Что значит поэтическое предложение
Что такое поэтическое обращение?
Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.
Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)
В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!
Значение слова «поэтический»
1. Прил. к поэзия (в 1 и 2 знач.). Поэтическое произведение. Поэтическое воспроизведение действительности. □ «Горе от ума» есть в высшей степени поэтическое создание. Белинский, Горе от ума. Соч. А. С. Грибоедова. Верещагин или Дорошенко поставляли стихи, соперничая друг с другом на поэтическом поприще. Короленко, История моего современника. [Маяковский] обогащал не только поэтическую, но и живую речь. Тихонов, Александр Пушкин.
2. Связанный с творением поэзии (в 1 и 2 знач.), со способностью к поэзии. Поэтический талант. Поэтическое вдохновение. Поэтическое чутье. □ Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы. И. Гончаров, Обломов.
3. Проникнутый поэзией (в 3 знач.). Какой поэтический и грациозный рассказ! Какой поэтический и умиляющий душу образ смерти! Белинский, Гамлет, драма Шекспира. || Возвышенный, полный очарования и задушевности. Есть что-то особенно поэтическое в звоне колокола ночью, особенно такого звучного и гармонического, как лаврский. Гл. Успенский, У Троицы Сергия. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме. Л. Толстой, Война и мир.
4. Обладающий повышенной эмоциональностью, большой чувствительностью. Поэтическая натура. □ — Тебе каждая женщина нравится, а мне — одна из тысячи. Я люблю только один тип, который чрезвычайно редко встречается — тип поэтической женщины! Скиталец, Миньона. Душа у Мануйлы непростая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. М. Пришвин, В краю непуганых птиц.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЭТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое [греч. poiētikos]. 1. Прил. к поэзия в 1 и 2 знач., литературно-художественный. Поэтическое творчество. П. дар. Поэтическое произведение. || Свойственный поэзии, стихотворству, стихотворный. Поэтическая вольность. Поэтические формы. Законы поэтической речи. 2. Выражающий, воплощающий творческое дарование, творческий порыв. П. замысел. Если б во мне билась поэтическая жилка, — я бы, вероятно, принялся писать стихи. Тургенев. 3. перен. Очаровательный, изящный, поражающий чувство и воображение (книжн.). П. вид. Поэтическая внешность. Поэтическое настроение. 4. перен. Возвышенный, идеальный (устар.). Начитавшись тогдашних романов и сладеньких стишков. считали обязанностью стоять за духовную любовь, которая называлась еще возвышенной,
благородной, поэтической, в отличие от земной.
Чужбинский. 5. перен. Приукрашенный фантазией, являющийся плодом пустого воображения (пренебр. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поэти́ческий
1. относящийся к поэзии ◆ Эти образы проникают всю эйдологическую ткань „Цемента», придавая его поэтическому языку своеобразный, а порой и однообразный отпечаток. Е.Ф. Никитина, С.В. Шувалов, «Беллетристы современники», 1928 г.
2. связанный с созданием поэзии, со способностью к поэзии
3. проникнутый поэзией, возвышенный, задушевный
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экскурсионный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое поэтическое обращение?
Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.
Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)
В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!
что такое поэтическое обращения
Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.
Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)
В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!
Урок по русскому языку «Поэтическое обращение» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ
Цели урока: дать понятие поэтического обращения, показать его отличие от обращения; определить роль поэтического обращения в тексте как изобразительно-выразительного средства.
1. Найдите обращение в предложенных стихотворных строках. Выпишите их.
1) – Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана! (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
2) И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
3) Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз. (А.С.Пушкин «19 октября»)
2. Вспомните, что такое обращение. С какой интонацией оно произносится?
(Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.)
Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.
3. Что же такое поэтическое обращение?
Мы уже увидели, что в стихотворной, поэтической речи может использоваться обычное обращение. Значит дело не в том, какой перед нами текст, прозаический или стихотворный. Давайте попробуем разобраться,
в чем отличительные особенности поэтического обращения.
Прочитайте отрывки из текстов русских народных песен. Определите, к каким силам обращается человек. Выпишите обращения.
1) Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,
Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду..
(«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая..»)
2) Соловеюшка премилый,
Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-ка дружку моему…
3) Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкий поклон…
(«Из-за лесу, лесу темнаго…»)
4) Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
(«Не шуми, мати зеленая дубровушка»)
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашенная разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
(«Ах ты, рощица, ты моя зеленая…»)
Выписанные вами обращения называются поэтическими.
В чем отличие поэтических обращений от обращений, выписанных из стихотворений Пушкина и Лермонтова (пункт первый)? (Поэтическое обращение называет предмет или явление, которые не смогут воспринять речь человека, им адресованную.)
Таким образом, поэтическое обращение – это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.
В чем же смысл употребления поэтических обращений в народных лирических песнях?
(Природная стихия живет по своим законам, неподвластным человеческому разуму. Она может защитить, дать кров, а может и погубить человека. Древние люди поклонялись природным силам, искали у них защиты и покровительства. Поэтому обожествление, одухотворение сил природы для древнего человека вполне естественно.)
Продолжите этот ряд самостоятельно. Символом чего является соловей?
В чем причина обращения к погоде?
Какую еще особенность поэтических обращений в народных лирических песнях мы можем заметить? С какими суффиксами использованы существительные в качестве обращений?
Что такое поэтическое обращение? Вывод записывается в тетрадь.
Какие особенности поэтического обращения можно отметить в народных лирических песнях?
4. Роль поэтических обращений в художественном произведении.
1) Прочитайте отрывок из VII главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит
И, умиленными очами
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю тихий, милый свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»
Найдите поэтические обращения и выпишите их.
К чему обращается Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин»? (К силам природы.)
Сопоставьте поэтические обращения Татьяны Лариной с теми, что вы выписали из народных песен. Объясните, почему А.С.Пушкин сказал о своей героине, барышне, воспитанной на французских романах: «Татьяна, русская душою…»
Возвращаясь к теме урока, давайте сформулируем, какова же роль поэтического обращения в тексте.
(Поэтическое обращении в тексте используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения.)
Но помимо этого поэтическое обращение дает возможность высказать автору свое отношение к героине и свое настроение.
Обратите внимание на то, что поэтические обращения Татьяны Лариной все же отличаются от поэтических обращений в народных лирических песнях. В чем это отличие? Оно в отсутствии уменьшительно-ласкательных суффиксов и использовании в качестве обращений более широких понятий.
С чем ассоциируются в речи героини А.С.Пушкина «мирные долины», вершины гор, леса, «веселая природа»? (Со свободой, «тихим, милым светом».) А чему эти образы противостоят? («Шуму блистательных сует».)
Вряд ли барышня, выросшая в деревенской тиши, достоверно представляет себе светскую жизнь. Жизнь светского общества ей будет казаться загадочной, непонятной, может быть, романтичной, но суетливой и пустой. Поэтому здесь скорее звучит голос самого автора.
Это его тревога, его беспокойство за судьбу «милой Татьяны», которая должна отправиться в Москву на ярмарку невест, переданы в предыдущей строфе:
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей;
Московских франтов и Цирцей
Привлечь насмешливые взгляды.
О страх! нет, лучше и верней
В глуши лесов остаться ей.
Какую цель преследует автор, используя в тексте поэтическое обращение?
(Использование поэтического обращения позволяет автору высказать свое отношение к изображаемому – модальная функция)
5. Продолжите предложение и запишите его в тетрадь.
Поэтическое обращение используется в тексте как изобразительно-выразительное средство, помогающее……………………………………….
6. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А.Есенина. Выпишите примеры с поэтическими обращениями; расставьте недостающие знаки препинания.
1) Ты жива еще моя старушка? 5) Но люблю тебя родина кроткая!
Жив и я. Привет тебе, привет! А за что – разгадать не могу.
Пусть струится над твоей избушкой Весела твоя радость короткая
Тот вечерний несказанный свет. С громкой песней весной на лугу.
2) Ах поля мои борозды милые
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Хочешь, сам я тебе подпою О моя терпеливая мать!
Про лукавые девичьи очи, Я пойду за дорожным курганом
Про веселую юность мою. Дорогого гостя встречать.
4) Я снова здесь, в семье родной
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Задание: объясните роль поэтических обращений в стихотворениях С.А.Есенина.