Что значит поганые полки

«Слово о полку Игореве» как литературный памятник

Задачи урока. Ввести в круг чтения и понимания учащихся памятник литературы Древней Руси; на основе «Слова о полку Игореве» дать представление о духовно-нравственном своеобразии древнерусской литературы; дать реально-исторический, смысловой (герменевтический), лингвистический и литературоведческий комментарий к «Слову о полку Игореве»; формировать навык работы с текстом художественного произведения.

Материалы к уроку. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные учениками; таблица «Генеалогическое древо рода князей Рюриковичей»; географическая карта Древней Руси; дидактический материал; текст «Слова о полку Игореве».

Этапы урока

I. Слово учителя. Вопросы к ученикам.

Русской литературе почти тысяча лет. Из них семьсот лет — древнерусской литературе. С отдельными произведениями древнерусской литературы мы с вами уже познакомились. Я приведу цитаты. Назовите произведения, из которых эти цитаты взяты.

1. Был един народ славянский. и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь («Повесть временных лет»).

2. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова («Житие Александра Невского»).

3. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран («Поучение» Владимира Мономаха).

4. Приготовьте князю вашему баню, и пусть он смажет этим струпы и язвы на теле своём. А один струп пусть оставит несмазанным. И будет он здоров! («Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

5. О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена («Слово о погибели Русской земли»).

6. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Сёла рады, грады веселы («Слово о полку Игореве»).

II. Учитель. Последняя цитата из «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — литературный памятник. Цель сегодняшнего урока: учимся читать произведение древнерусской литературы в поэтическом переложении, а также анализировать его отдельные элементы.

— Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»?

(Походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича.)

III. Ученикам предлагается иллюстрация-коллаж, воспроизводящая сюжет «Слова о полку Игореве». Цель использования такого вида наглядности — помочь ученикам воспроизвести содержание произведения в сюжетной последовательности. Берётся для иллюстрации 10–12 фрагментов.

IV. Учитель. Перед вами иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные ученицей 9-го класса. Зачитаем из текста произведения строчки, которые соответствуют содержанию иллюстраций. Цитаты должны звучать в сюжетной последовательности.

V. Работа с картой Древней Руси (раздаточный материал). На этой карте — родная земля, Киев, вассальные княжества, периферийные географические объекты, “земля незнаема”. Какие реки, города, отмеченные на данной карте, упоминаются в «Слове о полку Игореве»?

VI. Упражнение «Найти четвёртое лишнее». Обосновать своё мнение.

VII. Работа по группам. Класс делится на четыре группы, которые по очереди отвечают на вопросы, подготовленные их товарищами и направленные на реально-исторический, лингвистический, литературоведческий и смысловой (герменевтический) комментарий.

Чтобы ученики сориентировались, какие вопросы они могут задавать той или иной группе, командир группы перед началом устной работы вытягивает билетик, на котором определено задание.

Примерные вопросы

1. Когда князь Игорь выступил в поход? (В 1185 году.)

2. Кто такой Боян? (Певец-поэт.)

3. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? (“Донец стелет бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками” (Д.С. Лихачёв); во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 году в ней утонул младший брат Владимира Мономаха Ростислав Всеволодович.)

4. В тексте сказано, что “Игорь-князь во злат стремень вступает”. Почему именно у Игоря золотое стремя? (Золотыми или золочёнными были только предметы княжеского обихода.)

5. Почему перед походом “трубы трубят”? (Звуками труб возвещалось начало переговоров, выступление в поход или сбор войска.)

7. “В Новеграде трубы громкие трубят”. Какой Новеград имеется в виду? (Имеется в виду Новгород-Северский — в Черниговской земле, на реке Десне.)

8. Где находится Курск? (В верховьях реки Сейм, на берегах рек Тускарь и Кура.)

1. Объясните смысл фразы “Слышен свист звериный”. (В степи суслики и байбаки свистят, когда уже светло. Фраза означает, что наступило утро.)

2. В произведении есть словосочетание “по былинам сего времени”. Что означает эта фраза в контексте «Слова о полку Игореве»? (“Былина” — быль, действительность.)

4. Что значит выражение “потопташа поганые полки половецкие”? (Рассеяли боевые порядки половцев.)

5. Объясните значение слова “поганые”. (От лат. paganus. Слово изменило своё первоначальное значение “языческий” и стало употребляться как “нечистый”, “грязный”.)

6. “Вымостили топкие болота епанчами красными врагов”. Какими предметами вымостили болота? (Накидками, плащами.)

7. Перевести на современный язык — “стоят стязи”. (Стяги подняты: движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы.)

8. Что значит выражение “вступить в стремень”? (Сесть на коня, выступить в поход.)

1. Объяснить смысл фразы “Родились под трубами, росли под шеломами”. (Будущие воины с детства привыкают к оружию.)

2. Объяснить значение символа “Тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра”. (Надвигающиеся тучи — символ наступающего врага.)

3. Какие произведения назывались “словом”? (Повествовательные, ораторские, сатирические и другие.)

4. Объяснить смысл метафоры: “Говор галок в роще пробудился, соловьиный щёкот приумолк”. (Образно говорится о том, что ночь сменилась утром.)

5. Почему обращение Ярославны к силам природы названо плачем? (Плач — старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках, свадьбе. Автору особенно дорога женщина в ореоле страданий. Все русские женщины разделяют скорбь по князю Игорю и его воинам. С выразительными заклинаниями обращается жена Игоря к силам природы. Сразу же после магических заклинаний Ярославны поэт рисует князя Игоря и его побег. Наверно, это неслучайно.)

6. Что значит выражение: “Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево”? (Попал в плен.)

7. Объяснить значение слова “аминь”. (Истинно, воистину, подлинно, верно и крепко. — Даль. «Толковый словарь русского языка».)

8. Как развивается в «Слове. » мотив борьбы тьмы и света? (На протяжении всего произведения свет сменяется тьмой, а тьма — светом. Спасение героя сопровождается всеобщей радостью, тьма сменяется светом. Побег Игоря открывается “парадом стихий”. — Федотов Г.П.)

1. Почему солнце прикрывает тьмою воинов Игоря? (“Солнце своим затмением как бы предупреждает Игоря не совершать необдуманный поход без сговора с другими князьями”. — Д.С. Лихачёв.)

2. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: “Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца”? (Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович Рыльский — племянник Игоря и Всеволода, Владимир — сын Игоря.)

3. Как понимать выражение: “Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве”? (Кони за Сулою — кони половцев, которые подошли только к границам Руси. Слава русской победы над половцами уже звенит в Киеве.)

4. Почему автор произведения вспоминает времена Трояна и времена Ярослава? (С целью сопоставления прошлого и настоящего Руси.)

5. Святослав узнаёт о трагедии из вещего сна. Толкуя сон князя, бояре произносят: “А готские девы поют у синего моря, звенят русским золотом. Поют они время Бусово, в сердце месть Шарукана лелея”. Кто такие готы и почему они радуются поражению Игоря? (По Лихачёву, “месть за Шарукана, которую лелеют на берегу синего моря готские красные девы, упомянута в «Слове» неслучайно. Шарукан потерпел жестокое поражение от Владимира Мономаха в 1106 году”.)

6. Почему автор упоминает о том, что “Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей?” (Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 году. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезённой на Русь из Византии. Церковь была почитаема народом из-за иконы, привезённой из Константинополя.)

Домашнее задание. Составить по тексту «Слово о полку Игореве» две-три задачи «Четвёртое — лишнее».

Источник

Кто такие поганые в «Слове о полку Игореве»

Кто такие поганые в «Слове о полку Игореве»

Современные филологи и христианские авторы переводят слово поганые как язычники, но, по-моему, это неверно. Мои исследования показывают, что язычество всегда мирно сосуществовало с христианством и даже было с ним единым вплоть до середины XVII века, когда была проведена реформа православия патриархом Никоном. А авторы НХ очень убедительно показывают, что то, что мы сейчас понимаем под язычеством, на самом деле было ветвью христианства, которая существовала до прихода патриархального православия к власти (но об этом ниже).

Если поганые не язычники, тогда кого же подразумевает автор «Слова» под этим именем? Обратимся к греческому языку.

В древнегреческом языке есть слово агапа. Агапа на греческом означает плотскую любовь. Если прочитать это слово наоборот, то получим паганые/поганые. Получается, что поганые — это те, кто предпочитают только плотскую любовь, а наши предки шли путём Любви на Небо. То есть мы видим здесь явное противостояние двух систем, так сказать.

То, что мы открыли сейчас, очень тесно переплетается с мифом о падении Трои. Имя Парис означает, как мы выяснили, Патший Свет. Поганый — паганый — па-га дословно означает «замкнутое только землёй движение жизни»: буква П и корень па означает «прижимание к земле», корень га — «движение, связанное с жизнью», так как здесь присутствует буква Ж (ср. нога, телега).

Поскольку пага — это замкнутое землёй движение жизни, тогда поганые — те, кто живёт только плотьным миром и его ценностями. Поганые — это те, кого вообще не интересует Небо, Любовь, они целиком сосредоточены на земной любви, на том, чтобы получить высшую власть на земле, скопить как можно больше, например, материальных ценностей, денег. Вот кого подразумевает автор «Слова» под «погаными», и ниже я приведу вам дополнительные доказательства этого предположения.

Мы возвращаемся к сну Святослава.

«…Сыпахуть ми тъщими тулы поганых тлъковинъ великый женчюг на лоно и неговахуть мя» — «…сыпали мне на лоно из пустых колчанов поганых крупный жемчуг и ласкали меня». Когда мы раскрыли предполагаемый смысл слова поганые, этот отрывок заиграл новыми красками. Ценности поганых пустые, и их колчаны тоже могут быть только пустыми, даже если в них полно жемчуга.

Князёк, как мы помним, куда-то делся, следовательно, и сам разум распался. А что вместо разума осталось? Крупный белый жемчуг, который сыплют на лоно Святослава из пустых колчанов поганых, и нега, нега… Жемчуг, который сыплют из пустых колчанов, — это пустое богатство; пустые колчаны принадлежат поганым — ум сосредоточился на земных ценностях, отвергнув небесные; жемчуг сыплют на лоно — ум сосредоточился на плотской любви, похоть захватила ум. Как видите, очень близкая параллель с мифом о Трое.

Итак, подытожим сон Святослава. Когда Игорь проиграл половцам, разум затуманился, распался, а жизнь на Руси стала сном во хмелю, полная боли и страданий, алчность и похоть занимают ум — вот о чём говорит нам сон Святослава. Узнав, кто такие половцы, вы увидите, что сон Святослава повествует нам о нашей жизни в настоящее время.

И тут встаёт вопрос: а почему князь Игорь проиграл половцам так, что разум скрылся? Или: из-за чего князь Игорь проиграл половцам так, что разум скрылся?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

О Слове и Писании

О Слове и Писании С тою же осторожностию говорить я должен о другом пункте, который с преждереченным тесно соединен, то есть о средствах, которыми обнаруживается сей Язык. Сие делается двумя способами, как и во всех Языках, то есть словесным выражением и знаками

О слове

О слове Слово является тем соединяющим мостом, который, осознанно или нет, выстраивается говорящим между видимым и невидимым мирами. От говорящего зависит, куда этот мост приведет тех, кто вольно или невольно ступит на него. Само слово, обозначающее понятие, которое оно

3. О Вечном Слове Божьем

3. О Вечном Слове Божьем Святое Писание гласит, Бог создал все вещи своим Вечным словом; также оно гласит, что Это слово есть Бог — Иоан.,1; нам следует понимать это так:Мир есть ничто иное, как воля, выдыхаемая Могуществом и Добродетелью; разделение Могущества делает из него

15. О Слове ЗНАНИЕ

15. О Слове ЗНАНИЕ Слово Знание я понимаю не так, как люди обычно понимают словоScientia [2] в Латинском Языке; под ним я понимаю истинную Основу, соответствующую Сознанию [3], каковое в Латинском и других Языках не удостаивается внимания Невежд; потому что всякое слово своим

«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» Странное это произведение, очень странное. Стоит его один раз внимательно и с душой прочесть (особенно если делать это под руководством знатока древнерусского языка), как оно захватывает и заставляет возвращаться к нему снова и снова. Хочется

Ум и разум в «Слове о полку Игореве»

Ум и разум в «Слове о полку Игореве» Я приведу все отрывки, в которых я встретил слова ум, мысль, дума, разум, солнце (в смысле «разум»).«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по

Кто такой Троян в «Слове о полку Игореве»

Кто такой Троян в «Слове о полку Игореве» Прежде всего приведу отрывки, где упоминается имя Троян. Совет: читая тексты или отрывки на древнерусском языке, никуда не торопитесь, читайте и перечитывайте их по несколько раз с промежутком в несколько дней, глядя на них как бы с

Кого в «Слове» олицетворяет князь Игорь

Кого в «Слове» олицетворяет князь Игорь Князь Игорь с дружиной пошёл войной на половинчатый ум, желая дойти до самого его чёрного дна, то есть желая полностью исчерпать его, чтобы этот ум перестал существовать вообще. «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену

Кто написал «Слово о полку Игореве»

Кто написал «Слово о полку Игореве» Ещё когда я в первый раз читал его самостоятельно, у меня складывалось впечатление, что оно написано гораздо позднее, совсем не в XII веке, как принято считать в нашей филологии (я думал, это XV–XVI век). Ну а когда я стал анализировать

Когда поганые пришли на Русь

Когда поганые пришли на Русь Согласно официально принятой версии истории, поганые пришли к нам с одной основательной победой всего один раз в XIII веке — это были татаро-монголы. Всё, что было до этого, — лишь набеги кочевников, стычки, которых полно в жизни каждого

Кто такие жиды и кто такие иудеи

Кто такие жиды и кто такие иудеи Давайте разберём слово жид. Jud — жид — иуд — Иуда, вот почему иудеи (не евреи!) — это жиды.Далее. Жид — жад (латинское u читается как русское А) — жадность. То есть жидами наши предки считали прежде всего жадных людей, крайне жадных.Жиды и

Главная идея «Слова о полку Игореве»

Главная идея «Слова о полку Игореве» Повторим сначала пройденное. Раньше, в самых старых сказках и мифах, змей проглатывал героя и выхаркивал его. То есть посвящаемый или герой не проходили в тело глубже желудка. Обратите внимание: желудок находится совсем рядом с

Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве Нижеследующая глава может быть помещена после главы «Жля, желание и жаление — это одно и то же», перед главой «Кто такой князь Игорь», но лучше всего с ней познакомиться после прочтения всей книги «Дорога Домой».Это была ошибка со стороны наших

Как случилось так, что на Русскую землю стали приходить поганые с победами

Как случилось так, что на Русскую землю стали приходить поганые с победами Когда я рассказываю о том, какой была могущественной Русь, сколько знаний дала миру (см. рис. 1), какие люди были красивые, разумные, сильные, мне часто задают вопрос: «Как же случилось так, что мы,

Источник

Чьрленъ стягъ, бела хирюговь, чрьлена чолка

Слово о полку Игореве, который шел к Христу, а пришел к Богу.

Давайте, наконец-то разберемся, что здесь сказано Христом.

Вроде бы простые слова, да?

Но до сих пор их никто не понял.

Для начала, полностью этот отрывок:

Что здесь происходит?

Это смешно, но ни ученые, ни поэты до сих этого не знают, хотя думают, что знают.

Начнем с Д.С.Лихачева

» Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, разлетевшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото,
и паволоки,
и дорогие оксамиты.

Покрывалами,
и плащами,
и кожухами
стали мосты мостить но болотам
и топким местам,
и всякими узорочьями половецкими.

Червлен стяг,
белая хоругвь,
червлена чёлка,
серебряно древко –
храброму Святославичу!»

Объяснительный перевод Д.С. Лихачева:

«Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев. Богатая добыча досталась войску Игоря; сам же Игорь берет себе только боевые знаки врагов.

Это что за нелепость?

Какая может быть добыча на поле боя?

И откуда взялись девки с золотом на поле боя?

Догнали, сорвали с них покрывала, плащи, кожухи и бросили всё это в болото.

Игоря тоже прибарахлили, как-будто он пахан во главе банды.

Чем тут гордиться-то?

А тем, что происходит на самом деле.

А на самом деле здесь нет никакого боя с половцами, а есть только бегущие девки половецкие!

И нет никаких полков половецких, а есть только пОлки половецкие.

Это деревянные пОлки для торговли на рынке (я уже давно писал об этом, но сегодня будет добавка) с нашей стороны пограничной реки Сулы.

И это не какая-то лихачевская добыча, а это барахло с рынка, которым торговали половецкие девки и которое полетело в болото, чтобы пройти войску.

Чем торговали девки половецкие?

«Орьтъмами, и япончицами, и кожухы»

Это видимо то, что производили сами половцы и всё это могло быть с узорами половецкими.

А что там с золотом, паволокы(шелк) и дорогими оксамитами(камнями)?

А это, думаю, было на самих девках в качестве украшения.

А если тот же нищий и тоже лапти, но во фраке и золотыми перстнями, то другая.

А почему только девки? А не парни, например?

А девки потому, что для торговли надо знать русский язык, и взрослые его не знают, а молодежь знает.

Это как с компьютером, когда младенец в пеленках уже шарится в нем, а родители нет.

Также и здесь, потому что половцы пришли на Русь недавно и русские дети под половцами, всё равно будут общаться с половецкими детьми, а поэтому половецкие, когда подрастут, смогут торговать.

Когда половцы пришли на Русь?

Это требует отдельной статьи и я её напишу.

У ученых-историков они пришли на Русь в начале 11 века.

У Христа они пришли не раньше, чем лет через 10 после Рождения Христа в 6660 лето (1152) в Володимире (Боголюбово) а это вторая половина 12 века.

И прогнали половцев с Руси не мифические монголы, и было это не в 1223 году на Калке, когда, якобы, русские объединились с половцами против монголов и проиграли. Не было ни монголов, ни Калки, ни объединения русских с половцами(это маразм).

И было это не позже конца 12 века. С половцев это началось, а закончится завоеванием Европы и Азии Христом во главе русских войск.

Причем, Мстислав был мужем царицы Тамары и от них пошел род

БОГ-РАТионов-Бога рать. О чем даже не догадывался полководец Петр Багратион-потомок Христа на русской земле.А были еще и не на русской.

Итак, почему ученые не поняли, что это не бой с половцами, а разгром половецкого базара на нашей стороне Сулы?

«Наутро же, в пятницу, в обеденное время, встретились с полками половецкими»

Так и тянет добавить: Наутро же, в пятницу, в обеденное время, сразу после ужина в субботу.

Как один негодяй мог задурить всем головы?

И почему это продолжается до сих пор?

37. На рассвете, в пятницу, в туманах,
Стрелами по полю полетев,
Смяло войско половцев поганых
И умчало половецких дев.
Захватили золота без счета,
Груду аксамитов и шелков,
38. Вымостили топкие болота
Япанчами красными врагов.
39. А червленый стяг с хоругвью белой,
Челку и копье из серебра
Взял в награду Святославич смелый,
Не желая прочего добра
Копье из серебра? У Лихачева это серебряно древко, но одна хрень.

И Игорь перестал быть мародером!

Сначала статьи будут появляться в моем блоге на телетайпе. Там больше возможностей для оформления и там никто меня не удалит, если я поругаю Лихачева.

Источник

13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»

Грамотность на «Меле»

«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.

Что значит поганые полки

Все пути им ведомы,

С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.

Что значит поганые полки

Уж лиса на щит червлёный брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном…

«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.

Что значит поганые полки

Захватили золота без счёта,

Груду аксамитов и шелков,

Вымостили топкие болота

Япанчами красными врагов.

Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).

«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.

Что значит поганые полки

Берега Немиги той проклятой

Почернели от кровавых трав —

Не добром засеял их оратай,

А костями русскими — Всеслав.

«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:

Оглянись: сошла вода,

Зимний дождь не хлещет боле;

На горах опять стада,

И оратай вышел в поле.

Что значит поганые полки

А в степи, с ордой своею дикой

Серым волком рыская чуть свет,

Старый Гзак на Дон бежит великий,

И Кончак спешит ему вослед.

Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.

Что значит поганые полки

Вот Стрибожьи вылетели внуки —

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.

Что значит поганые полки

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.

«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.

Что значит поганые полки

Прозван Гориславичем в народе,

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,

Внук Даждь-бога бедствовал в походе,

Век людской в крамолах стал недолог.

Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.

Что значит поганые полки

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.

Что значит поганые полки

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна.

«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.

Что значит поганые полки

8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *