент экономической политики использование налогов проявляется в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике, и, наоборот, понижают налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые с целью их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, где налоги повышены, стараются уклонится от их уплаты. Цель – сохранение отрасли или предприятия в целом, определенный протест или противодействие господствующему классу, а может быть просто корысть.

Как уже говорилось, доля «теневого» оборота достигла в нашей стране 40% легального. Кроме того, 50% всех зарегистрированных предприятий сдают нулевые балансы, т.е. вообще не платят налоги. 1 Но другие их платят, расстаются в качестве налогов с частью заработанной прибыли. В результате в руках у части так называемых «нелегалов» сосредоточены колоссальные средства (по некоторым данным они составляют годовой российский бюджет). Имея в своем распоряжении такие огромные деньги, их хозяева способны оказывать не только экономическое влияние, но, и политическое. Причем последствия последнего довольно опасны и совершенно непредсказуемы.

С. Бурков сделал интересное замечание в отношении нестабильности нашего общества и экономической политики государства «парадоксально, но факт: параметры основного экономического документа года в очередной раз ставятся в зависимость не от возможностей использования научно-технического потенциала России, а от мировых цен на энергоносители». Средства, сосредоточенные в руках «теневиков», не просто лишают доходную часть бюджета существенной подпитки, ставят его в жесткие рамки экономии средств (в том числе на социальных программах), не дают возможности вкладывать средства в развитие отраслей материального производства, ставят в зависимость от курса доллара и мировых цен на нефть.

Как же выявить и заставить работать скрытые от налогообложения доходы? Как заставить лиц, скрывающих свои доходы, заявить о своих фактических доходах и о наличии у них имущества, подлежащего налогообложению?

В обществе все громче звучат голоса, требующие ужесточения борьбы с преступностью, в том числе и экономической, более эффективной работы по возврату преступно нажитого капитала. Ярким примером эффективности мер уголовной репрессии является операция «Чистые руки» в начале 90-х годов Италии. В результате «чистки», покончившей с невиданной для цивилизованного государства коррумпированностью власти, «выпали из оборота» 80 процентов итальянских политиков и фактически прекратилась деятельность крупных партий.

Юридической общественностью активно обсуждается проект постановления об объявлении так называемой экономической амнистии. 1 Амнистировать в общем смысле этого слова означает простить и забыть. Но речь идет о прощении тех, кто выполнит условия, предложенные ему Государственной Думой, так как именно к ее ведению согласно ст. 103 Конституции РФ относится объявление амнистии.

Одним из приемлемых вариантов экономической амнистии является распространение ее на тех лиц, которые скрывали доходы от налогообложения. Условием является заявление этих лиц о своих фактических доходах, о наличии у них имущества и уплата налогов по нынешним ставкам, а не по тем, которые были установлены в прежние времена и считались несправедливо завышенными. Хотя вряд ли такое решение будет справедливым в отношении лиц, исправно плативших налоги.

Следует заметить, что речь может вестись лишь о тех средствах, которые не были незаконно получены, но были незаконно удержаны, т.е. не уплачены в качестве налога. Проектом постановления об амнистии предполагается, что по незадекларированным средствам в период действия амнистии возбуждение уголовных дел производится на общих основаниях. Означает ли это, что если то или иное лицо заявило о нахождении у него имущества, не указав при этом, как оно приобретено, уголовное дело против него возбуждаться не должно? А если затем выяснится, что задекларированное имущество похищено либо получено в качестве взятки, то почему вор и взяточник не должен нести ответственность за преступление, в результате которого незаконно обогатился? Интересная мысль высказывается в отношении физических лиц, заявивших о наличии у них имущества, полученного не установленным путем: они в полном объеме выполняют налоговые обязательства, установленные законодательством, а также на три года кредитуют Правительство России двадцатью процентами суммы заявленного имущества посредством помещения этих 20% на счет в уполномоченном банке.

А вот еще некоторые возможные положительные моменты проведения амнистии:

добровольно возвращается значительная часть средств обществу и государству;

ограничение теневой экономики не подлежит чисто административному регулированию, эта область регулируется только экономическими методами;

легализация неофициальных доходов граждан способствует увеличению доходной части бюджета и инвестиций в экономику. 1

Все понимают, что необходимость принятия такого нормативного акта об амнистии назрела, но возникает слишком много вопросов ввиду неопределенности и двойственности применения амнистии. Прежде чем принять решение по этому вопросу необходимо взвесить все «за» и «против», принять во внимание как моральные, так и политические аспекты, определить экономический эффект, попытаться спрогнозировать последствия. В 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О проведении налоговой амнистии в 1993 году». Согласно ст. 2 этого Указа, предприятия, учреждения, организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и объявившие до 30.11.1993 г. включительно о своих неуплаченных налогах и налоговых платежах за 1993 г. и предшествующие годы и внесшие их в бюджет в полном объеме, освобождаются от применения санкций. Указом Президента РФ от 21.07.1995 г. № 746 настоящий Указ признан утратившим силу, но интересно было бы узнать экономический эффект от его действия.

Мнение о том, что деньги, пусть и «грязные», должны быть инвестированы в экономику страны и тем самым способствовать ее процветанию, вызывает ряд сомнений. Во-первых, где гарантии, что легализованные доходы обязательно будут инвестированы в российскую экономику? И, во-вторых, допуска преступно нажитые доходы в легальный сектор экономики, мы тем самым способствуем укреплению позиций их владельцев, а, в конечном счете, – криминализации государства в целом.

Так, 20 декабря 1988 г. принята Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», которая позволила устранить принцип соблюдения банковской тайны как причину для отказа предоставить информацию о движении денег. По состоянию на 1 января 1996 г. участниками данной Конвенции были 122 государства (в том числе СССР) и их число продолжает расти.

Усилия по пресечению отмывания денег объединяют и многие крупные финансовые центры: 11 ведущих банков мира инициировали разработку и подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы).

8 ноября 1990 г. в г. Страсбурге заключена Конвенция Совета Европы «Об «отмывании», выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». В ней участвуют 25 государств (в том числе Россия).

Указанные акты выступают в качестве необходимой основы международного сотрудничества и расширяют правовую базу взаимодействия государств в борьбе с легализацией преступных доходов, сотрудничества в деле розыска, ареста, конфискации, недопущения проникновения в легальный оборот, а также возвращения незаконно вывезенных средств из-за рубежа.

Причина ухода в «тень» всегда экономическая: ситуация в стране такова, что бизнесу выгодно уводить средства в теневой оборот. Поэтому и возврат их в легальную экономику может быть обусловлен экономическими мотивами. Максимальная норма прибыли должна достигаться в легальном секторе экономики, а риски при проведении операций в теневом ее секторе должны быть высокими. Механизм возврата средств следует обсуждать только с позиции качественной оценки привлекаемого капитала, чтобы он не имел криминального прошлого и не работал в последующем на укрепление финансовой базы криминальных сообществ. Смогли перевести «туда», смогут и «оттуда».

В нашей стране давно назрела необходимость принятия Федерального закона 1 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Главная цель Закона – своевременное принятие мер по лишению виновных лиц права владеть, пользоваться и распоряжаться доходами от преступной деятельности. Эта тема давно и бурно обсуждается в обществе, в юридических кругах, среди законодателей. Не утихают споры, касающиеся не только отдельных положений проекта Закона, но и определения роли и места его в системе правовых норм, и даже необходимости такой борьбы в принципе.

Сам Закон не предусматривает ни уголовной, ни административной ответственности за деятельность, связанную с легализацией. Суть его – в создании механизма контроля за операциями с денежными средствами и иным имуществом в целях выявления тех из них, что добыты преступным путем. Процесс установления и доказывания преступности или даже незаконности происхождения того или иного имущества, с которым производились операции, выходит за рамки отношений, регулируемых Законом, поскольку относится к компетенции специально уполномоченных на то органов, деятельность которых регламентируется другими законодательными актами. Окончательное решение о преступном происхождении имущества, безусловно, может быть принято только судом. Говоря об ответственности, привлекательно выглядело бы закрепление в Законе права уполномоченного органа на приостановление подозрительных операций на определенный срок, в течение которого может быть принято обоснованное решение.

Сложная судьба этого документа, неоднозначный подход к основным его положениям со стороны заинтересованных ведомств привело к тому, что на Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», принятый еще в 1999 году Президентом Российской Федерации наложено вето, в результате чего мы попали в «черные» списки государств, не предпринимающих никаких мер (как законодательных, так и правоприменительных) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Закон был принят Государственной Думой лишь в 2001 году, причем уже дважды в него вносились изменения. 1

Источник

Политические причины

К ним можно отнести следующие:

— в первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств;

— борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства» В этой борьбе национальный фактор используется без всякого стеснения. Ведется она в условиях фактического отсутствия правил политической «игры» (прежние правила отменены, а правила новые, новая политическая культура еще только начинают формироваться). Поэтому в ряде случаев можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах, несмотря на очевидный ущерб, горе и даже кровь, которые подобные «игры» приносят населению всех национальностей Более того, национальную «карту» порой не без успеха разыгрывают даже откровенно криминальные, мафиозные структуры3.

— на протяжении многих десятилетий в стране происходил процесс огосударствления наций, они создавались без учета реальных потребностей и интересов людей коренной нации и национальных меньшинств.

— «Интернационализм» как один из ведущих принципов марксистско-ленинской идеологии также сыграл отрицательную роль в проведении национальной политики.

Эта тема принадлежит разделу:

Электронный курс лекций: Политология

Электронный курс лекций.. Политология для студентов специалитета..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политические причины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

По темам и видам занятий
Наименование темы Количество учебных часов Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа

Политология как наука и учебная дисциплина
Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формиро­ванию в конце XIX веке самостоя­тельных политологических научных направлений и

Теоретические методы
Теоретические методы представляют собой сложные абстракт­ные конструкции политической реальности и политического пове­дения. Они предназначены для извлечения такого знания о поли­тике, котор

Эмпирические методы
Эмпирические методы (от греч. emperia— опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой

Общенаучные, логические методы
В ходе развития общего науч­ного знания и, прежде всего, в рамках философской традиции сло­жились единые для всех наук методы познания и объяснения объек­тивной реальности. Логические ме

История политических учений
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности- II-I тысячелетию до нашей эры. Эти представления были не политическими идеями, а скорее, мечтами об идеальном го

Древнего Востока
Политические идеи в древнейших государствах мира, а это были государства Востока (Аккад, Ассирия, Вавилония, Египет, Индия и Китай, Персия, Урарту и др.) сохранили фрагментарные суждения об устройс

Древний Китай
Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства — наследственный монарх — одновременно являлся первым жрецом и единственным земле

Древняя Индия
Исходным положением политической мысли в Древней Индиибыло утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). На воп

Политическая мысль античности
Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому. Древ­негреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в

Российская политическая традиция
Развитие политических учений в России имеет ряд особенностей, связанных с историей становления в нашей стране государственности- Наши праотцы создавали свою государственность вдали от западной циви

Современная политическая мысль
Становление любой науки связано с процессом ее институали­зации, т. е. с появлением специальных научных организаций и объе­динений, с созданием системы подготовки кадров. Только в этом случа

Структура и функции политики
В структуре политики выделяются форма,содержание и процесс (отношения). Форма политики — это ее организационная структу

Политика и другие сферы общественной жизни
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но между тем, у политики есть свои границы. Не все явления включают в себя политический компонент. В социоло

Функции идеологии
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная р

Место идеологии в политической жизни общества
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии при­обре

Консерватизм
Консерватизм- это учение, идейно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной жизни и государства, ценностей, воплощенных; в

Основные принципы социал-демократической политики
1. Вопрос о государстве. Демократы считают, что государство может выражать интересы не одного класса, а всех слоев общества, и того кто стоит у власти. Расширение регулирующей роли

Политическая власть
План: 1.Сущность власти: теоретические аспекты и подходы. 2. Структура и функции власти. 3. Специфика политической и государственной власти. 4. Легитимность и

Теоретические аспекты власти
1. ВЛАСТЬ — ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Она возникла из потребности организации жизни общества, необходимости поддержания общественного порядка, понимаемого в самом шир

Специфика политической власти
Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления

Специфика государственной власти
Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. Государст

Легитимность и легальность власти
Легитимность –это обязательный признак признания обществом ее правомерности. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим г

Политическая система общества
1. Политическая система: сущность, структура. 2. Функции политической системы. 3. Типология современных политических систем: общие черты и особенности, тенденции развития.

Институциональная подсистема
Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют п

Функции политической системы
Политическая система характеризуется функциями. Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом). Одна из обще

Политическая система советского типа
После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков1. Во-п

Политическая система постсоветского типа
Современную политическую систему в России можно охарактеризовать как транзитивную или переходную. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились

Понятие государства. Теории происхождения государства
В политологии тема государства является одной из важнейших как по содержанию, так и в структуре учебного курса. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом

Структура государства
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих обще

Признаки государства
Государство имеет свои специфические черты (признаки), отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.). Основные признаки госуда

Функции государства
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезнач

Особенности административно-территориальной организации современных государств1
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных госуда

Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо предс

Признаки правового государства
Понятие правовое государство воплощают следующие политико-правовые признаки: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство права (закона) в общ

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механ

Понятие политического режима
Политический режим (от лат. Regimen- «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и своб

Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм — это полный контроль и

Сущность демократического политического режима
«Демократия» (demos — «народ» и kratos — власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Основные признаки, характеризующ

Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют: прямую, плебисцитарную, представительную демократию. 1. В прямой демократиимежду волей

Партийные системы
Партийная система- это совокупность партий, принимающих участие в политической жизни, борьбе за власть и ее использование, отношений друг с другом, между ними и государством

Общественно-политические движения
Общественно-политические движения (ОПД) представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказа

Политическая элита в России в современный период
Облик нынешней российской политической элиты достаточно пестр. Как полагают эксперты, по крайней мере, половина всех лидеров политических партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов Федерального

Стили и типы лидерства
Политика характеризуется многообразием стилей лидерства. Стили политических лидеров можно классифицировать по различным основаниям: а) по социальной природе лиде

Политическое сознание
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни человека и общества, а также важнейшей составной частью политических отношений. Являясь относительно целостным образованием, п

Уровни и компоненты политического сознания
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Под политическим сознанием понимается совокупность распро

Сущность и функции политической культуры
Политическая культура это: 1. Совокупность исторически сложившихся политических знаний, ценностей, норм, образцов и форм политической деятельности, политических традици

Типы политической культуры1
Существуют и другие типологии политических культур. 1. По режиму власти и характеру управленияговорят о

Особенности российской политической культуры
Политическая культура постсоветской России представляет собой культуру переходного типа. Она состоит из разнородных политических ценностей, установок и стандартов полити

По ценностям доминирующей культуры
Политический процесс в России относится к незападному типу. Для него характерна нерасчлененность политики и эконо­мики, социальных и личных отношений. В силу незрелос

Политическое поведение и участие
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы1. По

Специфика политического поведения в России в период 90-х годов XX века
Наиболее хорошо изучено такое политическое поведение различных социальных групп в современной России, которое выражается в голосовании на выборах. Это связано с наличием такого источника информации

Международные отношения
Международные отношения —это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между с

Международные организации как субъекты международных отношений
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них.

Современные тенденции международных отношений
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась стар

Экологические проблемы
К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае­мой группе экологических проблем следует отнестипроблемы со­хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологиче

Социальные проблемы
Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле­тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван­ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных п

Россия в системе современных международных отношений
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «д

Социальная стратификация
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот русско-американский социолог, выдающийся ученый ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1988) виднейший российско-америк

Основные системы социальной стратификации
Английский социолог Энтони Гидденс (род. 1938) выделяет четыре исторически сложившиеся системы стратификации:рабство, касты, сословия, классы.

Стратификация современного российского общества
В настоящее время социальная стратификация российского общества претерпела значительные изменения: 1. изменился сам характер стратификационной системы. Раньше (в с

Выборы. Принципы избирательного права
Выборы – это процедура непосредственного избрания тех или иных лиц открытым или тайным голосованием для выполнения каких-либо государственных или общественных функций.

Фактор в политике
План: Исторические формы этнических общностей. Нации как субъект суверенитета и государственности. 3.Межнациональные конфликты

Нации как субъект суверенитета и государственности
Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной науке. Существует два различных подхода к его толкованию. Согласно первого подхода нация – это

Причины обострения межнациональных конфликтов в России
В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальных межна

Экономические причины
Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой – регионы традиц

Причины социально-культурные и социально-психологические
За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность – так называемый советский народ. Собственно, иначе и быть не могло. К данному факту можно относиться по-разн

Национализм, его типы
Национализм (от французского nationalisme) –идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальной идеологии и сознания, облекающее требования этниче

Роль религии в политической жизни общества
Вопрос влияния религиозного фактора на политическую стабильность государства заслуживает внимательного рассмотрения, потому что каждое общество, государ­ство по-своему понимают, поясняют и осуще

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *